рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Юридическая характеристика деятельности религиозных организаций в России в 90-е гг.

Работа сделанна в 1990 году

Юридическая характеристика деятельности религиозных организаций в России в 90-е гг. - Реферат, раздел Право, - 1990 год - Новосибирский Государственный Университет Кафедра Правоведения Реферат По Кур...

Новосибирский Государственный Университет Кафедра правоведения реферат по курсу Административное право ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ В 1990-е гг. Новосибирск 2001 СОДЕРЖАНИЕ. 3 - Введение. 5 - Глава I. На пути к свободе совести. 7 - Глава II. Закон РСФСР О свободе вероисповеданий от 25 октября 1990 г. Оценка эффективности. 9 - Глава III. Необходимость изменения законодательства. 11 - Глава IV. Анализ закона 1997 г. О свободе совести и религиозных объединениях. 13 - Глава V. Появление новых религиозных организаций. 16 - Заключение. 17 Литература. ВВЕДЕНИЕ. Общественная практика, в который раз подтверждает истину, что нет окончательных решений общественных проблем, а есть лишь решения отвечающие духу времени. И с приходом новых обстоятельств оказывается, что эти старые установления не так уж хороши.

Такая мысль приходит на ум в связи с тем, что обращение к истории религиозных организаций освежило не только историческую память народа, но и старые конфликты.

Вс это сделало актуальной задачу развития законодательства в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций. Первый вопрос, который должен быть решен в законодательстве предоставление религиозным объединениям принципиальной возможности открыто занять надлежащее место в социуме, поскольку российское общество все еще далеко от понимания того, что отделение церкви от государства не означает исключения религиозных ценностей из общественной жизни, а религия оказывает глубокое влияние на общественные ценности.

В этом смысле показательны слова Дж. Вашингтона Любые традиции и тенденции, способствующие политическому процветанию, имеют своим неиссякаемым источником религию и мораль. Патриотический пыл лишен всякого смысла, если им низвергаются эти великие столпы человеческого счастья Цит. по Колсон Ч. Конфликт царств. Гендальф, 1996. С. 135 Обществу необходим целесообразный баланс церкви и государства, ибо при нарушении его оба социальных института перестают нормально исполнять свои функции, и тогда общество ожидают тяжелые времена Там же Далее, если говорить о правовом статусе религиозных организаций, то взвешенный подход к его определению в демократическом обществе предполагает признание объективной реальностью их корпоративные потребности, а также право удовлетворять подобные потребности законными путями и средствами, что является весьма актуальным на сегодняшний момент Лупарев Г. П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса Государство и право.

М 1995 11 С.28 Более сложен вопрос о том, в какой мере сегодня в религиозной сфере необходим информационный контроль за происходящим, какими адекватными юридическими нормами он может быть обеспечен и каковы могут быть его последствия.

Объективно ситуация в духовной сфере в России выглядит следующим образом.

Распространение мировых религий на ее территории происходит на порядок медленнее, чем распространение тех религий, которые могут быть отнесены к новым. При этом значительная часть последователей традиционных религий воспринимают религию лишь как момент национально-культурной идентификации Тагиева Т. Ю. Российское законодательство о свободе совести и религиозных объединениях перспективы развития и реализации Российский юридический журнал. Екатеринбург, 1999 1. С.35 В стране, где предстоит еще выработать свою государственную идеологию, у части общества существует установка, что ее роль может выполнять религия в том или ином конфессиональном выражении. Существенно и то, что она воспринимается человеком как фактор самоидентификации в частности национально-культурной как уже было сказано.

Размежевание населения многонационального российского государства по этноконфессиональному признаку стало отличительной чертой нашего времени Михайлов Г. А. Особенности религиозной ситуации в России Религия и право.

М 1999 1 С.3 Для части наших сограждан религия стала формой протеста и ухода от неприемлемой для них современной социально политической действительности. Эти и другие обстоятельства обусловили то, что на религиозные институты обществом и даже государством возлагаются немалые надежды. Сейчас наиболее активны в религиозной сфере харизматические направления, которые привлекают молодежь своей динамичностью, обращенностью к современным проблемам и склонностью давать достаточно простые ответы на весьма сложные вопросы. Пустоты в мировозренческой ориентации молодежи активно заполняются также учениями новых религиозных движений включая так называемые субъект религии, связанные с различными вульгаризованными вариантами групповых тренингов Басина Е. Кривое зеркало.

Pro et Contra. Т. 2. 4. С. 97 нацеленных на укрепление веры индивида в собственные силы и его возможно более успешную социализацию. Растет интерес к мистике. Представленная выше попытка кратко охарактеризовать современную религиозную ситуацию в России сделана для понимания того, что будучи мощнейшими регулятивными системами, религия и право оказывают безусловно сильное влияние на социально значимое поведение людей это влияние часто одинаково по силе, однако далеко не всегда оно имеет одну и ту же качественную направленность Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение.

М. ЗАО Бизнес школа Интел - Синтез, 1998 С.7. Актуальность темы, представленной в названии данной работы, на фоне небывалого для России всплеска религиозной активности самого разного рода, а также острой дискуссии по поводу принятия нового закона О свободе совести и религиозных объединениях, не вызывает сомнений См. например Опиум отечества им сладок и приятен КоммерсантЪ 117 24 июля 1997 КоммерсантЪ 127 7 августа 1997 Религиозные меньшинства возмущены КоммерсантЪ 159 20 сентября 1997 Американские санкции во Христе КоммерсантЪ 96 суббота 30 мая 1998 Она обусловлена следующими положениями Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение.

М. ЗАО Бизнес школа Интел - Синтез, 1998 С.7 . Нарастающей тенденции сближения правовых ценностей и унификации мирового правопорядка противостоит тенденция невиданной плюрализации религиозной жизни и религиозных ценностей.

В условиях религиозного плюрализма все большее признание получает идея свободы вероисповеданий, что, естественно, создает почву для злоупотреблений этой свободой. Современная социальная ситуация в мире характерезуется одновременно как невиданным ростом преступности, так и мощным подъемом старых и порождением все новых религиозных движений причем и то, и другое перешагивает государственные границы, обретая международный характер.

На фоне общего роста преступности преступность, связанная с религией, еще не играет значительной роли, однако данный вид преступности явно набирает силу, о чем свидетельствуют многочисленные потрясшие мир случаи Храм народов , Ветвь Давидова , Белое братство , Аум синрик, всевозможные сатанинские группы и т. д. См. например Современные секты и неоязычество в России Сб. ст М 1998. Аум Синрик активно действует и имеет базу под москвой КоммерсантЪ 038 5 марта 1998. Белое братство идт в атаку Московский комсомолец. 1993, 30 октября Проповедников будут сажать Московский комсомолец. 1994, 12 февраля Светланова Ф РуслановШ. Сатанисты Аргументы и факты. 1992. 42 Терехов А. Как убивают душу Совершенно секретно. 1994. 9 Новые религиозные движения, характер и направленность которых не всегда открыты не только для широкой общественности, но и для специалистов исследователей, приобретают сегодня угрожающую мощь, обладая сотнями тысяч последователей из разных в том числе и преступных, и привилегированных слоев общества и в разных странах мира, сложной, разветвленной и хорошо отлаженной чуть ли не военной организацией, более чем солидной финансовой, хозяйственной и пропагандистской базой включая десятки газет и журналов, радиостанции и телеканалы, а в ряде случаев оружием легальным или нелегальным См. например Боголюбов Н. Тайные общества ХХ века. Санкт Петербург, 1997. Хороший мусульманин Плохой ваххабит КоммерсантЪ 162 от 26 июля 2000 Говоря о проблеме юридической характеристики деятельности религиозных организаций нельзя не упомянуть о проблеме правового регулирования их деятельности, ввиду того, что эти важные вопросы находятся в неразрывной связи, которая обнаруживает причинно следственный характер.

Ввиду несовершенства и несоответствия реалиям сегодняшнего дня законодательной базы, регламентирующей деятельность различных религиозных движений, хлынувших непрерывным потоком в Россию после переломного момента истории конца 1980 х начала 1990 х гг юридическую характеристику их деятельности будет сделать весьма затруднительно создание таковой законодательной базы сопряжено с некоторыми проблемами, в том числе и с объективными развал государства, нестабильная социально политическая обстановка и т.д В данной работе, думается, нельзя и обойти такую тему как развитие представлений о свободе совести, взяв временные рамки от октябрьского переворота и до наших дней, так как в нашей стране был реализован поистине уникальный проект создания атеистического государства.

Будет рассмотрено также законодательство 1990 х гг. касающееся религиозных организаций. Представляется необходимым в данной работе наибольшее внимание обратить в частности на федеральный закон О свободе совести и религиозных объединениях, являющий собой новую веху в отечественном правотворчестве и отражающий новые подходы к определению правового статуса религиозных организаций как разновидности общественных и проблеме его реализации в административно правовых отношениях этому, главным образом, посвящена глава IV . Также, будет рассмотрено появление новых религиозных организаций, а именно сект деструктивного характера, факторы обуславливающие их опасность для общества.

ГЛАВА I.

На пути к свободе совести

Декларация прав народов России, обнародованная 2.11.1917 г. признавала за всеми гражданами равное право как на религиозную так и а... за религиозными организациями и верующими признавалось лишь право на с... Там же С.191. 1990.

Закон РСФСР О свободе вероисповеданий от 25 октября 1990 г

8 Закона, запрещающей учреждать на территории России исполнительные и ... См. Нужно ли было на тот момент создавать специальный государственный орга... п. Перемены в религиозной жизни любой страны, упадок одних верований, под...

Необходимость изменения законодательства

Аналитический вестник. Выпуск 19. Само название Закона не соответствовало его содержанию. Закон называлс... Там же С. ГЛАВА IV.

Анализ закона 1997 г

О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ При написании этой главы ... Дозорцев А. Они образуются в соответствии с конфессиональными иерархическими устан... 1996. Контроль сознания адептов, вплоть до превращения части из них в робото...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы.

В 90-х гг. в Российском законодательстве, касающимся религиозных организаций объединений произошли большие перемены.

Это связано прежде всего с изменением самого Российского общества и государства.

Деятельность религиозных организаций в России в 90-е гг. регулировалась двумя законами Законом РСФСР от 25 октября 1990 г. N 267-I О свободе вероисповеданий с изменениями от 27 января 1995 г. и Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях действует и по сей день. Каждый из этих законов представляет собой определенный этап в развитии отечественного правотворчества, касающегося религиозных организаций объединений.

Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. N 267-I О свободе вероисповеданий, как свидетельствует обобщение практики его применения, в целом оказался весьма эффективным. Вместе с тем, он как известно, был принят Верховным Советом РФ поспешно, сразу во втором чтении, без обсуждения, при некомпетентной редакции его текста рядом народных депутатов. Розенбаум Ю. А. Наше государство советское, светское или клерикальное Российская Федерация М 1995 - 14 С. 55. Это предопределило юридическое несовершенство и отсюда протеворечивость некоторых его норм, нечеткость юридических дефениций, что выявила и практика его применения.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях явился насущной необходимостью. Он отразил и учел сложившуюся религиозную ситуацию, упорядочил деятельность религиозных организаций в стране, защитил российские национальные интересы, как они понимаются подавляющим большинством населения страны, заложил основы дальнейшей гармонизации взаимоотношений государства и религиозных объединений в России.

Лейтмотив Федерального закона от 26 сентября 1997 г. заключается в закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов государственная власть заинтересована в предотвращений возможной противоправной деятельности так называемых тоталитарных сект, исключающйх добровольную основу членства и препятствующих выходу граждан из рлигиозного объединения.

Нужно заметить, что в отличие от Закона РСФСР О свободе вероисповеданий от 25 октября 1990 г. ныне действующий Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. не регламентирует деятельность так называемых атеистических общественных объединений. В его тексте, так же как и в Конституции России, вообще не упоминается понятие атеизм. Как известно идеальных законов не бывает. Жизнь, правоприменительная практика, очевидно, еще выявят недостатки данного закона, неудачные решения и слабо праработанные нормы.

А следовательно принятием этого нормативного акта бурный законотворческий процесс в религиозной сфере не заканчивается, и он является лишь плацдармом для формирования современной платформы и модели государственно церковных отношений, отвечающей требованиям общепринятых норм международного права и учитывающей отечественную традицию. На основании изложенного в работе материала важно уяснить, что практика становления правового государства сложна и противоречива и требует не только усилий профессиональных юристов.

Здесь нужна поддержка нравственных факторов, средств воспитания и иных способов общественного воздействия на умы и жизнь людей. Представленные в главе V харизматические направления в религиозной сфере, секты деструктивной направленности конечно же как нравственные факторы и приемлемые средства воспитания выступать не могут. Следует четко понять, что как бы широко мы не распространяли границы свободы совести, для любого общества будут существовать благонадежные и неблагонадежные религиозные объединения.

И последние должны быть поставлены под неусыпный контроль с применением всех средств современной науки. ЛИТЕРАТУРА. Монографии и статьи. 1. Боголюбов Н. Тайные общества ХХ века. Санкт Петербург, 1997. 2. Гандоу Т. Империя преподобного Муна Клин Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995. 3. Колсон Ч. Конфликт царств. Гендальф, 1996. 235 С. 4. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке М Изд-во Республика, 1995. 5. Современные секты и неоязычество в России Сб. ст М 1998. 6. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение.

М. ЗАО Бизнес школа Интел - Синтез, 1998. 271 С. 7. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт Вестник Московского университета, серия 11, Право, 1999г 1 8. Агапов А. Б. Церковь и исполнительная власть Государство и право М 1998 4 С. 19-25. 9. Басина Е. Кривое зеркало. Pro et Contra. Т. 2. 4. С. 97 - 99. 10. Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России Российская юстиция, 1999, 2. 11. Дозорцев П. Может ли российский гражданин верить в иностранного бога Российская юстиция 698, С. 50-51. 12. Кудрявцев А. И. Государство не может быть нейтральным Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации М 1998 1. С. 61 - 70. 13. Кудрявцев А. И. О деятельности органов юстиции по применению федерального закона О свободе совести и религиозных объединениях Религия и право М 1999 1 С. 6-10. 14. Лупарев Г. П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса Государство и право.

М 1995 11 С. 22 - 30. 15. Михайлов Г. А. Особенности религиозной ситуации в России Религия и право.

М 1999 1 С.3 - 5. 16. Розенбаум Ю. А. Наше государство советское, светское или клерикальное Российская Федерация М 1995 - 14 С. 52. 17. Тагиева Т. Ю. Российское законодательство о свободе совести и религиозных объединениях перспективы развития и реализации Российский юридический журнал. Екатеринбург, 1999 1. С. 28 - 38. Источники. 1. Ведомости Верховного Совета РСФСР 27. 2. Декреты Советской власти.

М 1957. Т. 2. 3. Декреты Советской власти. М 1957. Т. 4. 4. Закон СССР О свободе совести и религиозных организациях Ведомости Верховного Совета СССР 41 10.10.1990. Ст.813. 5. Закон РСФСР О свободе вероисповеданий Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. 21. ст. 240 СЗ РФ. 1995. 5. ст. 346. 6. Конституция РСФСР 1918г. Конституция общенародного государства М Политиздат 1978 С.197. 7. Конституция РСФСР 1936г. Конституция общенародного государства М Политиздат 1978 С.226. 8. Конституция РСФСР 1977г. Конституция общенародного государства М Политиздат 1978 С.111. 9. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г. 10. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР 35. 11. СУ РСФСР. 1918. N 18. Ст. 263. 12. Федеральный Закон О свободе совести и религиозных объединениях от 26. 09. 97. 125-ФЗ. СЗ РФ 1997 37 ст. 4465. Справочные и учебные пособия. 1. Аналитический вестник.

Государственная Дума. Аналитическое управление.

Серия Оборона и безопасность-8. Выпуск 28. Москва. 1996. 2. Аналитический вестник. Государственная Дума. Аналитическое управление. Серия Оборона и безопасность-13. Выпуск 19. Москва. 1997. 3. Информационно-аналитический вестник 1, Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, Изд-е 2-е, переработ, и дополн. Белгород, 1997 459 с. 4. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера.

Справочник. Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Белгород 1997. 5. Основы религиоведения под ред. И. Н. Яблокова М Высшая школа 1998 480 с. Пресса. 1. Аум Синрик активно действует и имеет базу под москвой КоммерсантЪ 038 5 марта 1998. 2. Белое братство идт в атаку Московский комсомолец. 1993, 30 октяб.

– Конец работы –

Используемые теги: Юридическая, характеристика, деятельности, религиозных, организаций, России, 90-е0.103

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Юридическая характеристика деятельности религиозных организаций в России в 90-е гг.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Характеристика международных организаций: проблемы и пути совершенствования деятельности экономических организаций
По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся огромные сырьевые богатства квалифицированная и сравнительно… Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики.К данным…

Особые и экстремальные условия деятельности. Общие понятия. Характеристика деятельности в особых и экстремальных условиях. Экстремальные факторы внешних условий деятельности
ББК я С... Б А Смирнов Е В Долгополова... Оглавление...

ФОНДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА Органы управления и надзора за религиозными учреждениями разных вероисповеданий
На сайте allrefs.net читайте: "ФОНДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА Органы управления и надзора за религиозными учреждениями разных вероисповеданий"

Геополитические интересы России и Западной Европы в 90-е годы
Приложение. Список источников и литературы. ВВЕДЕНИЕ В эпоху после «холодной войны»… Для решения данной проблемы необходимо четко представлять динамику совокупной геополитической мощи страны, сильные и…

Характеристика состояния и тенденции развития текстильной промышленности России
Рассмотрены причины, приведшие отрасль к кризису, и возможные выходы из него что необходимо сделать для стабилизации и дальнейшего наращивания… Снижение платежеспособного спроса населения, углубление инфляционных… Каждый год падение производства исчисляется нескольким десятками процентов в 1994 г - 47, в 1995 г - 31 , в 1996 - 28…

Банкротство коммерческих организаций как способ прекращения юридических лиц
Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, по решению суда может… Статья 65 ГК РФ. Законодательство о несостоятельности банкротстве представляет собой сложную систему правовых норм.…

Учет деятельности субъекта малого предпринимательства без образования юридического лица
В самом общем виде под правоспособностью понимается возможность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Другим важным качеством субъекта гражданских правоотношений является… Наличие правоспособности и дееспособности является важнейшим условием участия в гражданском обороте. Различные…

Общая характеристика условий развития и деятельности ребенка дошкольного возраста
В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В… И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают… Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного…

Организация кассового обслуживания Банком России кредитных организаций
При этом главным направлением такого взаимодействия является организация работы учреждений Банка России по выдаче подкреплений операционным кассам… Порядок кассового обслуживания кредитных организаций расчет¬но-кассовыми… Для достижения поставленной цели автор изучил: • организацию кассовой работы в учреждениях Банка России; • кассовое…

Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными экономическими и финансовыми организациями
Одни государства используют эти организации в качестве проводников своей стратегической экономической политики, другие находят интерес в своем… Четвертые, что хуже всего, уже не могут существовать без их помощи и находятся… Эти организации объеди¬няет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам