Контраст и нюанс - раздел Архитектура, Учебно – методическое пространство архитектуры
Это Понятие - Выражение Одного Из Основополагающих Законов Ра...
Это понятие - выражение одного из основополагающих законов развития и
существования материи - диалектического закона перехода количества в качество.
Нюанс - этоколичественное различие по однородному признаку (по
типу больше - меньше, теплее - холоднее, светлее - темнее).
Контраст - качественное различие по однородному признаку (большое
- малое, теплое - холодное, светлое - темное ). Контраст / нюанс (иначе - контра-
стность) - одна единая категория, хотя состоит из двух понятий. Контраст и нюанс
неразрывно связаны между собой и даже граница между ними несколько размыта.
Они воспринимаются субъективно, в контексте ситуации. Действительно, трудно
определить, где “меньше” становится “малым”, а “больше” - “большим”. Иными
словами, эту категорию можно назватькатегорией различий.
Существует осо-
бенность, вызывающая споры при определении контраста и нюанса - это нюанс
качеств и контраст количеств. С последним проще - как ни измеряй длину, корот-
коекачественно отличается от длинного. Труднее с нюансом качеств. Отличие
грустного от печального - это нюанс настроения. Вычленим общий признак - это
количество печали. Таким образом, и контрастные отношения, и нюансные - это
количественные отношения, но в контрасте они перерастаюти в качественные.
Конечно, не бывает нюанса в
чистом виде - всегда присутствует толика, процент контраста, но мы выделяем
нюанс, как необходимую абстракцию для смыслового понимания категории раз-
личий. Профессор В. И. Молчанов пишет: “Различение есть первичный опыт, на
котором основано любое понимание любого предмета, состояния, любой ситуа-
ции. Только различая светлое и темное, мы понимаем, что такое светлое и тем-
ное. Мы не могли бы понять, что означает светлое или темное, если бы у нас не
было первичного опыта их различения. Это относится не только к чувственным
качествам, таким как холодное или теплое, твердое и мягкое и т.д. Это отно-
сится к любому виду понимания, которое предполагает различие и контраст как
один из видов различия.” [6, с. 118] - и подводит итог: “Бытие - различенность
предметов, та “конкретная пустота”, благодаря которой различаются, а зна-
чит, существуют предметы. Сколькими способами различается сущее, стольки-
ми способами являет себя бытие.” [6, с. 118].
Такая всеохватность категории различий позволяет найти и осмыслить кон-
траст и нюанс не только в композиции, где элементы непосредственно внутри
единой структуры сравниваются и различаются, но и “заочного” отличия объек-
тов и процессов от стереотипов, архетипов, идеалов и прочее.
Отсюда можно сделать вывод, что новая форма может осмысливаться
как новая только в контрасте со старой, условием чего должно быть существова-
ние “старой”, сложившейся формы, что небольшое отличие от стереотипа (нюанс)
- этопуть к развитию новой формы, контрастной старой.
Тождество - это частный случай категории различий, как различие положе-
ния в пространстве или времени “одинаковых” объектов. Тождество лежит в ос-
новесимметрии.
Все виды симметрии различаются лишь по положению тождественных объ-
ектов в пространстве относительно друг друга. Немецкий математик Герман
Вейль, вслед за древними греками, считает симметрию синонимом гармонии [7, с.
35]. Определяя гармонию какуравновешенность частей целого, можно согла-
ситься с таким утверждением. Тем более, что оно помогает раскрыть сложность и
многообразие
проявлений
категории различий. Итак,симметрия также –
уравновешенность частей целого - это общее определение симметрии. Различные
же виды симметрии (зеркальная, поворотная, переносная и т. д.) имеют каждая
свое математическое определение.
В обширной литературе о симметрии, часто говорится о всеобщности зако-
нов симметрии. И действительно, проявления симметрии можно встретить на ка-
ждом шагу. Но в тоже время, не встретить никогда в природе саму симметрию,
так как в природе полной симметрии не существует. И геометрия это доказывает.
Рассмотрим трехмерное пространство с точки зрения геометрии. Если описывать
однородное трехмерное пространство, то его определение будет следующим: это
совокупность точек, расположенных таким образом, что расстояние между сосед-
ними точками равны. Простейшая фигура, удовлетворяющая этим требованиям -
тетраэдр. Но выясняется, что одними тетраэдрами невозможно полностью запол-
нить пространство, как это легко удается в двухмерной плоскости равносторон-
ними треугольниками. Здесь же остаются пустоты в виде октаэдров [22]. Таким
образом, можно утверждать, что трехмерное пространство одновременно и сим-
метрично, так как состоит из симметричных фигур, и - асимметрично, так как фи-
гуры эти - разные. Благодаря ассиметричности, трехмерное пространство имеет
способность к развитию, поскольку неоднородно, а значит - нестабильно, это, в
свою очередь, является условием возникновения движения.
Итак, природа всегда нестабильна, она постоянно развивается. Сим-
метрия же - выражение стабильности. В искусстве симметрия как идея стабильно-
сти выступает как идеясовершенства или образ совершенства. К этому следует
добавить, что в нынешнее динамичное и нестабильное время идея совершенства, а
значит, симметрия, как выражение законченного движения - непопулярна, если
судить по произведениям архитектуры последнего времени.
Композиция является моделью мира, поэтому контраст и нюанс играют оп-
ределяющую роль в организации еесмыслового строя.
С помощью контраста и нюанса в композиции выделяетсядоминанта. Это -
либо контраст с окружением, либо завершение нюансного ряда (что также приво-
дит к контрасту).Субдоминанта создается таким же образом. Она противопос-
тавлена доминанте по какому-либо признаку: правое - левое, темное - светлое,
кривое - прямое, т. е. - контрастирует с ней.
Все темы данного раздела:
Категории изобразительных дисциплин
Существуют
общие
для
всех изобразительных дисциплин категории,
которые объединяют эти дисциплины в изобразительн
Пространство
Существует множество подходов, концепций объяснений понятия “про-
странство’’ - математическое пространство, психологическое, перцептивное про-
странство, художест
Ризонталь.
Линия, со-
единяющая углы четырехугольника, -диагональ, самая длинная линия, проходя-
щая через всю плоскость и объединяющая ее.
Четы
Свет и цвет
Свет и цвет едины по своей природе. Это - электромагнитное излучение. В
физике принято считать, что свет имеет двойственную природу. Во-первых, это
поток
Материал
Материал - это то, из чегосоздан объект (или может быть создан). Заметим
здесь применение слова “создан”, а не - “состоит”. Материал всегда несет в себе
Пропорции
Пропорция - это количественноесоотношение по однородному признаку
частей целого между собой. Это определение очень похоже на определение нюан-
са.
Динамика и статика
Если контрастность - категория различия, а ритм - категория изменения, то
динамика - категория движения. Изменение, различие - результат движения, а
Материал - отражают объективные свойства воспринимаемого мира.Движение
- также свойство материи - представлено здесь категорией “динамика”, которая
отражает свойство композицииизображать движение, так как в изобразительном
искусстве
Контрастность - Пропорции
Пропорции могут быть контрастными или нюансными. Контрастность - это
субъективная характеристика пропорциональных отношений. Мы видим, что во
многом эти категории,
Раскрытие темы по дисциплинам.
Рисунок. Оценка композиции листа с точки зрения пропорциональной
контрастности позволяетосмысленно подходить к компоновке и к тоновому
оформлению
Контрастность - Ритм
Ритмический ряд, как ряд, состоит из однородных элементов. Эти элементы
могут различаться или быть тождественными. Различия элементов в ритмическом
ряду могут быть
Контрастность - Динамика
Динамика (динамичность или статичность), как характеристика компози-
ции, достигается, наряду с другими средствами, также и с помощью контраста и
нюанса. Нюанс изо
Контрастность - Форма
Анализ формы с точки зрения контрастности - инструмент формотворчества
архитектора. Не следует забывать, что цель формотворчества - смыслотворчество
(функция также
Контрастность – Материал
Материалы контрастны между собой всегда, причем, не только фактурой,
пластикой и цветом, но контрастируют и их семантические образы: золото - ка-
мень, глина и мра
Контрастность – Пространство
Пространство как объект архитектуры - это объект организации. Организо-
ванное пространство является композицией. Контраст и нюанс, как средства ком-
позиции являю
Контрастность – Образ
Нюанс, как было сказано выше, несет идею, образ различия и движения.
Контраст, в свою очередь, это противопоставление, борьба двух противоположно-
Пропорции – Ритм
Отображая движение с помощью контраста и нюанса, ритм является про-
порциональным рядом. Поскольку ритм определяетсязакономерностью, по-
стольку в
Пропорции – Динамика
Динамические пропорции, в основном, характеризуются иррациональными
числами ( 2 , 5 , золотое сечение, функция Жолтовского и др.), а статические
пропорции - целыми
Пропорции – Форма
Форма, имея измерения, имеет и пропорции. Восприятие формы как целост-
ности, единства частей зависит от единства их пропорций, т. е., когда в основе
Пропорции – Пространство
Реальное организованное пространство неизбежно несет в себе закон своей
организации, что, естественно, выражается в пропорциях.
Трехмерное пространство, координаты точек которого
Пропорции - Образ
Каждая система пропорций несет свой образ. Золотое сечение, например,
это образ роста, образ живой материи. Он выявляет смысл этой пропорции, как
выражение законом
Ритм – Динамика
Ритмический ряд состоит из изменяющихся элементов. Изменение воспри-
нимается как результат движения. Таким образом, ритм, показывая изменения,
изображает движение
Ритм – Форма
Ритм в отношении к форме выступает как ее членение. Когда в членении
формы наблюдается ритм, т. е. закономерность, форма в восприятии сохраняет
свою целостность, б
Ритм – Материал
Чтобы материал проявил ритмическое своеобразие, требуется два условия:
сила, воздействующая на материал, и протяженность воздействия во времени или
пространстве. Х
Ритм – Пространство
Ритм, являясь пропорциональным рядом, всегда организует любое про-
странство. Пропорциональное пространство, то есть пространство, построенное
на какой-либо законо
Ритм – Образ
Ритм, являясь изображением движения, раскрывает его образ. Простой ритм
раскрывает простой образ - характеристику изображаемого движения: быстрое,
медленное, равно
Динамика – Форма
Любое движение, происходя в пространстве, имеет свою форму, как и лю-
бая форма является результатом движения. “Чтобы исследовать формообразова-
ние в жи
Динамика – Материал
Внутренняя, скрытая динамика материала - это его способность противо-
стоять внешним воздействиям, что выражается в егопластике.Пластичность
Динамика – Пространство
Пластичность пустого пространства практически бесконечна (до предела
скорости света - в реальном пространстве), значит внутренняя динамика про-
странства, его спос
Динамика – Образ
Любое движение - это следствие действия, т. е. применения силы, т. е. собы-
тия. Таким образом, движение несет информацию о событии или егодинамиче-
Форма – Материал
Материал выражается в форме черезфактуру ипластику. Фактура - это
характеристика поверхности объемной формы, связанная с чувством осязания
Форма – Пространство
Среди множества характеристик формы главной по отношению к простран-
ству является ее ориентированность в пространстве. “Ориентацию формы в среде
определ
Живопись.
1. Изображение постановки из предметов
разнообразной формы с передним и задним планами. Анализ пространственной
ситуации и пространственного взаимодействия форм: а). кон
Архитектуре
форма
несет функцию
организатора,
знакового
информатора окружающего прос
Форма – Образ
Любая форма, являясь результатом закономерной организации, несет в себе
образ, как изображение абстрактной идеи, лежащей в основе этой закономерно-
сти. Таким обра
Свет (цвет) – Матерал
Различные цвета имеют различную материальность, т. е. , речь идет о том,
что предмет, окрашенный в тот или иной цвет может выглядеть более объемным,
более весомым,
Свет (цвет) – Пространство
Реальное пространство всегда наполнено светом, который имеет в каждом
случае свою характеристику - цветовой тон. Но не только цвет имеет среда. Цвет
воспринимается
Свет (цвет) – Образ
Цвет в нашем сознании всегда ассоциативен. Всегда вызывает образы из
нашего прошлого опыта и генетической памяти. Цвет, кроме того, всегда знак, в
каждой культуре
Материал – Пространство
Материал пространства - пустота. Она же - его функция. Функция простран-
ства - быть пустым.
Как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре, под словом “мате
Материал – Образ
Образ материала состоит из его свойств-знаков, которые фиксируются в
словах, в языке. Золото, железо, камень представляют из себя слово-знак, выра-
жающее то или и
Пространство – Образ
Эта тема - наиболее важная в понимании архитектуры, как искусства. Выше
уже было доказано, что архитектурное пространство - суть художественное про-
странство. То
Семестр
4 семестр
&nb
Семестр
5
Семестр
Примечание: Если в графе “Тема, № задания” ничего не помечено, значит задание носит общий
характер. Преподаватель, если это требуется, может конкретизироват
Новости и инфо для студентов