рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Шизоанализ в западной социологии эпохи постмодерна

Шизоанализ в западной социологии эпохи постмодерна - раздел Социология, Шизоанализ В Западной Социологии Эпохи Постмодерна Плахов В.д. Эпоха Постмод...

Шизоанализ в западной социологии эпохи постмодерна Плахов В.Д. Эпоха постмодерна в западной социологии ознаменована, в частности, появлением нового исследовательского стиля, не свойственного классической и неклассической социологии. Этот стиль отличается комплексностью и нуждается в обстоятельном анализе. В своем сообщении я коснусь только одной особенности этого стиля, которая уже признана и узаконена в научном мире как деконструктивизм.Если говорить кратко, то деконструкция заключается в ломке и пересмотре мировоззренческих и методологических конструкций, созданных классическими научными представлениями, в частности, в рамках марксистской социологии и фрейдистской социологической школы, в особенности фрейдо-марксистской ориентации.

Показательным примером деконструктивизма может служить шизоанализ, представленный в вышедшем в свет в 80-е годы ХХ столетия коллективном труде Ж. Делеза и Р. Гваттари "Капитализм и шизофрения" (русский перевод: М 1990). Здесь авторы проводят мысдь, что проникновение в природу бессознательного предполагает отказ от классического -"эдипизированного"- фрейдизма.

Бессознательное есть нечто "производящее желание", или "желающее производство". Именно оно и только оно создает (как начало) социальную среду - по словам авторов, "социальное поле в его экономических, исторических, расовых, культурных и иных феноменах". И только в результате такого бессознательного производства конструируются естественные связи индивида с внешним миром и с другими индивидами.

Сопоставляя "производящее желание" и марксово общественное производство, Гваттари и Делез стремятся убедить читателя, что не последнее играет в общественной жизни определяющую роль, а именно первое. Они создают образ "машины желания", органично соединяющей, во-первых, "субъекта", во-вторых, "машину-орган", означающую саму жизнь и производство, и, в-третьих, "тело без органов", в котором воплощены инстинкт смерти (танатос) и антипроизводство.Взаимодействие "машины-органа" и "тела без органов" может иметь вид: перманентного конфликта (1), взаимного притяжения (2), единства и противостояния взаимного конфликтного отталкивания и взаимопритяжения (3). В общественном производстве "тело без органов" на разных исторических этапах принимает вид: "тела земли" - в эпоху дикости (в клиническом варианте - перверсии), "тела деспотии" - в эпоху варварства (в клиническом варианте - параноидального психоза), "тела капитала"- в эпоху цивилизации (в клиническом варианте - невротического Эдипа). В целом все эти три модуса "тела без органов" означают в клиническом варианте шизофрению.

Это такое состояние субъекта, когда "машина желания" работает как бы "вхолостую" . Сама же она на перечисленных исторических этапах воплощается в следующих видах социальной организации: "территориальной" (целостность общества обусловлена целостностью земли и производства, а также концентрацией власти в руках "вождей"), "имперской" (целостность общества обеспечивается государством и бюрократией; получившие на этом этапе развитие правовые системы отнюдь не ограничивают деспотизма - это либо "маниакально-депрессивные системы", накладывающие запрет на всякое познание, либо "параноидально-шизоидные системы", распространяющиеся на нетотализируемые элементы социума, в частности искусство [1]) и "капиталистической" (отрицающей все предыдущие виды социальной организации). И если в пределах "территориальной" организации "потоки желаний" кодировались в "жажде власти варвара", а в пределах имперской организации - в "осознанном системном терроре", то в условиях капитализма, когда противоположность общественного производства и производства желаний достигает пика, ситуация меняется.

Шизофреник, как пишут авторы, не только представляет собой "прибавочный продукт" капитализма, но и его "пролетария", т.е."могильщика". Капитализм отныне вынужден не только кодировать и перекодировать "потоки желаний", но и декодировать их. То есть речь идет об своеобразном освобождении "потока желаний" от всех установленных культурных ограничений, плодящих шизофреников (по Фрейду). И тут Гваттари и Делез рисуют совершенно необычную картину преобразования общества на путях его освобождения, главную роль в котором играет современное "сжигающее либидозную энергию" искусство - театр, живопись и в особенности кинематограф.

Прообразами такого искусства служат романы Пруста и Кафки, живопись Ван-Гога и С. Дали, театр А. Арто и К. Бене и др. Декодированный субъект, согласно интерпретации создателей шизоанализа это индивид, сознательно отвергающий каноны (нормы) общества во имя освобождения своего "производящего желания", т.е. во имя своей человеческой природы, во имя своего естества, а его образуют, как утверждают оба автора, "шизомолекулы". Стало быть, "шизоид" в рассматриваемой концепции - это не "клиническое понятие", а человек, ведущий себя в действительности соответственно требованиям "желающего производства" и только в глазах истеблишмента - "ненормальный" ("шизофреник"). Таким образом, если в основе человеческого поведения, по Фрейду, лежит либидо, то у Гваттари и Делеза - "шизо" [2], некая "желающая ипостась", бессознательное желание производить, также задавленное репресивной культурой и требующее, как и сексуальное желание, удовлетворения.

Такой необычный (терминологически "машинизированный") подход двух авторов к решению проблемы человеческой свободы и характера современной цивилизации вызвал обильную критику.

Ее главным предметом стала, как обычно представлялась вся ситуация, героизация Делезом и Гваттари социального маргинализма (в просторечии - "шизиков", а у авторов шизоанализа - "революционеров"). Маргинализм как общая (тотальная) идея является своеобразным методологическим остовом исследовательского подхода (стиля) деконструктивизма. Более того, маргинализм можно рассматривать как парафраз деконструктивизма, ибо последний и заключается в ревизии классических социологических канонов.

Или, иначе говоря, смещении лигитимированных мировоззренческих и методологических центров, т.е. своеобразных "узлов" теоретических конструкций.

И если в маркузеанском варианте фрейдо-марксизма революционной силой общества, освободителем от репрессивной капиталистической культуры выступают "фрейдистский пролетариат", "дропаутмены", то в рассмотренном случае движущей силой социального прогресса объявляются маргиналы - "шизо". И в этом заключается парадоксальность ("пикантность") всей ситуации, как она представлена в постмодернистской социологии.

Примечания: 1. К примеру, творчество С. Дали в рассматриваемой книге описывается как "критическая паранойя". 2. Исследователи творчества Делеза и Гваттари считают, что прообразом этого типа личности служит модель писателя-шизофреника "Арто-Шизо".

– Конец работы –

Используемые теги: Шизоанализ, Западной, социологии, эпохи, постмодерна0.086

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Шизоанализ в западной социологии эпохи постмодерна

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии и ее функции
Предметом социологии являются социальные факты существующие вне индивида и... Задачи социологии понять что побуждает людей жить сообща почему для них стабильный социальный порядок выступает...

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ Модуль 1 Лекция № 1. Предметная область социологической науки Определение социологии, ее объекта и предмета. Структура социологии
Модуль... Лекция Предметная область социологической... Определение социологии ее объекта и предмета...

История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения.
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

РАЗДЕЛ: АРХИТЕКТУРА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В ЭПОХУ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (СЕРЕДИНА 19 – НАЧАЛО 20 В.)
Согласовать текст лекцій і названія вопросов на экзамен в т ч про новейшіе конструкціі і матеріалы... Больш дакладна вызначыць сутнасць мадэрна а таксама прычыны знікнення і... больш зразумела выдзяліць прынцыпы дэкора мадэрне аддзяліць іх ад уласна массы ад канкрэтных прыклада...

Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения
Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве -… Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается… Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях.Как выше уже…

Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии и ее функции
Предметом социологии являются социальные факты существующие вне индивида и... Задачи социологии понять что побуждает людей жить сообща почему для них стабильный социальный порядок выступает...

Неопозитивизм современной западной социологии
В то же время некоторые представители Неопозитивизма имеют определённые заслуги в разработке современной формальной логики и специальных вопросов… Противопоставляя науку философии, Неопозитивизм считает, что единственно… Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал…

История западной социологии
ББК Б... Бачинин В А Сандулов Ю А... Б История западной социологии Учебник СПб Издательство Лань с Мир куль туры истории и...

Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
В самом деле, как считает Леонардо, "ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математическое… И далее он наставительно отмечает: "Когда будешь излагать науку о движении… Сам Леонардо стремился сделать знания основой того, что сегодня называют техникой и технологией.В его рукописях…

Лекция 1: Позитивистская традиция в социологии. 1. О.Конт и его роль в возникновении позитивистской социологии
Цель изучить историю формирования социологии как науки ее позитивистские... План О Конт и его роль в возникновении позитивистской социологии...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам