рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Его ведущими представителями являются М. Хайдеггер и К. Ясперс – в Германии, Ж.-П. Сартр, А, Камю и Г. Марсель – во Франции.

Его ведущими представителями являются М. Хайдеггер и К. Ясперс – в Германии, Ж.-П. Сартр, А, Камю и Г. Марсель – во Франции. - раздел Политика, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Экзистенциализм С Начала Возникновения Претендует На Философию, На­Меренную Д...

Экзистенциализм с начала возникновения претендует на философию, на­меренную дать решение проблем места и судьбы личности в современном мире, веры и неверия, утраты и обретения смысла жизни.

Центральное место в философии экзистенциализма занимает поня­тие «существование» (от латинского слова existentia – «существование», от­сюда и название «философия существования»). Под последним экзистенциа­листы понимают специфически человеческий способ бытия, в корне отличающийся и от вещественного, предметного мира, и от сверхчувственно­го бытия социально-природной реальности. Отсюда существование определя­ется как «промежуточное бытие», что предполагает наличие человека «здесь и теперь», в этом остановленном моменте времени. Соответственно задача под­линной философии определяется как аналитика бытия человека, застигнутого «здесь и теперь», в непроизвольной сиюминутности его переживаний.

Но, поскольку существование в своей подлинной реальности проявляется за порогом сознания иникогда не может стать объектом понятийного мышле­ния, оно недоступно для научного познания и может лишь быть пережито «из­нутри» при помощи особого «экзистенциального озарения», опирающегося на интуицию. Строго говоря, само это «понимание» и составляет то, что экзистен­циалисты называют «существованием».

Итак, «существование» экзистенциалисты понимают как внутреннее пере­живание бытия.

У всех экзистенциалистов понятие «существование» или «экзистенция» не­посредственно связывается с понятием «свобода». Свобода определяется в экзистенциализме прежде всего как специфическая черта человеческого бытия, названной ими «экзистенцией». Отсюда экзистенция и свобода – понятия тож­дественные.

Определение экзистенции или свободы, согласно философии экзистенци­ализма, происходит через выявление отношения «подлинного» бытия к «неподлинному».

Экзистенциалистская концепция свободы своими корнями уходит в реаль­ные противоречия современной европейской действительности, которая оказывает губительное воздействие на личность и его свободу. Характерной чертой современной действительности экзистенциализм считает широкое распространение «неподлинного поведения». Речь идет об образе действий человека, которого нельзя упрекнуть ни в циничном лицемерии, ни в сознательном самообмане, но который в то же время не является до конца искренним ни по отношению к другим, ни по отношению к самому себе.

Это связано тем, что человек в современном мире испытывает чувство не­уверенности перед своим будущим, которое порождает страх перед угрозой кризиса, безработицы, потери профессии и т. д. Экзистенциалисты достаточ­но ясно понимают, что «неподлинное поведение» обусловлено определенны­ми социальными обстоятельствами, детерминировано конкретными обще­ственными отношениями, существующими в современном обществе.

Однако экзистенциализм настаивает на том, что данное поведение су­ществует не по вине определенных условий и обстоятельств, но что факти­ческую ответственность за него несет сам индивид. Все экзистенциалисты едины в мысли о том, что любая общественная зависимость, будь то экономи­ческая, политическая или моральная, лишь усугубляет несвободу человеческой личности.

Вместе с тем данный факт получает в философии экзистенциализма лож­ное истолкование. Согласно экзистенциалистам, свобода не есть познание необходимости, которое возможно на путях социального анализа, а тем более она не является результатом исторического, социально-экономического раз­вития. Свобода – это сама экзистенция как показатель «подлинного бы­тия человека». Изображая социальные связи и устремления людей как «не­подлинные», экзистенциалисты противопоставляют им возможность человека внутренне соотноситься с собой, спрашивать себя о смысле жизни. Эту-то воз­можность как понимание самого себя они-то и называют «подлинным» суще­ствованием человека, то есть его свободой.

В философских трактатах и литературных произведениях экзистенциалисты отразили эфемерность и трагизм жизни людей, вызванные, в первую оче­редь, ужасами двух мировых войн и их последствиями. Отсюда особый инте­рес к сущности человека, смыслу его жизни, пониманию свободы и ответственности и другим проблемам бытия человека в философии экзистен­циализма.

Фундамент философских построений этого направления – индивидуаль­ное бытие в его субъективной духовной форме (сознание и бессознательное). Внешний мир существует для индивида постольку, поскольку индивид взаи­модействует с ним, придавая этому миру значение и смысл.

Человек обретает свою сущность, уже существуя. Он нечто незакончен­ное, постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя, становясь тем, кем он себя делает. Этот выбор человек осуществляет в соот­ветствии со своими ценностями, из которых выпадает объективное содержа­ние. Это ведет к моральному релятивизму, методологической основой кото­рого является разрыв между общими нормами поведения и выбором поступка в конкретной ситуации.

Бремя выбора лежит в основе свободы, которая рассматривается экзис­тенциалистами вне общества и противопоставляется необходимости. Тем са­мым свобода ставится в зависимость только от субъективных намерений человека и превращается во вседозволенность. С точки зрения экзистенциальной философии, там, где есть свобода, есть и ответственность человека за все, что происходит с ним и другими людьми. Такое понимание ответственности на самом деле ведет к безответственности, ибо не определяет реальную меру ответственности за содеянное.

Важное место в философии экзистенциализма занимает вопрос о смысле жизни, которая представляется в этой философии абсурдом. Она есть движе­ние к смерти, которая сама рассматривается как компенсация за непрерыв­ную горечь жизни, за тяжкое бремя свободы, за заброшенность в повседнев­ность.

Суть экзистенциалистской философии существования состоит в том, что человек должен быть единственным творцом всего того, что с ним про­исходит, творцом своей свободы. Это означает, что личность должна порвать все связи с традиционными и установленными обществом социально-общезначимыми представлениями, утвердить перед обществом и в противовес ему свои личные, сугубо индивидуальные жизнесмысловые нормы.

В трактовке проблемы свободы экзистенциализм разделяется на два кры­ла:так называемый атеистический экзистенциализм, основанный Ж.П. Сарт­ром, и религиозный экзистенциализм, возглавляемый Г. Марселем.

Важная сторона учения Сартра о свободе – его атеизм, свобода как сви­детельство того, что бога нет. Тем тяжелее, считает Сартр, положение челове­ка, вынужденного полагаться только на самого себя. Ведь если нет бога, то «ни позади нас, ни впереди мы не имеем ни оправдания, ни извинения. Мы одиноки без изменения. Вот что я имею в виду, говоря, что человек осужден быть свобод­ным», – пишет Сартр в своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм». Соответственно, важнейшую свою задачу в философии он видит в критике атеизма непоследовательного, который, нападая на религию, сам оказывается во внутренней зависимости от нее. Главной формой этого непоследовательного атеиз­ма Сартр считает веру в разумность самого бытия.

Путь к искоренению этого разумного легковерия он видит в версии обезбоженности мира, то есть в утверждении такой картины мира, которая не оставляла бы места ни божественному промыслу, ни его многоликим суррогатам. К последним Сартр относит любые представления обупорядоченности и цель­ности мира, о наличии в нем закономерности, о самодвижении материи. Тем самым Сартр распускает все структуры, которые обеспечивают действитель­ную независимость мира от сознания, то есть противостоят практическому субъективизму человека, его волюнтаристическим действиям.

С другой стороны, так называемый религиозный экзистенциализм видит в свободе человека свидетельство существования бога. Представители дан­ной разновидности экзистенциализма полагают, что абсолютной свободы не существует – свобода есть единство свободы и долженствования, вытекающе­го «из более глубокой необходимости» – бога.

Они возвращаются, таким образом, к традиционной религиозной концеп­ции свободной воли, подчиненной божественным заповедям. Для Марселя фи­лософия является служанкой богословия. Но использование ее на этой служ­бе осуществляется иными методами. Его экзистенциализм открыто порывает с рационализмом, решительно отмежевывая философию от всякого миропо­нимания, претендующего на научную объективность. Создать философское учение, не считающееся с методами и выводами объективного научного по­знания, пренебрегающего ими – такова задача Марселя.

Достигается это Марселем путем перемещения оси философии с позна­вательного отношения между субъектом и объектом на эмоциональное: «со­чувствие», «соучастие». Основной вопрос философии принимает форму взаимоотношения не между объектом и субъектом познания, а между переживае­мым и переживающим. Изгоняя из философии рассмотрение объекта как объекта, Марсель последовательно исключает также и объективные отноше­ния между явлениями. Место «вещных» отношений занимает «интерсубъективность», прообразом которой служит отношение не субъекта к объекту, а субъекта к субъекту.

Причинная связь, таким образом, вместе с другими формами объективных взаимосвязей теряет онтологическое значение. На ее место приходят любовь, пера, послушание. «Быть – это быть любимым» – характерная для данной фило­софии формула. Вместе с тем любовь к людям покоится на любви к богу и отно­шении к другим как «детям божьим».

Выводы:

Во-первых, экзистенциализм считает, что предметом философии являет­ся «бытие», в то время как предмет науки – «сущее». Под «сущим» подразуме­вается все относящееся к эмпирическому миру, от которого необходимо отли­чать само бытие.

Во-вторых, бытие постигается не опосредствованно (через рассудочное мышление), а лишь непосредственно открываясь человеку через его бытие, ого личное существование, т. е. через экзистенцию.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Его ведущими представителями являются М. Хайдеггер и К. Ясперс – в Германии, Ж.-П. Сартр, А, Камю и Г. Марсель – во Франции.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В.И. Стрельченко
доктор философских наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств (Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена)  

Предмет, объект и субъект философского познания
Философия (phylosophpya – любовь к мудрости), – форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения

Философия как особая форма общественного сознания
Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не про

Мировоззрение и его структура
У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сф

Миф и религия
Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и

Специфика философского знания
Философия является особой формой общественного сознания и характе­ризуется следующими наиболее важными особенностями: 1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в ми

Философия и наука
В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «ца

Функции философии
Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социально

Проблема метода в философии
Целью всякой философии является получение истинного знания. Отсюда, одна из задач философии – разработка метода получения истинного знания. В истории философии известны два основных метода

Философия и пожарно-спасательная деятельность
Анализ природы и сущности философии, ее основных функций показыва­ет, что философское знание профессионально необходимо всём специалис­там государственной противопожарной службы министерства чрезвы

Гуманистическое воспитание
Сформировать у обучаемых глубокое внутреннее убеждение в самоценности и уникальности человеческой личности. Разрушить порочную, по самой своей сути, идею, что человек есть лишь средство достижения

Учение Джайнизма и Буддизма
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изме­нения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имуществен

Философские системы индуизма
В первые столетия нашего летосчисления в индий­ском обществе постепенно усиливается процесс, кото­рый вел к формированию феодальных отношений. Некоторые черты феодальной системы появились в Индии о

Философия Древнего Китая
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором, прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке нахо­дится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся,

Космологический период.
Философия первых греческих мыслителей развивалась на протя­жении VII-V в.в. до н. э. на Востоке - в ионийских городах Малой Азии, и на Западе - в греческих колониях Южной Италии и Сици­лии;

Пифагорейская школа
Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от

Древнегреческие атомисты
Левкипп (ок. 500–440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил из Элси, согласно же другим сведениям – или из Абдер, или из Милета. Один из поздних сторонников атомистического уч

Философия Платона
Философия Платона (428-347 гг. до н.э.), выдающегося представителя античной философии. Аристократ, противник демократии. Создатель философской системы объективного идеализма. Его философия, наряду

Философия Аристотеля
Философия Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.) охватывает все области античного знания и является вершиной в развитии древнегреческой философии. Аристотель исходит из признания объективно сущ

Исторические условия формирования средневековой философии и ее основные характеристики
Средние века охватывают период европейской истории с V по XV века. Сам термин «Средневековье» возник в начале XV века в кругу итальянских ученых-гуманистов, которые ввели новую трехчленную периодиз

Схоластика, ее особенности и основные этапы развития
Схоластика представляет собой классическую форму религиозной философии. В развитии схоластики можно выделить следующие периоды: Ранняя схоластика (IX-XII век). Иоан

Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274 гг.) - крупнейший представитель средневековой философии. Философия Ф. Аквинского представляет собой теоретически разработанную систему рационального обоснования и си

Сущность философии Возрождения
Возрождение или Ренессанс – это период культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в это время воз­рождения интерес

Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения
В соответствии с рассмотренной периодизацией философские истоки Воз­рождения следует искать в кружках ранних итальянских гуманистов, впервые открыто заговоривших о центральном месте человека в миро

Времени и ее общая характеристика
Философия Новоговремени – философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий. Философия Нового времени форм

Т. Гоббса
Родоначальником английского материализма и всей современной экспе­риментирующей науки был Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Суть философии Ф. Бекона – разработка метода познания природы, д

Философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Д. Локка
Рене Декарт (1596-1650 гг.). Цель Декарта – создание истинной фило­софии. Философии, обладающей такими же всеобщими и необходимы­ми знаниями, как механика и математика. Однако в отличие от м

Материалистическая философия Б. Спинозы.
Проблему, поставленную Декартом, принципиально иначе решает Бене­дикт Спиноза (1632—1677 гг.). Он исходит из того, что нет двух субстанций, есть только одна единая всеобъемлющая субстанция – матери

Однако Спиноза выделяет и анализирует два атрибута субстанции: про­тяженность и мышление.
Мышление, сознание – это атрибут (неотъемлемое свойство) материи (субстанции). Мышление – свойство материи, такое же свойство как про­тяженность. Как невозможна протяженность без тела (материи),

Субъективный идеализм. Д. Беркли и Д. Юм
Цель Д. Беркли (1684-1753 гг.) – защита религии. Атеизм опирается на материализм, материализм – на признание материи. Отсюда цель фило­софии Беркли – опровержение существования материи и опровер

Французский материализм XVIII века
Материализм XVIII века во Франции – классический образец метафизи­ческого материализма. Его представителями являются Ламетри (1709-1751 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Гельвец

Таким образом, исходный пункт философии Канта материалистичес­кий – объективный мир является источником наших ощущений и пред­ставлений.
Вопрос о том, как соотносятся наши знания о мире («предмет» в голове, «вещь для нас») с самим миром (предмет вне головы, «вещь в себе»), Кант решает дуалистически (двойственно). С одной ст

Теория познания Канта
Прежде чем рассматривать теорию познания Канта, уточним суть пробле­мы, которую он решает. Это та же проблема, которую решали Платон и Арис­тотель. Как, каким способом мы можем получить истинные, т

Философия Фихте и Гегеля
И. Фихте (1762-1814 гг.) критикует Канта «справа» за признание «вещи в се­бе» и за догматизм (материализм). Суть его критики состоит в следующем. «Вещь в себе» – есть ничто. Кант до

Антропологический материализм Л. Фейербаха
С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872 гг.). Он исходит из первичности материи, существую­щей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно,

Философия позитивизма и его эволюция
В философии XIX века особое место занимает позитивистская традиция. Из всех других течений европейской философии именно она обеспечила себе наиболее длительное влияние на научное мышление. Она была

Основные идеи философии марксизма
Возникновение и развитие марксистской философии (диалектичес­кого материализма). Родоначальниками философии диалектического мате­риализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса,

Феноменология, философская герменевтика, постмодернизм
Феноменологическая установка на поиск истины о человеке во мно­гом строилась на критике господствующего для XIX века идеала научно­го мышления – позитивизме. Основополож

Психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ возник на рубеже XIX-XX веков, когда наметилась ломка тра­диционных представлений о психической жизни человека, когда обнаружи­лись недостатки механических и натуралистических толковани

В действительности теория психоанализа явилась настоящей револю­цией в том способе мышления, что существовал в начале XX века.
Прежде всего, это касается проблемы различения физических явлений и сознательных явлений. Дело в том, что современная наука исходит из того, что постижимы научным образом могут быть только определе

Философская антропология
В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования. Такой антропологический поворот

Но что же такое этот «дух», этот новый и столь решающий принцип?
Исторически, по Шелеру, существуют две возможности понимания духа,которые играют фундаментальную роль в истории идеи человека. Первая из этихтеорий, развитая греками,

Периодизация русской философии, ее особенности и проблематика
Периодизация развития русской философии обусловлена основными этапами исторического развития России. Период с XI по XVII вв. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русс

Проблема сущности и смысла жизни человека.
Разработка этих про­блем составляет содержание «моральной или этической» философии. Ее за­дача – выяснение природы и сущности нравственности, обоснование обще­ственного и личного нравственных идеал

Западники славянофилы
Основные направления и концепции русской философии, определившие ее дальнейшее развитие, складываются в XIX веке. Это время разложения фео­дальных общественных отношений и формирования капиталистич

Материалистическое направление в русской философии
Материалистическое направление в русской философии разрабатывается революционными демократами. (А. И. Герцен (1812-1870 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н. А.

Русская религиозная философия
Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в рус­ской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианс­кого мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь.

Философия русского космизма
Философия космизма – одно из выдающихся достижений русской философии. В ееоснове лежат трифундаментальных принципа. Первый: человек(человечество) –

Супранатуралистическое направление.
Религиозный космизм (Н. Я. Грот, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев). Предста­вители этого направления также исходят

Хабибуллина Константина Нигматовича
доктора философских наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Алексеик Евгений Борисович (глава 8) кандид

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги