рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Метафоризация характеристик образа женщины в русской культуре

Метафоризация характеристик образа женщины в русской культуре - раздел Литература, Метафоризация Характеристик Образа Женщины В Русской Культуре Чрезвычайно Ра...

Метафоризация характеристик образа женщины в русской культуре чрезвычайно распространена. Это объясняется тем, что метафоризация предоставляет для описания, характеристики нераздельность образа и смысла, допущение разных интерпретаций, отсутствие мотивации, апелляция к воображению, выбор кратчайшего пути к сущности объекта. Метафора возникает при сопоставлении объектов, принадлежащих к разным классам.Логическая сущность метафоры определяется как категориальная ошибка или таксономический сдвиг. Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу, в который он входит, и включает его в категорию, к которой он не может быть отнесен на рациональном основании.

Сравнивая объекты, метафора их противопоставляет. Метафора сокращает не только сравнение, но и противопоставление, исключая из него содержащий отрицание термин. Метафора выполняет две основные функции – функцию характеризации и функцию номинации индивидов и классов объектов.Исходной для метафоры является функция характеризации.

Теперь на конкретных примерах покажем, как в русской культуре используется метафоризация характеристик женщины. Уже в фольклоре мы видим прекрасные примеры использования метафор для характеристики женщин – у русского народа женщина и «березонька», и «неописанная краса», тоскующая кукушка (плач Ярославны в «Слове о полку Игореве»), и, пожалуй, самая известная русская метафора для характеристики женщины - лебедушка.Кстати, эти народные воззрения на женщину есть и в поэзии А. С. Пушкина – вспомним «Сказку о царе Салтане», где царевна … Величава, Выступает, словно пава, А как речь-то говорит – Словно реченька журчит.

Напомним, что пава – это павлин, а сама царевна выступает в образе лебеди. У Пушкина – огромный набор разнообразных метафор для характеристики женщины – точнее, самых разнообразных женских образов, когда-либо им встреченных.Приведем только один пример – незабываемые строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», где женщина предстает Как мимолетное виденье, Как гений чистой крастоты… А чего стоит пушкинское: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Яркие примеры дает нам поэзия Н. А. Некрасова.

Вот уж кто посветил русской женщине множество бессмертных строк.Метафоризация служит Некрасову для обрисовки характера женщины, ее внутреннего мира, характеризует ее как личность со всеми ее особенностями: так, свою любимую женщину Зину Некрасов называет в одноименном стихотворении «дитя», Сашу в одноименной поэме называет «цветком полевым», «голубкой», а в «Коробейниках» девушки - «лебедушки», а главная героиня – «душа-зазнобушка». Вот, к примеру, стихотворение «Тройка»: для характеристики образа юной русской красавицы Некрасов выбирает такие метафоры, как: «в волосах твоих, черных, как ночь», ее саму называет «чернобровой дикаркой». Таким образом, в данном случае метафоризация характеристики девушки призвана показать ее неугомонный, юный, ничем не стесненный нрав… и эта метафора подчеркивает следующие строки стихотворения, где говорится о том, что ждет в замужестве девушку, как придется покориться и увянуть вольной (пока еще) «чернобровой дикарке». «Вчерашний день, часу в шестом…» - другое известное стихотворение Некрасова.

Для характеристики женщины, молодой крестьянки, гордой, несмотря на свое «низкое» происхождение, Некрасов выбрал такую метафору, как сравнение крестьянки – с Музой: Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Эти строки перекликаются с последники строками стихотворения «О Муза! Я у двери гроба!»: …На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу… Говоря о тяжелой судьбе русской женщины, Некрасов в стихотворении «Мать», характеризуя душевное состояние героини, называет ее мученицей.

А в первых строках поэмы «Саша» Некрасов использует такую метафору: Словно как мать над сыновней могилой, Стонет кулик над равниной унылой… С одной стороны, речь здесь идет о кулике, а с другой – показан образ женщины, матери, какой она видится поэту.

Эти строки перекликаются с другими, ставшими давно крылатыми для русской культуры, где мать представляется поэту плакучей ивой («Внимая ужасам войны…»): Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей… Мало кто из русских писателей и поэтов так писал о женщине, как Некрасов.

Пожалуй, горькая судьба русской женщины – одна из главных тем в его творчестве. «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» - эти строки давно стали крылатыми.

Поэтому чаще всего Некрасов для характеристики своих героинь использует метафоры, подчеркивающие тяжесть их судьбы.Иной образ женщины вырисовывается у Блока. Женщина у Блока – прежде всего таинственная, величественная, прекрасная. Чаще всего для характеризации своих героинь Блок использует такой прием, как метафоризацию: «звезда мечтаний нежных», «царица блаженных времен», «отзвук забытого гимна», «бред моих страстей напрасных», «живой костер из снега и вина»… Продолжать можно бесконечно, перебирая, как драгоценные камни, все метафоры, которыми Блок в разных произведениях вырисовывает Единый Лик, лик своей Прекрасной Дамы. Времена меняются, а красота остается. В. Гордейчев, поэт уже советской России, писал: Полнота скользящих линий – не могу глаза отвесть: что-то в женщинах от лилий удивительное есть. У В. Цибина метафоры более жесткие: Ты – как первый полет, тот, который удался; ты – как строгий паек, что в войну выдавался.

Война… Сколько строк сказано о русской, советской женщине, прежде всего – о матери.

Вот слова А. Твардовского: «птица-мать» - сразу эта метафора рисует перед нами образ самоотверженной птицы, что своими крыльями защищает птенцов.А Я. Смеляков в одном своем стихотворении – «Милые красавицы России» - говоря о войне и о мире, подбирает множество красивых слов, чтобы выразить, ярко воплотить в единый образ русской красавицы слова: «юная Джульетта», «Офелия», «Золушка», «русские принцессы»… Конечно, в данной работе мы осветили только наиболее ярких представителей русской культуры, показав, как они использовали прием метафоризации для характеристики своих героинь. Но некоторые итоги подвести можно.

Ясно, что русская женщина, если исходить из того следа, который оставил ее образ в русской культуре – многолика и многообразна, непостижима и неповторима.Каждый из писателей видел ее по-своему, и каждый использовал различные метафоры, чтобы подчеркнуть характерные черты того образа, которые хотел показать.

В результате русская женщина предстает перед нами и как лебедушка, и как Муза, и как «живой костер из снега и вина», и как «дитя», и как «мимолетное виденье», и как «чернобровая дикарка», и как «гений чистой красоты», и как «душа-зазнобушка», и «лилия», и «плакучая ива», и «голубка дряхлая», и «русская принцесса»… Впрочем, если продолжать, список окажется практически бесконечным.Главное ясно: метафоризация характеристик женщины в русской культуре служит для того, чтобы наиболее ярко и образно показать и подчеркнуть те или иные черты различных женских образов.

– Конец работы –

Используемые теги: Метафоризация, характеристик, образа, женщины, Русской, культуре0.093

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Метафоризация характеристик образа женщины в русской культуре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Образ Софьи - первый в русской литературе образ думающей и чувствующей женщины
Романы не могли не повлиять на ее представление о том, каким должен быть любимый и любящий человек.Софья очень чувствительна, и даже бедность… Чацкий недоумевает: « Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?» И правда,… И вот, в утешение себе, она и придумала своего Молчалина.Несмотря на природную живость, остроумие, своенравие, в ней…

Общая характеристика Русской правды, её значение в истории русского права
До наших дней дошло более ста списков Русской правды. Все они распадаются на три основных редакции Краткая, Пространная и Сокращенная.Древнейшей… Сравнение сохранившихся редакций убеждает в том, что Права отнюдь не… По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Образ русской женщины в поэме "Кому на Руси жить хорошо?"
Дело не только в том, что он писал о революционерах и помещиках, крестьянах и петербургских чиновниках. Можно найти немало поэтов, тематика… Актуальность нашей работы определяется тем, что вопросы народной жизни –… Поэма является источником знаний о России 1870-х годов, в ней – художественное решение сложных вопросов. Поэма «Кому…

…И сотворила Любовь человека по образу Своему, по образу Любви сотворила его; мужчину и женщину сотворила их.
На сайте allrefs.net читайте: …И сотворила Любовь человека по образу Своему, по образу Любви сотворила его; мужчину и женщину сотворила их....

Русская культура XIXв. и ее вклад в мировую культуру
В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей… Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени,…

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАСИИ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ С РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ ВВЕДЕНИЕ Проблема развития… Изучение процесса формирования и развития музыкальной культуры Хакасии, ее… Самое надежное в вопросе общественной науки - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с…

Лекції № 7, 8. План лекцій. 7. Ларина Т.В. Англичане и русские: Язык, культура, коммуникация. – М.: Языки славянских культур, 2013. – 360 с
Language amp Communication... План лекцій... Common mistakes in English Differences between the American and the British English...

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Зона освоения и ее образ в американской и русской культурах Буйный ковбойский нрав Дикого Запада не был чужд и нашим окраинам. Почему же мы, в отличие от американцев, не восхищаемся героями нашего Дикого… Образ реальности - общественный миф. Изучение этого мифа необходимо для… Такая параметризация делает описание более объективным.Параметров для характеристики общества можно привести…
  • Образы русских женщин в романе "Война и мир" На страницах романа оживает история, встают люди воплоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и заблуждениями,любовью и… Толстой нарисовал широкую картину жизнидворянского общества, изобразил его со… АннаПавловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухованесут в себе прежде всего черты своего…
  • Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была… Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет… Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь…
  • Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...
  • Вклад русской культуры 19 в. в мировую культуру XIX век время расцвета русской классической культуры, о которой уже современники говорили как о великой, имевшей мировое значение. О культуре России… Основным типом начальных учебных заведений становилась земская трехгодичная… В 80 90-е гг. XIX в когда министром просвещения стал известный реакционер Д. А. Толстой, много ценного в сфере…