рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСКУССТВО ДОМИНИРОВАТЬ

ИСКУССТВО ДОМИНИРОВАТЬ - раздел Образование, Шлахтер В.в., Хольнов С. Ю. Искус...

Шлахтер В.В., Хольнов С. Ю. ИСКУССТВО ДОМИНИРОВАТЬ

ВВЕДЕНИЕ

С тех незапамятных времен, когда на юной еще Земле возникло первое человеческое общество - племя ли, родовая община или даже просто семья, - и по сей день ее мыслящие обитатели неизменно разделены на лидеров и подчиненных, на хозяев и слуг, на господ и рабов, на элиту- и толпу, на угнетателей и угнетенных и т.д. и т.п. И, по нашим сведениям, примерно столько же времени власть предержащие, кем бы они себя ни объявляли, стремятся манипулировать сознанием своих подданных (и не только подданных), используя для этого всевозможные психические приемы и технологии, которые, в буквальном смысле, стары, как этот мир. Египетские жрецы Сета, арийские брахманы, тибетские налжорпа и таинственные колдуны Бон, толтеки центральной Америки, древнеиранские поклонники мрачного Ахримана - их можно долго перечислять, тех людей силы, что веками и целыми эпохами накапливали сокровенные знания о человеческой природе и не боялись ими воспользоваться, когда видели в том необходимость.

Если вы полагаете, что в наши дни эта тема более не актуальна или же не столь актуальна, как лет, этак, четыреста назад, то, поверьте, вы опасно заблуждаетесь. Не так давно нам показали невзрачную с виду брошюру, изданную в 1936 году. Она называлась "Как задавать вопросы. Пособие для следователей НКВД". Бегло ее пролистав, мы были удивлены. Во-первых, книжица составлялась очень толковым и грамотным - даже и по современным меркам - психологом (или группой таковых). Во-вторых, само ее появление в пролетарской России того периода, когда отнюдь не каждый следователь НКВД умел грамотно писать, свидетельствует о серьезном внимании сановных большевиков (поверьте, весьма искушенных в психологии людей) к искусству манипулировать сознанием человека (любой классовой принадлежности). Наконец, некоторые приемы, описанные в брошюре, мало чем отличаются (разве что ритуалом) от тех, что были приняты на вооружение, допустим, Святейшей Инквизицией или древнеегипетским советом жрецов.

Пожалуй, в современном мире всевозможных манипуляторов сознанием развелось несоизмеримо больше, нежели их было четыре столетия назад. В России, например, помимо государственного аппарата, православной Церкви и нескольких сектантских сообществ этим высоким искусством промышлял тогда в основном всякий сброд - горстка астрологов с алхимиками в придачу и, конечно, цыгане да малограмотные колдуны. Теперь же к традиционным у нас манипуляторам сознанием присоединилось множество новых и весьма искусных: политические лидеры со своими партиями, всевозможные тоталитарные секты и "духовные" школы, отечественные и иноземные, специальные государственные службы с аббревиатурами вместо названий (КГБ, ФСБ, ГРУ, ЦРУ и т.д.)... Это не говоря уже о рекламных организациях и многочисленных средствах массовой информации - безобидных лишь на самый неискушенный взгляд. Наконец, каждый из нас всю свою жизнь в той или иной форме пытается манипулировать теми, кто его окружает. Только у одних - к этому врожденные способности, а другие вынуждены обходиться без таковых.

В общем, приступая к работе над небольшой серией книг об управлении человеческим сознанием, мыставили перед собою одновременно три задачи (безусловно, демократичные по сути). Во-первых, "сделать тайное явным" (со всеми вытекающими из этого последствиями), во-вторых, слегка уравнять шансы человеков мыслящих во взаимном манипулировании и, в-третьих, предоставить кому-то возможность совершить начальные шаги в овладении древним высоким искусством управления сознанием (сначала собственным, а потом и чужим).

После выхода в свет первой книги этой серии, озаглавленной "Психодинамика колдовства, или введение в паралогию", у ее читателей возникли вопросы, самые разные по смыслу и эмоциональной окраске, что, впрочем, и не удивительно. Чтобы ответить на них более или менее вразумительно, нам пришлось бы написать, по меньшей мере, еще одну книгу на ту же тему (чего мы до некоторых пор делать не собираемся). В то же время, сам характер некоторой части этих вопросов мог бы нас смутить и заставить признать, что с "Паралогией" мы немного поспешили. Возможно, было бы логичнее предпослать ей более доступную книгу - допустим, ту, что вы раскрыли сейчас. Только, работая над "Паралогией", о логике мы заботились менее всего и адресовали свою книгу отнюдь не большинству, но именно меньшинству человеков мыслящих (о котором, увы, авторы зачастую не заботятся вовсе).

Что же касается большинства, то на него неуклонно, хотя и в тайне, "работает" фундаментальнейший закон мироздания - закон компенсации. Согласно этому закону, любое негативное явление во вселенной автоматически становится позитивным. Проще говоря, все, что свершается в мире, в конечном счете, служит во благо. Не будь закона компенсации, тогда бы и нас с вами, и планеты Земля, и вселенной вообще давно бы уже не существовало.А потому, сохраняя приятную надежду на то, что предыдущая наша работа все-таки для кого-то явилась своевременной и даже полезной, мы приступили к новой книге, адресованной, по нашему замыслу, более широкому кругу читателей. В ней мы постарались по возможности следовать логичному принципу: от простого - к сложному.

Итак, "Искусство доминировать". Стремление к превосходству, к самоутверждению, к психологической экспансии, чуть ли не к обожествлению собственной воли, или же, если угодно, гордыня, которая почему-то всеми вероучениями "списывается" на происки Диавола, - это, тем не менее, исконное человеческое качество, правившее людьми и миром еще до потопа. Нравится нам это или нет, но тяга к преобладанию над собратьями является одним из основных человеческих инстинктов. Он в равной ме-ре присущ и младенцам, неумело дерущимся из-за мячика на игровой площадке, и зрелым мужам, ве-дущим корректную полемику, касающуюся числа ка-пель в мировом океане, и их женам, обоюдно не со-гласным с методами соседки вести хозяйство.

И даже старость не исцеляет человека от его потаенной страсти к превосходству. Только в пре-клонном возрасте страсть эта, как правило, трансформируется и прокладывает себе новое рус-ло. К примеру, вот вам превосходный критерий са-мооценки, пригодный для любых возрастов и ситуа-ций, - степень нашей личной духовной близости к Богу; этот критерий остается в нашем распоряже-нии даже тогда, когда большинство прочих уже не актуально, - допустим, в случае нашей физической и интеллектуальной немощи. И подобных систем от-счета, подходящих для любого нашего "я", можно изобрести - и, конечно, уже изобретено - превели-кое множество.

Если вы сумеете посмотреть непредвзятым и не-замутненным взором на всю людскую кутерьму, пи-таемую страстью к превосходству, то вам непре-менно станет очень смешно, смешно до отчаяния. Самозабвенно волтузят друг друга политики и биз-несмены, остервенело кусаются - в переносном, а то и в прямом смысле - спортсмены и люди искусства. А на мусорных кучах с не меньшим энтузиазмом сражаются между собой менее удачливые персоны. Последние, вроде бы, уже лишились всего - и дела, и крова, и совести, - но не стремления доминировать над ближними.

Сегодня в обществе бытует миф о якобы врож-денном бескорыстии и буквально ангельской чисто-те детей. Его питает, вероятно, наше естествен-ное к ним отношение. Тем не менее, буквально с пер-вых же мгновений своего существования на свете будущий человек начинает яростно требовать от еще не знакомого мира все, что ему необходимо: пищу, чистые пеленки, внимание окружающих... При этом он не способен принимать в расчет никакие внешние обстоятельства, мешающие ему мгновенно получать желаемое. Примерно так же ведет себя гусеница, жадно пожирающая листья. Ей просто невдомек, что, когда вся крона будет обглодана, по-гибнет не только дерево, но и она сама.

И спустя несколько лет - допустим, в пяти-семилетнем возрасте - ребенок все еще ощущает себя центром мироздания. Правда, ему уже теоре-тически известно, что прочие люди тоже что-то чувствуют и чего-то хотят, но это формальное знание никак не вписывается в его систему миро-ощущения. Нас умиляет, когда малыш с наивной жадностью тянется к соске или, допустим, к ябло-ку. И чудесно! Но тигрица, вероятно, тоже по-своему умиляется, когда ее полосатик рвется к свежей туше оленя или - что еще лучше - само-стоятельно задавит какого-нибудь крольчонка.

К слову, от нашей идеализации детства зачастую страдают именно дети. Взрослые ждут, а потом и требуют от них чего-то особенного, а они ничуть не лучше - но и не хуже! - своих пап и мам.

Некоторым двуногим удается психически закон-сервироваться в мироощущении семилетнего ребен-ка и провести всю свою жизнь, вплоть до могилы, взаперти, в малюсеньком собственном "я", тесно-ватом, зато привычном, совершая там разве что незначительные телодвижения и не высовывая носа в грандиозный и пугающий реальный мир. Правда, они тщательно маскируют данное обстоятельство - и от окружающих, и, прежде всего, от самих себя. Им даже кажется, что из этого всего у них получа-ется нечто вполне пристойное.

Другие люди на каком-то этапе своей жизни вдруг пронзительно осознают, что они подобны ту-пой и жадной гусенице, которая бездумно губит ис-точник собственного существования. Таких людей мы можем условно поместить на следующую сту-пень развития - ступень волка. Дело в том, что се-рый разбойник в период выведения потомства ведет себя исключительно лояльно в отношении любой живности, появляющейся вблизи его логова. Жители окрестных деревень зачастую даже не подозрева-ют, что где-то по соседству подрастает грозная волчья стая. Сами же волки, вероятно, чувствуют, что, покуда они прикованы к логову, какая-нибудь драная кошка может стоить им жизни, и действу-ют соответствующим образом.

Наконец, очень немногие люди пробуждаются к осознанию всеобщей тотальной взаимосвязанности. Но не о них и не для них эта книга, адресованная, как мы уже сообщили, относительно широкому кру-гу читателей.

Однако вернемся к человеческому стремлению доминировать, из которого соткана вся наша жизнь. Оно может принимать разнообразные фор-мы: величественные и смешные, притягательные и отталкивающие, совершенные и нелепые... Иногда просто отвратительные. Вспомним классического "раба, что стал царем", или же нашего российского официанта из анекдота - того самого, что на досу-ге отправляется в соседний ресторан, чтобы там самоутвердиться в меру своего разумения.

Совершенно очевидно, что человеческий ин-стинкт превосходства опирается на эгоизм, или же, как сказали бы буддисты, на неведение. Впрочем, на-звание не меняет сути явления - в нашем случае, весьма негативного. Но где-то, на участке прямой связи между чистым эгоизмом и порожденным им стремлением доминировать, включается уже упо-мянутый нами вселенский закон трансформации, преображающий все дурное во благо. И изначально порочная потребность в самоутверждении стано-вится наиболее мощным движителем нашего разви-тия, нашего совершенствования. Как ни парадок-сально это звучит, но только благодаря эгоизму, ин-стинкту самоутверждения, стремлению доминиро-вать, потребности в экспансии и может в итоге сформироваться пробужденный к восприятию все-общего единства человек.

У Природы есть одно неоспоримое достоинство - последовательность. Сказав "А", она всегда произ-носит "Б". А потому, обременив человека врожден-ным стремлением к превосходству. Природа пре-доставила в его распоряжение достаточно средств, чтобы такового достигать, во всяком случае, что-бы за него бороться.

Возможно, вам уже знакома эта притча. Давным-давно, когда Мир был еще очень юн, в ще-дром девственном лесу, а может, в саванне или же в горах, обитало Племя. И был в этом Племени Вели-кий Охотник. Он лучше всех выслеживал огромного, по очень осторожного дикого буйвола и первым бро-сал в него дротик; больше всех прочих охотников вместе взятых налавливал он силками жирных вкус-ных куропаток, которые так нравились детям и женщинам. Великий Охотник правильнее всех умел заранее угадать, когда хлынет дождь, и когда при-дет засуха. А если случалась беда - объявлялся ли поблизости саблезубый тигр-людоед, или же воин-ственные соседи устраивали на Племя набег, Вели-кий Охотник первым поднимал острое боевое копье и тяжелую палицу. Нечего и говорить, что все в Племени беспрекословно слушались Великого Охот-ника. И конечно же, самые красивые, самые молодые и жизнеспособные женщины доставались ему.

Так вот, в каждом из нас, ныне живущих, дрем-лет ген этого Великого Охотника. Наверное, данный тезис не требует доказательств. Правда, нам мо-гут возразить сторонники прочих мифов, допустим, космического: не верим, дескать, мы в вашего Охотника; в те счастливые времена на Земле прави-ли ясноокие мудрые гуманоиды, посланцы великой галактики. Что ж, тем более. В таком случае вам достался ген самого ясноокого и самого мудрого из ваших гуманоидов. Кто бы он ни был, этот самый-самый, мы все - его потомки.

Только нам все же более по душе история с Охотником, потому что сама по себе охота есть величайшее из человеческих действий, или, если хо-тите, из состояний души. С ним и сегодня связано так или иначе любое продуктивное явление в жизни. Ученый охотится за открытием, бизнесмен - за деньгами, артист - за успехом, а мудрец - за силой. Мы и намерены разобрать в этой книге некоторые приемы и методы охоты за силой из арсенала муд-реца.

Подобно любой иной охоте, выслеживание силы с целью ее добычи требует специальных угодий, или особого пространства, в котором оно может про-водиться. Необходимые же угодья для данной охоты - это психическое пространство, или человеческое сознание; причем, во-первых, сознание самого охот-ника, и лишь во-вторых, сознание прочих живых су-ществ, па которых последний стремится воздейст-вовать.

Здесь будет уместен еще один пример отлажен-ной "работы" вселенского закона трансформации. Чтобы обрести силу для проникновения в чужое сознание, охотнику необходимо прежде досконально исследовать собственное психическое пространст-во, что автоматически приведет его в состояние эмоционального равновесия, то есть, по меньшей мере, избавит от необоснованной агрессивности. Иными словами, выслеживание самого себя дает нам силы доминировать и одновременно действует наподобие предохранительного клапана в паровом котле.

Вообще, внутреннее состояние охоты, постоян-ной готовности к восприятию и действию, или же психическая позиция "охотник", есть столь же не-обходимая компонента нашей жизни, как, скажем, воздух или вода. Посмотрите, что происходит, ко-гда обычный человек утрачивает в жизни цель, а вместе с нею и эту готовность. Вокруг нас полно тому примеров. Допустим, провожают на пенсию директора крупного предприятия. Мужику уже к семидесяти, но он еще очень силен, динамичен и да-же - поговаривают у него за спиной подчиненные - не по возрасту сластолюбив. А уже через год это - немощный старик, тоскливо "дотягивающий" жизнь. В недавние беспокойные деньки он любил "попыхтеть": мол, не цените, мол, загоните в гроб, мол, уйду на отдых, тогда... А настало это "то-гда", оставили его, наконец, в покое люди с их дела-ми и пустыми "заморочками", так вдруг откуда-то вылезла эта старуха с косой... Все очень просто: человек лишился цели, которая его удерживала в этой пусть беспокойной, но животворной для него психической позиции, суть которой - вечный поиск и обновление.

В написанном Игорем Северяниным на склоне лет стихотворении "Весна" есть такие строки:

"Весна - единственная цель

Существованья здесь!"

Чувствуете, это уже не Северянин начала века, не тот горластый и опьяненный собственным те-норком петушок, которому ужасно нравилось эпа-тировать свой культурный курятник "Ананасами в шампанском", но помудревшии в страданиях и очень усталый человек. Теперь его стихи по-настоящему хороши. Так вот, "весна" у Северянина - это поиск, это - обновление, это - трансформация и одновре-менно суть и цель жизни.

К слову, о словах, то есть о символах, аллегориях и прочих особенностях человеческой речи, благодаря которым она обычно больше маскирует, нежели пе-редает. (Мы уже разъясняли свою точку зрения на сей счет в предыдущей книге, только, судя по вопро-сам читателей, неважно в этом преуспели.) Так вот, на сей раз категорически заявляем: при объяс-нении тех или иных психофизических явлений ника-кими аллегориями мы не пользуемся вообще! Наши слова всегда следует понимать буквально.

Почему-то людям труднее всего это принять. В самых простых вещах они привыкли искать скры-тый смысл и потому постоянно не понимают друг друга. Возьмем к примеру уже изложенную нами в предыдущей книге формулу; человек есть то, что он о себе думает. (Наверное, еще правильнее было бы сказать: кем он подсознательно себя ощущает.) Данная формула справедлива только в самом пря-мом, в самом буквальном смысле, но в переносном -ни в коем случае. На уровне мышления человек мо-жет сколь угодно долго почитать себя героем и ге-нием, но преспокойно оставаться трусом и безда-рью. В то же время, если он сумеет подсознательно ощутить себя трехметровым гигантом, то непре-менно начнет расти - именно в прямом значении слова "расти". Или же, ощутив себя волком, он и станет постепенно в такового превращаться - не в том смысле, что усвоит какие-то звериные принци-пы, а в самом прямом - с густой шерстью и воем на луну. Вспомните леденящие кровь истории об обо-ротнях. Возможно, не все они - порождения суевер-ной фантазии. В традиции толтеков сила, позволяю-щая осуществлять подобные трансформации, назы-вается намерением; сами .же толтеки заявляют о своей способности ею управлять.

Есть один "бородатый" анекдот. Психиатру с превеликим трудом удается убедить пациента, что тот - не рыбка, а человек. Но и тогда, вроде бы уже излечившись от помешательства, пациент этот продолжает бегать от кошек. Доктор серди-то спрашивает его:

- Зачем ты это делаешь? Теперь-то ты знаешь, что ты - вовсе не рыбка, а нормальный человек... И слышит в ответ:

- Я-то знаю, но знают ли о том кошки?

Быть может, как анекдот эта история и годит-ся. Но принять ее в качестве возможности челове-ческого сознания мы никак не можем. С позиций психиатрии, это - чистейшей воды бред, вымысел, фантастика! Или же просто злостная симуляция. Да, потому что, если у человека в подсознании ка-ким-то образом столь жестко закрепится и станет доминировать над прочими некая установка, то не-избежна трансформация самого человека в соот-ветствии с этой установкой. Данный закон доход-чиво сформулирован в пословице "Назвался груздем, полезай в кузов". В общем, если бы у пациента из анекдота вдруг отрос хвост в чешуе, то это не по-казалось бы нам более фантастичным.

Кстати, о чудесах (разумеется, в контексте этой книги). По нашему убеждению, незачем за ними охотиться в исторически чуждых нам угодьях йоги, буддийских школ или суфийских сект. Наверное, проще (и, наверняка, надежнее) всерьез обратиться к психологии и поискать с ее помощью эти самые чудеса в собственной психике. Поверьте, их там сыщется немало. Среднестатистический житель планеты Земля использует возможности своей пси-хики (заметьте, вполне нормальные возможности) не более, чем на 7 процентов - а основной психиче-ский потенциал, данный ему Природой, что называ-ется, по праву рождения, так и остается не рас-крытым. И это не говоря уже о наших сверхвоз-можностях, которые действительно безграничны. А потому человеку, этому воистину чудесному суще-ству, нет ни малейшей нужды отправляться за чу-дом в мистицизм. Во всяком случае, ему не повредит сперва разобраться в себе самом.

Заканчивая эту вводную часть книги, мы сочли полезным малость посетовать на специфические не-приятности, связанные с публикацией подобного

материала, да и вообще с работой в этой области знания, все еще числящейся где-то на стыке мисти-цизма всевозможного толка, околонаучных или же наукообразных описаний и реально подтвержденно-го, но не всеми признаваемого практического искус-ства. Именно за последним мы и вынуждены "ны-рять" порою в мистику и добывать его там, словно жемчужину на дне моря. В итоге мистики различ-ной окраски, а заодно и просто религиозные люди обвиняют нас в рационализме и безбожии, а побор-ники западной науки, которая зиждется на логике, и прочие атеисты - в мистицизме. Этот досадный казус побуждает нас сознаться: в действительно-сти мы приверженцы логики и рационализма, причем настолько, что готовы полностью отвергать и то и другое всякий раз, когда это, с нашей точки зре-ния, логично и рационально.

 

Не прописные истины

Но вернемся к тому, с чего мы начали эту главу. Итак, воздействовать можно практически на любого человека, только на каждого - по-своему. Из… Это наиболее деятельные люди, внимание которых преимущественно поглощено… Что касается пассивных экстравертов, то и для них в жизни припасен неплохой кусок пирога. Чаще всего этих холодноватых…

Кто есть кто

Так вот, истинный суггестор никогда не позволит себе такой небрежности, ибо даже для него она, как говорится, бывает чревата. К примеру, вы запросто… Итак, любая работа с биологическим объектом предва-ряется его тестированием.… Далее, холодные цвета свидетельствуют об интроверси-рованности того, кто их предпочитает, а цветовые сочета-ния - о…

К личности через подсознание

Но сама человеческая жизнь строится по иным законам, которые в буквальном смысле "не от ума", Любое явление в психологии на несколько… В связи с этим мы решили преобразовать свой изна-чальный девиз "От… Итак, проще всего воздействовать на биологический объект вербально, то есть при помощи слов, мимики, жес-тов и…

Мой союзник судьба, мой соперник жизнь

Тысячелетием позже, в период становления христианст-ва, под именем Воли Божией оно явилось причиной рас-кола в стане самих отцов Церкви. Так,… Но вернемся к предначертаниям судьбы. В этой связи нам пришла на ум такая… Вы уже поняли? Вот именно, у каждого из нас есть свое, так сказать, стратегическое предназначение, которому лучше…

О пользе лицедейства

Сын: Почему?! (Сын нарочито таращит глаза.) Отец: Ну, хотя бы потому, что беседу с Андреем ты на-чал с бесцельных оправданий, заранее ставя себя в… - Андрей, ты, конечно, извини, но я не успел "скинуть" тебе на… Сын: Хочется. (В роли приятеля): - Ну, мог бы заняться этим и вчера, и даже позавчера вечером - времени у тебя было…

Пирамида, лидер и агент внедрения

Пирамида покоится на основании, но, хотя это и проти-воречит законам физики, скрепляет, цементирует ее имен-но вершина. Лишившись лидера, любая… Какие же части иерархической пирамиды наименее на-дежны (разумеется, с точки… Итак, в любой организации необходим лидер, причем ничуть не менее, нежели каждая из двух низовых ее частей Что же…

Безмолвное слово как щит и меч

Итак, побеседуем о негативных программах, связанных с завистью, с ненавистью, быть может, с проклятьями - в общем, со всей этой специфической… Во-первых, не всякая зависть так уж черна. Представьте, что вы увидели, как… Увы, слишком часто в жизни нам приходится выслуши-вать нечто подобное: Смирись и признай, что ты - не самый-самып...…

В заключение обо всем понемногу

Эта заключительная часть книги уже по традиции зарезервирована нами для тех вопросов, которые по каким-либо причинам не вошли в ее основные главы, но без которых книга все же будет неполной.

Прежде немного побеседуем о ваших новых возможностях. Не ждите, что они откроются моментально, как только вы дочитаете "Искусство доминировать" до конца. Во-первых, вам понадобится определенное время для практического усвоения прочитанного материала. Во-вторых, чтобы психотехника реально "заработала", она сначала должна выйти на рефлекторный уровень, так сказать, вжиться в вашу плоть и кровь, а затем для большинства из нас еще потребуется определенный инкубационный период, во время которого ваше подсознание как бы осваивается со своего новой функцией. В одних случаях этот период бывает коротким, в других же он может растянуться на годы. Причем наш опыт показывает, что люди молодые и энергичные, как правило, быстрее осваивают приемы психического воздействия. Но это отнюдь не означает, что данные методы недоступны для людей пожилых. У зрелого человека тоже есть определенные преимущества - например, в сфере самоконтроля. Препятствие к овладению высоким искусством - это не биологический возраст как таковой, но духовная дряхлость, усталость от жизни, утрата целей и устремлений в ней.

Тем из вас, кто изучал восточные воинские искусства, возможно, знакома такая ситуация. В течение длительного периода вы упорно отрабатываете какой-нибудь элемент тао, или ката, но почему-то эта комбинация движений ни за что не "встает" у вас на должный уровень. Наконец, - то ли по совету учителя, то ли просто с досады - вы бросаете это безнадежное дело и переходите к каким-то другим занятиям. Проходит время, быть может, целый год, в течение которого вы ни разу даже не подумали о своем не удавшемся тао. Но однажды вы почему-то все же о нем вспоминаете и просто ради любопытства пробуете его выполнить. Без малейшей, впрочем, надежды на успех... И тут происходит чудо: тао не только у вас получается, как никогда прежде, но вы и чувствуете его совершенно по-новому, и ощущаете телом, как именно и, главное, для чего его следует выполнять.

Аналогичная картина наблюдается и при овладении методами психического воздействия. К примеру, одному из авторов этой книги впервые удалось успешно применил, психотехнологию "Наведение состояния на толпу" (о ней мы рассказывали в "Психодинамике колдовства") лишь спустя примерно год после того, как он с данным приемом познакомился и теоретически его усвоил. Это произошло совершенно случайно в вагоне пригородного поезда. До той минуты данный метод воздействия на групповое сознание вообще у него не "запускался", а туг вдруг "включился" спонтанно, легко и, как говорится, на полную катушку.

Вообще, реально "работающая" психотехника обычно выполняется нами с легкостью; все получается у нас как бы само собою, играючи. Обратите внимание на это обстоятельство и во время занятий обязательно контролируйте степень затрачиваемых вами усилий. Если попытки выполнить психотехнику сопряжены для вас с большим внутренним напряжением, значит, что-то у вас пошло не туда, чего-то вы не учли или недопоняли.

Итак, по мере того, как вы "раскачиваете" свою психик)' при помощи всевозможных тренингов, теоретически изученные ранее психотехники постепенно становятся вашими естественными возможностями. Вам и самим уже не понять, почему же вы не делали этого раньше. Но учтите: стоит вам однажды успокоиться на достигнутом (или вы просто захотите передохнуть), и очень скоро вы потеряете

все, чего добивались голами. Таково следствие закона изменчивости мироздания: человеку не дано задержаться на каком-то этапе своего развития. Он либо карабкается вверх, либо стремительно катится вниз.

На начальном этапе экспериментов с людьми у вас могут возникать трудности при подстройке к ним. Ничего страшного в этом нет - просто вы еще недостаточно прочувствовали психический механизм реализации в себе пустоты. В конце концов способность психической полной подстройки придет к вам и сама собою (если, конечно, вы будете продолжать свои занятия). А до той поры можете применять метод частичной подстройки, широко используемый в нейролингвистическом программировании (НЛП). Основан он, как, впрочем, и многие современные психотехнологии, на человеческой способности к взаимному индуцированию. Представьте, что вы едете в метро, и ваша симпатичная соседка справа, на которую вы время от времени коситесь, вдруг потихоньку зевнет в розовую ладошку. И вас тоже моментально потянет зевнуть. А глядя на вас, разинет пасть сосед слева, и по вагону волной прокатится зевота. Вот это и есть непроизвольное взаимное индуцирование. Людям свойственно навязывать Друг Другу собственные психические состояния, реакции и даже модели поведения.

Наш метод полной подстройки в состоянии пустоты основывается на ощущении суггестором психического фона того или иного биологического объекта и заключается в пассивном вхождении в резонанс с этим "нащупанным" фоном.

Специалисты НЛП к той же проблеме подходят с противоположного конца. Они исходят из того, что психическое состояние человека отражается, во-первых, в его двигательных реакциях (позе, жестах, мимике) и, во-вторых, в его голосе и речи. При этом достаточно жестко "работает" и обратная связь. Следовательно, чтобы выполнить частичную подстройку к тому или иному биологическому объекту (при непосредственном контакте с таковым) вам следует попытаться скопировать как бы в зеркальном отражении его позу, основные особенности его жестов и мимики. Затем вы должны точно так же воспроизвести ритм и темп его речи, а также "подравняться" к его голосу по силе и особенностям модуляций - вообще, попытаться скопировать его манеру говорить (быть может, даже воспользоваться его излюбленными словами и фразами). В результате этих простых, манипуляций вы вскоре почувствуете, что ваша психика как бы выливается в готовую форму психофизического состояния выбранного вами биологического объекта. Можно и далее держать себя с ним "в унисон", попутно проводя, скажем, вербальное внушение. А можно попытаться "повести" объект за собою, то есть с какой-либо целью изменить его состояние, сохраняя с ним контакт и осторожно меняя собственные модели - двигательную и речевую. В данном случае, "работает" все то же человеческое свойство взаимоиндукции.

Не бойтесь, что ваше подражание собеседнику будет им обнаружено. Как правило, наше сходство с кем-либо отнюдь не бросается в глаза. Зато резкое отличие в манере себя держать заметить нетрудно, поскольку оно вызывает у нас подспудное раздражение. Кроме того, вам совсем не обязательно копировать своего партнера во всех деталях. Как правило, бывает достаточно принять приблизительно ту же позу, да к ней добавить еще два-три штриха - быть может, какой-то характерный жест, ритм речи, излюбленную фразу.

Помимо всего прочего метод неполной подстройки помогает нам развить способности восприятия; начав с него, легче затем перейти к полной подстройке в состоянии пустоты.

Наверное, многим из вас не дает покоя некое особое состояние сознания, воспетое в подавляющем большинстве трудов, связанных с восточными (а в последнее время - и с западными) вероучениями, духовными школами и даже боевыми искусствами. Это - медитация, дхьяна, или - в традиции толтеков - состояние повышенного осознания. Ему приписываются многие замечательные свойства, да - вот беда! - его невозможно "пощупать", тем более, примерять на себя и толком выяснить, что же это такое. >

Теперь припомните, когда мы описывали "работу" с первостихиями, то пообещали массу преимуществ тому, кто овладеет этими четырьмя ключевыми психическими позициями. Не беремся выбрать из этих преимуществ главное. Во всяком случае, то, о котором мы намерены сейчас рассказать, представляется нам весьма привлекательным. Речь идет о методе сознательного погружения в некое измененное состояние сознания, аналогичное во многих отношениях состоянию дхьяна.

Для начала вспомним одно из важнейших наставлений дона Хуана, касающееся четырех настроений сталкинга, которые суть безжалостность, хитрость, мягкость и терпение. Объединенные в некую особую психическую позицию, они и образуют саму основу этого искусства. Рискнем добавить от себя, что безжалостности соответствует стихия огонь, хитрости - вода, мягкости - воздух и терпению - разумеется, земля. .

Теперь попытаемся слить воедино эти четыре ключевые психические позиции, или четыре настроения сталкинга с которыми до сих пор вы "работали" лишь порознь. Начните с вашей родной стихии - допустим, это огонь; пусть он реализуется в вашей левой руке, левом плече и левой же половине груди. Затем перейдите к воздуху и наполните им нашу левую ногу и левую нижнюю половину тела. В правой руке и верхней половине тела ощутите воду, а ваша правая нога пусть врастет в землю, нальется тяжестью и затвердеет. Некоторое время ярко и четко ощущайте в себе все четыре стихии одновременно, а потом как бы перемешайте их в своем сознании. Хорошенько прочувствуйте эту новую психическую позицию, возникшую в результате синтеза в вашей психике основных первостихий. Запомните свое новое состояние.

Настало время немного поразмыслить о ритуале, точнее, о функциональном назначении тех зачастую маловразумительных, на первых взгляд, действий, которым в различных мистических сообществах и школах отводится важная роль, и которые рационалистам, по их заверениям, кажутся по меньшей мере бессмысленными. Хотя отнюдь не всем рационалистам.

Возьмем к примеру буддистов - экстремально рационалистичных, на наш взгляд, и весьма ревностных последователей своего вероучения без бога; главная цель, которую они декларируют, есть достижение "чарующей твердыни Просветления"., то есть, по буддийским представлениям, наиболее комфортного состояния как в границах всеобщей системы бытия, так и за ее пределами, а также, быть может, помощь в аналогичном свершении окружающим - причем не только собратьям по вере, но и вообще всем живым существам. Так вот, жизнь этих религиозных прагматиков (особенно северной, Тибетской разновидности) целиком подчинена весьма сложному, изощренному и затейливому ритуалу, тесно связанному с особой системой посвящений. Буддийский монах, послушник или даже просто ревностный мирянин получает от своего наставника посвящение буквально на любое действие - от ежедневных омовений и приемов пищи до таких, казалось бы, не особенно богоугодных деяний, как торговля или даже ростовщичество. В общем, сказать, что жизнь буддиста подчинена ритуалу, значит, выразиться еще недостаточно сильно, ибо по сути вся его жизнь и есть непрерывный ритуал. Спрашивается; зачем все это нужно прагматику, принципиально отвергающему любые проблемы (в том числе и о Боге), на которые не может быть получен конкретный и однозначный ответ?

Припомните, когда в первой главе мы разбирали технику не-делание в связи с эмоциями и их обузданием, то говорили о неких простых и, увы, неприметных для нас же самих действиях, которые играют предательскую роль "пусковых устройств" наших нежелательных эмоциональных реакций. Так вот, у буддистов тот же механизм поставлен "работать", во благо. Отдельные элементы

их ритуала в сочетании со специальными мантрами (мистическими звуковыми сигналами, сообщаемыми подвижнику при посвящении) как раз и являются аналогичными "пусковыми устройствами"; только "запускают" они у послушника отнюдь не эмоциональные реакции, но, по мнению его наставника, наиболее целесообразные в каждом конкретном случае состояния сознания. Между прочим, это - самый надежный способ изо всех, что имеются в нашем распоряжении, вывести любую психотехнику, связанную с тем или иным специфическим психо-эмоциональным состоянием, на рефлекторный уровень.

А значит, для вас будет весьма желательно "привязать" каждое из измененных состояний сознания, что вами достигнуты и прочувствованы, к какому-то простому ритуальному действию: слову, образу, движению, позе, жесту. Лишь в этом случае даже сложные психические позиции (допустим, состояние четырех первостихий, которое мы недавно рассмотрели) будут для вас доступны всегда. Для "наработки" такого механизма можно использовать самокодирование (в данном случае подходит его аналоговая разновидность), и вы уже знаете, как оно выполняется.

Рассказывая в предыдущих главах о личностных типах, мы уже рассматривали преимущества и недостатки каждого из них применительно к тем или иным жизненным ситуациям и ролям. Разумеется, индивидуальные особенности человека существенно влияют и на его психические возможности. В этом контексте наше выражение (или даже термин) "раскачать психику" будет эквивалентно фразе "расширить диапазон своих психических возможностей", что достигается при помощи специальной психо-волевой тренировки, различным методам которой мы уделили в этой книге достаточно внимания. В процессе таковой наши личностные особенности и предпочтения существенно сглаживаются, но окончательно не стираются никогда. Одним из нас легко дается разгонка психической активности, другим ее торможение, для кого-то психическая позиция вода значительно доступнее земли, а для другого наоборот.

Как правило, людям с невысоким уровнем психической активности проще считывать информацию; им легче дается тестирование биологических объектов и манипулирование ими при помощи "мягких" суггестивных приемов вербального типа. Что же касается психически "взведенных" экстравертов с монолитной психикой (и вообще людей с параноидным радикалом), то для них обычно доступнее "силовые" невербальные психотехники, а "считывание" информации с помощью подстройки сопряжено для них с серьезными трудностями. В соответствии с уже известным вам принципом максимальной простоты избираемого для воздействия метода, всегда используйте именно те приемы, которые легче всего у вас выходят. Обширный арсенал средств психического манипулирования, предложенный в этой книге (а также и в "Психодинамике колдовства"), предоставляет вам возможность такого выбора практически в любой ситуации.

При освоении различных психических приемов, техник, и технологий, не пытайтесь овладеть всеми этими методами (или даже несколькими из них) одновременно. Отрабатывайте приемы психического воздействия поочередно, отводя на усвоение каждого не менее двух недель ежедневных тренировок (и даже на отработку тех, что сравнительно легко вам даются); чередуйте занятия психотехниками с выполнением психо-волевых тренингов, вооружающих вас психической силой. Учтите, овладение даже некоторыми из методов, о которых вы прочитали в нашей книге, дает вам серьезные преимущества перед прочими человеками мыслящими в этой жизни и позволяет вам незаметно завладеть в ней инициативой.

И, что, разумеется, не менее важно, во многих случаях одного лишь теоретического знания какого-либо принципа психического манипулирования оказывается вполне достаточно, чтобы защититься от соответствующих посягательств на вашу психику. (Это, конечно же, не касается силовых невербальных методов воздействия, о которых мы рассказали в последней главе и указали вам способы, позволяющие им противостоять.)

В этом контексте еще раз взглянем на принципиальную схему любого вербального воздействия: завладеть вниманием биологического объекта, подстроиться к нему (или шести его в состояние ступора), провести внушение. Итак, для вербального манипулирования кем-либо нам в любом случае необходимо завладеть вниманием объекта воздействия. Следовательно, наиболее простой и эффективной защитой от него будет сознательное отвлечение своего внимания при чьей-то попытке им завладеть. Правда, совсем обделить вниманием своих ближних будет для нас затруднительно. А потому для защиты от вербального манипулирования собою нам так или иначе придется "уходить" от подстройки или препятствовать таковой уже описанными методами.

При "работе" с неблагоприятно настроенной группой всегда стремитесь ее разделить, чтобы затем манипулировать ее членами порознь. "Разделяй и властвуй" - кажется, именно так этот принцип сформулирован историками.

Мы уже излагали в "Паралогии" основную методику воздействия на толпу (только не путайте толпу с группой), то есть способ "наведения" определенных психических состояний на скопление незнакомых (точнее, не обязательно знакомых между собою) людей, внимание которых "привязано" к некоему явлению или идее (допустим, к выступлению оратора или поп ансамбля, к футбольному матчу и т.п.). Такая людская масса в значительной степени связана взаимоиндукцией составляющих ее биологических объектов и потому может рассматриваться как нечто однородное. Теперь же мы еще раз кратко рассмотрим диагностику состояния толпы, что представляется нам весьма важным в контексте этой книги.

Итак, вы фиксируете внимание на толпе - не на какой-то отдельной приглянувшейся вам персоне, и не на примечательной группе лиц, чем-то притянувшей ваше внимание, а именно на всей толпе одновременно, принимая это людское скопление за однородное целое. Затем, реализовав в своем сознании пустоту, попытайтесь ощутить общее состояние толлы. Для кого-то проще всего будет "увидеть" его как свет или сияние специфической окраски. Другим покажется легче его "услышать". Третьи смогут ощутить это состояние как вибрацию или же пульсацию, обладающую какой-то частотой, ритмом и интенсивностью. Как бы то ни было, но это и есть общий настрой толпы, который вы воспринимаете в состоянии пустоты в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

Теперь вы имеете возможность по-разному распорядиться своим открытием. Во-первых, чувствуя состояние толпы, легче прогнозировать ее поведение. Во-вторых, манипулируя собственным состоянием, которое опять-таки может восприниматься вами как окрашенный свет, звук или пульсация, вы легко избегнете индуцироваяия, или вовле чения вашей психики в общее состояние. Наконец, вы можете попытаться повлиять на толпу. Надеемся, вы уже и сами знаете, как за это взяться.

Итак, наша книга подошла к концу. Мы рассмотрели в ней под разными углами древнее искусство доминировать и, в общем-то, рассказали о нем даже немного больше, чем собирались вначале. Правда, при описании некоторых методов психического воздействия мы сознательно поступились кое-какими подробностями. Теперь мы можем признаться: это - одна из стратегических составляющих книги "Искусство доминировать". Само же наше манипулирование сознанием читателя в данном случае свелось к тому, что, вынуждая его время от времени самостоятельно разгадывать небольшие психологические "ребусы", мы тем самым побуждали его к исследованию собственного психического пространства, путеводителем по которому, возможно, явится одна из следующих наших книг.

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: искусство, доминировать0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСКУССТВО ДОМИНИРОВАТЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Искусство доминировать
Искусство доминировать... В В Шлахтер С Ю Хольнов Искусство доминировать Это вторая...

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств
ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...

Искусство изучать языки
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство изучать языки"

Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.
На сайте allrefs.net читайте: Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие....

Ораторское искусство Древней Греции
На сайте allrefs.net читайте: "Ораторское искусство Древней Греции"

Русское зарубежье. Искусство зарубежной России
На сайте allrefs.net читайте: "Русское зарубежье. Искусство зарубежной России"

Искусство Мастера НЛП
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство Мастера НЛП"

Дзэн и искусство ухода за мотоциклом
На сайте allrefs.net читайте: Дзэн и искусство ухода за мотоциклом...

Искусство Зарубежной России
Обзор отечественной культуры был бы неполным без рассмотрения огромного... Изучение культурного наследия российской эмиграции имеет давние традиции на Западе На родине напротив об этом...

Искусство как феномен культуры
План... Искусство как феномен... Функции искусства...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам