рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ризонталь.

Ризонталь. - раздел Архитектура, Учебно – методическое пространство архитектуры Линия, Со- Единяющая Углы Четырехугольника, -Диаго...


Линия, со-


единяющая углы четырехугольника, -диагональ, самая длинная линия, проходя-


щая через всю плоскость и объединяющая ее.


Четырехугольник имеет так-


жеуглы - “малодоступные’’, укромные места плоскости, своеобразные “кулисы”,

в которых удобно размещать подписи или комментирующие изображения (как,

например, “самый передний план“, вводящий в пространство картины)”.

Центр - самая информативная часть


плоскости.


Границы плоскости -


 


место,


где


заканчивается художественное


пространство


и


начинается реальное. Эти два пространства обычно разделяют или широкими по-

лями ( паспарту), или рамой. Рама - это крыльцо, парадный вход в пространство

картины. Разделение это необходимо, так как по обе стороны границы-рамы дей-

ствуют различные законы. Интересно с этой точки зрения рассмотреть обманку -

жанр живописи, цель которой обмануть зрение, выдать нарисованную вещь за ре-

ально существующую. Здесь рама не нужна, обманка маскирует раму под нишу в

стене, либо вообще обходится без нее, вторгаясь в реальное пространство.

Пропорции плоскости - они задают пропорциональный ритм изображению.

Изображение, не подчиняющееся этому пропорциональному ритму, представля-

ется не вписанным в картинную плоскость, чужеродным. Методы пропорциони-

рования широко известны и часто применяются, однако многие художники дости-

гают хороших пропорций интуитивно.

Модуль картинной плоскости, как пространства - воспринимаемая точка, т.

е., такая точка, которая воспринимается с помощью зрения, а это значит, что она

имеет некоторые минимальные размеры, тон (от черного до белого) или цвет.

Поскольку картинная плоскость - это условность, то условно и изображен-

ное в ней пространство. Концепций картинного пространства достаточно много.

В этом ряду можно назвать духовное пространство русско-византийской иконы,

египетское ортогональное пространство, эмоциональное пространство экспрес-

сионизма, различные системы перспективы, пространство китайской и японской

живописи и графики и т. д.

Самая распространенная из них -ренессансная система перспективы, ко-

торая является до сих пор основой изобразительной культуры и самым распро-

страненнымязыком изображений. Картинная плоскость в этой системе мыслит-

ся как окно в бесконечное иллюзорное пространство. Черная точка - это тень, а

белая - свет. Линия - это узкая тень. Причем, тень эта в рисунке может принадле-

жать предмету, тогда предмет представляется более темным, чем фон; если же

линия принадлежит фону, то более светлым (или более освещенным) выглядит

предмет. (Отсюда берут свое начало различные оптические иллюзии.)

Подход к компоновке изображения соответствует концепции изображаемо-

го пространства и меняется исторически (и даже географически) вместе с разви-

тием культуры и в соответствии с ее своеобразием.

В эпоху Возрождения, например, пространство картинной плоскости мыс-

лилось как театральная сцена, на которой разворачивается некое действие (исто-

рический жанр, бытовой); или может развернуться действие (именно так, понача-

лу, мыслился пейзаж); портрет - это “окно”, за рамой которого находится человек;

и т. д. Компоновка в этом случае также театральная . Фигуры представлены в

полный рост, действие проходит вдоль картинной плоскости. Bcе отклонения от

этой схемы, наблюдаемые в историческом развитии - лишь модификации и ус-

ложнение данной концепции, например, в искусстве передвижников, в произведе-

ниях соц.реализма, и т. д.

Импрессионисты по-другому осмыслили картинную плоскость. У них кар-

тина - это кадр, кусок бесконечного пространства. Эта новинка привела к боль-

шим изменениям в искусстве - появилась открытая композиция со “случайными”

срезами фигур. Это, в свою очередь, привело к переосмыслению структуры кар-


 


тинной


плоскости:


потерял


свое значение


центр,


исчезли


границы,


вернее - переосмыслены эстетически. Неожиданные срезы изображения привнес-

ли динамику в композицию. В дальнейшем, с изменением отношения к картинной

плоскости, ее структуре, картина перестала быть изображением (по крайней мере,

в привычном понимании). Она стала вещью, носителем информации, принадле-

жащей реальному миру. Теперь картине не нужна стала рама. Краски стали жить

собственной жизнью - как краски, а не как цвет. Затем отпала необходимость и в

самой картине, ведь носителем информации может быть все, что угодно - от лю-

бых предметов до видеоматериалов.

Иллюзорное пространство - не единственный способ изображения. Пример

неиллюзорного пространства - пространство японской гравюры, китайской живо-

писи. Здесь пространство - мыслимое, аксонометрическое (очень похожее на про-


странство чертежа).


“Заметим,


что аксонометрия является не только условным геометрическим приемом жи-

вописи, отвечающим определенной функции. Как показал Б. Раушенбах, аксоно-

метрия является совершенно законным видом перцептивной (“видимой”) пер-

спективы, принимаемым для изображения очень далеких и не слишком протя-

женных предметов или близких, не очень протяженных предметов. Первый слу-

чай и реализуется в китайских пейзажах. Благодаря второму, аксонометрия на-

шла широкое применение в начертательной геометрии для изображения неболь-

ших деталей, приборов и т. п.” [9, с. 305]. Мир в японской гравюре представля-

ется видимым мыслимым взором, или же взглядом из бесконечного далека, как

видит мир Бог. Здесь нет света и тени, а значит, линия - не “узкая тень”. Линия

здесь означает и обозначает то, что и должна по своей природе - границу, причем,

своей толщиной и пластикой она информирует о свойствах ограниченного ею

предмета. Отсюда - такое внимание восточного художника к пластике формы, к ее

конфигурации, выражаемой через абрис. Там, где европеец видит игру света и те-

ни, тональные отношения, средневековый японец любуется пластикой линии. От-

сюда, кстати, берет начало искусство икэбаны и каллиграфии.

Другой пример. Пространство русско-византийской иконы. Икона изобра-

жает духовный мир, в котором находятся духовные сущности. На иконе лицо ста-

новится ликом, одежда - покровами, стул - престолом и т. д. Света, как такового, в

иконе нет, но все освещено - освящено духовным светом. Икона сама излучает

свет. Линия здесь также - граница, но эта граница описывает не форму, а духов-

ную сущность, поэтому она так музыкальна и возвышена, она не может быть су-

етливой, обрисовывая все извивы формы предмета. Икона не нисходит до правдо-

подобия ее задача - выше - нести в себе божественный дух.

Итак, язык художественного произведения всегда неизбежно основывается

на концепции картинной плоскости. Но как бы ни были разнообразны концепции

картинной плоскости, ее структура остается неизменной.

Реальноеорганизованное пространство имеет аналогичную структуру; оно

имеетграницы (как бы расплывчаты они ни были), как имеет границы наше вос-

приятие пространства; оно имеетпериферию ицентр; оно имеет пропорциональ-

ное единство. Можно сказать, что реальное пространство является картинным

пространством архитектуры.


 

Пространство и скульптура.

Скульптура, скульптурное произведение, являясь вещью пребывает в реаль-

ном пространстве. Однако, являясь художественным произведением, создает во-

круг себя и художественное пространство. Существует и атрибут разделения ху-

дожественного и реального пространств, своеобразная рама, по аналогии с карти-

ной, это постамент. Постамент, конечно, сам не создает художественное про-

странство. Это происходит через отношения скульптурного изображения к реаль-

ному миру, через пропорции, пластику, масштабность и другие средства скульп-

турной композиции.

 

Пространство в архитектуре.

Как отмечал Бруно Дзеви, -“пространство всегда составляло сущность

архитектуры всех времен как в сооружениях, так и в городах”[15, с. 487], но соз-

навать это и работать именно с пространством начали относительно недавно.

“Неоспоримо новым в современной архитектуре, - пишет Рейнер Бэнем, - явля-

ется сознательное оперирование пространством. Мы свободно говорим о про-

странстве эпохи барокко и эпохи готики, спорим о том, обладали ли когда-

нибудь греки ощущением пространства, но сам термин “архитектурное про-

странство” представляет собой достижение конца 19 века.”[ 4, с. 53].

Архитектурное пространство определяется Норбергом - Шульцем (норвеж-

ским теоретиком архитектуры, приверженцем экзистенциализма) как “... конкре-

тизация жизненного. В идеале они должны совпадать, однако, в реальности это

происходит очень редко, так как архитектурное пространство чаще всего дано

личности ”готовосделанным”. Это создание других и отражает их жизненные

пространства. Для того, чтобы стать полноценным жизненным пространст-

вом для многих, архитектурное пространство должно иметь ярко выраженный

общественный характер. Общественный же мир более обобщен, объективен и

определяется системой общих ценностей. Именно общественному миру должна

служить архитектура.” [цит. по 3, с. 142].

Средства формирования архитектурного пространства не могут исчер-

пываться средствами формальной эстетики (равновесие, ритм, цвет и т.д.) и

индивидуальным видением форм.” [15, с. 151]. Нужно понимать, что искусство ар-

хитектуры - это не только изобразительное искусство и не только техника. Архи-

тектура - это также и не делание жизни для других. Можно сказать, что архитек-

тура - этособеседование с жизнью, создание пространства, адекватного меняю-

щимся условиям жизни, ответ на них общества через личность архитектора. Ар-

хитектура - это жизнь, сделаннаясовместно. Архитектурное пространство долж-

но мыслиться не просто, как трехмерное, а как сложное многомерное художест-

венное пространство, включающее в себя и эстетическое измерение и технические

параметры, и культурологическую ситуацию и психологию и семантику и множе-

ство других аспектов. Учебно-методическое пространство, изучая язык архитек-

турного пространства, создаетграмматику архитектуры, а в дальнейшем, на ос-

нове грамматики и возможнапоэтика.

Бесспорно, архитектурные сооружения принадлежат реальному миру (или

пространству), как и скульптурное произведение. Вопрос здесь в том, является ли

архитектурное пространство художественным пространством. Иными словами,


 

является ли архитектура искусством? Хотя в данной работе уже однозначно

утверждалась художественность архитектуры, здесь - удобный момент для аргу-

ментации этого положения.

Ле Корбюзье писал: ”Архитектура, скульптура, живопись находятся в

особой зависимости от пространства, ибо все эти искусства по необходимости

оперируют пространством, каждое присущими ему средствами... Пробуждение

эстетической эмоции, есть особая функция пространства. Раскрывается бес-

предельная глубина, раздвигаются стены, исчезает все случайное - совершается

чудо, являемое несказанным пространством.” [15, с. 260].

Итак, архитектуру можно назвать искусством, если, создаваемое ею про-

странство можно назвать художественным.

Художественное пространство - это системавыражения эстетических от-

ношений человека к реальному миру. Художественное пространство играет ком-

муникативную роль во взаимоотношениях людей, поэтому оно должно иметь

язык, т. е., систему общепонятных знаков. Кроме того, коль речь идет оботно-

шениях человека, то художественное пространство должно иметь систему специ-

фическихценностей, определяющих эти отношения человека к реальному миру.

Объект художественного пространства - художественный образ.Художест-

венный образ - это выражение эстетических отношений человека к действитель-

ности в конкретной чувственной форме. “Сформированное средствами архитек-

туры пространственное поле человеческой жизнедеятельности всегда семанти-

чески оформлено... Выявление семантического потенциала и семантической ие-

рархии пространств в структуре объекта и соответствующее их материальное

оформление составляет основу профессионального творчества. Оперируя про-

странством, архитектурное творчество выступает как смыслотворчество, не-

престанно “кодирующее” в пространственных структурах содержание челове-


ческой деятельности.” [ 20, с. 18].


Вы-


ражает ли архитектор в своем произведениисвое отношение к действительности?

На этот вопрос ответить достаточно сложно. В основном, образ в архитектуре

создается коллективным разумом, сочетанием различных факторов, идей, отно-

шений. Все это “пропускается” через личность архитектора. Результат - неизбеж-

но личностен и может быть художественным, т. е. ничто не мешает ему быть та-

ковым. Но это при условии, что личность архитектора, как личность, не устране-

на из архитектурного процесса. В противном случае архитектура из разряда ху-

дожественного явления переходит в разряд бытового. Примером могут служить

пресловутые “хрущевки”. Хотя здесь и проявляется отношениеобщества к дейст-

вительности, но создавшийся образ - не художественный, так как он создан не ху-

дожественным языком, а социальными обстоятельствами. “Хрущевки” принадле-

жат реальному миру, а не художественному, так же как и муравейники. Бездухов-

ная архитектура создает вокруг себя бездуховное пространство.

По поводу сказанного выше могут возникнуть следующие возражения:

средневековые католические соборы строились веками разными людьми, но в ре-

зультате создался художественный образ; тип русского православного храма,

сохранялся веками, строился разными зодчими - это также художественный об-

раз; и т. д. Здесь нет противоречия. Здесь архитектор - общественное сознание,

общественное “я”. Творец - общественнаяличность, носитель общественного


 


сознания,


допущенная


к архитектурному процессу. В случае с


“хрущевками” формообразующим началом, “зодчим” была не личность (общест-

венная или индивидуальная), а только теоретическая доктрина и обстоятельства.

Как писал Норберг-Щульц: “ Конечная цель архитектуры - помочь человеку

сделать его пребывание в обитаемом пространстве поэтическим.”цит. по [3].

Архитектура, осваивая реальное пространство, делает его художественным.

Архитектура всегдаизображает человека, вернее, его жизнь. Одно из основных

свойств архитектурного пространства - это его функциональность. Функция явля-

ется, как правило, заранее заданной и определяет отношение и подход к осваи-

ваемому пространству. Архитектура насквозь функциональна (в широком пони-

мании функции), здесь не должно быть ничего, что не сделанодля чего-нибудь.

Одна из функций архитектуры - художественная функция. Иными словами, архи-

тектура - это художественное произведение, скульптура для обитания. То, что от-

носится к “скульптурному” в архитектуре выполняет художественную функцию,

в результате, и само обитание становится “поэтическим”, т. е. художественным.

Таким образом,архитектурное пространство - это художественное простран-

ство, а архитектурное сооружение - художественное произведение.

Пространство архитектуры имеет специфику, быть внешним или внутрен-

ним. Внутреннее пространство - для обитания, а внешнее - облик. Облик - это от-

вет окружающему пространству, самость архитектурного объекта. Определить,

где внутреннее, а где - внешнее, порой бывает трудно. Что такое, например,ин-

терьер? С одной стороны, он - внутри здания, с другой - несет функциювнеш-

ности, особенно, в общественных зданиях. Но помещения внутри здания несут

также функцию укрытия. Значит, интерьер сочетает в себе функции как внешнего

пространства, так и внутреннего. Чисто геометрический подход к пониманию

пространства, решая эту проблему однозначно, не исчерпывает всей глубины во-

проса. Архитектурное пространство всегда воспринимаетсяконтекстуально.

Итак,архитектурное пространство - это художественное пространство,

выражающее общественную идею через личность архитектора, и, в той или иной

степени, формирующее жизнь человека соответственно меняющимся условиям

жизни общества. В архитектуре пространство ярко выступает как носительсобы-

тия. Событие - это единица бытия сущего, единица движения, событие, не суще-

ствует вне пространства, так же как пространство - без события. С этой точки

зрения и различаются концепции архитектурного пространства, т. е., что мы возь-

мем за событие, за единицу существования, таково и будет пространство. Архи-

тектура модернизма - это организация нового, современного, бытия (современное

в то время оказалось, в основном, социалистическим, а основным событием - по-

требительская функция). Архитектура постмодернизма сама - событие. Событие

это называется - игра в стилистику. Событие барокко - это торжественный празд-

ник, апофеоз, и т. д. Возможность и необходимость тех или иных событий создает

архитектурную концепцию; концепция создает архитектурное пространство; оно,

в свою очередь, создает возможность того или иного события. Итак, события

осуществляют пространство, так же как функции - форму.

Несколько последовательных событий составляютдвижение. Т. е., архитек-

турное пространство организует движение, а архитектурная форма осуществляет


 


функцию.


Форма,


осуществляя функцию, и, как одну из функций,


движение - организует пространство. Итак, мы видим, что различие между архи-

тектурным пространством и формой - сущностное, но они тесно взаимосвязаны.

Объемная форма в архитектуре, организуя движение, являетсяпростран-

ственным объектом. Она является составнойчастью архитектурной формы, т. е.

архитектурная форма не исчерпывается объемной формой.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно – методическое пространство архитектуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ризонталь.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Категории изобразительных дисциплин
  Существуют общие для всех изобразительных дисциплин категории, которые объединяют эти дисциплины в изобразительн

Пространство
  Существует множество подходов, концепций объяснений понятия “про- странство’’ - математическое пространство, психологическое, перцептивное про- странство, художест

Свет и цвет
  Свет и цвет едины по своей природе. Это - электромагнитное излучение. В физике принято считать, что свет имеет двойственную природу. Во-первых, это поток

Материал
  Материал - это то, из чегосоздан объект (или может быть создан). Заметим здесь применение слова “создан”, а не - “состоит”. Материал всегда несет в себе

Контраст и нюанс
  Это понятие - выражение одного из основополагающих законов развития и существования материи - диалектического закона перехода количества в качество.  

Пропорции
  Пропорция - это количественноесоотношение по однородному признаку частей целого между собой. Это определение очень похоже на определение нюан- са.

Динамика и статика
  Если контрастность - категория различия, а ритм - категория изменения, то динамика - категория движения. Изменение, различие - результат движения, а

Материал - отражают объективные свойства воспринимаемого мира.Движение
- также свойство материи - представлено здесь категорией “динамика”, которая отражает свойство композицииизображать движение, так как в изобразительном искусстве

Контрастность - Пропорции
  Пропорции могут быть контрастными или нюансными. Контрастность - это субъективная характеристика пропорциональных отношений. Мы видим, что во многом эти категории,

Раскрытие темы по дисциплинам.
Рисунок. Оценка композиции листа с точки зрения пропорциональной контрастности позволяетосмысленно подходить к компоновке и к тоновому оформлению

Контрастность - Ритм
  Ритмический ряд, как ряд, состоит из однородных элементов. Эти элементы могут различаться или быть тождественными. Различия элементов в ритмическом ряду могут быть

Контрастность - Динамика
  Динамика (динамичность или статичность), как характеристика компози- ции, достигается, наряду с другими средствами, также и с помощью контраста и нюанса. Нюанс изо

Контрастность - Форма
  Анализ формы с точки зрения контрастности - инструмент формотворчества архитектора. Не следует забывать, что цель формотворчества - смыслотворчество (функция также

Контрастность – Материал
  Материалы контрастны между собой всегда, причем, не только фактурой, пластикой и цветом, но контрастируют и их семантические образы: золото - ка- мень, глина и мра

Контрастность – Пространство
  Пространство как объект архитектуры - это объект организации. Организо- ванное пространство является композицией. Контраст и нюанс, как средства ком- позиции являю

Контрастность – Образ
    Нюанс, как было сказано выше, несет идею, образ различия и движения. Контраст, в свою очередь, это противопоставление, борьба двух противоположно-

Пропорции – Ритм
  Отображая движение с помощью контраста и нюанса, ритм является про- порциональным рядом. Поскольку ритм определяетсязакономерностью, по- стольку в

Пропорции – Динамика
  Динамические пропорции, в основном, характеризуются иррациональными числами ( 2 , 5 , золотое сечение, функция Жолтовского и др.), а статические пропорции - целыми

Пропорции – Форма
    Форма, имея измерения, имеет и пропорции. Восприятие формы как целост- ности, единства частей зависит от единства их пропорций, т. е., когда в основе

Пропорции – Пространство
Реальное организованное пространство неизбежно несет в себе закон своей организации, что, естественно, выражается в пропорциях. Трехмерное пространство, координаты точек которого

Пропорции - Образ
  Каждая система пропорций несет свой образ. Золотое сечение, например, это образ роста, образ живой материи. Он выявляет смысл этой пропорции, как выражение законом

Ритм – Динамика
  Ритмический ряд состоит из изменяющихся элементов. Изменение воспри- нимается как результат движения. Таким образом, ритм, показывая изменения, изображает движение

Ритм – Форма
  Ритм в отношении к форме выступает как ее членение. Когда в членении формы наблюдается ритм, т. е. закономерность, форма в восприятии сохраняет свою целостность, б

Ритм – Материал
  Чтобы материал проявил ритмическое своеобразие, требуется два условия: сила, воздействующая на материал, и протяженность воздействия во времени или пространстве. Х

Ритм – Пространство
  Ритм, являясь пропорциональным рядом, всегда организует любое про- странство. Пропорциональное пространство, то есть пространство, построенное на какой-либо законо

Ритм – Образ
  Ритм, являясь изображением движения, раскрывает его образ. Простой ритм раскрывает простой образ - характеристику изображаемого движения: быстрое, медленное, равно

Динамика – Форма
  Любое движение, происходя в пространстве, имеет свою форму, как и лю- бая форма является результатом движения. “Чтобы исследовать формообразова- ние в жи

Динамика – Материал
  Внутренняя, скрытая динамика материала - это его способность противо- стоять внешним воздействиям, что выражается в егопластике.Пластичность

Динамика – Пространство
  Пластичность пустого пространства практически бесконечна (до предела скорости света - в реальном пространстве), значит внутренняя динамика про- странства, его спос

Динамика – Образ
  Любое движение - это следствие действия, т. е. применения силы, т. е. собы- тия. Таким образом, движение несет информацию о событии или егодинамиче-

Форма – Материал
  Материал выражается в форме черезфактуру ипластику. Фактура - это характеристика поверхности объемной формы, связанная с чувством осязания

Форма – Пространство
  Среди множества характеристик формы главной по отношению к простран- ству является ее ориентированность в пространстве. “Ориентацию формы в среде определ

Живопись.
1. Изображение постановки из предметов разнообразной формы с передним и задним планами. Анализ пространственной ситуации и пространственного взаимодействия форм: а). кон

Архитектуре
  форма   несет функцию   организатора,   знакового информатора окружающего прос

Форма – Образ
  Любая форма, являясь результатом закономерной организации, несет в себе образ, как изображение абстрактной идеи, лежащей в основе этой закономерно- сти. Таким обра

Свет (цвет) – Матерал
  Различные цвета имеют различную материальность, т. е. , речь идет о том, что предмет, окрашенный в тот или иной цвет может выглядеть более объемным, более весомым,

Свет (цвет) – Пространство
  Реальное пространство всегда наполнено светом, который имеет в каждом случае свою характеристику - цветовой тон. Но не только цвет имеет среда. Цвет воспринимается

Свет (цвет) – Образ
  Цвет в нашем сознании всегда ассоциативен. Всегда вызывает образы из нашего прошлого опыта и генетической памяти. Цвет, кроме того, всегда знак, в каждой культуре

Материал – Пространство
  Материал пространства - пустота. Она же - его функция. Функция простран- ства - быть пустым. Как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре, под словом “мате

Материал – Образ
  Образ материала состоит из его свойств-знаков, которые фиксируются в словах, в языке. Золото, железо, камень представляют из себя слово-знак, выра- жающее то или и

Пространство – Образ
  Эта тема - наиболее важная в понимании архитектуры, как искусства. Выше уже было доказано, что архитектурное пространство - суть художественное про- странство. То

Семестр
  4 семестр &nb

Семестр
          5

Семестр
    Примечание: Если в графе “Тема, № задания” ничего не помечено, значит задание носит общий характер. Преподаватель, если это требуется, может конкретизироват

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги