рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ - раздел Образование,   Петер Шульц ...

 

Петер Шульц

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ

Новосибирск: НГУ, 1996

 

Об авторе Предисловие

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФСКУЮ АНТРОПОЛОГИЮ

К вопросу о развитии философской антропологии

Исторический обзор отношений психологии и философии

Систематизация вопроса

К вопросу о методе

Глава 2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Две фундаментальные антропологические категории

Об аристотелевском различии между поэзией и практикой

Действие как самоопределение

Самоопределение и самоосуществление

Глава 3 ЧЕЛОВЕК КАК ANIMAL RATIONALE

Ступени когнитивного поведения

Интерпретация рациональности у Шелера, Плеснера и Гелена

Феноменологическое определение восприятия

Критика ошибочных интерпретаций восприятия

Сознание и самосознание личности

Свобода и самоосуществление

Глава 4 ЧЕЛОВЕК КАК "ПРИРОДНОЕ" СУЩЕСТВО

Человеческое тело как воспринимаемое целое

Тело как средство выражения личности

Реагирование как характеристика тела

К вопросу об адекватной интерпретации импульсов

Глава 5 ЧЕЛОВЕК КАК ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО

Понятие психики

Характеристика психики: эмотивность

О специфике человеческой эмоциональности

Эмоциональность и ее интеграция

Глава 6 ЧЕЛОВЕК КАК ANIMAL SOCIALE

Феномен социального бытия личности

Критика крайних позиций

Межличностность и интерсубъективность

Библиография

 

Об авторе

Петер Шульц родился в 1958 году. Изучал философию, славянскую филологию, историю и теологию в университетах Франкфурта, Мюнстера, Фрайбурга и Айхштатта. С 1994 года является доцентом философии в университете Айхштатта. Различные статьи в специализированных журналах; были также опубликованы книги по феноменологии философской антропологии.

  1. Теория личности Эдита Штайна. От философии сознания к метафизике духа. Фрайбург-Мюнхен, изд-во Карла Альюера, 1994.
  2. Изучения философии Эдита Штайна. Международный симпозиум посвященный Эдиту Штайну. Изд-во Карла Альбера, Айхштатт,1993. Издано совместно с Рето Луциус Фетс и Матиас Рат.
  3. К вопросу об истории и предыстории субъективности. В 2-х томах. Издано совместно с Рето Луциус Фетс и Роландом Хагенбюхле, Берлин, 1997.

Предисловие

Концепция философской антропологии, представленная в этой работе, в своих основных чертах была изложена в курсе лекций, который я прочитал весной 1995 года перед студентами Спецфакультета психологии Новосибирского государственного университета. Лекции состоялись благодаря программе ТЕМПУС, финансируемой европейским сообществом и объединившей НГУ и католические университеты Милана и Айхштатта. И если лекции были переработаны и объединены в книгу, то прежде всего для того, чтобы помочь тем студентам, которые смогут по ней самостоятельно составить представление о проблемах философской антропологии.

К сожалению, философская антропология до сих пор не имеет прочной позиции среди традиционных философских дисциплин, таких как логика, теория познания или этика, а ее отношение к отдельном научным дисциплинам, как, например, к социологии и психологии, по-прежнему остается невыясненным. Но все же есть достаточно простое основание развивать философскую антропологию, не исключая ее с самого начала из состава наук. В самом деле, от внимательного современника вряд ли ускользнет тот факт, что мы со всех сторон окружены идеологиями и мировоззрениями, в основе которых лежит определенный "образ человека". Не только в повседневную жизнь, но и в науку эти идеологии и мировоззрения проникают большей частью неосознанно. Наша повседневная жизнь подтверждает это множеством примеров. Безразлично, предстает ли перед нами в рекламе, которая с недавних пор так широко распространилась и в России, моложаво-динамичный живчик или же из сериала к нам обращается властный и избалованный успехом чиновник, – всякий раз перед нами возникает образец человеческого самопонимания. И экспансии этого образца мы сможем противостоять лишь в том случае, если сами себе будем задавать непростые вопросы: хотим ли мы вообще понять себя как людей, как мы можем сделать это и как рационально и убедительно аргументировать свое самопонимание?

 

 

 

 

Глава 1

ВВЕДЕНИЕ
В ФИЛОСОФСКУЮ АНТРОПОЛОГИЮ

 

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Если вопрос о том, что есть человек, изначально представлен в философии, то сам термин "антропология" появился в ней очень поздно. В 1501… Наряду с этим характерным для немецкой академической философии направлением,… Задержимся еще на мгновение на развитии философской мысли в немецком языковом пространстве. Идейный поворот к…

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТНОШЕНИЙ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

Многообразие сегодняшней психологии – современнее достижение, истоки которого – в семидесятых годах XIX века, когда в немецких университетах… Второй вопрос, который также обсуждался с момента возникновения европейского… В качестве третьего круга проблем античного философского осмысления души я хотел бы назвать проблему соотношения души…

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВОПРОСА

Чем выше степень рефлексии на соответственной ступени органического, тем качественно разнообразней отнесенность, "возвратность"… Однако такому философско-историческому методу можно противопоставить другой,… Но прежде чем рассмотреть задачи и проблемы философской антропологии, следует задаться вопросом, а что же вообще…

К ВОПРОСУ О МЕТОДЕ

Сказанное может быть неправильно истолковано, если понимать под этим просто совокупность многих отдельных опытов и если усматривать в отдельном… Если мы будем рассматривать опыт как фундамент знания о человеке, то тем самым… Итак, человек познает свое бытие через других, но он познает его и непосредственно в самом себе. При том, что человек…

Примечания автора и редактора

[1] Ср. Odo Marquard, 1990, 23.

[2] Max Scheler. Antropologie als metaphysische Fundamentaldisziplin // Schriften zur Antropologie/ Stuttgart, 1994, 27.

[3] Ср. Max Scheler. Die Stellung des Menschen in Kosmos // Schriften zur Antropologie, 126, ff.

[4] Ср., напр. W.Keller. Philosophische Anthropologie-Psychologie-Transzendenz // Gadamer. H.-G. Neve Antrhropologie Band 6 (Philosophische Antropologie, Erster Teil). Stattgart, 1975/ 3-42.

[5] Ср. особенно работы Пиаже. В качестве введения к его произведениям можно указать на работу: Reto Luzius Fetz. Struktur und Genese. Jean Peagets Transformation der Philosophie. Bern - Stuttgart, 1988.

[6] Приведенную здесь связующую линию нужно абстрагировать от всяких дифференциаций, как этого требует беглый обзор. Подробнее об этом см.: Charles Taylor. Sources of the Self. The Making of the Modern Identity, Harvard University Press, 1994. Немецкое издание. Quellen des Selbst. Die Entstebung der neureitlichen Identitaet/ Frankfurt 1994.

[7] Ср. о Фрейде: Paul Kkicoeur. De l'Interpretation / Essay sur Freud. Paris, 1965.

[8] W. Keller, 1975, 209.

[9]9 W. Keller, 209.

[10] Diogen-Laertios. Leben und Meinungen Beruehmter Philosophen. Hamburg, 1968, III, 84. В русском переводе см.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. Кн. III, разд. 84. С. 174.

[10а] "Ангажированными" в данном контексте - обязывающими того, кто ими занимается, соответствовать образу человека, который утверждается данной дисциплиной как образец, этический идеал. - Прим. ред.

[10б] Правильная этика в данном контексте - исторический прообраз деонтологической этики, устанавливающей различие между должным и сущим и содержащей предписания долженствования, в ее отличии от дескриптивной этики, исследующей (наблюдающей и описывающей) социальные механизмы морали в обществах различного типа. - Прим. ред.

[11] Ср.: Thomas v. Aquin. Kommentar zur Nikomachishen Ethik, In Eth. 1,3. №40.

[11а]11а То есть, согласно Аристотелю, достичь не этической добродетели как опытно найденной в поведении середины между пороками, а дианоэтической добродетели, интеллектуальной. Условия ее достижения - "правильная организация" (логическая, методическая) деятельности теоретического разума. Цель последнего может быть как теоретической - нахождение истины ради нее самой, так и практической - установление норм поведения, что, собственно, и делает возможным самоизменение на рациональной основе. - Прим. ред.

[11б] Здесь имеются в виду аутореференциальные, самоотнесенные высказывания типа: "Я утверждаю, что я..." - Прим. ред.

[11в] Под диспозициями действия и воли здесь имеется в виду их взаимосоотнесенность, которая только и позволяет мне как субъекту действия рассматривать мои поступки как "мои", то есть как имеющие имманентное личности, внутреннее основание - волевую предрасположенность, склонность "я" к действиям - Прим. ред.

[12] Max Scheler. Mensch und Geschichte // Philosophische Weltanschauung. Muenchen, 1954, 62.

[13]13 Согласно феноменологическому воззрению, такое положение, исходящее из опыта, включает в себя то, что можно было бы обозначить как взгляд на существенное. Созерцание - это не только чувственное восприятие определенной, отдельной вещи, вещи здесь-и-сейчас. Существует созерцание того, чем является вещь согласно своему собственному бытию и чем она является по своей общей сути. Акт, которым постигается суть, есть акт духовный, который Гуссерль назвал интуицией. Она кроется в каждом отдельном опыте как неизбежный фактор - мы не могли бы говорить о людях, животных, растениях, если всем этим, воспринимаемым нами здесь и сейчас, мы не охватывали бы всеобщее, которые мы обозначаем общим именем, но интуиция может отделиться от опыта и осуществиться в собственных целях. Этого краткого замечания как первого признака феноменологического метода пока достаточно. Применяя этот метод, мы ближе познакомимся с ним.

[14] Цит. по: Kamlah. Philosophische Antropologie. 1972, 38.

Примечания переводчика и редактора

* счастье, блаженство как цель жизни (греч.) - прим. перев. и ред.

** "Антропология человеческого достоинства, природы и его особенности" (лат.) - прим. перев. и ред.

*** человечество должно изучать человека (англ.) - прим. перев. и ред.

**** культурная антропология (англ.) - прим. перев. и ред.

***** последний, но не худший (англ.) - прим. перев. и ред.

****** точное знание в его отличии от мнения; (греч.) - прим. перев. и ред.

 

 

 

Глава 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

 

ДВЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ:
ДЕЙСТВИЕ И ПРОИСШЕСТВИЕ (Handeln und Geschehen)

Для начала я хотел бы кратко рассмотреть две фундаментальные категории, относительно которых справедливо утверждение, что их применение охватывает собой всю человеческую жизнь в целом. Опережая последующие рассуждения, в качестве фундаментальных антропологических терминов можно назвать структуру действия и структуру происшествия. Как живому существу, человеку – и в этом он похож на все остальное живущее – присуще то обстоятельство, что с ним что-то происходит. Далее, в отличие от растений, человек, как и животное, осознает то, что с ним происходит: он не только испытывает это что-то, но и одновременно чувствует это. Однако, в отличие от животного, человек не определяется исключительно тем, что он испытывает и что с ним случается; он не до конца отдан во власть этих происшествий, но своими действиями он способен влиять на происходящее. Обычным для нас является различие между действием и происшествием, выраженное в грамматических терминах "активность" и "пассивность"*.

Обе категории не только противопоставлены друг другу на уровне человеческого бытия, они взаимообусловлены и объясняют друг друга. Наша жизнь "натянута" между событиями рождения и смерти. Первое и последнее слово за нас говорит не наше собственное действие. И более того, даже если мы действуем, с нами постоянно что-то происходит: есть происшествия без действия, а противоположного, то есть чистого действия, не существует; и даже то, что мы называем творческим действием, зависит от предшествующих условий.

Как в действии, которое человек осуществляет, так и в происшествии, которое с ним случается, человек выступает как субъект, даже если он делает это по-разному: человек принимает участие как в действии, так и в том, что с ним происходит. К тому, что происходит с человеком и в человеке, мы относим не определенные события извне, но, скорее, характеризуем совокупность всего того, что происходит в человеке без его участия. Примеры таких происшествий: мы можем быть в хорошем или плохом состоянии, мы здоровы или страдаем от болезни; сюда же относятся старение и выздоровление и т. п., – все это процессы, которые в нас происходят, точно так же как происходит прирост сил и способностей. Происшествия или события затрагивают нас, как, например, неудача или "отказ" собственного тела, а также настроения и аффекты, которые нас одолевают, и т. д. В этой связи важно понять, что в противовес всем этим происшествиям и событиям человек осознает себя в действии как носитель и инициатор своих поступков и определяется ими; когда же в человеке что-то происходит, за этим следует активизация без деятельного участия "я".

ОБ АРИСТОТЕЛЕВСКОМ РАЗЛИЧИИМЕЖДУ ПОЭЗИЕЙ И ПРАКТИКОЙ

То, что осуществление жизни представляет собой показательный пример аристотелевского понятия практики, не должно удивлять. Ведь именно это… Показательным этот пример является и потому, что вследствие своих рассуждений… С обращением к аристотелевскому различию между поэзией и практикой связь между субъектом и его действием предстает в…

ДЕЙСТВИЕ КАК САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Мы можем приблизиться к тому, что подразумевается под термином "самоопределение", если для начала обратим внимание на то, что в… Такое указание на формальный структурный элемент человеческого действия еще… Правда, здесь возникает очередная проблема. Если самоопределение предполагает такое отношение личности к самой себе,…

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ

Возможно, кто-нибудь возразит, что такое античное понимание нравственного действия едва ли имеет отношение к тому, что мы понимаем под этим сегодня.… Античность, а позднее и средневековье не поняли бы такого возражения; а то,… Так что не должно удивлять, что этика, рассуждающая подобным образом, подчеркивает не столько нравственность или…

Примечания автора и редактора

[1] Это отличие особенно упоминает Ханна Арендт, ученица М. Хайдеггера, в своей книге Vita activa. Muenchen, 1981.

[2] Никомахова этика 1094 а I и далее. О целенаправленности практики ср. также: Политика I.I, 1952 a3; de caelo, 292 в 1 и далее.

[3] Под впечатлением работ Галилея и особенно Ньютона возникло представление, что всякое солидное знание должно строиться more geometrio, по методу математики и образцу Евклидовой геометрии. Правда, поначалу не знали точно, как же этика может выглядеть a la математика, и в действительности первую продуманную, но в то же время изрядно неуклюжую попытку построения аксиоматической этики мы обнаруживаем только в XVIII веке, у Христиана Вольфа, одного из самых содержательных, и одновременно наивно рационалистических просветителей, который в 1738 году опубликовал этику modo scientifico pertraktata (лат. - только научное исследование - прим. перев.). Уже Декарт в 1637 году высказал мнение о том, что этические высказывания, как и математические, должны строиться на аксиомах, так что с осуществлением этой цели в нашем распоряжении была бы только morale per provision, временная этика, которая, как добавляет ученик Декарта Мальбранш, необходима non parce qu'elle satisfact l'esprit mais que le besoin presse (фр. - не потому, что она удовлетворяет разуму, а потому, что ее вынуждает необходимость - прим. перев.). Поколением позднее, у Локка, который даже за физикой не хотел признавать право на достоверность, мы находим, что утверждения в морали и политике могли бы выглядеть так же, как и в математике, и даже могла бы иметь такую же достоверность, как as that a triangle has three angles equal to two right ones (англ. - сумма углов треугольника равна двум прямым углам - прим. перев.). (Утверждение автора данной работы, что "первую продуманную <...> попытку построения аксиоматической этики мы обнаруживаем только в XVIII веке у Христиана Вольфа" (см. пред. стр.), весьма спорно. В русскоязычной традиции как "создатель геометрического метода в философии" рассматривается философ XVII века Бенедикт Спиноза. Под этим названием (геометрический метод в философии) в философии Нового времени подразумевалось использование заимствованного из античной геометрии аксиоматического метода для обоснования и изложения философских концепций и учений (См., напр.: Философский словарь. - М., 1991. С. 428). Впервые аксиоматический метод практически использовал именно Спиноза для построения своего главного труда "Этика" ("Ethica more geometrico demonstrara", 1977). В данной работе Спиноза по образцу геометрии Евклида изложил свою систему, начиная с установления необходимых для этого определений и аксиом и кончая доказательством вытекающих из них теорем. Вся работа в целом построена по образцу геометрического трактата: каждая часть (всего их V) состоит из теорем, лемм, коллариев (выводов) и схолий (пояснений). В основе подобного рода применения геометрического метода в философии лежало механистическое представление о мире как грандиозной машине, подчиняющейся законам механики и геометрии, то есть такой закономерной системе, которая может быть познана геометрическим методом. - Прим. ред.

Примечания переводчика и редактора

* для грамматической терминологии русского языка соответствующие понятия звучат как действительный и страдательный залоги - прим. перев. и ред.

** счастье, блаженство как цель жизни (греч.) - прим. перев. и ред.

*** добротность, добродетель (греч.) - прим. перев. и ред.

**** рассудительность, здравый смысл (греч.) - прим. перев. и ред.

 

 

 

Глава 3

ЧЕЛОВЕК
КАК ANIMAL RATIONALE
*

 

СТУПЕНИ КОГНИТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Уже Аристотель в одном рассуждении, которое кажется исключительно современным, развил суть духовности человека, выделив три ступени когнитивного… На это можно было бы возразить, что уже на второй ступени опыта общие связи… Следующим отличительным признаком между когнитивной ступенью опыта и знания Аристотель называет обоснование.…

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИУ ШЕЛЕРА, ПЛЕСНЕРА И ГЕЛЕНА

Очевидно, что все трое рассматриваемых авторов, при всем отличии в построении своих философских антропологий, придерживаются принципа рациональности… Даже если учесть, что основным намерением всех трех антропологических проектов…

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Данные, которые мы получаем благодаря нашим чувствам, – это особого рода информация. Ведь какой-нибудь шум не просто воспринимается, скорее, он… В этой структуре и проявляется свобода. Мир, как он постигаем нашим чувствами,… Духовная способность вместе со своей интенциональной жизнью встраивать в одну структуру и чувственный материал и,…

КРИТИКА ОШИБОЧНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ВОСПРИЯТИЯ

Аналогично обстоит дело и с так называемой эволюционистской моделью воспринимающего познания [13], согласно которой организация человеческих чувств…

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Внутри этого самосознания человек постигает себя как неповторимое и в то же время конкретное "я", которое здесь присутствует и действует.… В философии сознания Нового времени убежденность в непосредственной… Если внимательнее рассмотреть самосознание, то становится ясно, что оно играет решающую роль в формировании личности,…

СВОБОДА И САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ

В этом психоаналитическом понятии болезненного поведения для наших рассуждений интересным является прежде всего то обстоятельство, что нормальное… Понятие болезненного – и заложенное в нем на уровне предпосылки понятие… Это суждение можно с успехом применить и к той плоскости, в которой субъект осуществляет свою жизнь, или, говоря…

Примечания автора и редактора

[1] Ср. Диалог Платона Протагор, 321 с.

[2] Аристотель. Метафизика, книга а.

[3] Мы радуемся когнитивному как таковому, говорит Аристотель, прежде всего - восприятию и особенно зрению, и чем выше когнитивная ступень, тем она ценнее. Ср. Protreptikos, фрагмент 7.

[5] Jonathan Bennet в своей книге Rationality/ An Essay towords an Analysis. London, 1964 исследует вопрос о том, каковы эмпирические показатели, позволяющие называть живое существо рациональным. В своих рассуждениях относительно различия между тем, что он называет умом животных и рациональностью, Беннет приходит к выводам, которые лежат абсолютно в той же плоскости, что и дифференциация Аристотеля.

[6] Max Scheler. Die Stellung des Menschen in Kosmos.

[7] Arnold Gehlen. Der Mensch/ Seine Natur and Stellung in der Welt. Frankfurt, 1966.

[8] Helmuth Plesner. Die Stufen des Organischen und der Mensch. Berlin, 1965, 309ff.

[9] Ср., например: "То, что делает человека "человеком", не является новой ступенью жизни".

[10] Ср. с. 361: "Абсолютная рефлективность недоступна одушевленному телу на животном уровне. Правда, его бытие, его жизнь из центра образует позицию его существования, но эта жизнь не соотнесена с человеком, не дана ему. Таким образом, здесь существует возможность реализации. Тезис выражается в том, что эта возможность остается у человека. Какие условия должны быть выполнены для того, чтобы живому существу был дан центр его позициональности, в котором это существо живет, в силу которого переживает и действует? Очевидно, главным условием является то, чтобы центр позициональности, на дистанцировании к собственному телу которого покоится возможность всякой данности, сохранял дистанцию и по отношению к самому себе".

Ср. также с. 364: "Человек как одушевленная вещь, поставленная в центр своего существования, знает этот центр, переживает его и поэтому выходит за его границы. Он переживает связь в абсолютном здесь-и-сейчас, тотальную конвергенцию окружающей среды и собственного тела против центра своей позиции, и поэтому он уже не связан такой конвергенцией. Он переживает непосредственное возникновение своих действий, импульсивность порывов и движений, радикальное начало своего бытия, положение между действием и действием, выбор, равно как и охваченность аффектами и импульсами; он осознает себя свободным и, несмотря на эту свободу, закованным в существование, которое препятствует человеку и с которым он должен бороться. Если жизнь животного центрична, то жизнь человека, не способного вырваться из этого центра, является эксцентрической (exzentrisch).

Ср. также с. 383 и далее: "Как эксцентрически организованное существо, человек должен прежде сделать себя тем, чем он уже является. Только так он может выполнить навязанную ему вместе с его витальной формой задачу бытия - не просто пребывать в центре своей позициональности, как это делает животное, которое живет, исходя из этого центра, и все соотносит с ним, но находиться в этом центре и тем самым знать о том, что он поставлен. Этот способ бытия в собственной "поставленности" (Gestellheit) возможен лишь как осуществление (Vollzug), отталкивающееся от центра "поставленности". А такой способ бытия возможен лишь как реализация: человек живет только тогда, когда он осуществляет свою жизнь".

[11] О дискуссии по антропологии Гелена ср.: Max Mueller. Philosophische Antropologie. Freiburg / Muenchen, 1974, 10ff.

[11а] Под "эксцентрической позициональностью" (excentrum - отклоняющийся от центра (лат.)) имеется в виду описанная в работах Х. Плеснера предрасположенность, склонность человека к выходу за рамки непосредственного существования, за пределы реально данного, его стремление к трансцендентным ориентирам самоизменения. Стремясь к бесконечному самоизменению, человек всегда пребывает "вне места" и в "ничто", то есть является существом, утратившим самость и "приговоренном" к вечному поиску себя и самоусовершенствованию. Своего рода "медиумом" (посредником) в этом поиске себя, выражающим человека, является его тело, поведение и присущие ему средства выразительности, которые и создают возможность эксцентрических реакций человека на среду и изменения собственного бытия. В эксцентрических реакциях сливаются духовная и физическая сферы человеческого существования: физический автоматизм сочетается с сознательной реакцией личности. Эксцентричность, по Плеснеру, универсальна, так как она пронизывает и эмоционально-непосредственные и интеллектуально-нравственные акты. - Прим. ред.

[12] Ряд имен и примеров приводят John C. Eccles и Hans Zeier в книге: Gehirn und Geist/ Biologische Erkenntnisse ueber Vorgeschichte, Wesen und Zukunft des Menschen. Muenchen, 1980.

[13] Сразу же после Конрада Ленца такая модель была предложена Gerhard Vollmer в его работе Evolutionaere Erkenntnistheorie/ Angeborene Erkenntnisstrukturen im Kontext von Biologie, Psychologie, Linguistik, Philosophie und Wissenschaftstheorie. Stuttgart, 1975.

[14] Ср. Lawrence S. Kubie. The fundamental nature of the Distinction between Normality and Neurosis // The Psychoanalytic, Quarterly 23, 1954, 167-204.

[15] Этот взгляд не является абсолютно новым, он выражался в средневековом определении личности, как sui juris (лат. "собственного права", термин римского права, означающий полноту гражданских прав - прим. ред.). Человек, как утверждала и античная философия, свободен в той степени, насколько он обладает собой и в этом отношении к самому себе он представляет собой достаточное основание для своего бытия и поведения в любом аспекте. Эта свобода в смысле абсолютного самообладания, самопринадлежности без остатка (bei-sich-sein) и полное самоудовлетворение называлось в греческой философии autarkei'a (греч. - атаркия; самоудовлетворение, внутренняя самодостаточность, автономность, независимость - прим. ред.) Греческому понятию autarkei'a как абсолютного господства над самим собой соответствует латинское "libertas" как dominium actus sui (лат. - свобода, как господство над своим стремлением - прим. перев.). Ср. Thomas, Aquin, Summa theologiae Ia 29, 2 (III 47f).

[16] В VII книге "Никомаховой этики" Аристотель разработал собственную теорию желаемого.

Примечания переводчика и редактора

* разумное животное (лат.) - прим. перев. и ред.

** разумное животное (лат.), животное, обладающее знанием (греч.) - прим. перев. и ред.

*** знание, познание (греч.) - прим. перев. и ред.

**** мыслящее Я (лат.) - прим. перев. и ред.

 

 

 

Глава 4

ЧЕЛОВЕК
КАК "ПРИРОДНОЕ" СУЩЕСТВО

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО КАК ВОСПРИНИМАЕМОЕ ЦЕЛОЕ

Исходный пункт нашего исследования человеческого тела состоит в том, что мы имеем перед глазами в нашем жизненном опыте. И здесь следует различать… Внешний образ всех материальных тел связан с материальным свойством (хотя… Для начала обратимся к движению. Возможно, создать абстракцию, ограниченную чисто телесным и противопоставленную…

ТЕЛО КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Эта очень распространенная форма проявления интеграции личности в действии, которая пронизывает тело и выражается в ней, возможно, свидетельствует о… В какой степени можно утверждать, что человек обладает собственным телом и… Благодаря такому использованию тела, одновременно осуществляется интеграция личности в действии. Способность…

РЕАГИРОВАНИЕ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕЛА

Здесь речь идет не о присущем отдельным наукам познании телесного динамизма человека "как тела", а о его характеристике. Исходным пунктом… Тесная связь человеческого тела с природой как совокупностью внешних условий… Прежде всего под реагированием как своеобразием тела подразумевается его способность реагировать подобно другим живым…

К ВОПРОСУ ОБ АДЕКВАТНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИМПУЛЬСОВ

Импульс есть определенная форма свойственного человеку от природы своеобразного динамизма; своеобразие динамизма состоит в том, что он представляет… Тем не менее в человеческом теле, в присущем этому телу реагированию, мы…

А) Импульс к самосохранению

Б) Сексуальный импульс к продолжению рода

Сексуальный импульс в своей целостной динамике и целенаправленности становится источником продолжения жизни. Поэтому он одновременно и импульс к… Из приведенных выше наблюдений видно, что проблематика импульсов (здесь мы…  

Примечания автора и редактора

[1] Под соматической потенциальностью человека имеется в виду наличие скрытых телесных возможностей, сил, ресурсов, могущих проявиться при известных условиях, и, прежде всего, - еще не проявленных многообразных способностей телесного реагирования на раздражитель. - Прим. ред.

Примечания переводчика и редактора

* более наглядно продемонстрирует эту мысль существительное "сложение" и причастие "сложен", когда мы говорим о сложении хрупком, богатырском и т. д. - прим. перев. и ред.

** имеется в виду традиция в психологии, идущая от Аристотеля и продолженная Фомой Аквинским, философом и теологом XIII века, соединившим христианские догматы с методом Аристотеля - прим. перев. и ред.

*** "Человек есть разумное животное" (лат.) - прим. перев. и ред.

**** в привычной для русского читателя формулировке соответствующие понятия звучат как инстинкт самосохранения, половой инстинкт и инстинкт размножения; однако поскольку автор настаивает на разделении терминов "импульс" и "инстинкт", перевод осуществляется в соответствии с авторской терминологией - прим. перев. и ред.

 

 

 

Глава 5

ЧЕЛОВЕК
КАК ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО

 

ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ

В термине "психика" и прилагательном "психический" обнаруживаются такие элементы человеческой природы в целом и каждого… Освоение своеобразия психики и того, что психично, а также связь психического… В предыдущей главе мы установили, что интеграция предполагает некую целостность соматики и извлекает из нее пользу.…

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИКИ: ЭМОТИВНОСТЬ

Аналогично мы попытаемся охарактеризовать психический динамизм и вместе с ним, опосредованно, психическую потенциальность человека, указав на… Вышеприведенное этимологическое рассуждение, указав на фундаментальную… Какая связь существует между эмотивностью и осознанным ответом воли? Общая картина интеграции личности в действии…

О СПЕЦИФИКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ

Специфика взволнованности отличается от специфики возбуждения. По-видимому, возбуждение располагается неподалеку от чувственности человека, а… Поэтому, переживая несколько состояний взволнованности, чувство тела как бы… Мы уже говорили о различных чувствах, различных проявлениях эмоциональности человека. Основу всех этих проявлений…

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЕЕ ИНТЕГРАЦИЯ

Мнение, согласно которому человеческая эмотивность (и особенно эмоциональность) являются якобы источником дезинтеграции, демонстрирует этическую и… В отличие от такого воззрения, мы придерживаемся того мнения, что ни чувство,… Речь идет о многоаспектной напряженности, и в некотором смысле она представляет собой ключевой момент для личности и…

Примечания переводчика и редактора

* душевные аффекты, страсти (лат.) - прим. перев. и ред.

** влечение, стремление (лат.) - прим. перев. и ред.

*** рациональное стремление и чувственное стремление (лат.) - прим. перев. и ред.

 

 

 

Глава 6

ЧЕЛОВЕК
КАК ANIMAL SOCIALE
*

 

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ

Мы обнаруживаем человека – самих себя или других людей – всегда внутри конкретного контекста, внутри создаваемой другими людьми среды. Посторонний… Но тот факт, что всякий человек живет и действует совместно с другими людьми,… В связи с исследованием социального бытия личности необходимо упомянуть не только группы в вышеназванном смысле, но и…

КРИТИКА КРАЙНИХ ПОЗИЦИЙ

Другая теоретическая модель – индивидуализм – понимает любую форму человеческого общества согласно концепции свободного договора, заключенного…

МЕЖЛИЧНОСТНОСТЬ И ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ

Прежде всего я хотел бы указать на различие между так называемыми социальными актами, социальными отношениями и социальными структурами. Под… От этой группы следует отличать социальные отношения. Все социальные акты… Социальные структуры – это такие структуры, в построении которых люди, их социальные акты и социальные отношения…

Примечания автора и редактора

[1] Имеется в виду так называемая философия диалога в том виде, в каком она была особенно разработана М. Бубером и Ф. Розенцвайгом. Ср. также: Michael Theunissen, der Andere. Zur Sozialontologie der Gegenwart. Berlin, 1965.

[2] Ср., например, рассуждения Д. Роулза в книге John Rawls, A. Theory of Justice, 1971 (dt.: Theorie der Gerechtigkeit, Frankfurt, 1989, 67 f.)

Примечания переводчика и редактора

* социальное животное (лат.) - прим. перев. и ред.

** обычай предков (лат.) - прим. перев. и ред.

 

 

 

Библиография

 

Список используемой и рекомендуемой литературы

1. Fets R. L. Struktur und Genese. Jean Piagets Transformation der Philosophie. Bern / Stuttgart, 1988. 2. Gadamer H-G. / Vogler P. (Hg.), Neue Antropologie I-VII. Muenohen /… 3. Kamlah W. Philosophische Antropologie. Sprachkritische Grundlegung und Ethik. Mannheim / Wien / Zuerich, 1972.

– Конец работы –

Используемые теги: Философская, антропология, Введение, изучающих, психологию0.084

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философская антропология. Введение для изучающих психологию
Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и морально-философский вопрос о том, что есть хорошая жизнь, eudamonia.Наряду с теориями… Отмеченные подходы к пониманию человека, появившиеся еще до рождества… В 1501 году лейпцигский магистр Магнус Хундт опубликовал книгу под названием «Anthropologium de hominis dignitate,…

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Возникновение психологии как науки... С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека... II этап психология как наука о сознании Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук Способность...

Философская антропология
на самостоятельное рассмотрение... Обратить внимание на следующие вопросы... Тема любви в античной философии виды любви в понимании древних греков...

Философское введение в "Основы построения систем искусственного интеллекта"
Т.е. как минимум мы не будем заниматься проблемами походки, питания, дыхания, пищеварения и пр. Вот как ковш экскаватора имитирует руку с лопаткой,… Такой себе homunculus Осталось выяснить, что такое сам интеллект. Большой… Кибернетика анализирует М. в связи с задачей моделирования некоторых мыслительных функций". Ну и для полноты картины:…

Введение в общую психологию
Гиппенрейтер Ю Б... Введение в общую психологию...

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Первушина О Н... Общая характеристика психологии как науки основные этапы развития...

Эволюционное введение в общую психологию
На сайте allrefs.net читайте: "Эволюционное введение в общую психологию"

Антропология как совокупность научных дисциплин,изучающих человека на всех этапах истор. развития
течение в буржуазной социологии й половины начале вв К Расово Антроп школе относят Ж А Гобино Ж Лапужа Франция Х Чемберлена... Продолжить...

Введение в клиническую психологию
На сайте allrefs.net читайте: "Введение в клиническую психологию"

Введение в этническую психологию
Введение в этническую психологию. Конспект учебного пособия. Под ред. Ю.П. Платонова. 1999...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам