рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема духовности в психологии

Проблема духовности в психологии - раздел Психология, Проблема Духовности В Психологии Людмила Николаевна Собчик - Ведущий Специал...

Проблема духовности в психологии Людмила Николаевна Собчик - ведущий специалист по психологии индивидуальности, доктор психологических наук На изломе эпох, когда меняется стиль жизни всей страны и, одновременно, каждого отдельного человека, меняются идеалы, наполняющие жизнь смыслом.В поисках таких идеалов или так называемой национальной идеи ломают копья законодатели, политологи, журналисты, искусствоведы. Имеется выраженная потребность в научно обоснованных мерах адекватного воспитания молодежи и превенции криминальной деформации незрелой, внушаемой, податливой дурным влияниям личности подростка.

Что может предложить психология для решения этой сложной проблемы? Разработанная автором статьи теория ведущих тенденций утверждает единство генетической, психологической и социальной составляющей человеческой индивидуальности. Согласно данной концепции высшие уровни самосознания, социальная направленность и иерархия ценностей индивида формируются не только под влиянием социума, но зависят также от индивидуального тропизма, т.е. избирательности, неосознанного влечения, что значительно ограничивает количество степеней выбора конкретного человека при освоении им многообразия окружающего мира. Индивидуально-личностные свойства определяются ведущими тенденциями, которые уходят корнями в генетическую предиспозицию, формирующую конституциональные особенности и темперамент человека.

Характер - это сплав конституционально заданных свойств человеческой психики с воспитывающим влиянием среды, которое не только сглаживает или усугубляет устойчивые индивидуальные свойства человека, но и формирует установку на самоконтроль.

Высшие уровни личности - морально-нравственные устои, гражданское самосознание, иерархия ценностей - формируются не только благодаря культурно-историческому опыту социума, но в значительной степени связаны с избирательностью каждого конкретного человека, обусловленной определенным индивидуально очерченным набором ведущих тенденций, которые пронизывают все уровни личности снизу доверху.

Они и лежат в основе индивидуально-личностной типологии, которая позволяет на основании данных психодиагностического исследования выделить группу гипертимных личностей, включающую в себя спонтанные, ригидные, экстравертированные и агрессивные типологические варианты, а также группу гипотимных личностей, к которым относятся сензитивные, интровертированные, тревожные и лабильные типы. В какой степени психодиагностическое исследование может помочь специалистам в определении духовной наполненности человека, его способности задумываться над смыслом жизни? Для начала, спросим себя, что имеется в виду, когда говорят о духовной жизни человека? Духовность, на взгляд автора статьи, это - высший уровень самосознания человека и эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни.

Это понятие нельзя подменить высоким интеллектом и эрудицией. С одной стороны, склонность к поискам высшего смысла жизни, направленность интересов на иные кроме прагматической необходимости сферы познания, наблюдательность и терпимость в отношениях с людьми, идущая от сердца доброта и сострадание вполне могут быть свойственны и малообразованным людям.

С другой стороны, нередко поверхностная атрибутика интеллигентности служит лишь инструментом для достижения отнюдь не самых высоких целей, когда индивид в качестве непременного "джентльменского набора" считает необходимым блеснуть какими-то знаниями и псевдофилософскими сентенциями по поводу доброго, вечного только для того, чтобы окружающие восприняли его как начитанного, гуманного и думающего о благе простых людей человека.

При этом цели такого "гуманиста" могут быть сугубо эгоцентрическими, примитивно-потребностными, а декларация духовных ценностей служит лишь одним из способов для завоевания авторитета, власти, богатства, то есть сугубо эгоистических целей. Такого рода культурный багаж следовало бы назвать не иначе как "псевдодуховность". Это не исключает вполне справедливого стечения обстоятельств, когда жизненные блага и власть судьба бросает к ногам человека, который все это заслужил, являясь на самом деле личностью с величайшим духовным богатством.

Но чаще наиболее достойные люди как раз и отличаются тем, что не ради конкретных благ они совершенствуют свое Я, стремясь к высоким идеалам. Для них сам процесс духовно наполненной жизни является самоцелью.Духовность человека - это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод.

Наполненная духовным богатством жизнь предусматривает не только включение в образ собственного Я огромной - вширь и вглубь - информации об окружающем мире, но и способность рассматривать свое Я в контексте мироздания. При этом человек выступает не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности.Это - личность, пытающаяся понять свое в этом мире предназначение, стремящаяся наполнить свою жизнь определенным смыслом и активно реализующая свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях.

Духовность нельзя свести к высокому и разносторонне развитому интеллекту еще и потому, что это не только проблема самосознания, но и эмоциональная категория, предусматривающая в сложном диалоге доброго и злого начал бытия приоритет первого. Для одних - это опора на мораль общества, на принципы религиозных догм, для других - это собственная совесть, не позволяющие переступить черту, за которой подстерегает опасность ущемить интересы других людей.

Если человек не преступает законов справедливости не из страха перед наказанием, а по велению собственных нравственных установок, нарушение которых грозит ему утратой самоуважения, то это уже признак более высокого склада души. Духовность - это понятие, которое имплицитно содержит в себе неравнодушие к окружающему миру. Это - пристрастность с положительным знаком.Это также стремление наполнить свою жизнь увлеченностью и интересом к разным сферам бытия, любовью к своей стране, к природе, к людям, к тому, что не является инструментом реализации праматической необходимости.

В противовес обыденным интересам, направленным на то, чтобы ублажать человеческую плоть, духовность означает направленность человека на иные, нематериальные ценности. Готовность к духовному развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое нельзя заменить образованием.

Однако при прочих равных условиях более благодатной почвой для спонтанно проявляющейся тяги к духовному развитию являются интровертный, тревожный и сензитивный типы личности, то есть гипотимные личности. У них из всего спектра потребностей аффилиативная потребность является ведущей, что проявляется способностью к сопереживанию, склонностью к самоанализу, тенденцией к оттормаживанию эгоистических желаний и стремлением сблизить актуальный образ Я с идеальным.При этом мотивы их деятельности отличаются гуманистической направленностью и известной возвышенностью интересов над обыденными проблемами повседневной жизни.

Этот тип личности изначально обладает теми базовыми свойствами, которые усиливают вероятность императивной тяги к духовно насыщенному стилю жизни.Такой вариант развития личности, возможно, следовало бы назвать "первичной духовностью". Опыт показывает, что гипертимные личности (спонтанные, экстравертированные, агрессивныеи и ригидные) в большей степени ориентированы на самореализацию своего Я по типу "здесь и теперь"; они активно заявляют о себе в этом мире, при этом собственное Я заслоняет сам мир, который ими прагматично используется для достижения своих целей.

Они меньше склонны к самоанализу и поискам смысла жизни, для них характерен действенный стиль жизни, а не размышления о прошлом и мечты о будущем.И тот и другой тип личности необходимы для общественной гармонии, но если гипертимы реализуются на ниве реформаторских идей, технического развития и прогресса цивилизации, то гипотимный вариант личности необходим обществу для духовного совершенствования, сохранения культурных традиций и морально-нравственных устоев.

В своих работах талантливый ученый, немало претерпевший за независимость своих взглядов, смелый критик пагубных для отечественной экономики идей Лысенко, Владимир Павлович Эфроимсон утверждал единство генетической, психологической и социальной составляющей человеческой индивидуальности.Изучая выделявшихся своей незаурядностью личностей, на основании анализа данных, полученных в процессе многолетних генетических, биохимических, психологических и культурно-исторических исследований Эфроимсон утверждал, что такое присущее высоким душам человеческое свойство как альтруизм является генетически обусловленным.

Вопреки эгоизму, жадности, агрессивности и другим негативным свойствам, которые не украшают людей и приносят в мир страдания и разрушение, человечество развивается и совершенствуется благодаря иным, лучшим качествам человеческой души: способности жертвовать собой ради других, умению любить и сопереживать. "Мы выживем" писал Эфроэмсон, "если сохраним в себе такие качества как самоотверженность и стремление к взаимному общению". Тяга к духовному обогащению, часто неосознанная, может возникнуть как явление вторичное ("вторичная духовность") у людей, много страдавших, разочаровавшихся, "ушедших в себя" в силу вступившего в действие защитного механизма "эскейпа", "бегства от проблем". У многих эта дорога к храму в буквальном смысле приводит к Богу или к религии (что не одно и тоже). При всех вариантах такой душевной трансформации мы наблюдаем усиление контроля над эгоистическими устремлениями и более выраженную обращенность к своему внутреннему Я. При этом динамическое исследование (в рамках диапазона колебания индивидуально-личностных свойств) обнаруживает повышение треквожности, пессимистичности и интровертированности по данным психодиагностических тестов.

Эти данные отражают возрастание тенденции к подавлению эгоистических амбиций, склонность к ограничению круга общения, гуманистическую направленность интересов, умение сопереживать и сочувствовать, повышенную восприимчивость к эстетике и все прочее, что говорит об усилении гипотимных (в том числе альтруистических) тенденций и сглаживании гипертимных (в том числе эгоистических) черт. Этим подтверждается тесная связь между готовностью к восприятию духовных ценностей и базовыми характеристиками личности.

В свою очередь, данные психодиагностического исследования (тесты СМИЛ, метод цветовых выборов МЦВ, метод портретных выборов МПВ, индивидуально-типологический опросник ИТО, в том числе подростковый вариант ИТДО) предоставляют широкие возможности для дифференцированного, личностно ориентированного подхода при выборе мер воспитательного характера.

Итак, подытоживая выше сказанное можно утверждать, что духовная сфера безусловно относится к вершинным уровням человеческого бытия.

Но и в ее основе лежат закономерности, созвучные природе мироздания, благодаря которым формируются базовые индивидуально-типологические свойства, уходящие корнями в генетическую предиспозицию.

Это важно подчеркнуть в связи с тем, что индивидуально-типологический паттерн мало меняется на протяжении жизни, а общий рисунок характера устойчиво сохраняется как основная канва, по которой судьба вышивает свой сложный узор. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bibliopsy.mospsy.ru.

– Конец работы –

Используемые теги: Проблема, духовности, психологии0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема духовности в психологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы. Современные представ­ления о предмете соци­альной психологии. Задачи социальной психологии и проблемы общества
Введение... Глава Дискуссия о предмете социальной психологии в е годы Глава Современные представ ления о предмете соци альной психологии...

Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. История развития педагогической психологии в России и за рубежом
План... Предмет и задачи педагогической психологии Психология и педагогика... История развития педагогической психологии в России и за рубежом...

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Предмет психологии. 1.3. Принципы, задачи, области психологии
Цель получить теоретические знания по теме иметь представление о процедуре и... Ход занятия...

Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв
Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении… Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания,…

Анализ проблемы профессионального образования психологов
Подобная тенденция в образовании, в целом, предъявляет к психологии особые требования по разработке программ, что связано опять-таки с системой… Не оправдывает себя увеличение количества вузов, осуществляющих обучение по… Сегодня, наряду с позитивным отношением людей к психологии, приходится сталкиваться и с негативными проявлениями,…

Философские аспекты проблемы суицида в аналитической психологии К.Г. Юнга
Развитие психологии как специальной науки стало результатом коллективных и индивидуальных потрясений современного человечества, которое уже не могло… Так, возросло число психических заболеваний, неврозов, увеличилось количество… Это аналитическая психология ученика Фрейда, Юнга. Созданная Юнгом теория, описывала всю структуру психики, механизмы…

К проблеме человека в психологии
Заметим сразу: они взяты не потому, что наиболее распространены и популярны. Напротив, принципы гуманитарной психологии и христианской психологии… Одна из первых попыток осознанно ввести сам термин "гуманитарная психология" в… На собрании, однако, возник спор о целесообразности именно такого названия новой ассоциации.Инициатором спора оказался…

Проблемы личности, общения в российской психологии
С тех пор сама психология разделилась на множество самостоятельных научных дисциплин, а социология обрела свой специфический предмет исследований. В результате возникла дискуссия о том, какие аспекты личности должны изучать… При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она…

Учебная программа курса. 4. Лекция 1. История психологии как наука. 5. Лекция 2. Античная философия и психология. 6. Лекция 3. Развитие психологии в Средневековый период. 19. Лекция 16. Тревога и защита
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Глобальные проблемы человечества и проблема ценности научно-исследовательского прогресса
НТР характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в единую систему, в результате чего наука стала непосредственной производительной силой,… Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к… Именно отрицательные последствия и создают так называемые глобальные проблемы. Само название научно-техническая…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам