Форма – Материал - раздел Архитектура, Учебно – методическое пространство архитектуры
Материал Выражается В Форме ЧерезФактуру И...
Материал выражается в форме черезфактуру ипластику. Фактура - это
характеристика поверхности объемной формы, связанная с чувством осязания.
Зрение - продолжение руки, поэтому зрительное восприятие фактуры естественно
связано с тактильными ощущениями. Фактура - это проявление внутренних
свойств материала на его поверхности. Свойства материала проявляются при воз-
действии на него, например, при обработке (шлифовка, полировка, насечка и др.),
а также с течением времени различными случайными факторами. Здесь в мате-
риале отражаетсявремя. Наглядное отражение времени, изображение его, воз-
можно единственно этим путем. Ценность старой архитектуры, старых предметов
во многом состоит в этом их качестве - отображать течение времени. Связь с
прошлым позволяет человеку ощутить не только пространство вокруг себя, но и
Время. Оттого так затрагивают наши чувства руины и развалины, старые вещи.
Оттого наши чувства молчат при виде новенького отреставрированного памятни-
ка архитектуры, или “новодела”(современной старины), или электрического само-
вара “под старину”.
Пластика, в отличие от фактуры, - это проявление свойств материала не на
поверхности, а в самой объемной форме, т. е. материал определяет своеобразие
формы. Одна и та же форма, выполненная из дерева и глины имеет, конечно же,
различную пластику.
Вархитектуре материалом “изображаемым” являетсяфункция. Соответст-
вие формы и функции определяет реализм в архитектуре. Обычно форма всегда
соответствует функции так, как их понимает архитектор. Меняются или добавля-
ются функции - меняются архитектурные формы. Если Корбюзье считал, что жи-
лье должно удовлетворять физиологическим потребностям человека, то в резуль-
тате так понятой функции жилья и появились однообразные унылые коробки ти-
повых домов.
Здесь мы видим и “сопротивление” архитектурного материала, связанное с
ценой. Одна из сторон мастерства архитектора - умение преодолеть это сопротив-
ление, создать архитектуру с наибольшей функциональностью за наименьшую
цену. Формотворчество же за счет заказчика - безнравственно. Это пустая бессо-
держательная трата денег. Форма должна быть красивой и интересной, но это
лишь одна измногих функций архитектуры. Оригинальной, современной форма
становится, когда появляется новый материал или новая функция. Новые мате-
риалы и функции создает жизнь, т. е. заказчик. Дело архитектора - придать им
адекватные формы. Трудно перечислить все функции архитектуры , назовем лишь
некоторые: ограждение от внешней среды, удовлетворение физиологических по-
требностей, связь с миром, автономность, современность, красота, оригиналь-
ность, символичность, экологичность, просторность, освещенность, прочность,
возможность трансформировать, дешевизна, транспортабельность, гигиеничность,
эмоциональность,
культурная преемственность,
индивидуальность,
безопасность, простота, юмор и т. д. и т. п. Они же - свойства архитектурной фор-
мы. Так же художник, изображая какой-либо предмет, видит множество его
свойств, но передает самые, на его взгляд, характерные. Строительные материалы
также влияют на архитектурную форму, но это влияние не определяющее. Под-
даться пластике строительного материала, эстетически освоить его, чаще всего и
логичнее, и дешевле, но нельзя и фетишизировать материал, как это делали, на-
пример, новые бруталисты. Внешний вид, к примеру, бетона не всегда радует глаз
своим цветом. Пример - детский сад из некрашеного бетона.
Рисунок и живопись. 1. Изображение предметов из различных материалов.
Изучить и показать влияние свойств материала на пластические особенности
формы предмета.
2. “Руины”. Изображение памятников старины, отмеченных временем. Бы-
тие материалов во времени.
3. “Старое и новое”. Постановка из предметов новых, современных и ста-
рых. Раскрыть тему пластическими средствами.
4.
Постановка из предметов быта. Передать фактурное богатство
постановки.
5. Архитектурный пейзаж. Изображение фактуры и пластики в архитектуре.
Изучение пластических и фактурных возможностей различных строительных ма-
териалов.
6. Функция и форма. Изучение природных объектов (в том числе и анато-
мии человека) как отражение функции в форме. (Зарисовки растений, животных,
изучение конструкции человеческого тела).
Скульптура. 1. Лепка геометрических тел. Изучение пластических и фак-
турных возможностей скульптурного материала. В ходе работы анализируются с
этой точки зрения работы известных скульпторов.
2. Лепка с натуры. Задача - передать материал изображаемого с помо-
щью иллюзорного изображения фактуры и пластики.
3. Передать материал изображаемого, используя пластические свойства
скульптурного материала.
Композиция. 1. Организовать композицию с использованием сочетаний
различных материалов (пластилина, глины, гипса, кирпича, гвоздей и т. д.).
2. “Время”. Раскрыть тему с помощью различных материалов и пред-
метов, современных и старинных, новых и подержанных. Показать жизнь мате-
риала во времени.
3. Серия заданий на создание композиций, выявляющих различные свойства
какого-либо одного материала (бумаги, дерева, скрепок, спичек, глины и т. д.).
4. Изучение и нахождение способов работы с материалом с целью
получения эстетической формы, например, как в задании по композиции
Литовского государственного художественного института:
В резиновый
мешочек наливают жидкий гипс. С помощью различных воздействий ему
придается та или иная форма (подвешивают, кладут на плоскость, под пресс и т.
д.) [17, с. 140]. Можно также проделать опыты с глиной, с тканью, пропитанный
гипсом и т. д. Изучить метод работы Антонио Гауди.
тод работы Антонио Гауди. 5.
Фактурная композиция. Выполняется в объеме из одного материала, но с различ-
ной фактурной обработкой.
Все темы данного раздела:
Категории изобразительных дисциплин
Существуют
общие
для
всех изобразительных дисциплин категории,
которые объединяют эти дисциплины в изобразительн
Пространство
Существует множество подходов, концепций объяснений понятия “про-
странство’’ - математическое пространство, психологическое, перцептивное про-
странство, художест
Ризонталь.
Линия, со-
единяющая углы четырехугольника, -диагональ, самая длинная линия, проходя-
щая через всю плоскость и объединяющая ее.
Четы
Свет и цвет
Свет и цвет едины по своей природе. Это - электромагнитное излучение. В
физике принято считать, что свет имеет двойственную природу. Во-первых, это
поток
Материал
Материал - это то, из чегосоздан объект (или может быть создан). Заметим
здесь применение слова “создан”, а не - “состоит”. Материал всегда несет в себе
Контраст и нюанс
Это понятие - выражение одного из основополагающих законов развития и
существования материи - диалектического закона перехода количества в качество.
Пропорции
Пропорция - это количественноесоотношение по однородному признаку
частей целого между собой. Это определение очень похоже на определение нюан-
са.
Динамика и статика
Если контрастность - категория различия, а ритм - категория изменения, то
динамика - категория движения. Изменение, различие - результат движения, а
Материал - отражают объективные свойства воспринимаемого мира.Движение
- также свойство материи - представлено здесь категорией “динамика”, которая
отражает свойство композицииизображать движение, так как в изобразительном
искусстве
Контрастность - Пропорции
Пропорции могут быть контрастными или нюансными. Контрастность - это
субъективная характеристика пропорциональных отношений. Мы видим, что во
многом эти категории,
Раскрытие темы по дисциплинам.
Рисунок. Оценка композиции листа с точки зрения пропорциональной
контрастности позволяетосмысленно подходить к компоновке и к тоновому
оформлению
Контрастность - Ритм
Ритмический ряд, как ряд, состоит из однородных элементов. Эти элементы
могут различаться или быть тождественными. Различия элементов в ритмическом
ряду могут быть
Контрастность - Динамика
Динамика (динамичность или статичность), как характеристика компози-
ции, достигается, наряду с другими средствами, также и с помощью контраста и
нюанса. Нюанс изо
Контрастность - Форма
Анализ формы с точки зрения контрастности - инструмент формотворчества
архитектора. Не следует забывать, что цель формотворчества - смыслотворчество
(функция также
Контрастность – Материал
Материалы контрастны между собой всегда, причем, не только фактурой,
пластикой и цветом, но контрастируют и их семантические образы: золото - ка-
мень, глина и мра
Контрастность – Пространство
Пространство как объект архитектуры - это объект организации. Организо-
ванное пространство является композицией. Контраст и нюанс, как средства ком-
позиции являю
Контрастность – Образ
Нюанс, как было сказано выше, несет идею, образ различия и движения.
Контраст, в свою очередь, это противопоставление, борьба двух противоположно-
Пропорции – Ритм
Отображая движение с помощью контраста и нюанса, ритм является про-
порциональным рядом. Поскольку ритм определяетсязакономерностью, по-
стольку в
Пропорции – Динамика
Динамические пропорции, в основном, характеризуются иррациональными
числами ( 2 , 5 , золотое сечение, функция Жолтовского и др.), а статические
пропорции - целыми
Пропорции – Форма
Форма, имея измерения, имеет и пропорции. Восприятие формы как целост-
ности, единства частей зависит от единства их пропорций, т. е., когда в основе
Пропорции – Пространство
Реальное организованное пространство неизбежно несет в себе закон своей
организации, что, естественно, выражается в пропорциях.
Трехмерное пространство, координаты точек которого
Пропорции - Образ
Каждая система пропорций несет свой образ. Золотое сечение, например,
это образ роста, образ живой материи. Он выявляет смысл этой пропорции, как
выражение законом
Ритм – Динамика
Ритмический ряд состоит из изменяющихся элементов. Изменение воспри-
нимается как результат движения. Таким образом, ритм, показывая изменения,
изображает движение
Ритм – Форма
Ритм в отношении к форме выступает как ее членение. Когда в членении
формы наблюдается ритм, т. е. закономерность, форма в восприятии сохраняет
свою целостность, б
Ритм – Материал
Чтобы материал проявил ритмическое своеобразие, требуется два условия:
сила, воздействующая на материал, и протяженность воздействия во времени или
пространстве. Х
Ритм – Пространство
Ритм, являясь пропорциональным рядом, всегда организует любое про-
странство. Пропорциональное пространство, то есть пространство, построенное
на какой-либо законо
Ритм – Образ
Ритм, являясь изображением движения, раскрывает его образ. Простой ритм
раскрывает простой образ - характеристику изображаемого движения: быстрое,
медленное, равно
Динамика – Форма
Любое движение, происходя в пространстве, имеет свою форму, как и лю-
бая форма является результатом движения. “Чтобы исследовать формообразова-
ние в жи
Динамика – Материал
Внутренняя, скрытая динамика материала - это его способность противо-
стоять внешним воздействиям, что выражается в егопластике.Пластичность
Динамика – Пространство
Пластичность пустого пространства практически бесконечна (до предела
скорости света - в реальном пространстве), значит внутренняя динамика про-
странства, его спос
Динамика – Образ
Любое движение - это следствие действия, т. е. применения силы, т. е. собы-
тия. Таким образом, движение несет информацию о событии или егодинамиче-
Форма – Пространство
Среди множества характеристик формы главной по отношению к простран-
ству является ее ориентированность в пространстве. “Ориентацию формы в среде
определ
Живопись.
1. Изображение постановки из предметов
разнообразной формы с передним и задним планами. Анализ пространственной
ситуации и пространственного взаимодействия форм: а). кон
Архитектуре
форма
несет функцию
организатора,
знакового
информатора окружающего прос
Форма – Образ
Любая форма, являясь результатом закономерной организации, несет в себе
образ, как изображение абстрактной идеи, лежащей в основе этой закономерно-
сти. Таким обра
Свет (цвет) – Матерал
Различные цвета имеют различную материальность, т. е. , речь идет о том,
что предмет, окрашенный в тот или иной цвет может выглядеть более объемным,
более весомым,
Свет (цвет) – Пространство
Реальное пространство всегда наполнено светом, который имеет в каждом
случае свою характеристику - цветовой тон. Но не только цвет имеет среда. Цвет
воспринимается
Свет (цвет) – Образ
Цвет в нашем сознании всегда ассоциативен. Всегда вызывает образы из
нашего прошлого опыта и генетической памяти. Цвет, кроме того, всегда знак, в
каждой культуре
Материал – Пространство
Материал пространства - пустота. Она же - его функция. Функция простран-
ства - быть пустым.
Как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре, под словом “мате
Материал – Образ
Образ материала состоит из его свойств-знаков, которые фиксируются в
словах, в языке. Золото, железо, камень представляют из себя слово-знак, выра-
жающее то или и
Пространство – Образ
Эта тема - наиболее важная в понимании архитектуры, как искусства. Выше
уже было доказано, что архитектурное пространство - суть художественное про-
странство. То
Семестр
4 семестр
&nb
Семестр
5
Семестр
Примечание: Если в графе “Тема, № задания” ничего не помечено, значит задание носит общий
характер. Преподаватель, если это требуется, может конкретизироват
Новости и инфо для студентов