Реферат Курсовая Конспект
Промышленная революция - раздел Право, Социология ДЛЯ ЮРИСТОВ Контрольные Вопросы: 1.каково Соотношение Понятий «Страна», «Государ...
|
Контрольные вопросы:
1.Каково соотношение понятий «страна», «государство», «общество»?
2. Что такое суверенитет?
З.Каково соотношение государства и гражданского общества?
4.В чем различие социологического и идеологического значений понятия «гражданское общество»?
5.Каковы основные социологические типологии обществ и их критерии?
б.Каковы, по К. Марксу, основные принципы общественно-экономической формации?
7. В чем состоят содержание неолитической революции и ее последствия?
8.В чем состоит содержание промышленной революции?
9.В чем выражается социальный прогресс? 10.В чем различие между такими видами социальных изменений, как реформа и революция?
Человек есть коллективное существо. Но коллективное и высокоорганизованное поведение свойственно не только человеку, но и высшим животным (стадо, стая) и даже насекомым (пчелы, муравьи). Животное не выделяет себя из природы. Человек же выделился из природы, создав искусственную среду, вне которой он не может существовать — культуру. Культура — совокупный результат деятельности людей. Можно сказать, что первобытное стадо превратилось в человеческое общество тогда, когда оно создало культуру. Нет общества, группы или отдельного человека, не имеющих культуры. Для социологии понятие культуры является столь же фундаментальным, как понятие числа для математики или понятие силы для механики.
4.1. Понятие культуры
Слово «культура» (cultura) пришло из Древнего Рима, где оно означало возделывание земли. Окультуривание земли, сельскохозяйственные культуры — все это связано с трудом земледельца. Постепенно понятие культуры приобрело более широкое значение.
По содержанию понятие культура всеобъемлюще: элементами культуры являются галоши фабрики «Скороход» и поэмы Гомера, неприличный анекдот и десять заповедей. Для такого многозначного понятия трудно найти точное определение:
• под культурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, созданных большой социальной группой — народом, нацией, общностью. Именно этот смысл имеется в виду, когда говорят о русской культуре, городской культуре и т. д.;
• под культурой понимается определенная сфера деятельности по производству и распространению духовных ценностей, возникшая в результате общественного разделения труда — наука,
искусство, образование. Людей, работающих в этой сфере, называют деятелями культуры или интеллигенцией;
• культура обозначает высокий уровень развития чего-либо. В этом смысле говорят о высокой культуре обслуживания, о культурном или некультурном человеке и т. д.
В социологии обычно применяется первое значение слова «культура». Все проявления человеческой культуры можно рач-делить на материальные и нематериальные.
Материальная культура представляет собой совокупное! ь созданных искусственно материальных объектов: храмы, памятники, автомобили, книги и т. д.
Нематериальная, или духовная, культура есть «памятник не-1 рукотворный»: знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т. д.
Элементы материальной и нематериальной культуры тесно! связаны между собой, так, например, знания передаются через книги; чайная церемония предполагает наличие чая и т. д.
Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная культура. Объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, землетрясения), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. Утрата объектов нематериальной культуры невосполнима.
В социологии, как правило, рассматривается именно немате-1 риальная, духовная культура.
Ключевые слова: Материальная культура Духовная культура
4.2. Структура и содержание культуры
Самая маленькая, далее неделимая единица культуры называется элементом культуры. В материальной культуре таким элементом будет, например, гайка, в нематериальной — рукопожатие. Таких единиц в любой культуре можно насчитать тысячи и тысячи.
Но достаточно редко бывает, чтобы один элемент культуры существовал самостоятельно, без связи с другими элементами, обычно многие элементы культуры связаны между собой. Совокупность культурных элементов, возникших на базе какого-то исходного элемента и функционально с ним связанных, называ-
ется культурным комплексом. Например, спортивная игра (футбол) является культурным комплексом. В него входят как материальные элементы (мяч, ворота), так и нематериальные (правила игры, этика судейства).
"Объединение нескольких культурных комплексов создает культурный институт (семья, школа). Например, институт брака включает в себя культурные комплексы знакомства и ухаживания, венчания, свадьбы и т. д.
I Среди культурных элементов особо выделяются основные, или базисные, элементы. К базисным элементам духовной культуры относятся: знание, ценность, культурная норма.
Элемент культуры знание обычно в социологии не рассматривается. Во-первых, он не имеет такого значения для анализа социологических проблем как, например, ценности и нормы. Во-вторых, его изучает особая наука — теория познания.
В фундаменте культуры лежат ценности. Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базовых ценностей — защита и сохранение целостности социальной группы — носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т. д.). Противоположность (или несовместимость) базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже небазовых ценностей и моделей поведения. Например, работа женщин на производстве осуждается в большинстве мусульманских стран, поскольку такая европейская базовая ценность, как равенство полов, противоречит фундаментальным ценностям ислама.
Взаимодействию культур мешает и такое свойство любой социальной общности, как этноцентризм. В социальном оценивании и сравнении себя с другими точкой отсчета и соизмерения для социальной группы является она сама. Эталоном культуры является культура данной группы, и, как правило, результат сравнения предопределен заранее. Как справедливо констатирует русская пословица, всякий кулик свое болото хвалит.
С одной стороны, этноцентризм играет положительную роль: он способствует сплочению группы, усилению ее жизнеспособности, сохранению культурного своеобразия, воспитанию положительных качеств (любовь к Родине, национальная гордость). С другой стороны, «любовь к отеческим гробам» может перерасти в национализм и ксенофобию — страх и ненависть к другой ра-
се, народу, культуре. Проявлениями этого являются известные рассуждения об отсталых нациях, примитивной культуре, богоизбранном народе и т. д. В этом случае этноцентризм закрывает путь к взаимодействию культур и тем самым наносит вред той социальной группе, о благе которой он вроде бы печется, поскольку замедляется ее культурное развитие.
Но есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т. д.). Именно на основе таких ценностей возможно взаимодействие и взаимообогащение культур, культурная ассимиляция.
Ценностью называется любой объект, способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность. Ценности различаются по:
• субстрату — на материальные (например, ювелирные украшения) и идеальные (честь),
• субъекту — на ценности общества (законопослуш носгь), нации (патриотизм), партии (идейность), индивида (деньги),
• характеру потребности — на моральные (честность), экономические (дисциплинированность), поли тические (карьеризм).
Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т. д. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.
Способом закрепления и сохранения самих культурных ценностей выступают нормы культуры.
Культурная норма — это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями. Норма служит главным способом регуляции поведения людей.
Совокупность норм образует нормативную систему. Основные типы нормативных систем: обычай, мораль, религия, право.
Обычай есть стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ поведения людей.
Он регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальном) и культурному опыту группы. Примерами обычаев являются празднование Нового года, свадьбы, хождение в Гости и т. д.
Соблюдение норм обычая обеспечивается силой общественного мнения группы.
I Реализация обычных норм часто выражается в обрядах,или ритуалах— строго определенной последовательности символических действий, воплощающих те или иные социальные идеи.
Обряды сопровождают самые важные моменты в жизни человека — рождение (крещение), взросление (инициация), создание семьи (венчание), смерть (отпевание, погребение). Социальный смысл обряда состоит в способствовании лучшему усвоению индивидом групповых ценностей и норм. Сила обряда заключается в его эмоционально-психологическом воздействии на личность. На это направлена эстетическая сторона обряда — музыка, песни, танцы, выразительные жесты и т. д.
Обрядность связана не только с религией. Обрядовые (ритуальные) действия распространены во всех сферах социальной действительности: воинская присяга, посвящение в студенты, открытие памятника, инаугурация президента и т. д. Свои ритуалы существуют ив тюрьме. Например, ритуал «прописки», т.е. приема новичка в тюремное сообщество; ритуал «опускания», т.е. перевода в низкостатусную группу, низшую «касту».
Разновидностью обычая являются нравы.
I Нравы— это особо значимые для группы и высокочтимые | обычаи, имеющие моральное значение.
Слово «нравы» (mores) — также древнеримского происхождения, оно означало «священный обычай». От него происходит понятие морали.
Мораль (нравственность) — совокупности культурных норм, воснове которых лежат присущие данной культуре идеалы доб-| ра, справедливости, честности и т.д.
Например, обычай праздновать именины не относится к фавам, а обычай гостеприимства — относится. Особой формой нравов является табу.
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо | действие, предмет, слово.
Табуирование (процесс наложение табу) было широко распространено в архаичных обществах, оно оберегало группу от разных опасностей. Но и в современных культурах табу не ис-
чезло. Табуированию подвергаются отдельные стороны кровнородственных отношений — запрет на инцест (кровосмешение); процесс питания — запрет на канибализм, запрет на употребление свинины у евреев и мусульман и др.
Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение, называется традицией (от лат. tradicio — передача, предание).
Традиция — это способ воспроизводства, процесс передачи (трансляции) от одного поколения к другому основного содержания культуры — ценностей и норм. Традиции сохраняют все самое ценное в культуре. Механизмы такой передачи:
• фольклор, т.е. изустное предание,
• имитация, повторение образца поведения. . Адекватность достигается путем многократного повтора действий, и в этом велика роль ритуалов.
В доиндустриальных обществах большинство, а в допйсь-менных все содержание культуры передавалось через традиции. С изобретением книгопечатания, созданием библиотек, университетов, изобретением радио, телевидения, т.е. с созданием принципиально новых носителей информации (результат технического прогресса) культурное значение традиций в жизни общества стало уменьшаться.
Особое значение имеет правовой обычай — исторически сложившееся традиционное правило поведения, общеобязательность которого санкционируется государством. Правовой обычай является одним из источников права, а в период формирования права он был основным источником. Например, принцип талиона (око за око, зуб за зуб) лежит в основе пропорциональной системы наказаний в уголовном праве.
Нормы обычая (обычные нормы) были источником и других нормативных систем — морали, религии. И если в догосударст-венных обществах обычай выступал в качестве основной формы регулирования поведения людей, то в дальнейшем, по мере развития общества, основную роль стали играть институционализированные системы, например, право (подробнее это рассмотрено в последующих главах).
Значение традиций для жизни общества трудно переоценить. В обществе они играют роль, подобную наследственности в живом организме. И как нарушения в аппарате наследственности могут привести к гибели организма, так и культурные разрушения и утраты могут привести к деградации общества.
Традиции не дают распасться «связи времен», аккумулируют культурный опыт всех предшествующих поколений и передают его потомкам, что позволяет им строить свою жизнь не с нуля, а с того места, где остановились предки. Прерывание культурной традиции (в результате природных катастроф, войн) ведет общество к упадку. Утрата традиций означает потерю социально-исторической памяти (общественная амнезия), в результате чего народ перестает ощущать себя субъектом истории, подобно тому как человек, потерявший память, перестает ощущать себя личностью. Таким народом (и обществом) легко манипулировать, как ребенком.
Иногда культурная традиция прерывается не только насильственно, но и искусственно. Некоторые силы в самонадеянном нетерпении пытаются «загнать клячу истории», совершив «большой скачок». Основным способом этого является разрыв связи поколений, натравливание «прогрессивных» детей на «отсталых» отцов: соколы Троцкого в России, гитлерюгенд в Германии, хунвейбины в Китае. Печальные последствия этого общеизвестны. Вообще стремление отречься от старого мира, разрушить все до основания — это проявления крайнего бескультурья, социологической безграмотности и национального беспамятства.
Ключевые слова:
Культурный элемент Культурный комплекс Культурный институт Базисный элемент культуры Этноцентризм Культурная норма
Ценность
Обычай
Традиции
Нравы
Табу
4.3. Формы и виды культуры
Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, «культура вообще», как и «общество вообще», — определенная абстракция. В реальности общество сложно структурировано, состоит из различных групп, чьи культурные запросы и проявления различны.
В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является ее Носителем, различают три формы культуры — элитарную,
народную и массовую, и две разновидности — субкультуру и контркультуру.
«Элитарная культура создается привилегированной частью I общества либо по ее заказу профессиональными творцами.
Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая, культура, например, живопись Пикассо или музыка Шёнберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, ле-генды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — еще одно название народного творчества. Фольклор локализован, т. е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. Анекдоты, тосты — виды фольклора.
«Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации.
Она не выражает изысканных вкусов аристократии и духовных запросов народа. Время ее появления — середина XX в , когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись) сделали доступными массовые образцы для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк — примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Но она ав-
торская и у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С Произведениями элитарной и народной культуры подобного не Происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующейкультурой.
Поскольку общество распадается на множество социальных групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
I Субкультура— часть общей культуры, система ценностей, | традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
При всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными.
I Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая ме просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Молодежное движение хиппи (детей-цветов) в США в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.
Субкультура преступников также является по своему содержанию контркультурой. В литературе обычно употребляется термин не преступная контркультура, а делинквентная, или асоциальная субкультура.
Ключевые слова:
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "Социология ДЛЯ ЮРИСТОВ"...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Промышленная революция
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов