рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство Византии

Работа сделанна в 2006 году

Искусство Византии - Реферат, раздел Культура, - 2006 год - Министерство Образования Российской Федерации Ростовский Государственный Унив...

Министерство Образования Российской Федерации Ростовский Государственный Университет Реферат Тема Искусство Византии студент 2 курса 1 группы Купрадзе И. Ростов-на-Дону 2006 г. ОглавлениеОглавление 2 Введение 3 Глава I. Искусство Византии в ранний период. IV-VI в.в. 4 Глава II. Иконоборчество VII-IX в.в. 11 Глава III. Комнинское возрождение. 17 Воздействие Византийского искусства на художественное творчество других стран и народов. X-XIIв.в 17 Глава IV. Латинское завоевание Византии. 38 Искусство Никейской империи, Латинской империи, Эпирского царства, Трапезунда. XIII в. 38 Глава V. Поздняя Византия.

XIV-XV в.в. 42 Заключение 45 Список литературы 53 ВведениеВ истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое и, бесспорно, выдающееся место.

Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, образное видение мира, утонченность эстетического мышления. По уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни, по силе выразительности и глубокой одухотворенности изобразительного искусства Византия многие века опережала страны средневековой Европы. Более 500 лет прошло с той поры, как Византийская империя - в прошлом могущественное средневековое государство - ушла с исторической арены.

Но след, оставленный Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях ее материальной и духовной культуры. До сих пор ученые многих стран пристально вглядываются в произведения византийских художников и мозаичистов, ищут и открывают новые шедевры во дворцах и храмах, с трепетом склоняются над изысканными творениями византийских ювелиров и эмальеров, над извлеченными из земли византийскими золотыми монетами, углубляются в чтение греческих манускриптов.

Они неустанно собирают все, что может воскресить перед современным человечеством этот вечно живой мир византийской цивилизации. Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличие от западно-европейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.

Как византийская государственность устояла под натиском варваров, так и византийская культура сумела противостоять волне варварства. Византийская культура, однако, сама впитала художественные традиции, созданные многочисленными народами, населявшими империю. Не только греки, но сирийцы и копты, армяне и грузины, малоазийские племена и славяне, народности Крыма и латинское население Ил-лирика - в разной, конечно, степени - внесли свою лепту в формирование собственно византийской культуры.

Но затем культурное развитие этих народов пошло под знаком нивелирующего господства византийской цивилизации. Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с философскими, этическими, естественнонаучными и эстетическими воззрениями античного мира. Первые столетия существования византийского государства можно рассматривать как важный этап мировоззренческого переворота, когда не только формировались основные тенденции мышления византийского общества, но и складывалась его образная система, опирающаяся на традиции языческого эллинизма и обретшего официальный статус христианства.

Христианство противопоставило свой богословско-философский синтез последнему философскому синтезу античности - неоплатонизму, универсальной мировоззренческой структуре, подводившей итог многовековому эллинско-римскому идейному развитию и охватившей все области общественной жизни.

Глава I. Искусство Византии в ранний период. IV-VI в.в

Основной эстетической задачей византийского искусства отныне становитс... Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподро... Прекрасна яркой, чувственной красотой девушка с кувшином, совершенно о... Голова императора высечена из порфира и дышит мощью. корабль, на котором его везли, по пути в Неаполь затонул у берегов Бар...

Глава II. Иконоборчество VII-IX в.в

И хотя от этого времени сохранилось крайне мало рукописей, но, вероятн... Двухэтажное здание увенчивала сверкавшая позолотой высокая крыша. Храм св. в небольших церквах, которые представляют собой фризы инкрустированных... По-видимому, они, как и иконоборческие росписи Кападокии, чудом сохран...

Глава III. Комнинское возрождение

Глава III. Комнинское возрождение.

Воздействие Византийского искусства на художественное творчество других стран и народов. X-XIIв.в

Суровое, аскетическое лицо Григория мужественно и спокойно, его взгляд... Отметим только, что при Комнинах в связи с постоянными войнами и усиле... К их числу относится рукопись Слов Иоанна Златоуста, выполненная для и... Собор был построен византийскими мастерами по образцу Константинопольс... Латинские надписи показывают вкусы создателей храма и воздействие запа...

Глава IV. Латинское завоевание Византии

Эти переводы, по-видимому, оказали влияние на формирование философских... Эта церковь должна была стать символом могущества новой империи и заме... Наиболее полное и совершенное воплощение новые черты византийской живо... Лазарева, рядом с этой утонченной палитрой краски Джотто кажутся пестр... Выдерживается гармоническое сочетание пропорций фигур и пейзажа, разли...

ЗаключениеКаков же вклад византийской цивилизации в культуру средневековья Византийская культура - это закономерный этап развития европейской и всей мировой культуры, этап, имевший свои специфические, неповторимые типологические особенности. Для их вычленения важным ориентиром могут служить такие факторы в Византии существовала языковая и конфессиональная общность в рамках единого государственного образования при всей многоэтничности Византийская империя имела одно главное этническое ядро - греков, в ее культурной жизни преобладал греческий язык в Византии господствовала христианская религия в ее особой православной форме в Византийской империи всегда сохранялась устойчивая государственность и централизованное управление византийскую культуру отличало от культуры стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций как по своему географическому, этническому и экономическому положению Византия была своеобразным золотым мостом между Востоком и Западом, так и в культурном развитии Европы она была связующим звеном между западной и восточной культурами.

При этом происходил плодотворный синтез культур Востока и Запада.

На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Так, в ранние периоды вплоть до второй половины XI в. в культуре Византийского государства, как и в его общественной жизни, доминировали восточные влияния, а начиная с правления династии Комнинов в связи с развитием интенсивных экономических и политических связей с Западом новые импульсы получило воздействие западноевропейской культуры. Культурные контакты Византии с Западной Европой, особенно с Италией, достигли своей кульминации в XIII-XV вв. Зарождение и в Византии, и в Италии предренессансных течений в культуре, постоянное ознакомление с их достижениями способствовали взаимному обогащению культур и ускорили развитие гуманизма как общеевропейского явления.

Поэтому первой типологической особенностью византийской культуры является синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества.

Однако в этом синтезе всегда сохранялась греко-римская основа. Античные традиции никогда не исчезали в Византии, и хотя бывали периоды их временного затухания, всякий раз они воскресали с новой силой. Средневековая христианская Византия как бы хочет, но не может сбросить с себя одежды античной культуры и все вновь и вновь обращается к этому источнику.

Поэтому вторым важным типологическим отличием византийской культуры является, на наш взгляд, сохранение в Византии в значительных масштабах культурного наследия античности. Объективной исторической закономерностью, породившей эту типологическую особенность Византии, были, разумеется, основные тенденции общественного и политического развития империи. Для византийской культуры проблема культурного наследия, в частности наследия античности, как известно, играла первостепенную роль. Сила традиций, стереотипов в византийской культуре и искусстве была очень велика.

Однако не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать масштабы сохранения античного наследия в Византии. Степень устойчивости элементов античности в различных сферах культурной жизни была далеко не одинаковой. И почти всюду рождались новые идеи, складывались новые философско-богословские, политические, этические и эстетические воззрения.

Не континуитет, а постоянная идейная борьба старого с новым - вот доминанта как общественной, так и культурной жизни Византии. Вместе с тем не следует забывать, что традиции античной цивилизации послужили основой развития в Византии гуманистических идей, а переданные на Запад, они во многом оплодотворили европейскую культуру эпохи Ренессанса. Некоторые другие особенности византийской культуры были порождены существенными различиями между восточной православной и западной католической церквами. Различия эти сказывались в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов христианского Востока, в догматике, литургике, обрядности православной церкви, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии.

В отличие от раздробленной средневековой Европы Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. Это составляет, на наш взгляд, еще одно важное типологическое отличие византийской культуры по сравнению с западноевропейской. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество.

Необычайный расцвет Константинополя - этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон, Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской культуры. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. В Византии всегда жила полнокровной жизнью светская культура и образованность, связанная, с одной стороны, с византийской аристократией и городской интеллигенцией, а с другой - черпавшая могучие импульсы из народной культуры.

Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.

Наиболее интенсивно Византийское культурное влияние, естественно сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с Константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства - в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Влияние византийской культуры в средние века во многом являлось продолжением распространения тысячелетних культурных традиций греко-римского и восточно-эллинистического мира в страны Юго-Восточной и Восточной Европы.

Восприятие элементов византийской цивилизации в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

Со стороны правящих классов перечисленных стран это было обращением к самым высоким образцам, наиболее изысканным духовным ценностям, созданным средневековой Европой. Как правило, степень эффективности проникновения византийского влияния зависела не только от активности Византийского государства и православной церкви, но и от уровня развития дохристианской народной культуры. Чем выше был уровень самобытной местной культуры, чем более прочно сохранились в ней локальные традиции и элементы народного творчества, тем ограниченнее было воздействие византийской цивилизации. Еще важнее то, что перенесенные на чужеземную почву иноязычных местных культур духовные ценности, созданные Византией, как правило, подвергались здесь глубокой трансформации, начинали как бы новую жизнь, приобретали совсем иные черты под воздействием национальных творческих начал.

Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы.

Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной эпохи. В период интенсивного развития феодализма происходит серьезная перестройка социально-экономической структуры и внутренней организации византийского города. Общая феодализация общественного строя империи оказывает все большее влияние на города, которые приобретают черты, характерные для городов средневекового типа. Византийский город X в по данным Книги Эпарха - устава константинопольских ремесленных и торговых корпораций, был во многом уже новым, средневековым городом, хотя и сохранял еще некоторые античные традиции.

Основной фигурой в городском ремесленном производстве уже становится свободный ремесленник, владелец небольшой мастерской - эргастирия. В ней работал и сам хозяин - мастер и два-три помощника наемный работник-мистий. ученик, раб. В особо престижных и доходных ремеслах, например в изготовлении дорогих шелковых тканей, имелись торговцы-посредники по закупке шелка-сырца и сбыту драгоценных товаров.

Большинство ремесленников Константинополя и, быть может, других крупных городов были объединены по профессиям в торгово-ремесленные корпорации. Эти корпорации пользовались монополией в своей отрасли производства и рядом привилегий. Наряду с эргастпрпями свободных ремесленников в Константинополе и других местах имелись многочисленные государственные мастерские по производству предметов роскоши, оружия, монетный двор, императорские гинекеи, где вырабатывались драгоценные пурпурные шелковые ткани.

В государственных мастерских работали преимущественно рабы и лица, осужденные за какие-либо преступления. Торгово-ремесленные корпорации были обеспечены защитой и покровительством государства, но одновременно подчинялись строгому контролю эпарха города. Всеобъемлющая государственная регламентация городского ремесла и торговли, столь характерная именно для средневековой Византии, имела свои позитивные и негативные стороны.

Покровительство торгово-ремеслен-ным корпорациям со стороны государства стимулировало временный расцвет городского ремесла. Государственная поддержка обеспечивала торговую монополию и защиту ремесленных корпораций от конкуренции внецехового ремесла, обилие заказов императорского двора, армии, константинопольской знати, безопасность на дорогах и в городах империи. Вместе с тем она связывала инициативу ремесленников в отношении введения технических новшеств.

Формы и методы государственной регламентации и внутренняя организация корпораций зафиксированы в Книге Эпарха. В X-XI вв. продолжалось поступательпое развитие экономики византийских городов. Изобретение греческого огня - зажигательной смеси, дающей негасимое водой пламя, и косого паруса обеспечивало морские успехи империи, а расцвет строительной техники, достижения точных и естественных наук, особенно математики, астрономии и медицины, помогали Византии обогнать в своем развитии многие государства Востока и Запада.

Византийское мореходство и торговля, несмотря на конкуренцию арабов и норманнов, все еще продолжали играть главенствующую роль в бассейне Средиземноморья, а византийская золотая монета номисма или со-лид высоко котировалась на всех рынках от Евфрата до Гибралтара. Организация византийской морской торговли, морские законы и техника мореплавания византийцев служили объектом заимствования и подражания в странах Юго-Восточной и Западной Европы. Огромную роль в общественной жизни Византии и в эту эпоху продолжал играть Константинополь.

Этот город всегда являл собой картину поразительных социальных контрастов. Город изнеженной праздности и неутомимого труда, средоточие неограниченной власти и арена социальных битв, резиденция императоров, вельмож, бюрократии и пристанище пестрой городской толпы, центр православия и очаг античной культуры, Константинополь вплоть до XII в. не терял и своего экономического могущества, оставался центром производства предметов роскоши, средоточием транзитной торговли между Азией и Европой, поистине золотым мостом, по выражению Маркса, между Востоком и Западом.

Такое гипертрофированное развитие столицы имело позитивные и негативные последствия для экономики империи. С одной стороны, оно стимулировало развитие ремесла и торговли в столице и ее пригородах, с другой - подавляло внутренний экономический рост провинциальных городских центров византийской державы. Между Константинополем и провинциальными городами никогда не утихало острое экономическое соперничество.

Новый подъем византийских городов, начавшийся в X в достиг апогея в XI-Х1Т вв причем охватил не только столицу - Константинополь, но и некоторые провинциальные городские центры4. Во многих городах Византии в это время наблюдается качественное улучшение техники ремесленного производства в таких отраслях, как кораблестроение, металлообработка, изготовление тканей, изделий из кожи, керамика. Важным следствием экономического подъема провинциальных городов явилось упрочение внутреннего рынка в отдельных регионах империи.

Центрами обмена становятся оживленные, изобилующие разнообразными товарами ярмарки, такие, как красочно описанная в анонимном диалоге XII в. Тимарион ярмарка в Фессалонике, ярмарки в Трапезунде и в других городах. Растет не только городское, но и поместное ремесло, происходит постепенное втягивание деревни в рыночные связи. На ярмарку в Фессалонику съезжались купцы пз Беотпи и Пелопоннеса. Италии и Финикии.

Египта и Испании. Во внешней торговле Византии в эту эпоху происходят существенные изменения. Несмотря на возросшую конкуренцию итальянских купцов и ремесленников, торговая активность Византии еще не спадает, хотя меняются характер и направление внешней торговли империи. В связи с расцветом провинциальных городов иноземные купцы стекаются не только в Константинополь, как было раньше, но п в крупные порты империи, такие, как Фессалонпка. Смирна, Трапезунд. Оживляется торговля с Причерноморьем, Крымом Херсонесом. Возвышение провинциальных центров в эту эпоху находит яркое воплощение в подъеме каменного зодчества.

В европейской части империи Фессалоника, Афины, Коринф, в азиатской - Никея, Смирна, Эфес, Трапезунд интенсивно застраиваются храмами, дворцами знати, домами богатых горожан. Этп города становятся важными центрами образования, культуры и искусства. Рост провинциальных городов повлек за собой усиление политической активности городского населения, появление городских советов, собраний граждан, вооруженных дружин городов.

Но эти пока еще робкие ростки городской самостоятельности подавлялись центральной властью и местными феодалами. Со второй половины XII в. в экономике городов, как и всей империи, появляются черты упадка. Они были вызваны многими причинами. Городские торгово-ремес-ленные корпорации все болезненнее ощущали государственную регламентацию, сковывавшую их инициативу, ослаблявшую их перед лицом столь опасных конкурентов, как торговые города-республики Италии.

Итальянцы все активнее стали применять новые методы и технологии ремесленного производства и организации торговли. Близорукая политика императоров из дома Ангелов 1185-1204 , покровительствовавших итальянским коммерсантам и предпринимателям, открыла дорогу предприимчивым конкурентам в империю. Расцвету городов мешали и постоянные междоусобицы феодалов, и их активное вмешательство в дела горожан. Коренной перелом в поступательном экономическом развитии Византии произошел в XII в. С конца этого столетия экономическое превосходство переходит, п притом окончательно, к государствам Западной Европы.

И, пожалуй, решающую роль в этом сыграли различия в судьбах византийских и западноевропейских городов. Именно в конце XII в. пути общественного развития городов Византийской империи и Западной Европы окончательно разошлись. В Западной Европе неуклонный рост городских центров привел к кардинальным сдвигам во всей социально-экономической жизни феодального общества, а позднее, в XIV-XV вв к зарождению в наиболее передовых странах того времени - в Италии и Нидерландах - раннекапиталистических отношений. В Византии же расцвет городов оказался недолговечным и не повлек за собой коренной ломки феодальной экономики страны.

В период развития феодализма серьезные перемены происходят в структуре государственной власти и в административном управлении империи. Несколько ослабевшая в VII в. централизация Византийского государства вновь упрочилась к X в. Именно в это время происходит отчетливая кристаллизация всех форм государственности. Империя ныне управлялась из императорской канцелярии, а провинциальные наместники, получая жалованье из казны, зависели от центра.

Огромную роль в жизни византийского общества играл централизованный бюрократический аппарат государственные чиновники объединялись в замкнутую касту, в которой царила строгая иерархия в соответствии с табелью о рангах. Правление императоров Македонской династии часто называют золотым веком византийской государственности. Действительно, при них оформляется пышный этикет византийского двора, строгий церемониал приема иностранных послов, упрочивается принцип легитимности власти через институт соправителей.

Как правило, император делал своего сына соправителем и тем самым Список литературы З.В. Удальцова Византийская культура. М. 1988 г. В.Д. Лихачева Искусство Византии IV-XV в.в. Л. 1981 г. В.Н. Лазарев История Византийской живописи. М. 1986 г. В.П. Даркевич Путями средневековых мастеров.

М. 1972 г. История Византии. Том II. М. 1967 г. Л.А. Фрейберг Античность и Византия. М. 1975 г.

– Конец работы –

Используемые теги: искусство, Византии0.052

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство Византии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Искусство Византии. Иконопись
В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в Константинополь столицу империи. В 395 году Римская империя распалась на Восточную и… Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и… Ее императоры пытались выступать в роли верховных сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского…

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств
ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...

Искусство и культура Византии.
Можно, в частности, наметить основные пути развития византийского изобразительного искусства в эпоху классического средневековья. С X-XI вв. в… В живописи и архитектуре начинает господствовать строгая, рассудочная… Творчество художника приобретает отныне безликий характер, оно скованно традицией и церковным авторитетом, а порывы…

Искусство Византии
Это весьма плачевно отразилось на Римской империи, расколовшейся в результате на две части  Западную и Восточную, которая и получила… Незадолго до этого, в 313 г Миланский эдикт разрешает свободное… Средние века были временем расцвета феодального строя с типичным для него господством класса землевладельцев,…

Искусство Византии
На месте старой греческой колонии Византии был основан город Константина-Константинополь, который 11 мая 330г. официально провозгласили столицей… Однако уже таяли надежды на реальную помощь богов, менее логичной и… Первые христиане, вынужденные таиться, собирались в укромных местах. Особенно подходили для молитвенных собраний…

ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН. Искусство движения Уроки мастера
На сайте allrefs.net читайте: "ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН. Искусство движения Уроки мастера"

Искусство Мастера НЛП
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство Мастера НЛП"

ТЕМА 4 ИСКУССТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
На сайте allrefs.net читайте: "ТЕМА 4 ИСКУССТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"

ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ
На сайте allrefs.net читайте: "ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ"

Теория, практика и искусство управления
На сайте allrefs.net читайте: "Теория, практика и искусство управления"

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам