Реферат Курсовая Конспект
СЛОВАРЬ - раздел Культура, ТЕМА 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ Альтруизм- Моральный Принцип, Предписывающий Человеку ...
|
Альтруизм- моральный принцип, предписывающий человеку
подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближ-
нему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интере-
сов других.
Аморализм- моральный принцип, обосновывающий нигили-
стическое отношение к общественным, и в первую очередь к обще-
человеческим, нормам морали и провозглашающий безнравствен-
ность законным способом поведения личности. Формы проявления
аморализма различны. Это может быть откровенный цинизм, чело-
веконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении
эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогуман-
ная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям
других. К А. следует отнести также признание законным использо-
вание любых, в т.ч. безнравственных, средств для достижения яко-
бы моральных целей (Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности, изу-
верства (Фанатизм), демагогии. Наконец, аморализм может выра-
жать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроен-
ной личности, проявляющей свой протест против лицемерия гос-
подствующей морали в форме анархического бунта.
Аскетизм- моральный принцип, предписывающий людям са-
моотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление
чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных
целей или нравственного самосохранения.
Благо- общее понятие, употребляемое для обозначения по-
ложительной ценности предметов и явлений. Природные и общест-
венные явления становятся благом лишь поскольку они удовлетво-
ряют положительные человеческие потребности, способствуют со-
циальному прогрессу. Различают материальные и духовные, лич-
ные и общественные блага.
Материальные блага. - предметы, полезные для жизни чело-
века (пища, одежда, жилище и т.д.).
Духовные блага - то, что служит для удовлетворения духовных
потребностей человека: духовные ценности (образование, достиже-
ния культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоин-
ство, честь и т.д.), эстетические ценности (красота).
Общественные блага - это совокупность общих материальных
и духовных условий общественной жизни, которая обеспечивает
обществу и каждому человеку определенные условия для развития.
Личные блага - это совокупность частных условий жизни чело-
века и личного развития, зависящая от общих социальных условий.
Одна из разновидностей духовного блага - моральная ценность,
добро (иногда слова «благо» и «добро» в обыденном языке упот-
ребляют как синонимы).
Благодарность- отношение человека к оказавшему ему в
прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выра-
жающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благо-
деянием и в соответствующих практических действиях.
Благородство- моральное качество, характеризующее по-
ступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они
продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положи-
тельных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам,
мужество, великодушие и др.)
Вежливость- моральное качество, характеризующее поведе-
ние человека, для которого уважение к людям стало повседневной
нормой поведения и привычным способом обращения с окружаю-
щими. Вежливость - элементарное требование культуры поведения;
она включает, внимательность, внешнее проявление доброжела-
тельности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом
нуждается, деликатность, такт. Противоположностью __________вежливости
являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебре-
жительного отношения к людям.
Взаимопомощь- отношения между людьми в коллективе,
возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объе-
динение усилий и разделение функций предполагают взаимную
поддержку индивидуальных усилий каждого.
Вина- положение (состояние), противоположное правоте, в
котором оказывается человек, нарушивший нравственные или пра-
вовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состоя-
ние вины является выражением морального отношения, в котором
личность находится к другим людям и к обществу в целом. Посколь-
ку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ дейст-
вий и ответственен перед обществом за собственные поступки, он
выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответ-
ственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не ис-
полнил своего нравственного долга. В праве установление вины че-
ловека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является
основанием для понесения им наказания, в морали же вина влечет
за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае,
когда человек сам признает свою вину, он может испытывать стра-
дание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто
страх перед возмездием.
Воздаяние- вознаграждение или наказание человека за со-
вершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью.
Эквивалентное воздаяние издавна считалось одним из непремен-
ных требований справедливости; без него представлялось невоз-
можным требовать от людей выполнения определенных норм пове-
дения. Принцип воздаяния используется в праве (наказание сооб-
разно с мерой преступления), а также лежит в основе материально-
го стимулирования деятельности людей. В морали проблема спра-
ведливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отли-
чать личные интересы от общественных. Подлинно моральными
санкциями являются поощрение и наказание, осуществляемые по-
средством духовного воздействия на людей.
Воля- это способность человека преодолевать препятствия и
добиваться поставленной цели.
Воспитание нравственное- составная часть единого процес-
са общественного воспитания. Необходимость регулирования об-
ществом поведения людей включает с точки зрения морали две
взаимосвязанные задачи:
− во-первых, выработку нравственных требований, которые
находят отражение и получают обоснование в моральном сознании
общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливо-
сти, добра, зла и т.п.;
− во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними
представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем что-
бы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также
участвовать в процессе регулирования общественного поведения,
т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оцени-
вать их поступки.
Вторая задача и решается путем нравственного воспитания,
которое включает формирование у человека соответствующих убе-
ждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых
моральных качеств.
Выбор моральный- акт моральной деятельности, исканий
личности, выражающийся в сознательном предпочтении опреде-
ленной системы ценностей, линии поведения или конкретного вари-
анта поступка, когда человек самостоятельно должен принять мо-
ральное решение и обеспечить его реализацию. Особенно отчетли-
во моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда
сталкиваются между собой интересы личности и общества, собст-
венные и чужие интересы или же вступают в противоречие различ-
ные моральные требования. Моральные требования, предъявляе-
мые к лицу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, пред-
полагают учет последствий принимаемого решения и повелевают
предпочесть вариант, имеющий результатом минимум зла и макси-
мум добра.
Грубость- отрицательное моральное качество, характери-
зующее пренебрежение культурой поведения, противоположно
вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного
отношения к людям, грубость выражается в откровенной недобро-
желательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и
запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли
и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непреду-
мышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих
людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных
кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
Гуманизм- принцип мировоззрения (в т.ч. и нравственности),
в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей
человека и его способности к совершенствованию, требование сво-
боды и защиты достоинства личности, идея о праве человека на
счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов
должно быть конечной целью общества.
Деонтология- раздел этики, в котором рассматриваются про-
блемы Долга и вообще должного (всего того, что выражает требо-
вания нравственности в форме предписаний). Моральное сознание
как специфическая форма общественного сознания отражает объ-
ективную социальную необходимость, потребности людей, общест-
ва, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде
представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавли-
вая, насколько соответствует этому представлению фактически су-
ществующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с
той точки зрения, насколько они оправданны в силу своего нравст-
венного достоинства. Из представлений о должном складываются
нравственные требования, представления о том, какие поступки
люди должны совершать. Применительно к человеку эти требова-
ния выступают как его обязанности; последние в обобщенной фор-
ме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в
моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и явля-
ются предметом изучения особого раздела этики - деонтологии.
Деятельность моральная- категория этики, при помощи ко-
торой во всем многообразии общественной практики людей выде-
ляется нравственная сторона, из всех видов побуждений - специфи-
чески нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение
чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы. В
отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность по-
ступков человека, под моральной деятельностью в этике понимают-
ся только поступки, сознательно подчиненные определенным мо-
ральным целям.
Добро- одно из наиболее общих понятий морального созна-
ния и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей проти-
воположностью - злом добро является наиболее обобщенной фор-
мой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего
положительное и отрицательное моральное значение, того, что от-
вечает содержанию требований нравственности, и того, что проти-
воречит им. В зависимости от того, что именно подвергается оценке
(поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и
т.д.) понятие добра приобретает форму более конкретных понятий -
благодеяния, добродетели, справедливости и др.
Добродетель- понятие нравственного сознания, служащее
обобщенной характеристикой положительных устойчивых мораль-
ных качеств личности, указывая на их моральную ценность. Понятие
добродетели подчеркивает деятельную форму усвоения добра
(добродетель - делать добро) в противоположность простому зна-
нию принципов, которое не делает человека добродетельным. Про-
тивоположностью добродетели является понятие порока.
Доверие- отношение к действиям другого лица и к нему са-
мому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководи-
телю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте,
верности, добросовестности, честности. Противоположностью дове-
рия является недоверие, подозрительность, когда подвергается со-
мнению верность общему делу, готовность соблюдать общие инте-
ресы или условия взаимного договора, искренность мотивов его
действий.
Долг- одна из основных категорий этики, общественная необ-
ходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой фор-
ме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными
словами, это превращение требования нравственности, в равной
мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного кон-
кретного лица, сформулированную применительно к его положению
и ситуации, в которой он находится в данный момент. Личность вы-
ступает как носитель определенных моральных обязанностей перед
обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.
Достоинство- понятие морального сознания, выражающее
представления о ценности всякого человека как нравственной лич-
ности, а также категория этики, которая означает особое моральное
отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны
общества, в котором признается ценность личности. С одной сторо-
ны, сознание человеком собственного достоинства является фор-
мой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается
требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддер-
жание своего достоинства предполагает совершение соответст-
вующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет
человеку поступать ниже своего достоинства). С другой стороны,
достоинство личности требует и от других людей уважения к ней,
признания за человеком соответствующих прав и возможностей,
высокой требовательности к нему.
Жизненная позиция- направленность жизнедеятельности
личности, ее точки зрения на свое место и роль в общественной
жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравствен-
ном плане жизненная позиция - система поведения личности, опре-
деляемая его убеждениями, совестью. Критерий истинности, пра-
вильности той или иной жизненной позиции - ее соответствие про-
грессивным тенденциям развития общества.
Зависть- неприязненно-враждебное чувство по отношению к
успехам, популярности, моральному превосходству или преимуще-
ственному положению другого лица. Зависть возникает у человека
на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия.
Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей (оно,
например, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел
неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и
нередко толкает на совершение аморальных поступков).
Законность- принцип права и морали, предписывающий не-
уклонное соблюдение и правильное применение законов.
Заповедь- нравственная норма, представленная в мораль-
ном сознании в виде повеления, исходящего от какого-либо автори-
тетного лица. Придание моральной норме формы заповеди связано
с бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается
не на социальной потребности, а на чьем-то повелении. В религиоз-
ном истолковании нравственности таким законодателем выступает
бог.
Зло- категория этики, по своему содержанию являющаяся
противоположностью добру, и понятие морального сознания, кото-
рое служит наиболее обобщенным выражением представлений о
безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи-
вающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой
отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отли-
чать от социального зла (противоположности блага). Последнее яв-
ляется не только моральным, а более широким понятием, которое
охватывает всю совокупность явлений, противоречащих интересам
и жизненным потребностям человека, препятствующих обществен-
ному прогрессу. Как моральное зло обычно оцениваются отрица-
тельные поступки людей.
Золотое правило- одно из древнейших нормативных требо-
ваний, выражающее общечеловеческое содержание нравственно-
сти. Его наиболее распространенная формулировка: «(не) поступай
по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они посту-
пали по отношению к тебе». Золотое правило встречается уже в
ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция,
в древнеиндийской «Махабхарате», в Библии и др.) и прочно входит
в общественное сознание последующих эпох, вплоть до нашего
времени. В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: «чего
в других не любишь, того и сам не делай».
Идеал нравственный- понятие морального сознания, в кото-
ром предъявляемые к людям нравственные требования выражают-
ся в виде образа нравственно совершенной личности, представле-
ния о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие мораль-
ные качества (добродетели).
Интуитивизм- направление в этике, сторонники которого ут-
верждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно
обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигают-
ся человеком интуитивно, как «самоочевидные истины». Этический
интуитивизм есть теоретическое выражение представления о том,
что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в дока-
зательстве, очевидны сами по себе.
Иррационализм- методологический принцип истолкования
природы нравственности, характерный для ряда теорий морали.
Главное в этическом иррационализме - отрицание каких бы то ни
было общих законов и нравственности, преувеличение значения
особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме. Следст-
вием этого является вывод, что разум и наука, способные устанав-
ливать лишь общее в многообразном, совершенно неприменимы к
области морали и поэтому сфера морали непознаваема. Утверждая,
что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельного
человека всегда уникальны, неповторимы, иррационалисты делают
вывод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно
различный смысл. Поэтому, с их точки зрения, невозможно сформу-
лировать какие-либо общие принципы нравственности, на основа-
нии которых человек мог бы принимать конкретные решения в раз-
личных практических ситуациях.
Искренность- моральное качество, характеризующее лич-
ность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и гово-
рит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображе-
ний, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность
противоположна лицемерию и обману, попыткам создать непра-
вильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руково-
дствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требова-
ний без веры в правильность совершаемых поступков, а ради соб-
ственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.
Категории- это универсальные формы человеческого мыш-
ления.
Категории этики- основные понятия этики, отражающие наи-
более существенные стороны и элементы морали и составляющие
теоретический аппарат этической науки. Конкретное содержание ка-
тегорий этики, их логическая форма и место каждой из них в обшей
системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимо-
сти от понимания природы нравственности. В истории этики основ-
ными категориями обычно считались понятия добра и долга, совес-
ти, чести и др.
Категорический императив- основная категория этики Канта;
сформулированный им «нравственный закон», который гласит: по-
ступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь ко-
торой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеоб-
щим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему
следовать). Кант считал, что из этого принципа можно вывести и
приемлемые для всех менее общие моральные требования (если
избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то
она не является правильной).
Качества моральные- понятие нравственного сознания, с
помощью которого выделяются в общественной жизни и характери-
зуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты пове-
дения людей. Качества моральные характеризуют как поступки не-
зависимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны
поведения определенной личности, выступающие как свойства ее
характера. Качества моральные разделяют на положительные и от-
рицательные, которые иногда именуют добродетелями и пороками.
Кодекс моральный- свод нравственных норм, предписывае-
мых к исполнению. Как правило, в моральном кодексе, составлен-
ном определенным автором, отражаются нравственные требования,
которые уже выработало до него стихийно моральное сознание об-
щества. Моральный кодекс обычно охватывает как те нормы пове-
дения, которые практикуются подавляющим большинством людей,
так и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее,
обязательными.
Конфликт моральный- специфическая ситуация морального
выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в
своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбран-
ных возможностей поступка во имя к.-л. нравственной нормы одно-
временно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для
данного человека определенную моральную ценность. В конфликт-
ной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися
моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение
противоречия реализовать нравственную цель.
Разрешение морального конфликта базируется на осознании
иерархии нравственных ценностей (общественный долг, например,
рассматривается как более высокий по сравнению с частным).
Конформизм- социально-психологическая ориентация, скла-
дывающаяся не в результате самостоятельных решений общест-
венных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного
принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает
собственной моральной позиции при решении объективно обуслов-
ленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам пове-
дения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления
на него, т.е. навязываются ему явно (принуждением) или неявно
(внушением через традицию и др.) В этике конформизм равносилен
отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от
собственного выбора и возложению ответственности на внешние
факторы, следовательно, отказу от себя как от личности.
Корыстолюбие- отрицательное моральное качество, харак-
тери-i зующее поведение и мотивы человека, который рассматрива-
ет и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружаю-
щими с точки зрения личной материальной выгоды. Корыстолюбие
есть проявление эгоизма в сфере отношения людей к материаль-
ным благам. Его социальный смысл состоит в оказании предпочте-
ния личному материальному интересу перед общественным.
Культура- это совокупность всех созданных и создаваемых
человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых,
используемых и передаваемых последующим поколениям.
Культура поведения- совокупность форм повседневного по-
ведения человека, в которых находят внешнее выражение мораль-
ные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные
нормы определяют содержание поступков, предписывают, что
именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает,
каким конкретно образом осуществляются в поведении требования
нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой
мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с
его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами.
В широком плане в понятие культуры поведения входят все области
внешней и внутренней' культуры человека: этикет, правила обхож-
дения с людьми и поведения в; общественных местах; культура бы-
та, включающая характер личных потребностей и интересов, взаи-
моотношения людей вне работы, организация личного времени, эс-
тетические вкусы (умение одеваться, украсить жилище), мимика,
жесты и т.д. Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно
и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выраже-
ниям.
Лицемерие- отрицательное моральное качество, состоящее в
том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается мо-
ральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.
Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности - ка-
чествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение
человеком подлинного смысла его действий.
Личность- субъект нравственной деятельности. Человек ста-
новится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет
свои действия моральным требованиям общества, осознает их со-
держание и значение, способен ставить перед собой нравственные
цели и вырабатывать решения применительно к конкретным об-
стоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия
окружающих, воспитывать себя. Таким образом, понятие моральной
личности - одна из важнейших категорий этики, тесно связанная с
другими этическими понятиями и проблемами.
Любовь- чувство, соответствующее отношениям общности и
близости между людьми, основанным на взаимной заинтересован-
ности и склонности. В этике и философии любовь понимается как
такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает
другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным об-
разом отождествляет себя с ним:
− испытывает потребность к объединению и сближению;
− отождествляет с ним свои собственные интересы и устрем-
ления;
− добровольно физически и духовно отдает себя другому и
стремится взаимно обладать им.
Противоположностью любви является ненависть.
Малодушие- отрицательное моральное качество, характери-
зующее слабость воли личности; выражается в неспособности че-
ловека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в ко-
торые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни на-
влечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед труд-
ностями или из неверия в собственные силы.
Манеры- способ держать себя, внешняя форма поведения,
обращения с другими людьми. Включают также совокупность
свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация), харак-
терные для человека походку, жестикуляцию, мимику. Манеры отно-
сятся к культуре поведения и регулируются этикетом. Целесообраз-
ность определенных манер находит отражение не только в требо-
ваниях, имеющих нравственный смысл, но и в .эстетических пред-
ставлениях о внешнем облике человека. Единство этического и эс-
тетического в оценке манер связано с тем, что внешний образ пове-
дения является наглядной, зримой формой воплощения духовного
облика человека, органичным и естественным выражением его об-
щей культуры.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
СОДЕРЖАНИЕ... ТЕМА ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ... Понятие и предмет этики...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СЛОВАРЬ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов