рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эгейское искусство

Эгейское искусство - раздел Образование, Эгейское Искусство Троя. Крит. Тиринф. Микены. Ис...

Эгейское искусство

Троя. Крит. Тиринф. Микены. Искусство Греции. Гомеровская Греция. Архаика.

 

Литература:

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: «Искусство», 1974, 550с.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: «Искусство», 1975.

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд. МГУ, 1982.

Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. М.: Наука, 1972.

Юхвидин П.А. Мировая художественная культура от истоков до 17 в. В лекциях, беседах , рассказах. М.: «Новая школа», 1996.

Крито-микенское (эгейское) искусство развивалось во II тыс. до н.э.

Памятников монументальной скульптуры не обнаружено. Найдены небольшие фигурки богини природы. Художественные изделия из золота, серебра, бронзы и… С угасанием в XIVв. до н.э. цивилизации Крита, центрами эгейской культуры… Фрески Микен изображали сцены охоты и сражений. Сохранилось множество изделий из цветных металлов, выполненных…

Эпоха геометрики

Фундаменты наиболее ранних греческих сооружений делались из грубого камня, стены — из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Деревянные… Вход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик имели не… Одним из древнейших известных нам храмов Греции был храм Артемиды Орфии в Спарте (9—8 вв. до н. э.). Он имел…

Архаика

Развитие гимнастического воспитания, Олимпийские игры, сама жизнь формирует в сознании греков идеал красоты. Это нашло отражение в статуях… Афины становятся центром культуры. Рождаются понятия «эллины» и «Эллада». Общегреческие святилища становятся важными центрами экономических, политических…

Архитектура

Для архаического периода характерен рост городов, расширение масштабов строительства. С середины столетия начинают появляться монументальные постройки из камня, главным образом известняка мягких пород.

Типы храмов

1. Самый простой и, видимо, самый ранний тип храма — храм в антах, возникший из мегарона микенского времени. Главный фасад в этом случае оформляется… мегарон — прямоугольное здание с входом на узкой торцевой стороне с колоннами,…  

Виды ордеров

Дорический ордер развивался в основном на Пелопоннесе и в западных районах греческого мира (Сицилия и Великая Греция), ионический — в Аттике и в… Дорическая архитектура отличалась простотой и мужественностью своих… Так, в дорическом стиле колонны не имели баз, а ставились прямо на стилобат, капители были очень просты и состояли из…

Высокая классика

В Афинах работали скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий. Их бронзовые статуи дошли до нас в римских мраморных копиях I-II вв. до н.э.

Скульптура Мирона «Дискобол» выполнена в 460-450 гг. до н.э. Автор изображает атлета в момент наивысшего напряжения сил перед броском диска, передавая внутреннее движение при внешней статичности. Скульптура «Афина и Марсий» была создана мастером для Афинского Акрополя. Лесное существо – Марсий – выбирает инструмент, Афина взирает на него с гневом. Фигуры объединены действием, несовершенство Марсия отражено в выражении его лица, фигура остается совершенной.

Поликлет из Аргоса написал теоретический трактат «Канон» (правило), где точно расчитал размеры частей тела исходя из роста человека как единицы измерения (голова 1/7 роста, лицо и кисть – 1/10, ступня – 1/6). Свой идеал Поликлет выразил в сдержанно-мощных, спокойно-величественных образах «Дорифора» (копьеносца, 450-440 гг. до н.э.), «Ранней Амазонки».

В 480-479 гг. до н.э. персы захватили и разграбили Афины и основные святилища на Акрополе. Среди развалин Фидий выполняет 7-метровую статую Афины-воительницы (Афины-Помпадос) с копьем и щитом в руках как символ возрождения города (статуя погибла в XIII в.). Около 448г. до н.э. Фидий создает 13-метровую статую Зевса для храма Зевса в Олимпии (погибла в V в). С 449 г. до н.э. началась реконструкция Афинского Акрополя в период расцвета греческой демократии. Шестнадцать лет Фидий отдал Акрополю. Он руководил строительством и выполнял скульптурные работы на главном храме. Раз в четыре года по священной дороге от Афин к Акрополю тянулось гествие с дарами богине Афине (Панафинейские празднества). Процессия проходила через парадный вход на холм – Пропилеи ( арх. Месикл, 437-432 гг. до н.э.), состоящие из ионической колоннады между двуми дорическими портиками – на площадь Акрополя. Справа от Пропилей, на выступе скалы стоял храм Афине-Нике (арх. Калскикрат, 449-421 гг. до н.э.) ионического ордера с деревянной скульптурой Нике Аптерос (бескрылой) внутри храма. Процессия направлялась к главному храму Акрополя – Парфенону (70x31м, высота 8м) В нем соединились черты дорического ордера (колонны) и ионического (фриз). Здесь присутствует соразмерность частей, точность расчетов. Внутри храма находилась статуя Афины-Парфенос (Афины-Девы) высотой 13м, выполненная Фидием в 447-438 гг. до н.э. Последней постройкой Акрополя был Эрехтейон (посвящен Афине, Посейдону и мифическому царя Эрехтейю). На одном из трех портиков вместо колонн перекрытие поддерживают кариатиды.

Конец высокой классики совпадает со смертью Фидия (431г. до н.э.) и Перикла. Периклу принадлежат слова: «Мы любим прекрасное, соединенное с простотой, и мудрость без искажения».

Поздняя классика

В архитектуре поздней классики (410-350гг. до н.э.) в отличие от ранней и высокой нет чувства меры (месотес), появляется стремление к грандиозному, внешне великолепному.

Гигансткая гробница царя Мавзола в Галикарнасе (арх. Пиней и Сатир, 353г. до н.э.), от которой произошло позднее название «мавзолей», завершалась колесницей с конями и была украшена фризом в 150м с изображением битвы греков с амазонками. Мавзолей соединил пышность и торжественность восточного декора с изяществом греческого ионического ордера.

В этот период появляется коринфский ордер.

В скульптуре проявляется интерес к душевному миру человека, в пластике находит отражение его сложная, менее прямолинейная характеристика. На смену мужественной красоте атлета приходит красота несколько женственная, изящная. В это время работают скульпторы Пракситель, Лисипп, Скопас.

Праксителю принадлежит первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры («Афродита Книдская»). В этом образе отражена грусть, задумчивость, созерцательность. Рукой мастера создана скульптура «Гермес с Дионисом». Гермес – покровитель торговли и путешественников, вестник, курьер богов.

Скульптура «Менада» или «Танцующая вакханка» Скопаса рассчитана на обозрение со всех точек зрения. Вакханка – спутница бога виноделия Диониса (у римлян – Вакха).

Лисипп работал в бронзе и, если верить древним писаниям, оставил после себя 1500 статуй. Атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент релаксации, после состязаний («Апоксиамен, счищающий с себя песок», «Отдыхающий Геракл»). Лисипп создал свой канон человеческого тела (голова в котором составляет 1/9 роста). Он был придворным Скульптором А. Македонского, делал гигантские многофигурные композиции, портреты.

Период высшего расцвета греческих полисов был в то же время и началом их кризиса.

Естественным завершением растущей агрессивности греческих государств явилась пелопоннесская война, в которой столкнулись две крупнейшие группировки греческих полисов — Афинская морская держава и Пелопоннесский союз. Война закончилась победой Спарты и тяжелым поражением Афин. Однако последствия ее в равной мере пагубно сказались и на побежденных и на победителях. Центром общественной жизни города был также храм, который сооружался на возвышении или на центральной площади. В храме хранились казна, художественные сокровища, библиотека, около него проводились собрания и праздники. Поэтому в архитектуре преобладало храмовое строительство. Греческие храмы и скульптура обычно подкрашивались. Это придавало храмам праздничный, нарядный вид.

Архитектура греческой классики (V в. до н. э.) предстает в гармонии со средой, в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой. Ярким примером архитектуры высокой классики является ансамбль афинского Акрополя. Центральным сооружением Акрополя был храм Парфенон, в котором находилась 13-метровая статуя Афины-Парфенос. Чувство пропорций, соразмерность всех частей, точность расчета делают Парфенон безупречным произведением греческой архитектуры. На площади перед Парфеноном находилась еще одна грандиозная статуя Афины-Промахос (Воительницы), олицетворявшей военное могущество и славу своего города. Древнегреческий историк Плутарх говорил, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Древнегреческая скульптура проделала стремительный путь развития.

Для греков человек был олицетворением всего сущего, поэтому он был почти единственной темой искусства. Овладев передачей движения и свободно стоящей фигуры в пространстве, скульпторы высокой классики создают идеальный образ гармонически развитого человека в его величавой завершенности. Единственное, чего не знала греческая скульптура, это анализа характеров. Лица греческих статуй периода высокой классики малоиндивидуализированы, они сведены к общему типу идеальной красоты: правильный овал, прямая линия носа, продолжающая линию лба, продолговатый разрез глаз, небольшой рот, полные выпуклые губы, крупный и круглый подбородок, волнистые волосы, мягко и плотно облегающие голову.

Греки считали, что природа прекрасна и в ней нужно искать истинную красоту. Боги и люди прекрасны и нравственны одновременно: красивый человек не может быть безнравственным, поскольку он создан богом красивым не случайно. Задача скульптора состояла в том, чтобы отразить эту красоту, вдохнуть божественную силу жизни, заставить ожить мертвый камень. Жизнь, динамичность, радость, движение видел художник в природной красоте.

Греческий скульптор удивлялся живой красоте тела человека так же, как трогательной красоте юного лепестка или молодого побега. Создатели великого искусства, вдохновляясь живой красотой и наполняясь богатством духа, наделяли им свои творения. Глыба мрамора превращалась в ласковые обводы человеческого тела, а в каждый кусочек каменного тела вдыхалась человеческая жизнь. Скульптор своему творению отдавал свою физическую жизнь, свое вдохновение, вдыхал в него свой дух, был духовным донором статуи.

Греки воспринимали целостного человека, и облик его должен был выражать органичное единство, гармонию, полноту бытия. Лицо не выделялось, отдельная часть ничего не значила без целого. Античный мир безмерно любил симметрию, старался увидеть ее во всем внешнем мире.

В целом греки считали, что видимый мир есть единственно подлинная действительность. Облик человека для них был явлением природной красоты, и красоту человеческого тела составляла симметрия его членов. Но выражающие природное совершенство тела древнегреческих статуй говорят больше, чем их лица. Для нас это удивительно, но на лицах нет выражения. Более того, женские лица, в нашем восприятии, несколько грубоваты, а мужские лица женоподобны.

Однако греки показали главное — то, как много можно сказать через человеческий облик в целом. Тело может выражать соразмерность форм, радость бытия, торжество гармонии, трепет, ликование, блаженство, восторг, удовлетворенность, напряженность, силу и слабость.

Через тело скульпторы показывали свое отношение к человеку, оценку его как нравственного или безнравственного. В греческой культуре эстетическая оценка доминировала над этической, т.е. в Греции внешняя красота считалась благом. Например, визображение Силена-Марсия, который, по известной легенде, вызвав на состязание в игре на флейте бога Аполлона, посмел победить его, скульптор мог бы представить наказанного богом победителя в образе молодого юноши, чтобы вызвать сострадание и сожаление о его преждевременной смерти.

Но в привязанном на столбе, с содранной кожей, мы видим умирающего старца. Согласно морали: не спорь с богами, в Греции соблюдались нравы почитания традиционных богов. Безнравственный человек изображался в образе безобразного старческого тела. И наоборот, прекрасное, непорочное тело, с точки зрения древних греков, не могло быть у безнравственного человека. Так что тело для греков было и формой выражения нравственной оценки человека. Однако единственное, что оно не могло показать, это жизнь души. Она невидима. Душа находит свое выражение только на лице и только в нем может быть отражена мастером.

Живопись Греции почти не сохранилась. До наших дней дошла только живопись, украшающая керамику. Греческие сосуды разнообразны по форме и функциям: амфоры, кратеры, гидрии, лекифы, пелики, диносы, кальпиды .

Первоначально вазопись была чернофигурной, затем она сменилась более совершенной краснофигурной. Основой рисунка служил силуэт. Кроме мотивов растительного и животного мира, в греческой керамике появляется много сцен сражений, пиров, охоты, мифологических сюжетов.

Архитектура

Было воздвигнуто много храмов с богатыми скульптурными украшениями. Храмы были не только культовыми зданиями, посвященными божеству. Они воплощали в… Хорошо сохранившийся храм Геры (II) в Пестуме (конец первой четверти 5 в. до… Храм по своим очертаниям в плане приближается уже к памятникам классического времени. Его пропорции гармоничны, детали…

Изобразительное искусство

После разрушений во время персидской войны восстанавливаются города и отдельные памятники. Много было воздвигнуто храмов с богатыми скульптурными… История изобразительного искусства 5 в. до н. э. раскрывается перед нами в… О живописи, монументальной и станковой, мы можем судить только по литературным источникам.

Этрусское искусство VIII-IVвв. до н.э.

Архитектура близка греческой, но этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, стены – из сырцового кирпича. Жо нас… • Тулумус. В земляную яму кладется саркофаг и вещи. Вокруг выкладывается… • Захоронения в скалах. В скалах вырубались помещения-камеры. Здесь в нишах располагались бюсты предков. Найдены…

Колизей

"Panem et circenses!" - "Хлеба и зрелищ!" - знаменитый лозунг римской толпы. Именно этого народ требовал от государства. И от… Зрелища - это цирк. В каждом городе Рима была арена. И, конечно, самая… Строительство амфитеатра начал первый император династии Флавиев, Веспасиан - военачальник, выигравший битву за трон…

– Конец работы –

Используемые теги: Эгейское, искусство0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эгейское искусство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств
ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...

Русское зарубежье. Искусство зарубежной России
На сайте allrefs.net читайте: "Русское зарубежье. Искусство зарубежной России"

Ораторское искусство Древней Греции
На сайте allrefs.net читайте: "Ораторское искусство Древней Греции"

Искусство Мастера НЛП
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство Мастера НЛП"

ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН. Искусство движения Уроки мастера
На сайте allrefs.net читайте: "ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН. Искусство движения Уроки мастера"

ТЕМА 4 ИСКУССТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
На сайте allrefs.net читайте: "ТЕМА 4 ИСКУССТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"

Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.
На сайте allrefs.net читайте: Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие....

Дзэн и искусство ухода за мотоциклом
На сайте allrefs.net читайте: Дзэн и искусство ухода за мотоциклом...

Твоя новая дата рождения! Или искусство точного наведения на подлинные цели в жизни
Специалисты Международного Института Социальной Экологии называют это явление хрональной энцефалопатией или другими словами деструктивным... Так что реальный астрологический прогноз хорош только тогда когда отражает... Человек одухотвор нный Показательна паника неизбежно сопровождавшая...

Искусство как феномен культуры
План... Искусство как феномен... Функции искусства...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам