рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Биологическое и социальное в человеке

Работа сделанна в 2002 году

Биологическое и социальное в человеке - Контрольная Работа, раздел Социология, - 2002 год - Министерство Образования Российской Федерации Санкт-Петербургская Государств...

Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики. Контрольная работа по теме Биологическое и социальное в человеке Выполнила студентка Сергеева Ирина В. Группа 2307-33 Заочное отделение Шифр у. 33.11 Санкт-Петербург 2002 Введение.Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет. В. А. Сухомлинский Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид. Ещ доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке.

Это что-то они назвали душой. Платон сделал величайшее научное открытие.Он установил, что душа человека состоит из трх частей разума, чувств и воли. Весь духовный мир человека рождается именно его разумом, его чувствами и его волей.

Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нм, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов. Структура природы человека. В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие е части природа биологическая, природа социальная и природа духовная.Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад.

От этого далкого предка происходят современные гоминиды человекообразные обезьяны и люди. Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени австралопитек ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад - питекантроп обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад - синантроп ископаемый китайский человек, 500 тысяч лет - неандерталец 100 тысяч лет - кроманьонец Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет - человек современный 20 тыс. лет тому назад.

При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору.

У человека нет тплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе.

Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества.

Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7 нейронов, а остальные 13 миллиардов 93 - остаются неиспользованным серым веществом.В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие темперамент, который бывает одним из четырх возможных типов холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический таланты и склонности.

При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК генов. Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного. Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек.Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живт его биологическая природа.

Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорожднному биологическому существу Homo Sapiens ещ только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова. Описание социальной природы человека начнм с определения общества.Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ для воспроизводства рода своего и своего образа жизни.

Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания в интересах индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением.В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека.

Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека. Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу.В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением в обществе обуздываются зоологические инстинкты в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений Духовная природа человека. Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность.

Существует множество определений личности, выделения е признаков и характеристик.Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности.

Личность - это существо, которое со знанием дела сознательно принимает решения и нест ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение. Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики.А в психике человека различаются три составные части Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений. Биологическое и социальное в человеке.

Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного.А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством.

Осуществив заложенное биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность своего потомства и умереть.Умереть, чтобы продолжал существовать род. Животное рождается, живт и умирает ради продолжения своего рода. И больше никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека.

Человек, родившись, должен получить от своих предков вс необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав воспроизвести себе подобного, родить ребнка. Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания, общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей.Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны освободить место для других.

Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков, родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки только для того, чтобы оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть.У не, бабочки-однодневки, нет даже органов питания.

Самка паука-крестовика после оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела своего возлюбленного дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню И у человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла.Не лишне заметить, что биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной.

Если человек исчерпывает генетически определнное ему время жизни, смерть ему становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки зрения, цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющейся со смертью.Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства Homo Sapiens.

Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни. Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести потомство.А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими только ему параметрами.

Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens.Только общество накопляет, сохраняет и передат следующим поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за существования.

Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида личности необходимо сохранять общество этого индивида личности. Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь.Даже в том случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью.

Кроме гарантий сохранения рода человеческого общество сверх этого дат каждому своему члену ряд других, невиданный в животном мире преимуществ. Так только в обществе новорожднный биологический кандидат на человека становиться настоящим человеком.Здесь же необходимо сказать, что социальная природа человека диктует ему видеть смысл своего, отдельного человека, существования в служении обществу, другим людям вплоть до самопожертвования на благо общества, других людей.

Смысл жизни человека. Реализация смысла жизни человека предопределяется и зависит от трех составных биологических предпосылок, общества, в котором протекает жизнедеятельность человека и от личных качеств самого человека.А поскольку реализация смысла жизни, как мы уже знаем это реализация в жизни человека смысложизненных идеалов, которые в концентрированной форме выражают мировоззрение человека, то мы будем рассматривать реализацию смысла жизни человека в органической связи с процессом формирования мировоззрения человека.

При этом мы не только будем опираться на уже сказанное, но и повторять его. По своему происхождению и функциям мировоззрение не является чем-то самодостаточным, то есть не есть чем-то таким, что возникает из ничего и функционирует не зависимо ото всего, процесс его формирования и характер появления имеют свои причины, их становление неразрывно связано с становлением самого человека.А сама личность мировоззренчески развивается под влиянием трх факторов 1. Естественно-биологического 2. Социального 3. Личностного. Начнм с рассмотрения влияния на формирование мировоззрение человека, прежде всего фактора социального.

Новорожднный кандидат на человека становится человеком, прежде всего, путм усвоения разных элементов общественной жизни. Вместе с элементами общественной жизни кандидат на человека усваивает наличные в обществе те или иные типы мировоззрения.Подчеркнм, что именно общество во всем его многообразии является главным фактором формирования и типа мировоззрения и типа личности. Возьмм, к примеру, людей с религиозным мировоззрением.

Рожднный в Турции наиболее вероятно станет мусульманином, рожднный в Бирме - буддистом, в Индии - индуистом, а в России, Украине, Белоруссии - православным.На новорожднного общество действует не непосредственно, а через его семью, ближайшее окружение, или, как говорят социологи, через микросреду, которое для новорожднного является всем обществом, всем общественным бытием, которое всегда определяет общественное сознание.

Если семья или микросреда, в которую попал новорожднный, имеет какие-то специфические мировоззренческие отличия, то они, как правило, стают мировоззренческими отличиями и кандидата на человека. В этом плане общество и микросреда действуют на формирование мировоззрения человека почти что с силой естественного закона.Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание ребнка, подростка, юноши.

Оно осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские пионерские, скаутские организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования. Ещ большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека.Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, крестьянина а также более узко - инженера, военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника, агронома, учителя, шахтра и так далее диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе.

На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия.Вс, что защищает, выражает социальные интересы нанизывается на этот стержень и удерживается на нм. На стержень социальных интересов и для выражения их нанизываются также разные элементы мировоззрения.

Таким образом, мировоззрение, не зависимо от его истинности или ошибочности, всегда у личности имеет резко выраженный социальный характер.Исходя из своего социального положения человек, всегда принимает одни элементы мировоззрения и отбрасывает другие к одним положениям мировоззрения чувствует симпатии, а к другим - отвращение. Изменение социального положения сплошь и рядом ведт к изменению мировоззренческих ориентиров человека.

При чм, это касается не только перехода из одного классового положения - рабочего, работодателя, крестьянина, служащего но и изменения всякого конкретного социального положения человека. Важным социальным фактором формирования мировоззрения является время и национальные особенности общества, к которому принадлежит человек.У людей 21 столетия мировоззрение не то, каким оно было у людей периода средневековья у нас не то, которое имеют современные африканский племена тутси и хутто, или у жителей американского штата Аризона.

Национальные черты мировоззрения, не зависимо от национального осознания, формируются ещ в период детства. В национальных особенностях мировоззрения воплощается определенное понимание иерархии ценностей, особенности истолкования и оценки большинства смысложизненных идеалов.Это проявляется, прежде всего, в формировании бытового поведения и вкусов, фиксируется в колорите языка. Усваивая язык, ребнок вместе с ней усваивает всю целостную культуру своего народа.

Не случайно говорится Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек, В языке, в речи наиболее полно воплощается вся духовная жизнь нации, народа. Как видим, в обществе существует несколько важных факторов, влияющих на формирование типа мировоззрения.Что же касается факторов, так сказать, индивидуального плана, то их тоже несколько. Это обусловлено как природой, так и социальной многоплановостью самой личности человека.

Обратимся сначала к данным самой природе психологических составных личности человека. Благодаря полученным от природы особенностям своей психики человек в состоянии отразить и понять вс разнообразие окружающей действительности и в тоже время не свести всю свою духовную жизнь к отражению и познанию. В результате - духовный, субъективный мир человека, а вернее всего человечества такой же неисчерпаем, как неисчерпаемым есть и мир материальный, объективный.Таким образом, для человека существует мир материальный и мир духовный, как два качественно различные, но оба мира - безграничные и неисчерпаемые по своему содержанию и объму.

Правда, в мире материальном есть то, что ещ не нашло своего отражения в мире духовном. Но все это полностью компенсируется тем, что в духовном мире есть то, чего нет и не может быть в мире материальном, а именно - продуктов фантазии, художественного творчества, в том числе и заблуждений. Заключение.Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой.

Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу.Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами производит свою собственную окружающую среду жилище, одежду, орудия труда, изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п. свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует.

Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как Кто я, Для чего я живу, Что я должен делать и др. Человек не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире в обществе, которое социализирует человека.

Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества.

Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли. Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными.

Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства.Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую и социальную природу человека. Литература. 1. Дубинин Н. П. Что такое человек. М. Мысль, 1983. 2. Человек. Авт сост. Макарова Н. Е. Мн. Современный литератор, 2001. 3. А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека Проблемы развития психики. 4-е издание. М 1981. 4. Зобов Р. А Келасьев В. Н. Самореализация человека. Учебное пособие.СПб. Изд. СПб университета, 2001.

– Конец работы –

Используемые теги: Биологическое, Социальное, человеке0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Биологическое и социальное в человеке

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

Биологическое и социальное в человеке. Человек как целостность
Биологические характеристики человека не включаются в понятие личности. В этом понятии фиксируются специфические общественные характеристики… Именно она играет большую роль в формировании индивидуальности. Социальная… Она складывается из различных факторов, включая состояние общественного сознания, его содержание и формы, средства и…

Понятие о личности. Социальные и биологические факторы развития человека как личности
Понятие индивид утверждает принадлежность человека к биологическому роду... Индивид является носителем врожденных свойств и тех которые приобретаются им... Понятие индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека формирующееся в процессе взаимодействия...

Биологическое оружие и биологический терроризм. Особенности поражающего действия биологических средств
Введение... В истории человечества зачастую многие крупные научные открытия в той или иной... Так в период войн Александра Македонского с целью воспрепятствования использования питьевой воды из колодцев в них...

Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие.
На сайте allrefs.net читайте: Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие....

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Биологическое и социальное в человеке
Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он… Существуют также и биологически запрограммированные протосоциальные… Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой…

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Представления о человеке и его потребностях в период Возрождения и Нового времени. Биологические и социальные потребности
Близкое к ним понятие прихоть обозначает желание, в котором преобладает субъективный момент, каприз. Иными словами, прихоть не имеет под собой достаточных объективных, разумных… Они зависят не от жесткой необходимости выживания организма, а от субъективных пристрастий и вкусов, не являющихся…

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам