рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пропорции

Пропорции - раздел Архитектура, Учебно – методическое пространство архитектуры   Пропорция - Это КоличественноеСоотношение По...

 

Пропорция - это количественноесоотношение по однородному признаку

частей целого между собой. Это определение очень похоже на определение нюан-

са. Разница здесь только в словах “соотношение” и “различие”. Нюанс несет ин-

формацию об имеющемся различии, а пропорция выражает, каково оно в количе-

ственном выражении.

Математически различие выражается знаком “минус” (меньше) или -

“плюс” (больше), соотношение же - знаками деления или умножения. Иными сло-

вами, пропорция показывает, сколько раз одно укладывается в другом (даже если


 

эти “разы” являются дробными или иррациональными числами).Пропор-

ция - это мера подобия. Значит, категорию “пропорции” можно также назвать

категорией подобий. В пропорциональные отношения вступают все элементы

композиции, которые можно определитьколичественно: линейные размеры,

цвет, площади, объемы и т. д.

Когда пропорции в отдельной композиции подчинены единому закону или

закономерности, возникает ощущениегармоничности этой композиции. Напри-

мер, можно строить гармонические соотношения по правилу: два элемента целого

соотносятся между собой как один из элементов - к целому. Это - формула золо-

того сечения, выражающая структурное единство Вселенной.

Другой пример пропорционирования: элементы или части элементов равны

(по какому-либо признаку) между собой - правилосимметрии, выражающееэту

сторону строения Вселенной - симметричность. Можно также вспомнить систему

“Модулор” Ле Корбюзье, который пропорции золотого сечения связывал с разме-

рами частей человеческого тела, выражая идею закономерности возникновения

человека, как этапа развития Вселенной. Иными словами, системы пропорций не-

сут в себе философское содержание.

Гармония как результат пропорции - это выражение закономерного един-

ства мира. Поскольку пропорция определяется как мераподобия, то закономерно,

что гармония выражена в пропорциях, и ее можно также определить какмеру по-

добия миру. Гармония - это единство общего и частного, как в отдельном худо-

жественном произведении, как целостности, так и в отношении его, этого произ-

ведения, к большой целостности - ко Вселенной.

“Море гармонично в покое водяных масс (штиль), и в их активном

движении (шторм). Гармоничны в своем “спокойствии” египетские пирамиды и,

погруженный в вечную задумчивость, сфинкс. Но не менее гармоничны “падаю-

щие” арки, удерживаемые тросами висячего покрытия, и “скачущий” Медный

Всадник. В первом случае сооружениям присуща гармония масс, подчиненных

земной гравитации, во втором - гармония сил, противостоящих этой гравита-

ции, в первом случае - гармония покоя (статики), во втором - гармония движения

(динамики)” [14, с. 36], и во всех случаях речь идет осоотношении.

Чувственно воспринятая и осознанная человеком гармония воспринимаемо-

го объекта или явления служит основанием для оценки его каккрасивого.

Более глубокое и диалектическое - художественное - понимание гармонии

вырабатывается в эстетике нового времени, - пишет А. В. Волошинов, - худо-

жественная гармония - это гармония искусства, это не только математическое

соответствие между однородными элементами, но и единство противополож-

ных эстетических категорий: прекрасного и безобразного, трагического и коми-

ческого, возвышенного и низменного. Благодаря единству этих противоречивых

категорий, художественная гармония приобретает движение и наполняется

жизнью.” [9, с. 86]. Здесь Волошинов, вводя понятиехудожественной гармонии,

еще раз, более глубоко, подтверждает ее определение как соотношения, пропор-

ции, в данном случае, прекрасного и безобразного, трагического и комического и

т. д., т. е., однородных элементов эстетического пространства.


 


Гармония


-


родная


сестракрасоты.


Красота


-


это


более


субъективное понятие. Красоту определяет личность или общественное сознание,

ее можно определить какмеру подобия сознания и мира. Красота определяет

предпочтения общества или отдельной личности на данном этапе развития. Как

правило, среди представителей различных культур нет расхождений в оценке

гармоничности того или иного объекта или явления, тогда как оценка красоты

существенно различается как у представителей различных культур, так и “внутри”

одной культуры, и даже у одного человека в различные периоды его жизни. Кра-

сота - это правило, по которым живет общество и человек в сложившихся услови-

ях своего существования. Изменение этих условий выражается вмоде. Гармония

же - это непосредственное, интуитивное восприятие законов Вселенной. Отноше-

ние красоты и гармонии - это выражение человеком и обществом своей сущност-

ной целостности в мире - с одной стороны, и своего единства с миром, принад-

лежности ему - с другой.

 

Таким образом, красота, идеалы и, в конечном итоге, нравственность - ос-

новной стержень общества, объединяющий его в самоосознающую целостность -

в народ, страну, цивилизацию. Культура, искусство - это те скрепы, которые соз-

дают и осуществляют общество. Развал в культуре - это признак деградации и

развала в обществе. “Красота спасет мир”. Искусство, создавая красоту, делает это

постоянно.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно – методическое пространство архитектуры

Министерство образования Российской Федерации..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пропорции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Категории изобразительных дисциплин
  Существуют общие для всех изобразительных дисциплин категории, которые объединяют эти дисциплины в изобразительн

Пространство
  Существует множество подходов, концепций объяснений понятия “про- странство’’ - математическое пространство, психологическое, перцептивное про- странство, художест

Ризонталь
Линия, со- единяющая углы четырехугольника, -диагональ, самая длинная линия, проходя- щая через всю плоскость и объединяющая ее. Четы

Свет и цвет
  Свет и цвет едины по своей природе. Это - электромагнитное излучение. В физике принято считать, что свет имеет двойственную природу. Во-первых, это поток

Материал
  Материал - это то, из чегосоздан объект (или может быть создан). Заметим здесь применение слова “создан”, а не - “состоит”. Материал всегда несет в себе

Контраст и нюанс
  Это понятие - выражение одного из основополагающих законов развития и существования материи - диалектического закона перехода количества в качество.  

Динамика и статика
  Если контрастность - категория различия, а ритм - категория изменения, то динамика - категория движения. Изменение, различие - результат движения, а

Материал - отражают объективные свойства воспринимаемого мира.Движение
- также свойство материи - представлено здесь категорией “динамика”, которая отражает свойство композицииизображать движение, так как в изобразительном искусстве

Контрастность - Пропорции
  Пропорции могут быть контрастными или нюансными. Контрастность - это субъективная характеристика пропорциональных отношений. Мы видим, что во многом эти категории,

Раскрытие темы по дисциплинам
Рисунок. Оценка композиции листа с точки зрения пропорциональной контрастности позволяетосмысленно подходить к компоновке и к тоновому оформлению

Контрастность - Ритм
  Ритмический ряд, как ряд, состоит из однородных элементов. Эти элементы могут различаться или быть тождественными. Различия элементов в ритмическом ряду могут быть

Контрастность - Динамика
  Динамика (динамичность или статичность), как характеристика компози- ции, достигается, наряду с другими средствами, также и с помощью контраста и нюанса. Нюанс изо

Контрастность - Форма
  Анализ формы с точки зрения контрастности - инструмент формотворчества архитектора. Не следует забывать, что цель формотворчества - смыслотворчество (функция также

Контрастность – Материал
  Материалы контрастны между собой всегда, причем, не только фактурой, пластикой и цветом, но контрастируют и их семантические образы: золото - ка- мень, глина и мра

Контрастность – Пространство
  Пространство как объект архитектуры - это объект организации. Организо- ванное пространство является композицией. Контраст и нюанс, как средства ком- позиции являю

Контрастность – Образ
    Нюанс, как было сказано выше, несет идею, образ различия и движения. Контраст, в свою очередь, это противопоставление, борьба двух противоположно-

Пропорции – Ритм
  Отображая движение с помощью контраста и нюанса, ритм является про- порциональным рядом. Поскольку ритм определяетсязакономерностью, по- стольку в

Пропорции – Динамика
  Динамические пропорции, в основном, характеризуются иррациональными числами ( 2 , 5 , золотое сечение, функция Жолтовского и др.), а статические пропорции - целыми

Пропорции – Форма
    Форма, имея измерения, имеет и пропорции. Восприятие формы как целост- ности, единства частей зависит от единства их пропорций, т. е., когда в основе

Пропорции – Пространство
Реальное организованное пространство неизбежно несет в себе закон своей организации, что, естественно, выражается в пропорциях. Трехмерное пространство, координаты точек которого

Пропорции - Образ
  Каждая система пропорций несет свой образ. Золотое сечение, например, это образ роста, образ живой материи. Он выявляет смысл этой пропорции, как выражение законом

Ритм – Динамика
  Ритмический ряд состоит из изменяющихся элементов. Изменение воспри- нимается как результат движения. Таким образом, ритм, показывая изменения, изображает движение

Ритм – Форма
  Ритм в отношении к форме выступает как ее членение. Когда в членении формы наблюдается ритм, т. е. закономерность, форма в восприятии сохраняет свою целостность, б

Ритм – Материал
  Чтобы материал проявил ритмическое своеобразие, требуется два условия: сила, воздействующая на материал, и протяженность воздействия во времени или пространстве. Х

Ритм – Пространство
  Ритм, являясь пропорциональным рядом, всегда организует любое про- странство. Пропорциональное пространство, то есть пространство, построенное на какой-либо законо

Ритм – Образ
  Ритм, являясь изображением движения, раскрывает его образ. Простой ритм раскрывает простой образ - характеристику изображаемого движения: быстрое, медленное, равно

Динамика – Форма
  Любое движение, происходя в пространстве, имеет свою форму, как и лю- бая форма является результатом движения. “Чтобы исследовать формообразова- ние в жи

Динамика – Материал
  Внутренняя, скрытая динамика материала - это его способность противо- стоять внешним воздействиям, что выражается в егопластике.Пластичность

Динамика – Пространство
  Пластичность пустого пространства практически бесконечна (до предела скорости света - в реальном пространстве), значит внутренняя динамика про- странства, его спос

Динамика – Образ
  Любое движение - это следствие действия, т. е. применения силы, т. е. собы- тия. Таким образом, движение несет информацию о событии или егодинамиче-

Форма – Материал
  Материал выражается в форме черезфактуру ипластику. Фактура - это характеристика поверхности объемной формы, связанная с чувством осязания

Форма – Пространство
  Среди множества характеристик формы главной по отношению к простран- ству является ее ориентированность в пространстве. “Ориентацию формы в среде определ

Живопись
1. Изображение постановки из предметов разнообразной формы с передним и задним планами. Анализ пространственной ситуации и пространственного взаимодействия форм: а). кон

Архитектуре
  форма   несет функцию   организатора,   знакового информатора окружающего прос

Форма – Образ
  Любая форма, являясь результатом закономерной организации, несет в себе образ, как изображение абстрактной идеи, лежащей в основе этой закономерно- сти. Таким обра

Свет (цвет) – Матерал
  Различные цвета имеют различную материальность, т. е. , речь идет о том, что предмет, окрашенный в тот или иной цвет может выглядеть более объемным, более весомым,

Свет (цвет) – Пространство
  Реальное пространство всегда наполнено светом, который имеет в каждом случае свою характеристику - цветовой тон. Но не только цвет имеет среда. Цвет воспринимается

Свет (цвет) – Образ
  Цвет в нашем сознании всегда ассоциативен. Всегда вызывает образы из нашего прошлого опыта и генетической памяти. Цвет, кроме того, всегда знак, в каждой культуре

Материал – Пространство
  Материал пространства - пустота. Она же - его функция. Функция простран- ства - быть пустым. Как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре, под словом “мате

Материал – Образ
  Образ материала состоит из его свойств-знаков, которые фиксируются в словах, в языке. Золото, железо, камень представляют из себя слово-знак, выра- жающее то или и

Пространство – Образ
  Эта тема - наиболее важная в понимании архитектуры, как искусства. Выше уже было доказано, что архитектурное пространство - суть художественное про- странство. То

Семестр
  4 семестр &nb

Семестр
          5

Семестр
    Примечание: Если в графе “Тема, № задания” ничего не помечено, значит задание носит общий характер. Преподаватель, если это требуется, может конкретизироват

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги