рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этнический парадокс современности

Этнический парадокс современности - раздел Психология, Социология и психология национальных отношений С Одной Стороны, Не Только В Политической Фразеологии, Но И В Обыденном Созна...

С одной стороны, не только в политической фразеологии, но и в обыденном сознании закрепляется приоритет универсальных (общечеловеческих) ценностей и «планетарного» или «глобального» мышления — гражданами мира называли себя Вернадский и Сахаров, — объединяется Европа и люди в поисках работы или просто движимые тягой к перемене мест свободно перемещаются по всей Земле, но, — с другой, по прогнозам американских ученых, начало следующего тысячелетия будет отмечено существенными изменениями на политической карте мира — число государств возрастет в 1,5 раза, кризис межэтнических отношений сопровождает распад таких федеративных государств как СССР, Югославия и Чехословакия, и даже на политически стабильном Западе «евростроительство» встречает сопротивление со стороны представителей отдельных народов.

Так, в ходе первого референдума 2 июня 1992 года Дания отказалась войти в Европейское Содружество, а во Франции Маастрихтский договор был ратифицирован 20 сентября 1992 года лишь с весьма незначительным перевесом голосов.

После достаточно длительного периода «консервации» так называемых государств-наций этнический фактор вновь становится еще не до конца осознанным «движителем» многих политических процессов, а стремление утвердить свои «особые» ценности нередко приводит к насилию, к всплескам агрессивного сепаратизма и терроризма.

Проще всего объяснять неблагополучие межнациональных отношений на территории бывшего СССР или Югославии одним лишь социальным кризисом, крушением прежней системы ценностей или ошибками в национальной политике, но как же тогда быть с регионализацией, которая подчас носит явно или скрыто этнический характер, внешне стабильных обществ западного мира?

Уже более тридцати лет Канаду, государственный статус которой закреплен Конфедеративным Актом 1867 года, расшатывает позиция квебекского общества, устремленного к политическому суверенитету. Потерпела поражение федеральная политика билингвизма и параллельного развития многих культур, проводившаяся либеральным правительством П. Э. Трюдо, цель которого состояла в том, чтобы замаскировать специфическое положение, сложившееся во франкоязычном Квебеке, и обезвредить национальное квебекское движение. Стремление квебекцев к самоопределению едва не увенчалось успехом на референдуме 1996 года, когда всего лишь несколько тысяч голосов, отданных, прежде всего, коренными жителями провинции, определило судьбу Канадской конфедерации1.

Фактически расколото надвое население Бельгии, где периодически возникают конфликты между фламандским и валлонским сообществами по поводу структуры и перераспределения власти, а также лингвистическому «размежеванию». Эти конфликты во многом обусловлены историей Бельгийского государства, которое в течение века развивалось как унитарное, хотя бельгийское общество явно не унитарно. Эта не только стабильная, но и процветающая страна испытывает все более сильное давление феномена идентификации этнической группы, вызванное фламандским движением, которое, радикализируясь, принуждает валлонов, до тех пор распыленных как в культурном, так и социально-экономическом отношении, к объединению2. Более активна в этом противостоянии Фландрия, устроенная «общинным» способом в силу своей истории, языка и культуры, в отличие от франкоязычных бельгийцев, разделенных на собственно валлонов, пытающихся воссоздать валлонскую культуру, и брюссельцев, представляющих уже несколько иной анклав.

Северная Лига Италии (ранее Лига Ломбардии) исходит из того, что Рим для Италии стал не более чем «политическим артефактом». Это мощное движение стремится к федерализации Итальянского государства, центр тяжести которого будет находиться на Севере, а его «части» будут аналогичны землям Федеративной Республики Германии. Лига Ломбардии буквально ворвалась на выборы 1990 года, получив во многих провинциях 18-20 % голосов. На выборах 1992 года, изменив свое название на Лигу Севера, она набрала уже 30% голосов, распространив свое влияние на Пьемонт и Венецию. Р. Страссолдо в числе основных черт этого движения наряду с критикой централизованного государства отмечает неприкрытую враждебность к южным итальянцам, смешанную с определенной долей расизма3.

Процесс регионализации, где не последнюю роль играют этнокультурные факторы, затронул и Францию. В1992 году двадцати двум регионам были предоставлены права отдельных территориальных сообществ и полномочия, необходимые для свободного принятия решений по вопросам экономического и социального развития, а также кругу проблем, касающихся сохранения этнонациональной специфики. Однако границы этих регионов не соответствуют территориям проживания «исторических национальностей», в частности, Бретани и Корсики, и поэтому задача сохранения своей особой культуры остается трудновыполнимой.

Особенно сложная ситуация уже не одно десятилетие сохраняется на Корсике, жителей которой так и не удалось превратить во французов. В1982 году Французская палата отказалась признать существование «корсиканского народа», даже после того, как была сделана оговорка, что он является «частью французского народа». Этот факт лишний раз продемонстрировал живучесть французского центризма, граничащего с национализмом. Несмотря на инициативу группы социалистов Корсики по установлению сотрудничества с культурным миром Средиземноморья, в частности, с итальянской Сардинией, к которой Париж относится достаточно благосклонно, все большее число голосов (в 1992 году — более 25%) на региональных выборах получают националисты, которые выступают за «радикальное решение проблемы».

Страна басков, расположенная в Пиринеях, исторически оказалась разделенной государственными границами Франции и Испании: на баскском языке говорит часть жителей французской Наварры и Аквитании и их «соплеменники» в испанских регионах Бискайя, Гипускоа и Алава. И если в последние годы, подавляя сепаратистские выступления баскских радикалов, Мадрид тем не менее предоставляет возможности для этнокультурного развития этому маленькому народу, в Аквитании баскский язык не имеет статуса официального языка, так как Французское государство отказалось подписать Социальную хартию о правах языков и культур меньшинств, что, естественно, не может не вызвать неудовольствие населения северной (французской) части Страны Басков4.

Силятся сепаратистские тенденции и в Шотландии, вошедшей в Соединенное королевство еще во времена Якова 11 Стюарта. В начале 1998 года были опубликованы результаты опроса, в котором респондентов спрашивали, кого они намереваются поддержать на выборах в шотландский парламент, которые пройдут в мае будущего года. Результаты ошеломили даже самих националистов: 38% опрошенных склонны проголосовать за шотландскую национальную партию, ставящую своей целью выход Шотландии из состава Великобритании и лишь немногим больше (39%) — за лейбористов.

Если подобные предпочтения сохранятся в этом году и лидеру шотландских националистов Алексу Сэлмонду удастся заключить союз с 1-2 мелкими партиями (выборы проводятся по пропорциональной системе), у него есть все шансы занять пост премьер-министра Шотландии и предпринять все шаги для того, чтобы в наступающем столетии на карте образовалось новое независимое государство Шотландия.

Примеры можно было бы продолжить. Ясно одно, что попытка решить проблемы этнической и субэтнической идентичности малых народов западных стран в рамках «Европы регионов», противопоставляемой «Европе государств», полностью снять региональную напряженность не может, ибо ее постоянно подпитывают именно этнические мотивы, которые принято считать несущественными для постиндустриального общества.

Конечно, эти мотивы могут быть завуалированы экономическими или социальными требованиями, проявляться с большей или меньшей интенсивностью, однако суть их всегда состоит в защите «своей» группы от более сильных общностей или центристских тенденций государства, причем, в конечном счете, неважно где это происходит на Корсике или на Украине, в Квебеке или в Армении.

«Взрыв» этничности во второй половине XX века, на наш взгляд, обусловлен общими для всех территорий причинами как культурного, так и политического характера.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология и психология национальных отношений

Социология и психология национальных отношений... Учебное пособие СПб...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этнический парадокс современности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О границах предметной области
Название этой главы далеко не случайно: в отличие от «классических» наук — этнологии или социологии этносоциальные науки находятся еще в стадии формирования и уточнения собственного понятийного апп

Самобытность против унификации
Культурные мотивы этнической мобилизации, как это и не парадоксально, коренятся в объективной тенденции XX века — в интернационализации материальных и духовных ценностей. Первоначально кул

Правовой тупик: право народов на самоопределение или принцип территориальной целостности?
Этнополитическая мобилизация чаще всего состоит в стремлении к государственному оформлению своей этнической идентичности, к повышению политического статуса своего народа. Социальная практи

Соотношение этнического и политического пространств
Понятие «социальное пространство» появилось в категориальном аппарате социологии в начале 1970-х гг., причем его однозначная трактовка отсутствует: в качестве синонимов используются такие термины к

Об институционализации этничности
Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе, являются социальные институты, обладающие как формальной (материальной) структурой

Этническая стратификация в СССР и на постсоветском пространстве
Эпиграфом к последующим рассуждениям могло бы стать справедливое замечание Н. Бердяева о том, что «свобода есть право на неравенство». Наиболее краткое определение социальной стратификации

Case-study: русские в новом зарубежье
Примером последствий изменения как этнического пространства бывшего СССР, так и этнической стратификации во вновь образованных на его территории государствах может стать положение 25,3 млн. этничес

О природе социального конфликта
Конфликт — неизбежный результат всякой системы управления, любой иерархически организованной системы. «Социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон

Типология и динамика этнических конфликтов
Все авторы, пытающиеся по-своему определить категорию «этнического конфликта»» исходят из следующих посылок: во-первых, наличия двух или более сторон, которые могут быть представлены нацио

Уровень этнического риска как показатель вероятности возникновения конфликта
Можно ли прогнозировать этнический конфликт? На наш взгляд, его вероятность непосредственным образом связана с уровнем этнического риска в том или ином этноконтактном регионе. Под этническ

Экстерриториальные конфликты
Под экстерриториальным конфликтом понимается любое притязание на территорию (проживание, владение, управление), на которую претендует другая сторона, но только в том случае, если это притязание выд

Case-study: северо-кавказские конфликты
Наиболее конфликтогенной «зоной» Российской Федерации, где споры как между отдельными этническими группами, так и между этнической группой и государством в целом, носят наиболее жесткий, радикальны

Российская империя: тюрьма или сообщество народов?
В западной советологии преобладает восприятие СССР как последней колониальной империи1, которая должна была исчезнуть еще на этапе существования Российской империи в начале XX века, точн

Противоречия советской национальной политики
Потенция распада Союзного государства была заложена в момент его образования и горбачевская перестройка стала лишь конечным политическим и социально-экономическим импульсом, предопределившим его де

Распад СССР (1986-1991 гг.)
Распад СССР нельзя считать одномоментным событием, непосредственно связанным с Беловежскими соглашениями декабря 1991 года. Во многом, как уже говорилось, латентная конфликтогенность пересечения эт

Российский федерализм. Статус национальных субъектов РФ. Россия как многоэтничное сообщество
По данным переписи 1989 г. население РФ составляет 147.021.869 чел., из них 9.865.946 чел. (81,5%) русские. 108 млн. чел. (73,5%) живут вне национально-территориальных субъектов РФ. Наибол

Понятие и структура национального самосознания
Субъективированной формой проявления этничности является этническое самосознание, которое в самом общем виде можно определить как «чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этн

Этническая самоидентификация
В самом общем виде этническая самоидентификация как индивида, так и общности — есть самовыделение на основе сравнения. Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а, следовательно,

Национальный характер: обычай, отношение, стереотип
Национальный характер — самый «неуловимый» феномен этничности, хотя этим понятием пользуются не одни только политики или писатели, но и ученые, зачастую подразумевая совершенно различные проявления

Case-study: русская доброта, французское легкомыслие и немецкая аккуратность
На эмпирическом уровне стереотипы проще всего зафиксировать посредством метода свободных характеристик с последующей процедурой контент-анализа, возможности которого подробно представлены в разделе

Этническая неприязнь или кого и за что «мы» не любим?
Этнические отношения актуализируются как в групповом сознании, так и в поведении, прежде всего, тогда, когда они приобретают негативный конфликтный характер, а сама этничность выступает в качестве

Символическая среда этничности
Социально обусловленные символы не только выражают групповые ощущения и эмоции, но, и это наиболее важно, способствуют социальной сплоченности (в нашем случае — формированию образа этнического «мы»

Традиции и ритуалы
Мы называем русскими традициями обыкновение встречать Новый год в кругу семьи; за праздничным столом, не считая калорий, обильно выпивать и закусывать, полагаться на «авось» и печь куличи.

Менталитет и модальные ценности
Энциклопедический словарь" определяет менталитет как обобщенное понятие, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических

О специфике организации этносоциального исследования
Прежде всего при организации опроса различных этнических групп чрезвычайно важно в полной мере учитывать этнокультурную обусловленность ситуации общения интервьюера с респондентом. Наприме

Как составить анкету?
Прежде чем приступить к методическому и процедурному описанию эмпирических индикаторов этничности, не лишне напомнить, что общий план и верстка анкеты имеют немалое значение. Любой социолог должен

Этнический статус респондента
Каков бы ни был предмет исследования, в том числе и этносоциологического, в опросном листе непременно присутствуют некоторые сведения, которые социологи чаще всего называют «паспортичкой»: пол, воз

Этнические отношения
Уже говорилось, что этничность не существует вне сравнения и вне коммуникации, это естественно, ибо это способ ее бытия. Однако в тех случаях, когда это сравнение перерастает в оценочное противопос

Этнические стереотипы как индикатор национального характера
Как мы уже знаем, измеряемой формой проявления национального характера служит этнический стереотип— социально обусловленное и относительно устойчивое оценочное суждение этнофора, относящееся как к

Этническая культура
Ядро характера народа воспроизводится из поколения в поколение благодаря преемственности этнической культуры, проявляющейся в общих символах, которые усваиваются и интериоризируются благодаря общем

Контент-анализ при изучении ответов на открытые вопросы
Под контент-анализом (Content Analysis) следует понимать анализ содержания коммуникации, предполагающий такую классификацию исследуемого содержания, которая позволяла бы выявить его основную структ

Народы сравнивались по 14 парам признаков.
Общительный 7654321 замкнутый Друг 7654321 враг Патриот 7654321 не патриот Нравственный 7654321 безнравственный Богатый 7654321 бедный Трудолюбивый 7654

Пословицы как первичный материал в этносоциальном исследовании
Национальный фольклор, если несколько перефразировать образ Теодорсона, который уже приводился, это наиболее яркая, красочная и, главное, крепкая повозка традиций, настойчиво преодолевающих время.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги