Реферат Курсовая Конспект
Структура и функции морали. - раздел Культура, ТЕМА 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ Исследуя Вопрос О Функциях Морали, Выделяют − Регулятивную,...
|
Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют
− регулятивную,
− воспитательную,
− познавательную,
− оценочно-императивную,
− ориентирующую,
− мотивационную,
− коммуникативную,
− прогностическую
и некоторые другие ее функции4.
Первостепенный интерес для юристов представляют такие
функции морали, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная
функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и
корректирует практическую деятельность человека с точки зрения
учета интересов других людей, общества. При этом активное воздей-
ствие морали на общественные отношения осуществляется через ин-
дивидуальное поведение.
Воспитательная функция морали состоит в том, что она участву-
ет в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль
способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осозна-
нию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и
обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству
других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую.
Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.
Как говорилось выше, мораль выступает регулятором общест-
венных отношений, субъектами которых являются как отдельные ин-
дивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных от-
ношений происходит саморегуляция морального поведения личности
и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регу-
лирует практически все сферы жизнедеятельности человека. Регули-
руя поведение человека, мораль предъявляет к нему максимальные
требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляет-
ся с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убе-
ждения человека (хотя как общество, так и индивид могут быть не
правы).
Мораль рассматривают и как особую форму общественного соз-
нания, и как вид общественных отношений, и как действующие в об-
ществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека —
нравственную деятельность.
Нравственное сознание является одним из элементов морали,
представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нрав-
ственное сознание предписывает людям определенные поведение и
поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку
разным явлениям социальной действительности (поступка, его моти-
вов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия мо-
ральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осу-
ждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и не-
нависти. Нравственное сознание — форма общественного сознания и
одновременно область индивидуального сознания личности. В по-
следнем важное место занимает самооценка человека, связанная с
нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).
Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному)
сознанию.
Выступая против отождествления нравственности и нравствен-
ного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание — это
взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном
поведении, а нравственность — это действующие в обществе соци-
альные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимо-
отношения»
Моральные отношения возникают между людьми в процессе их
деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по
содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их
содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравст-
венные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям,
объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т.
д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в сис-
теме моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как
его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект,
и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обя-
занности перед другими людьми, сам он является субъектом по отно-
шению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и
объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны
защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.
Нравственная деятельность представляет собой объективную
сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда,
когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций
разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первич-
ный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок),
поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориента-
ции. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия
поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его че-
ловеком и оценка со стороны окружающих.
Совокупность поступков человека, имеющих нравственное зна-
чение, совершаемых им в относительно продолжительный период в
постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведе-
нием. Поведение человека — единственный объективный показатель
его моральных качеств, нравственного облика.
Нравственная деятельность характеризует только действия,
нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь
являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специ-
фически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализо-
вать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.
В структуре морали принято различать образующие ее элемен-
ты. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы,
нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие по-
ведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к об-
ществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного
мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обще-
стве представлений о добре и зле, справедливости и несправедливо-
сти, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как
принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие дан-
ному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других
норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функ-
ции (экономических, политических, правовых, эстетических), по спосо-
бу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизво-
дятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью об-
щепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным
мнением, убеждением членов общества о должном поведении при оп-
ределенных условиях.
В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотип-
но поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения,
свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к опреде-
ленным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто вы-
полняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а нахо-
дят идейное обоснование в представлениях человека о должном или
недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной си-
туации.
В основу формулирования моральных норм как разумных, целе-
сообразных и одобряемых правил поведения положены реальные
принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в об-
ществе.
Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и
силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или
недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и
характер нравственных санкций.
Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное ис-
полнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, со-
стоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в
направленном духовном воздействии. Они означают нравственный
запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как
конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция
подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных
нормах и принципах.
Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо мо-
ральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или преду-
смотренные нормами общественных организаций). Например, если
военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным
поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании во-
инских уставов последует соответствующая реакция.
Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запре-
щающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей,
сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помо-
гай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).
Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных
требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание
нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выра-
жают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущ-
ности человека, характера взаимоотношений между людьми, опреде-
ляют общее направление деятельности человека и лежат в основе
частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат
критериями нравственности.
Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки
должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то
моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.
К числу моральных принципов относятся такие общие начала
нравственности, как
− гуманизм — признание человека высшей ценностью;
− альтруизм — бескорыстное служение ближнему;
− милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выра-
жающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;
− коллективизм — сознательное стремление содействовать об-
щему благу;
− отказ от индивидуализма — противопоставления индивида
обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собствен-
ных интересов интересам всех других.
Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной
нравственности, различают так называемые формальные принципы,
относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Та-
ковы, например, сознательность и противоположные ей формализм,
фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не
определяют содержания конкретных норм поведения, но также харак-
теризуют определенную нравственность, показывая, насколько созна-
тельно выполняются нравственные требования.
Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в кото-
рых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в
виде образа нравственно совершенной личности, представления о
человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качест-
ва.
Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в
различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравствен-
ный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодов-
леющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельно-
сти созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризо-
вал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "боже-
ственного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и
улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один
уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различ-
ные религиозные учения, политические течения, философы.
Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную
цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным
моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на со-
держание моральных принципов и норм.
Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об
образе совершенного общества, построенного на требованиях выс-
шей справедливости, гуманизма.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
СОДЕРЖАНИЕ... ТЕМА ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ... Понятие и предмет этики...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура и функции морали.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов