рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Типологические характеристики первобытного человека

Типологические характеристики первобытного человека - раздел История, Типологические Характеристики Первобытного Человека Проведенные Комплексные ...

Типологические характеристики первобытного человека Проведенные комплексные междисциплинарные исследования многослойных палеолитических памятников на территории Север-ной Евразии, показали: на памятниках вскрыты многометровые тол-щи плейстоценовых отложений, представленных наслоениями древ-них уровней обитания первобытного человека времени среднего и верхнего палеолита.Комплексный характер исследований с приме-нением новейших методов фиксации, датирования и интерпретации археологических и естественнонаучных данных позволил просле-дить становление, конкретное проявление и дальнейшую трансфор-мацию палеолитических культурных традиций, дать подробную ха-рактеристику взаимоотношений экологии и культуры первобытных сообществ в полном хронологическом диапазоне верхнего плейсто-цена. В северной части Монголии, в районе среднего течения р. Се-ленги обнаружено 19 новых местонахождений каменного века, пред-ставляющих широкий хронологический диапазон – от среднего па-леолита до неолита.

Наиболее информативной является многослой-ная стоянка Толбор-4, в плейстоценовых отложениях которой зафик-сировано 7 горизонтов обитания первобытного человека.

Археоло-гические материалы стоянки относятся к переходному периоду от среднего к верхнему палеолиту и демонстрируют различные техни-ческие традиции.В одном комплексе зафиксирована ярко выражен-ная пластинчатая индустрия при значительном использовании ле-валлуазской технологии, а материалы другого комплекса отражают непластинчатый характер индустрии.

На территории Алтая проведе-ны комплексные исследования многослойных палеолитических стоянок в пещерах (Денисова, Каминная, Усть-Канская) и на откры-той местности (Усть-Каракол-1, Ануй-2, Ануй-3) и др. На этих объ-ектах изучены стратиграфические колонки среднего и верхнего плейстоцена, которые соответствуют развитию культуры первобыт-ного человека и окружающей природной среды от средней до заклю-чительной стадии палеолита.Материалы алтайских комплексов, свидетельствуют, что в пе-риод от 50 до 40 тыс. лет здесь путем последовательной трансфор-мации среднепалеолитических культурных традиций формируются индустрии ранней поры верхнего палеолита.

Для этой эпохи харак-терны индивидуальные особенности каменного инвентаря, которые позволяют проследить культурную дифференциацию алтайских ин-дустрий начала верхнего палеолита на две линии развития: усть- каракольскую и кара-бомовскую.В усть-каракольской традиции для первичного расщепления камня используются приемы серийного снятия удлиненных заготовок с призматических, конусовидных и торцовых нуклеусов, в т.ч. клиновидной формы.

Наиболее показа-тельны т.н. ориньякские формы: концевые скребки на пластинах; скребки высокой формы, оформленные микропластинчатыми сня-тиями; срединные многофасеточные резцы, крупные пластины с ре-гулярной ретушью по продольному краю, а также микропластины с притупленным краем. Характерным признаком этих индустрий слу-жат орудия с двусторонней обработкой.Принципиально важным моментом для этого круга индустрий является присутствие в кол-лекции Денисовой пещеры набора костяных орудий и персональных украшений.

Технические особенности карабомовского варианта развития носят отчетливо выраженный пластинчатый характер. Большая часть нуклеусов имеет параллельную огранку и предназначена для полу-чения удлиненных сколов. В орудийном наборе заметное место при-надлежит зубчато-выемчатым формам.В этих индустриях отмечены также отдельные ориньякские элементы, единичные образцы бифа-сиальных изделий и украшений из зубов животных, однако они не образуют устойчивых технико-типологических сочетаний.

В целом облик кара-бомовского индустриального варианта определяется прежде всего серийным производством крупных пластин и орудий на их основе.Среди стратифицированных палеолитических объектов, иссле-дованных на территории Кыргызстана, наиболее перспективным яв-ляется многослойная стоянка Юташ-Сай. На этой стоянке вскрыта толща плейстоценовых отложений мощностью 5,5 м, в которой вы-делено 28 уровней обитания палеолитического человека.

Для науки имеет важное значение вопрос о путях распростра-нения различных явлений культуры.Картографируя элементы куль-туры одновременно существовавших групп человечества на различ-ных территориях, европейские археологи пришли к заключению, что обнаруживаемые при этом различия связаны с этническими, соци-альными или хозяйственно-экономическими общностями и что часто за археологическими культурами скрываются создавшие их древние племена и народы.

Это привело к попыткам изучения происхожде-ния народов. В целом, в результате экспедиционных работ получен много-численный археологический материал эпохи среднего и верхнего палеолита, позволяющий проследить как общие закономерности древнего культурогенеза, так и его отличительные особенности на территории Северной Евразии. Во время раннего палеолита существовали первые люди, жи-вущие стадом.Для их общества были характерны нерегулируемые половые отношения, приводящие к кровосмесительству и физиоло-гической деградации.

Орудия труда были примитивны. Они уже соз-давали некие произведения искусства – наскальные рисунки. В ос-новном тема этих рисунков – животные. Таким образом, первобыт-ный человек как бы магически привлекал добычу. Позже стал во-прос продолжения рода, ибо из-за кровосмесительства началось вы-мирание. Повысилась роль женщины, в результате чего возникает культ женщины-матери.В самых различных местах найдены стату-этки женщин – «палеолитические Венеры». В них нет ни проблеска духовности, даже лица – оно не интересовало как предмет изобра-жения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, огромны-ми мешками грудей – сосуд плодородия и не более того. Мужчины в этом обществе – только рабочая сила и добытчик.

Орудия труда со-вершенствовались. Появилось огородничество. Позже началось сближение племен, у мужчин появился выбор и постепенно произошел сдвиг в патриархат.В наскальных рисунках появилась сюжетная живопись – в основном сцены охоты. Человек научился добывать огонь, обжаривать пищу. Начало зарождаться идолопоклонничество, возникают ритуалы, жертвоприношения.

Община - это естественно сложившийся коллектив, возникший одновременно с возникновением самого человеческого общества и сохранявшийся затем на протяжении тысячелетий.Археологические материалы помогают увидеть общину в исторической перспективе, охарактеризовать этапы ее развития, вплоть до превращения перво-бытной доземледельческой общины в раннеземледельческую.

И здесь мы становимся свидетелями одной из величайших революций в истории человечества, которая начинается едва заметными сдви-гами в хозяйственной деятельности первобытных охотников, а за-вершается коренным преобразованием всего общества. Культура охотников и собирателей состоит из двух крупных комплексов.Первый включает все многообразие культурных явле-ний, обусловленное различием природных и исторических сред, вто-рой - единую социальную структуру, свойственную всем этим обще-ствам.

Каковы же те универсальные явления, что сближают между со-бой общества охотников и собирателей? В ходе исследования выяс-нилось, что социальная структура этих обществ строится из не-скольких обязательных компонентов - общины, семьи, хозяйствен-ной и целевой групп.Совокупность хозяйственных групп и есть са-ма форма существования первобытной общины. Основной ее функ-цией всегда является деятельность в качестве ведущего производст-венного коллектива.

Коллективизм в добывании и распределении пищи, традиции взаимопомощи сочетаются с самораскрытием лич-ности, ее неповторимого индивидуального облика. Первобытному обществу свойственна социальная неоднородность, выражающая различия не только в половозрастной структуре, но и в способностях и личной одаренности; половозрастное разделение труда сочетается в нем с индивидуальной специализацией в сфере материального и духовного творчества.Объективным критерием различения стадий становления структуры эстетического сознания и эстетической деятельности в формирующихся эстетических отношениях палеолитического чело-века является развитие технических навыков обработки камня.

При этом процесс образования орудий органично (гармонично) связан с их содержательной и функциональной целесообразностью и целена-правленностью.Содержательной основой стадиального развития эс-тетического сознания является практическая деятельность формиро-вавшихся людей, ее ядро – труд, в частности, становление орудий-ности в нижнем палеолите.

Отсюда, утверждая идею совершенствования древних орудий, мы делаем вывод: а) неизбежность улучшения качества (технологии) древнего труда коренится в самом развитии произведенных орудий; б) совершенствование организации орудийной деятельности исторически изменчиво и связано не только с материальными, но и духовными (эстетическими) потребностями человека. Можно предположить, что начальной стадии существования первобытного человека было свойственно использование необрабо-танных каменных орудий, галек, дерева.

Это был период использо-вания инстинктивным человеком в рефлекторной форме естествен-ных орудий без выбора необходимой направленности, без использо-вания прямых объективных свойств предметов природы. Наши предки оставили первичные орудия – эолиты, которые были повсюду сходные характером. Они представляли собой слу-чайные кремневые сколы с острыми краями, иногда подправленны-ми последующими ударами.У творцов еще не сформировался прин-цип соотношения частей.

Отличительный признак поздних орудий: целесообразность, определенность формы, наличие отбивной по-верхности (волнистость, ударный бугорок). Древнейшие орудия первочеловеческих действий из грубо об-работанной гальки были найдены в Танганьике, Уганде, в долине р.Ваал, в Восточной Африке (Олдовейское ущелье), а также в си-бирских местонахождениях: в пещере Усть–Канская на Алтае, на р.Улалинка, в Зейской долине и в Филимошках.Характерными чертами орудий “галечной культуры” являются: а) примитивность; б) разнообразие случайных форм, отсутствие по-вторяющихся стандартов.

Функционально–морфологические характеристики целостности изделий человека нижнего палеолита обосновывают появление спе-цифических эстетических качеств выразительности их форм. В дальнейшем происходит формирование искусственной пре-образованной среды обитания, создание эстетики техносферы.Тем самым через эстетическую деятельность в ее историческом про-странстве и времени древние люди находили благоприятные условия (гомеостаз) для своего становления.

Именно формирование предметно–практических способностей людей эпохи нижнего палеолита (навыков обработки камня, умений, наблюдений, широкого опыта) образуют основу для возникновения и развития духовно–практических способностей (в историческом пла-не – магии, мифов, традиций, обычаев, верований, табу, форм обще-ния), которые, в свою очередь, являются исходной социально уни-версальной программой для возникновения и развития художествен-ных и теоретико–познавательных способностей (практически–духовных способностей). Эти базовые условия способствовали раз-витию целенаправленных действий человека по изменению предмет-ного мира, по преобразованию и развитию системы значений и на-выков. В целом появление эстетического способствовало уходу от стихийной случайности в человеческой жизнедеятельности, утвер-ждению человечности в человеке и человеческой разумной упорядо-ченности! Ведь древний человек овладевал опытом эстетических пе-реживаний и наслаждения не только в сфере орудийной деятельно-сти. Постепенно у него развивалось чувство эстетической дистанции от утилитарной полезности, изменяется соотношение праксиологи-ческого и аксиологического подходов. В социальной структуре древних обществ приведены много-численные факты, свидетельствующие о не менее широком их рас-пространении в сфере культов и первобытного искусства, причем эти факты почерпнуты не только из фольклорного и культурно-исторического материала, но и из разработки лингвистических дан-ных. Для древнейшего человека характерно мифологическое созна-ние. Первобытные люди были ещё не способны воспринимать тво-рения своей фантазии как творческий вымысел, но видели в них правдивое описание "высшей" реальности.

И всё же мифологические образы, представления отчасти проверялись практикой, опытом.

Че-ловеческое сознание было двухуровневым; реалистическим – "сни-зу" и мифологическим – "сверху". Первобытная культура – ранняя форма человеческой культуры.

Основными её свойствами были синкретизм и традиционность. Синкретизм (гр. synkretismos соединение) выразился прежде всего в нерасчленённости, единстве трёх форм бытия – культуры, общества и человека.

Здесь каждый член родоплеменного коллекти-ва равен целому: у всех одно имя, одна раскраска тела, одна причёс-ка, одни украшения, пляски, мифы, обряды.Иными словами, "я" полностью растворено в "мы" и точно так же культура этого родоп-леменного "мы" тождественна с "мы – обществом" и с каждым вхо-дящим в него " я". Нерасчленённое, целостное мышление первобыт-ного человека, как и сознание ребёнка, давало волю мощной фанта-зии, которая превосходила во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления.

Второй существенный признак первобытной культуры – её традиционность.Все особенности структуры бытия и быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы вкуса оказались стабильными, жёсткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освящённый мифологическими представлениями.

Власть традиции была абсолютной именно благо-даря её способности выступать мощным социальным регулятором поведения людей, средством их сплочения.Это качество первобыт-ной культуры, оставленное в наследство следующим эпохам, нераз-рывно связано с её мифологической доминантой, ибо мифология по самой своей природе претендует на абсолютность утверждённого ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловно-го принятия данной системы идей, чувствований и их передачи в не-прикосновенном виде из поколения в поколение.

В силу прочного единства всех видов деятельности первобыт-ная культура, в отличие от эпохи цивилизации, является синкрети-ческим культурным комплексом, где все виды культурной деятель-ности связаны с искусством и выражают себя через искусство. Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии.Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Однако необходимо специально отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, хотя оно неотъемлемое качество лю-бого художественного произведения, а решение практических задач.

Отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симмет-рии, правильной формы.В различных школах и направлениях в качестве источника ве-рований назывались различные сферы; основными из них признава-лись: - познавательная деятельность (Э. Тэйлор и вся последующая антропологическая школа, выводившая религиозные феномены из неправильных обобщений непосредственного опыта, например, из наблюдений над явлениями сна, болезни, смерти и т.д.); - эмоционально-волевая сфера (В. Вундт, Р. Маретт, А. Фир-кандт и др сюда отчасти можно отнести и последующие психоана-литические концепции); - сфера "коллективных представлений", навязываемых челове-ку его социальным окружением через воспитание, общественное мнение, обычаи, различного рода стереотипы поведения и т.д. (со-циологическая школа Э. Дюркгейма). Своего рода синтезом последних двух подходов стала в свое время концепция Л. Леви-Брюля. Он выделил целый ряд признаков, по которым можно распознать коллективные представления: они пе-редаются из поколения в поколение; они навязываются отдельным личностям общественной средой; они не отделены от эмоций и воле-вых актов, а, напротив, включают их в себя; они мистичны в смысле веры в таинственные силы и в общение с ними. При господстве кол-лективных представлений восприятие мира ориентировано совер-шенно иначе, чем наше восприятие: мы стремимся к объективности познания, а там, напротив, преобладает субъективизм.

Поэтому в коллективных представлениях оказываются смешанными реальные предметы и представления о них (например, не различаются снови-дения и реальность, человек и его изображение, человек и его имя, его тень и т.д.). Мир для первобытного человека представляется не пустым или неодушевленным, но изобилующим жизнью.

Эта жизнь проявляется в личностях - в человеке, звере и растении, в ударе грома, во вне-запной тени, в жуткой и незнакомой лесной поляне, в камне, неожи-данно ударившем его, когда он споткнулся на охоте.

В любой мо-мент он может столкнуться с любым явлением не как с "Оно", а как с "Ты". В этом столкновении "Ты" проявляет свою личность, свои качества, свою волю. В дописьменных обществах для выражения своих верований использовались пиктография и различные условные системы (заруб-ки, узелки и тому подобные знаки-указатели), область применения которых, однако, очень мала. Существует представление, что звери "сами идут" под выстрел хорошего охотника. "Хорошим", впрочем, считается в данном случае тот, кто "хорошо обращается" с добытыми животными: дает мор-скому зверю пресную воду (которую тот другим способом, кроме как "придя" на сушу к людям, не может "получить"), ласково при-нимает и угощает добытых зверей у себя в доме с тем, чтобы "в сле-дующий раз" (т.е. в следующем цикле охоты как взаимодействия с партнером-охотником) они "захотели бы" снова "прийти в гости" и привели бы с собой своих зверей-"сородичей". Обычно эти действия рассматриваются как "обрядовые" или "магические". Между тем, они не предполагают веры в сверхъесте-ственные свойства пресной воды или угощения, а, скорее, расцени-ваются как действия, способные привлечь животных именно теми средствами, которые наиболее соответствуют ожиданиям и намере-ниям самих зверей.

И в этом отношении эти средства мало чем от-личаются от приманок, наживок и других вполне "рациональных" приемов охоты.

Блесны в виде блестящих рыбок популярны до сих пор; похоже, что в качестве своего рода "приманок" использовались и деревянные рыбки, помещавшиеся, однако, на берегу, головой в том направлении, куда должна была идти рыба. Эти изображения и композиции их размещения могут быть поняты как средство своего рода дистанционного коммуникативного воздействия, когда один из партнеров (люди) передает второму партнеру (рыбе) программу по-ведения в расчете на ее выполнение.

Одной из наиболее ранних форм религии был фетишизм, осно-ванный на представлении, что физические предметы, природные стихии обладают сверхъестественными силами, которые люди при помощи особых магических ритуалов способны использовать для то-го, чтобы предотвратить катастрофическое воздействие окружающей среды.

В рамках той же тенденции выделяют и анимизм — веру в самостоятельное существование души человека, время от времени покидающей его тело, а также духов отдельных сил природы, расте-ний, животных, умерших предков.

Древнейшей формой религии яв-ляется и тотемизм — представление о мистической связи между че-ловеческим родом и конкретным видом животных или растений — его могущественных предков, требующих особого почитания.

Охотничьи фетиши оказываются своего рода посредниками (медиаторами) между миром людей и миром природы: находясь в жилище охотника и получая там "пищу", "одежду" и т.д они при-званы, как свидетельствуют многочисленные этнографические дан-ные, "привлечь", "притянуть", "привести" к охотнику других живот-ных. Охотник в качестве владельца фетиша оказывается "отмечен-ным" (т.е. выделенным из числа других, обращающим на себя вни-мание духов или самих животных) лицом, "фартовым" человеком, обладающим способностью к удачной охоте.

Сходным образом дело обстоит и с амулетами-охранителями, тотемами.

Жертвоприношение - не менее распространенная и универсальная форма знакового по-ведения, призванного спровоцировать выгодную ответную реакцию. Для первобытной общины характерна замечательная устойчи-вость, приспособляемость к нередко экстремальным условиям. Не-достаток технической вооруженности общество компенсирует соз-данием прочной и вместе с тем гибкой, пластичной социальной ор-ганизации.Чтобы сохранить себя как целое, община непрерывно из-меняет количественные и качественные свои параметры.

В этом па-радоксальном сочетании противоположных тенденций и скрыт ис-точник ее устойчивости, а вместе с нею и устойчивости самого пер-вобытного общества. Исторически наиболее прочными, наиболее приспособленными к любым условиям оказываются социальные структуры наиболее гибкие и пластичные, способные, при необхо-димости, эффективно, динамично перестраивать свою внутреннюю организацию.И, напротив, окостеневшие социальные структуры ис-торически обречены.

Таков один из главных итогов моего исследо-вания - и один из главных уроков, извлекаемых из изучения истории человеческого общества, начиная с глубочайшей древности. Первобытная община - центр микрокосмоса, отдаленные гра-ницы которого, в сознании ее членов, постепенно размываются и ис-чезают подобно линии горизонта. Вершиной, с которой человек пер-вобытного общества видит и оценивает мир, является его община.Мир этот социоцентричен; самоопределение человека, система его этических оценок имеют групповой характер, принадлежность к об-щине определяет их. К представителям других, чуждых обществ прилагаются иные, нежели к своему, критерии и оценки, на них не распространяются моральные нормы, обязательные в своем общест-ве.

– Конец работы –

Используемые теги: Типологические, характеристики, первобытного, человека0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Типологические характеристики первобытного человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Билет №1. Сущность философского понимания человека. Человек как признание Другого
Признание Другого есть основной момент всего понимания человека... Интерсубъективное бытие является одной из данностей человеческого бытия...

Человек и мир человека в творчестве Ф.М.Достоевского
К такому разговору и приглашает нас классическая литература, в которой озабоченность судьбами всего человечества и пристальное исследование души… Признание этого приоритета и обещает настоящую духовную, мировоззренческую… В связи с целью данной работы является - разобраться в - составить общее представление о - выяснить - осветить подход…

Фишер Марк. ГЛАВА 1, в которой молодой человек приходит за советом к богатому родственнику ЖИЛ да был однажды талантливый молодой человек, которому ужасно
В ТОТ ЖЕ день наш герой отправился в городок где проживал Моментальный Миллионер Интересно думал он в дороге согласится ли миллионер принять... ГЛАВА в которой молодой человек учится рисковать и пользоваться... Ну вот а теперь скажите сколько вы хотели бы заплатить за секрет богатства Вопрос Моментального Миллионера застал...

Общая характеристика культуры первобытной эпохи
Городская стена неотъемлемая часть китайского градостроительства... Каждый китайский город был окружен стеной Неотъемлемость понятия... Искусство возведения стен достигло своего совершенства на севере наиболее часто подвергавшемся нападениям кочевников...

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке
Даже такой малозначительный человек, как Лужин, вооружившийся теорией «разумного эгоизма», неожиданно для себя приходит к преступлению — к подлогу.… Пронизывающей, болезненной грустью наполнена сцена в кабаке, когда рядом с… Здесь Раскольниковым вдруг овладевает азарт отчаянного игрока: он начинает опсную «игру с огнем» («А что если я…

Вершина в развитии взрослого человека: Характеристики И условия достижения
Вершина в развитии... взрослого человека... Характеристики И условия достижения...

Положение человека в природе. Анатомия и физиология как науки. Методы изучения организма человека
Ткани это система клеток и межклеточного вещества имеющих одинаковое строение происхождение и функции... Межклеточное вещество продукт жизнедеятельности клеток Оно обеспечивает... Клетки ткани имеют различную форму которая определяет их функцию Ткани делятся на четыре типа...

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам