Материал - раздел Архитектура, Учебно – методическое пространство архитектуры
Материал - Это То, Из ЧегоСоздан Объект (Или...
Материал - это то, из чегосоздан объект (или может быть создан). Заметим
здесь применение слова “создан”, а не - “состоит”. Материал всегда несет в себе
следы создания своей окончательной, дошедшей до нашего восприятия, формы.
Материал - это не всегда вещество. Материалом могут быть и предметы (напри-
мер, кирпичи), и цифры, и даже люди и т. д.
Материал в рисунке и живописи - это то, с помощью чего создается изо-
бражение - краски, карандаши, кисти, бумага и т.д., а также то, что изображается -
ткань, дерево, стекло, кожа и др.
Отношение к материалу изображаемому и ма-
териалу изображающему менялось исторически. Художники, стремящиеся к ил-
люзорности, старались замаскировать материал из которого создается произведе-
ние, скорее даже - превратить его в изображаемый материал: мрамор - в женскую
кожу, краски - в солнечный свет. Налицо закономерность: чем меньше материаль-
ность (материальность - это свойство материала быть воспринятым) изобра-
жающего материала, тем больше материальность изображенного. И наоборот,
концепция выявления в работе свойств художественных материалов, подчеркивая
тем самым их материальность, приводит к “дематериализации” изображаемого.
Предмет, изображенный таким методом становится болеезнаковым и менее кон-
кретным. К тому же, повышается эмоциональность такого изображения. Худож-
ник получает возможность оставить следы своего эмоционального контакта с ма-
териалом, что в первом случае невозможно.
Итак, мы видим, что материал представляется в двух ипостасях - как
средство изображения и какпредмет изображения. В этом контексте представля-
ется возможность и необходимость дать определение понятию “изображение”.
Изображение - это отражение одного материала в другом. Данное опреде-
ление равно справедливо и для зеркала, и для бухгалтерского баланса, и для кар-
тины, но если заменить “отражение” на “выражение”, то получим определение
искусства - этовыражение одного материала в другом.
Функция изображения - информация. В этой связи характерен пример из
истории развитияматериала в скульптуре. В Древней Греции в период архаики,
да и в более позднее время, скульптуры почти целиком раскрашивались. Из этого
можно сделать вывод: в период архаики условность изображения греками не при-
нималась, да и, о самом изображении, по-видимому, не было речи. Курос - это не
изображение, это сам Бог (к примеру, Аполлон), это его воплощение. “Предки”
изображения -воплощение, отождествление до сих пор сидят в нашем подсоз-
нании (вспомним, проявившееся недавно, наше отношение к памятникам свергну-
тым вождям).
Итак, изображение - это продукт исторического развития циви-
лизации. Коль речь идет о развитии, то нетрудно
предвидеть
дальнейшее
изменение сущностного наполнения понятия изображения.
Материал в архитектуре.
“На любую архитектурную композицию, - пишет О. Вагнер, - решающее
влияние оказывает строительный материал и способ
обработки этого мате-
риала... Архитектурное решение должно
подчиняться материалу и технике
обработки этого материала.” [15, с. 73]. Не только подчинение, но и борьба,
преодоление материала - тема архитектуры. Часто материал как бы исчезает из
поля зрения архитектора - исчезает и “тема материала” в архитектуре, на первый
план выступает “тема формы” или “тема цвета”. Отметим эту закономерность,
чтобы вернуться к ней позже.
“Выявлению конструкций и материалов придавал, как известно, опреде-
ляющее значение Мисс ван дер Роэ. В своем педагогическом кодексе он устанав-
ливает такую программу обучения: от архитектуры в ее простейших формах -
до архитектуры как искусства - от познания материалов через изучение функ-
циональных процессов - к творчеству.” [3, с. 110].
Если вспомнить определение изображения, то по аналогии с ним можно оп-
ределить архитектуру как отражение функции в материале (техническая сторона),
или каквыражение функции в материале - здесь архитектура представлена как
искусство. Здесьфункция представлена в качестве материала изображаемого, а
строительный материал - материал изображающий. Они находятся в постоянном
диалектическом противоречии (как и в рисунке, живописи и скульптуре) - с одной
стороны, функция диктует свои условия формообразования материалу; с другой
стороны, материал имеет свою пластику, свою специфику формообразования и
функционирования.
Но каждый материал может выполнять ту или иную функцию лучше дру-
гих, и здесь он может более полно раскрыть свои пластические возможности.
Функция определяет материал, а архитекторраскрывает материал для функции.
Это определяетреализм в архитектуре.
Вернемся теперь к высказыванию О. Вагнера и дополним его: на любую ар-
хитектурную композицию решающее влияниеоказывает выбор отношения к
строительному материалу.
Если выбор материала неудачен или невозможен в реальной ситуации, ма-
териал будет неправдив, неэстетичен, возникает необходимость его скрыть под
другим материалом, закрасить, заштукатурить, то есть - убрать.
В некоторых архитектурных произведениях материал как бы исчезает,
не выявляется, не акцентируется - остается одна объемная форма - это тоже может
быть эстетическим композиционным ходом, только он должен быть осмыслен,
как необходимый.
Все темы данного раздела:
Категории изобразительных дисциплин
Существуют
общие
для
всех изобразительных дисциплин категории,
которые объединяют эти дисциплины в изобразительн
Пространство
Существует множество подходов, концепций объяснений понятия “про-
странство’’ - математическое пространство, психологическое, перцептивное про-
странство, художест
Ризонталь.
Линия, со-
единяющая углы четырехугольника, -диагональ, самая длинная линия, проходя-
щая через всю плоскость и объединяющая ее.
Четы
Свет и цвет
Свет и цвет едины по своей природе. Это - электромагнитное излучение. В
физике принято считать, что свет имеет двойственную природу. Во-первых, это
поток
Контраст и нюанс
Это понятие - выражение одного из основополагающих законов развития и
существования материи - диалектического закона перехода количества в качество.
Пропорции
Пропорция - это количественноесоотношение по однородному признаку
частей целого между собой. Это определение очень похоже на определение нюан-
са.
Динамика и статика
Если контрастность - категория различия, а ритм - категория изменения, то
динамика - категория движения. Изменение, различие - результат движения, а
Материал - отражают объективные свойства воспринимаемого мира.Движение
- также свойство материи - представлено здесь категорией “динамика”, которая
отражает свойство композицииизображать движение, так как в изобразительном
искусстве
Контрастность - Пропорции
Пропорции могут быть контрастными или нюансными. Контрастность - это
субъективная характеристика пропорциональных отношений. Мы видим, что во
многом эти категории,
Раскрытие темы по дисциплинам.
Рисунок. Оценка композиции листа с точки зрения пропорциональной
контрастности позволяетосмысленно подходить к компоновке и к тоновому
оформлению
Контрастность - Ритм
Ритмический ряд, как ряд, состоит из однородных элементов. Эти элементы
могут различаться или быть тождественными. Различия элементов в ритмическом
ряду могут быть
Контрастность - Динамика
Динамика (динамичность или статичность), как характеристика компози-
ции, достигается, наряду с другими средствами, также и с помощью контраста и
нюанса. Нюанс изо
Контрастность - Форма
Анализ формы с точки зрения контрастности - инструмент формотворчества
архитектора. Не следует забывать, что цель формотворчества - смыслотворчество
(функция также
Контрастность – Материал
Материалы контрастны между собой всегда, причем, не только фактурой,
пластикой и цветом, но контрастируют и их семантические образы: золото - ка-
мень, глина и мра
Контрастность – Пространство
Пространство как объект архитектуры - это объект организации. Организо-
ванное пространство является композицией. Контраст и нюанс, как средства ком-
позиции являю
Контрастность – Образ
Нюанс, как было сказано выше, несет идею, образ различия и движения.
Контраст, в свою очередь, это противопоставление, борьба двух противоположно-
Пропорции – Ритм
Отображая движение с помощью контраста и нюанса, ритм является про-
порциональным рядом. Поскольку ритм определяетсязакономерностью, по-
стольку в
Пропорции – Динамика
Динамические пропорции, в основном, характеризуются иррациональными
числами ( 2 , 5 , золотое сечение, функция Жолтовского и др.), а статические
пропорции - целыми
Пропорции – Форма
Форма, имея измерения, имеет и пропорции. Восприятие формы как целост-
ности, единства частей зависит от единства их пропорций, т. е., когда в основе
Пропорции – Пространство
Реальное организованное пространство неизбежно несет в себе закон своей
организации, что, естественно, выражается в пропорциях.
Трехмерное пространство, координаты точек которого
Пропорции - Образ
Каждая система пропорций несет свой образ. Золотое сечение, например,
это образ роста, образ живой материи. Он выявляет смысл этой пропорции, как
выражение законом
Ритм – Динамика
Ритмический ряд состоит из изменяющихся элементов. Изменение воспри-
нимается как результат движения. Таким образом, ритм, показывая изменения,
изображает движение
Ритм – Форма
Ритм в отношении к форме выступает как ее членение. Когда в членении
формы наблюдается ритм, т. е. закономерность, форма в восприятии сохраняет
свою целостность, б
Ритм – Материал
Чтобы материал проявил ритмическое своеобразие, требуется два условия:
сила, воздействующая на материал, и протяженность воздействия во времени или
пространстве. Х
Ритм – Пространство
Ритм, являясь пропорциональным рядом, всегда организует любое про-
странство. Пропорциональное пространство, то есть пространство, построенное
на какой-либо законо
Ритм – Образ
Ритм, являясь изображением движения, раскрывает его образ. Простой ритм
раскрывает простой образ - характеристику изображаемого движения: быстрое,
медленное, равно
Динамика – Форма
Любое движение, происходя в пространстве, имеет свою форму, как и лю-
бая форма является результатом движения. “Чтобы исследовать формообразова-
ние в жи
Динамика – Материал
Внутренняя, скрытая динамика материала - это его способность противо-
стоять внешним воздействиям, что выражается в егопластике.Пластичность
Динамика – Пространство
Пластичность пустого пространства практически бесконечна (до предела
скорости света - в реальном пространстве), значит внутренняя динамика про-
странства, его спос
Динамика – Образ
Любое движение - это следствие действия, т. е. применения силы, т. е. собы-
тия. Таким образом, движение несет информацию о событии или егодинамиче-
Форма – Материал
Материал выражается в форме черезфактуру ипластику. Фактура - это
характеристика поверхности объемной формы, связанная с чувством осязания
Форма – Пространство
Среди множества характеристик формы главной по отношению к простран-
ству является ее ориентированность в пространстве. “Ориентацию формы в среде
определ
Живопись.
1. Изображение постановки из предметов
разнообразной формы с передним и задним планами. Анализ пространственной
ситуации и пространственного взаимодействия форм: а). кон
Архитектуре
форма
несет функцию
организатора,
знакового
информатора окружающего прос
Форма – Образ
Любая форма, являясь результатом закономерной организации, несет в себе
образ, как изображение абстрактной идеи, лежащей в основе этой закономерно-
сти. Таким обра
Свет (цвет) – Матерал
Различные цвета имеют различную материальность, т. е. , речь идет о том,
что предмет, окрашенный в тот или иной цвет может выглядеть более объемным,
более весомым,
Свет (цвет) – Пространство
Реальное пространство всегда наполнено светом, который имеет в каждом
случае свою характеристику - цветовой тон. Но не только цвет имеет среда. Цвет
воспринимается
Свет (цвет) – Образ
Цвет в нашем сознании всегда ассоциативен. Всегда вызывает образы из
нашего прошлого опыта и генетической памяти. Цвет, кроме того, всегда знак, в
каждой культуре
Материал – Пространство
Материал пространства - пустота. Она же - его функция. Функция простран-
ства - быть пустым.
Как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре, под словом “мате
Материал – Образ
Образ материала состоит из его свойств-знаков, которые фиксируются в
словах, в языке. Золото, железо, камень представляют из себя слово-знак, выра-
жающее то или и
Пространство – Образ
Эта тема - наиболее важная в понимании архитектуры, как искусства. Выше
уже было доказано, что архитектурное пространство - суть художественное про-
странство. То
Семестр
4 семестр
&nb
Семестр
5
Семестр
Примечание: Если в графе “Тема, № задания” ничего не помечено, значит задание носит общий
характер. Преподаватель, если это требуется, может конкретизироват
Новости и инфо для студентов