Реферат Курсовая Конспект
Культура как фактор общения - раздел Социология, Российскаяакадемия Музыки Им. Гнесиных Работапо Социологии Студента 3 Курса ...
|
РоссийскаяАкадемия Музыки им. Гнесиных Работапо социологии студента 3 курса заочного отделенияТкаченкоСергея Культура как фактор общения . Январь 1. Влияние культуры на деятельность народа. Когдазаходит разговор о культуре, е роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественнуюлитературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения.Но художественная литература, книги, кинофильмы небольшая, хотя и оченьважная частица культуры.Культура это, прежде всего, характерный дляданного человека, общества образ мыслей, действий и средств общения.В социологическом понимании культура, и в первую очередь е ядро ценности,регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единуюцелостность общество.
Следовательно, культура важнейшая субстанциячеловеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самыхразнообразных формах, включая художественную культуру. 1 Художественнаякультура, являясь продуктом творческой деятельности, безусловно влияет настереотипы общения того или иного народа.
Благодарятому, что культура воплощается в деятельности, объективируется ввещественно-предметных и знаково-символических формах, во-первых, происходитопредел нная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа,общности, семьи, во-вторых, культура, е смыслы и значения, технология и навыкимогут быть переданы другому человеку, другому поколению. Подч ркнутаяпреемственность отнюдь не означает абсолютную устойчивость и неизменностькультуры.
По крайней мере, способность к саморазвитию, изменчивости этоважнейший признак социокультурного процесса. В данном случае подч ркиваетсяпреемственность новаторских традиций.Если в культуре того или иного народаразвиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности и т. д то вэтом случае сама культурная традиция как бы подталкивает людей кпоиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции,способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серь зныетрудности.
Каждый шаг на дистанции развития социальной жизни ему будет даватьсяс большим трудом. Чрезмерный консерватизм культуры, недоверие к новому,неприятие социального риска блокирует инновации.Вместе с тем важно, чтобыв культуре традиции поддержки новаторства сочетались с разумным консерватизмом,с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.Вовзаимосвязи культуры и творческой деятельности сделаем акцент на следующихмоментах 1. Значимость культуры как социальногофеномена объясняется, прежде всего, тем, что это непосредственный, актуальный виновник содержания, стиля практической жизни людей.
Естественно,сама культура не развивается изолированно как сама в себе и для себя сущность. Она вбирает в себя импульсы, проистекающие отприродных условий жизни данной группы людей, социально- экономическихобстоятельств, в которых они осуществляют свою деятельность.Но на путиимпульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, культура отнюдьне неприметный полустанок, который можно легко проскочить.
Это сложная духовнаясистема, в которой переваривается, осмысливается, оценивается внешняяинформация, которая непосредственно определяет, как ему действовать.Здесьи таится разгадка вопроса почему представители разных народов по-разномуреагируют, действуют в аналогичных ситуациях, почему при совпадении коренныхустоев японцы ведут один образ жизни, а французы другой, у англичан однасистема поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев другая.
Инымисловами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходя чистилище культуры, по-своему расшифровываются. Инаоборот, все действия людей, в том числе в сфере производства, политики несутна себе мощный отпечаток культуры данного общества, народа, группы людей.Еслидвух художников, японца и европейца, посадить рядом и попросить написатьпейзаж, то одними и теми же красками, на одном и том же холсте мы увидимдостаточно различное изображение одной и той же местности.2. Культурастремится самореализоваться в практике. Нацеленностью на практику и определяетсяособая значимость культуры в социальной жизни.
То, что стало е достоянием,культура обязательно воплощает прямо или опосредованно на практике, то есть вобщении, которое дает представление и вбирает всю систему убеждений иценностей. 3. Естественно, за спиной повторяющихся образцов поведения стоятустойчивые мотивы, предпочтения, навыки и умения.
И этот аспект проблемы имеетособое значение для социологического анализа культуры как явления.Так или иначе, из круга явлений,описываемых понятием культура , не выпадают даже и инстинктивныедействия или инстинктивная сторона действия людей, которая является второйсоставляющей языка общения. 2. Общение между людьми важнейшийпризнак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность,формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности.Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению.
Общениемногогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях общаться могут страны и народы, партии коллективы и отдельные личности,соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будетразлично по своей социальной значимости.Кроме того, общение может проявлятьсяпо-разному быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и,наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом,трудовыми навыками и т.п.Огромное значение межличностногообщения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет.
Во-первых, вобщении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана совсеми формами деятельности людей.Даже мыслительные процессы, по мнениюнекоторых ученых, протекают более результативно при условии непрекращающегосяинформационного общения.
Общение выполняет так называемуюрегуляционно-коммукативную функцию.В общении вырабатываются правила поведения,цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки,складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно вобщении человек познает и переживает свою значимость.Общение регулирует уровеньэмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечномсчете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется нашадеятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение.
Этафункция общения в социальной психологии получила названиеаффекно-коммуникативной.В реальном общении все его функции органическисливаются, независимо от его формы.3. Формы общения, проблема массовости культуры, этикет.Общения между людьми происходит вразличных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели.Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное,функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения,неформальное и интимно-семейное общение.Приведенная классификация, конечно, условна.
Она не исчерпывает все возможныеформы общения, в которых может участвовать человек.Безусловно, культура является главнымопределяющим фактором общения между людьми, представляя совокупность тех илииных кодов, сформированных культурным багажом данного уровня, облегчающих илизатрудняющих общение, но всегда определяющих его ступень . Всвязи с этим часто возникает проблема массовости культуры.
Как известно,спорно, повышает ли она общий уровень интеллектуальности общества и, тем самым, ступень общения людей.Существуют довольнопротиворечивые точки зрения по вопросу о времени возникновения массовойкультуры . Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтомуобнаруживают ее уже в античную эпоху.Гораздо больше оснований имеют попыткисвязать возникновение массовой культуры с научно-технической революцией,породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры.Буржуазная массовая культура впервые сформировалась в США. С одной стороны этодемократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовалопроникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони заприбылью.Массовая культура - это культура масс, культура,предназначенная для потребления народом это сознание не народа, а коммерческойиндустрии культуры она враждебна подлинно народной культуре.
Она не знаеттрадиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются сголовокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культураобращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует нато, чтобы быть народным искусством.По, ориентированным на рынок предметам потребления, мыузнаем о типичных формах поведения, позициях, общепринятых мнениях, предрассудкахи ожиданиях большого количества людей.
Однако, даже при высокой массовости есть управляющий механизм,направляющий общение в цивилизованное русло.Во всевремена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируетсяправилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения, называемымиэтикетом.Пренебрежительноеотн ошение к этикету, нежелание следовать ему показатель недостаточногокультурного развития человека, затрудняющего его взаимоотношения с другимилюдьми.
Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелюбия,уважительности, доверия, теплоты, особого психологического климата,преодолевающего отчужденность людей Литература РаймонАрон Этапы развития социологии М, 93 Фролов Социология М, 94 Кравченко Введение в социологию М, 94.
– Конец работы –
Используемые теги: Культура, фактор, общения0.059
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура как фактор общения
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов