рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЗАМЕТКА И ОТСТУПЛЕНИЕ

ЗАМЕТКА И ОТСТУПЛЕНИЕ - раздел Образование, Поль Валери. Об искусстве   (Фрагмент) Почему, -- Спрашивают Обычно, -- Автор За...

 

(Фрагмент)

Почему, -- спрашивают обычно, -- автор заставил своего героя

от­правиться в Венгрию? Потому, что ему хотелось, чтобы он послушал немного

инструмен­тальной музыки из венгерских ме­лодий. Он искренне в этом

созна­ется. Он бы заставил его поехать куда угодно, если бы нашел для этого

малейший повод.

Г. Берлиоз. Предисловие к "Гибе­ли Фауста"

Нужно простить мне такое претенциозное и поисти­не обманчивое заглавие

1. У меня не было намерения вводить в заблуждение, когда я ставил

его над этим не­большим трудом. Но прошло двадцать пять лет с тех пор, как я

написал его, и после столь длительного охлаждения название представляется

мне излишне силь­ным. Его самоуверенность надлежало бы смягчить. Что

касается текста... Но теперь и в голову не пришло бы его написать.

Немыслимо! -- сказал бы ныне разум. Дойдя до n-го хода шахматной партии,

которую знание играет с бытием, мы обольщаем себя тем, что обучены

противником; мы принимаем соответствующий вид; мы становимся жестокими к

молодому человеку, которого поневоле приходится признавать своим предком; мы

на­ходим у него необъяснимые слабости, которые почита­лись его подвигами; мы

восстанавливаем его наивность. Но это означает, что мы кажемся себе более

глупыми, чем были на самом деле. Но -- глупыми по необходимо­сти, глупыми по

"государственным" соображениям. Быть может, нет более жгучего, более

глубокого, более плодотворного соблазна, чем соблазн самоотречения: каж­дый

новый день ревнует к отошедшим, и его обязан­ность именно в этом и состоит;

мысль с отчаянием от­вергает, что она раньше была сильнее; ясность

сегод­няшнего дня не желает озарять в прошлом дни, кото­рые были еще яснее;

и первые слова, которые восход солнца заставляет нашептывать пробуждающийся

разум, звучат в этом Мемноне так: "Nihil reputare actum... " *

 

* Ничто не считать законченным (латин. ).

 

 

Перечитывать, следовательно, -- перечитывать после забвения,

перечитывать себя без тени нежности, без чувства отцовства, с холодной и

критической остротой, в жестоко творческом ожидании смешного и

уничижи­тельного, с полным безучастием, с рассудительным взглядом, --

значит, переделать свой труд или предчув­ствовать, что можно переделать его

совсем наново.

 

1*

 

 

Предмет заслуживал бы этого. Но он не переставал быть выше моих сил. Я

никогда и не мечтал взяться за него: появлением этого небольшого очерка я

обязан гос­поже Жюльетте Адан, которая в конце 1894 года, по любезной

рекомендации господина Леона Доде, просила меня написать его для "Нового

обозрения".

Несмотря на свои двадцать три года, я был в чрез­мерном затруднении. Я

понимал, что знал Леонардо зна­чительно меньше, нежели его почитал.

Я видел в нем главного героя той Интеллектуальной комедии, которая еще

по сию пору не нашла своего поэ­та и которая для моих вкусов была бы много

ценнее Человеческой комедии и, быть может, даже Комедии Божественной. Я

чувствовал, что этот мастер своих воз­можностей, этот властелин рисунка,

образов, расчета нашел основную исходную точку, с которой всякие на­чинания

в области знания и все операции искусства ста­новятся одинаково легкими, а

счастливые взаимодействия анализа и актов -- странно правдоподобными: мысль

чу­додейственно возбуждающая.

Но то была мысль слишком непосредственная -- мысль без значимости --

мысль бесконечно распростра­ненная и, следовательно, пригодная для беседы,

но не для писательства.

 

2*

 

 

Этот Аполлон очаровывал меня до крайности. Что может быть

привлекательнее божества, которое отвер­гает всякую загадочность, которое не

строит своего мо­гущества на смятении наших чувств, не направляет свой

престиж на самые темные, самые нежные или са­мые мрачные стороны нашего

существа, вынуждает нас соглашаться, а не подчиняться, и полагает свое

основ­ное чудо лишь в том, что разоблачает себя, а свою глубину -- только в

хорошо выведенной перспективе. И есть ли лучший признак подлинной и законной

вла­сти, чем пользование ею без всяких покровов? -- Ни­когда у Диониса не

было врага более решительного, ни более чистого, ни более вооруженного

знаниями, неже­ли этот герой, который был занят не столько подчине­нием или

уничтожением чудищ, сколько изучением дви­жущих сил, и который пренебрегал

пронзать их стрела­ми, ибо пронзал их вопросами; он был скорее их вер­ховным

вождем, чем победителем, а это значит, что для него не было более полной

победы, нежели возможность их понять, -- почти до возможности воспроизвести

и по­вторить их; и едва только он улавливал регулирующий их закон, как

отбрасывал их, смехотворно низводя к убогому состоянию вполне частных

явлений и объясни­мых парадоксов.

Как ни поверхностно изучил я его рисунки и рукопи­си, они меня

ослепили. Эти тысячи заметок и зарисовок отложили во мне потрясающее

впечатление некой кош­марной совокупности искр, вызванных разнообразней­шими

ударами какого-то фантастического производства. Изречения, рецепты, советы

самому себе, опыты раз­мышлений, вновь возобновляющихся; иногда закончен­ное

описание, иногда разговор с самим собой, обраще­ние к себе на "ты"...

Но у меня не было никакого желания повторять, что он был тем-то и

тем-то: и художником, и математиком, и... Словом, -- художником самой

вселенной 2. Всякому ведомо это.

 

3*

 

 

Я не считал себя достаточно ученым, чтобы пытать- ея развернуть детали

его изысканий, попробовать, на­пример, определить точный смысл его Impeto

3, которым он так широко пользуется в своей динамике; или

пус­титься в рассуждения по поводу его Sfumato 4, которое он ввел

в свою живопись; не был я и достаточно эруди­том (и того меньше -- склонен

быть им), дабы помыш­лять способствовать, хотя бы в самой малой дозе,

уве­личению уже давно известных фактов. Я не чувствовал к эрудиции того

ревностного усердия, которое ей подо­бает. Изумительный дар собеседования

Марселя Шво­ба 5 больше влек меня к личной его обаятельности,

не­жели к его научным источникам. Я упивался беседой, пока она продолжалась.

Я получал удовольствие, не за­трачивая труда. Но в итоге я спохватывался;

моя лень восставала против идеи безнадежных чтений, бесконеч­ных

 

4*

 

 

проверок, дотошных методов, предохраняющих от уверенности. Я говорил

своему другу, что ученые люди рискуют много больше других, ибо они заключают

па­ри, а мы остаемся вне игры, причем у них есть две возможности ошибаться:

наша, которая чрезвычайно лег­ка, и их собственная, требующая больших

усилий. Ес­ли на их долю и выпадает счастье раскрыть некоторые факты, то

самое количество восстановленных матери­альных истин подвергает опасности

подлинную реаль­ность, искомую ими. Истина, в ее грубом состоянии, бо­лее

поддельна, чем сама подделка. Документы с одина­ковой случайностью

информируют нас и об общих за­конах и об их исключениях. Сами летописцы

предпочи­тают сохранять для нас странности своей эпохи. Но то, что верно в

отношении эпохи или личности, не всегда позволяет лучше познать их. Никто не

тождествен совокупности своих внешних признаков; кто из нас не го­ворил или

не сделал того, что ему несвойственно! Под­ражание или ляпсус, --

случайность или возрастающая усталость оставаться тем, каков ты есть на

самом деле, тебя самого подчас искажают; нас зарисовывают во вре­мя

какого-нибудь обеда; этот листок переходит в по­томство, богатое эрудитами,

и вот мы закреплены во всей красе на всю литературную вечность. Фотография

лица, в ту минуту искаженного гримасой, -- неопровер­жимый документ. Но

покажите этот документ кому-ни­будь из друзей модели -- и они его не узнают.

У меня было достаточно других софизмов для оправ­дания своих антипатий,

-- так изобретательно отвраще­ние к длительному труду. Все же, быть может, я

не по­боялся бы встречи с этими неприятностями, если бы ду­мал, что они

приведут меня к желанной цели. Влек же меня, в моих тайниках, интимный закон

этого великого Леонардо. Мне не нужно было ни его истории, ни даже плодов

его мыслей... От этого чела, украшенного венка­ми, я мечтал обрести лишь

одну миндалину.

Что же делать среди стольких отречений, когда у те­бя пет ничего, кроме

желаний, и вместе с тем ты опья­нен интеллектуальной жаждой и гордостью?

Обольщать себя надеждами? Привить себе некото­рую литературную горячку?

Лелеять ее исступление?

Я страстно искал красивой темы. Но как этого мало перед бумагой!

Великая жажда, конечно, чревата сама по себе свер­кающими видениями;

она воздействует на какие-то скрытые субстанции, как невидимый свет на

богемское стекло, богатое окисью урана; она освещает все, чего ка­сается,

она заставляет бриллиантами светиться кувши­ны, она придает опаловый блеск

графинам... Но те на­питки, которые она рождает, обладают только видимо­стью

правдоподобия. Я же считал всегда, и считаю по­сейчас, недостойным писать из

энтузиазма. Энтузиазм -- не есть душевное состояние писателя 6.

Как бы ни было велико могущество огня, оно ста­новится полезным и

движущим только благодаря ма­шине, в которую его вводит искусство; нужно,

чтобы хорошо размещенные преграды затрудняли его полное рассеяние и чтобы

задержка, удачно противопоставлен­ная неумолимому восстановлению равновесия,

дала воз­можность кое-что спасти от бесполезного охлаждения жара.

Когда дело идет о речи, автор, обдумывающий ее, на­чинает чувствовать

себя одновременно и источником, и инженером, и регулятором: одно в нем

является возбу­дителем, другое предусматривает, сочетает, умеряет,

от­кидывает; третье -- логика и память -- устанавливает факты, охраняет

связи, обеспечивает известную длитель­ность искомого, желаемую совокупность.

Писать -- это значит настолько крепко и настолько точно, насколько это

в наших силах, создавать такой механизм языка, при помощи которого разряд

возбужденной мысли в состоянии одолевать реальные сопротив­ления, а это

требует от писателя, чтобы он раздвоился наперекор себе. И именно в этом

исключительном смыс­ле человек в целом становится автором. Все остальное не

от него, а от какой-то его части, от него оторвавшей­ся. Его дело состоит в

том, чтобы между эмоцией, или первоначальным намерением, и теми конечными

завер­шениями, какими являются забвение, смутность -- фа­тальные следствия

мысли, -- ввести созданные им про­тиворечия, дабы в качестве посредствующих

звеньев они извлекали из чисто преходящей природы внутренних явлений немного

обновляющейся активности и незави­симого существования...

 

5*

 

 

Возможно, что в те времена я преувеличивал явные недостатки всякой

литературы, никогда не дающей удовлетворения всем запросам духа. Мне не

нравилось, что одни функции оставались праздными, а другими пользовались. Я

могу также сказать (это значит -- ска­зать то же самое), что выше всего я

ставил сознатель­ность; я отдал бы много шедевров, казавшихся мне

не­произвольными, за одну страницу явственно целеустрем­ленную.

Эти ошибки, которые было бы легко защитить и ко­торые я далеко не

считаю настолько неплодотворными, чтобы подчас к ним не возвращаться, --

отравляли мои попытки. Все мои предписания, слишком настойчивые и слишком

точные, были вместе с тем слишком общими, чтобы суметь помочь мне при каких

бы то ни было об­стоятельствах. Нужны долгие годы, дабы истины, кото­рые мы

создаем себе, стали в нас плотью.

Таким образом, вместо того чтобы найти в себе эти условия и эти

преграды, подобные высшим силам, ко­торые позволяют нам продвигаться вперед

вопреки пер­воначальному нашему намерению, -- я натыкался на не­взыскательно

расставленное крючкотворство; и я умышленно представлял себе вещи сложнее,

чем они должны были казаться глазам столь молодого человека, каким я был. А

с другой стороны, я видел повсюду одни лишь потуги, приспособленчество,

отвратительную легкость: все это случайное богатство, пустое, как роскошь

снов, где смешивается и переплетается бесконечность изно­шенных вещей.

Ежели я отдавал себя игре случайностей на бумаге, мне на ум приходили

лишь слова, свидетельствовавшие о немощи мысли: гений, тайна, глубина... --

определе­ния, пригодные для пустоты, говорящие меньше о пред­мете, нежели о

лице, пользующемся им. Как ни старал­ся я себя обмануть, эта умственная

политика оказалась куцей: беспощадностью суждений я так стремительно отвечал

предложениям, зарождающимся во мне, что ито­гом обмена каждую данную минуту

был нуль 7.

В довершение несчастия я обожал, смущенно, но страстно, точность: я

смутно притязал управлять свои­ми мыслями.

 

7*

 

6*

 

 

Я чувствовал, конечно, что по необходимости -- и иначе не может быть --

наш разум должен считаться со своими случайностями; созданный для

неожиданно­сти, он ее дает и ее получает: его намеренные ожида­ния остаются

без непосредственных результатов, а его волеустремления или точные действия

оказываются по­лезными лишь после совершившегося, -- как в некой вто­ричной

жизни, рождающейся в какой-то высший миг его просветления. Но я не верил в

особое могущество безу­мия, в необходимость невежества, в проблески

бессмыс­лия, в творческий сумбур. У того, что нам дарит слу­чай, всегда есть

несколько капель отцовской крови. На­ши откровения, думал я, лишь явления

определенного порядка, и нужно еще суметь объяснить эти постижи­мые явления.

Это нужно всегда. Даже удачнейшие из наших интуиции оказываются в какой-то

степени итогами, неточными от избытка, в сравнении с нашей обыч­ной

ясностью, и неточными от недостачи, в сравнении с бесконечной сложностью тех

даже незначительных ве­щей и реальных случаев, которые интуиция притязает

подчинить нам. Наша личная заслуга, по которой мы томимся, заключается не

столько в том, чтоб вынести их, сколько в том, чтоб их уловить, и не столько

в том, чтоб их уловить, сколько в том, чтоб в них разобрать­ся. И наша

отповедь своему "гению" подчас значитель­но ценнее, нежели его атака.

Впрочем, мы прекрасно понимаем, что вероятность неблагосклонна этому

соблазну: разум бесстыдно на­шептывает нам миллион глупостей за одну

красивую идею, которую нам оставляет; но и сама эта удача при­обретает в

итоге некоторое значение лишь соответствен­но тому, что принесет она нашей

цели. Так, руда, лишен­ная ценности в пластах и залежах, приобретает

значи­мость на солнце благодаря обработке на поверхности.

Таким образом, отнюдь не интуитивные элементы придают произведениям их

ценность: отнимите самые произведения, и ваши просветления станут не больше

как умственными случайностями в статистике местной жизни мозга. Их подлинная

ценность не обусловлена ни мраком их зарождения, ни предполагаемой глубиной,

откуда мы наивно любим выводить их, ни драгоценным изумлением, которое они в

нас самих вызывают, но все­го лишь совпадением с нашими потребностями и тем

обдуманным применением, которое мы сумеем для них найти, -- иначе говоря,

полнотой сотрудничества всего человека.

 

8*

 

 

Но если ясно, что наши самые большие прозрения интимно переплетаются с

самыми большими вероятно­стями ошибок и что равнодействующая наших мыслей в

известном смысле лишена значимости, то мы должны приучить к безустанному

труду ту часть нашего "Я", которая производит отбор и созидательно

действует. Об остальном, ни от кого не зависящем, говорить так же

бесполезно, как о прошлогоднем снеге. Ему дают име­на, его обожествляют, его

терзают, но всуе: это может привести лишь к увеличению притворства и обмана

и так естественно связано с честолюбием, что не знаешь, является ли фальшь

ее основой или производным. Дур­ная привычка принимать метонимию за

открытие, мета­фору за доказательство, словоизвержение за поток капи­тальных

знаний, а себя самого за пророка, -- это зло рождается вместе с нами.

У Леонардо да Винчи нет ничего общего с этим сум­буром. Среди множества

идолов, из числа которых мы должны выбирать, поскольку необходимо

поклоняться хотя бы одному из них, он остановил свой взгляд на той Упорной

Строгости, которая сама себя почитает наибо­лее требовательным божеством

(но, видимо, наименее грубым из всех, поскольку все остальные сообща

нена­видят ее).

Только при такой Строгости возможна положитель­ная свобода, тогда как

внешняя свобода есть только подчинение всякому велению случая; чем больше мы

ею пользуемся, тем сильнее мы остаемся привязанными к одной и той же точке,

подобно пробке на море, кото­рую никто не держит, которую все притягивает и

в ко­торой взаимно сталкиваются и взаимно уничтожаются все силы вселенной.

Совокупность деятельности этого великого Леонардо единственно вытекает

из его великой цели, словно бы не отдельная личность была связана с ней, --

его мысль кажется более универсальной, более последовательной и более

изолированной, чем могла бы быть любая ин­дивидуальная мысль. Очень

возвышенный человек ни­когда не бывает оригинален 8. Его личность

в меру зна­чительна. Мало несоответствий, никаких интеллектуальных

предрассудков. Нет пустых страхов. Он не боится анализов, -- он их доводит,

или они его доводят, до от­даленных последствий; он возвращается к

реальности без всяких усилий. Он подражает; он открывает; он не отвергает

старого из-за того, что оно старо, и не отвер­гает нового из-за того, что

оно ново; но он извлекает из него нечто извечно актуальное.

 

9*

 

 

Ему предельно чужда та сильная и малопонятная вражда, которую

полтораста лет спустя провозгласил между духом тонкости и духом геометрии

человек 9, со­вершенно не воспринимавший искусства, который не

мог представить себе это деликатное, но вполне естествен­ное соединение

различных наклонностей; который ду­мал, что живопись -- суета; что подлинное

красноречие смеется над красноречием; который вовлекает нас в па­ри, где он

теряет всю тонкость и всю геометрию, -- и ко­торый, обменяв новую лампу на

старую, стал занимать­ся подшиванием бумаг из своих карманов в то время,

когда наступил час дать Франции славу исчисления бес­конечности...

Для Леонардо не существовало откровений. Не было и пропастей по

сторонам. Пропасть заставила бы его лишь подумать о мосте. Пропасть

послужила бы лишь толчком для опытов над некой большой механической

птицей...

И сам он должен был рассматривать себя как обра­зец красивого мыслящего

животного, предельно гибко­го и свободного, наделенного различного рода

движе­ниями, умеющего, по малейшему желанию всадника, без сопротивления и

без промедления переходить от од­ного аллюра к другому. Чутье тонкости и

чувство гео­метрии, -- их используешь и их оставляешь наподобие образцовой

лошади, меняющей последовательность рит­ма... В совершенстве

координированному существу до­статочно предписать себе некоторые перемены,

скрытые и весьма простые в волевом отношении, чтобы он мог тотчас же перейти

из области чисто формальных превра­щений и символических действий в область

несовершен­ных знаний и непосредственной реальности. Обладать этой свободой

глубоких перемен, вводить в действие та­кой регистр приспособлений, -- это

значит лишь пользо­ваться полнотой человеческих возможностей, той, ка- кою

наше воображение наделяет людей античности.

 

10*

 

 

Высшее изящество нас смущает. Это отсутствие смя­тенности,

пророчествования и патетизма; эта четкость целей; это примирение между

вниманием к частности и мощью мысли, вечно достигаемое мастером равновесия;

это презрение к иллюзионизму и к искусственности; это пренебрежение

театральностью у самого изобретатель­ного из людей -- представляется нам

скандалом. Есть ли что-либо более трудное для нас, бедных, которые соз­дают

себе из "чувствительности" некую профессию, пре­тендуют на то, что обладают

всем, при помощи несколь­ких примитивных эффектов контраста и отклика, и что

понимают все, создавая себе иллюзию самоотождествле­ния с зыбкой и подвижной

сущностью нашего времени?

Но Леонардо, от искания к исканию, с чрезвычайной простотой становится

все более замечательным наездни­ком собственной своей натуры; он бесконечно

подымает свои мысли, совершенствует взгляды, развивает дейст­вия; он

приучает и ту и другую руку к точнейшему ри­сунку; он распускает и собирает

все вновь, он устанав­ливает соответствие своих желаний с возможностями,

продвигает исследующую мысль в искусство и сохраня­ет свое изящество...

Такой свободный ум доходит в своем движении до неожиданных положений и

поражает нас наподобие танцовщицы, которая принимает и сохраняет некоторое

время положение полнейшей неустойчивости. Его неза­висимость шокирует наши

инстинкты и издевается над нашими желаниями. Трудно себе представить

что-либо более свободное, то есть менее человеческое, чем его суждения о

любви и смерти. Он позволяет нам догады­ваться о них по отдельным отрывкам в

его тетрадях.

 

11*

 

 

"Любовь в своем исступлении (так приблизительно говорит он) настолько

безобразна, что человеческая pa­ са погибла бы -- la natura si perderebbe,

-- если бы те, которые занимаются ею, могли узреть себя". Это пре­зрение он

подтверждает многими рисунками, ибо пол­нота презрения к известным вещам

наступает тогда, ког­да можно длительно глядеть на них. И вот он рисует,

здесь и там, эти анатомические сочетания, ужасающие разрезы полового акта.

Эротическая машина его инте­ресует, ибо животная механика является его

излюблен­ной областью; но борющиеся до пота и задыхания op­ranti *, чудовища

противоположных мускулатур, прев­ращение в животных, -- это вызывает в нем

словно бы только отвращение и презрение.

 

* Действующие, работающие, творящие (староитал. ).

 

 

Его суждение о смерти можно извлечь из весьма не­большого отрывка

античной полноты и простоты, кото­рый, вероятно, должен был стать частью

вступления к трактату, так и оставшемуся неоконченным, о Человече­ском Теле.

Этот человек, который вскрыл десять трупов, чтобы проследить за

прохождением каких-то вен, думает: строение нашего тела представляет собой

такое чудо, что душа, несмотря на свою божественность, расстается лишь с

большими муками с этим телом, в котором она жила; и мне кажется, -- говорит

Леонардо, -- что ее сле­зы, и скорбь не лишены основания... 10.

Не будем углублять природу того сомнения, полного определенного смысла,

которое заключается в этих сло­вах. Достаточно видеть эту огромную тень,

которую бросает сюда некая зарождающаяся мысль: смерть, рас­сматриваемая как

бедствие для души, смерть тела -- как уничтожение этой божественной вещи!

Смерть, по­ражающая душу до слез, в самом дорогом для него де­ле, вследствие

разрушения той архитектуры, которую она себе создала для жилья!

Я не хочу из этих звучных слов вывести некую лео­нардовскую метафизику;

но я готов идти на довольно легкое сопоставление, поскольку оно само собой

зарож­дается в наших мыслях. Для такого любителя организ­мов тело не

является презренной ветошью; в этом теле слишком много свойств, оно

разрешает слишком много проблем, оно обладает слишком многими функциями,

чтобы не соответствовать каким-то трансцендентным требованиям, достаточно

могущественным, чтобы его со­здать, но не настолько сильным, чтобы обойтись

без его сложности. Оно является творением и инструментом ко­го-то, кто в нем

нуждается, кто неохотно его отбрасы­вает и кто оплакивает его, как

оплакивают власть... Та- ково ощущение Леонардо 11.

 

12*

 

 

Его философия вполне натуралистична, очень недру­желюбна к

спиритуализму, очень склонна к буквально­му физико-механическому толкованию.

Что же касается души, то здесь она совпадает с философией католиче­ской

церкви. Католическая церковь -- поскольку она по крайней мере связана с

учением Фомы Аквинского -- не оставляет душе, отделенной от тела,

сколько-нибудь завидного существования. Нет ничего более жалкого, чем эта

душа, потерявшая тело. Ей остается только од­но существование: это --

логический минимум, некая по­таенная жизнь, в которой она совершенно

непостижи­ма для нас и, несомненно, для себя самой. Она совлекала с себя

все: силу, желания, может быть -- познание. Я не уверен даже, может ли

вспоминать она хотя бы о том, что она была, во времени и где-то, формой и

дей­ствием своего тела. У нее осталась лишь честь своей независимости...

Такое пустое и нелепое положение яв­ляется, к счастью, только преходящим, --

если это сло­во, вне времени, имеет какой-нибудь смысл: разум тре­бует, а

догма обязывает, чтобы плоть была восстановле­на. Конечно, свойства этой

высшей плоти должны зна­чительно отличаться от тех, которыми наша плоть

об­ладала. Здесь, думается мне, следует допустить нечто совсем другое,

нежели простое осуществление неверо­ятного. Впрочем, бесполезно забираться в

дебри физики, мечтать о некоем могущественном теле, чья масса ока­залась бы

в ином взаимоотношении с универсальным притяжением, нежели наша, причем эта

изменчивая масса была бы в такой связи со скоростью света, что­бы

предначертанное ей проворство превращений могло реализоваться... Как бы то

ни было, обнаженная душа должна, согласно теологии, вновь найти в некоем

теле некую функциональную жизнь, а благодаря этому ново­му телу -- и особый

вид материи, которая позволила бы ей действовать и наполнила бы

непреходящими ценно­стями ее пустые умственные категории.

Догма, признающая за телесной организацией такую едва ли второстепенную

значимость; заметно принижа­ющая душу; запрещающая нам и даже избавляющая

нас от смешного желания эту душу себе представить; доходящая до того, что

обязывает ее перевоплотиться, дабы иметь возможность участвовать в полноте

извеч­ной жизни, -- такая догма, столь отчетливо противопо­ложная чистейшему

спиритуализму, -- отделяет самым чувствительным образом католическую церковь

от всех других христианских верований. Мне кажется, что на протяжении

двух-трех веков нет другого такого вопросa, мимо которого религиозная

литература проходила бы с большей легкостью. Апологеты, проповедники об этом

не говорят... Причина этого полузамалчивания мне непонятна.

Я так далеко забрел в Леонардо, что совсем не знаю, как вернуться к

самому себе... пусть так! Любой путь приведет меня сюда: в этом состоит

определение "само­го себя". Оно не может затеряться, -- оно лишь напрас­но

теряет время...

 

Примечания

1* Это был мой первый "заказ" 1.

2* Я всегда различаю две эти функции.

Если бы я занимался лишь тем, что меня увлекает, я писал бы лишь для

того, чтобы нечто искать или нечто удерживать.

Слово, если оно не записано, находит прежде, чем начинает ис­кать

2.

3* Признаться, я не понимал интереса бесконечных деталей,

за­ставляющих эрудита рыться в библиотеках.

Какой, думал я, смысл в том, что не повторяется?

История для меня возбудитель, но отнюдь не пища. То, чему она учит, не

преобразуется в модели действий, в функции и опе­рации нашего разума. Когда

разум бодрствует, он нуждается лишь в настоящем и в себе самом.

Я не ищу утраченного времени, от которого предпочел бы от­речься

3. Мой разум находит себя только в действии.

4* То, что в человеке наиболее истинно, то, в чем он больше

всего является Самим Собой, есть его возможное -- которое его ис­тория

вскрывает лишь выборочно.

То, что с ним происходит, может не выявить в нем того, чего он сам о

себе не знает.

Медь не издаст без удара своего основного -- неповторимого -- звука.

Вот почему я пытался на свой лад представить и обрисовать скорее

Возможное определенного Леонардо, нежели того Леонардо, которого нам

изображает История.

5* Существуют авторы, причем известные, чьи произведения

суть не что иное, как выделенные эмоции.

Они могут трогать, но они неспособны обогатить тех, кто их создает

4. Рождаясь на свет, они не открывают этим последним возможностей

творить то, чего они прежде не знали, и усваивать качества, которых прежде

они не имели.

6* Воля способна действовать в разуме и на разум лишь

кос­венно -- посредством тела. Она может повторять, чтобы овладе­вать, --

но, пожалуй, и только.

7* Наша мысль не может быть ни чрезмерно сложной, ни

чрезмерно простой.

Ибо реальность, которую хочет она уловить, может быть лишь бесконечно

сложной -- неисчерпаемой, тогда как, с другой стороны, она может овладевать

и пользоваться добычей лишь в том случае, ежели заключает ее в какой-то

несложный образ.

8* Статистическая гипотеза.

9* Эта фраза вызвала настоящий скандал. Но что стало бы с

человечеством, если бы все умы, равноценные этому, поступали так же, как он?

10* Знания людей античности были достаточно невелики, что­бы

эти люди могли не зависеть от своих умственных позиций.

11* Этот весьма холодный взгляд на механику любви

пред­ставляется мне уникальным в истории мысли.

Когда любовь столь бесстрастно анализируется, на ум прихо­дит множество

странных идей. Какие нужны околичности, какое многообразие средств для того,

чтобы совершить зачатие! Чувст­ва, идеалы, красота выступают здесь как

условия раздражения оп­ределенного мускула.

Сущность функции становится чем-то необычным, а ее осуще­ствление

страшит, прикрывается...

Ничто так наглядно не обнаруживает величайшую опосредст­вованность

естества 5.

12* В конце концов, только чувства для нас существенны.

Ра­зум (деление школярское -- пусть так!), по сути, важен для нас лишь в

связи со всякого рода воздействиями на нашу чувстви­тельность.

А между тем эта последняя может достаточно долго отсутст­вовать, не

вызывая, однако, смерти. Как сказал бы теолог, душа в этом случае отнюдь нас

не покидает. Но наше "Я" полностью на это время утрачивается. То, в чем

выражается наше тождество по отношению к нам самим, исчезает бесследно, и

возможность его restitiitio in integrum * зависит от малейшей случайности.

Это -- все, что мы знаем определенно: мы можем -- не быть.

* Целостного восстановления (латин. ).

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поль Валери. Об искусстве

Издание подготовил В М КОЗОВОЙ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЗАМЕТКА И ОТСТУПЛЕНИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О ПОЛЕ ВАЛЕРИ
    Замедлил бледный луч заката В высоком, невзначай, окне... А. Блок   Цикл стихотворений Поля Валери, созданный на рубеже 20-х

ВЕЧЕР С ГОСПОДИНОМ ТЭСТОМ
    Vita Cartesii est simplissima... *     * Жизнь Картезия предельно проста... (латин. ).    

КРИЗИС ДУХА
  Мы, цивилизации, -- мы знаем теперь, что мы смерт­ны 1. Мы слыхали рассказы о лицах, бесследно исчезнув­ших, об империях, пошедших ко дну со всем своим

ВСЕОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА
  I. Слово "искусство" первоначально означало способ действия и ничего больше. Это безгранично широкое понимание вышло из обихода. II. Впосле

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
  Беспорядок неотделим от "творчества", поскольку это последнее характеризуется определенным "поряд­ком". Это творчество порядка одновременно обя

ИЗ ТЕТРАДЕЙ
  Живопись Назначение живописи неясно. Будь оно определенным, -- скажем, создавать иллю­зию видимых предметов либо радовать взгляд и созна­ние своеобразным

ЭВПАЛИНОС, ИЛИ АРХИТЕКТОР
  (Фрагмент) Федр. Что ты делаешь здесь, Сократ? Я давно уже ищу тебя. Я облетел нашу бледную сень и повсюду о тебе спрашивал. Все знают тебя, но никто не

ДУША И ТАНЕЦ
  Эриксимах. О Сократ, я умираю!.. Пробуди во мне мысль! Зарони идею!.. 1 Дай вдохнуть твоих острых загадок!.. Это нещадное пиршество превосходит в

ПРОБЛЕМА МУЗЕЕВ
  Я не слишком люблю музеи. Многие из них прекрасны, но нет среди них очаровывающих. Идеи классификации, сохранности и общественной пользы, точные и ясные, плохо вяж

ФРЕСКИ ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ
  У современных художников свои достоинства; надо, однако, признать, что на большие работы они почти не отваживаются, что в проблемах композиции они чув­ствуют себя

ТРИУМФ МАНЕ
  Будь аллегория ныне в моде и пожелай какой-ни­будь живописец сочинить "Триумф Мане", -- ему, быть может, пришло бы на мысль окружить фигуру великого маст

БЕРТА МОРИЗО
  Говоря о Берте Моризо -- тетушке Берте, как ее ча­сто называют в моем кругу 1, -- я не рискну вдаваться в разбор искусства, в котором нет у меня

СЛОВО К ХУДОЖНИКАМ-ГРАВЕРАМ
  Господа... я с удовольствием обратился бы к вам: до­рогие собратья, -- но, хотя и имел я кое-какое знакомст­во с граверным искусством, знакомство это было из тех,

МОИ ТЕАТРЫ
  Я очень редко бываю в театре и почти никогда не бы­ваю в кино. Это не символ веры и не вопрос принципа. Это лишь факт, который отчасти обязан известной ле­ности, о

ВЗГЛЯД НА МОРЕ
  Небо и Море -- стихии, неотделимые от широчайшего взгляда: наиболее простые, наиболее свободные с виду, наиболее изменчивые в целостной протяженности сво­его испол

ЛЮБИТЕЛЬ ПОЭЗИИ
  Если мне вдруг открывается действительный ход моей мысли, я не нахожу утешения в необходимости претер­певать это внутреннее, безличное и безначальное, сло­в

ПИСЬМО О МИФАХ
  Некая дама, дорогой друг, дама совершенно безвестная, пишет мне и, в длиннейшем, не в меру прочувствован­ном письме, обращается ко мне с различными недоуме­ниями,

ЧИСТАЯ ПОЭЗИЯ
  Заметки к выступлению Много шуму было поднято в обществе (я имею в виду общество, пищей которому служат продукты наи­более изысканные и наиболее бесполезные), --

ВОПРОСЫ ПОЭЗИИ
  Последние лет сорок пять я наблюдал, как поэзия становилась объектом множества начинаний, подверга­лась экспериментам самого различного свойства, испы­тывала пути

ПОЭЗИЯ И АБСТРАКТНАЯ МЫСЛЬ
  Идею Поэзии довольно часто противопоставляют по­нятию Мысли, особенно "Мысли Абстрактной". Мы го­ворим: "Поэзия и Абстрактная Мысль", -- как го

ПОЛОЖЕНИЕ БОДЛЕРА
  Бодлер находится в зените славы. Этот томик "Цветов зла", в котором не насчитаешь и трехсот страниц, уравновешивает, в оценке знатоков, произведения наиб

ПИСЬМО О МАЛЛАРМЕ
  Вы пожелали, чтобы этюду о Малларме, и притом столь истовому, глубокому и любовному, каким вы его задумали и благостно выполнили, -- было все же пред­послано неско

БИБЛИОГРАФИЯ
  Тексты Поля Валери П. Валери, Избранное, М., 1936. Oeuvres de Paul Valйry, 12 vol., Paris, 1937-- 1950. P. Valйry, Oeuvres, tt. I, II, Paris

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги