рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос о происхождении и сущности религии: редукционизм, агностицизм, психологизм, конфессионализм; всеобщность религии. Религиозный опыт

Вопрос о происхождении и сущности религии: редукционизм, агностицизм, психологизм, конфессионализм; всеобщность религии. Религиозный опыт - раздел Религия, 1. Религия И Её Социокультурные Функции. Религия В Системе Культуры. ...

1. Религия и её социокультурные функции. Религия в системе культуры. (+см. лекции)

 

Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии.
Слово «религия» происходит от латинского religio (или relegere) – благоговеть, собираться. Римский философ Цицерон (I в. н.э.) утверждал, что это слово означает «собрание». Западный ораторЛактанций (330 г.) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, что означает “связывать”, “соединять”. Поэтому религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. Блж. Августин считал, что «религия» – от reeligere, что значит воссоединять утраченную связь человека с Богом. Согласно общему определению, религия – это совокупность способов воссоединения человека с Богом. Все прочие определения страдают редукционизмом – сводят высшее к низшему. Одни определения сводят только к учению о Боге, другие – только к обрядам и практикам, третьи – только к влиянию на человека (согласно марксизму, религия – иллюзорная форма отражения действительности). Согласно философскому словарю, религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфич. Действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, священного, т.е. сверхъестественного.
Религия (в широком смысле) – совокупность основанных на непосредственном опыте представлений об иной реальности (отличной от обыденной чувственно воспринимаемой – Боге, Небе, богах, духах энергиях, истинном бытии истинном Я и т.п.), а так же совокупность способов установления с этой реальностью правильных с точки зрения данной религии, взаимоотношений, значимых для человека при жизни, так и (за редким исключением) после смерти.
Религия имеет несколько принципов, без которых она теряет себя, упраздняется, выраждаясь в оккультизм и магию, а может уклониться в сторону философии и этики. 1-й – представление о невидимом мире и убеждение в том, что человек способен к общению с Богом; этим религия отличается от других мировоззрений, для которых искомый идеал обхективно не существует, но является не более как теоретической моделью. 2-й Складывается философско-догматическая система. Христианство – образец такой чистемы: учение о Боге, об отношении Бога к миру, учение о мире и человеке, о его конечных судьбах, о спасении и воссоединении с Богом. Ислам и иудаизм также имеют отточенные формы учения. В исламе нет спасения и воссоединения с Богом, есть только чувственный рай, где нет Бога. В буддизме и даосизме есть спасение, но Бога нет. В иудаизме есть все, но только для евреев. Конфуцианство – этическое учение, но только для китайцев. В вишнуизме есть все. 3-й – религиозная практика: поклонение священным изображениям, использование разных веществ; общественные обряды и индивидуальные религиозные действия; 4-й – религиозная организация (самая слозная организация в католицизме и тибетском буддизме). Все крупные религии – культурообразующие.
Дуализм – признает равноправными два начала: дух и материю или добро и зло. Пантеизм – это учение, отждествляющее Бога и мир. Пантеизм учит, что человек, мир и Божество имеют одну сущность, а в человеке эта сущность затемнена, ее надо высвободить (позднее античное язычество, шиваизм – каздый – это Шива, но надо это раскрыть в себе). Бог как личность уже не существует, сливаясь с тварным началом. Разновидности пантезима: сабеизм (поклонение и обозествление небесных светил, звезд, комет), антропотеизм (обожествление живых людей: императоров, полководцев и т.д.), зоотезм (обожествление животных), анимизм (обожествление духов умерших предков), фетишизм (обожествление материальных предметов и вещей). Все это породило т.н. «племенные религии», т.е. языческие культы. К пантеистическим можно отнести те религии, в которых нет Бога. Это джайнизм и южный буддизм (хинаяна), здесь спасение только для монахов, освободивших дух от тела.
Меонизм – отрицает бытие этого мира. В индуизме окружающая нас материя – это лишь сон Брахмы, совокупность субъективных ощущений.
Вопрос о происхождении и сущности религии: редукционизм, агностицизм, психологизм, конфессионализм; всеобщность религии. Религиозный опыт.
Редукционизм (от лат.Reductio – возвращение) – методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам; методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей. В отношении религии редукционизм требует объяснять духовное через душевное, мистический опыт - через психологию измененных состояний сознания. Но редукционизм легко становится также средством безосновательной дискредитации религии, ее сути, предмета и содержания.
Агностицизм, философское и научное воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем о действительной сущности вещей, так как она остается за пределами нашего опыта вследствие этого первопричины явлений - душа, Бог - непознаваемы.
Психологизм, воззрение, что исходным пунктом всякого познания является внутренний опыт, касающийся наших душевных состояний; психология. Психологический аргумент существания Бога: поскольку идея Бога как Существа всесовершенного, вечного присутствует в человеческом сознании, а таковая идея не могла произойти ни от впечатлений внешнего мира, как глубоко отличного от представлений о Боге, ни как результат чисто мыслительной деятельности человека, его психики, следовательно, источник этой идеи принадлежит Самому Богу.
Всеобщность религии. Люди всех веков и стран, на всех, и самых низких и самых высоких, ступенях своего развития, всегда и везде имели у себя божество, признавали иной, загробный мир, стремились к богоугодной жизни, воздавали божеству известное чествование, приносили жертвы и пр., – словом имели религию. ...
Всякое религиозное верование и всякое религиозное делание, – даже самое странное, темное, суеверное и с виду бессмысленное, – имеет в своей основе особый религиозный опыт. … особливость религиозного опыта дает людям повод совсем забывать о нем, пренебрегать им и не заботиться о его углублении и очищении.
Социокультурные и психотерапевтические функции религии.
Религия есть источник всей вообще высшей (культурной) человеческой жизни. Все великие религии были культурообразующими (социокультурными). ... История человечества фактически подтверждает первоисточное значение религии для всей высшей жизни людей. Она свидетельствует, что все виды высшей духовной жизни человека действительно постепенно выделились и развились из религиозной жизни его и что, следовательно.
(Шахнович) Социокультурные и психотерапевтические функции религии.

 

Функции Социологи религии Содержание функции
Компенса-торная К. Маркс Религия является иллюзорным восполнением социального бессилия личности;: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, ...дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа»
Мировоз-зренческая, или смыслопо-лагания М. Вебер, Р. Белла, Э. Фромм Предназначение религии в том, чтобы придать смысл человеческой жизни, разрешить проблему иррациональности человеческого существования, … выстраивается иерархия морально-нравственных норм и регулируемых ими социальных отношений
Интегрирующая, или цементирующая Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Т. Парсонс Религия призвана укреплять социальное единство. ... Ритуал позволяет восстанавливать социальное единство при неизбежной прерывности социальной жизни
Регулирую-щая, или дисциплини-рующая Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун Религия мотивирует действия индивида таким образом, чтобы они отвечали требованиям общества. Культовая практика помогает людям совершенствоваться в самоотречении, терпении, послушании, без которых не может быть ни религии, ни общества
Социализа-ции Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Религиозный ритуал подготавливает индивида к социальной жизни, налагая на пего ограничения
Трансляции Э. Дюркгейм передачу социально значимой информации из поколения в поколение
Эйфоричес-кая Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Важная функция ритуалов состоит в создании радостного чувства социального благополучия. …когда группа сталкивается с социальным неблагополучием или со смертью сородичей
Легитими-рующая Т. Парсонс Моральные нормы, от выполнения которых зависит социальная стабильность, объявляются божественными заповедям.
Моторная, или социальной динамики М. Вебер Поскольку религия влияет на формирование идеалов, которыми руководствуются люди в своей деятельности, она может выступать в качестве стимулирующего общественное развитие фактора. …может стать необходимой предпосылкой для развития новых экономических отношений

 

Религия в системе культуры

Атеизм как разновидность религиозного мировоззрения.

Для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности естественного мира (природы) и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех… Термин «атеизм» появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому…

Этимология

Слово атеист впервые было использовано для обозначения практического безбожия в 1577 году. Позднее возникли родственные слова: деист — в 1621 году,… Карен Армстронг пишет, что «в шестнадцатом и семнадцатом столетиях слово…

Определения и различия

Авторы расходятся в том, как лучше всего определять атеизм, о каких именно сверхъестественных сущностях идёт речь, утверждает ли атеизм их отсутствие, является ли атеизм осознанным прямым отрицанием всего сверхъестественного.

Было предложено несколько способов выделить различные виды атеизма (как правило, приравниваемого к «отсутствию веры в богов» в наиболее широком смысле).

Широта понятия

В зависимости от широты определения, под атеизмом может пониматься неприятие различных концепций, начиная от идеи бога, как действующей личности и… Следуя Докинзу, в первом приближении можно пользоваться такой… § Теизм — вера в бога (монотеизм) или во многих богов (политеизм), активно влияющего(их) на ход событий,…

Невыраженный и выраженный атеизм

Точка зрения, что дети рождаются атеистами, появилась сравнительно недавно. До XVIII столетия существование бога было настолько общепринято в…

Слабый и сильный атеизм

На основе вышеприведенного определения, агностицизм может считаться «слабым» атеизмом,однако большинство агностиков отделяют свои взгляды от…

Стихийный и научный атеизм

Стихийный атеизм — атеизм, основанный на чём-то другом, кроме науки (например, как следствие обычного здравого смысла или скептического образа мышления, отсутствия интереса к сверхъестественному, незнания о наличии религий и пр.).

Научный атеизм — это атеизм, основанный на естествознании отрицании сверхъестественного, когда в качестве основного инструмента для рассмотрения вопроса о существовании бога (сверхъестественных существ и явлений) используется научный метод.

Практический атеизм

Существуют различные виды практического атеизма: Отсутствие религиозной мотивации — вера или неверие в богов не влияет на мораль и на…

Теоретический атеизм

Атеизм и наука

С другой стороны, с точки зрения некоторых верующих и мистиков различных направлений, деятельность богов и существование сверхъестественных сил… Действительно, нельзя научными методами показать, что «бога нет», поскольку… Эмпирическая наука основывается не на вере или священных преданиях и текстах, а на строгих методиках построения…

Атеизм как вера, религия

Среди исследователей существуют разногласия по поводу допустимости характеризовать некоторые религии как атеистические из-за отсутствия в них веры в… На заявления о том, что и научная деятельность невозможна без веры (по крайней… Многие попытки определить атеизм как религию сводятся к тезису «Религия — вера в бога, атеизм — вера в его…

Атеизм и познаваемость мира

Отсюда некоторые критики делают вывод, что в таком случае атеисты не могут отрицать существование сверхъестественных сил, так как для этого…

Атеизм и мораль

Атеисты предлагают свои системы моральных принципов (например, светский гуманизм) и свои объяснения возникновения совести и морали — не внушением…  

Предмет и значение религиоведения.

Предмет религиоведения.

Религиоведение как относительно самостоятельная комплексная отрасль знания складывается с начала XIX века. Оно формируется на основе философии,… Множество философских школ и направлений, взаимодействие философии и общего… В данной книге учтены традиции светского отечественного и зарубежного религиоведения.3 Традиционные проблемы философии…

Значение религиоведения.

§ История религии исследует движение религии во времени. С помощью сопоставительного, структурного, системного анализа она обрабатывает массив… § Феноменология религии - второй основополагающий раздел религиоведения. Ее… § Социология религии ставит своей задачей исследовать функционирование религии в обществе, ее влияние на формирование…

Составные компоненты религии.

  5. Наука и религия. (+см. лекции) Анализ взаимоотношений религии и науки должен осуществляться, очевидно, не в плане сопоставления высказываний…

Родо-племенные религии. Различные формы первобытных верований. Первобытные верования и современная жизнь. (см. лекции)

Религия Древнего Египта: происхождение, основные мифологические сюжеты, культ. Древнеегипетское искусство и религия.

Боги Древнего Египта Странные обычаи древних народов, связанные с поклонением разным животным, многочисленные ритуалы, посвященные им, заставляют… Религия Древнего Египта История религий классического Востока сравнительно хорошо известна из многочисленных письменных и археологических…

Религия Древней Греции. Пантеон, основные циклы мифов. Ритуалы. Искусство Древней Греции.

Хотя древнегреческая религия стала предметом научного интереса раньше других нехристианских религий, изученность и понимание ее до сих пор находятся… Например, греческую религию нередко до сих пор считают "религией… Другая ограниченность в понимании греческой религии состоит в том, что ее зачастую рассматривают только со стороны…

Религия Древнего Рима. Мифология. Собственные и заимствованные сюжеты. Религия и общественная жизнь Древнего Рима. Древнеримское искусство.

Древнеримская религия представляет очень большой интерес для изучения как по своему чрезвычайно самобытному характеру, так и по тому значению, какое… Историческое развитие римской религии поддается изучению гораздо лучше, чем… Семейно-родовой культ

Протоиндийская религия. Пантеон. Основные понятия.

мифологические представления древнего населения Северо-Западной Индии, создателей т. н. хараппской культуры, представляющей городскую цивилизацию долины Инда (3-2-е тыс. до н. э.), тесно связанную с древними культурами Белуджистана и Синда. Сведения о П. м. получены на основании анализа найденных в долине Инда (Мохенджо-Даро, Хараппа и др.) культовых сооружений и различных объектов культового характера (терракотовые статуэтки, символические сооружения из камня, амулеты, изображения на печатях, табличках с протоиндийскими надписями и др.). Сравнение этих объектов с типологически сходными явлениями, отмеченными в том же ареале (или по соседству) в более позднее время, позволяет не только дать интерпретацию некоторых мифологических представлений хараппской культуры, но и показать весьма значительную устойчивость ряда существенных ритуально-мифологических моделей и схем. Прежде всего это относится к разным аспектам культа плодородия. Среди статуэток, находимых при раскопках памятников хараппской культуры, особенно многочисленны стандартные женские фигурки из глины, видимо, изображающие великую богиню-мать, культ которой, как и соответствующие изображения, до сих пор относится к числу наиболее распространённых и интимных обычаев в индийской деревне. Мужской аспект плодородия связан с встречающимся на печатях изображением рогатого и трёхликого божества, восседающего на троне или на земле в ритуальной позе (с поджатыми ногами); между рогами - вырастающая из головы ветвь с цветами; вокруг животные - олени или антилопы, носорог, слон, буйвол, тигр. По своему типу это изображение наиболее близко образу Шивы-Пашупати, господина зверей. Впрочем, иногда и женские изображения снабжены рогами и связаны с растительными мотивами. Такова сцена на одной из табличек из Мохенджо-Даро: богиня с рогами находится в разветвлении священного фигового дерева, перед ней в позе почитания рогатый адорант также, видимо, божественного происхождения; у него между рогами ветвь с цветами и листьями; позади него - козёл с человеческим лицом; под этой сценой - семь фигур, вероятно, богинь с длинными косами и ветвью на голове; по-видимому, они относятся к нижнему миру; в частности, их сравнивали с богиней оспы Ситалой и её шестью сестрами; сама же рогатая богиня сопоставлялась с Лакшми. В контексте мотивов, связанных с плодородием, находят своё место многочисленные фаллические символы из камня конусообразной формы [ср. поклонение линге (обливание её водой, умащивание маслом, обращение к ней, в частности женщин) в культе Шивы в Индии вплоть до последнего времени (секта лингаитов)]; ср. изображение на печати трёхликого персонажа в итифаллическом состоянии. Этим символам, видимо, соответствуют женские символы (йони) в виде каменных колец. В связи с символами этих двух родов выдвигалось мнение о том, что сочетание их отражено в архаичных колоннах, в основании своём выходящих из каменного кольца. В протоиндийской цивилизации засвидетельствованы также игры типа шахмат или шашек, в которых употреблялись фишки фаллической формы (известно немало типологических параллелей, где разные стороны в играх такого рода обозначаются как «мужская» и «женская» и фигуры уподобляются соответствующим символам, ср. кетские «шахматы»). Особый мифологический мотив - животные у дерева или женщина у дерева - отмечен на ряде протоиндийских печатей. Весьма характерно, что из деревьев изображаются только два вида - ашваттха и пиппала, которые позже (в ведийской и индуистской традициях) выступают как образ мирового дерева (см. Древо мировое). Ср., например, изображение богини в дереве, бога на троне, буйвола и тигрицы, которое, как и ряд других сцен, справедливо рассматривается как своего рода конспект мифа. Не менее характерны случаи мультипликации ашваттхи. Ср. женский персонаж между двумя стволами ашваттхи или ашваттху с четырьмя ветвями, около которой две держащиеся за неё фигуры. Особенно многочисленны на печатях и таблицах изображения животных - тура, быка, буйвола, носорога, слона, тигра, гавиала с рыбой, антилопы, козла, змей (при этом почти полностью отсутствуют изображения льва; даже в протоиндийском изображении, соответствующем по типу известному образу Гильгамеша, держащего двух львов справа и слева от себя, львы заменены тиграми). Нередки изображения фантастических гибридных животных - антропотризавра (бык с лицом человека, хоботом слона, хвостом тигра), тура - трикефала (верхняя голова - антилопы, нижняя - быка), носорога - трикефала эктозавра (звездообразная фигура с головами разных животных). В ряде случаев изображаются животные, следующие друг за другом (политерионы). Есть основания полагать, что некоторые протоиндийские изображения животных предвосхищают более поздний мотив вахан и докапал, воплощённых в животных (можно говорить и о протоиндийских соответствиях более поздней системе образов зодиака). Несомненно, с идеей плодородия были связаны и символы, встречающиеся в протоиндийских табличках [свастика, трилистник, нечто напоминающее древнеегипетский «джед», колесо с шестью спицами, видимо, как образ солнца (ср. шестилучевую фигуру с головой тура, сопоставленную Э. Маккеем с солнцем)]. Исследователи указывали на ряд протоиндийских параллелей (а, возможно, и источников) к индуистским мифам, связанным с Шивой и его жёнами, Вишну (ср. аватару Вишну-вепря в связи с космогоническим мифом), Скандой, с обращением к астрономическому и календарному коду. Стоит обратить внимание на то, что протоиндийский мифологический материал апеллирует прежде всего к индуистскому (шиваизм, вишнуизм) комплексу, а не к более близкому по времени ведийскому, а также на нередкие факты обнаружения ближайших параллелей не в Северной Индии, а на дравидском юге. Эти особенности существенны с точки зрения исторических связей протоиндийской мифологии, которая всё чаще объясняется как протодравидская. Вместе с тем уже первыми исследователями культуры древней долины Инда отмечены разительные параллели и, видимо, прямые заимствования из культуры шумерского круга (ср. хотя бы протоиндийскую параллель к образам Гильгамеша и Энкиду).
Рассмотрение некоторых важнейших тем и образов протоиндийской мифологии существенно в силу того обстоятельства, что в комплексеиндуистской мифологии обнаруживается немало отражений и продолжений мифологических, религиозных и ритуальных идей, впервые отмеченных на территории Индии в памятниках именно протоиндийской цивилизации и продолжающихся вплоть до низовой «деревенской» мифологии современной Индии. Индуизм склад из разнород элемен на протяж не одной тыс лет. В индуист комплексе нет ни един организ, ни един объекта поклон, ни един учен, ни общей религ практики. Выдел два основ направл индуиз — вишнуизм и шиваизм. Два древней корня древа индуизма — религиоз традиц протоиндий хараппской цивилиз и ведийская религ индоариев. Харап землед цивилиз слож к сер. III тыс до н.э. в бассей реки Инд и Пятиречьи (Пенджабе) на сев-зап Индостана. Судя по статуэтк и личн печатям, основу харрап религ сост культы божес плодород: Богини-Матери (олицетв землю) и ее супруга, «рогатого бога» (олицетв небо, оплодотвор землю дождем), котор сохран в первых город цивилиз еще с эпохи неолита. «Рогатый бог» Хараппы изобр в виде буйвола или челов в голов уборе с рогами, сидящ в «йогиче» позе в окруж зверей. Второй этап разв индуиз нач с приход в Индостан индоевроп племен скотовод-кочев, котор около сер втор тысяч заняли Пенджаб. Пришельцы самих себя назыв ариями. Хараппская цивилиз к тому времени уже пришла в упадок. Арии разруш ее остатки и, ведя войны с местн земледель и дикарями, стали продвиг на вост и юг индий субконтин. В теч перв веков засел ариями Индостана, их свящ традиц перед из уст в уста. Священ тексты индоариев наз Ведами - священ знание. Веды сост из двух видов текста: 1) четыре древней богослуж сборника (самхиты), написан метрич стихами, которые наз мантры. Затем, в теч несколь столет, к ним присоед прозаичес пояснен и комментар. Самхиты (мантры) и связ с ними толков и назыв Ведами, или шрути, что перевод как «услышанное». С одной стор, это услыш мудрецами вечно звучащ, никем не создан, священ слово Вед — брахман. С друг стор — это слово, услышан от учителя и передан ученику. К 10 веку до нашей эры перв три самхиты были зафиксир в их канон виде. Они указ на практик зауч жречес кланами наизус кажд своей части огромн объема этих текстов и обуч им не по книгам, а посред декламац. Древней самхита — это Ригведа, веда песнопен (риг), посвящ богам, сост котор припис риши — вдохнов сказител и провидцами. Ригведа раздел на 10 книг-мандал («циклов») и содерж 1028 гимнов. Перв 9 мандал Ригведы относ к концу II тыс до н.э. 10 мандала была созд ок. X в. до н.э. 2 самхита — Самаведа, в котор мантры (в больш взятые из Ригведы) располож в порядке богослуж послед, часто с прилож нот. 3, более позд, самхита — Яджурведа. Это сборник жертвен формул и молитв (из Ригведы) и, в некотор редакц, описан порядка жертвопр богам. Атхарваведа, 4 самхита, содерж гимны и заговоры белой и черной магии практич на все случаи жизни. (ок. X в. до н.э.) отразила процесс смешения богослуж с народн суевер и колдовств и деградац мифо-ритуаль культу индоариев до обрядов магизма. Храмов и изображ богов у Ариев не было. Основу культа сост жертвопри богам. В домах жертвы принос глава семьи. Общес жертвопр соверш группа жрецов на алтарях под откр небом. Один жрец декламир гимны Ригведы, друг воспевал Самаведу, третий произн жертв формулы Яджурведы, четвер читал заклинан Атхарваведы, и воспроизв в уме и само богослуж и мифологич сюжеты. Этот послед жрец руковод, жертвопр и наз брахман, посколь он знал мантры всех 4 самхит. Желая получить что-либо от богов, арий как бы выменив это на жертву. Боги нужд в жертвах и восхвал, укрепляющ их силу. Вся жизнь ариев проход в семейн. и обществ. ритуалах (умилостивит., искупит., во исполн. обета и др.). В эпоху созд Ригведы человек (жрец или воин княжес друж) символич замен жертвен животн. Принято счит, что боги индоариев олицетв стихии, светила, явл природы и некот абстрак понят (речь, гостеприимство, гнев и др.). Изнач высш божест ариев был Дьяус (Небо). Оно присуще практич всем архаич религ и отраж заверше процесса деград прамонотеиз. Дьяус Питар уже в Ригведе не играет никак существ роли, упомин редко и всегда в паре со своей супруг, также малознач богиней Земли. В роли верхов небесн бога Дьуса сменил Варуна, сын богини Адити. Однако и Варуна не устоял на верш пантеона: в поздней ведич мифол он стал второстеп богом вод. Варуна наз вездесущ и непогреш правит мира. Он хран риты -космич поряд, вкл в себя и законы мирозд, и богослуж ритуалы, и законы общест, и прав морали. Варуне приносят жертвы ради прощ грехов. Варуна часто упомин в паре со своим братом Митрой (богом солнеч света). В Ригведе Митра — бог договора: им клянутся. Если Варуна был верхов богом ариев еще на их прарод, то в эпоху завоев север Индии на перв план арий пантеона выходит бог Индра, котор посвящ больше всего гимнов Ригведы. Индра — громовержец, бог бури и натиска, бог воинов. Он побежд демонов и помог ариям в их битвах. Индру также сопровожд бог ветра Ваю. Демоны, с котор бьется Индра, — это змеевид асуры. Изнач асурами назыв боги старш поколен (боги первозд неорганиз мира). С победой дэвы Индры над асурой Вритрой связ основн сюжет Ригведы. Змей Вритра, олицетвор хаоса, гроз поглот весь мир, а Индра его побежд и создает упоряд мирозд — космос. Еще один бог бушующ воздуш стихии и вообще разруш сил природы — Рудра («Ревущий»). В отлич от Варуны, Рудра никого не карает за грехи, но насылает болезни, порчу, причин страдан. Рудра обитает в горах и лесных дебрях. Помимо Митры, солнце олицетв бог Сурья, Вишну. В Ригведе ему по большей части отвед второстеп роль соратн Индры. Но в отдель гимнах о нем говорит как о боге, поддержив все мироздание, в первую очередь небо. Постеп знач Вишну, как и Рудры, возраст, пока он не стал высш богом вишнуизм. Бог Сома, вызыв экстатич видения и дар бессмерт. Очень почит ведич богом был Агни, бог Огня — как жертв пламени, так и домаш очага. Агни счи­тался покров семьи и дома. Арии верили, что после смерти души благоч людей попад на небо, в блажен мир богов и предков.

12. Дальнейшее развитие индуизма. Корпус священных текстов индуизма. Индуизм и жизнь современной Индии.
Индуизм в период своего развит с IV в. до н. э. по VII в. н. э именует классич, или эпическ, что связ с создан в теч этого времени эпоса и других классич литерат памятн на санскрите. Индуизм нач формир сразу после появл буддизма и джайнизма. Чтобы выжить, брахманизму снач пришл стать, во-перв, религ не только брахманов, и во-втор, не только Ариев. В поздних Упанишад оконч устанавл точка зрения на ведий и неведий богов как на проявления высш реальн — Брахмана. Индуизм возник в резуль многовек процесса синтеза брахманиз и неарийс культов. На первое место формирующ индуист пантеона выдв Вишну и Шива, отождествл с Брахманом. Во время импер Гуптов (IV – VI вв. н. э.) индуизм стал господ религ в стране. Вынужд демократ брахманиз привела к возн вторич священ писан, по большей части доступн низкорожд и женщ. Начин с серед перв тысяч до н. э. на санскрите созд тексты смрити ( «память») — свящ предан индуизма. В состав смрити вошли: 1)веданга («шесть членов»), вкл трактаты по фонетике, граммат, метрике, этимологии, астрономии и богослуж; 2)дхармасутры и дхармашастры (сборн законод и этико-религ предпис); 3)эпическ поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»; 4)пураны («древние») — мифолог сборн.

Соглас текстам смрити (дхармашастрам и пуранам), время циклич. В бесконеч чередов космич циклов возник и гибнут миры. Малый цикл наз махаюга и сост из 4 юг: сатья-юги — золотого века, трета-юги, двапара-юги и кали-юги (железн века господ зла и невежес), котор соотнос как 4:3:2:1. От сатья — до кали-юги жизнь постепенно сокращ, дхарма приходит в упадок, появл беззакон и болезни. Заверш кали-югу пралая — гибель мира от потопа и огня. Махаюга длится 12 000 божест лет (кажд год такой равен 360 человеч годам), а 1000 махаюг сост кальпу, «сутки Брахмы», равные 4 320 000 000 земн лет. «Днем» Брахма-Праджапати творит 3 мира — богов, людей и демонов, а «ночью», когда Брахма спит, они обращ в хаос.

Брахма живет 100 своих божес лет (более 155 трлн. земных лет), рожд из лотоса, котор выраст из пупа Вишну Нараяны. Послед олицетв запредель, бездеят Единое Сущее — Парабрахмана («высшего Брахмана»). Вишну покоит на тысячегл змее Ананта («бесконеч»), плавающ в первич миров водах. И жизнь Брахмы длится не дольше миган глаза Вишну! Конец жизни Брахмы означ велик уничт мира. Шиваитск вариант космогонич мифа отлич от вишнуит только тем, что с Брахманом отожд безлич аспект Шивы. Возможно, что во втор полов I тыс. до н. э. был кратк период, когда прарод богов, демонов и людей, создат, хранит и разруш мира выступал Брахма — покровит брахман. Так или иначе, эта роль постепен перешла к Вишну и Шиве. Пытаясь систематиз мифолог, к V в. н. э. брахманы созд концепц тримурти — триады верхов богов, в которой Брахма исполн функции создат, Вишну — хранит, а Шива — разруш мира. При этом все три бога суть Одно, посколь явл высш проявлен Единого Божес — Брахмана. У каждого бога тримурти есть своя райская обитель. 18 «больш» (канонич) пуран были созд в основ в 1 тыс. н. э. «Малые» пураны составл примерно с 500 г. в теч еще несколь веков, причем не только на свящ санскрите, но и на регионал языках Индии. В пуранах говор, что даже просто слушая их, человек избавл от воздаян за грехи и достиг спасен. Пураны содерж мифы, связан с множ богов и богинь, составив пантеон индуизма, в котор неведий божества были вкл как аватары и вьюхи («явления») Вишну, а также как дети Шивы или как его различ проявл. Каждому богу были присвоены свои ездовые животн (вахана) и символич предметы, присутств в их изображ. Обособл культов Вишну и Шивы отраз в мифолог как их сопернич за место высшего бога.
Классич для индуизма концепц варнашрамы, соглас котор общество делит на 4 религ-соц ранга (варны), оконч оформ в дхармасутрах и дхармашастрах. Из этих текстов особенно важны «Законы Ману». Ману — прародит нынешн человеч, котор, соглас пуранам, Вишну спас от мирового потопа, приняв облик рыбы. Перейти в более высок варну мужчина мог только в силу искл заслуг. Если женщ выход замуж за челов, по рожд на одну варну выше ее, то их дети полу-чали варну отца. Все прочие браки между представ разных варн считал незакон, и дети, становил изгоями, «неприкасаемыми». Изначаль к неприкас относил аборигены диких племен. Также неприкас становил те, кто грубо наруш законы ритуал чистоты (ел вместе с неприкасаем), и люди ритуально нечист занятий (уборка, стирка, выделка кожи, кремация трупов и др.). Со временем внутри варн происход делен на замкнут этнич, профессион и религиоз группы — джати («рождение»). Кастовая система — важнейш и характ черта индуиз. До сих пор ортодокс индуисты счит, что принять индуизм невозм: индуист можно только родиться в какой-либо касте в соотв со своей кармой. Каста, наряду с местом прожив и стадией жизни, определ индивид дхарму (особен религиоз жизни индуиста, его обязанности). Всю жизнь индуиста сопровожд священнодей — санскары. 16 основн санскар, предназнач для тех, кто принадл к 3 высшим варнам. После рожд младенца омыва в кислом коровьем молоке. На 12 день соверш санскара нареч имени. Следующ важней санскара сопровожд начало обучен Ведам. Те, кто прошел обряд посвящ в ученики гуру-брахмана (упанаяну), всю жизнь носят свящ шнур, надетый через левое плечо. Это новое символич рожд означ вступл в первую ашраму ученич. . Слово ашрама («прибежище») имеет два знач: одного из 4 этапов жизнен пути двиджа и места, в котор вокруг гуру живут подвижн. Брахмачарин пересел в дом гуру и дает обеты послушан и целомудрия. Обучен заканч в разн возрасте, чаще всего — вскоре после того, как юноше исполнял 21 год. На уроках брахман декламиро мантры самхит по памяти, а ученики слушали и учили наизусть. За обучен следует санскара брака, котор заключ по выбору родителей внутри касты. После свадьбы жена берет фамил мужа и переход в дом к его родител. Ее гл обязан — рожать как можно больше детей. В случае смерти мужа, благоч жена долж была соверши сати — сжечь себя на его погребаль костре. Мужчина после женитьбы вступ во втор, и важней, ашраму: он станов грихастха — домохозяин. Гл обязан — соблюд дхармы (религиоз закона), прежде всего — поддерж священ огня семей очага, принесен утром, в полдень и вечер бескров жертв богам и поминов предков до седьмого колена. Супругам, особен жене, предпис хранен верности. Со временем, в индуизме установ моногамный брак. После того, как домохозяин устроит брак своего старш внука, приход время ему отойти от дел. Он соверш обряд торжеств передачи огня домашн очага старш сыну и вступ в третий период своей жизни — ашраму ванапрастхи (лесного отшельника), что подразум уход в лес для изуч Араньяк («лесных трудов») и практ «внутрен жертвопринош». Прекращ его служен артхе(карьере) и каме(камасутра), остается только дхарма, в котор наставл молодых. В возрасте после 70 лет наступ время закл этапа жизни — ашрамы саньясина. Если дхарма-сутры говорили, что саньясином (аскетом) может стать только брахман, то уже в «Махабхарате» эта ашрама счит доступной для всех дваждырожден. Принятие саньясы означ отреч от своей варны, от любого имущества, даже от своего имени. Его ведийские тексты — Упанишады, его занятие — йога, его цель — мокша, лучший для него образ жизни — непрерывное паломнич по святым местам. Последняя, посмертная санскара — кремация.

13. Буддизм: возникновение, основные отличия от индуизма. (+см. лекции про религию Индии)

Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахман слоев древнеинд насел на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими доктринами и практич рекомендац со­зд в серед I тыс до н. э. достат прочн, хорошо разраб основу для появл широк круга людей, искав­ших спасения, освобожд (мокши) в удален от общества, в уст­ран всего материаль и концентр вниман и сил на внутрен, духовн «Я». Факт сосредоточ всей внутрен, сокровен мудрости в руках брахман прида­в ей эзотерич характер, т. е. как бы ставил всех небрахман в полож второстепен, неполноправн последоват той или иной доктрины. Следств этого и было стремл вырабо­т нов, альтернат доктрину, котор могла быть проти­вопост эзотерич мудр брахманов. Наиболее разработан и влиятель систем такого рода и стал буддизм. Многое буддизм восприн из тради­ц индий религиоз представл, придав им новое знач. Так, многочисл пантеон богов и духов формал не отриц буддизмом, но, по сути, роль божеств станов второстепен, потому что покло­н богам само по себе не приближ челов к спасен.Появл его легенда связ с именем Гаутамы Шакьямуни, известн миру под именем Будды, Просветленного.

Сын князя из племени шакья (сакья), Сиддхарта Гаутама родил­, в VI в. до н. э. Га­утама вырос, затем женил, у него родил сын. Ничто не омрач его счастья. Но как-то раз, выехав за пределы дворца, молод принц увидел покрыт язвами изможд больного, затем со­гбен годами убогого старика, после чего похор процессию и, наконец, погруж в глубок и нелегк раздумья аскета. Эти четыре встречи, повеств легенда, корен образом из­мен мировоззр беспеч принца. Он узнал, что в мире су­щ несчастья, болез, смерть, что миром правит страдание. С горечью ушел Гаутама из отчего дома. Обрив голову, облачив­ш в груб одежды, он нач странств, предавая себя аскетиз, и стрем познать истину. Прошло семь лет. Однажды, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обыч­но, предав медитац, Гаутама прозрел. Он познал тайны и внутр причины кругооборота жизни, познал 4 свящ истины.

Познав эти четыре свящ истины, Гаутама, ставш Буддой, Просветл, не­скол дней после этого просидел под свящ деревом, не бу­дучи в силах сдвинуть с места. Этим воспольз злой дух Мара, котор-начал искушать Будду, призыв его не возвещ истины людям, а прямо погруз в нирвану. Но Будда стойко вынес все искуш и продолж свой вел подвиг. Придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятер аскетов, ставш его ученик, и прочел им свою первую проповедь. В этой бенаресской пропов Будды были вкратце излож основы его Учения. Данные источн свидет о том, что, хотя в числе уче­ник Будды были и брахманы, его учен было поддерж в ос­новн кшатриями и вайшьями, прежде всего город населен, правит, воинами, котор видели в буддий пропов возмож избав от засилья процветающей варны брахманов, хранит практич всей древнеинд мысли. Буддийские идеи ра­венст людей, добродет правл монарха, тер­пимость, культ этики — все это способ успеху нов уче­н и поддерж его правит, особенно древнеинд правит Ашокой (III в. до н. э.)- При его помо­щи буддизм не только шир распрост по всей стране, но стал практич офиц госуд идеол и вы­шел за пределы Индии.

Что же касает практики, ставив своей це­лью достиж нирваны, то эта сфера функц буддиз­ма была строго огранич ушедш от мира, т. е. монахами. Первыми послед Будды были аскеты, котор неболь­ш группами (не менее шести человек) собир в каком-либо уедин месте на период дождей и, пережид этот период, обра­з нечто вроде микрообщины. Вступавш в общину обычно отказ от всякой собств. Они обривали голову, облач в лохмотья, преимущ желт цвета, и имели при себе лишь самое необход. Больш часть времени они провод в странств, собир милост. Впоследствии на местах их захорон легендар дея­т ран буддиз возник монастыр, склад устав.


Учение буддизма: четыре благородные истины.

Сам Будда сформулир свою религиоз программу в виде 4 основ полож 1). Жизнь есть страдание.2). Сущ причина страданий.3). Страд может быть прекращ.4). Сущ путь, ведущ к прекращ страдан. Страдан и неудовлетв (дук-ка) правят миром; причин их явл танха, т. е. сама жизнь с ее страстями и желан, привязан челов к этой жизни; уйти от зависим (ниродха) и вызыв ими страдан можно лишь погрузив в нирвану, т. е обретя принцип нов со­ст бытия и сознания, незнак с ненавистью, жадностью и невежест, откр любви, благород и мудрости; сущ путь, метод (магга), посред котор познав истину мо­жет избав от страд и достичь нирваны. В мире сансары, постоян перерожд и изменч, нет объект реальн: ни вещей, ни «Я» челов, потому что телесн ощущ, восприят и сознан внешнего мира — все это явл иллюзией. То, что мы считаем «Я», — лишь последоват пустых феномен, котор кажутся нам проявл реальн, организов, целевой жизни. В мире нет ничего, к чему бы стоило стремить, поэтому любое желан - ложно. Устран причины страданий буддизм видит в ликвидац челов желан и соответ в прекращ циклич перерожден и впаден в сост нирваны. Для челов нирвана — это освобож от кармы, когда вся печаль пре­кращ, а личность распадает, чтобы освобод место сознан своей неразрыв причастности к миру. Само слово «нирвана» в переводе с санскрита означ «затухание» и «остывание». Оно символиз уничтож неполное, сопровож не физич смертью, а лишь отсут страстей и жела­ний. Согласно канонич буддизму нирвана не явл сост блаженства, т.к такое ощущ было бы лишь продолж желан жить. Будда имеет в виду затух ложн желан, а не всего существ. Поэтому он различ два вида нирваны: 1)упадхишеша (угасан человеч страсти); 2) анупадхишеша (угасание вместе со страстью и жизни). Пер­вый вид нирваны соверш втор, поскольку сопровож­дается лишь уничтож желан, а не лиш челов жизни. Связь буддизма с предш религиоз си­стем присутст и в основ полож вероуч, касающ кармы и нирваны. Так, понятие накопл ду­ховн заслуг, определяющ воплощ души в следующ жизни, сохран и в буддизме, но кардиналь меняют приоритеты челов деятель. Если в индуизме высш доброд виделась в том, чтобы своими поступ­ками обеспеч себе наилучш перерожд, то буддизм настаив на том, что единств целью, котор достойна челов, явл прерывание цепи перерожд и выход за ее пределы. Пониман того, что душа челов (Атман) равнознач Мировой Душе (Брахману), приводит человека к познан иллюзорности всей цепи перерожд, поскольку душа вечна и неизменна, а постоян перерожд явл барьером, мешающ челов осознать эту простую истину.


Учение буддизма: восьмеричный благородный путь.

Реш вопр о том, какой же путь предпочт, Будда приш к выводу, что истин путь не может быть пройд тем, кто потер силу. Есть две крайн, котор тот, кто реш на освоб от уз сансары, не долж следов: с одн стор, гедонизм и, с друг, сверхаскетизм. Есть средн путь, открыв глаза на Разум, ведущ к нирване. Этот путь в буддизме имен благород восъмерччным путем, вкл в себя восемь ступен совершен. I. Этап мудрости. 1). Правильные воззрен. Неправиль дейст результ ложн взглядов, след, оптималь способ предотвращ неправел поведен явл правиль знание и контроль за его наблюд. 2). Правильное стремлен.. Следует твердо определ свой путь, огранич страсти, жизть в любви со всеми вещам и сущ. II. Этап нравственности. 3). Правильная речь. Необход воздерж от лжи, злослов, груб выраж, легкомысл разгов. 4). Правильные действия. Миряне-буддисты приним миним колич обетов, способств накопл благой кармы. Закл не в жертвоприн или поклон богам, а в отказе от насилия, воровства, от употребл опьяняющ напитк, делающ поведен трудно контрол, правиль сексуаль жизнь, актив самопожертв. Обеты монахов (их намного больще) ориентир их жизнь уже не на улучш кармы, а на ее полное исчерпан и достиж нирваны.

5). Правильная жизнь. Это то же правиль поведен, но взятое как бы в социаль измерен. Буддист должен воздерж от занят, несовмес с правиль поведен. Он должен воздерж от обмана, лжи, мошеннич и интриг, торговли живым сущ, людьми и животн, торговли оружием, распростр алкоголя, от занятий проституц и любыми профес, связ с обманом. Т.е если до сих пор речь шла о внешн повед спасаю­щ челов, то здесь вниман обращ на субъектив очищен. III. Этап сосредоточения. 6). Правильн усилие. Дан этап и все его ступени предназн в основ для монахов и закл в постоян занят буддий йогой. Он сост в осущ власти над страстями, с по­мощью сосредот ума. 7). Правильное мышлен. Целостн контроль над всеми психоменталь и психофизич процес при развит непрерыв осознаннос. Гл методы здесь – шаматха (успокоен сознан, прекращ волнен психики, избавл от аффектов и психоменталь нестабиль) и випашьяна (аналитич созерц, предполаг культивиров благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих сост сознан).

8). Правиль спокойст — послед стадия благор восьмерич пути, резуль котор станов отказ от эмоций и достиж созерц сост. Правиль сосредоточ, или правиль транс. Достиж собств самадхи, предель формы созерц, при котор исчез различ между созерц субъек, созерц объектом и процессом созерц. Правиль практика самадхи в конеч итоге привод монаха к освобож, и он станов архатом («достойным»).


Буддийская психология: анатмавада, абхидхарма. Буддийская космология.

Буддизм отриц сущ вечного «я». Он ничего не говор об Атмане, описан в Упанишад, то есть об абсол субъекте, надличност Я, един для всех сущ и в конеч итоге тожд Абсолюту (Брахману). Этот Атман не призн и не отриц буддизмом. О нем (по крайней мере, в ранних текстах) вообще ничего не говор. Отриц именно индивид «я», личн как сущность, простая и вечная, тождест самой себе субстан. Таковой буддизм не наход в нашем опыте и рассматр ее как иллюзор продукт менталь конструир. Т обр, факт буддиз отриц то, что в брахман и джайнск традиц получ назв джива (душа). Буддисты утвержд, что личность есть только имя для обознач соед в определ порядке групп (скандх) психофизич состояний – дхарм. Этот порядок отраж восприят объекта и его освоен сознан: внач только сами чувств данные, затем сопровожд их чувство приятн или неприятн, затем формир конкрет образа восприн объекта и оформл затем установки на влеч или отвращен к нему. Т. Обр теор буддизма о личности это строгая формулир принципа анатмавады («без-я», «без-души»), точнее (по крайн мере, с точки зрен махаянск буддизма), одного из его двух аспектов – «бессущн личности». Второй его аспект – «бессущностность дхарм». Собственно философск разработка анатмавады восходит, вероятно, уже к 3 в. до н.э., после буддийского собора. Итак, окружающ нас феномен мир и все мы как его часть — не более чем своего рода иллюзия, хотя эта иллюзия суще­ объективно. Дело в том, что челов восприн мир как бы сквозь призму своих ощущ, но эти ощущен не результ субъект представл индивида, а вполне объектив факт, следст волнен дхарм, частиц мироздан. Слово «дхарма» в древнеинд мысли многознач. Им именуют и доктрину в целом, и закон, т. е. извечн порядок вещей, и, наконец, первочастицы мирозда­н. Частицы эти несколько напомин элементы духов нача­ла пуруши в системе санкхья, но отлич большей внутр емкостью и разнообраз. Среди них есть 1) дхармы чистого созна­ния, 2) дхармы чувствен (рупа), т. е. связан со зрительн, слу­хов и прочими восприят и ощущ человека, 3) дхармы психики, рождающ эмоции, и некотор другие. Всего таких дхарм в обычн челов, согласно различ школам-сектам буддизма, 75-100, а то и больше. Абхидхарма - это «незапятнанная» мудрость, позволяющая анализировать дхармы или «теория дхарм». Всё живущ в мире сост из дхарм, точнее — из живых движу­щ дхарм. Жизнь, в строг смысле этого слова, — проявл безначаль и практич вечного волнен дхарм, котор и сост объектив ее содерж. Понять это и попытаться ус­покоить свои волнующ дхармы — это и означ взять жизнь в свои руки и тем, в конеч счете, добиться цели, т. е. достичь сост будды, погруз в нирвану. Реализов это сможет кто преодолеет ави-дью - незнание, затемн ра­зум. Авидья влечет за собой поступки, вызван невежест, по­ступки порожд привычн стереотипы поведен, ориентиров на бытующ в обществе установки.

Почти все школы классич индий буддизма не сомнев в сущ мира вне сознан восприним субъекта. Но этот объект мир в себе принцип не интерес буддист.Мир буддий космолог – это психокосм, то есть мир, уже отраже в сознан челов. Традиц буддий предст о мире – психокосме – таковы: вселен по своей природе троична, она сост из трех уровн, или трех миров – мира желаний, мира форм и мира не-форм. Мир желан– место, где живут почти все жив сущ, за искл некот высш божеств и йогинов. В мире желан пребыв обитате адов, голодн духи, животн, люди и больш часть богов. В центре плоск земли наход устремл в невообраз высь гора Сумеру, вокруг котор располаг дворцы 33 богов мира Брахмы. Деле простир гладь миров океана, в котор наход 4 континен, один из которых – «наш» континент. Под землей наход обиталища претов и система 10 адов. Миров-троекосм, подобн нашему, неизмер много, они сущ по тем же законам как бы паралл нашему миру. Космич время циклич и безначаль. Мир никем не создан. Причина существ миров – энергия совокуп кармы жив существ предыдущ миров цикла. Все миры в целом не вечны — они сущест лишь на протяж махакальпы, которая делится на четыре кальпы (каждая длит миллионы лет).

Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахман слоев древнеинд насел на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими доктринами и практич рекомендац со­зд в серед I тыс до н. э. достат прочн, хорошо разраб основу для появл широк круга людей, искав­ших спасения, освобожд (мокши) в удален от общества, в уст­ран всего материаль и концентр вниман и сил на внутрен, духовн «Я». Факт сосредоточ всей внутрен, сокровен мудрости в руках брахман прида­в ей эзотерич характер, т. е. как бы ставил всех небрахман в полож второстепен, неполноправн последоват той или иной доктрины. Следств этого и было стремл вырабо­т нов, альтернат доктрину, котор могла быть проти­вопост эзотерич мудр брахманов. Наиболее разработан и влиятель систем такого рода и стал буддизм. Многое буддизм восприн из тради­ц индий религиоз представл, придав им новое знач. Так, многочисл пантеон богов и духов формал не отриц буддизмом, но, по сути, роль божеств станов второстепен, потому что покло­н богам само по себе не приближ челов к спасен.Появл его легенда связ с именем Гаутамы Шакьямуни, известн миру под именем Будды, Просветленного.

Сын князя из племени шакья (сакья), Сиддхарта Гаутама родил­, в VI в. до н. э. Га­утама вырос, затем женил, у него родил сын. Ничто не омрач его счастья. Но как-то раз, выехав за пределы дворца, молод принц увидел покрыт язвами изможд больного, затем со­гбен годами убогого старика, после чего похор процессию и, наконец, погруж в глубок и нелегк раздумья аскета. Эти четыре встречи, повеств легенда, корен образом из­мен мировоззр беспеч принца. Он узнал, что в мире су­щ несчастья, болез, смерть, что миром правит страдание. С горечью ушел Гаутама из отчего дома. Обрив голову, облачив­ш в груб одежды, он нач странств, предавая себя аскетиз, и стрем познать истину. Прошло семь лет. Однажды, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обыч­но, предав медитац, Гаутама прозрел. Он познал тайны и внутр причины кругооборота жизни, познал 4 свящ истины.

Познав эти четыре свящ истины, Гаутама, ставш Буддой, Просветл, не­скол дней после этого просидел под свящ деревом, не бу­дучи в силах сдвинуть с места. Этим воспольз злой дух Мара, котор-начал искушать Будду, призыв его не возвещ истины людям, а прямо погруз в нирвану. Но Будда стойко вынес все искуш и продолж свой вел подвиг. Придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятер аскетов, ставш его ученик, и прочел им свою первую проповедь. В этой бенаресской пропов Будды были вкратце излож основы его Учения. Данные источн свидет о том, что, хотя в числе уче­ник Будды были и брахманы, его учен было поддерж в ос­новн кшатриями и вайшьями, прежде всего город населен, правит, воинами, котор видели в буддий пропов возмож избав от засилья процветающей варны брахманов, хранит практич всей древнеинд мысли. Буддийские идеи ра­венст людей, добродет правл монарха, тер­пимость, культ этики — все это способ успеху нов уче­н и поддерж его правит, особенно древнеинд правит Ашокой (III в. до н. э.)- При его помо­щи буддизм не только шир распрост по всей стране, но стал практич офиц госуд идеол и вы­шел за пределы Индии.

Что же касает практики, ставив своей це­лью достиж нирваны, то эта сфера функц буддиз­ма была строго огранич ушедш от мира, т. е. монахами. Первыми послед Будды были аскеты, котор неболь­ш группами (не менее шести человек) собир в каком-либо уедин месте на период дождей и, пережид этот период, обра­з нечто вроде микрообщины. Вступавш в общину обычно отказ от всякой собств. Они обривали голову, облач в лохмотья, преимущ желт цвета, и имели при себе лишь самое необход. Больш часть времени они провод в странств, собир милост. Впоследствии на местах их захорон легендар дея­т ран буддиз возник монастыр, склад устав.


Учение буддизма: четыре благородные истины.

Сам Будда сформулир свою религиоз программу в виде 4 основ полож 1). Жизнь есть страдание.2). Сущ причина страданий.3). Страд может быть прекращ.4). Сущ путь, ведущ к прекращ страдан. Страдан и неудовлетв (дук-ка) правят миром; причин их явл танха, т. е. сама жизнь с ее страстями и желан, привязан челов к этой жизни; уйти от зависим (ниродха) и вызыв ими страдан можно лишь погрузив в нирвану, т. е обретя принцип нов со­ст бытия и сознания, незнак с ненавистью, жадностью и невежест, откр любви, благород и мудрости; сущ путь, метод (магга), посред котор познав истину мо­жет избав от страд и достичь нирваны. В мире сансары, постоян перерожд и изменч, нет объект реальн: ни вещей, ни «Я» челов, потому что телесн ощущ, восприят и сознан внешнего мира — все это явл иллюзией. То, что мы считаем «Я», — лишь последоват пустых феномен, котор кажутся нам проявл реальн, организов, целевой жизни. В мире нет ничего, к чему бы стоило стремить, поэтому любое желан - ложно. Устран причины страданий буддизм видит в ликвидац челов желан и соответ в прекращ циклич перерожден и впаден в сост нирваны. Для челов нирвана — это освобож от кармы, когда вся печаль пре­кращ, а личность распадает, чтобы освобод место сознан своей неразрыв причастности к миру. Само слово «нирвана» в переводе с санскрита означ «затухание» и «остывание». Оно символиз уничтож неполное, сопровож не физич смертью, а лишь отсут страстей и жела­ний. Согласно канонич буддизму нирвана не явл сост блаженства, т.к такое ощущ было бы лишь продолж желан жить. Будда имеет в виду затух ложн желан, а не всего существ. Поэтому он различ два вида нирваны: 1)упадхишеша (угасан человеч страсти); 2) анупадхишеша (угасание вместе со страстью и жизни). Пер­вый вид нирваны соверш втор, поскольку сопровож­дается лишь уничтож желан, а не лиш челов жизни. Связь буддизма с предш религиоз си­стем присутст и в основ полож вероуч, касающ кармы и нирваны. Так, понятие накопл ду­ховн заслуг, определяющ воплощ души в следующ жизни, сохран и в буддизме, но кардиналь меняют приоритеты челов деятель. Если в индуизме высш доброд виделась в том, чтобы своими поступ­ками обеспеч себе наилучш перерожд, то буддизм настаив на том, что единств целью, котор достойна челов, явл прерывание цепи перерожд и выход за ее пределы. Пониман того, что душа челов (Атман) равнознач Мировой Душе (Брахману), приводит человека к познан иллюзорности всей цепи перерожд, поскольку душа вечна и неизменна, а постоян перерожд явл барьером, мешающ челов осознать эту простую истину.


Учение буддизма: восьмеричный благородный путь.

Реш вопр о том, какой же путь предпочт, Будда приш к выводу, что истин путь не может быть пройд тем, кто потер силу. Есть две крайн, котор тот, кто реш на освоб от уз сансары, не долж следов: с одн стор, гедонизм и, с друг, сверхаскетизм. Есть средн путь, открыв глаза на Разум, ведущ к нирване. Этот путь в буддизме имен благород восъмерччным путем, вкл в себя восемь ступен совершен. I. Этап мудрости. 1). Правильные воззрен. Неправиль дейст результ ложн взглядов, след, оптималь способ предотвращ неправел поведен явл правиль знание и контроль за его наблюд. 2). Правильное стремлен.. Следует твердо определ свой путь, огранич страсти, жизть в любви со всеми вещам и сущ. II. Этап нравственности. 3). Правильная речь. Необход воздерж от лжи, злослов, груб выраж, легкомысл разгов. 4). Правильные действия. Миряне-буддисты приним миним колич обетов, способств накопл благой кармы. Закл не в жертвоприн или поклон богам, а в отказе от насилия, воровства, от употребл опьяняющ напитк, делающ поведен трудно контрол, правиль сексуаль жизнь, актив самопожертв. Обеты монахов (их намного больще) ориентир их жизнь уже не на улучш кармы, а на ее полное исчерпан и достиж нирваны.

5). Правильная жизнь. Это то же правиль поведен, но взятое как бы в социаль измерен. Буддист должен воздерж от занят, несовмес с правиль поведен. Он должен воздерж от обмана, лжи, мошеннич и интриг, торговли живым сущ, людьми и животн, торговли оружием, распростр алкоголя, от занятий проституц и любыми профес, связ с обманом. Т.е если до сих пор речь шла о внешн повед спасаю­щ челов, то здесь вниман обращ на субъектив очищен. III. Этап сосредоточения. 6). Правильн усилие. Дан этап и все его ступени предназн в основ для монахов и закл в постоян занят буддий йогой. Он сост в осущ власти над страстями, с по­мощью сосредот ума. 7). Правильное мышлен. Целостн контроль над всеми психоменталь и психофизич процес при развит непрерыв осознаннос. Гл методы здесь – шаматха (успокоен сознан, прекращ волнен психики, избавл от аффектов и психоменталь нестабиль) и випашьяна (аналитич созерц, предполаг культивиров благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих сост сознан).

8). Правиль спокойст — послед стадия благор восьмерич пути, резуль котор станов отказ от эмоций и достиж созерц сост. Правиль сосредоточ, или правиль транс. Достиж собств самадхи, предель формы созерц, при котор исчез различ между созерц субъек, созерц объектом и процессом созерц. Правиль практика самадхи в конеч итоге привод монаха к освобож, и он станов архатом («достойным»).

Буддийская психология: анатмавада, абхидхарма. Буддийская космология.

Почти все школы классич индий буддизма не сомнев в сущ мира вне сознан восприним субъекта. Но этот объект мир в себе принцип не интерес буддист.Мир… 14. Синтоизм: происхождение, мифы, пантеон, ритуалы, демонология. Синто в… Синтоизм, синто (яп. 神道 синто:?, «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических…

Хараи — символическое очищение.

Кроме того, существует процедура массового очищения, а также очищения места или предмета. Во время такого обряда священник вращает специальной…

Синсэн — подношение.

Дары прихожан собираются священниками и используются, смотря по их содержимому. Растения и предметы могут применяться для украшения храма, деньги…

Норито — ритуальные молитвы.

Обычно молитва начинается с восхваления божества, которому она возносится, содержит перечисление всех или наиболее важных присутствующих лиц,…

Наораи — ритуальный пир.

[править]Домашнее моление Синто не требует от верующего непременного частого посещения храмов, вполне… [править]Моление в храме

Тора

Основная статья: Тора

То́рa (ивр. תּוֹרָה — тора́, букв. «учение, закон»; в ашкеназском произношении — То́йро).

§ Как правило, Торой называют Пятикнижие Моисе́ево (греч. πεντάτευχος) или Кни́ги Моисе́евы.

§ В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога (Исх.15:25), отдельные заповеди (Быт.26:5) или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон (Тора) всесожжения» (Лев.6:2), «закон (Тора) о жертве повинности» (Лев.7:1) и т. п.

§ Слово «Тора» также встречается в смысле поучения или родительского наставления.

§ Иногда Торой называют весь ТаНаХ.

§ Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-‘ал пе): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай.

§ В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона.

§ Термин Тора означает также учение — философскую, научную и т. п. систему (например, торат Кант — `теория, учение, философия Канта`; торат а-яхасут — `Теория Относительности`).

Комментарии к Торе

Из поколения в поколение Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее — в Гемаре,… В современных изданиях Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов… Другая часть комментариев вошла в Мидраш. Существуют мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба)…

Иудаизм в общественной и частной жизни иудеев.

Заповеди Моисея

Приведенные положения ничего общего с нормами нравственности не имеют. Они являются требованиями религиозного характера и вызваны были борьбой… Далее в декалоге говорится: "Помни день субботний, чтобы святить… Пятая библейская заповедь гласит: "Почитай отца твоего и мать твою" (Исх., 20: 12). Требование уважать…

Семейно-брачный кодекс иудаизма

Законы в области семейных отношений, брака и развода, созданные талмудистами и зафиксированные в | Талмуде, были типичны для рабо- ! владельческого… В этой "священной" книге подчеркиваются особые права мужчин Мужу… Раввины и поныне ревностно соблюдают талмудическое бракоразводное право. В государстве Израиль в вопросах семьи, брака…

Фатализм

Фатальная обусловленность действий человека лишает его какого-либо выбора, вся его жизнь зависит от слепых внешних сил. Моральные мотивы человека… Религиозная проповедь о фатальной обусловленности всех поступков человека…

Этический иудаизм

По мнению одного из современных столпов иудаизма в США, М. Винера, настало время, чтобы узконациональ-НУЮ, полную запретов религию превратить в… Раввины в нашей стране в своих устных выступлениях также пытаются… Вполне понятно, что нравоучения иудаизма противоречат коммунистическому воспитанию и мешают формированию таких качеств…

Краткие сведения о Коране

Коран в понимании мусульман - это прямая речь Аллаха, обращённая к людям. А Мухаммед только передатчик, посредник, через которого слово Аллаха было… Содержание охватывает пересказ библейских историй, историй доисламской Аравии… Все суры, за исключением 9-й, начинаются с “басмалы” – формулы, переводимой как “Во имя Аллаха, милостивого,…

Ислам в общественной и частной жизни мусульман.

Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество. [править]Личность Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать…

Ислам в современном обществе.см лекции

Мусульмане в Германии находятся в настоящее время в “обороне”. Очевидно, что Ислам в Германии находится на судьбоносном перекрестке. В последние… Мусульмане Германии чувствуют опасность, что будущие поколения могут быстро…  

– Конец работы –

Используемые теги: Вопрос, происхождении, сущности, Религии, редукци, Агностицизм, Психологизм, конфессионализм, всеобщность, Религии, Религиозный, опыт0.13

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос о происхождении и сущности религии: редукционизм, агностицизм, психологизм, конфессионализм; всеобщность религии. Религиозный опыт

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Вопрос как форма мысли. Виды вопроса
Природа позаботилась о том, чтобы все это происходило как бы само собой, в порядке естественного хода жизни. Интерес к вопросу как новому и непонятному явлению возник тогда, когда человек… Проблема, таким образом, и форма мысли, и форма организации исследования чего бы то ни было; она носит стимулирующий…

Дисциплина Генетика Вопрос 1. Предмет и методы генетики Вопрос 2. Определение пола. Виды половых признаков
Факультет энергомашиностроения... Кафедра Водные биоресурсы и аквакультура... Дисциплина Генетика...

Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и быта
Анализ, понимание и принятие культурного многообразия способствует лучшему взаимопониманию между людьми, населяющими одну страну. С другой стороны,… В многонациональной России в период социальных преобразований и нестабильной… На сегодняшний день межнациональные конфликты в ряде регионов как России, так и других стран СНГ, представляют…

Индийские религии — религии, сформировавшиеся на Индийском субконтиненте
Инди йские рели гии религии сформировавшиеся на Индийском субконтиненте К индийским религиям относят индуизм джайнизм буддизм и... Индуи зм одна из индийских религий которую часто описывают как... Древнейшая в мире религия не имеет основателя отсутствует единая система верований и общая доктрина...

Экзаменационные вопросы: I. Общие теоретические вопросы.
I Общие теоретические вопросы Предмет и задачи анатомии ее место в ряду других... Локтевой разгибатель запястья т extensor carpi ulnaris начинается от... Бранхиогенные железы внутренней секреции щитовидная околощитовидные и...

Вопросы о сущности налогов
Изучая конкретно практические проблемы о налогах и налоговых отношениях, мы нередко сталкиваемся с наиболее его общими, теоретическими вопросами.В… Например, Имеют ли существенное значение дискуссии о сущности экономических… Следовательно, невозможно обеспечить практическую действенность любого экономического показателя.В то же время,…

Материалистическое и идеалистическое понимание сущности религии
Такими учениями являются мировые религии. Определений религии множество.Маркс считал, что религия - специфическая форма общественного сознания,… Религия возникла тысячелетия назад,но до сих пор для мно- гих людей она имеет… Но приближается ли че- ловек к совершенству самого человека Человека, любящего ближ- него, справедливого, правдивого.…

Контрольные вопросы D1. Контрольные вопросы. Часть 1
Контрольные вопросы... D Контрольные вопросы Часть... Блочно иерархический подход при проектировании МК систем и устройств...

Материалистическое и идеалистическое понимание сущности религии
Споры между философами вокруг сущности религии не затихают. Сегодня человек близко подошел к осуществлению своих самых заветных надежд.… Не с тем, чтобы уверовать, но чтобы спастись от невыносимого сомнения. Выходит, что только священники профессионально…

РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО
Е А Тоpчинов... РЕЛИГИИ МИPА ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО ПСИХОТЕХНИКА И ТPАНСПЕPСОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ...

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам