рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роман "Проклят и убит" В.П. Астафьева в контексте идейно-художественной эволоции творчества писателя

Работа сделанна в 2000 году

Роман "Проклят и убит" В.П. Астафьева в контексте идейно-художественной эволоции творчества писателя - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2000 год - Министерство Общего И Профессионального Образования Рф Хакасский Государствен...

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Роман Прокляты и убиты В.П. Астафьева в контексте идейно-художественной эволюции творчества писателя Студента V курса ОЗО КИЮ Кукарцева Ивана Юрьевича Научный руководитель к.ф.н доцент Прищепа Валерий Павлович К защите допускаю Зав. каф. литературы Работа защищена в ГЭК 2000 г. с оценкой Председатель ГЭК Члены ГЭК Абакан, 2000 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 02 Глава 1. Общая характеристика творческого пути писателя 06 Глава 2. Идейно-эстетические особенности прозы В. Астафьева 90-х годов 18 2.1. Проблема выбора между советским патриотизмом и христианской совестью 2. Основные характеры в романе Прокляты и убиты , Адово место 3. Идейно-художественная специфика романа 33 Заключение 44 Литература 46 А. Твардовский Две строчки Из записной потертой книжки Две строчки о бойце-парнишке, Что был в сороковом году Убит в Финляндии на льду. Лежало как-то неумело По-детски маленькое тело. Шинель ко льду мороз прижал, Далёко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал, А всё ещё бегом бежал, Да лёд за полу придержал Среди большой войны жестокой, С чего - ума не приложу Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мёртвый, одинокий, Как будто это я лежу, Примерзший, маленький, убитый На той войне незнаменитой, Забытый, маленький, лежу. 1943 Таджикистане и Нагорном Карабахе шла война. Назревала война в Абхазии. Публикация последних глав совпала с началом войны в Чечне. Наверное, классик, живи он сегодня, создал бы такую редакцию знаменитой строфы Одна война сменить другую Спешит, дав миру полчаса.

Совершенно очевидно, что этот роман написан под непереносимым впечатлением сегодняшней нашей жизни.

Огню и тлену предает он не сороковые годы, а наши полувоенные девяностые. Чтобы так написать о войне нашей величайшей славе и печали надо вконец разувериться в человечестве.

Видишь страшные сцены форсирования Великой реки, а за печатными знаками слышишь астафьевский крик Зачем Ради чего, ради кого принесено столько жертв Ради сытого холеного вора, дорвавшегося до власти Ради временщиков, обуреваемых единственной страстью - как можно быстрее и как можно толще набить свою бездонную мошну Ради того, чтобы наши, доморощенные русские офицеры-фашисты, презрев немыслимые жертвы мировой, поднимали штандарты со свастикой и портретами Гитлера? Ради шпаны, королями разгуливающей по русским городам и весям? Ради того, чтобы атомной бомбой и бандитским обрезом быть пугалом всему миру Да будьте вы все прокляты! Убиты! Давыдов Б. О книге Прокляты и убиты ТВО 1995 5 с. 201 Своего рода В.П. Астафьев создал новый апокалипсис, и человеку неподготовленному, с незакаленной психикой нечего делать ни в первой книге романа, ни во второй.

Если в первой книге Чертова яма царят мат и смрад, то во второй части Плацдарм - смерть.

Если в первой - похабщина и гнусность солдатской тыловой жизни, то во второй - расплата за содеянное. В. Астафьев расплачивается с десятками тысяч. Ему нет разницы между достойным майором Зарубиным и зэком Шороховым, доктором - интеллигентом Сабельниковым и его товарищами по оружию из штрафной роты, славным связистом Лешкой Шестаковым и безымянными солдатами, канувшими на дно Великой реки все они - герои, и все они - прокляты и убиты. Цель его книги, как бы, сводится к тому, что бы расплатиться со всеми, кто прикоснулся к этому смраду. В уста Коли Рындина автор вкладывает фразу, доказывающую эту мысль все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут прокляты и убиты. В дипломной работе мы пытаемся решить три основные задачи 1 рассмотреть идейно-эстетическое своеобразие прозы В.П. Астафьева на примере романа Прокляты и убиты 2 раскрыть смысл нравственно-философской проблематики романа и его основных образов 3 определить место романа в контексте творческой эволюции писателя. Проза Астафьева, отливается ли она в сюжетное повествование или лирический рассказ-раздумье это всегда размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере и о способности натур живых и деятельных п р о р а с т а т ь через обстоятельства как бы ни были они тягостны, и выходить из испытаний, обогащаясь нравственно и сохраняя, как говорится, д у ш у ж и в у ю. А.Н. Макаров ГЛАВА 1.

Общая характеристика творческого пути писателя

Получил тяжелое решение. В 1945 году демобилизовался. Восемнадцать лет... 43-104 Это произведение, по мнению критиков, свидетельствовать о рожде... Эти произведения - первый шаг к творческой зрелости писателя. Издательский работник Сыроквасова, как и Урна, напрочь заглушила в себ... И это, к сожалению, не фантазия, а та вполне реальная перспектива, о к...

Идейно-эстетические особенности прозы В. Астафьева

Идейно-эстетические особенности прозы В. Астафьева 90-Х ГОДОВ 2.1

Проблема выбора между советским патриотизмом и христианской совестью

224 Может быть поэтому у героев Астафьева в большинстве случаев отсутс... Вс. Кстати, с нею Астафьев дает нам возможность познакомиться в эпизоде ее... К этому долговязому, худому, доверчивому чудаку - грамотею и разумнику... Попцов перестал мычать, с детской беззащитностью тонко вскрикнул Ай-ай...

Идейно-художественная специфика романа

Идейно-художественная специфика романа. Вороны выклевывали у утопленников глаза, обожрались человечиной и, удо... Упираются пленные зверюги, лапами в брюхи пальцев, задами вертят, если... Пособник, спутник и провокатор жестокости и замства. Это соединение человеческого разнообразия в одну слитную реакцию, не о...

Заключение

Заключение Астафьев в романе Прокляты и убиты вывел формулу окончания войны не было победы, а тем более Победы, потому что мы просто завалили врага своими трупами, залили его своей кровью. Автор смог поднять эту тему с какой-то особой, ожесточенной страстностью, несомненно, подсказавшей ему и страшное, неслыханное еще на Руси название его последнего романа - Прокляты и убиты. Достаточно произнести эти жуткие слова, чтобы понять, почему сегодня Победа отнята от нас. Но в Германии ничего не знают об истинных потерях на фронте.

И в России о своих потерях не знают - все шито-крыто.

Два умных вождя не хотят огорчать свои народы печальными цифрами.

Скорее командование трусит сказать правду народу, правда эта сразу же притупит позолоту на мундирах. И не потому ли во вступительной статье к первой книге Чертова яма , От автора Астафьев обращается к читателю, как бы раскрывая основную идею своего романа, со словами О, родина моя! О, жизнь! О, мой народ! Что вы есть-то? Чего еще надо сделать, чтобы прозреть, воскреснуть, не провалиться в небытие, не сгинуть? И если ты еще есть, мой народ, может вслушаешься в вещие слова современного гонимого поэта А может, ты поймешь сквозь муки ада, Сквозь все свои кровавые пути, Что слепо верить никому не надо И к правде ложь не может привести. Из последних строк четверостишья мы начинаем явственнее понимать, для чего писатель вводит в роман такие жуткие идеи о наказании Господнем проблемы, не затрагивающие поражения и удачи грязные натуралистические особенности войны образы которые убиты или прокляты веками Вы слышали, что сказано древним Не убивай.

Кто же убьет, подлежит суду А я говорю вам, что всякий, гневающийся На брата своего напрасно, подлежит суду эпиграф ко второй книге Плацдарм Ведь автор видит свою задачу именно в описании правды войны, и потому здесь не может быть пленяющей нас эстетики, сверхпатриотизма и сверхлюбви.

ЛИТЕРАТУРА 1. Ануфриев А.Е. Особенности психологического анализа в рассказах В. Астафьева 60-х годов Идейно-стилевое многообразие советской литературы М 1982 с.119-127. 2. Астафьев В. Прокляты и убиты.

Часть 1. Чертова яма М 1994 512 с. 3. Астафьев В. Прокляты и убиты.

Часть 2. Плацдарм М 1994 480 с. 4. Астафьев В. Сопричастный ко всему живому Лауреаты России Автобиография российских писателей М 1980 Кн. 3 с. 5-29. 5. Большакова А. Слышать боль каждого О творчестве В. Астафьева Москва 1984 5 с.195-197. 6. Давыдов Б. О книге Прокляты и убиты Нева 1995 5 с.201. 7. Дедков И. Объявление войны и назначение казни Дружба народов 19993 10 с.185-202. 8. Ершов Л.Ф. Виктор Астафьев и лирико-философская проза Рус. лит 1984 1 с.75-89. 9. Ершов Л.Ф. Дорогой памяти Виктор Астафьев Ершов Л.Ф. Память и время М 1984 с.190-212. 10. Ершов Л.Ф. Три портрета Очерки творчества В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Белова М. Правда, 1985 48 с. 11. Есаулов Сатанинские звезды и священная война Новый мир 1994 4 с.224-240. 12. Жулинский Н.Г. Человек в литературе Киев Наукова думка, 1983 303 с. О творчестве В.П. Астафьева, с.84, 93, 118,129, 209. 13. Журавлев С.И. Эта война должна быть последней! О Викторе Астафьеве Журавлев С.И. Память пылающих лет Соврем. проза о Великой Отечественной войне М 1985 с.139-154. 14. Иванов Д. Контуры жизни Из дневника критика О творчестве В. П. Астафьева М. Современник, 1984 255 с. 15. Клитко А. Парение духа и земные материи Сиб. огни 1983 6 с.148-155. 16. Кузичева А. Прокляты и убиты Книжное обозрение 1993 52, 31 декабря с.19. 17. Куняев С. Там, где рождается слово По следам творчества Виктора Астафьева Лит. учеба 1983 3 с.119-126. 18. Курбатов В.Я. Миг и вечность Размышления о творчестве В. Астафьева Красноярск Кн. из-во, 1983 166 с. 19. Ланщиков А.П. Возраст судьбы В.П. Астафьев и др М. Современник, 1985 365 с. 20. Литература пятидесятых-восьмидесятых годов История русской советской литературы М 1986 с.389-440. 21. Мир прекрасный и яростный О творчестве В. Астафьева Знаменский А. Убежденность Краснодар, 1986 с.125-144. 22. Мяло К. Мертвых проклятье Наш современник 1995 6 с.186. 23. Овчаренко А. Герой и автор в творчестве Виктора Астафьева Москва 1986 4 с.184-195. 24. Память войны в творчестве В. Астафьева и В. Распутина Великая Отечественная война в современной литературе Сб. ст М 1982 с.240-243, 255-261. 25. Петелин В. Мятежная душа России Споры и размышления о соврем. рус. прозе М. Сов. Россия, 1986 384 с. 26. Прищепа В. Без крови и страданий О воен. повестях В. Астафьева Учит. газ 1984 5 июня. 27. Прищепа В. Ответственность художника Заполяр. правда 1984 13 июня. 28. Сургеков Вч. Астафьев снова пишет о войне Литературное обозрение 1993 10 с.2-10. 29. Чекунова Т.А. Нравственный мир героев В. Астафьева Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупсокй М 1983 30 с. 30. Юдалевич Б. Пришел солдат с фронта К 60-летию В. Астафьева Сиб. огни 1984 5 с.136-140. 31. Янковский Н. Виктор Астафьев Очерк творчества М. Сов. писатель, 1982 272 с.

– Конец работы –

Используемые теги: Роман, Проклят, убит, Астафьева, контексте, идейно-художественной, эволоции, творчества, писателя0.12

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роман "Проклят и убит" В.П. Астафьева в контексте идейно-художественной эволоции творчества писателя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта
Поэт использует элегический тип повествования как основу для новой баллады, непохожей на предшествующие образцы баллады Н.М.Карамзина, М.Н.Муравьева… Этот жанр, несмотря на попытки современников поэта обратиться к балладе, стал… Новый жанр для него начинается с перевода бюргеровой Lenore . Начав с переложения, он приходит к оригинальной балладе,…

Судьба доктора Сартанова в романе В. Вересаева "В тупике". История создания и публикации романа
Вокруг творчества В. Вересаева накопилось довольно много легенд, одни из них созданы литераторами, другие читателями, но все они очень живучи.Среди… Почему-то при этом не казалось странным, что В. Вересаев, долгие годы делом… Чтобы понять концепцию этих книг, чтобы получить ясное представление об основных вехах исканий Вересаева, о его…

Конструкции имени существительного с прилагательным в романе Р. Кено «Chiendent»: грамматика писателя и грамматика языка
В ней рассматривается традиционная литературная норма адъективной синтагмы современного французского языка. В качестве основных источников такой нормы используются два справочника … Може и его работу можно сравнить с работой Гревисса Le bon usage, так как оба грамматиста рассматривают позицию…

Отражение местного колорита в творчестве В. Я. Шишкова (на примере романа "Угрюм-река")
Особенно хорошо это можно проследить на примере романа Шишкова "Угрюм - река", cоздание которого он считал главным делом своей жизни, "большим… Родился он в 1873 году в городе Бежецке. Oтец писателя, Яков Дмитриевич, по… Oднако, работая рядовым техником, Шишков поначалу еще мало знал Сибирь - ему редко приходилось отлучаться из города по…

Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
Большое место эта тема занимала и в произведениях советских писателей А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, пытавшихся сопоставить так или иначе… Образ Иисуса Христа в белом венчике из роз , идущего впереди отряда… С особенной силой и откровением религиозные мотивы прослеживаются в самых значительных и поистине эпохальных русских…

Эволюции реалистического метода в творчестве Диккенса на примере романов "Приключения Оливера Твиста" и "Большие надежды"
Не только в Англии, но и в Германии, Франции, России очень скоро после выхода в свет пер¬вых книг Боза (псевдоним молодого Диккенса) заговорили об… Это обстоятельство было отмечено еще Ф. М. Достоевским, который писал: « мы на… Так, Чернышевский видит в Диккенсе «защитника низших классов против высших», «карателя лжи и лицемерия». Белинский…

Литературный музей имени В.П.Астафьева в г. Красноярске: хранение, экспозиционное использование и научное изучение документов и рукописей сибирских писателей
Много трудностей преодолели люди, участвовавшие в сборе информации, документов для музея, но не отступили от намеченной цели и в июне 1997 года… История музея. Музей располагается в уникальном памятнике архитектуры XX в. –… Презентация литературной гостиной была задумана как повод к разговору о дальнейшей судьбе музея. К тому времени из…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Природа в творчестве писателей
Если посмотреть в целом, то Экология - это предмет черного цвета. Очень многое написано в черных тонах, хотя это наша реальность, то, что… Но нужно говорить учащимся о том, что пока еще не поздно что-то сделать, все в наших руках. И в этом могут помочь наши…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Роман Германа Гессе “Степной волк” как результат перехода от традиционного романа к модернистскому Научная доказательность этой мысли может быть достигнута на пути познания закономерностей эволюции романа . В числе особенностей модернистского… В русском литературоведении эта “литературная революция” начинается уже с… Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его…
  • Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот") После появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно, что высочайшее, последнее развитие человеческой личности именно и должно дойти до… Достоевский Ф.М. Статьи и заметки, 1862-1865. Полное собр.соч. В 30ти т. Т.20.… Вопросы философии, 1990г. 6, с.89. Христос - это любовь, доброта, красота и Истина. К ним необходимо стремиться…
  • Мистерия "Каин" в контексте творчества Байрона Одним из величайших имен того времени стало имя английского поэта Джорджа Гордона Байрона.Этот человек, современник Наполеона и Пушкина, участник… Действительно, гений Байрона многогранен, тематика его произведений… Очень сложным было отношение Байрона к христианской религии, его произведения полны напряженных размышлений о природе…
  • Традиции готического романа в творчестве Агаты Кристи Введение 3 Глава 1. Готический роман в историческом аспекте . 1.1 Готический стиль. Истоки .1.2 Канон готического романа. 1.3 Пространственная… Во многом это связано с тем, что детектив как жанр недостаточно исследован -… Из известных нам авторов, внесших существенный вклад в развитие данной темы, можем указать Г.А. Анджапаридзе…
  • Проблема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Какая-то завеса повисла между ничтожной реальностью, дающей пищу для анекдота, и величественным инобытием, куда ведет косо упирающийся в небо лунный… На исходе мая в Москву со своей «ревизией» прибывает Воланд.В это же время на… Бездомный написал поэму о Христе – конечно, антирелигиозную. Сделал он это по заказу Берлиоза, занимающего…