рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МОИ ТЕАТРЫ

МОИ ТЕАТРЫ - раздел Образование, Поль Валери. Об искусстве   Я Очень Редко Бываю В Театре И Почти Никогда Не Бы­ваю В Кино...

 

Я очень редко бываю в театре и почти никогда не бы­ваю в кино. Это не

символ веры и не вопрос принципа. Это лишь факт, который отчасти обязан

известной ле­ности, отчасти же -- недоверию к тем наслаждениям, ка­кие

вкушаются в большом обществе, в назначенный день и час. В наслаждении должны

присутствовать импрови­зация и фантазия. Кино, разумеется, имеет свои

достоин­ства. Но у меня возникает чувство, что оно фантазирует за меня и

словно бы мне вопреки. Есть в этом нечто от сновидения -- но от сновидения,

странно пронизанного реальностью, -- ею как бы отравленного...

Безостановоч­ность фильма, прерывистое действие, подлинные пейза­жи, не

слишком естественные декорации, абсолютная легкость замен, море, любовь, дни

людские, уносимые столь же быстро, как и возникающие, -- все это,

препод­несенное с бессвязностью мысленных ассоциаций, обра­зует в итоге

некий провал, вневременной и бесплотный, и приводит к тому, что в уме у меня

остается не больше, чем на экране. Но в этом-то и лежит, несомненно, весь­ма

наивный секрет универсальной силы этого средства.

К тому же оно великолепно отвечает влечению или потребности наблюдать

свою жизнь. С восхищением, не лишенным иронии, Стефан Малларме рассказывал о

спектакле, который смотрел в одном лондонском мюзик-холле и который

ежевечерне собирал полный зал. Дирек­ция просто-напросто выводила на сцену

супружескую че­ту, которая за справедливую плату коротала свой вечер на

глазах у публики точно так же, как у себя дома. Они пили чай, толковали о

прожитом дне, касались домаш­них дел, обсуждали, быть может, прочитанное в

газетах: то была сама жизнь. В результате все расходились по домам вполне

удовлетворенными. Почему бы и нет? Я убежден, что кинофильм, сценарий

которого сводился бы к событиям самого неприметного дня самого зауряд­ного

человека и показывал его обычное времяпрепровож­дение с утра до ночи, мог бы

доставить известное удо­вольствие. Поучительно к тому же понаблюдать, как в

десять минут истощается все, чем мы заняты были ка­ких-то двенадцать --

пятнадцать часов настоящего. Я не говорю, что снимать надлежало бы абсолютно

все! Быть может, удастся однажды вынести на экран само нутро героя, как уже

показывают, мне кажется, внутренности насекомых. Человек, таким образом,

приобрел бы точное и, возможно, достаточно мрачное представление о себе.

Природа лишила его знания собственного организма, в который проник он, как

взломщик. Возможно также, что в самом впечатлении, какое вызовет у него

зрели­ще его постоянного, насквозь монотонного функциониро­вания и

врожденного или приобретенного автоматизма, к которому сводится почти все

наше существование, по­черпнет он мотивы к желанию развивать, в некой части

своей, недоступной для объектива, жажду высших цен­ностей и всего, что

способно освободить нас от чувства, будто мы созданы по шаблону и живем

механически.

Я, разумеется, навлеку на себя негодование всех, кого кино развлекает,

захватывает, питает или же обогащает. Но могу возразить, что за всю свою

жизнь я никогда не пытался разуверить людей в том, что им нравится. Я не

принадлежу к числу тех, кто стремится заставить дру­гих разлюбить любимое

или полюбить нелюбимое. Я го­ворю о кино то, что чувствую, но я отнюдь не

склонен отрицать достоинств прекрасно поставленного и мастер­ски

выполненного кинофильма. Мне кажется, я представ­ляю, в каких непрерывных

исканиях, опытах, перера­ботках рождается волшебная лента, и уже само мое

пре­дставление об этой работе как о работе фантазии и рас­чета заставляет

меня преисполниться глубочайшим по­чтением к этого рода творчеству. Я часто

писал -- и то было истинное признание, -- что в произведениях искус­ства я

всегда ищу следы творческого усилия, из которо­го они возникли и которое

интересует меня прежде все­го. И подчас у меня возникает желание снять

кино­фильм 1.

Как я уже сказал, в театр я ходил крайне редко. Есть, однако, иной

театр, который довольно часто мере­щится мне, заставляет о себе грезить;

этот театр -- до­статочно неотвязный объект моих блуждающих мыс­лей. Они и

впрямь блуждают безвыходно, так как я не мешаю им затеряться в сказочных

дебрях Возможного -- или, лучше сказать, невозможного -- и поскольку я не в

состоянии удержать свое размышление на путях, спо­собных привести его к

осуществимым созданиям драма­тургии.

Среди этого сонма фантазий и бесплодных идей, роя­щихся во мне, когда я

задумываюсь о театре, я часто оказываюсь как бы раздвоенным между двумя

чрезвы­чайно простыми системами, которые попеременно при­тягивают мою мысль;

она изощряется, выявляя их диа­метральную противоположность. Хотя это

построения зыбкие и сколь угодно бесцельные, своего рода контраст,

разделяющий их, и привычная их навязчивость застав­ляют меня угадывать в них

какую-то скрытую значи­мость. Когда праздность творит как умеет -- при

пол­ном отсутствии цели и в забвении всяческого усилия, -- она порождает

определенные конструкции, которые об­ладают, возможно, какой-то внутренней

необходимостью и не могут сводиться к бессмысленной игре случайно­стей.

Итак, мне мыслятся два театра: один восходит к Храму, второй -- к

Гиньолю. (Называю Гиньоль -- для большей простоты. ) Говоря о Гиньоле, я

представляю себе зал, сцену и декорации подчеркнуто театральные, насколько

это возможно; всюду угадываешь картон, раскрашенную штукатурку, сусальное

золото; есть в этой системе нечто трогательное и циническое, какая-то

чарующая поэзия: она признается в своей неспособно­сти или же равнодушии к

правде и одновременно соче­тает их с убежденностью в неотразимом эффекте

иллюзии, -- поскольку к нему здесь стремятся все -- актеры, автор, публика и

даже суфлер в своей будке. На под­мостках -- на подлинных, изумительно

эластичных под­мостках -- жизнь должна бить ключом и неодолимо передаваться

зрителю, заражая его предельной живо­стью действия, вспышками диалога,

блеском реплик (подчас обязанных увлеченности исполнителя, память которого,

к счастию, ненадежна). Наконец, здесь есть все, что способно опьянить и

увлечь зрителя игрой впе­чатлений. Только театр умеет передать жар и

свежесть мгновения; именно этого не нахожу я в кино. Любой кадр связан с

мыслью о прошлом, и то, что в нем по­казано, показывает, что этого больше

нет. Мы подсозна­тельно чувствуем, что все нами видимое не совершается, но

уже совершилось, прежде чем появиться на свет. Перед нами отжившее, которое

хочет ожить в нас. Да­же голоса звучат замогильно... Мой же Гиньоль,

напро­тив, сохраняет в себе какую-то магию "становления". Пусть актеры

играют опять ту же самую пьесу: даже то, что они исполняли, может быть,

сотню раз, они должны всякий раз заново переживать. С ними выхо­дит на сцену

вся живая их непосредственность, и, сколь­ко бы ни приходилось им повторять

свою роль, они представляются нам существами более свободными и,

следственно, более подлинными, нежели закосневшие в своей неизменности

призраки, которых источник света проецирует на экран.

Но когда я вдоволь намечтаюсь об этом Театре, не­уемном, как некий дух,

его подвижность, пестрота инто­наций и сцен, блеск и чары его калейдоскопа

побужда­ют меня мысленно рисовать или же конструировать, в качестве

гармонического контраста и отрицания, сов­сем иной театр, который я связываю

с Храмом. В этом театре царит условность высшего порядка, и никакой

вольности он не допускает. Кажется, что все в нем движимо законами столь же

величественными, как те, ко­торыми древние наделяли свой простой и

грандиозный космос. Они верили в мировой порядок, и это чудесное ослепление,

возможно, внесло в их искусство то дыха­ние святости, чистоты и рока, какое

мы в нем находим, и сообщило некую безусловность его созданиям, кото­рые

исчерпываются собственной полнотой, не взывают ни к чьему взгляду и

снисходят как будто лишь к беско­нечному созерцанию.

Такой театр должен быть не театром подмостков, но театром благородной

по качеству архитектуры. Искусно расчлененный корабль будет соединять сцену

с залом, избавляя нас от чрезвычайно грубого контраста, кото­рый мы

наблюдаем в привычном театре. Стоит в нем занавесу подняться, как нам

предстает совсем незнако­мый мир и спектакль вынуждает нас жить какое-то

время жизнью, нам чуждой. В противоположность это­му, театральная система, о

которой я размышляю, приз­вана обращаться к нашему глубочайшему внутреннему

чувству, нашему переживанию мира 2.

Читатель, конечно, поймет, что я мечтаю о каком-то подобии литургии. Я

не могу изложить здесь свои дав­нишние мысли, которые прояснили бы эту идею.

Много лет назад я беседовал о ней с Дебюсси и представил ему общий замысел

произведения, которое исходило бы из моих взглядов. Тогда ничего из этого не

вышло, но впоследствии, когда в сотрудничестве с Онеггером я писал мелодраму

об Амфионе, мне представился случай составить либретто, отвечающее,

насколько это возмож­но, моим, так сказать, литургическим помыслам

3.

К несчастью, условия исполнения этой вещи оказа­лись таковы, что

эксперимент лишился всякого смысла. Единственное, что от него осталось, --

это великолеп­ное решение в высшей степени четкой и сложной музы­кальной

проблемы.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поль Валери. Об искусстве

Издание подготовил В М КОЗОВОЙ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МОИ ТЕАТРЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О ПОЛЕ ВАЛЕРИ
    Замедлил бледный луч заката В высоком, невзначай, окне... А. Блок   Цикл стихотворений Поля Валери, созданный на рубеже 20-х

ЗАМЕТКА И ОТСТУПЛЕНИЕ
  (Фрагмент) Почему, -- спрашивают обычно, -- автор заставил своего героя от­правиться в Венгрию? Потому, что ему хотелось, чтобы он послушал немного инстру

ВЕЧЕР С ГОСПОДИНОМ ТЭСТОМ
    Vita Cartesii est simplissima... *     * Жизнь Картезия предельно проста... (латин. ).    

КРИЗИС ДУХА
  Мы, цивилизации, -- мы знаем теперь, что мы смерт­ны 1. Мы слыхали рассказы о лицах, бесследно исчезнув­ших, об империях, пошедших ко дну со всем своим

ВСЕОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА
  I. Слово "искусство" первоначально означало способ действия и ничего больше. Это безгранично широкое понимание вышло из обихода. II. Впосле

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
  Беспорядок неотделим от "творчества", поскольку это последнее характеризуется определенным "поряд­ком". Это творчество порядка одновременно обя

ИЗ ТЕТРАДЕЙ
  Живопись Назначение живописи неясно. Будь оно определенным, -- скажем, создавать иллю­зию видимых предметов либо радовать взгляд и созна­ние своеобразным

ЭВПАЛИНОС, ИЛИ АРХИТЕКТОР
  (Фрагмент) Федр. Что ты делаешь здесь, Сократ? Я давно уже ищу тебя. Я облетел нашу бледную сень и повсюду о тебе спрашивал. Все знают тебя, но никто не

ДУША И ТАНЕЦ
  Эриксимах. О Сократ, я умираю!.. Пробуди во мне мысль! Зарони идею!.. 1 Дай вдохнуть твоих острых загадок!.. Это нещадное пиршество превосходит в

ПРОБЛЕМА МУЗЕЕВ
  Я не слишком люблю музеи. Многие из них прекрасны, но нет среди них очаровывающих. Идеи классификации, сохранности и общественной пользы, точные и ясные, плохо вяж

ФРЕСКИ ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ
  У современных художников свои достоинства; надо, однако, признать, что на большие работы они почти не отваживаются, что в проблемах композиции они чув­ствуют себя

ТРИУМФ МАНЕ
  Будь аллегория ныне в моде и пожелай какой-ни­будь живописец сочинить "Триумф Мане", -- ему, быть может, пришло бы на мысль окружить фигуру великого маст

БЕРТА МОРИЗО
  Говоря о Берте Моризо -- тетушке Берте, как ее ча­сто называют в моем кругу 1, -- я не рискну вдаваться в разбор искусства, в котором нет у меня

СЛОВО К ХУДОЖНИКАМ-ГРАВЕРАМ
  Господа... я с удовольствием обратился бы к вам: до­рогие собратья, -- но, хотя и имел я кое-какое знакомст­во с граверным искусством, знакомство это было из тех,

ВЗГЛЯД НА МОРЕ
  Небо и Море -- стихии, неотделимые от широчайшего взгляда: наиболее простые, наиболее свободные с виду, наиболее изменчивые в целостной протяженности сво­его испол

ЛЮБИТЕЛЬ ПОЭЗИИ
  Если мне вдруг открывается действительный ход моей мысли, я не нахожу утешения в необходимости претер­певать это внутреннее, безличное и безначальное, сло­в

ПИСЬМО О МИФАХ
  Некая дама, дорогой друг, дама совершенно безвестная, пишет мне и, в длиннейшем, не в меру прочувствован­ном письме, обращается ко мне с различными недоуме­ниями,

ЧИСТАЯ ПОЭЗИЯ
  Заметки к выступлению Много шуму было поднято в обществе (я имею в виду общество, пищей которому служат продукты наи­более изысканные и наиболее бесполезные), --

ВОПРОСЫ ПОЭЗИИ
  Последние лет сорок пять я наблюдал, как поэзия становилась объектом множества начинаний, подверга­лась экспериментам самого различного свойства, испы­тывала пути

ПОЭЗИЯ И АБСТРАКТНАЯ МЫСЛЬ
  Идею Поэзии довольно часто противопоставляют по­нятию Мысли, особенно "Мысли Абстрактной". Мы го­ворим: "Поэзия и Абстрактная Мысль", -- как го

ПОЛОЖЕНИЕ БОДЛЕРА
  Бодлер находится в зените славы. Этот томик "Цветов зла", в котором не насчитаешь и трехсот страниц, уравновешивает, в оценке знатоков, произведения наиб

ПИСЬМО О МАЛЛАРМЕ
  Вы пожелали, чтобы этюду о Малларме, и притом столь истовому, глубокому и любовному, каким вы его задумали и благостно выполнили, -- было все же пред­послано неско

БИБЛИОГРАФИЯ
  Тексты Поля Валери П. Валери, Избранное, М., 1936. Oeuvres de Paul Valйry, 12 vol., Paris, 1937-- 1950. P. Valйry, Oeuvres, tt. I, II, Paris

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги