рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этика

Этика - раздел Социология, Роль Морали В Жизни Общества Д Религия И Мораль Структура Морали В Система М...

Роль морали в жизни общества д религия и мораль Структура морали в система моральных требований Вопрос 0. Роль морали в жизни общества д религия и мораль Религии как части культуры отводится особая роль в развитии человечества. Проблемы нравственной культуры и духовности сейчас обрели особую остроту. А слова духовность и бездуховность в нашем нынешнем обиходе обрели смысл отличающийся от традиционного философского или религиозного.Духовность понимается как нечто безусловно положительное как первенство высших духовных интересов над материальными бездуховность же - как отсутствие высших целей и ценностей как господство низменных плотских интересов и влечений.

Mежду тем традиционная трактовка понятия духовности иная. Человек обладающий разумом и волей это существо духовное. В этом его отличие от животного. Однако в нем могут возобладать плотские влечения. Для подавления плотских влечений существует сила духа духовная свобода личности.Однако только эти качества не могут привести к формированию положительного типа личности.

Вопрос в том на что направлена духовная сила. В традиционном философском понимании духовность включает в себя три начала - познавательное нравственное и эстетическое. По своей сути добро истина и красота - путеводные звезды в духовных поисках человека единственного правильного направления. Взаимосвязь и соотношение между добром истиной и красотой весьма непросто складывались в духовной жизни людей.Но можно вполне определенно сказать что нравственность является сердцевиной духовности рациональное знание дает Истину эстетическое начало связано с воплощением Добра и Истины.

Мы видим сейчас воочию что если добро истина и красота и обособляются то зло бездушие и безобразие объединяются в единое целое.Проблема духовности - это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира отношения к природе обществу другим людям к самому себе. Это ответ и на многие жизненно важные вопросы кто я зачем я пришел в этот мир каково мое место в нем каков смысл моей жизни на основании каких ценностей я должен сделать выбор своего жизненного пути определить цель и смысл своей деятельности выбрать средства их достижения и оценить их результаты. Кризис переживаемый нашей страной также в значительной степени вызван утратой гуманистических нравственных ценностей подчинением морали политико-идеологическим интересам.

Становится все более очевидным что одних только социально-экономических и политико-правовых реформ для его преодоления недостаточно.

Необходимо сформировать новое мировоззрение. Да и религия значительно ослабила свое влияние сведя свои нравственные требования к абсолюту которому никто не следует. Кроме того безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору чем нравственность 0. В формировании нового мировоззрения могут участвовать религия и науки в частности философия и этика т.к. они связаны между собой типом решаемых задач.Во все исторические эпохи между моралью и религией шла борьба за первенство в формировании духовности человека и общества.

И борьба эта шла с переменным успехом. В данной статье мы не будем совершать экскурс в прошлое с целью проанализировать результаты этой борьбы. Но проблема связанная с тем что мораль основывается на религии и автономно существовать не может обрела особую остроту именно сейчас когда Украина ищет возможность нравственного обновления личной и общественной жизни.В общественном сознании широко распространилась мысль о том что нравственное оздоровление общества означает его возвращение к религии.

Советскому гуманитарному атеизму противопоставляется религиозная нравственность как единственно надежная прошедшая испытание временем основа духовного обновления государства.Основная мотивировка заключается в том что гуманитарные науки показали свою несостоятельность будучи неспособными решить социальные и духовные проблемы общества ведь остаются насилие угнетение множество других пороков.

Хочется по этому поводу задать вопрос а что было сделано в этом плане религией Было ли скажем православие духовно-нравственной основой народов России Если религия не может продемонстрировать ничего лучшего в своих усилиях дать человечеству счастье культурно объединить его и нравственно обуздать то неизбежно встает вопрос не переоцениваем ли мы ее необходимость для человечества и мудро ли мы поступаем основываясь на ней в своих культурных запросах 0. Чтобы найти решение поставленной задачи соотношения религии и морали ее нужно рассмотреть с различных позиций.

Это сделала в своем определении духовности Л.П. Буева. Она попыталась объединить понятие духовности с другими философскими и религиозным понятиями Духовность - комплекс существенных качеств человеческой психики души выражающий ее нравственное эстетическое интеллектуально-когнитивное и экологическое содержание направленный на утверждение подлинного человеческого в людях т.е. принципов гуманизма а также на преодоление элементов бездуховности в мировоззрении и культуре ее квинтэссенцию составляют понятия Вера Надежда Любовь София Мудрость Красота Справедливость Гармония 0. Бесполезно спорить о том что было сначала этика или религия хотя практически все нравственные предписания существующих мировых религий имеют параллели в более древних источниках не связанных так тесно с религией.

Например все предписания и наставления Моисеева свода Законов почерпнуты из древневосточных источников.

Что касается буддизма и христианства то с помощью исторического анализа может быть установлено что этические наставления были восприняты этими религиями из уже бытовавших в данной культурной среде этических представлений и предписаний. Кроме того и в религии и в этике существует единая идея гуманизма.Не следует сбрасывать со счетов заключенный в организованной религии потенциал в основе культурных ценностей разделяемых большинством религий лежат такие универсальные этические понятия как любовь надежда мир справедливость.

Однако методы и средства достижения цели в этике и в религии различны. Религия как в вера в Бога основана на религиозных догмах. Она требует мистики веры в непознаваемое и прежде всего в непогрешимсть авторитета всемогущего и всезнающего Абсолюта.Этика как наука всегда стремилась к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысложизненных проблем человека - как и во имя чего нужно жить на что ориентироваться во что верить и к чему стремиться. Кроме того эмпирические данные свидетельствуют о том что воздействие религии на моральное состояние общества сегодня достаточно слабое и в прошлом вряд ли могло монопольно формировать моральные нормы общества.

Религия и этика расходятся в определении добра и зла свободы выбора.Религия утверждает что человеку дан разум чтобы выбирать между добром и злом. Однако Богом четко указано что есть зло грехи а что добро. В этой связи возникает вопрос хороши ли сами по себе предписываемые Богом нормы поведения и потому их следует соблюдать или же они хороши и их следует соблюдать потому что они предписаны Богом. Различие наблюдается и в средствах достижения цели. Если этика занимая определенную нравственную позицию и обосновывая соответствующие ценности и требования отвечает на целый ряд теоретических основополагающих жизненных вопросов человека образующих круг ее проблем то религии возникающие как религии спасения связаны с признанием того что человеческое существование ущербно неудовлетворительно что настоящее всегда несет в себе неосуществимые глубинные возможности и благодаря только божественному началу может быть радикально преображено в потустороннем мире. Этика способствует самосовершенствованию самообразованию самовос-питанию личности активной творческой деятельной.

Отрешение от мирских страстей созерцательность приглушение социальной активности - вот наследие христианской морали.

Это мораль не для человека дела не для практической жизни а для жизни посвященной подвижничеству.

Это мораль человека занимающего по отношению к миру позицию пассивного созерцателя а не свободного в своих действиях индивида который рассматривает мир как арену своей деятельности. Для того чтобы стать вровень с другими гуманитарными науками в области формирования духовных ценностей религия должна пройти проверку разумом.Так возникает критический подход к религии. Причем критический не в том смысле что обязательно негативный отрицающий религию но не довольствующийся простым принятием на веру какого бы то ни было утверждения.

Истинным может быть признано только суждение которое прошло проверку разумом и подтверждено опытом.Одним из актуальных вопросов для современного общества сегодня в области культурной жизни и образования как ее составной части является вопрос касающийся религии. Нужно ли преподавать религию в учебных заведениях Очевидно что религию как составную часть культуры необходимо включить в перечень гуманитарных дисциплин.

Но не религию в чистом виде т.е. Закон Божий чем грешат многие школы а науку о религии религиоведение. Эта наука сложилась как самостоятельная область знания к концу XIX века со своим предметом и методами.Причем предметом науки о религии не является предмет религиозной веры - Бог или боги. Она изучает религию как составную часть культуры в ее связи и взаимодействии с другими областями деятельности человека устанавливает как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании каким образом религия объясняет мир и какие способы действия нормы поведения она предлагает какие обязательства накладывает она на человека и как влияет на поведение индивида.

Наука о религии берет на себя функцию ее защиты и обоснования или наоборот критики отрицания опровержения. Это знание. Руководствуясь этими знаниями а также знаниями этики и философии человек формирует свое жизненное кредо в силу уровня развития своей нравственности.В этом и заключается свобода выбора.

Выбор мировоззрения - неотъемлемое право самого человека. Но для выбора сознательного ему нужно знать самые разнообразные мнения о религии прежде всего мудрых и признанных исследователей а также серьезные исторические факты характеризующие деятельность церкви ее защитников и противников причем без вольных интерпретаций.Назидательность религии зачастую отталкивает современного человека от следования ее заповедям ибо современный человек ведя активный образ жизни привык к самостоятельности в вопросах жизненной ориентации и не приемлет никаких посягательств на суверенитет.

Этим же недостатком грешила и старая этика особенно в период социализма. Современная этика менее всего претендует на то чтобы научить морали вложить в сознание человека набор ценностей и правил поведения пригодный на все случаи жизни. Она как наука развивается по мере совершенствования человеческого общества.Этические знания призваны научить человека сознательному и разумному отношению к нравственным проблемам.

Парадоксальность ситуации состоит здесь в том что нам нужна старая как мир гуманистическая и в то же время новая современная нравственность отличная от традиционной - общинной религиозной корпоративной. Она должна быть основана не на страхе и слепой покорности вековым заветам а на подлинной интеллигентности всех слоев населения 0. Религия же руководствуется постоянными догмами и нравственными установками мало изменившимися в процессе развития общества и толкает к отказу от разумных суждений в пользу слепой веры. Там где кончается мышление начинается вера нередко доходящая до фанатизма.

Мораль не навязывается декретами и проповедями. Какая из этических систем религиозная или светская окажется наиболее эффективной зависит от особенностей человека от воспитания в семье от образования.Главное чтобы эта система была результатом не приспособленчества а напряженного нравственного поиска чтобы религиозная вера не использовалась для разжигания вражды между верующими и неверующими для раскола общества и не превратилась бы в фанатизм.

Реальное состояние нравственности в обществе в первую очередь молодежи можно охарактеризовать как глубокий нравственный кризис. Состояние этического просвещения в стране близко к нулю. Разрушена система просвещения. В школах не преподают знаменитую Триаду основу гуманитарного образования обозначенную еще Платоном - философию этику эстетику.Средства массовой информации тоже не уделяют этим наукам достаточного внимания однако с удовольствием предоставляют свою трибуну не только христианским проповедникам но и пастырям других религиозных культур нередко антигуманных мистические секты Аум Сенрик и др Художественная продукция изобилует сценами насилия и секса демонстрирует разрушение трудовой морали.

Искусство утратило свою воспитательную роль. Результатом является развитие цинизма и крайнего безразличия.Парадоксальность сегодняшней жизни в том что решение экономических политических и социальных задач в наших условиях оказывается невозможным без выработки новых идеалов без великой идеи. Поэтому обсуждение проблемы духовности самое важное дело во многом более актуальное чем любые другие заботы.

Проблема духовности это проблема выхода человека за рамки узкоэмпирического бытия преодоление себя в процессе обновления и совершенствования восхождение личности к своим идеалам ценностям и реанимация их в входе своей жизнедеятельности.Следовательно это проблема жизнетворчества. Обычно все это концентрируется в процессе обретения совести как внутренней основы самоопределения личности.

Совесть категория нравственная а нравственность является определяющей составной частью духовной культуры личности. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод что религия - это часть духовной культуры. Ее безусловно нужно изучать но было бы неверно отдавать ей приоритет перед этическим знанием в формировании духовности современной личности.История доказала что этика способна существовать без религии а религия без этики - нет. Только этика способна участвовать в развитии и обогащении морали и нравственности в их обосновании и гуманистическом содержании всех сфер духовной культуры.

На этом основании великий гуманист ХХ века А. Швейцер сказал что культура есть этика.Нравственность - первоценность первооснова духовной жизни людей является абсолютно необходимым условием всей человеческой духовности 0. Вопрос 0. Структура морали в система моральных требований Мораль - лат. moralitas от moralis - относящаяся к праву характеру складу души привычкам это форма общественного сознания и вид общественных отношений направленных на утверждение самоценности личности равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни выражающих идеал человечности гуманистическую перспективу истории.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде в быту в политике в науке в семейных личных внутригрупповых межклассовых и международных отношениях. Нравственность - понятие являющееся синонимом морали.

Это сфера нравственной свободы личности когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами область самодеятельности и творчества человека внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.Этика - философская наука объектом изучения которой является мораль. Основу предмета этика составляет учение о природе морали как особого социального явления и формы общественного сознания о роли морали в жизни общества о законах развития нравственных представлений отражающих материальные условия жизни людей о классовом характере морали.

Мораль же является таким оценочно-императивным способом освоения действительности которая регулирует поведение людей с точки зрения противоположности добра и зла. Наука искусство мораль - три способа освоения мира взаимно незаменимых в силу своей специфики. В отечественной литературе эта концепция была последовательно и теоретически обоснованно представлена О. Г. Дробницким.

Но и здесь критерий морали относится больше к тому как функционирует мораль нежели к тому что она есть по своему содержанию. Сам О. Г. Дробницкий неоднократно ставил вопрос о содержательно-теоретическом определении морали.Но под последним он понимал исторически конкретное толкование морали позволяющее проверять абстрактные формальные констатации относительно морали на широком культурно-историческом материале.

Развивая эту методологическую установку О. Г. Дробницкий пришел к известным суммарным признакам морали как системы требований осуществляющих нормативную регуляцию поведения.Это а неинституциональная регуляция б в процессе которой осуществляются действеннорегулятивная мировоззренческая идеалполагающая духовно-критическая функции морали в в ней обнаруживается особая роль сознания и субъективного мотива в частности г используются идеальные по характеру санкции и актуализируются мотивы незаинтересованности в пруденциальнопрагматическом смысле слова д в требованиях морали отражен разлад между должным и сущим они направлены на разрешение этого противоречия е моральная регуляция предполагает автономию субъекта по отношению к внешне-эмпирическим и групповым воздействиям ж а также способность личности к самозаконодательству з и особую форму личной ответственности и моральное требование универсально а моральное суждение универсализуемо. По родовидовой спецификации данное определение морали содержательно.

Однако это - содержание внешнее морали.

Переход от абстрактных определений к конкретным или как сам Дробницкий рассматривал эту процедуру переход от формальных определений к содержательно-теоретическим фактически выразился в уточнении первоначальных родовых характеристик путем прояснения видовых признаков морали.Учитывая уровень отечественной этической мысли рубежа 00-00-х годов эта работа была выполнена мастерски если не сказать виртуозно и как таковая еще долго будет представлять несомненный интерес.

Но при таком подходе действительное ценностноимперативное содержание морали осталось за рамками исследования. Ограниченно функциональный анализ морали не доведенный до рассмотрения ее ценностноимперативного содержания не позволяет последовательно специфизировать и формально-теоретическое определение морали.Выделенные признаки морали как системы требований втречаются в описаниях предлагаемых разными авторами по отношению к науке и научному знанию к художественному творчеству вообще индивидуально-неподражательному образу жизни.

Строго говоря нельзя провести четкой границы между человеком творчества и человеком морали по тем критериям которые были выделены Дробницким. Антитеза должного и сущего характеризует бытие человека в культуре как и любую идеалполагающую деятельность.Автономия самодетерминация свобода - свойства личности причем если брать эти свойства в определенности предложенной Дробницким личности как члена гражданского общества проблема внутренней свободы в этом описании отступила на второй план. ЛИТЕРАТУРА 0. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры Вопросы философии 0000. 0. 0. Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности Вестник Московского университета Философия 0000. 0. 0. Золотухина-Аболина Е.В. Интеллигенция и нравственность Философские науки 0000. 0. 0. Фрейд З. Будущее одной иллюзии Минск 0000.

– Конец работы –

Используемые теги: этика0.04

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Соотношение понятий этика, прикладная этика и профессиональная этика
Этика развивается более х тысяч лет являясь одной из наиболее древних человековедческих дисциплин Отцом этики считают древнегреческого... Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos под которым... В развитом состоянии этика представляет собой науку о морали содержащую две составляющих теоретические исследования...

Тема 2. АНТИЧНАЯ ЭТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭТИКА КИТАЯ И ИНДИИ
Контрольные вопросы... В ч м с вашей точки зрения состоит проблема морального индивида... Каково отношение к смерти имело место в эпоху Античности в целом в героический период и в концепциях отдельных...

Деловая этика этика деловых отношений: современные подходы
КУРС ЛЕКЦИЙ КАФЕДРАЛЬНОГО ФОНДА... По дисциплине...

Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ
ВВЕДЕНИЕ... Тема ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ ОБЩЕСТВА...

Дисциплина: Профессиональная этика юриста ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ по курсу Профессиональная этика юриста Учебно-методический комплекс ФЭП КАУ
Направление Юриспруденция... Дисциплина Профессиональная этика юриста... ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ...

Реферат По дисциплине: Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Тема: Этика взаимоотношений в быту
МВД России... ФЕДЕРАЛЬНОЕ... ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗ ННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

ЭТИКА ДОЛГА И ЭТИКА СЧАСТЬЯ (НА ПРИМЕРЕ КАНТА И ГЕЛЬВЕЦИЯ)
В рамках этики были созданы различные этические системы, в которых предложены разные объяснения и нормативы морали.Одним из возможных подходов к… Эти два подхода ярко отражены в этике Иммануила Канта 1724-1804 и Клод Адриана… Задача философской этики, таким образом, не сводится к рекомендации ценностных ориентиров, а ее функцией является…

Этика этого периода по праву названа религиозной хри­стианской этикой
Этика западноевропейского Средневековья IV XV вв... Этика этого периода по праву названа религиозной хри стианской этикой...

Тема: 1.1 "Предмет, специфика и задачи этики. Что такое этика"
тема quot Предмет специфика и задачи этики Что такое этика quot... quot История этических учений quot... тема quot Этические учения Древнего Востока Древней Индии Древнего Китая quot...

Глава 5. Этика личности и корпоративная этика
Глава Этика личности и корпоративная этика... Законодательные правила и этикет... Этический свод законов компании В профессиональной сфере Хотя...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам