рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История развития и культуры города Касимов

История развития и культуры города Касимов - раздел История, План. Введение.история Развития Города Касимова 1. Касимов- Город Мещрский 2...

План. Введение.История развития города Касимова 1. Касимов- город мещрский 2. Касимовское царство и его конец 3. Касимов в средние века 4. Крестьянские волнения 5. Птр 1 в Касимове 6. Из-за Оки- губернский город. 7. Касимов торговый и купеческий. 8. Развитие промышленного капитала. 9. Касимов в 1913 году. 10. Война народная 11. В послевоенные годы. Культурная жизнь города. 1. Культурные учреждения. 2. Детская музыкальная школа. 3. Детская художественная школа. 4. Профтехучилище речников. 5. Спорт, спорт Заключение. Тот, кто хотя бы однажды побывал в Касимове, не мог остаться равнодуш- ным к его живописным берегам, укра- шенным затейливой архитектурой.

Приокская газета, г. Рязань. Касимов будто бы вроде Рима - но наоборот тот стоит на семи холмах, а этот на семи оврагах при всм при тон, он, подобно Ленинграду, сохраняет иде- альную планировку.

Литературная газета. Город Касимов и Касимовский район расположены на северо-востоке природно-экономической зоны Рязанской области. Площадь города и района - 2952 кв. км, население - 77,7 тысяч человек. Город областного подчинения, районный центр - г. Касимов находится в 156 км от Рязани. На переломе первого и второго тысячелетий нашей истории на мещрскую землю пришли славянские племена.

Это были кривичи и явились они в Мещеру со стороны Мурома. Славяне вели оседлый образ жизни и строили себе жилища из ошкуренных брвен. Эти жилища назывались избами и жить в них удобнее и безопаснее, чем в шалашах и землянках. И мещеряки со временем тоже стали строить себе избы. Также славяне, как подтверждает Повесть временных лет, занимались земледелием. Кроме того, они знали кузнечное и гончарное ремсла, и знали хорошо, лучше, чем мещеряки. С течением лет славяне и мещеряки, расставшись с полукочевым образом жизни, образуют большое, по тем временам, селение, которое получило название Городец Мещрский.

Городец встал на высоком, гористом и обширном мысу при впадение в Оку речки Бабенки. Существует предание, что в 1152 году в Городец Мещрский прибыл со своей дружиной великий князь Суздальский Юрий Долгорукий. Князь в то время был озабочен укреплением границ своего молодого княжества и, отметив удачное расположение Городца, повелел ему стать крепостью. Этот, 1152 год, и принято считать годом основания города.

Как и все более или менее крупные населнные пункты того далкого прошлого Городец Мещрский в целях защиты от неприятеля был обнесн рвом, земляным валом и деревянной стеной. Получив повеление Юрия Долгорукого стать опорным пунктом его княжества, Городец ещ выше поднял высоту своих земляных валов, подновил городскую деревянную стену и стал выполнять возложенную на него задачу- охранять границы Суздальско - Владимирского княжества. Более двух веков Городец нс пограничную службу и нс исправно, но 1376 году он не устоял перед татаро-мангольским нашествием и был разграблен и сожжн.

Однако мещерские жители через несколько лет поставили новый город, только уже на другом месте, в полутора верстах выше по Оке. Место было удачное. Теперь город располагался между двумя огромными оврагами. Эти глубокие овраги с высоченными берегами являлись непреступными для противника естественными рубежами, оборонявшими город с востока и с запада. А с юга город защищался Окой с е высоким гористым берегом.

С севера же город охранялся непроходимым в ту пору лесом. Тем не менее и по берегам оврагов, и со стороны Оки, и со стороны леса были насыпаны земляные валы с деревянными стенами на них. Вскоре Городец Мещрский был присоединен к Москве. Теперь он уже стоял на границе Московского княжества с беспокойным в то время Казанским ханством и в последствии сыграл определнную роль в укреплении и расширении княжества, в присоединении Казани к Москве.

Казанский престол в первой половине 15 века сотрясали междоусобицы. Один из членов ханской династии, старший сын хана Улу-Мухаммеда, Махмутек, в борьбе за власть убил своего отца и брата. Угрозы смерти нависла и над двумя другими младшими братьями- Касимом и Якубом. И в 1446 году молодые царевичи вынуждены были бежать со своим конным отрядом за пределы ханства. Они пришли на землю Московского княжества и отдались под покровительство великого Московского князя Василия Темного. Приход казанских царевичей Касима и Якуба на службу к московскому князю был весьма кстати для Василия. Касим со своим отрядом оказал Василию Темному военную помощь во многих походах и сражениях.

Он воевал и против Шемяки, и против Золотоордынских ханов Сеид- Ахмета и Неулим-Берды. За эти и другие заслуги Василий подарил Касиму Городец Мещрский с округой. Так, на окраине Московского княжества возникло татарское владение, впрочем, целиком зависящее от Москвы, получившее впоследствии название Касимовское царство.

Городец Мещрский ещ при жизни Касима в его последние годы стал называться Городом Касима, Касимов-город. После же смерти Касима он умер в 1459 году Городец в государственных грамотах стал именоваться Касимовом, Касимов. С годами это название закрепилось и в российскую историю вошло понятие Касимовское царство. С образованием царства в городе стали возводиться строения мусульманской архитектуры. Так, в семидесятых годах 15 века на Татарской горе строится каменная мечеть с минаретом.

В ту, средневековую, пору это было грандиозное сооружение, особенно впечатлял минарет. Если здание мечети впоследствии перестраивалось, то минарет почти полностью сохранился до наших дней. Это довольно высокая круглая башня, сложенная из больших, грубо отсанных камней, добытых близ села Малеево, что в 15 километрах от города. Башня имеет открытый балкон, на который вздымается спиральная каменная лестница из 60 ступеней. На балконе - площадка, с не далеко виден город и его окрестности.

В старину эта площадка являлась местом, откуда мулла созывал своих соплеменников на молитву. Вместе с тем площадка служила смотровой военной вышкой. Впоследствии царство стало привлекать к себе внимание, и это внимание было не случайным. Ведь Касимовское царство - часть истории Российского государства. Своим существованием в союзе с Москвой оно раскололо сильный, противостоящий Руси лагерь, в составе которого тогда были Золотоордынское, Крымское, Казанское и Астраханское ханства.

Наиболее заметный след в истории Касимовского и Казанского ханства оставил хан Шах-Али. Этот человек уже в отроческие годы прославился своим умом и воинскими способностями. Волей судьбы пятнадцатилетний Шах-Али оказался в центре сложной политической борьбы, в которой казанское ханство заигрывало то с Крымским ханством, то с Москвой. Он трижды был ханом в Казани, занимая тамошний престол, и трижды был вынужден оставлять его в двух случаях под давлением своих казанских соплеменников, в одном случае- по воле русского царя Ивана Грозного.

Касимовским татарам не раз приходилось воевать на стороне русских. Летом 1552 года они участвовали в походе Ивана Грозного на Казань, в 1554 году они усмиряли мятеж в Казани. Затем, в 1555 году сражались со шведами под Выборгом. В1557-1558 годах Шах-Али со своим войском находился в составе русских войск в их походе против Ливонии тогда русские войска выиграли несколько сражений у немцев и подошли к Риге. В1562 году русский царь послал Шаха-Али против польского короля Сигизмунда, который взял на себя защиту Ливонии.

Поход завершился удачно. Войско, предводительствуемые Шах-Али, взяло Полоцк. Эти походы и сражения принесли Касимовскому хану славу удачливого но и жестокого военачальника. Шах-Али умер в 1567году, шестидесяти лет отроду и похоронен в Касимове. В 1614 году на царский престол в Касимове был посажен хан Арслан. С именем этого владетеля связано ослабление Касимовского царства. И хотя по -прежнему Арслану, как и его предшественникам, оказывались большие почести в Москве, и по-прежнему знатные бояре ссорились, кто из них на дворцовых приемах более достоин прислуживать касимовскому владельцу, чувствовалось, что прав касимовских царей начинают ограничиваться. Последним владетельным лицом из татар была в Касимове Фатима-Султан.

После е смерти, в 1681 году, отдельное Касимовское царство перестало существовать. В 1623-1628 годах в России проходила опись государственного личного имущества. Данные описи были занесены в Писцовые книги.

В Касимове эти книги были составлены в 1627-1628 годах. Каким же он был, Касимов, в ту далекую средневековую пору Как жили его обыватели Чем промышляли На эти вопросы в той или иной мере и отвечают Писцовые книги. Город Касимов деревянный писалось в книгах рублен в одну стену крыт тесом около города осыпь в городе двое ворот проезжие, другие водяные. На водяных воротах две башни промеж проезжих и водяных ворот шесть башен глухих. Из башен три крыты тесом, а пять не крытых.

В городе два колодца один - у пороховой казны, другой - у водяных ворот. В городе - соборная церковь Вознесения Христово. В городе изба съезжая да амбар, под ним погреб, а в погребе лежат пушки и пушечные запасы и пороховая казна. Писцовые книги в другом месте дополняют картину города И всего строений внутри города осадные дворы, двор соборного попа, место диаконское, двор боярский, двор воеводский, пять дворов стольничих и дворянских, семь дворов царевичевых служилых людей, восемь дворов служилых мурз татар, двор пушкарский, двор рассыльщиков, да два двора нищих.

Писцовые книги далее сообщают, что На старом посаде и на новом четыре церкви с пением, да три без пения, да церковь с приделом строится вновь, да на церковной земле четыре двора церковников, да одиннадцать дворов нищих, сто десять дворов посадских тягловых людей да не тяглых пятьдесят три двора В Касимове для тех времн была довольно обширная торговля На базаре в городе, в рядах, 47 лавок, 6 полу лавок да перед лавками 8 скамей да за рядами 27 скамей, а торгуют на тех скамьях по четвергам всякими товарами, за рядами же торгуют рыбой.

На площади - харчевни посадских людей, хлебные лавки, кабацкий двор большой, кабацкий двор малый, таможенная изба, паром на Оке. Поместья татарских царей и царевичей в городе были невелики. Основные их владения находились, как правило, в слах - Подлипки, Торбаево, Болотцы, Царицыно и другие. В богатстве с татарской знатью состязались русские землевладельцы.

Но и те и другие беззастенчиво эксплуатировали крестьян. Задавленный нуждой и всяческими притеснениями простой народ не раз поднимался против своих хозяев. Как сообщают летописи, касимовцы приняли участие в крестьянской войне под предводительством Болотникова в Поволжье. Народные волнения были не редкостью в касимовском крае. В Центральном Государственном архиве в Санкт- Петербурге хранятся документы об одном из многих выступлений касимовских крестьян против крепостничества.

В 1829 году говорится в документе крестьяне деревень Рудаково и Сеитово подали прошение царю Николаю, в котором жаловались на притеснения, чинимые помещицей Несторовой. Они писали, что помещица угнетала семейства наши тягчайшими работами, продавая всех живущих в деревнях Рудаково и Сеитово на вывоз с раздроблением даже семейств. В числе которых продали несколько наших семейств донским казакам. А теперь хотят переселить на Кавказ. Царь, по всей видимости, остался глух к жалобам крестьян, потому что касимовский земский исправник продолжал настаивать на переселение.

Крестьяне не повиновались, заявляя, что на переселение не согласны. Тогда на помощь исправнику прибыл чиновник Рязанского губернского правления с воинской командой. Возмущнные крестьяне вооружились, чем попало, бросились на воинскую команду. Это было 30 августа 1829 года. А 8 сентября из Рязани для подавления волнений прибыл второй чиновник с воинской командой, состоящей из 158 солдат и 5 офицеров. Между крестьянами и воинской командой завязался настоящий бой. Жертвы этого столкновения были с обеих сторон.

Волнение крестьян было подавлено. Главных участников волнений предали военному суду. Около 40 крестьян были приговорены к наказанию кнутом и шпицрутенами, 5 крестьян сослали на каторжные работы, многие были сосланы в Ставрополье. В 1679 году Касимов постигло большое бедствие - случился небывалый по размерам и причиннному ущербу пожар. Самый опустошительный после пожара 1376 года, когда на город обрушились татаро-монгольские захватчики.

Город выгорел почти целиком. Сгорел и кремль с его башнями и воротами, и городская крепостная стена. Пришлось отстраивать заново. На этот раз он остался на свом пепелище. Как сказано выше, город имел хорошие естественные оборонительные рубежи, что имело немаловажное значение в ту пору - в пору частых набегов и войн. На этот раз горожане, наученные горьким опытом, стали использовать в строительстве белый известняковый камень, которым богаты берега Оки. Позже касимовцы начали изготавливать особый, крупный, так называемый домашний кирпич.

Существует предположение, что совет - шире использовать на строительстве местный известняковый камень - принадлежит Петру, который дважды проездом по Оке посещал Касимов. 9 мая 1695году, когда Птр совершал свой первый Азовский поход, он впервые посетил Касимов. По преданию, городская знать показала высокому гостю свои достопримечательности, в частности, строящуюся в Пушкарской слободе Богоявленскую церковь с приделом Георгия-Победоносца.

Это была первая каменная церковь в Касимове. Строительство Богоявленской церкви велось с 1691 года и ко времени посещения Петром Великим Касимова 1695 году уже просматривались е стройные формы. Царь остался доволен и церковью, и местом, на котором она возводилась. А вот строительство городской деревянной стены с башнями, которую касимовцы ставили на месте сгоревшей в пожаре 1679 года, похвалы у Петра не вызвало. По мнению царя, городские деревянные стены уже не могли играть той существенной роли, которую играли в давние времена при отражении нападения врага. Птр распорядился также прекратить строительство мечети, и она оставалась долгие годы недостроенной.

Второй раз Птр посетил

Касимов в

В 1837 году Касимов посетил, путешествуя по центральным губерниям Росс... Она начиналась 21 июля и продолжалась неделю. Водопровода ещ не было он начал строиться в 1914 году. В городе проживало много квалифицированных ремесленников и кустарей - ... Титов, К.

Детская музыкальная школа

Создатся строительное управление, которое начинает вести строительство... С 1957 года в городе развернулось асфальтирование улиц и площадей. Появилось телевидение. Касимов был к системе Мосэ- нерго и получил наджное электроснабжение. Открылся новый Дом культуры, и на его сцене стали выступать артисты Мо...

Детская художественная школа

Он рас- ширяется, благоустраивается и сейчас. Проводятся выставки работ учащихся школы, которые посещают и учащиеся ... Десятки его воспитанников стали капитанами и механиками пассажирских и... И, пожалуй, нет ни одного водного бассейна средней России, где бы не р... В числе других городов Касимов был внесн в список городов и других нас...

Литература 1. Н. Родин Касимов - Городец Мещрский, изд-во Узорочье, 1997 г. 2. Ю. В. Фулин. Города и районы Рязанской области, изд-во Московский рабочий, 1990 г.

– Конец работы –

Используемые теги: История, развития, культуры, города, Касимов0.085

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История развития и культуры города Касимов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАСИИ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ С РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ ВВЕДЕНИЕ Проблема развития… Изучение процесса формирования и развития музыкальной культуры Хакасии, ее… Самое надежное в вопросе общественной науки - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с…

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ГИДРАВЛИКИ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ 1.1. Краткая история развития гидравлики
Лекция ВВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТ ГИДРАВЛИКИ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ... Лекция ОСНОВЫ ГИДРОСТАТИКИ Гидростатическое давление Основное уравнение гидростатики Давление...

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Культура как детерминанта развития общества. Проблемы культуры и социума
Следовательно, тот же Сартр не прав, когда уверяет, что культура никого и ничего не спасает.Спасает — и тогда, когда она способна помочь человеку в… Итак, культура, с одной стороны, есть результат предшествующей деятельности… Детерминантный статус культуры особо зримо обнаруживается в эпохи революционно-реформаторских изменений в обществе.

История развития физической культуры в средние века
Это был не символ физической силы и гармонично развитого тела (как в Древней Греции). Идеалом человека раннего Средневековья стал святой образ… Вследствие чего в ряде европейских учебных заведений были отменены занятия… Ссылаясь на церковника Тертуллиана, теологическое учение объявило физические упражнения и игры действием дьявола. Были…

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

История развития физической культуры в России
Вместе с тем, будучи зависимой от практики, ИФКиС как учебная дисциплина воздействовала и воздействует на практическую деятельность в подготовке… Нам сравнительно легко утверждать "абсолютные истины" в исторических событиях… Давайте будем разбираться и попробуем понять тех, кто первым популяризовал физическую культуру "для всех" или "спорт…

История развития физической культуры в рамках первобытного общества
Незавершенность полемики по проблеме структуры культуры отражается и на определении места физической культуры в рамках общей культуры. Одни относят ее к духовной культуре, другие – к материальной, третьи считают… Но по этой же причине она не может быть и частью духовной культуры, хотя в ее сфере и находит свое отражение…

Феномен культуры как предмет изучения дисциплины История мировой культуры
Само понятие происходит от слова cultio лат возделывание обработка В настоящее время определений Базовое культура это все то что... История мировой культуры Основные принципы изучения История культуры как... Основные достижения в развитии того или иного народа и его вклад в ИМК...

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам