Составлено по лекциям профессора КДА Олесницкого и архимандрита Платона Игумнова Практическая деонтология Запада и православная этика - Лекция, раздел Культура, Нравственное Богословие» Для Ііі-Го Курса Кда...
|
Нравственное богословие» для ІІІ-го курса КДА
Составлено по лекциям профессора КДА Олесницкого и архимандрита Платона (Игумнова)
Билет №1
Введение в нравственное богословие. Действия нравственные и безнравственные. Нравственный закон. Совесть. Интерпретация долга в философии И.Канта и Н.Ф.Федорова.
Нравственное Богословие называют также Христианской Этикой или ификой, христианской моралью) есть наука, в систематическом порядке излагающая учение о нравственной жизни человека, какой она должна быть по закону Божию, открытому в слове Божием и раскрытому в учении православной Церкви.
только человек имеет понятие о нравственности. Всякий знает, что действия человека бывают или хороши — или дурны, или добры — или злы, нравственно-положительны — или нравственно-отрицательны (безнравственны). И этими понятиями о нравственности человек неизмеримо отличается от всех животных.
Как же различить — нравственно-доброе от нравственно-дурного? Различие это совершается по данному нам, людям, от Бога особому нравственному закону. И этот нравственный закон, этот голос Божий в душе человека мы чувствуем в глубине нашего сознания, и называется он совестью, которая есть основой общечеловеческой нравственности. Совесть действует, как законодатель и мздовоздаятель. Несомненно то, что нравственный закон должен быть признан для людей врожденным, т. е вложенным в самую природу человека. За это говорит несомненная всеобщность в человечестве понятий о нравственности. Прирожденною может быть признана только сама нравственная потребность, своего рода нравственный инстинкт, но не раскрытые и ясные нравственные понятия и идеи. Такие ясные нравственные понятия и идеи развиваются в человеке отчасти через воспитание и влияние предшествовавших поколений, наиболее же всего на основе религиозного чувства.
Христианская Нравственность это — жизнь во Христе, жизнь по закону Божию, или глубоко-сознательное, деятельное и свободное осуществление человеком в своей жизни великих заповедей Христа Спасителя.
Кант, исходя из принципа автономии морали, склонен видеть везде долг человека только перед самим собой. Согласно Канту, необходимость соответствия поступка во всех обстоятельствах требованиям нравственного закона есть общий долг человека по отношению к самому себе.
Учение Канта о нравственном долге отличается четкостью и категоричностью. Нельзя совершенно отрицать глубокую этическую ценность всей его деонтологии. Но при этом понятие долга у него выступает как понятие о каком-то принуждении, которое неизвестно кем и неизвестно для чего санкционировано. Это принуждение может быть внешним принуждением или самопринуждением, но в любом случае предполагается принуждение свободной воли со стороны нравственного закона. Согласно Канту, человек следует велениям долга исключительно из уважения к собственному достоинству и требованиям нравственного закона. Предпринятое Кантом обоснование нравственного долга не проведено им с исчерпывающей убедительностью и полнотой. В действительности свое конечное обоснование нравственный долг находит не в рациональном теоретическом знании и не в принципах, сформулированных человеком для самого себя, а в той идеальной установке сознания, в свете которой он способен постичь безусловные требования абсолютной и высшей правды. Религиозный человек следует велениям долга не ради утверждения собственного достоинства, которое вне Божественной благодати не имеет точных критериев и гарантий, а ради исполнения воли Божией, которая в этих велениях выражена и которая ведет личность к внутреннему оправданию ее достоинства перед Богом. Полагая идею долга в жесткие рамки интеллектуального процесса и игнорируя при этом внутренний религиозный опыт, Кант, по словам И.О. Лосского, обеднил мир и чудовищно обеднил понятие Бога.
деонтология - (от греч. déon, родительный падеж déontos — нужное, должное и ... логия), раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введён английским философом-утилитаристом И. Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в целом
Билет №2
Практическая деонтология Запада и православная этика. Обязанность как требование нравственного закона. Грех. Первородный грех. Об обязанностях христианина.
Православие не знает автономной этики, которая представляет собой преимущественную область и своеобразный духовный дар протестантизма. В православном учении о нравственном долге нет того элемента гордости, который присутствует в практической протестантской деонтологии с ее подчеркиванием собственного достоинства личности и долгом человека перед самим собой. Исключив присутствие Бога из широкой области нравственной жизни и оставив лишь узкую доктрину морального толкования Священного Писания, протестантизм поставил индивида Нового времени в открытую, разомкнутую бесконечность, где единственной нравственной опорой его бытия становится автономия.
Православию чужда и практическая мораль католицизма с ее делением на спасение и совершенство, на евангельские заповеди и евангельские советы, на должное и сверхдолжное. Православная Церковь никогда не учила, что человек для своего спасения должен совершить некий необходимый минимум добрых дел и что все совершенное им сверх этого минимума составляет его сверхдолжные заслуги. Практическая деонтология Римско-Католической Церкви представляет собой естественный итог господства юридической теории в области объективной и субъективной сотериологии. В отличие от римско-католической юридической теории в православной сотериологии спасение человека понимается не как избавление от вечных наказаний, достигаемое благодаря наличию “заслуг”, а как процесс духовного освящения и преображения человеческой личности, совершающийся по мере ее приобщения к Божественной благодати, источнику обожения и святости.
Обязанность, как и долг, является санкцией нравственного закона. Человек не может не сознавать, что написанный в его сердце нравственный закон объективно справедлив и требует выполнения. Необходимость выполнения нравственных требований осознается человеком как нравственная обязанность. С точки зрения структуры своего содержания, обязанность включает три важнейшие компонента.
Осознание требований нравственного закона.
Уважение к требованиям нравственного закона.
Внутреннее самопринуждение к выполнению требований нравственного закона.
Главным из этих трех компонентов является самопринуждение к выполнению требований нравственного закона, поскольку именно оно придает обязанности внутреннюю силу и ценность.
Обязанность так же, как и долг, является санкцией нравственного закона, ставит естественный вопрос о том, какое принципиальное различие имеется между понятиями долга и обязанности. На первый взгляд долг и обязанность, как два вида нравственного сознания, представляются настолько тождественными, что трудно уловить грань, разделяющую эти понятия. Однако в действительности реальное различие между долгом и обязанностью существует. Долг всегда предполагает необходимость расплатиться за какое-либо благодеяние. Нравственное сознание в этом случае напоминает о том, что за оказанное благодеяние нужно ответить взаимным благодеянием, услугой или пожертвованием. Исполнение нравственной обязанности осуществляется в принципиально иной ситуации. Здесь уже не идет речь о какой-то моральной компенсации в отношении субъекта, требующего исполнения обязанности. Например, оказание милости нищему или страннику. Нравственный долг в этой ситуации, строго говоря, исключен. О долге здесь можно говорить не в нравственном, а лишь в метафизическом аспекте, в том смысле, что все люди, как писал Достоевский, находятся в страшном долгу у Бога и что поэтому нужно стремиться совершать добрые дела.
Помимо нравственных обязанностей, диктуемых требованиями нравственного закона, жизнь налагает на человека различные служебные, семейные и общественные обязанности.
Сознательное и свободное противление воли человека нравственному закону и божественной воле называется грехом. Грех есть беззаконие, говорит ап. Иоанн (3:4). Таково формальное определение греха. По содержанию же грех противоположен любви, они есть эгоизм или ложное самолюбие. Вместо того, чтобы сосредоточить свою жизнь в Боге, греховный человек ставит себя самого целью своей жизни. Он захотел быть как боги, т.е. вздумал удовлетвориться самим собой, независимо от какого бы ни было высшего существа. Все ищут своего, так характеризует ап. Павел греховных людей (Фил. 2:21). Существование греха и зла в мире издавна составляло величайшую загадку для мыслителей. Они не могли себе объяснить, каким образом в благом мире могло возникнуть и существовать зло. Эти свои затруднения и недоумения они оканчивали тем, что признавали зло и грех неизбежным явлением человеческого рода. Одни думали, что человек непременно должен был согрешить вследствие того, что он существо ограниченное; другие думали, что ко греху неизбежно привело то обстоятельство, что он облечен чувственным телом, и т.д. Для христианина является несомненным, учение Свящ. Писания, по которому грех и зло появились как следствие свободного выбора и решения человеческой воли.
Нынешний человек, потомок Адама, уже от природы носит в себе наклонность ко греху, или похоть, по выражению ап. Павла (Рим. 7:8). Эта врожденная каждому из нас похоть есть самый главный источник искушения, а грех всегда начинается с искушения. Различие между испытанием и искушением заключается в цели. При испытании человека имеется в виду добрая цель, именно — укрепление воли в добре и оправдание добродетели (2 Пет. 1:10). При искушении же имеется в виду злая цель, именно — вовлечения человека в грех. В этом смысле надо понимать слова Господа Иисуса Христа, который научил нас молиться небесному Отцу: не введи нас во искушение.
Искушаемость сама по себе еще не есть грех. Можно быть искушаемым и не согрешить. Пример видим в лице Господа Иисуса Христа. Грех начинается тогда, когда воображение и чувство услаждаются и пленяются предметом искушения, когда воля соизволяет искушению и увлекается им.
Вследствие повторения греха человек приобретает навык к прегрешению, грех становится привычкой, и в то же время в человеке укрепляется сила страсти. Соединение привычки со страстью порождают порок.
Обязанности христианина это снискание добродетелей по отношению к Богу (заповеди, богослужение, личная молитва); в самоусовершенствовании, уважении (любви к ближним), выполнение общественных и семейных обязанностей.
Билет №3
Обязанность богопочитания. Определение и содержание понятия ответственности. Ответственность как принцип отношения к жизни. Следствия греха.
Все обязанности по отношению к Богу (исполнение заповедей, молитва личная и церковная, Таинства) заключают в себе общее понятие богопочитания или обожания. Богопочитание есть признание и выражение христианином безусловной зависимости от Бога, как высочайшего Владыки и Творца всего, и полнейшей преданности Ему, как своему Отцу и Благодетелю. На земле невозможно и представить такое отношение, которое равнялось бы отношению между человеком и Богом. Даже серафимы, по словам прор. Исаии, закрывают свои лица, будучи не в состоянии выносить величия славы Божией. Вот почему и нас земнородных апостол призывает служить Богу с благоговением и страхом (Евр). На кого Я презрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим, говорит Вышний через Своего пророка (Ис).
Нравственная ответственность — это внутренняя отчетность человека за все то, что происходит в области его влечений, выборов и конкретных поступков..
Нравственная ответственность является одной из важнейших форм нравственного сознания. В процессе развития и формирования личности нравственная ответственность является не чем иным, как диалогическим отношением личности к самой себе, к путям и способам реализации своей свободы. Чем большим нравственным доверием и авторитетом облечен человек, тем выше степень налагаемой на него ответственности. Основной смысл нравственной ответственности заключается в самоотчете личности за реализацию ее возможностей и свободы. Сознание ответственности ограждает личность от совершения бесчестных, недолжных и недостойных поступков и подчиняет ее требованиям чести, долга и совести. Отсюда следует, что сознание ответственности самым существенным образом связано с понятиями достоинства и свободы.
В содержание понятия нравственной ответственности входят следующие компоненты.
Осознание человеком своего “я” в свободе его нравственного выбора.
Оценка нравственного выбора с точки зрения понятий достоинства и свободы.
Определение степени ценности совершенного поступка.
Переживание нравственных последствий своего поступка.
Глубина нравственной ответственности в каждом конкретном случае зависит от значимости переживаемой личностью ситуации и роли и места личности в ней.
Нравственная ответственность и проблема личной виновности. Понятие воздаяния в Священном Писании. Воздаяние как онтологический принцип. Грехи против Бога.
Руководствуясь сознанием нравственной ответственности, человек ставит для самого себя задачу установить виновность или невиновность совершенного или задуманного поступка. Однако эта задача далеко не всегда является легко выполнимой. Часто встречаются такие ситуации, которые не ясны для самого человека. В этих случаях необходима помощь духовного наставника. Здесь, в первую очередь, нуждается в рассмотрении оценка поведения человека в таких ситуациях, когда вопрос об ответственности может быть поставлен под сомнение и когда неизвестно, может ли совершенное действие рассматриваться как грех. Отсюда следует, что нужды пастырского окормления требуют точного определения глубины личной ответственности в подобных ситуациях.
Может ли каждый человек выполнить предъявляемые к нему нравственные требования или индивидуальные человеческие возможности настолько различны и непохожи, что нельзя ждать от всех людей этически безупречного поведения?
В последнее время отмечается тенденция придавать в этом вопросе наибольшее значение природным склонностям человека. При этом иногда делаются попытки утверждать, что большинство совершаемых в мире нравственных преступлений является результатом патологической несформированности людей и, в первую очередь, их умственного несовершенства и слабости. Однако такая точка зрения, снимающая с человека личную ответственность, заслуживает справедливого осуждения. Церковь учит о том, что обычные люди в ситуации искушения обладают достаточным разумом и свободой, чтобы устоять против реального греха, и что поэтому они несут нравственную ответственность за свой выбор. Даже патологическая наследственность или душевная болезнь, как и телесные недуги, не снимают вполне нравственную ответственность за совершаемые поступки. Каждый человек вполне ответственен за формирование своего характера соответственно вырабатываемым им самим понятиям, суждениям, привычкам, влечениям и вкусам, которые могут выражать положительные или отрицательные качества личности и влиять на душевное состояние.
Каждый человек открыт для осуществления добра и нравственного совершенства в своей личной жизни и поэтому несет ответственность в той мере, в какой он еще не достиг совершенства и святости и не вступил в область духовно преображенного бытия. Отсюда следует, что степень личной виновности или невиновности за каждый совершенный поступок зависит от ценности этого поступка по отношению к общей и абсолютной цели человеческого предназначения.
Грехи против Церкви
МАЛОВЕРИЕ, СОМНЕНИЕ В ИСТИННОСТИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ (то есть в догматах Церкви, ее канонах, законности и правильности иерархии, совершения богослужения, в авторитетности писаний святых отцов).
Диалектика достоинства и унижения личности. Эмпирическая и метафизическая судьба человека. Аспекты ценностной ориентации личности. Грехи суеверия; грехи против Богопознания.
Грехи против Богопознания
Гносеомахия (отрицание нужности овладевать знаниями)
Беззаботное незнание истин и заповедей православной веры
Незнание главнейших молитв, а также Символа веры и десяти заповедей
Нестарание приобрести себе Библию или только Евангелие, молитвенник, равно как небрежное обращение с этими книгами
Слушание или чтение проповеди слова Божия с посмеянием или для одной критики
Билет №7
Ценность и обреченность личности в духовно не преображенном мире. Честь как принцип отношения человека к собственному существованию. Благочестие как принцип религиозного отношения человека к Богу. Честность как принцип отношения человека к человеку.
Природный эгоизм и проблема личного соперничества. Место добродетели в системе нравственных ценностей. Добродетель в античной и христианской письменности. Грехи ложного богопочитания против святынь.
Описание добродетелей как системы ценностей. Грех и Феноменология отчуждения личности. Нечистые, злые и власфемические помыслы. Религиозная добродетель: вера.
Последствия греха. Преодоление греха и достижение совершенной свободы. Свобода нравственного самоопределения. Свобода как основа нравственного становления личности. Религиозная добродетель: надежда.
Нравственная свобода личности. Виды нравственной свободы Эмпирическая и трансцендентальная свобода. Религиозная добродетель: любовь.
Борьба мотивов в ситуации морального выбора. Детерминизм и индетерминизм. Свобода человека и воля Божия. Понятие о любви к Богу; отношение любви к вере, надежде; условия нравственного характера и возможности любви к Богу.
Свобода Божественного произволения. Нравственно-богословский аспект свободы Богочеловека. Нравственное сознание в структуре личности. Свойства или признаки истинной любви к Богу.
Нравственное учение о долге. Метафизический и этический аспект должного. Стыд как первоначальное проявление нравственного сознания. Стыд как переживание вины и экзистенциальной исключительности. Стыд и несостоятельность ложной надежды.
Свобода и самоопределение человека в материально-духовном мире. Самовыявление твари через форму, индивидуальность и ипостась. Ориентация на комфортность как результат порочности личности. Религиозная добродетель: молитва.
Свобода богозданного человека. Преодоление порочности в ценностном переживании добродетели. Ценностный самоотчет и мировоззренческая ориентация личности. Понятие о молитве и виды ее, предмет ее, условия благоуспешности ее, признаки услышание молитвы, образцы ее.
Понятие о молитве и виды ее, предмет ее, условия благоуспешности ее, признаки услышание молитвы, образцы ее.
(см. Билет 15)
– Конец работы –
Используемые теги: составлено, лекциям, профессора, КДА, Олесницкого, архимандрита, Платона, Игумнова, практическая, деонтология, Запада, православная, этика0.149
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Составлено по лекциям профессора КДА Олесницкого и архимандрита Платона Игумнова Практическая деонтология Запада и православная этика
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов