Реферат Курсовая Конспект
Понятие и предмет этики - раздел Культура, ТЕМА 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ Термин «Этика» Происходит От Древнегреческого Слова «Этос» — Привычк...
|
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» —
привычки, обычаи, нравы. Этика как наука существует более 20 веков.
Еще в IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным
«этический» класс человеческих добродетелей и образовал новое су-
ществительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает
добродетели.
Слово «мораль» — от латинского слова «moris» —
нравы, обычаи и т.п. На этом основании часто слова
употребляют как синонимы. Но это неверно. Этика — это
наука о морали, нравственности. Мораль — форма обще-
ственного сознания, в которой отражаются идеи, пред-
ставления, принципы и правила поведения людей в об-
ществе.
Мораль и нравственность можно употреблять как
синонимы.
В обществе существуют разные социальные нормы,
регулирующие поведение людей. Социальные нормы —
общепринятые в рамках социальной общности (группы)
правила, образцы поведения или действия в определен-
ной ситуации. Нормы представляют собой главный регу-
лятор поведения людей в обществе, они необходимы
для совершения согласованных коллективных действий.
Для того чтобы лучше понять сущность моральных
норм, рассмотрим другие виды социальных норм.
Обычаи — общепринятые и повторяющиеся формы
поведения людей, которые служат средством передачи
социального и культурного опыта от поколения к поко-
лению.
Ритуалы — правила поведения людей при соверше-
нии обрядов и форм деятельности (например, ритуал по-
священия в воины).
Традиции — наиболее обобщенные и стабильные
правила поведения людей в том или ином обществе, ко-
торые выверены временем и длительно существуют.
Права — правила поведения, которые устанавлива-
ются и охраняются государством.
Религия — духовно-нравственные правила челове-
ческого общежития, основанные на представлении лю-
дей о Боге как творце мироздания.
Нормы общественных организаций — представляют
собой правила поведения, которые устанавливаются са-
мими общественными организациями и охраняются с
помощью мер общественного воздействия, предусмот-
ренных уставами этих организаций.
В отличие от всех вышеперечисленных норм нрав-
ственности или морали — это правила поведения, кото-
рые устанавливаются в обществе в соответствии амо-
ральными представлениями людей о добре и зле, спра-
ведливости и несправедливости, долге, чести, достоин-
стве. Иногда эти нормы называются правами, которые
представляют собой правила поведения и оцениваются
с нравственной точки зрения: «добрые нравы», «пре-
ступные нравы», «деградация нравов», «исправление
нравов» и т.п.
Нравственные нормы содержатся в документах не-
нормативного характера. К ним относятся всевозможные
моральные кодексы, присяги, клятвы и т.д. Ярким при-
мером такого свода морально-нравственных норм явля-
ется Кодекс поведения должностных лиц по поддержа-
нию правопорядка, принятый 34-й сессией Генеральной
Ассамблеи ООН в декабре 1979 г., в котором объединены
нормы, обязывающие работников правоохранительных
органов и в первую очередь осуществляющих расследо-
вание по уголовному делу, уважать и защищать челове-
ческое достоинство, поддерживать и защищать права
человека (ст. 2), применять силу только в случаях край-
ней необходимости и в той мере, в какой это требуется
для выполнения их обязанностей (ст. 3), сохранять в
тайне сведения конфиденциального характера, получае-
мые в процессе осуществления своей деятельности, ес-
ли исполнение их обязанностей или требования право-
судия не требуют иного (ст. 4), нетерпимо относиться к
любому действию, представляющему собой пытку или
другие жестокие, бесчеловечные или унижающие досто-
инство виды обращения (ст. 5), обеспечивать охрану
здоровья задержанных ими лиц (ст5г. б)1.
Существуют разные уровни этического знания о
природе морали: описательный (описывается «что такое
хорошо и что такое плохо»), нормативно-критический
(«как жить нельзя», как надо жить, чтобы быть доброде-
тельным), теоретический (зачем быть нравственным, за-
чем быть добрым?) и нормативно-педагогический (как
сделать так, чтобы нравственных людей было больше?).
На разных уровнях развития этических знаний ре-
шаются разные задачи:
а) на описательном уровне — описывать мораль:
нравы, обычаи в обществе;
б) на нормативно-критическом — предписывать,
ориентировать, как быть нравственным, какие нормы
следует соблюдать;
в) на теоретическом уровне — объяснять мораль, ее
происхождение и тенденции развития, необходимость и
специфику;
г) на нормативно-педагогическом — учить морали,
т.е. способствовать нравственному совершенствованию
людей.
В современном понимании этика — философская наука, изу-
чающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности
человека, общества. Если мораль представляет собой объективно
существующее специфическое явление общественной жизни, то этика
как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, законо-
мерности возникновения и развития, место в системе других общест-
венных отношений, теоретически обосновывает определенную мо-
ральную систему.
Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начи-
нала складываться как школа воспитания человека, научения его доб-
родетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идео-
логами) как призыв человека к исполнению божественных заветов,
обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о
непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о форми-
ровании «нового человека» — бескорыстного строителя абсолютно
справедливого общественного порядка и т. д.
В отечественных публикациях современного периода преобла-
дающим является определение этики как науки о сущности, законах
возникновения и исторического развития морали, функциях морали,
моральных ценностях общественной жизни.
В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоре-
тические проблемы о природе и сущности морали и нравственную
этику — учение о том, как должен поступать человек, какими принци-
пами и нормами обязан руководствоваться. Задача этики состоит в
том, чтобы описать мораль, объяснить мораль и учить морали.
В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию,
изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую про-
блемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль то-
го или иного общества в социологическом и историческом аспектах;
генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профес-
сиональную этику.
Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует
принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способст-
вует выработке таких моральных представлений, которые в макси-
мальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя
тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука
служит социальному и экономическому прогрессу общества, утвер-
ждению в нем принципов гуманизма и справедливости.
Таким образом, этика – это наука о сущности, законах возникно-
вения и историческом развитии морали, о ее специфических функци-
ях, моральных ценностях общественной жизни.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
СОДЕРЖАНИЕ... ТЕМА ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ... Понятие и предмет этики...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие и предмет этики
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов