рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Украина как "сателлитное" общество

Украина как "сателлитное" общество - раздел Социология, Украина Как «Сателлитное» Общество В Концепциях, Объясняющих Сущность Соврем...

Украина как «сателлитное» общество В концепциях, объясняющих сущность современного украинского общества, наиболее часто употребляется термин «трансформация». Украина рассматривается как трансформирующееся или транзитивное общество. Трансформация рассматривается как процесс преобразования политического, экономического, социкультурного пространства.Процесс перехода плановой экономики в рыночную, авторитарного общества в демократическое, процесс формирования плюралистического по идеологии, нормам и ценностям социума.

Сущность трансформации объясняется процессами модернизации. Последняя рассматривается как международная социализации страны, т. е. приведение экономических, политических и социокультурных показателей к западным образцам или точнее к стандартам современных развитых, цивилизованных государств.В этом ключе Украина характеризуется как «догоняющее» общество. Но многих в этой теоретической схеме смущает то обстоятельство, что по уровню экономического развития наша страна настолько сильно отстает от современных развитых государств, что догнать их представляется утопией.

Называются цифры, характеризующие экономические показатели страны на уровне ниже сотого места в мире. У наиболее впечатлительных натур это вызывает отчаяние, чувство неполноценности и неизлечимый пессимизм. Очевидно, что необходим иной теоретический подход, который давал бы шанс для оптимизма и придавал импульс к конструктивным изменениям и вере в будущее.Мы предлагаем рассматривать трансформацию как процесс приспособления отставшей страны к способности развиваться совместно с западными странами.

Как процесс формирования механизмов совместного развития на сателлитной основе. Это фраза требует пояснения. Слово «сателлит» от латинского «satelles» означает «спутник», «сообщник». Это слово используется в политологии для обозначения формально независимого государства, но фактически подчиненного крупной развитой стране.Первоначальный смысл слова предполагал значение «зависимый попутчик», например, наемник, сопровождающий господина.

Именно в первоначальном смысле мы и используем слово сателлит. Сателлитное общество — это такое, которое: а) формально независимо; б) фактически зависит от развитой страны(или стран) экономически, политически, социокультурно; в) является зависимым попутчиком в историческом процессе; г) страна-домен «подхватывает» свой сателлит в историческом развитии.В результате, хотя сателлитное общество зависимое, но зато оно постоянно находится в одном социальном времени с обществом доменом.

Домен как бы несет на своих плечах сателлит в процессе социального и исторического развития. Здесь страна-сателлит не догоняет, а «прицепляется» к динамично развивающемуся обществу, к более развитому обществу. Менее развитое государство становится сателлитом более развитых стран. Понятие «сателлита» в данном случае более емкое, чем обычный его политологический смысл.Это системно «прицепляющееся» государство в экономическом, политическом и ментальном, социокультурном смыслах.

Но для такого прицепления нужны механизмы сцепки, стыковочные узлы. В процессе трансформации и вырабатываются такие «узлы». С помощью них наша страна идет в новую эпоху. Конечно оставаясь зависимой, конечно оставаясь на вторых ролях, но все же находясь в той же точке исторического времени, что и развитые страны. Основным механизмом приспособления является институциональная трансформация.Новые институты, преобразуются таким образом, что обеспечивают способность общества развиваться совместно с западными странами.

Социо-и технополисы, идея Е. Марчука, о которой часто пишет газета «День», так же могут быть теми крючьями, с помощью которых украинское общество прочнее и надежнее «прикрепится» к развитым странам в их движении вперед. В таком контексте статистические выкладки, приводящие нас в ужас от отсталости нашей страны, дают искаженную картину реальности.Да, темпы развития страны таковы, что оставляют нашу страну вечно отстающей.

Причем отсталость увеличивается. Но реальность такова, что мы пользуемся плодами технического и культурного развития развитых стран, мы находимся в зоне их развивающегося влияния. Крайне важна способность воспринять новые достижения, сделать эти достижения объектом своих потребностей, желаний. Если нет таких потребностей, то никакие достижения не смогут заинтересовать человека.Что папуасу до самолетов? Если сохранятся нынешние темпы развития, то объем производства 1991 г. мы достигнем через 30 лет. Но нам не нужен такой объем производства.

Во многом этот объем вызывался фиктивными потребностями военно-промышленного комплекса и неэффективной экономики. Нужны другие критерии развитости. И самый главный из них — образ жизни и уровень, характер потребностей. Ибо в истории всегда было так, что рано или поздно страна добивается удовлетворения повысившихся потребностей. Но они должны быть и соответствовать современному уровню.Сателлитное общество обладает рядом необычных свойств . Одно из них — это явление без сущности.

То есть от явления есть только название, а подлинного содержания обозначаемого этим словом — практически нет или есть жалкое подобие его или вообще не то, что принято. Взять к примеру демократию, гражданское общество.Эти слова наполняются сущностью по мере возможности их наполнения, по мере того, как общество в состоянии соответствовать смыслу этих слов. Слова появляются, потому что они сопровождают развитое общество, но сущность нужно заслужить, дорасти до нее. До потребности в компьютере, удобной жизни мы доросли. А до потребности в гражданском обществе нет. Здесь дело не в отсутствии опыта и навыков, а опять таки в потребностях.

Есть ли потребность в демократии? Многие исследования говорят, что такой потребности практически нет. Итак, сформулируем парадокс: средством развития демократизма в условиях трансформации является авторитаризм. «Демократия» это норматив, заданный обществом-доменом.Но сателлитное общество решает любые проблемы авторитарно, оно не знает других способов. Поэтому и проблема демократии решается привычным и понятным способом — авторитаризмом.

Далее вопрос в том, к кому «прицепляться»: к России или Западному миру. Но Россия сама во многом тоже прицепляющееся общество. Для Украины обществом -доменом является западное общество. «Прицепление» необходимо для того, чтоб быть современным государством.Современность проявляется, прежде всего, в образе жизни. Это полузабытое слово, незаслуженно игнорируется обществоведами.

Образ жизни хорошо описывает социальную составляющую действительности. Способ жизнедеятельности значительного числа граждан государства-сателлита близок к образцам западного мира, во многом похож на него. Но прицепляющееся общество неоднородно.Локомотив тащит не компактный целостный вагон, а аморфную, расползающуюся, неоднородную массу. Наше общество живет одновременно в четырех мирах, в четырех эпохах: традиционной, индустриальной, эпохе социалистической модернизации и постмодернизационной.

Соответственно традиционную компоненту локомотиву тащить тяжелее, она волочится, теряя по дороге какие-то свои части, идеи и ценности. Здесь есть измерение и пространственное. Чем ближе к Европе, тем легче локомотиву тащить за собой части украинского общества. Так, согласно одному из наших исследований западная Украина больше Европа, чем восточная.Значимость постматериальных ценностей(таких как участие в делах государства, свобода слова) на Западе Украины выше, чем на Восточной Украине.

В аналогичных европейских исследованиях западно-украинские данные ближе всего приближаются к показателям характерным для населения западной Европы. Исходя из разговоров о кризисе Запада и западных ценностей, может возникнуть мысль, что локомотив ведет в пропасть.Вместе с локомотивом провалятся в пропасть и те, кто прицепился к нему. Но, во- первых, это еще вопрос к пропасти ли движется западный локомотив, а во-вторых, прицепиться не значит слиться, не значит намертво скрепиться.

То, что прицепилось, при желании может и отцепиться. Образ «прицепившегося сателлита» позволяет понять, почему отсталая Украина движется примерно с той же скоростью по историческому пути, что и развитые страны. Мы пользуемся плодами развитой технологии, компьютерной техникой и соответствующими программами. Украинцы ездят на тех же машинах, смотрят телевизоры тех же марок, часть украинцев позволяет себе питание, идентичное западному.В чем собственно отличие? Разве, что в доле того населения, которое полноценно ведет образ жизни сравнимый с западным.

В каждом из нижеследующих слоев что-то опускается, например, качество здравоохранения. Но и здесь довольно часто используется для лечения современное западное оборудование и препараты, искусственные почки и прочее и прочее.Идея «прицепляющегося» общества позволяет выработать оптимистическую перспективу, занять конструктивную позицию и сформировать цели общества совместимые с интенциями молодого поколения.

Нельзя жить с мыслью, что мы никогда не догоним развитые страны, что мы безнадежно отсталая страна, которая находится где-то на сто десятом месте по уровню своего развития. Эффект общества-сателлита порождает парадоксы и казалось бы необъяснимые явления. Например, многие иностранцы приезжая в нашу страну очень удивляются несоответствию того, что они ожидали увидеть и тому, что они видят в Украине.Они, имея официальную статистическую информацию, ожидали увидеть нищую страну, печальных, плохо одетых граждан, полуразвалившиеся города и т. д. Но ничего подобного они не обнаруживают.

Украина удивляет их современным обликом, развитыми, образованными гражданами с образом жизни и характером потребностей во многом соответствующим западным представлениям. Еще несколько парадоксов. Уже само слово «трансформация» содержит в себе зародыш парадокса.Если процесс трансформации происходит достаточно долго, а сроки его для Украины не определены, то трансформация приобретает устойчивый стабильный характер, приобретает черты постоянства.

Люди привыкают к трансформации, как к шуму моря, приспосабливаются и живут в таком обществе как в стабильном. Постоянство перемен заставляло не воспринимать их как нечто временное, наоборот, с самим фактом переменчивости свыкались, как с неизбежным и неизбывным качеством своего общества. Перемены стали элементом быта, по-своему стабильного и устойчивого.Кризис становится перманентной характеристикой общества и личности. Но это не вызывает чувства безысходности, а стимулирует выработку все новых способов приспособления к изменяющимся условиям существования.

Итак, парадокс: изменчивость как фактор устойчивости. Но изменяться не означает обязательно улучшаться и развиваться.Чехарда изменений — это поиск наиболее адекватных механизмов приспособления к современности для укрепления связок с всеобщим другим более развитого мира. В интернете на сайтах с ключевым словом «Трансформация» в подавляющем большинстве случаев речь идет о духовной, личностной трансформации.

В развитых странах трансформация связывается, как правило, микросоциальными и духовными процессами, т. е. с изменениями в личности в семье, в религии, ценностях и взглядах на жизнь. У нас же трансформация связывается, прежде всего, с макросоциальными процессами.Используя термин «трансформация» в западных источниках обращаются к проблемам измененного состояния сознания, связанного, например, с применением наркотиков, медитацией и пр т. е. с тем, что затрагивает проблемы отдельного человека.

Идеолог наркотических грез Тимоти Лири , проповедник природного начала Иванов являются представителями этого вида трансформации.Под воздействием химических средств или слов проповедника человек стремится выйти за пределы, ограниченные рамками реального, измениться достичь личностной трансформации и стать адекватным современности. Идет дискуссия о том, чтобы в процессе личностной трансформации не прибегать к извращенным и разрушающим здоровье средствам.

Но принцип остается один: изменить мир изменяя себя. В нашей же стране иная модель: изменить мир, изменяя внешние условия существования. Второй парадокс заключается в том, что трансформация у нас — это ожидание изменений извне без готовности изменить себя. Общество-домен экспериментирует со способами личностной трансформации, а общество-сателлит пользуется готовыми результатами эксперимента, не затрачивая больших усилий в поисках неизведанного нового.Изменение психического, духовного характера могут быть в нашей стране проблемой небольшой части духовной элиты столицы и крупных городов.

Но в силу ограниченности этих попыток и изолированности богемного меньшинства от общества обозначается парадокс: подлинная личностная трансформация воспринимается у нас как извращение. Общепризнанным и «нормальным» считается то, что прошло апробацию и принято как норма большинством общества-домена.Особенно хорошо это явление видно на примере моды. Одним из моментов трансформации общества является кризис.

Кризис сказывается в отсутствии успехов в процессе деятельности, в неуправляемости социальной системы, в регрессии к более ранним формам существования системы. В некоторых сферах люди начинают пользоваться более примитивными способами при достижении целей. Но параллельно формируются новообразования со сложной структурой.Вырабатывается новая знаковая система, иная парадигма, которая стремится направить развитие в ином направлении, переструктурировать ситуацию.

Источником этого процесса является новый способ существования. То есть кризис несет в себе не только негативные аспекты. Положительный аспект состоит в том, что кризис можно рассматривать как переход системы в новое качество, образование качественно новой системы, то есть кризис — выступает как момент развития. Кризис иногда оказывает содействие возрастанию новых открытий. Итак, парадокс — кризис является источником положительных изменений.Кризис побуждает лучше осознать необходимость связать себя с более совершенным обществом и побуждает искать способы такой связки.

Реально осознать свое действительное место в мире, не кичится ложной значимостью — это задача трансформации национальной ментальности, решив которую можно избавиться от многих проблем, связанных с излишним самомнением, завышенной самооценкой и неоправданными претензиями. Знать свое место и соответствовать ему — вот суть указанной задачи.На создание нового стиля жизни и нового образа общества расходуется много энергии, что порождает в определенной мере хаос. В хаотических изменениях трансформирующегося общества потенциально заложены различные компоненты и становятся возможными необыкновенное их сочетание.

Кризис расшатывает стереотипы социального поведения. И на базе ослабленных старых норм создается новый порядок. Итак, еще парадокс: новый порядок постепенно выстраивается из хаоса.Социальная синергетика стремится описать этот процесс и вывести соответствующие закономерности. Недавно созданное в Украине «Синергетическое общество» ставит перед собой задачу построить модели развития, анализируя сложные нелинейные зависимости.

Эталонными образцами и критериями «порядка» служат общества-домены. Ослабление нормативной основы общества, характерное для кризиса, связывают с наличием аномии. Одной из причин аномии является кризис идентификации, когда человек не может уверенно отнести себя к определенной социальной общности.Аномия на самом деле препятствует трансформации. Преодоление аномии, появление правил, присущих трансформации, обеспечивает ее более эффективное осуществление.

Но правила эти особые, так как трансформация социальных норм — это имманентная характеристика трансформируюшегося общества. То, что выглядит как аномия, на самом деле является переходом в такое нормативное состояние, которое характеризуется модификацией норм, на основе постоянно изменяющихся моделей рациональности.Нормы разнообразны в различных ситуациях, в различных сообществах и при реализации разнообразных практик. Для трансформируюшегося общества характерен нормативный плюрализм.

Аномия действительно существует, но она присуща периоду трансформационного кризиса. Для условий трансформации в отношении аномии необходим иной исследовательский инструментарий и иной теоретический подход, чем для условий стабильного общества.Таким образом, трансформационный кризис закладывает основы качественно нового нормативного состояния общества, позволяющему ему выйти на новый уровень развития.

Парадокс заключается в том, что аномия, является на самом деле признаком нового специфического нормативного строя. Существует также противоречие между слабостью предпосылок модернизации и запросами на результаты модернизации.Запросы формируются не внутренними возможностями их удовлетворения, как это бывает в закрытых обществах или государствах, которые опережают иные страны, а благодаря интенсивному информационному обмену между отсталыми странами и иным миром.

Поэтому появляются потребности, которые необеспеченны внутренними экономическими возможностями страны. На бытовом уровне кризис общества воспринимается, прежде всего, через сокращение потребления. Невозможность удовлетворять социально типичные стандарты потребления вызывает у человека страдание, чувство неудовлетворенности жизнью.Необходимость трансформации состоит не в том, чтобы стать богатыми, а в том, чтобы выжить, сохранить народ, нацию, государство и не потерять личностного достоинства в условиях бедности, постоянных техногенных катастроф и экологической депрессии.

Общество нуждается в позитивных ценностях и целях, даже если оно находится в состоянии кризиса. Особенно в этом нуждается молодежь, для которой вся жизнь впереди, в каком бы состоянии общество ни находилось. Социологи, наряду с представителями некоторых других профессий, участвуют в целеполагании.Для выполнения этой важной социальной и мировоззренческой функции необходима соответствующая теория.

На наш взгляд, теория трансформации и сателлитного общества может служить позитивной концепцией социальной динамики в условиях кризиса.

– Конец работы –

Используемые теги: Украина, amp, quot, сателлитное, amp, quot, общество0.107

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Украина как "сателлитное" общество

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Анализ результатов деятел
Donc on peu considйrer cette sociйtй comme performante du point de vue d’efficacitй. Les performances dйpendent aussi du contrфle de l’activitй des… La mesure des performances peut s’effectuer а partir des indicateurs, qui sont… De plus la profitabilitй (rйsultat/CA) de la nouvelle entreprise est plus йlevйe que de Montpellieret accroоt au cours…

Жизнь и творчество Harri Jõgisal
Suur¬vee ajal uputas, suvel aga oli vett nii vдhe, et kalad - lut¬sud ja haugid - jдid kuivale. Karjamaa oli kхrge poliste mдn¬dide alune, kust… Esimesest suurest sojast oli tema isa Vladimir koju tulnud invaliidina. Ta… Tццkдtest tuli puudus, vхlad дhvardasid ta¬lu. Kхik kokku viis selleni, et Rььsmaa anti Harri isa хe, s.o. tema tдdi…

"Этика" Спинозы: "О человеческом рабстве" и "О могуществе разума или о человеческой свободе"
Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта,… Первоначальное образование он получил в семиклассном еврейском училище, где… Практически все свои идеи ему приходилось распространять путем переписки и личного общения. Под его именем и при его…

Оценка состояния конкурентной среды рынка (на примере ТЦ "Магнит", ТЦ "SPAR" и ТЦ "Патэрсон")
Поэтому очень важно проводить исследования и оценивать состояние конкурентной среды рынка в той или иной сфере. В своей работе я проводила исследование состояния конкурентной среды рынка на… Вообще конкурентами считаются субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков,…

Создание имиджа олигарха в электронных СМИ ("Эксперт", "Русский Newsweek", "Forbes") на примере Р. Абрамовича
В России с ее вековыми традициями нелюбви к богатым на смену образу «нового русского» пришел имидж олигархов. Тем не менее, успешная социальная… Итак, актуальность темы настоящего исследования «Создание имиджа олигарха в… Цель работы: выявить причины успеха имиджа Романа Аркадьевича Абрамовича.

"Чёрный", "белый" и "розовый" пиар, их характеристики
Шепель В. М. Коммуникационный менеджмент. М.: «Гардарики», 2004 г. PR в Россию проник вместе с демократией. Нормальный, так называемый "белый". Но… Существует: - желтый пиар, который использует, с целью привлечения внимания,… В ходе изучения материала, я выделила 2 значения «черного PR». Одно из них доказывает, что «черный PR» - это…

Донелайтис
Sunki ekonominл valstieиiш padлtis, юiauri socialinл ir nacionalinл priespauda nuo pat vaikystлs stipriai paveikл bыsimo poeto sаmonж ir skaudino jo… Pastarаjа jis lankл 5 metus, gerai joje бsisavino lotynш kalbа, pramoko taip… Studijш metais K. Donelaitis daug dлmesio skyrл muzikai. Jis ir vлliau mielai pats grodavo, dainuodavo, komponuodavo,…

Соотношение категорий "честь" и "достоинство"
В. Лесняк определяет честь как объективную оценку личности, определяющую отношение общества к гражданину, социальную оценку его моральных и иных… Категория "честь" - это то, что вызывает и поддерживает общее уважение и… Достоинство - понятие более субъективное.Этим оно отличается от чести - категории объективной. Под достоинством…

Работа журналиста в прямом эфире на примере программ "Город сегодня" и "Как жить будем"
Работа в прямом эфире, позволяющая, использовать все возможности телевидения, очень трудна и многогранна. Она предполагает специфические особенности работы журналиста в различных… Актуальность данной темы заключается в рассмотрении особенностей работы журналиста в прямом эфире на примере омской…

Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ "Вести - Южный Урал" и "Вести - Южный Урал, События недели"
Основной причиной стало то, что во многих региональных и даже федеральных выпусках новостей производство информационных сюжетов становится поточным… Сотни «говорящих голов», километры канализационных труб и так называемые на… Журналисты, операторы, режиссеры и редакторы зачастую игнорируют язык телеэкрана.

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Перспективы развития Гостинично-развлекательного комплекса "Карибу" г. Белоярский Ханты-мансийский автономный округ По мере ее развития оказание гостеприимных услуг людям, оказавшимся по тем или иным причинам вне дома (вне своего «замкнутого пространства»),… Индустрия гостеприимства – это бизнес, направленный на обеспечение приезжих… Индустрия гостеприимства объединяет все родственные отрасли экономики, специализирующиеся на обслуживании…
  • Функция жанра "письмо". "Открытое письмо" в журналах И.А. Крылова Слова героя фильма «Москва слезам не верит»: «Скоро не будет ничего: ни книг, ни театра - одно сплошное телевидение…» к счастью, не оказались… Люди по-прежнему читают. И не только «глянец», зачастую низкопробный, а… Вне всяких сомнений, художественные книги оказали огромное влияние на журналы и газеты. Особенно в XVIII - XIX вв…
  • Производство тортов "Киевский" предприятием "Сластёна" Наши торты изготавливаются из качественного сырья, поставщиками которого будут ведущие страны мира, также торты обладают превосходным ароматом и не… Именно по этому я думаю, что торты «Киевский» предприятия «Сластёна» будут… Для успешной деятельности предприятия я буду нанимать команду из 20 человек.Средняя заработная плата будет выше…
  • Доводы "За" и "Против" национального протекционизма Вместе с тем она является одной из наиболее конфликтных сфер экономики.Здесь сталкиваются интересы импортеров и экспортеров, то и дело возникают… Но ограничение международной конкуренции может сопровождаться снижением ее… Как показывает международный опыт, требования внедрения протекционистских мероприятий нередко обусловлены нежеланием…
  • О "структурировании" культурного "пространства" Эти смыслы коренным образом принадлежат нам всем – вне зависимости от того, насколько у кого развиты или не развиты математические способности,… Не случайно две великие ограничительные теоремы – Гёделя и Тарского – были… Печальный опыт физиков – пока что не урок филологам и культурологам, которые хоть и пришли тоже к постмодернизму…