рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Топологизация жизненного пространства (постмодернистский взгляд на социологию личности)

Топологизация жизненного пространства (постмодернистский взгляд на социологию личности) - раздел Социология, Топологизация Жизненного Пространства (Постмодернистский Взгляд На Социологию...

Топологизация жизненного пространства (постмодернистский взгляд на социологию личности) Яковлев Л. С. Метафора "жизненное пространство" для меня оказывается наиболее эффективным инструментом категориального синтеза, в конечном счете, призванного обеспечить возможность, по крайней мере, супплементарного, включения в дискурс подходов, совокупность которых составляет целостность современной мультипарадигмальной социологической теории. " Тотализация" социологического дискурса по Н. Луману оказывается трудно осуществимой на практике; социологическая теория не становится и когерентным целым - по лукавому замечанию Г. Вагнера, "дьявол плюрализма теорий изгоняется Вельзевулом империализма теории", но не более.[1] Не приходится говорить и о степени продуктивности формирования приоритета того или иного методологического подхода.

Реальные успехи современного социологического знания достигнуты на разных путях; сосуществование школ и направлений, ключевые принципы строящихся в рамках идеологии которых схем кажутся трудно совместимыми - не прихоть конвенционализма, а необходимое состояние сегодняшней науки.

Интегративный смысл категории "жизненное пространство" обусловлен ее совместимостью в системах категорий, описывающих теоретические системы, предложенные в рамках всех наиболее продуктивных направлений современной социологической мысли.Она соотносится с категориальным рядом феноменологии через понятие "жизненные миры", что позволяет адаптировать концептуальные построения Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, обращаться к анализу способов типологизации А. Шюцем,[2] а также к опыту этнометодологии, поскольку последняя опирается на феноменологическую традицию.

С другой стороны, через посредство категории "социальное пространство" обеспечивается совместимость продуцируемых построений с концепциями, прежде всего, П. Бурдье, и, как непосредственно (в меру наличия в теоретических схемах П. Бурдье наследия структурализма), так и опосредовано, с различными интерпретациями структурализма.

Понятие пространства - одно из наиболее фундаментальных в человеческом мышлении. Органически нам присуще понимание его, во-первых, в единстве с категорией времени, как хронотоп, пространственно- временной континуум,[3] во-вторых, как охватывающую и включающую нас самих реальность. Пространство приобретает статус социологической категории лишь в последние десятилетия.Для Г. Зиммеля и П. Сорокина оно было, прежде всего, пространством физическим, служащим полем социального взаимодействия.

Несколько более широкие возможности толкования открывает трактовка М. Вебера, рассматривающего цивилизованную жизнь отдельного человека как включенную в бесконечный прогресс. Однако, для современной социологической традиции М. Вебер выступает классическим представителем "социологии времени", и его обращение к теме пространства не получило непосредственного продолжения.То же следует сказать и о концепции пространства Э. Дюркгейма, актуализированной лишь в новейших исследованиях. По существу, в качестве физического, служащего базой для социального "аналитического" действия, выступает резидентное пространство и для раннего Т. Парсонса.

Дальнейшая эволюция его воззрений по данной теме, как, впрочем, и ряду других, не была востребована социологической теорией, парадигматизировавшей именно работы Т. Парсонса тридцатых-пятидесятых годов.Нами не используется в качестве генеральной категория " социальное пространство", поскольку она приобрела в социологической теории достаточно устоявшееся значение в качестве термина десигната пространства социального взаимодействия.

Термин жизненное пространство используется нами как более общий, объединяющий значения совокупности полей предметизации, лежащих между человеком как субъектом идеального действия и физической реальностью. Такое понимание оказывается органичным проблемному полю, формируемому в границах синтеза теоретических и практических подходов.Мир обретает пространственное измерение по мере становления личности.

Дж. Беркли указывал на однотипность процессов становления языка и пространственного восприятия. Законы освоения физического пространства до определенной степени определяют процессы конструирования жизненных пространств.Мир человека на ранних стадиях социоантропогенеза представлял собою предметный мир, целостность которого дана взаимным положением и связями объектов, а не помыслена. Здесь могло бы иметь место объективное наблюдение, если бы субъект этого наблюдения мог действительно вычле-нять свойства и связи объектов.

Однако и эта объективность условна, поскольку в той степени, в какой объект вообще может быть дан наблюдателю, он помыслен. Таким образом, жизненное пространство есть пространство включенности личности в мир, составляемый совокупностью реальных объектов, но данный субъекту только в восприятии. В рамках конкретной социологической теории эти положения получают реализацию у Э. Гидденса.Структурная организация - непременное условие устойчивости процессов социальных взаимодействий.

Общество создается в результате пространственно-временной структурации этих взаимодействий, которая может быть конкретизирована как регионализация, детализация-разбивка окружающей человека реальности, определяющая системы дистанций, форму присутствия индивидов в социальном пространстве-времени. Концепция Э. Гидденса представляется синтетической, опирающейся как на феноменологическую, так и на структуралистскую традиции.Она интегрирует как подходы, восходящие к субстратному пониманию социального пространства в традиции Э. Дюркгейма, и развиваемые инвайронментальной школой (Р. Маккензи, А. Холи, Р. Парк, У. Каттон), так и идущие от П. Сорокина, и, в известном смысле, от Т. Парсонса, и направленные на трактовку социального пространства как поля связей между агентами, элементами социального взаимодействия.

Обращение социологии к категории пространства оказывается необходимым в ситуации, определяемой одним из инициаторов внедрения такого подхода, П. Бурдье, как колебания социальных наук между субъективизмом и объективизмом, или физикализмом и психологизмом ("который может приобретать феноменологические, семиологические окраски").[4] Первая традиция порождает дедуктивно строгие, верифицируемые, целостные теории, оказывающиеся, однако, неспособными давать значимые достоверные прогнозы социальных процессов, часто деградирующие к тавтологичности или опровергаемые практическим опытом.

Вторая размывает грань между научным и интуитивным знанием.

По емкой метафоре Г. С. Батыгина сингулярности молчат: только организованные в пространстве признаков наблюдения перестают быть "случаями".[5] Но перенесение социологического исследования из мира реальности во "вселенную индикаторов" ставит объективную эмпирическую социологию в положение, сходное с тем, в котором оказалась, в свое время, объективная теоретическая социология.По замечанию К. Джини в социальных науках нет теории, есть описания статистических регулярностей.

Эти регулярности можно, опираясь на разработанную технику исследования, достаточно уверенно выделять. Но если сингулярности молчат, то регулярности твердят банальные истины, объясняя лишь сами себя. Регулярность не выводима за собственные пределы, приложима лишь к описываемой ею совокупности, но не к ее индивидуальному элементу, подмножеству, или другому (пусть сходному) множеству, даже к той же самой совокупности, но в изменившихся условиях, или по прошествии некоторого времени (в том смысле, что относительная константность внешних условий никак не гарантирует отсутствия внутренних изменений). Чтобы преодолеть искусственную оппозицию структур и представлений надо порвать с субстанционалистским способом мышления, применить к социальному миру реляционный способ: помыслить не субстанции, а связи, полагает П. Бурдье, подчеркивая, что изменение терминологии здесь одновременно и условие, и результат разрыва с обыденным представлением.

Разрешению конфликта смыслов способствует обращение к классическому постулату А. Шюца, определившего социальную реальность как всю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира - опыта обыденного сознания людей, связанных с себе подобными отношениями интеракции; интерсубъективный мир культурных объектов и социальных институтов.

Обыденное сознание акторов социализировано структурно-генетически.[6] С этим пониманием согласуется, составляя непротиворечивую картину, тезис Э. Гидденса о непрерывной структурации социальной реальности. Формулируемая концепция личности, как результата и формы структурации жизненного пространства, принадлежащая постмодернистскому осмыслению реальности по типу его восприятия, сегодня, на рубеже перехода к информационной цивилизации, приобретает визуальный смысл.

По точному замечанию Д. В. Иванова, сегодня "сущность человека отчуждается не в социальную, а в виртуальную реальность".[7] Я выразил бы мысль и резче: виртуализация, развеществление общества, позволяют нам понять, что личность в ее сформулированном позитивистским гуманизмом понимании, не существует.

Не артикулируя здесь всех очевидных и неочевидных следствий, заметим, что лишь благодаря определяемому таким образом пониманию может быть снята неразрешимость в интерпретациях нормы и адаптивности, как этапно-ключевых категорий для трактовки динамики статуса личности в макросреде.Как замечает при анализе разработанности проблемы последним, на настоящее время, обратившийся к ней П. С. Кузнецов, в литературе структура адаптации либо отождествляется со структурой личности, либо рассматривается в отношении нее как действие, характеризуемое ситуацией, потребностью, способами.[8]. Понимая личность как конфигурацию жизненного пространства, мы приходим к очевидности: инстинкт выживания индивида побуждает к интеграции в жизненную среду, осуществляемую через структурирование личности.

В последние десятилетия, во многом благодаря воздействию идей А. Шюца,в понимании социально-пространственных отношений получает распространение подход, основанный на феноменологической традиции.

Такое синтетическое понимание, в определенной степени, дистанцируется от структурных и субстратных трактовок, уже на понятийном уровне, используя термин "жизненное пространство". Вслед за П. Бергером и Т. Лукманом [9] субъективная повседневная реальность становится главным наполнением социально-пространственных отношений для А. Турена, А. Лефевра, П. Ансара.Предметом изучения становится мозаичность поведенческих пространств, ролевые, вещно-бытовые пространства, их институциональная природа.

С точки зрения П. Ансара социальное поле представляет собой систему позиций лиц.[10] Нами отстаивается понимание жизненного пространства не как места бытия личности, а как поля напряженности, ее структурирующего, и ею, в свою очередь, структурируемого. Личность существует, пока она подвергается (и подвергает себя, и мир вокруг) структурации, которая есть не единовременный, дающий в результате некоторую организацию, акт, или цепочка актов, но непрерывный процесс, продуцент которого перестает существовать, когда процесс обрывается.

Жизненное пространство, понятое генетически, дано в его структурации, в наполнении смыслами. Список литературы Вагнер Г. Социология: к вопросу о единстве дисциплины // Социологический журнал. 1996. № 3/4. с. 66. Schutz A. Phenomenology of the Social World. London, Heinemann, 1972. Ярская В. Н. Время в эволюции культуры.Философские очерки.

Саратов, 1989. С.122, 139. Бурдье П. Начала. М 1994. С.183. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М 1995. С.67-68. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. Под ред. В. И. Добренькова. М 1994. С.485, 492. Иванов Д. В. Критическая теория и виртуализация общества // Социс. 1999. № 1. с. 35. Кузнецов П. С. Концепция социальной адаптации.Саратов, 2000. с. 136. Бергер П Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М 1995. Ансар П. Современная социология // Социологические исследования. 1996. № 1. С. 139.

– Конец работы –

Используемые теги: Топологизация, жизненного, пространства, постмодернистский, взгляд, социологию, личности0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Топологизация жизненного пространства (постмодернистский взгляд на социологию личности)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Нравственные основы христианства. Филосовские взгляды Руссою. Религиозно-филосовские взгляды Булгакова
В своей совокупности они составляют то, что можно назвать официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали. Христианство - идеология,… При ближайшем рассмотрении заповедей ветхозаветного декалога бросается в… Первые четыре заповеди десятисловия сами по себе не имеют к морали непосредственного отношения. В них зафиксированы…

Научные взгляды на достоинство личности и их юридическое закрепление с древнейших времен до Нового времени
ИДЕЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА В ПОЛИТИКО ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКТРИНАХ И ПРАВЕ...

Понятие о личности. Социальные и биологические факторы развития человека как личности
Понятие индивид утверждает принадлежность человека к биологическому роду... Индивид является носителем врожденных свойств и тех которые приобретаются им... Понятие индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека формирующееся в процессе взаимодействия...

ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Л
КАК СТАТЬ... ГЕНИЕМ Минск Беларусь...

Социальный статус личности. Социальные роли личности
Это дало основание Р. Мертону ввести понятие статусного набора. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком в… Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с… Для современного индустриального общества характерно преобладание достигаемых статусов. В целом это прогрессивная…

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве
Понятие ценность применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным… Понятия "ценность" и "ценностная ориентация" встречаются в таких дисциплинах, … Определение “ духовно - нравственный ” все чаще звучит в современной публицистике, педагогике и даже политике – “…

Теории личности. Проблемы развития личности
Теории личности... Проблемы развития личности... Психоаналитические подходы к личности и ее развитию...

Физическая культура как вид культуры личности и общества
Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули… Медленно растет значение физкультуры и спорта в международных… В 1908-1910 годах чемпионом России среди конькобежцев был российский скороход Николай Струнников.

Роль личности в истории. В.И. Ленин
Новые задачи, вставшие перед страной, ровно, как и новые явления в экономической, политической, духовной жизни настоятельно требовали перемен в… Это время породило много революционно настроенных деятелей. Выдающимися… В программе РСДРП было записано: «Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата,…

Взгляды Л.Н. Гумилева и Г.В. Вернадского на кочевой мир
Остальные евразийцы в основном уделяют внимание отношению Руси и кочевников. Авторы отмечают положительное влияние кочевников на развитие русских… Наиболее известная работа Вернадского в этом плане, конечно, книга «История… Г. В. Вернадский считает, что «монгольская экспансия XIII века была одним из важных и судьбоносных взрывов в истории…

0.026
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Понятие личности Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он… В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство… Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на…
  • Организация рабочего пространства по системе 5S на ОАО "СУАЛ–КАЗ-СУАЛ" Стандартизация, 5S (поддержание порядка) и устранение потерь - три столпа японской концепции кайзен в основанном на здравом смысле и малозатратном… Кайзен в любой компании - производственной или сервисной - начинается с… Следовательно, они не привлекают внимания руководителей, которые привыкли ориентироваться на новейшие…
  • Философские взгляды Платона и Аристотеля И так как "на первых же порах своего развития греческая философия разрывает связь с народными религиозными представлениями, то люди преданные… Греческая философская мысль была достаточно разнообразна в своем развитии,… А раз познать предмет невозможно, то надо принимать его таким, как он представляется.
  • Классификация расстройств личности Наряду со «специфическими» в МКБ-10 выделяются также «органические расстройства личности» (расстройства личности и поведения, обусловленные… Что касается «продолжительных (хронических) изменений личности», то… F21 - Шизотипическое расстройство (так же само не содержит специальной личностной рубрики; отмечается, что сюда…
  • Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует… На всем протяжении жизни ребенка он должен находиться в сфере внимания со… Объектом исследования данной курсовой работы является целостный педагогический процесс. Предметом исследования работы…