рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРОБЛЕМА МУЗЕЕВ

ПРОБЛЕМА МУЗЕЕВ - раздел Образование, Поль Валери. Об искусстве   Я Не Слишком Люблю Музеи. Многие Из Них Прекрасны, Но Нет Сре...

 

Я не слишком люблю музеи. Многие из них прекрасны, но нет среди них

очаровывающих. Идеи классификации, сохранности и общественной пользы, точные

и ясные, плохо вяжутся с очарованием.

Первый же шаг к прекрасным вещам -- и чья-то ру­ка отбирает у меня

трость, а надпись воспрещает мне курить.

Уже охлажденный авторитарным жестом и чувст­вом принудительности, я

вхожу в какой-нибудь зал скульптуры, где царствует холодное смятение. Чей-то

ос­лепительный бюст виден сквозь ноги некоего бронзово­го атлета.

Спокойствие и неистовства, жеманство, улыб­ки, ракурсы, неустойчивейшие

равновесия слагают во мне нестерпимое впечатление. Я пребываю в гуще

оцепенелых существ, из коих каждое требует, пусть бе­зуспешно, небытия всех

остальных. Умолчу о хаосе всех этих величин, лишенных общего мерила, о

необъясни­мой смеси карликов и гигантов, наконец -- о той схе­матичности

развития, какую предлагает нам подобное сборище творений, совершенных и

незаконченных, изу­родованных и восстановленных, чудовищных и выло­щенных...

С душой, готовой ко всем мучительствам, следую дальше, к живописи.

Передо мной развертывается странный, организованный беспорядок. Меня

охватыва­ет священный ужас. Поступь моя становится благочес­тивой. Голос мой

меняется и делается чуть выше, неже­ли в церкви, но чуть тише, нежели обычно

в жизни. Скоро я перестаю уже сознавать, что привело меня сюда, в эти

навощенные пустынности, на которых лежит печать храма и салона, кладбища и

школы... Пришел ли я поучаться, или искать радости глаза, или же вы­полнить

долг и удовлетворить требование приличий? Или, может быть, я исполняю

упражнение особого ро­да, совершая эту прогулку, причудливо очерченную

тво­рениями красоты и ежемгновенно кидающую меня вправо и влево, от шедевра

к шедевру, среди которых мне надлежит вести себя, как пьянице среди стоек?

Уныние, скука, восторг, прекрасный день, стоящий наружи, упреки совести

моей, удручающее ощущение великого количества великих мастеров --

сопутствуют мне.

Я чувствую, что становлюсь необычайно искренним. Как утомительно,

говорю я себе, какое варварство! Все это нечеловечно. Все это лишено

чистоты. Оно па­радоксально, это приближение к совершенствам, само­цельным,

но противоположным, и тем сильнее враждую­щим, чем больше собрано их вместе.

Только цивилизация, лишенная чувства наслаждения и чувства разумности,

могла воздвигнуть этот дом бес­смыслицы. Есть какое-то безумие в подобном

соседст­вовании мертвых видений. Они ревнуют друг к другу, дерутся за

взгляд, который приносит им жизнь. Со всех сторон зовут они к себе мое

неделимое внимание; они неистовствуют вокруг живой точки, которая бросает

всю машину тела к тому, что ее влечет...

Ухо не могло бы слушать десять оркестров сразу. Ум не в состоянии ни

воспринимать, ни вести разом несколько раздельных операций, -- равно как нет

единовременности для нескольких мыслей. Между тем глаз, сквозь отверстие

своего подвижного угла и в единое мгновение своего созерцания, вынужден

сразу вместить портрет и марину, кухню и апофеоз, явления самых раз­личных

состояний и измерений; и того пуще, -- он дол­жен воспринять одним и тем же

взглядом гармонию и живописные приемы, лишенные соответствия.

Подобно тому как чувство зрения ощущает насиль­ственность этого

злоупотребления пространством, обра­зуемым коллекцией, так и разум

испытывает не мень­ше оскорбительности от этого тесного сборища выдаю­щихся

творений. Чем они прекраснее, чем сильнее про­является в них

исключительность стремлений человече­ских, тем отличительнее должны они

быть. Это пред­меты редкости, и творцы их хотели, чтобы они были единичны.

Эта картина -- говорят иногда -- убивает все кругом...

Я думаю о том, что ни Египет, ни Китай, ни Элла­да -- у коих были

мудрость и утонченность -- не знали этой системы сочетания произведений,

пожирающих друг друга. Они не соединяли несовместимые единицы наслаждения

применительно к их инвентарным номе­рам и соответственно отвлеченным

принципам 1.

Но мы раздавлены наследием. Современный чело­век изнурен обилием своих

технических средств, но и столь же обеднен преизбытком своих богатств.

Механи­ки даров и завещаний -- непрерывность производства и приобретений --

и еще новая причина разрастания, ко­ренящаяся в изменениях моды и вкусов, в

их возврате к вещам, которыми прежде пренебрегали, соревнуются без устали в

накоплении капитала, чрезмерного и, следовательно, неиспользуемого.

Музей делает устойчивым внимание к тому, что соз­дают люди. Человек

творящий, человек умирающий-- питают его. Все кончается на стене или в

витрине... Мысль навязчиво говорит мне о лотерее, где нет проиг­рышей.

Однако возможности пользования этими все возрас­тающими богатствами

отнюдь не означают, что и мы растем вместе с ними. Сокровища наши тяготят и

уг­нетают нас. Необходимость сосредоточить их в одном здании приводит к

ошеломляющему и горестному итогу. Как бы просторен ни был дворец, как бы ни

был он вместителен и благоустроен, мы всегда чувствуем себя чуть-чуть

потерянными и удрученными в этих галере­ях, -- одни перед таким количеством

художественности. Продукция бесчисленных часов, потраченных стольки­ми

мастерами на рисование и живопись, обрушивается в несколько мгновений на

ваши чувства и разум, но и эти часы в свой черед несут груз годов, отданных

поис­кам, опытам, усидчивости, гению!.. Неизбежно должны мы пасть под их

бременем. Что же делать? Мы стано­вимся поверхностными.

Или же делаемся эрудитами. Но в делах искусства эрудиция есть род

немощи: она освещает отнюдь не самое тонкое и углубляет вовсе не наиболее

существен­ное. Она подменяет ощущение гипотезами и встречу с шедевром --

бесчисленностью воспоминаний. Она до­бавляет к музею неограниченную

библиотеку. -- Венера, ставшая документом.

С разбитой головой, с трясущимися ногами выхожу я из этого храма

благороднейших наслаждений. Край­нее утомление сопровождается порой

болезненной воз­бужденностью ума. Великолепный хаос музея идет за мной

следом и сочетается с движением живой улицы. Мое недомогание ищет себе

объяснения. Оно подмечает или изобретает некое соответствие между этими

смя­теньем, его обступившим, и смутным состоянием ис­кусств нашего времени.

Мы живем, мы движемся в том же водовороте сме­сей, за который требуем

кары для искусства минув­шего.

Вдруг смутный просвет возникает предо мною. Во мне зреет ответ; он

мало-помалу выявляет себя сквозь мои ощущения и стремится высказаться.

Живопись и Скульптура, говорит мне демон объяснения, -- это бро­шенные дети.

У них умерла мать -- мать их, Архитекту­ра. Пока она жила, она указывала им

место, назначе­ние, пределы. Свобода бродяжничества была им заказа­на. У них

было свое пространство, свое точно опреде­ленное освещение, свои темы, свои

сочетания... Пока она жила, они знали, чего хотят... 2.

-- Прощай, -- говорит мне эта мысль, -- дальше я не пойду...

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поль Валери. Об искусстве

Издание подготовил В М КОЗОВОЙ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРОБЛЕМА МУЗЕЕВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О ПОЛЕ ВАЛЕРИ
    Замедлил бледный луч заката В высоком, невзначай, окне... А. Блок   Цикл стихотворений Поля Валери, созданный на рубеже 20-х

ЗАМЕТКА И ОТСТУПЛЕНИЕ
  (Фрагмент) Почему, -- спрашивают обычно, -- автор заставил своего героя от­правиться в Венгрию? Потому, что ему хотелось, чтобы он послушал немного инстру

ВЕЧЕР С ГОСПОДИНОМ ТЭСТОМ
    Vita Cartesii est simplissima... *     * Жизнь Картезия предельно проста... (латин. ).    

КРИЗИС ДУХА
  Мы, цивилизации, -- мы знаем теперь, что мы смерт­ны 1. Мы слыхали рассказы о лицах, бесследно исчезнув­ших, об империях, пошедших ко дну со всем своим

ВСЕОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА
  I. Слово "искусство" первоначально означало способ действия и ничего больше. Это безгранично широкое понимание вышло из обихода. II. Впосле

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
  Беспорядок неотделим от "творчества", поскольку это последнее характеризуется определенным "поряд­ком". Это творчество порядка одновременно обя

ИЗ ТЕТРАДЕЙ
  Живопись Назначение живописи неясно. Будь оно определенным, -- скажем, создавать иллю­зию видимых предметов либо радовать взгляд и созна­ние своеобразным

ЭВПАЛИНОС, ИЛИ АРХИТЕКТОР
  (Фрагмент) Федр. Что ты делаешь здесь, Сократ? Я давно уже ищу тебя. Я облетел нашу бледную сень и повсюду о тебе спрашивал. Все знают тебя, но никто не

ДУША И ТАНЕЦ
  Эриксимах. О Сократ, я умираю!.. Пробуди во мне мысль! Зарони идею!.. 1 Дай вдохнуть твоих острых загадок!.. Это нещадное пиршество превосходит в

ФРЕСКИ ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ
  У современных художников свои достоинства; надо, однако, признать, что на большие работы они почти не отваживаются, что в проблемах композиции они чув­ствуют себя

ТРИУМФ МАНЕ
  Будь аллегория ныне в моде и пожелай какой-ни­будь живописец сочинить "Триумф Мане", -- ему, быть может, пришло бы на мысль окружить фигуру великого маст

БЕРТА МОРИЗО
  Говоря о Берте Моризо -- тетушке Берте, как ее ча­сто называют в моем кругу 1, -- я не рискну вдаваться в разбор искусства, в котором нет у меня

СЛОВО К ХУДОЖНИКАМ-ГРАВЕРАМ
  Господа... я с удовольствием обратился бы к вам: до­рогие собратья, -- но, хотя и имел я кое-какое знакомст­во с граверным искусством, знакомство это было из тех,

МОИ ТЕАТРЫ
  Я очень редко бываю в театре и почти никогда не бы­ваю в кино. Это не символ веры и не вопрос принципа. Это лишь факт, который отчасти обязан известной ле­ности, о

ВЗГЛЯД НА МОРЕ
  Небо и Море -- стихии, неотделимые от широчайшего взгляда: наиболее простые, наиболее свободные с виду, наиболее изменчивые в целостной протяженности сво­его испол

ЛЮБИТЕЛЬ ПОЭЗИИ
  Если мне вдруг открывается действительный ход моей мысли, я не нахожу утешения в необходимости претер­певать это внутреннее, безличное и безначальное, сло­в

ПИСЬМО О МИФАХ
  Некая дама, дорогой друг, дама совершенно безвестная, пишет мне и, в длиннейшем, не в меру прочувствован­ном письме, обращается ко мне с различными недоуме­ниями,

ЧИСТАЯ ПОЭЗИЯ
  Заметки к выступлению Много шуму было поднято в обществе (я имею в виду общество, пищей которому служат продукты наи­более изысканные и наиболее бесполезные), --

ВОПРОСЫ ПОЭЗИИ
  Последние лет сорок пять я наблюдал, как поэзия становилась объектом множества начинаний, подверга­лась экспериментам самого различного свойства, испы­тывала пути

ПОЭЗИЯ И АБСТРАКТНАЯ МЫСЛЬ
  Идею Поэзии довольно часто противопоставляют по­нятию Мысли, особенно "Мысли Абстрактной". Мы го­ворим: "Поэзия и Абстрактная Мысль", -- как го

ПОЛОЖЕНИЕ БОДЛЕРА
  Бодлер находится в зените славы. Этот томик "Цветов зла", в котором не насчитаешь и трехсот страниц, уравновешивает, в оценке знатоков, произведения наиб

ПИСЬМО О МАЛЛАРМЕ
  Вы пожелали, чтобы этюду о Малларме, и притом столь истовому, глубокому и любовному, каким вы его задумали и благостно выполнили, -- было все же пред­послано неско

БИБЛИОГРАФИЯ
  Тексты Поля Валери П. Валери, Избранное, М., 1936. Oeuvres de Paul Valйry, 12 vol., Paris, 1937-- 1950. P. Valйry, Oeuvres, tt. I, II, Paris

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги