Реферат Курсовая Конспект
Характеристика основных этических категорий - раздел Культура, ТЕМА 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ Категории Этики — Это Основные Понятия Этической Науки, Отражающие Н...
|
Категории этики — это основные понятия этической
науки, отражающие наиболее существенные элементы
морали.
При всем разнообразии подходов к определению системы этиче-
ских категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в
теоретическом и практическом отношении категории:
− добро и зло,
− благо,
− справедливость,
− долг,
− совесть,
− ответственность,
− достоинство и честь.
К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.
Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, раз-
граничивающие нравственное и безнравственное.
Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положи-
тельное нравственное значение, отвечающее требованиям нравст-
венности, служащее отграничению нравственного от безнравственно-
го, противостоящего злу.
Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная
добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном,
противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения.
Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных ка-
честв.
С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель —
устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее
моральную ценность. Добродетели противостоит порок.
Добродетельный человек не только признает положительные
нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в
соответствии с ними (добродеять — делать добро). Представления о
добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней
Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с
такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, муд-
рость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья вы-
двинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру
в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).
При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных
слоях общества честность, гуманность_D0 Tc( , мужество, бескорыстие, вер-
ность и т. п. оценивались и оцениваются положительно.
В обыденной жизни благо — все, что способствует человеческой
жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребно-
стей людей, является средством для достижения определенных це-
лей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование,
предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает
с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие
промышленности, материального производства приводит человечест-
во на грань экологической катастрофы.
Добро — разновидность духовного блага. В этическом смысле
понятие блага часто употребляется как синоним добра.
Справедливость в обществе понимается в различных аспектах.
Это категория морально-политическая и правовая. В этике справед-
ливость — категория, означающая такое положение вещей, которое
рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущно-
сти человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания ра-
венства между всеми людьми и необходимости соответствия между
деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных
людей и их социальным положением, правами и обязанностями, за-
слугами и их признанием1
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнитель-
ную (справедливость равенства) и распределительную (справедли-
вость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют
свое значение и в современных условиях.
Несправедливость противоположна справедливости. Она там,
где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между
людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распреде-
ляются непропорционально.
Справедливость главенствует в профессиональной деятельно-
сти юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справед-
ливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливо-
сти".
Справедливость — этическая и правовая категория.
Идея справедливости, требование справедливости пронизывают
законодательство современного демократического общества. Право-
вое выражение требования справедливости содержиться во Всеоб-
щей декларации прав человекf, в том числе применительно к дея-
тельности суда. В частности ст. 10 декларации гласит: «Каждый чело-
век, для определения его прав и обязанностей и для установления
обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет
право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рас-
смотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости
независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пак-
та о гражданских и политических правах, формулируя общее требова-
ние справедливости к судам при производстве по уголовным и граж-
данским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных
гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.
Требование справедливости в государстве и обществе воплоща-
ется в основных принципах и конкретных нормах Конституции Россий-
ской Федерации.
Для профессии юриста справедливость есть нераздельный
нравственный и служебный долг.
Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с
древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом.
Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде,
чем решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив,
непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
В юридической деятельности принципиальна проблема соотно-
шения законности и справедливости. В силу известной консерватив-
ности законодательства и сложности регулируемых им отношений мо-
гут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее
букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противо-
положного рода.
Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать
справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в зако-
нодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать
возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела
(например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освобо-
дить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в
соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.
Долг — категория этики, означающая отношение личности к об-
ществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности
по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек
формулирует для себя сам на основании нравственных требований,
обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкрет-
ной ситуации.
Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг
врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родитель-
ский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
Успешно выполнять свои функции работники судов и прокурату-
ры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значе-
ние своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы
до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить.
Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями за-
конов, прав человека, интересов общества и государства.
Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть — са-
мооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-
личностных регуляторов поведения людей.
Совесть — категория этики, характеризующая способность чело-
века осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю само-
оценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нрав-
ственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные
задачи и требовать от себя их выполнения.
Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и
ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее
как долг и ответственность перед самим собой.
Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функ-
ции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага лю-
дей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необ-
ходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных
моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством со-
вести, способные правильно, самокритично и принципиально судить
свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высо-
кую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.
Ответственность — категория этики, характеризующая личность
с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответст-
вия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматривае-
мого с позиций возможностей личности.
Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учи-
тывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять
предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их
понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на ко-
торые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти послед-
ствия предвидеть.
Ответственность — обязанность и необходимость давать отчет в
своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.
Достоинство — категория этики, означающая особое моральное
отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны
общества, окружающих, основанное на признании ценности человека
как личности.
Достоинство — выражение ответственности человека за свое
поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.
Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразо-
вывать свое поведение с требованиями нравственности.
В то же время достоинство личности требует от других уважения
к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей
и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окру-
жающих. В этом отношении достоинство зависит от положения чело-
века в обществе, состояния общества, способности его обеспечить
практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание
самоценности личности.
Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства
всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве
каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, неза-
висимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинст-
во человека — одна из высших нравственных ценностей.
Честь как категория этики означает моральное отношение чело-
века к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окру-
жающих, когда моральная ценность личности связывается с мораль-
ными заслугами человека, с его конкретным общественным положе-
нием, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными за-
слугами (честь офицера, честь судьи, .честь ученого, врача, предпри-
нимателя...).
Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репута-
цию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной
группе, коллективу, в котором он состоит.
Репутация— мнение о нравственном облике человека, сложив-
шееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.
Репутация определенной социальной группы складывается на осно-
вании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение дос-
таточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеет-
ся, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.
Кодекс судейской этики Российской Федерации, принятый в 2004
году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоин-
ство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причи-
нить ущерб репутации.
Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей,
даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они
определяют содержание права, присутствуют в законодательных ак-
тах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Зна-
комство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и пони-
мания права, так и для практической деятельности по его примене-
нию.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
СОДЕРЖАНИЕ... ТЕМА ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ... Понятие и предмет этики...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Характеристика основных этических категорий
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов