Форма – Пространство - раздел Архитектура, Учебно – методическое пространство архитектуры
Среди Множества Характеристик Формы Главной По Отношению К Пр...
Среди множества характеристик формы главной по отношению к простран-
ству является ее ориентированность в пространстве. “Ориентацию формы в среде
определяют соотношением ее положения или конфигурации с каким-либо ориен-
тиром, присущим среде.” [18, с. 74]. Геометрическое пространство в качестве
ориентира имеет систему координат. В реальном пространстве форма всегда ори-
ентирована относительно вертикали и горизонтального направления. Архитек-
турная форма вписывается также в среду географическую, физическую, социаль-
ную (в общем - архитектурную), и выбор ее ориентированности является частью
информации о ее содержании.
Форма всегда принадлежит объекту пространства. Можно сказать, форма -
этообъективированное пространство. В картине или рисунке создается свое
картинноепространство, и форма существует внутри него, подчиняясь его зако-
нам, структуре картинной плоскости. (Сама картинная плоскость тоже в свою
очередь - форма.) Объемную форму в трехмерном пространстве можно изобразить
разными способами (см. главу “Пространство”). Самой распространенной являет-
ся система ренессансной перспективы или фотоперспективы (а также линейной).
Изображения, полученные с помощью этой системы, близки к тому, что мы ви-
дим, воспринимая реальное пространство и объемную форму. Однако, существует
более точная система - системаперцептивной перспективы, основные положения
которой выглядят так (из книги Б. В. Раушенбаха “Пространственные построения
в древнерусской живописи.”): “1). Для среднего плана картинного пространства
перцептивная перспектива практически совпадает с линейной, дальний план ли-
нейная перспектива преуменьшает; 2). Для очень близкого и не слишком протя-
женного плана (т. е. оставаясь в области константности величины) или для
очень далекого и не слишком большого объекта (т. е. для объекта с малыми угло-
выми размерами, для которых схождение параллельных пренебрежимо мало)
перцептивная перспектива совпадает с аксонометрией; 3). При бинокулярном
зрении возможен эффект “сверхконстантности” величины, когда для очень
близкого и не очень протяженного плана перцептивная перспектива, обычно сов-
падающая с аксонометрией, может принять вид обратной перспективы.”[21].
Однако, так исторически сложилось, что изобразительным
языком на-
шей эпохи стала линейная перспектива, илифотоперспектива. Об этом нужно
помнить архитекторам, ведь архитектура создается не только для функционально-
го восприятия, но и для визуального. Изображая проектируемый объект в системе
линейной перспективы, мы не передаем точно то, что увидит человек, наблюдая
его в реальном пространстве; видя фотографию здания, мы должны знать, что на
самом деле оно выглядит несколько по-иному, каким бы мастером ни была сдела-
на фотография. Вывод сделать нетрудно:проект должен быть представлен в
Все темы данного раздела:
Категории изобразительных дисциплин
Существуют
общие
для
всех изобразительных дисциплин категории,
которые объединяют эти дисциплины в изобразительн
Пространство
Существует множество подходов, концепций объяснений понятия “про-
странство’’ - математическое пространство, психологическое, перцептивное про-
странство, художест
Ризонталь.
Линия, со-
единяющая углы четырехугольника, -диагональ, самая длинная линия, проходя-
щая через всю плоскость и объединяющая ее.
Четы
Свет и цвет
Свет и цвет едины по своей природе. Это - электромагнитное излучение. В
физике принято считать, что свет имеет двойственную природу. Во-первых, это
поток
Материал
Материал - это то, из чегосоздан объект (или может быть создан). Заметим
здесь применение слова “создан”, а не - “состоит”. Материал всегда несет в себе
Контраст и нюанс
Это понятие - выражение одного из основополагающих законов развития и
существования материи - диалектического закона перехода количества в качество.
Пропорции
Пропорция - это количественноесоотношение по однородному признаку
частей целого между собой. Это определение очень похоже на определение нюан-
са.
Динамика и статика
Если контрастность - категория различия, а ритм - категория изменения, то
динамика - категория движения. Изменение, различие - результат движения, а
Материал - отражают объективные свойства воспринимаемого мира.Движение
- также свойство материи - представлено здесь категорией “динамика”, которая
отражает свойство композицииизображать движение, так как в изобразительном
искусстве
Контрастность - Пропорции
Пропорции могут быть контрастными или нюансными. Контрастность - это
субъективная характеристика пропорциональных отношений. Мы видим, что во
многом эти категории,
Раскрытие темы по дисциплинам.
Рисунок. Оценка композиции листа с точки зрения пропорциональной
контрастности позволяетосмысленно подходить к компоновке и к тоновому
оформлению
Контрастность - Ритм
Ритмический ряд, как ряд, состоит из однородных элементов. Эти элементы
могут различаться или быть тождественными. Различия элементов в ритмическом
ряду могут быть
Контрастность - Динамика
Динамика (динамичность или статичность), как характеристика компози-
ции, достигается, наряду с другими средствами, также и с помощью контраста и
нюанса. Нюанс изо
Контрастность - Форма
Анализ формы с точки зрения контрастности - инструмент формотворчества
архитектора. Не следует забывать, что цель формотворчества - смыслотворчество
(функция также
Контрастность – Материал
Материалы контрастны между собой всегда, причем, не только фактурой,
пластикой и цветом, но контрастируют и их семантические образы: золото - ка-
мень, глина и мра
Контрастность – Пространство
Пространство как объект архитектуры - это объект организации. Организо-
ванное пространство является композицией. Контраст и нюанс, как средства ком-
позиции являю
Контрастность – Образ
Нюанс, как было сказано выше, несет идею, образ различия и движения.
Контраст, в свою очередь, это противопоставление, борьба двух противоположно-
Пропорции – Ритм
Отображая движение с помощью контраста и нюанса, ритм является про-
порциональным рядом. Поскольку ритм определяетсязакономерностью, по-
стольку в
Пропорции – Динамика
Динамические пропорции, в основном, характеризуются иррациональными
числами ( 2 , 5 , золотое сечение, функция Жолтовского и др.), а статические
пропорции - целыми
Пропорции – Форма
Форма, имея измерения, имеет и пропорции. Восприятие формы как целост-
ности, единства частей зависит от единства их пропорций, т. е., когда в основе
Пропорции – Пространство
Реальное организованное пространство неизбежно несет в себе закон своей
организации, что, естественно, выражается в пропорциях.
Трехмерное пространство, координаты точек которого
Пропорции - Образ
Каждая система пропорций несет свой образ. Золотое сечение, например,
это образ роста, образ живой материи. Он выявляет смысл этой пропорции, как
выражение законом
Ритм – Динамика
Ритмический ряд состоит из изменяющихся элементов. Изменение воспри-
нимается как результат движения. Таким образом, ритм, показывая изменения,
изображает движение
Ритм – Форма
Ритм в отношении к форме выступает как ее членение. Когда в членении
формы наблюдается ритм, т. е. закономерность, форма в восприятии сохраняет
свою целостность, б
Ритм – Материал
Чтобы материал проявил ритмическое своеобразие, требуется два условия:
сила, воздействующая на материал, и протяженность воздействия во времени или
пространстве. Х
Ритм – Пространство
Ритм, являясь пропорциональным рядом, всегда организует любое про-
странство. Пропорциональное пространство, то есть пространство, построенное
на какой-либо законо
Ритм – Образ
Ритм, являясь изображением движения, раскрывает его образ. Простой ритм
раскрывает простой образ - характеристику изображаемого движения: быстрое,
медленное, равно
Динамика – Форма
Любое движение, происходя в пространстве, имеет свою форму, как и лю-
бая форма является результатом движения. “Чтобы исследовать формообразова-
ние в жи
Динамика – Материал
Внутренняя, скрытая динамика материала - это его способность противо-
стоять внешним воздействиям, что выражается в егопластике.Пластичность
Динамика – Пространство
Пластичность пустого пространства практически бесконечна (до предела
скорости света - в реальном пространстве), значит внутренняя динамика про-
странства, его спос
Динамика – Образ
Любое движение - это следствие действия, т. е. применения силы, т. е. собы-
тия. Таким образом, движение несет информацию о событии или егодинамиче-
Форма – Материал
Материал выражается в форме черезфактуру ипластику. Фактура - это
характеристика поверхности объемной формы, связанная с чувством осязания
Живопись.
1. Изображение постановки из предметов
разнообразной формы с передним и задним планами. Анализ пространственной
ситуации и пространственного взаимодействия форм: а). кон
Архитектуре
форма
несет функцию
организатора,
знакового
информатора окружающего прос
Форма – Образ
Любая форма, являясь результатом закономерной организации, несет в себе
образ, как изображение абстрактной идеи, лежащей в основе этой закономерно-
сти. Таким обра
Свет (цвет) – Матерал
Различные цвета имеют различную материальность, т. е. , речь идет о том,
что предмет, окрашенный в тот или иной цвет может выглядеть более объемным,
более весомым,
Свет (цвет) – Пространство
Реальное пространство всегда наполнено светом, который имеет в каждом
случае свою характеристику - цветовой тон. Но не только цвет имеет среда. Цвет
воспринимается
Свет (цвет) – Образ
Цвет в нашем сознании всегда ассоциативен. Всегда вызывает образы из
нашего прошлого опыта и генетической памяти. Цвет, кроме того, всегда знак, в
каждой культуре
Материал – Пространство
Материал пространства - пустота. Она же - его функция. Функция простран-
ства - быть пустым.
Как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре, под словом “мате
Материал – Образ
Образ материала состоит из его свойств-знаков, которые фиксируются в
словах, в языке. Золото, железо, камень представляют из себя слово-знак, выра-
жающее то или и
Пространство – Образ
Эта тема - наиболее важная в понимании архитектуры, как искусства. Выше
уже было доказано, что архитектурное пространство - суть художественное про-
странство. То
Семестр
4 семестр
&nb
Семестр
5
Семестр
Примечание: Если в графе “Тема, № задания” ничего не помечено, значит задание носит общий
характер. Преподаватель, если это требуется, может конкретизироват
Новости и инфо для студентов