рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия - раздел Образование, Ирвин Ялом ...

Ирвин Ялом

Экзистенциальная психотерапия

 

Ирвин Ялом

Экзистенциальная психотерапия

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Несколько лет назад мы с друзьями посещали кулинарный курс, который проводила почтенная армянская матрона вместе со своей пожилой служанкой. Так как они не говорили по‑английски, а мы – по‑армянски, общение было затруднено. Она учила путем наглядного показа, на наших глазах создавая целую батарею чудесных блюд из телятины и баклажанов. Мы смотрели (и прилежно пытались записать рецепты). Но результаты наших усилий оставляли желать лучшего: как ни старались, мы не могли воспроизвести ее яства. «Что же придает ее стряпне этот особый вкус?» – гадал я. Ответ от меня ускользал, пока в один прекрасный день, особенно бдительно следя за кухонным действом, я не увидел следующее. Наш ментор с величайшим достоинством и неторопливостью приготовила очередное кушанье. Затем передала его служанке, которая без единого слова взяла его и понесла в кухню на плиту. По дороге она, не замедляя шага. бросала в него горсть за горстью рассортированные специи и приправы. Я убежден, что именно в этих украдкой производившихся «вбрасываниях» и заключался ответ на мой вопрос.

Думая о психотерапии, особенно о критических составляющих успешной терапии, я часто вспоминаю этот кулинарный курс. В академических текстах, журнальных статьях и лекциях психотерапия изображается как нечто точное и систематическое – с четко очерченными стадиями, со стратегическими, техничными вмешательствами, с методическим развитием и разрешением переноса, с анализом объектных отношений и тщательно спланированной рациональной программой направленных на достижение инсайта интерпретаций. Однако я глубоко уверен: когда никто не смотрит, терапевт «вбрасывает» самое главное.

Но что, собственно, представляют собой эти ингредиенты, ускользающие от сознательного внимания и протокола? Они не включены в формальную теорию, о них не пишут, им явным образом не учат. Терапевты зачастую не осознают их присутствие в своей работе; тем не менее, каждый терапевт согласится, что во многих случаях он или она не может объяснить улучшение состояния пациента. Эти принципиально важные компоненты трудно описать и еще труднее определить. Возможно ли дать определение и научить таким качествам, как сочувствие, «присутствие», забота, расширение собственных границ, контакт с пациентом на глубоком уровне и – самое неуловимое – мудрость?

Одно из первых описаний случаев в истории современной психотерапии хорошо иллюстрирует селективное невнимание терапевтов к этим «добавкам». (Последующие описания в этом отношении менее полезны: психиатрия уже стала настолько догматичной в представлениях о правильном ведении терапии, что «неканонические» шаги терапевта вообще перестали упоминаться в протоколах.) В 1892 г. Зигмунд Фрейд успешно лечил фройляйн Элизабет фон Р., молодую женщину, страдавшую от психогенных трудностей передвижения. Свой терапевтический успех Фрейд объяснял исключительно применением техники отреагирования – отмены подавления определенных вредоносных желаний и мыслей. Однако при изучении заметок Фрейда обнаруживается поразительный объем иной терапевтической активности. Например, он предписал Элизабет посетить могилу сестры, а также нанести визит молодому человеку, которого она находила привлекательным. Он проявлял «дружескую заботу о ее текущих обстоятельствах», контактируя с ее семьей, встретился с ее матерью и «умолял» дать пациентке возможность открытого общения, чтобы она могла периодически облегчать свое душевное бремя. Узнав от матери, что у Элизабет нет надежды стать женой бывшего мужа своей покойной сестры, он передал эту информацию пациентке. Он помог семье распутать финансовый узел. В другое время Фрейд убеждал Элизабет спокойно принимать факт неизбежной неопределенности будущего для каждого человека. Неоднократно он утешал ее, заверяя, что она не ответственна за нежелательные чувства и что сила ее переживаний вины и угрызений совести ярко свидетельствует о моральной высоте ее натуры. Прослышав, что Элизабет собирается на танцевальный вечер, Фрейд добился приглашения туда, чтобы увидеть, как она «кружится в веселом танце». Невозможно не задаться вопросом, что, собственно, помогло излечению Элизабет фон Р. Я не сомневаюсь, что фрейдовские «добавки» явились могучими интервенциями, и исключать их из теории было бы ошибкой.

В этой книге я стремлюсь сформулировать и раскрыть определенный подход к психотерапии – теоретическую структуру и ряд вытекающих из нее техник, – рамки которого позволяют обсудить многие из терапевтических «специй». Название этого подхода – «экзистенциальная психотерапия» не объяснить в двух словах, что неудивительно. экзистенциальная ориентация имеет глубоко интуитивный, а не эмпирический фундамент. Тем не менее, я начну с формального определения, прояснению которого будет служить остальная часть книги. Экзистенциальная терапия – это динамический терапевтический подход, фокусирующийся на базисных проблемах существования индивидуума.

Я убежден: огромное большинство опытных терапевтов опираются на многие из описываемых ниже экзистенциальных идей, независимо от их принадлежности к другим идеологическим школам. Например, большинство терапевтов понимают, что осознание своей смертности и вообще «конечности» нередко заставляет человека на многое взглянуть совершенно по‑другому; что целительное действие принадлежит отношениям; что страдания пациентов связаны с выбором; что терапевт должен стимулировать «волю» пациента к действию, что, наконец, большинство пациентов страдают от недостаточной осмысленности своей жизни.

Но экзистенциальный подход – это нечто большее, чем тонкий подтекст или имплицитная установка, присутствующие у терапевта помимо его воли и намерений. На протяжении нескольких лет, читая лекции терапевтам на многие темы, я задавал им вопрос: «Считаете ли вы себя экзистенциально ориентированными?» Немалая доля слушателей, примерно половина, отвечали утвердительно. Но на вопрос «Что такое экзистенциальный подход?» они затруднялись ответить. Надо сказать, что вообще язык описания терапевтами своих терапевтических подходов не отличается ни краткостью, ни однозначностью; однако экзистенциализм с его неопределенным и противоречивым словарем в этом смысле не знает себе равных. У терапевтов экзистенциальный подход ассоциируется с такими заведомо неточными и на первый взгляд не связанными между собой понятиями, как «подлинность», «встреча», «ответственность», «выбор», «гуманистический», «самоактуализация», «центрирование», «сартрианскии», «хайдеггеровский». Многие профессионалы в области психического здоровья привыкли считать его смутным, аморфным, иррациональным, романтическим – даже не «подходом», а некой лицензией на импровизацию, разрешением недисциплинированному и неотесанному терапевту с «кашей» в голове действовать, как его левая нога пожелает. Я надеюсь показать, что это мнение неоправданно, что экзистенциальный подход является ценной, эффективной психотерапевтической парадигмой, столь же рациональной, связной и систематичной, как любая другая.

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ: ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Экзистенциальная терапия является формой динамической психотерапии. Термин «динамический» часто используется в сфере психического здоровья, – в… Таким образом, психодинамика индивидуума включает различные действующие в нем… Экзистенциальная психотерапия в моем описании вполне подпадает под категорию динамической психотерапии. Это очевидно.…

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ: НЕЧТО ЧУЖОЕ, НО СТРАННО ЗНАКОМОЕ

Значительная часть моего материала, касающегося конечных данностей существования, для клинициста будет непривычна, но в то же время покажется… Тем не менее, многое здесь клиницисту будет знакомо. Я уверен, что опытный… Ощущение чего‑то знакомого будет связано еще и с тем, что главные экзистенциальные данности осознаются и…

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПОЛЕ ОТНОШЕНИЙ

Экзистенциальная психотерапия, подобно бездомному бродяге, ничему не принадлежит. У нее нет ни законного места жительства, ни формального… Экзистенциальная философия: родовой очаг «Экзистенциализму нелегко дать определение», – так начинается статья об экзистенциальной философии в одной из…

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Выше я сравнил экзистенциальную терапию с бездомным сиротой, которого не принимают в «лучших домах» академических соседей. Отсутствие поддержки со… Имеет смысл слегка задуматься о том, почему экзистенциальный подход так… Какова типичная академическая карьера (я говорю исходя не только из наблюдений, но и из двадцати одного года…

Часть I СМЕРТЬ

В последующих четырех главах я исследую роль, которую представления о смерти играют в психопатологии и психотерапии. Базовые постулаты, из которых я… Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: он преследует… В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения –…

ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ И ТРЕВОГА

«Не чешите там, где не чешется», – советовал великий Адольф Мейер (Adolf Meyer) поколению будущих психиатров. Не великолепный ли это аргумент против… Эти вопросы требуют ответа, и здесь я его даю. Суть моего ответа заключается в… Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в…

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Мысль о переплетенности жизни и смерти столь же стара, как письменная история. Всему на свете приходит конец – это одна из наиболее самоочевидных… Невозможно оставить смерть умирающим. Биологическая граница между жизнью и… Нетрудно (и весьма соблазнительно) было бы продолжить изложение глубокомысленных цитат о смерти. Практически каждый…

СМЕРТЬ И ТРЕВОГА

Тревога играет в психотерапии столь очевидную и столь первостепенную роль, что едва ли нужно говорить об этом особо. Специальному месту тревоги… Тревога смерти: важный детерминант человеческого опыта и поведения Ужас смерти является настолько сильным и всеобъемлющим, что на отрицание смерти расходуется значительная доля нашей…

НЕВНИМАНИЕ К СМЕРТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПСИХОТЕРАПИИ

Все, что выше было сказано о смерти – с точки зрения культурной традиции, клинического опыта и эмпирических исследований – имеет непосредственное… Однако, несмотря на эти более чем достаточные основания, психотерапевты редко… Описания клинических случаев

ФРЕЙД: ТРЕВОГА БЕЗ СМЕРТИ

Идеи Фрейда оказали настолько сильное влияние, что эволюция динамической мысли в огромной степени является эволюцией мысли Фрейда. Я уверен, что,… Избегание темы смерти Фрейдом Первым значительным клиническим и теоретическим вкладом Фрейда являются «Исследования истерии», написанные им вместе с…

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЕРТИ У ДЕТЕЙ

Наше беспокойство о смерти и наши способы справляться с тревогой смерти – отнюдь не поверхностные, легко поддающиеся описанию и пониманию феномены.… На мой взгляд, существует значительное несоответствие между важностью смерти… Собственная клиническая работа, а также изучение работ других исследователей привели меня к ряду выводов:

ВСЕПРОНИКАЮЩИЙ ХАРАКТЕРОЗАБОЧЕННОСТИ СМЕРТЬЮ У ДЕТЕЙ

P»Фрейд верил, что дети полностью поглощены безмолвным исследованием сексуальности, вопросом «Откуда?» и что это главным образом и создает пропасть… Мало кого из родителей или воспитателей маленьких детей не заставали врасплох… В другой раз он простодушно прокомментировал отъезд брата в колледж: «Теперь мы остаемся дома только втроем: ты, я и…

КОНЦЕПЦИЯ СМЕРТИ: СТАДИИ РАЗВИТИЯ

Приведя эти многочисленные свидетельства озабоченности детей темой смерти, я обращусь теперь к онтогенезу концепции смерти. Многие исследователи… Почему нам трудно выяснить, что именно знает ребенок о смерти Очень многое мешает нам определить, что именно знают о смерти очень маленькие дети, и это порождает массу противоречий…

ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ СМЕРТИ

Многие родители (возможно, большинство) в нашей культуре непрестанно пытаются уйти от реальности в том, что касается информации о смерти. Маленьких… Элизабет Кюблер‑Росс резко осуждает традиционную религиозную практику… В западной культуре имеются четкие ориентиры в просвещении по таким вопросам, как физическое развитие, получение…

СМЕРТЬ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ

Диапазон психопатологии – типов предъявляемых пациентами клинических картин – столь широк, что клиницистам необходим организующий принцип, который… Парадигма, которую я опишу в этой главе, как и большинство парадигм… Все люди имеют дело с тревогой смерти, большинство вырабатывает адаптивные стратегии, включающие основанные на…

К ЦЕЛОСТНОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О ПСИХОПАТОЛОГИИ

Из дидактических соображении я рассмотрел по отдельности две основные стратегии преодоления тревоги смерти и представил виньетки историй пациентов,… Отто Ранк (Otto Rank) в глубоком обзоре, озаглавленном «Страх жизни и страх… Ранк утверждал, что «Индивида всю его жизнь швыряет между этими двумя возможностями страха, двумя полюсами страха…».…

ШИЗОФРЕНИЯ И СТРАХ СМЕРТИ

Хотя появляется все больше данных в пользу значительного биохимического компонента многих форм шизофрении, нельзя забывать также и о том, что… Возможно, ни один из современных психотерапевтов не предпринял столь… «Факт неизбежности смерти, как будто бы будничный, в действительности составляет один из мощнейших источников…

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ПСИХОПАТОЛОГИИ: ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

В этой главе я постулировал, что, хотя отрицание смерти – универсальная тенденция, проявляющаяся в разнообразных формах, оно имеет два базовых… Прямые эмпирические подтверждения этой диалектики… Когнитивный стиль

СМЕРТЬ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Путь от теории к практике непрост. В этой главе я проведу вас из башни метафизика в приемную практикующего психотерапевта и попытаюсь извлечь из… Для психотерапии реальность смерти значима в двух отношениях. Сознавание…  

СМЕРТЬ КАК ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ

«Пограничная ситуация» это событие, некий чрезвычайный опыт, приводящий человека к конфронтации с его экзистенциальной «ситуацией» в мире.… Выше я приводил наглядные примеры из литературы и клинических историй,… Диккенсовский Дух Будущего (Дух грядущего Рождества) применил мощную форму экзистенциальной шоковой терапии. Скруджу…

СОЗНАВАНИЕ СМЕРТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Если мы, психотерапевты, соглашаемся с тем, что сознавание личной смерти может катализировать процесс личностных изменений, значит, наша задача –… Несколько моих раковых пациентов задавали тот же вопрос. Говоря о своем росте… Существует много структурированных упражнений, которые терапевт может использовать для того, чтобы стимулировать…

СМЕРТЬ КАК ПЕРВИЧНЫЙ ИСТОЧНИК ТРЕВОГИ

Концепция смерти предоставляет психотерапевту два фундаментальных инструментальных подхода. Первый из них я обсудил: смерть – событие столь… Начнем с некоторых общих терапевтических принципов. Важно иметь в виду, что… Поскольку тревога смерти столь интимно связана с процессом существования, она имеет оттенок значения, нехарактерный…

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Отрицание со стороны пациента и терапевта Несмотря на вездесущность смерти и мириады богатых возможностей ее… Терапевт должен упорствовать. Он должен продолжать собирать данные, работать со сновидениями, делать свои наблюдения,…

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЖИЗНЬЮ И ТРЕВОГА СМЕРТИ: В ЧЕМ ОПОРА ДЛЯ ТЕРАПЕВТА?

В концептуальном отношении желательно, чтобы терапевт не забывал: тревога, окружающая смерть, одновременно невротична и нормальна. Все человеческие… Один из доступных терапевту подходов состоит в том, чтобы сосредоточиться на… Джон Хинтон (John Hintoii) сообщает о некоторых интересных и релевантных исследовательских данных. Он изучал…

ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ* К СМЕРТИ

Еще одна концепция, на которую терапевт может опереться, имея дело с тревогой смерти, – концепция «десенсибилизации». «Десенсибилизация к смерти»… * Десенсибилизация – уменьшение чувствительности к чему‑либо путем его… Монтень отдавал себе отчет в этом методе, когда писал:

Часть Вторая СВОБОДА

В разделе, посвященном концепции смерти в психотерапии, я высказывал мысль о том, что клиницисту данный текст покажется чем‑то чуждым, но… Терапевт спрашивает пациентку, заявляющую, что ее поведение контролируется ее… У ведущего группы есть «не‑могущий» колокольчик, в который он звонит всякий раз, когда член группы говорит «Я не…

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Слово «ответственность» имеет много оттенков значения. Надежного, заслуживающего доверия человека мы называем «ответственным». «Ответственность»… Ответственность означает авторство. Осознавать ответственность – значит…  

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Каким образом ответственность оказывается экзистенциальным фактором? Экзистенциальная природа смерти самоочевидна, смертность и конечность являются… На самом глубоком уровне ответственность объясняет существование. Я понял это… * Название рыбы – Прим. переводчика.

ИЗБЕГАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Даже самый поверхностный исторический обзор в области психотерапии показывает радикальные изменения в методах помощи терапевтов своим пациентам.… То, что в современных подходах большое значение придается ответственности,… Но на чем бы поставил акцент Фрейд, исследуя современную американскую культуру, – особенно в Калифорнии, где…

ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Первый шаг терапевта, направленный на то, чтобы помочь принятию ответственности пациентом, состоит не в применении той или иной техники, а в… Готовность к принятию ответственности у разных пациентов очень различна. Для… Самоосознание и установка метки

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО‑АМЕРИКАНСКИ, ИЛИ КАК ВЗЯТЬСЯ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ, САМОМУ СОБОЙ УПРАВЛЯТЬ, ПОЗАБОТИТЬСЯ О СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНЕ И ПРЕУСПЕТЬ В УПРАВЛЕНИИ СОБОЙ

 

Америке концепция сознания ответственности достигла зрелости. То, что некогда было дискурсом – нередко весьма туманным – профессионального философа, а позже bon mot левого авангарда, в нынешнем Новом свете стало пользоваться огромным спросом. Центральной темой многих национальных бестселлеров является принятие ответственности. Чтобы не быть голословным: главы книги "Сферы ваших заблуждений («Your Erroneous Zones») называются «Взятие на себя заботы о собственной персоне», «Выбор – ваша конечная свобода», «Вы не нуждаетесь в их одобрении», «Освобождение от прошлого», «Преодоление барьера условностей», «Заявите о своей независимости». Основное послание этой книги сформулировано как нельзя яснее: «Начните исследовать свою жизнь как возможности, которые вы выбрали или не смогли выбрать. Это возлагает на вас самих всю ответственность за то, что вы есть и что вы чувствуете». Аналогичные книги, такие как «Управляйте собой сами» и «Творение себя», также быстро взмыли в верхние строки списков бестселлеров.

Массовое потребление требует, чтобы продукт был привлекательным, приятно упакованным и, самое главное, готовым к легкому и быстрому употреблению. К сожалению, эти требования обычно несовместимы с усилиями и глубиной, необходимыми для подлинного исследования и изменения собственной жизни и взгляда на мир. Неизбежно происходит «снижение»: нас призывают и увещевают; бестселлеры, подобные «Сферам ваших заблуждений», учат нас, как «положить конец промедлениям»:

«Сядьте и начните делать что‑нибудь, что вы долго откладывали. Начните писать письмо или читать книгу. Просто начните, и это поможет вам избавиться от тревоги обо всем предприятии… Определите для себя небольшой промежуток времени (например, среда с 10.00 до 10.15 утра), который вы будете посвящать исключительно откладывавшейся вами задаче… Бросьте курить. Сейчас! Приступите к диете… с этого момента! Прекратите пить… с этой секунды. Отложите эту книгу и для начала отожмитесь один раз. Теперь вы так решаете проблемы… действием. Действуйте! Примите решение не уставать до того момента, пока вы не легли в постель. Не позволяйте себе использовать утомление или болезнь в качестве предлога для бегства или откладывания каких‑либо дел».

Или «избавьтесь от зависимости»:

«Ставьте себе ближайшие задачи, касающиеся взаимодействия с доминантными людьми в вашей жизни. Попробуйте разок сказать „Нет, я не хочу“ и проследите реакцию другого на эту вашу реакцию… Перестаньте принимать приказы!»

«Ответственность» стала предметом внимания публики; семинары для профессионалов, посвященные теме ответственности, проводятся по всей стране. Например, в 1977‑1978 гг. в нескольких местах проводился большой семинар под названием «Взятие на себя заботы о собственной жизни» (с подзаголовком «Психология заботы о здоровье. Роль индивидуальной ответственности»). В его программе было следующее: вступительное слово Ролло Мэя – экзистенциальная борьба за личностную и духовную свободу; Альберт Эллис (Albert Ellis) – рационально‑эмотивный подход к индивидуальной ответственности за рост и изменение в сферах сексуальности и близости; Арнольд Лазарус (Arnold Lazarus) – мультимодальная терапия, подход к самоисцелению, описанный в его книге «Я могу, если я хочу». Среди других тем семинара – бихевиоральный подход к стрессовой адаптации, направленный на помощь пациентам типа "А" (ориентированным на достижение) в изменении поведенческих стереотипов; стресс и биологическая обратная связь; преодоление застенчивости; восточные (медитативные) пути самоконтроля; изменение «неискоренимых» жизненных стереотипов. Стоит обратить внимание на огромное разнообразие клинических подходов, собранных в одной программе. В прошлом невозможно было вообразить, что могло бы стать для всех них общей темой; ныне они сгруппированы вместе под рубрикой «ответственности».

«Est»*

Массовая популяризация темы принятия ответственности нигде не проявилась так, как в «Est» – самых рекламируемых и коммерчески успешных мастерских личностного роста 1970‑х. «Est» заслуживает более подробного рассмотрения по причине своего успеха и в связи с темой ответственности.

*В английском языке «est» окончание превосходной степени имени прилагательного. Задача мастерских – сделать человека «самым». – Прим. переводчика.

Завлекательно «упакованная», рассчитанная на массового потребителя, невероятно выгодная методика личностных изменений для работы с большими группами, «Est» основана Вернером Эрхардом (Werner Erhard); всего за несколько лет она из дела одного человека превратилась в обширную организацию. К 1978 г. через нее прошли более 170 000 человек, в 1978 г. ее оборот составлял свыше 9 миллионов долларов, а персонал – 300 оплачиваемых сотрудников и 7000 добровольцев; в ее консультативные коллегии входят известные деятели бизнеса, юристы, ректоры университетских колледжей, бывший ректор Медицинской школы университета Калифорнии, видные психиатры, правительственные чиновники и популярные эстрадные певцы.

«Est» осуществляется в больших группах (примерно 250 человек). Люди проводят два уик‑энда, слушая ведущего, который наставляет их, общается с ними, оскорбляет, шокирует их и проводит через ряд структурированных упражнений. Пакет «Est» – это набор техник, заимствованных из технологий личностного роста, таких как саентология, динамика мысли (Mind Dinamics), группы встреч, гештальттерапия и медитация дзэн; однако основная мишень данного подхода – принятие ответственности. Заявления участников и лидеров «Est» не оставляют сомнении в этом:

"Лидер объяснял: 'Каждый из нас отличается от других, потому что каждый делает свои выборы. Именно неспособность выбирать приводит к тому, что мы останавливаемся в своей жизни. Когда вы делаете выбор, ваша жизнь движется вперед. Обычно выбор сводится к простому «да» или «нет». 'Я не знаю' – это тоже выбор, выбор избегания ответственности'.

Одна участница вспоминает мастерскую «Est» следующим образом:

"'Если вы ответственны, – прогремел Стюарт (ведущий), – то вы не окажетесь лежащими на рельсах, когда идет поезд. Ослы те, кто там оказался'.

Тема ответственности пронизывает каждый аспект тренинга. По сути, если суммировать в нескольких словах то, что я получила от тренинга, это будет звучать так: мы сами являемся причиной нашего опыта и ответственны за все, что происходит в нашем опыте"

Тема принятия ответственности входит в катехизис «Est». В приведенной ниже беседе ведущий «Est» настойчиво доказывает, что человек ответственен за то, что его ограбили.

"– Каждый из вас – единственный источник вашего собственного опыта и, таким образом, ЦЕЛИКОМ ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА ВСЕ, ЧТО ПЕРЕЖИВАЕТ. Когда это дойдет до вас, вы избавитесь от девяноста процентов дерьма, которым завалена ваша жизнь. Не так ли, Хэнк?

– Слушай, – говорит массивный Хэнк, который выглядит весьма раздраженным, – я понимаю, что отвечаю за все, что делаю. Это я вижу. Но если меня ограбили? Я никак не могу принять ответственность за то, что меня ограбили.

Кто является источником твоего опыта, Хэнк?

– В данном случае – грабитель.

– Грабитель забрался в твои мозги?

– В мои мозги и в мой бумажник!

(Смех)

– Ты принимаешь ответственность за то, что встал с постели в то утро?

Естественно.

– За то, что вышел на улицу?

– Да.

– За то, что увидел мужчину с револьвером в руке?

– За то, что увидел его?

– Да, увидел грабителя. – Ответственность за то, что увидел его?

– Да.

– Ну, – говорит Хэнк, – я не мог его не увидеть.

– Если бы в тот момент у тебя не было ни глаз, ни ушей, ни носа, ни кожной чувствительности, ты бы не мог воспринять грабителя, так ведь?

– Ну ладно, это я понял.

И что, ты отвечаешь за то, что был на той улице в тот час с деньгами, которые могли быть украдены?

– Хорошо, это я понял.

– И что ты предпочел не рисковать жизнью и не сопротивляться мужику, что ты предпочел отдать бумажник?

– Когда детина с револьвером в руке говорит, отдай мне свои день – выбора нет.

– Ты выбрал быть в том месте в то время?

Да, но я не выбирал, чтобы мне встретился тот парень.

– Ты видел его, не так ли?

– Точно

– Ты принимаешь ответственность за то, что ты его видел, не так ли?

– За то, что видел, – да.

– Тогда усвой: ВСЕ, ЧТО ТЫ ПЕРЕЖИВАЕШЬ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ЕСЛИ ТЫ ЭТОГО НЕ ПЕРЕЖИВАЕШЬ. ВСЕ, ПЕРЕЖИВАЕМОЕ ЖИВЫМ СУЩЕСТВОМ, СОТВОРЕНО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИМ САМИМ. ЯВЛЯЮЩИМСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ СВОЕГО ОПЫТА. ПРОБУДИСЬ, ХЭНК!

Большинство прошедших «Est» при обсуждении своих целей на первое место ставят принятие ответственности. Один выпускник «Est» утверждал, что люди

«…поняли, что они сами породили свои головные боли, мигрени, астму, язву и другие заболевания… Болезнь не просто случается с нами. Интересно было смотреть, как один человек за другим встает и признает, что он один ответственен за свои физические болезни. Как только эти люди честно взглянули на свои жизненные переживания, их болезни прошли».

В нижеследующем взаимодействии ведущий идет еще дальше, утверждая, что мужчина несет ответственность за то, что у его жены рак.

"– Какого дьявола я отвечаю за то, что моя жена больна раком?

– Ты отвечаешь за порождение такого опыта, твоя жена проявляет поведение, которое ты по соглашению с другими выбрал считать болезнью, называемой раком.

– Но я не являюсь причиной рака.

– Послушай, Фред, то, что я говорю, тебе трудно совместить с твоей системой убеждении. Ты напряженно трудился сорок лет, создавая свою систему убеждении, и хотя я вижу, что именно сейчас твой ум максимально открыт, насколько возможно, все же целых сорок лет ты веришь, что вещи случаются где‑то там и давят тебя, пассивного, невинного наблюдателя – автомобили, автобусы, биржевые крахи, невротические друзья и рак. Я вижу это. Каждый человек в этой комнате жил с такой же системой убеждений Я ТУТ – НЕВИННЫЙ, РЕАЛЬНОСТЬ ТАМ – ВИНОВАТА.

НО ЭТА СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ НЕ РАБОТАЕТ! И ЭТО ОДНА ИЗ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАША ЖИЗНЬ НЕ РАБОТАЕТ. Реальность, которая имеет значение, – это ваш опыт, и вы единственные творцы своего опыта".

«Вы – единственные творцы своего опыта». Это утверждение поразительно сходно со многими формулировками Сартра относительно свободы и ответственности. Суть «Est», то, что должно быть усвоено, – это принятие ответственности. Может показаться, что «Est» оперирует некими важными, но туманными концепциями, заворачивая их в яркую фразеологию – доступную, калифорнийскую, своего рода сартровский «поп». Если это оригинальное приложение философской мысли эффективно, то профессиональные терапевты многое могут почерпнуть из методологии «Est».

Но работает ли это? К сожалению, у нас нет определенных ответов на этот вопрос. Никаких контролируемых исследований результатов не проводилось, и хотя отзывов выпускников «Est» – масса, на них нельзя опираться как на свидетельство эффективности. Подобным восторженным хором личных впечатлении встречалась каждая новая технология личностного роста – от Т‑групп, групп встреч, нудистских встреч и марафонов до Эсаленских мастерских сознавания тела, психодрамы, рольфинга. История развития большинства из этих подходов (такой же, вероятно, будет и история «Est») включает период яркой пульсации с дальнейшим постепенным уменьшением силы света и в конце концов – замещение очередной технологией. В каждом случае многие клиенты новой технологии прежде были приверженцами какого‑либо другого подхода. Что за этим стоит? Дал ли тот предшествующий подход подлинно значительный и прочный эффект?

Опросы после прохождения «Est» показали крайне высокий процент лиц, оценивающих свой опыт как чрезвычайно позитивный и конструктивный. Однако мы должны быть осторожными в использовании исследований, проект которых не включал адекватного контроля: значительные эмпирические данные показывают, что никакие оценки исхода не подвержены ошибкам в большей степени, чем оценки в результате простого последующего опроса, представляющие собой, по сути дела, лишь компиляцию свидетельств. Возьмем для примера лишь один проблемный аспект проекта такого исследования – самоотбор. Кто выбирает «Est»? Нельзя ли предположить, что те, кто решили посетить мастерскую «Est» и готовы ради этого расстаться с большой суммой денег, а также вынести изнурительный уик‑энд, – что эти люди собираются измениться (или, точнее, меняются) независимо от содержания программы?

Ответ, несомненно, утвердительный! Исследования плацебо‑реакций, систем ожиданий испытуемых и психологических установок добровольцев убедительно показывают, что индивидуальный исход тренинга в большой мере зависит от факторов, существовавших до мастерской. Разумеется, это очень затрудняет исследование: обычный проект, основанный на рекрутировании добровольцев для проведения процедуры личностного роста (например, группы встреч) и сопоставлении их результатов с результатами того же числа контрольных испытуемых‑недобровольцев, имеет серьезные недостатки. Собственно говоря, группу или мастерскую личностного роста, состоящую из энтузиастов, принявших на себя обязательство пройти этот опыт, стремящихся к личностному росту и имеющих высокие ожидания (порожденные отчасти предгрупповой пропагандой), подавляющее большинство участников всегда будет считать успешной. Отрицание пользы вызвало бы значительный когнитивный диссонанс. Постгрупповая эйфория, восторженные отзывы – явление повсеместное. В таких обстоятельствах лидер должен отличаться выдающимся отсутствием способностей, чтобы потерпеть неудачу.

На что мы можем опереться при отсутствии надежных показателен результативности? Я предполагаю, что при анализе известных нам внутренних характеристик мастерских «Est» мы обнаружим серьезную и настораживающую непоследовательность. Заявляя своей целью принятие ответственности, в то же время «Est» – чрезвычайно структурированное мероприятие. На уик‑энде «Est» действуют многочисленные, жестко проводимые в жизнь базовые правила, не допускается алкоголь, наркотики, транквилизаторы, а также часы. Никому не позволяется выходить в уборную и ванную, кроме как во время специальных перерывов раз в четыре часа. Именные ярлычки нужно носить постоянно. Стулья двигать нельзя. На пунктуальности ставится особый акцент, опоздавших наказывают, не впуская их вовсе или подвергая публичному унижению. Участникам не позволяется принимать пищу помимо редких специальных перерывов, и от них требуется выворачивать карманы, выкладывая припрятанные там «кусочки».

Многие выпускники «Est» вызываются быть бесплатными помощниками, судя по их описаниям своих переживаний, они бывают чрезвычайно возбуждены актом отказа от собственной автономии и купанием в жарких лучах авторитета. Обратимся к нижеследующим заметкам, принадлежащим добровольцу «Est», клиническому психологу:

"Моей следующей задачей было расположить именные бирки. Их должно было быть по десять в каждом вертикальном ряду, и идеально параллельные колонки не должны были касаться друг друга. Теперь я отдавал себе отчет в тщательном внимании «Est» к деталям. Для каждого поручения давались подробные инструкции, продуманные с точностью, какой можно ожидать от лучших справочников. От меня ожидалось выполнение задачи с такой же точностью.

От именных бирок я переключился на скатерти… Каждая скатерть должна была быть пригнана по квадратным углам и почти, но не совсем, касаться пола… Я поднял глаза на человека, наблюдающего за ассистентами, стоявшего рядом со мной. «Она касается пола»…

Я переложил скатерть на столе со всем вниманием. Мои квадратные углы были совершенны, и скатерть свисала точно на нужную длину. Я завершил работу, что в терминах «Est» означало, я закончил ее так, что ничто не осталось вне.

«Идеально параллельные колонки» «Тщательное внимание к деталям». «Точность, какую можно ожидать от лучших справочников». Скатерти свисали со столов «точно на нужную длину». Где среди этой конформности и структурированности может найтись место для свободы и ответственности? Я еще более обеспокоился, когда на мастерской увидел когорту ассистентов «Est», которые все были одеты, как Вернер Эрхард (синяя спортивная куртка, белая рубашка с отложным воротничком, серые широкие брюки) и были так же пострижены, как Вернер Эрхард. Подобно Вернеру Эрхарду, они начинали свои предложения с "и", об «Est» говорили в приглушенных тонах, почти со священным трепетом. Вот еще некоторые отчеты добровольцев (которые я без особого отбора заимствовал из книг, опубликованных под авторством Вернера Эрхарда и высланный мне «Est» в качестве информации об организации).

«Молодая женщина, вызвавшаяся сделать уборку в квартире в Сан‑Франциско, где Вернер держит свой офис, рассказала мне, что ее подробно инструктировали, как делать работу. Я должна была убрать под каждым предметом на кофейном столике, ставя их всякий раз точно на то же место, откуда я их взяла, а не на полдюйма в сторону».

«Человек, назначенный вымыть туалеты в штаб‑квартире, сообщил, что существует один и только один Est‑способ выполнять работу. Он рассказал о том, как был изумлен, увидев, сколько работы мысли и усилий может быть затрачено на мытье туалета, если это делать Est‑способом, то есть завершенно».

"Нас инструктировали улыбаться в роли 'приветствующего'… [В других случаях] мы должны были оставаться с каменными лицами. Когда я прокомментировала это своему супервизору, он ограничился простым ответом. «Цель помощи – помогать. Делай то, что ты сейчас делаешь. А свой юмор пускай в ход во время, предназначенное для юмора».

Практикующий психолог так описывает свою волонтерскую работу.

«Пиковый момент уик‑энда настал, когда мужчина, отвечавший за логистику, сказал мне после того, как я описала кратчайший и самый эффективный путь к ванным комнатам: 'Спасибо тебе, Аделаида. Составив эти инструкции, ты сделала великолепную работу'. О‑о‑о! Целые часы я была на вершине блаженства!».

Делать вещи «правильным» образом. Мыть уборные Est‑способом. Точно возвращать предметы на кофейный столик, не отклонившись и на полдюйма. Допускать юмор во «время для юмора». Пребывать «часами на вершине блаженства» после получения похвалы за описание самого эффективного маршрута к ванным комнатам. Все это отражает очевидное удовлетворение от потери собственной свободы, радость отказа от автономии и надевания на себя шор вьючного животного.

Многие высказывания прошедших «Est» отражают не ощущение личной силы, а самоотдачу высшему существу. Люди жертвуют правом иметь собственные суждения и принимать решения; нет ничего более важного, чем заслужить улыбку божественного провидения. Доброволец «Est» откровенно рассказывает:

«Вернер может ужасно кричать, когда работа не завершена. Я трясусь, но знаю, что он меня любит. Это звучит совсем безумно? Так оно есть, и ты стремишься делать свою работу так, как Вернер хочет, чтобы она была сделана».

Эрхард становится фигурой больше самого себя, его недостатки «завершены», его слабые стороны обращены в достоинства, таланты – в сверхчеловеческие качества. Вот впечатления клинического психолога от ее первой встречи с Вернером Эрхардом:

«Раньше я не видела Вернера. Подруга рассказала мне, что 'он заставляет почувствовать, будто ты – целый мир, как если бы ничего другого не существовало'. В 8.00 лампы быстро были притушены, и появился Вернер… выглядевший много моложе своих сорока лет, кожа и глаза неправдоподобно чистые, одетый в безупречно сидящую бежевую куртку, белую рубашку с отложным воротничком и темные широкие брюки. Присутствующие встали и зааплодировали. Вернер пришел к ним».

«Присутствующие уселись, и всеобщее интенсивное внимание сосредоточилось на этом магнетически привлекательном (но не вполне красивом) мужчине с телом теннисиста и глазами пророка.»

«Неправдоподобно чистые глаза». «Глаза пророка». «Вернер пришел к ним!» Подобные высказывания, воплощающие конец личностного суждения и свободы, побудили другого выпускника «Est», также клинического психолога, написать: «Чем дольше я взираю на эту отмеряющую гусиный шаг армию в центре организации „Est“, тем выше ценю анархию». Таким образом, главная критика, которая может быть адресована «Est», связана не с упрощением (в нем может быть свой смысл), не с ориентацией на массового потребителя (каждая великая система мышления требует своего популяризатора), а с фундаментальной непоследовательностью. Авторитаризм не вскармливает персональную автономию, а напротив, неизменно душит свободу. Утверждать, как это вроде бы делает «Est», что продуктом авторитарной процедуры может быть персональная ответственность, – софистика. Что, в конце концов, есть продукт и что есть процедура? Как учил Фромм, стремление бежать от свободы имеет глубокие корни. Мы пойдем на что угодно, лишь бы избегнуть ответственности и обрести авторитет: если необходимо, мы готовы даже изобразить принятие ответственности. Может быть, авторитарная процедура и есть продукт? Может быть. продукт присутствовал с самого начала – кто знает?

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПСИХОТЕРАПИЯ: ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

Связь между ответственностью и психотерапией основывается на двух родственных тезисах: избегание ответственности не способствует психическому… Во‑первых, важно признать, что они чрезмерно упрощают вопрос. Достаточно… Вредит ли избегание ответственности психическому здоровью?

ОГРАНИЧЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Концепция ответственности имеет решающее значение в психотерапии, это прагматическая правда, которая «работает»: ее принятие позволяет индивиду… Но как далеко распространяется эта правда? Многие терапевты как профессионалы… И терапевты, и пациенты расплачиваются за непоследовательность своих взглядов. Терапевты выступают за принятие…

ВОЛЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВОЛЯ И ДЕЙСТВИЕ

Японская пословица гласит: «Знать и не делать – вообще не знать». Осознание ответственности само по себе не синонимично изменению; оно только первый… Чтобы измениться, человек должен прежде всего принять на себя ответственность:… * Responsibility по‑английски – ответственность; response – ответ; ability – способность. – Прим. переводчика. …

К КЛИНИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ ВОЛИ: РАНК, ФАРБЕР, МЭЙ

Отто Ранк – терапия воли Обсуждение концепции воли в клинической работе должно включать в себя труды… Ранковская система поведения и терапии была построена вокруг концепции воли; она слишком богата и сложна, чтобы…

ВОЛЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Воля не является эзотерической концепцией, представляющей интерес только для необычных пациентов и терапевтов; она в многообразных проявлениях… Даже если в имеющейся клинической картине нет никакого явного нарушения воли,… Одним из главных препятствий в принятии терапевтом теории воли является ошибочное мнение, что «воля» синонимична «силе…

ЖЕЛАНИЕ

– Что мне делать? Что мне делать? – Что мешает тебе делать то, что ты хочешь делать? – Но я не знаю, что я хочу! Если бы я знал, я не был бы здесь!

РЕШЕНИЕ – ВЫБОР

Если индивид в полной мере испытывает желание, ему предстоит принять решение, или сделать выбор. Решение – это мост между желанием и действием*.… Владимир: Мы пойдем? Эстрагон: Давайте пойдем.

ПРОШЛОЕ ПРОТИВ БУДУЩЕГО В ПСИХОТЕРАПИИ

Заслуживает внимания тот факт, что слово «воля» (will) имеет двойной смысл: с одной стороны, оно ассоциируется с решением и решительностью, с другой… Однако, как я говорил в предыдущем разделе, есть много способов объяснения,… Другой способ объяснения использует галилеевскую концепцию причинной связи, акцентирующую силы поля, действующего на…

Часть III ИЗОЛЯЦИЯ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Процесс глубочайшего исследования – процесс, который Хайдеггер называет «раскрытием», – приводит нас к признанию того, что мы конечны, мы должны… Поскольку свобода и смерть – это концепции, традиционно лежащие за пределами… Межличностная изоляция, обычно переживаемая как одиночество, – это изоляция от других индивидуумов. Удовлетворяющему…

ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ?

Индивиды часто бывают изолированы от других или от частей себя, но в основе этих отъединенностей лежит еще более глубокая изоляция, связанная с… У другого пациента был повторяющийся ночной кошмар, начавшийся в раннем… «Я просыпаюсь в своей комнате. Внезапно я начинаю замечать, что все меняется. Кажется, что оконная рама вытягивается,…

ИЗОЛЯЦИЯ И ОТНОШЕНИЯ

Переживание экзистенциальной изоляции порождает в высшей степени дискомфортное субъективное состояние и, как любую форму дисфории, индивид не может… Как человек ограждает себя от ужаса конечной изоляции. Он может взять на себя… Никакие отношения не могут уничтожить изоляцию Каждый из нас одинок в существовании Однако одиночество можно разделить…

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Если нам не удалось развить внутреннюю силу, чувство личной ценности и непоколебимое ощущение своей самобытности, позволяющие встретить… Существует иное решение, лежащее в направлении жертвования своей самостью –… Существование в восприятии других

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Концепция экзистенциальной изоляции предоставляет несколько важных возможностей для психотерапевта. Она порождает референтную структуру, позволяющую…  

ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Свой страх изоляции индивид обычно пытается ослабить с помощью межличностных контактов: он нуждается в присутствии других, чтобы утвердить свое… Одна из первых задач терапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту распознать… Обстановка групповой терапии в особенности позволяет проявиться этим искаженным стереотипам отношений, как…

КОНФРОНТИРОВАНИЕ ПАЦИЕНТА С ИЗОЛЯЦИЕЙ

Еще один важный шаг терапии заключается в том, чтобы помочь пациенту напрямую обратиться к экзистенциальной изоляции, исследовать ее, окунуться в… Конечно, у проблемы изоляции нет «решения». Она является частью существования,… Но сочувствие, как и его двойник – эмпатия, требуют определенной степени равновесия, их невозможно построить на…

ВСТРЕЧА ПАЦИЕНТ‑ТЕРАПЕВТ И ИЗОЛЯЦИЯ

Исцеляет не что иное, как отношения Помню две максимы психотерапии, которые я узнал в самом начале своего… Если есть хоть что‑то, доказанное психотерапевтическим исследованием, так это тот факт, что позитивные отношения…

Часть IV БЕССМЫСЛЕННОСТЬ

КРИЗИС БЕССМЫСЛЕННОСТИ

"Представьте себе группу счастливых идиотов, занятых работой. Они таскают кирпичи в чистом поле. Как только они сложат все кирпичи на одном… Я идиот, который хочет знать, зачем он таскает кирпичи". Эта предсмертная записка, эти последние слова, принадлежащие отчаявшейся душе, человеку, который убил себя, потому что…

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА

Наша дилемма заключается в том, что два нижеследующих положения, оба истинные, представляются непримиримо противоположными: Человеческое существо, по‑видимому, нуждается в смысле. Мы видели, что… Однако экзистенциальная концепция свободы, описанная в главах 6 и 7, утверждает, что единственный подлинно абсолютный…

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Определения «Смысл» и «цель» – это несколько разные вещи. «Смысл» обозначает ощущение… Однако в традиционном понимании «цель» жизни и «смысл» жизни взаимозаменяемы, и соответственно я буду использовать их…

ПОТЕРЯ СМЫСЛА: ЗНАЧЕНИЕ В ТЕРАПИИ

Наша меняющаяся культура: куда ушли смыслы? Многие клиницисты отмечают, что пациенты все чаше приходят на терапию в связи… В доиндустриальном, сельскохозяйственном обществе людей окружало множество жизненных проблем, но сегодняшняя болезнь…

КЛИНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Тест жизненной цели. В 1964 г. Джеймс Крамбау и Леонард Махолик (James Crumbaugh amp; Leonard Maholick), психологи, находящиеся под огромным… * Изначально в тесте имелось еще два раздела: тринадцать незаконченных… По каждому пункту позиция 4 обозначена как «нейтральная», а позициям с 1 по 7 даны разные описательные названия.…

БЕССМЫСЛЕННОСТЬ И ПСИХОТЕРАПИЯ

В предыдущей главе я рассматривал вопрос о жизненном смысле в его традиционных формулировках. Смысл жизни – важный психологический конструкт,… Теперь я обращусь к проблемам повседневной практики терапевтов, имеющих дело с… Чтобы избежать такого нетерапевтического развития событий, первым шагом терапевта должно быть неприятие предложенной…

ПОЧЕМУ МЫ НУЖДАЕМСЯ В СМЫСЛЕ?

В результате эмпирических исследований, проводившихся в течение нескольких десятилетий, установлено, что, в соответствии с нейропсихологической… Значение подобных тенденций смысловой атрибуции очевидно. Так же, как мы… Когда человек неспособен составить для себя некую ясную картину, он чувствует себя не только раздраженным и…

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ

Я начал эту главу со слов о том, что важный первый шаг для терапевта переформулировать жалобу пациента на бессмысленность, чтобы обнаружить… Каковы еще возможные технические подходы в терапии? Я сделаю обзор литературы,… В чем причина этого? Может быть, в том, что бессмысленность слишком часто оказывается проблемой не первичной и…

Эпилог

 

Разговор о бессмысленности возвращает меня в ту точку круга, к тому определению, с которого я начал: экзистенциальная терапия – это динамический подход, в центре внимания которого находятся факторы, составляющие неотъемлемую часть человеческого существования. Каждый из нас жаждет неразрушимости, почвы, общности и структуры, и тем не менее мы все должны переживать неизбежную смерть, отсутствие почвы, изоляцию и бессмысленность. Экзистенциальная терапия основана на модели психопатологии, согласно которой тревога и ее дезадаптивные последствия представляют собой реакцию на эти четыре конечных фактора.

Хотя необходимо было обсудить каждый из конечных факторов отдельно, in vivo они сложным образом переплетены, и их взаимодействие неизменно определяет подтекст терапии. В диалоге между пациентом и терапевтом они являются и содержанием, и процессом. Конфронтация пациента со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью поставляет терапевту эксплицитный интерпретируемый материал. Даже когда эти темы не возникают в терапии открыто, они все равно обусловливают modus operandi. Такие психические феномены, как воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь, являются ключевыми процессами терапевтического изменения. Именно эти решающие виды активности во многих терапевтических системах слишком часто считаются несущественными «вбрасываниями».

Притягательная сила экзистенциальной терапии обусловлена тем, что она твердо укоренена в онтологическом фундаменте, в глубочайших структурах человеческого существования. Она привлекает и тем, что имеет гуманистическую основу и, единственная среди терапевтических парадигм, полностью вмещает интенсивно личностную природу терапевтического предприятия. Кроме того, пространство экзистенциальной парадигмы является очень широким, оно принимает в себя и ассимилирует инсайты многих философов, художников и терапевтов, касающиеся мучительных и целительных последствий конфронтации с конечными факторами.

Однако это не более чем парадигма, то есть психологический конструкт, оправдываемый в конечном счете только своей клинической полезностью. Как и любой другой конструкт, он в конце концов уступит место другим конструктам, обладающим большей объяснительной силой. Каждая клиническая парадигма, если только какой‑нибудь официальный институт не высек ее на камне раньше, чем она созрела, органична выдвигая новую точку зрения, она позволяет четко описать некоторые смутные прежде факты. В свою очередь, эти новые данные модифицируют исходную парадигму. Я рассматриваю данную экзистенциальную парадигму как раннюю теорию, основанную на клинических наблюдениях, вынужденно ограниченных в своем источнике, спектре и количестве. Я надеюсь, что эта парадигма окажется органичной, то есть что она не только будет полезна клиницистам в своей нынешней форме, но послужит стимулом для дискурса, необходимого для того, чтобы модифицировать и обогатить ее.

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев) webmaster@psylib.kiev.ua

 

– Конец работы –

Используемые теги: Экзистенциальная, Психотерапия0.054

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экзистенциальная психотерапия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ПСИХОТЕХНИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА
На сайте allrefs.net читайте: "ПСИХОТЕХНИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА"

ПСИХОТЕХНИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА
На сайте allrefs.net читайте: "ПСИХОТЕХНИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА"

Саентология и психотерапия: экспертные материалы
На сайте allrefs.net читайте: "Саентология и психотерапия: экспертные материалы"

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия
На сайте allrefs.net читайте: "Варга А.Я. Системная семейная психотерапия"

Бинтование Душевных ран Или психотерапия?
На сайте allrefs.net читайте: "Бинтование Душевных ран Или психотерапия?"

Джей Хейли. Необычайная психотерапия.
На сайте allrefs.net читайте: "Джей Хейли. Необычайная психотерапия."

От экзистенциальной аналитики совести-вины к коммуникативно-рациональному этическому дискурсу
Хотя терминологическая оболочка еще принадлежит традиции, но подразумеваемое содержание уже несет в себе реконструкцию всего эпистемологического… Нельзя сказать, что понятия совести, вины и ответственности совсем незнакомы… Но поскольку смысл этих понятий затягивает рефлексию в сердцевину человеческого бытия, то невозможно уже их помыслить…

Неврозология и психотерапия.
На сайте allrefs.net читайте: "Неврозология и психотерапия".

Психотерапия
На сайте allrefs.net читайте: "Психотерапия"

Когнитивная психотерапия расстройств личности.
На сайте allrefs.net читайте: "Когнитивная психотерапия расстройств личности."

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам