рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО - раздел Образование, Поль Валери. Об искусстве   Беспорядок Неотделим От "творчества", Поскольку Это...

 

Беспорядок неотделим от "творчества", поскольку это последнее

характеризуется определенным "поряд­ком".

Это творчество порядка одновременно обязано про­цессу стихийного

формирования, которое можно уподо­бить формированию предметов естественных,

обнаружи­вающих симметрии либо фигуры, "внятные" сами по себе; и, с другой

стороны, акту сознательному, -- иначе говоря, такому акту, который позволяет

различать, фор­мулировать порознь цель и средства 1.

Одним словом, в произведении искусства всегда при­сутствуют два рода

компонентов: 1) такие, которых про­исхождения мы не угадываем и которые к

действиям не сводимы, хотя впоследствии действия могут их пре­образить; 2)

компоненты выраженные, которые могли быть осмыслены.

Всякое произведение характеризуется определенной пропорцией этих

компонентов, которая играет в искус­стве немаловажную роль. В зависимости от

преимуще­ственного развития тех или иных различаются эпохи и школы. Коротко

говоря, сменяющиеся реакции, какими отмечена история любого непрерывно

эволюционирую­щего искусства, сводятся к изменениям этой пропорции: в центре

тяжести произведений сознательное и стихий­ное поочередно сменяют друг

друга. Но оба эти момен­та неизменно присутствуют 2.

Так, музыкальная композиция требует выражения знаками действий

(призванными вызывать к жизни зву­ки) мелодических или ритмических образов,

выводимых из "царства звуков", которое мыслится как "беспоря­док" -- или,

лучше сказать, как потенциальная совокуп­ность всех возможных порядков;

причем сама по себе эта неповторимая кристаллизация остается для пас

загадкой. Пример музыки особенно важен: он показывает нам в чистейшем виде

смешанный механизм образова­ний и построений. Мир музыки по-своему уникален:

это мир звуков, выделенных из массы шумов и резко от них отличных, которые

одновременно систематизированы и размечены на инструментах, позволяющих

извлекать их посредством единообразных действий. Поскольку таким образом,

мир звуков четко очерчен и организован, мысль композитора движется как бы в

недрах един­ственной системы возможностей: музыкальное состояние задано ей.

Любое стихийное образование мгновенно свя­зывается системой отношений с

миром звуков во всей его полноте; затем волевое усилие сосредоточивает свои

действия на этой основе, разрабатывая ее многообраз­ные связи с той сферой,

откуда вышли ее элементы.

Исходная мысль напрашивается сама по себе. Если она пробуждает

потребность или желание ее воплотить, произведение становится ее целью, и

сознание этой на­правленности мобилизует весь арсенал средств и приоб­ретает

характер целостного человеческого усилия. Вы­кладки, решения, наброски

появляются в той стадии, которую я связал с компонентами "выраженными".

По­нятия "начала" и "конца", чуждые стихийному форми­рованию, также

складываются лишь в тот момент, ког­да художественное творчество должно

принять харак­тер сознательной операции.

В поэзии эта проблема значительно усложняется. Я перечислю трудности, с

которыми мы здесь сталки­ваемся.

А. Поэзия есть искусство речи. Речь представляет собой смешение самых

разнородных функций, которые упорядочиваются в рефлексах, приобретаемых

эмпири­чески, в бесконечном познании. Элементы моторные, слуховые,

зрительные, мнемонические образуют более или менее устойчивые комбинации; но

формы их воз­никновения, передачи, как равно и эффекты их вос­приятия,

заметно меняются в зависимости от данного индивида. Дикция, интонации, ритм

голоса, выбор слов, а с другой стороны, ответные психические реакции,

со­стояние собеседника... все эти независимые переменные и непредсказуемые

обусловленности играют свою роль. Одно высказывание всецело пренебрегает

благозвучи­ем; другое -- логической связностью; третье -- правдо­подобием, и

т. д.

Б. Речь -- орудие практическое; больше того, она столь тесно связана с

нашим "Я", все состояния которо­го она кратчайшим путем для него

формулирует, что ее эстетические достоинства (созвучия, ритм, образные

ре­зонансы и т. д. ) постоянно игнорируются и становятся неощутимыми. В

конце концов к ним начинают относить­ся, как к трению в механике

(исчезновение каллигра­фии).

В. Поэзия, искусство речи, следственно, знаменует необходимость

противо­борствовать утилитарности и со­временному нарастанию этой последней.

Все, что усу­губляет ее отличие от прозы, идет ей на пользу.

Г. Таким образом, поэт -- в отличие от композитора, чьих преимуществ он

лишен, -- должен творить, каж­дым творческим актом, мир поэзии, что

означает: пси­хическое и аффективное состояние, при котором речь сможет

выполнять роль, в корне противоположную сво­ей функции обозначения того, что

есть, или было, или же будет. И если обиходная речь изглаживается,

стирается, как только цель (понимание) достигнута, речь поэтическая должна

стремиться к сохранению формы.

Д. Итак, значимость не является для поэта важ­нейшим и, в конечном

счете, единственным фактором речи: она лишь один из ее компонентов. Работа

поэта осуществляется посредством операций над качественной сложностью слов,

-- иначе говоря, через одновременную организацию звука и смысла (я

упрощаю... ), подобно тому как алгебра оперирует комплексными числами.

Читатель простит мне это сравнение.

Е. Равным образом элементарное понятие словесно­го смысла поэзию

удовлетворить не может: я не случай­но упомянул мимоходом о резонансе. Я

хотел обратить внимание на психические эффекты, порождаемые ком­бинациями

слов и словесных форм, вне зависимости от их синтаксических связей,

благодаря двустороннему (и, значит, не синтаксическому) действию их

соседствова­ния.

Ж. Наконец, поэтические эффекты, как и все прочие чувственные и

эстетические эффекты, всегда мгновенны.

К тому же поэзия постоянно "in actu" *. Поэма обре­тает жизнь лишь в

момент своего прочтения, и ее реаль­ная ценность неотделима от этой

обусловленности испол­нением. Вот почему всякое преподавание поэзии,

пре­небрегающее искусством произношения и декламации, абсолютно лишено

смысла.

 

* В действии, актуальна (латин. ).

 

 

Из всего этого следует, что поэтическое творчество есть совершенно

особый вид художественного творчест­ва, что объясняется природой языка.

Благодаря этой сложной природе зачаточное состоя­ние поэмы может быть

самым различным: какая-то те­ма или же группа слов, несложный ритм либо

(даже) некая схема просодической формы равно способны по­служить тем

семенем, которое разовьется в сформиро­вавшуюся вещь 3.

Эта равноценность первоэлементов -- факт, заслужи­вающий особого

упоминания. Перечисляя их выше, я забыл, однако, отметить самые

поразительные. Белый лист бумаги; минуты праздности; случайная описка;

по­грешность в чтении; перо, которое приятно держать в руке.

Я не стану входить в рассмотрение сознательной ра­боты и в анализ ее

конкретных операций. Я хотел лишь представить, в самых общих чертах, область

поэтиче­ского творчества в собственном смысле слова, которую не следует

путать, как это делается постоянно, с обла­стью произвольной и беспредметной

фантазии.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поль Валери. Об искусстве

Издание подготовил В М КОЗОВОЙ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О ПОЛЕ ВАЛЕРИ
    Замедлил бледный луч заката В высоком, невзначай, окне... А. Блок   Цикл стихотворений Поля Валери, созданный на рубеже 20-х

ЗАМЕТКА И ОТСТУПЛЕНИЕ
  (Фрагмент) Почему, -- спрашивают обычно, -- автор заставил своего героя от­правиться в Венгрию? Потому, что ему хотелось, чтобы он послушал немного инстру

ВЕЧЕР С ГОСПОДИНОМ ТЭСТОМ
    Vita Cartesii est simplissima... *     * Жизнь Картезия предельно проста... (латин. ).    

КРИЗИС ДУХА
  Мы, цивилизации, -- мы знаем теперь, что мы смерт­ны 1. Мы слыхали рассказы о лицах, бесследно исчезнув­ших, об империях, пошедших ко дну со всем своим

ВСЕОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА
  I. Слово "искусство" первоначально означало способ действия и ничего больше. Это безгранично широкое понимание вышло из обихода. II. Впосле

ИЗ ТЕТРАДЕЙ
  Живопись Назначение живописи неясно. Будь оно определенным, -- скажем, создавать иллю­зию видимых предметов либо радовать взгляд и созна­ние своеобразным

ЭВПАЛИНОС, ИЛИ АРХИТЕКТОР
  (Фрагмент) Федр. Что ты делаешь здесь, Сократ? Я давно уже ищу тебя. Я облетел нашу бледную сень и повсюду о тебе спрашивал. Все знают тебя, но никто не

ДУША И ТАНЕЦ
  Эриксимах. О Сократ, я умираю!.. Пробуди во мне мысль! Зарони идею!.. 1 Дай вдохнуть твоих острых загадок!.. Это нещадное пиршество превосходит в

ПРОБЛЕМА МУЗЕЕВ
  Я не слишком люблю музеи. Многие из них прекрасны, но нет среди них очаровывающих. Идеи классификации, сохранности и общественной пользы, точные и ясные, плохо вяж

ФРЕСКИ ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ
  У современных художников свои достоинства; надо, однако, признать, что на большие работы они почти не отваживаются, что в проблемах композиции они чув­ствуют себя

ТРИУМФ МАНЕ
  Будь аллегория ныне в моде и пожелай какой-ни­будь живописец сочинить "Триумф Мане", -- ему, быть может, пришло бы на мысль окружить фигуру великого маст

БЕРТА МОРИЗО
  Говоря о Берте Моризо -- тетушке Берте, как ее ча­сто называют в моем кругу 1, -- я не рискну вдаваться в разбор искусства, в котором нет у меня

СЛОВО К ХУДОЖНИКАМ-ГРАВЕРАМ
  Господа... я с удовольствием обратился бы к вам: до­рогие собратья, -- но, хотя и имел я кое-какое знакомст­во с граверным искусством, знакомство это было из тех,

МОИ ТЕАТРЫ
  Я очень редко бываю в театре и почти никогда не бы­ваю в кино. Это не символ веры и не вопрос принципа. Это лишь факт, который отчасти обязан известной ле­ности, о

ВЗГЛЯД НА МОРЕ
  Небо и Море -- стихии, неотделимые от широчайшего взгляда: наиболее простые, наиболее свободные с виду, наиболее изменчивые в целостной протяженности сво­его испол

ЛЮБИТЕЛЬ ПОЭЗИИ
  Если мне вдруг открывается действительный ход моей мысли, я не нахожу утешения в необходимости претер­певать это внутреннее, безличное и безначальное, сло­в

ПИСЬМО О МИФАХ
  Некая дама, дорогой друг, дама совершенно безвестная, пишет мне и, в длиннейшем, не в меру прочувствован­ном письме, обращается ко мне с различными недоуме­ниями,

ЧИСТАЯ ПОЭЗИЯ
  Заметки к выступлению Много шуму было поднято в обществе (я имею в виду общество, пищей которому служат продукты наи­более изысканные и наиболее бесполезные), --

ВОПРОСЫ ПОЭЗИИ
  Последние лет сорок пять я наблюдал, как поэзия становилась объектом множества начинаний, подверга­лась экспериментам самого различного свойства, испы­тывала пути

ПОЭЗИЯ И АБСТРАКТНАЯ МЫСЛЬ
  Идею Поэзии довольно часто противопоставляют по­нятию Мысли, особенно "Мысли Абстрактной". Мы го­ворим: "Поэзия и Абстрактная Мысль", -- как го

ПОЛОЖЕНИЕ БОДЛЕРА
  Бодлер находится в зените славы. Этот томик "Цветов зла", в котором не насчитаешь и трехсот страниц, уравновешивает, в оценке знатоков, произведения наиб

ПИСЬМО О МАЛЛАРМЕ
  Вы пожелали, чтобы этюду о Малларме, и притом столь истовому, глубокому и любовному, каким вы его задумали и благостно выполнили, -- было все же пред­послано неско

БИБЛИОГРАФИЯ
  Тексты Поля Валери П. Валери, Избранное, М., 1936. Oeuvres de Paul Valйry, 12 vol., Paris, 1937-- 1950. P. Valйry, Oeuvres, tt. I, II, Paris

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги