Реферат Курсовая Конспект
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ - раздел Экономика, Федеральное Агентство По Образованию Государственное...
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И МАШИНОСТРОЕНИЯ
Кафедра «Экономика и менеджмент в машиностроении»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ
Методические указания к лабораторной работе
Ростов-на-Дону
Составители:
кандидат физико-математических наук, доцент И. М. Пешхоев
кандидат экономических наук, доцент А.А. Алуханян
доцент Т.А. Иваночкина
УДК 336. 658
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ: Методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Экономико-математическое моделированиет»/ДГТУ, Ростов н/Д, 2011. — 16 с.
Методические указания предназначены для студентов 3-го и 4-го курсов специальностей 080507 и 080502 всех форм обучения
Печатается по решению редакционно-издательского совета института энеогетики и машиностроения
Рецензент кандидат технических наук, доцент В. П. Гаценко
Научный редактор доктор экономических наук, профессор
М. В. Альгина
© Издательский центр ДГТУ, 2011.
Оглавление
1. Теоретические сведения..................................... ……………………………...4
1.1.Основные понятия теории матричных игр....... ……………………………..4
1.2.Смешанные стратегии и теорема фон Неймана-Нэша………………………..7
1.3.Метод решения игры 22………………………….……………………………8
1.4.Приведение матричной игры к задаче линейного программирования ……..11
2. Пример выполнения задания........................... ……………………………..15
3. Задание к лабораторной работе...................... ……………………………. 25
Литература.......................................................... ……………………………….27
1. Теоретические сведения
1.1. Основные понятия теории матричных игр
На практике часто приходится сталкиваться с задачами, в которых необходимо принимать решения в условиях неопределенности, т. е. возникают ситуации, в которых две (или более) стороны преследуют различные цели, а результаты любого действия каждой из сторон зависят от мероприятий партнера.
В экономике конфликтные ситуации встречаются очень часто и имеют многообразный характер. К ним относятся, например, взаимоотношения между
поставщиком и потребителем, покупателем и продавцом, банком и клиентом. Во всех этих примерах конфликтная ситуация порождается различием интересов партнеров и стремлением каждого из них принимать оптимальные решения, которые реализуют поставленные цели в наибольшей степени. При этом каждому приходится считаться не только со своими целями, но и с целями партнера, и учитывать неизвестные заранее решения, которые эти партнеры будут принимать.
Для решения задач с конфликтными ситуациями разработаны математической теорией конфликтных ситуаций, которая носит название теория игр.
Приведем основные понятия теории игр. Математическая модель конфликтной ситуации называется игрой, стороны, участвующие в конфликте − игроками, а исход конфликта − выигрышем. Для каждой формализованной игры вводятся правила, т. е. система условий, определяющая: 1) варианты действий игроков; 2) объем информации каждого игрока о поведении партнеров; 3) выигрыш, к которому приводит каждая совокупность действий. Как правило, выигрыш (или проигрыш) может быть задан количественно.
Игра называется парной, если в ней участвуют два игрока, и множественной, если число игроков больше двух. Рассматривать будем только парные игры. В них участвуют два игрока А и В, интересы которых противоположны, а под игрой будем понимать ряд действий со стороны А и В.
Игра называется игрой с нулевойсуммой, или антагонистической, если выигрыш одного из игроков равен проигрышу другого.
Выбор и осуществление предусмотренных правилами действий называется стратегией игрока.
Целью теории игр является определение оптимальной стратегии для каждого игрока. При выборе оптимальной стратегии естественно предполагать, что оба игрока ведут себя разумно с точки зрения своих интересов.
Рассмотрим парную конечную игру. Пусть игрок А располагает т стратегиями, которые обозначим А1 , А2 , ... , Аm . У игрока В имеется п стратегий, обозначим их В1, В2 ,… , Вn .
В этом случае игра имеет размерность . В результате выбора игроками любой пары стратегий
однозначно определяется исход игры, т. е. выигрыш игрока А (положительный или отрицательный) и проигрыш (-) игрока В. Предположим, что значения известны для любой пары стратегий . Матрица {}, (i=1,2,…, m; j = 1,2,…, п) элементами которой являются выигрыши, соответствующие стратегиям Аi и Вj , называется платежной матрицей. Строки этой матрицы соответствуют стратегиям игрока А, а столбцы − стратегиям игрока В.
Рассмотрим игру с матрицей {}, (i=1,2,…, m; j = 1,2,…, п) и
определим наилучшую среди стратегий А1 , А2 , ... , Аm . Выбирая стратегию Аi игрок А должен рассчитывать, что игрок В ответит на нее той из стратегий Bj, для которой выигрыш для игрока А минимален (игрок В стремится "навредить" игроку А).
Обозначим через , наименьший выигрыш игрока А при выборе им стратегии Аi для всех возможных стратегий игрока В (наименьшее число в -й строке платежной матрицы), т. е.
(1.1.1)
Среди всех чисел выберем наибольшее: . Назовем нижней ценой игры или максиминным выигрышем (максимином). Это гарантированный выигрыш игрока А при любой стратегии игрока В. Следовательно,
, (1.1.2)
Стратегия, соответствующая максимину, называется максиминной стратегией. Игрок В заинтересован в том, чтобы уменьшить выигрыш игрока А; выбирая стратегию Вj он учитывает максимально возможный при этом выигрыш для А. Обозначим
(1.1.3)
Среди всех чисел выберем наименьшее и назовем верхней ценой игры или минимаксным выигрышем (мииимаксом). Это гарантированный проигрыш игрока В. Следовательно,
(1.1.4)
Простые рассуждения позволяют понять, что всегда . При гарантированный 1-му игроку выигрыш совпадает с тем выигрышем, выше которого второй игрок в состоянии не допустить выигрыша 1-го игрока, т. е. имеет место некоторое равновесие, которым игроки и должны удовлетвориться (при осторожной игре, без риска, так как отступление от этого поведения грозит возможным наказанием, уменьшением выигрыша или увеличением потерь). Эта ситуация отвечает наличию у платежной матрицы «седлового элемента» - максимального в столбце и минимального в строке.
В остальных случаях и возникает вопрос: нельзя ли увеличить гарантированный выигрыш и добиться того, чтобы выигрыш был между нижней и верхней ценой игры ?
1.2. Смешанные стратегии и теорема фон Неймана-Нэша
Ответ на вопрос, поставленный в предыдущем пункте, может быть получен благодаря применению «смешанных» стратегий.
Рассмотрим последовательность игр, в каждой из которых игроки выбирают свои чистые стратегии и, соответственно, получают выигрыши Средний выигрыш первого игрока при этом
равен
Пусть − число игр, когда первый игрок выбрал свою -тую стратегию, − число игр, когда второй игрок выбрал свою -тую стратегию, причем ,
где т − число чистых стратегий первого игрока, a n − второго. Очевидно, что некоторые или могут быть равны нулю (если соответствующие стратегии не выбирались ни разу).
Тогда − относительные частоты выбора стратегий, − векторы частот.
.
Задание к лабораторной работе
Игра задана платежной матрицей А. Получить решение задачи в случае, если:
1. Заданы стратегии противника;
2. Из платежной матрицы вычеркнуты строка и столбец таким образом, чтобы нижняя и верхняя цены игры не совпали (игра 2 х 2);
3. Решить задачу полностью (игра 3 х 3) с использованием персонального компьютера (программа LINPROG).
Согласно заданному варианту в таблице приводятся элементы платежной матрицы и вероятностей использования стратегий 2-ым игроком.
№вар | А11 | А12 | А13 | А21 | А22 | А23 | А31 | А32 | А33 | Y1 | Y2 | Y3 |
0.2 | 0.5 | 0.3 | ||||||||||
0.5 | 0.1 | 0.4 | ||||||||||
0.4 | 0.3 | 0.3 | ||||||||||
0.3 | 0.4 | 0.3 | ||||||||||
0.25 | 0.2 | 0.55 | ||||||||||
0.6 | 0.1 | 0.3 | ||||||||||
0.2 | 0.4 | 0.4 | ||||||||||
0.3 | 0.5 | 0.2 | ||||||||||
0.4 | 0.3 | 0.3 | ||||||||||
0.35 | 0.3 | 0.35 | ||||||||||
0.5 | 0.2 | 0.3 | ||||||||||
0.65 | 0.1 | 0.25 | ||||||||||
0.3 | 0.4 | 0.3 | ||||||||||
0.2 | 0.3 | 0.5 | ||||||||||
0.4 | 0.2 | 0.4 | ||||||||||
0.5 | 0.3 | 0.2 | ||||||||||
0.3 | 0.4 | 0.3 | ||||||||||
0.1 | 0.25 | 0.65 | ||||||||||
0.15 | 0.35 | 0.5 | ||||||||||
0.5 | 0.2 | 0.3 | ||||||||||
0.4 | 0.3 | 0.3 | ||||||||||
0.2 | 0.5 | 0.3 | ||||||||||
0.3 | 0.4 | 0.3 | ||||||||||
0.25 | 0.25 | 0.5 | ||||||||||
0.6 | 0.2 | 0.2 | ||||||||||
0.2 | 0.5 | 0.3 | ||||||||||
0.3 | 0.3 | 0.4 | ||||||||||
0.4 | 0.3 | 0.3 | ||||||||||
0.5 | 0.2 | 0.3 | ||||||||||
0.1 | 0.6 | 0.3 |
Литература
1. Жак СВ. Математические модели менеджмента и маркетинга. − Ростов-на-Дону: ЛаПО, 1997.
2. Исследование операций в экономике: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Н.Ш. Кремсра. − М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.
3. Блэкуэлл Д., Гришан М.А. Теория игр и статистических решений. − М Изд-во иностр. лит., 1958.
4. Вентцель Е.С. Исследование операций. − М: Наука, 1988.
5. Колемаев В.А. и др. Математические методы принятия решений в экономике. − М.: Финстатинформ, 1999.
6. Шелобаев СИ. Математические методы и модели. − М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.
Составители:
ПЕШХОЕВ Иса Мусаевич
АЛУХАНЯН Артур Александрович
Иваночкина Татьяна Александровна
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ
Методические указания к лабораторной работе
Ответственный за выпуск
зав. кафедрой «Экономика и менеджмент в машиностроении»
доктор технических наук, профессор Л.В. Борисова
В печать ----------.
Объем 1,0 усл.п.л. Офсет. Формат 6084/16.
Бумага тип.№3. Заказ № --- Тираж ----- экз. Цена свободная
Издательский центр ДГТУ.
Адрес университета и полиграфического предприятия:
344000, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.
– Конец работы –
Используемые теги: менение, Теории, игр, экономических, задачах0.069
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов