рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура средних веков. Эпоха возрождения

Культура средних веков. Эпоха возрождения - раздел Культура, Содержание Введение 2 Культура И Идеология Средних Веков В Странах Западной Е...

Содержание Введение 2 Культура и идеология средних веков в странах Западной Европы. 4 Средневековая церковь 15 Мироощущение простого человека 15 Церковь и ереси. 15 Инквизиция 15 Культура Византии. 16 Основные черты эпохи Возрождения. Культ гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума. 17 Характер культуры Возрождения 17 Гуманизм Возрождения 17 Свободомыслие и светский индивидуализм 18 Искусство Возрождения 18 Наука Возрождения 19 Учения об обществе и государстве 20 Культура итальянского Возрождения 20 Северное Возрождение 26 Список использованной литературы 30 ВведениеСлово культура появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон 234 - 149 гг. до н. э. написал трактат о земледелии, перевод названия которого по-латыни звучит примерно так агрикультура.

Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает не только возделывание почвы, но еще и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться.

Вот это самое нравиться должно быть непременно.

Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т. е. не будет культуры. Следовательно, слово культура еще на первых порах употребления означало не только обработку, но и почитание, может быть, даже поклонение. Не случайно ведь существует и родственное слово культ. Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже культура поведения, культура речи и т. д. Римский оратор и философ Цицерон 106 - 43 гг. до н. э. использовал этот термин в применении к духовности.

Философию он считал культурой духа или ума. В основном все историки культуры сходятся на том, что подразумевается воздействие философии на ум с целью его обработки, воспитания, развития умственных способностей. Но если вспомнить Катона, можно обнаружить и иной смысл. Философия - это не только обработка или образование ума, но и его почитание, уважение его и поклонение ему. И действительно философия родилась из предпочтения духовного начала в человеке, из почтения к этому началу.

В эпоху средневековья чаще, чем слово культура, употреблялось слово культ. Имелась в виду возможность и способность выразить творческую силу и волю Бога посредством определенного отношения к нему и ритуала. Существовало и понятие рыцарства, т. е. своеобразного культа или культуры доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова культура как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало. Вот так трактуется в энциклопедическом словаре слово культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Слово культура является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений.

Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений и свидетельствует прежде всего о многообразии самого феномена Культуры. Мы привыкли говорить о духовной и материальной культуре и прекрасно понимаем, что в одном случае речь идет о музыке, театре, религии, в другом - о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства.

Но классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. Все, чем мы пользуемся в области культуры в том числе и само понимание культуры, было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные национальные и исторические традиции, причудливо переплетенные в современном облике культуры, которые определяют содержание наших представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.

Очевидно, что культурология, как наука XX века, не просто сводит воедино существующее многообразие представлений о культуре и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия, она опирается на определенную традицию.

Для европейской культурологии основные исторические этапы этой традиции исторического развития представлений о культуре и ее понимания составляют античность, средние века, новое время. Средневековая культура - культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры. Политеизму она противопоставляет монотеизм натурализму, интересу к предметному миру - духовность, культивирование интроспекции гедонизму - аскетический идеал познанию через наблюдение и логику - книжное знание, опирающееся на Библию и толкование ее авторитетами церкви.

Пристально вглядываясь в глубины собственной души, средневековый человек обнаружил неповторимость, уникальность и неисчерпаемость личности. Это вело к признанию субстанциональности божественной личности, делало возможным переход от политеизма к монотеизму. Если в основе античного понимания культуры лежало признание безличностного абсолюта, которым выступал божественный строй вещей, то в средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности.

Чувство неуверенности - вот что влияло на умы и души людей средневековья и определяло их поведение. Неуверенность в материальной обеспеченности и неуверенность духовная Эта лежавшая в основе всего неуверенность, в конечном счете, была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировалось в полной мере ни добрыми делами, ни благоразумным поведением.

Творимые дьяволом опасности погибели казались столь многочисленными, а шансы на спасение столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой. Античный человек черпал свою уверенность в созерцании неизменного, вечного космоса и, прежде всего, природы Это небо и звезды, горы и реки. Боги же составляют часть природы. Это опять те же небо и звезды, горы и реки. Из благоговейного созерцания вырастала уверенность в том, что из ничего ничего не происходит.

С потерей уверенности в прочности социоприродного порядка отбрасывается эта основная посылка античного самосознания и утверждается принцип сотворенности мира из ничего, по божественной воле. Ликвидируется пантеистическое признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира. На смену космологизму приходит трансцендентизм г персонализм. Единый и вездесущий Бог как сверхъестественная личность создает мир и от мира не зависит, мир и человек имеют свои основания в Боге. Признание сотворенности мира креационизм перерастает в концепцию постоянного творения Бог действует на основе собственной воли, и люди не могут понять природы его действий и осознать их результатов.

Полная и непосредственная зависимость природы и человека от Бога как сверхприродной личности приводила при таких предпосылках к положениям крайнего фатализма. Христианский Бог, структурируя природу и социальность, сообщал миру его смысловую значимость.

Божественная символика, разлитая в мире, заставляла человека вчитываться в письмена Бога. Природа виделась огромным хранилищем символов. Элементы различных природных классов - деревья в лесу, минералы, растения, животные - всё символично, и традиция довольствовалась тем, что некоторым из них давала преимущество перед другими. Здесь обнаруживаются радикальные изменения в понимании культуры, отличающие одну эпоху от другой. Античное понимание культуры, основанное на признании рационального поиска как пути к добродетели, оказалось совершенно беспомощным, как только окружающий мир, природа лишились своей суверенности, когда ее чувственно-антропоморфные характеристики потеряли свою значимость, как только человек увидел, что кроме вещественно- телесного мира, его земной родины, есть родина небесная, духовный мир, где человек обретает подлинное блаженство, поскольку, хотя его тело и принадлежит земном миру, душа его бессмертна и является собственностью мира небесного.

С удивлением человек обнаружил, что тот социальный беспорядок, который греки устраняли с помощью рациональной правовой идеи, не поддается рациональному объяснению.

Собственно говоря, за легко обозримые пределы античного полиса античные социальные проекты и не распространялись. Оказавшийся перед лицом необозримого мира человек увидел, что в нем действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму, но тем с большей радостью и надеждой он осознал, что в нем есть Высший Разум и Высшая Справедливость.

Отмечая универсальность средневекового символизма, исследователи обычно подчеркивают особую роль книги, и в частности Библии. Книга была, безусловно, величайшей из драгоценностей. Не она ли заключала в себе не только слово, изреченное самыми великими писателями Древнего Рима, но и, самое главное, слово Божие, глагол, с помощью которого Господь Всемогущий установил свою власть над миром сим Культура сознания и самосознания приобретает книжный характер появляется, осознается и культивируется интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры. Вместе с тем человек, вчитываясь в Слово Божье, прислушиваясь к тому, как оно отзывается в глубинах его Я и структурирует его действия, наполнял моральным смыслом свою жизнь, свои поступки и помыслы.

Культура вновь предстала перед человеком как необходимость возделывания собственных способностей, в том числе и разума, но естественного разума, от природы неиспорченного и дополненного верой.

Перед человеком открылся ранее невидимый мир Бог единосущий заботится о нем и любит его. Для спасения человека он послал на муки своего сына единосущного А. Мень. Перед человеком открылась область иного видения мира - через любовь, любовь к ближнему. Рациональность, оказалось, далеко не главное в человеке, открылись такие его измерения, как вера, надежда, любовь. Человек открывает свою слабость. Человек - это слабое, беспомощное, достойное жалости и участия существо. Но в своей слабости он обнаруживает огромную силу. Уповая на Веру, он может сказать да хаотическому и страшному миру. И тогда через хаос, через абсурдность, через чудовищность жизни, как солнце через тучи, глянет око Божье. Бога, который имеет личность, и личность, отображенную в каждой человеческой личности.

Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность Бог создал человека, его бессмертную душу. Счастье не в познании себя, а в познании Бога. Познать себя невозможно, открываются глубины человеческой души, уникальности человека нет того универсально-всеобщего, что заполняет все содержание античного человека. Счастье и свобода человека не в его автономизации, а в осознании того духовного родства, в котором он находится со Всевышним.

Тогда человек научится преодолевать себя, достигать недостижимого. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование.

Культура и идеология средних веков в странах Западной Европы

Размеры и характер потребностей были вполне определенными для каждой с... Это положение и определяло меру хозяйственной активности вести жизнь с... И поэтому прийти к Богу-Отцу можно только через веру во Христа. Главное в их деятельности - не просто уяснить себе величие божественно... Будучи неистовыми экспериментаторами, алхимики видели выход к новому з...

Средневековая церковь

Средневековая церковь. влияние церкви на мировоззрение бело особенно сильным. Позже оно стало... Он не относился к нему как к темнице души, поскольку мало отличал одно... Его собственное сознание обладало для него такой же реальностью, как и... Он действительно видел русалок, леших и домовых, поскольку в них он ве...

Церковь и ереси

Церковь и ереси. Последние были более радикальны, крестьяне отстаивали свои убеждения ч... Характерно, что еретики воспринимали христианскую церковь так, как иуд... ИнквизицияВ борьбе с мистицизмом использовались тайное судопроизводств... инквизиция существовала как самостоятельное учреждение под властью гла...

Культура Византии

Культура Византии. В Византии было больше образованных людей, чем в Западной Европе. Наибольшего развития в Византии достигли история и география. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. Строительством храма руководили прославленные архитекторы, его отделыв...

Основные черты эпохи Возрождения. Культ гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума

Основные черты эпохи Возрождения. Культ гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума.

Характер культуры Возрождения

Характер культуры Возрождения. Новый импульс развития европейской культуры выразился в эпохе, которую... Гуманизм ВозрожденияНовое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения... Фактически это означало признание господства разума над окружающим мир... Самопознание и самосозидание человека - таковы главные идеи возрожденч...

– Конец работы –

Используемые теги: Культура, средних, веков, Эпоха, Возрождения0.081

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура средних веков. Эпоха возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

ЭСТЕТИКА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Основой этого учения стало евангельское предание о Фаворском свете, физическом и духовном, озарившем лицо Иисуса в момент преображения на горе… Другая модификация прекрасного – цвет. Византийская эстетика выработала… У того же Дионисия Ареопагита весь земной мир – это система символов, через которую просвечивает божество. Символ не…

Культура Эпохи Высокого Возрождения и ее представители как светочи мировой культуры
Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением,но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл… Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви … И действительно готическая напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но,с другой стороны,…

Тема №9 Философия Средних веков богословие и эпохи Возрождения
Лосский Вл Догматическое богословие Раздел п Лосский Вл Боговидение М С... Вопросы... В ч м отличие богословия от философского мышления...

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Культура Средних веков
Ранний его период называют “темными веками” . Общая характеристика культуры средневековья Цивилизация европейского средневековья представляет собой… Переход от Античного мира к Средним векам был связан с падением уровня… Но в то же время нельзя рассматривать Средние века как некоторый провал в развитии европейской цивилизации. В этот…

Искусство эпохи итальянского возрождения. Северное возрождение
Стр. 00ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Сикстинская капелла, 0000-0000. Фрагмент фрески потолка. Пророк Исайя. Стр. 00ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Фреска алтарной стены. 0000-0000.… Страшный суд. Стр. 00ПРИМЕЧАНИЯСтр. 00 ВВЕДЕНИЕ Тема настоящего исследования… Буонарроти Микеланджело во многом определил развитие европейского искусства как 00 в так и последующих столетий,…

Культура эпохи возрождения
Именно такое значение термина Возрождение Ренессанс принято в настоящей работе. Следует обратить особое внимание на то, что культура Возрождения отнюдь не… Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития. Вот…

Конфликтологические аспекты социальных взглядов мыслителей в средние века и эпоху Возрождения
Именно в этот час и в связи с такими обстоятельствамии возникло учение Николо Макиавелли. Конфликты были и будут, они будутсопровождать нашу жизнь… Автор исследует как центральную проблему различные виды государств… От этого зависит его прочность еслигосударство, например, наследственно, оно обычно прочно, и напротив, вновьприобрет…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Лекция 1. "История зарубежной лит-ры средних веков и возрождения" Смирнов, Макуйский quot История зарубежной лит ры средних веков и возрождения quot Смирнов... Общая характеристика лит ры средневековья Средние века начинаются в...
  • Культура эпохи Возрождения и Реформации Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.В XIV - XV вв. зарождались… Складывалась мораль, оправдывающая честное обогащение, радости мирской жизни ,… Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных Жизнеописаний…
  • Культура эпохи возрождения Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного - исключительно благодаря… Человеку - представителю победоносного, разумного и прекрасного рода - спело… Классическим очагом ренессансной культуры была только Италия. В отличие от романской и готической культуры…
  • картотека памятников художественной культуры эпохи Возрождения XV век. «Голгофа» автор Мантенья.XV век. «Рождение Венеры» автор Боттичелли, галерея Уффици, Флоренция. 1485 г. «Весна» автор Боттичелли, галерея… XV век. «Покинутая» автор Боттичелли, Рим. XV век. «Благовещение» автор… Роспись плафона Сикстинской капеллы, Ватикан XVI век. «Прием послов» автор Карпаччо.
  • Западноевропейская культура эпохи декаданса: основные черты и особенности (2-я половина XIX века) В числе социально-экономических и политических факторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX веке… Развитие производства стимулировало быстрое развитие науки. Р. Майер, Дж.… Сделано множество других величайших открытий в различных областях науки. Создание паровоза, двигателя внутреннего…