рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Схематическая история христианства

Схематическая история христианства - раздел История, Пояснительный Текст К Плакату «Схематическая История Христианства...

Пояснительный текст к плакату
«Схематическая история христианства»[1][1]

 

От авторов

СОДЕРЖАНИЕ: ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

Апостольские мужи

Апологеты

ПЕРИОД ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ (IV..VIII вв.)

Великие Каппадокийцы

Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине.

ПЕРИОД ПОСЛЕ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ (IX..XX вв.)


ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО

ЗАПАДНЫЕ ЦЕРКВИ

Каталицизм

Протестантизм

С XVI

XVII .. XVIII

XIX .. XX

ДОНИКЕЙСКИЙ ПЕРИОД (I .. нач IV):

ПЕРИОД ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ (IV..VIII вв.)

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД ПОСЛЕ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ (VIII .. XIII)

ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XIV .. XX вв.)

* * *

 

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве… I-й Вселенский (I Никейский) Собор (325г.)был созван св. имп. Константином… II-й Вселенский (I Константиропольский) Собор (381г.) завершил формирование Тринитарного догмата. Он был созван св.…

ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Восточные Церкви: 1. Церкви Вселенского Православия: Вселенское Православие - это семья поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы, исходное каноническое…

Святитель Киприм Карфагенский и новый папаКорнелий считали, что это возможно (при определённых условиях, конечно). Ригористически настроенный римский пресвитерНоватиан считал, что Церковь не должна прощать и пачкаться грешниками. Он обвинил Корнелия в недопустимых послаблениях, а себя провозгласил истинным преемником Фабиана (т.н. антипапа) и главой т.н. "Церкви чистых" ("кафаров"). Святитель Киприан и Корнелий на Соборе 251 г. отлучили новатиан от Церкви за немилосердие и нарушение канонической дисциплины. Во время след. гонения сщмч. Киприан добровольно принял смерть за Христа. Такова история одного из первых дисциплинарных расколов (т.н.Новатианского).

Он имел большие последствия, потому что конец Доникейского периода ознаменовался крупнейшимгонением императоров Диоклетиана и Галерия (302 - 311 гг.). Было огромное число свв. мучеников, но и много отпавших. Опустошение дополнилось политической смутой, которая завершилась только с воцарениемКонстантина Великого.В 313 г. Константин предоставил Церкви свободу вероисповедания (т.н."Миланский эдикт"). Но часть африканских епископа во главе сДонатом (соперником законного епископаЦецилиана)учинила новый раскол, провозгласив себя "Церковью мучеников", а остальных-предателями и соглашателями с безбожной государственной властью (св. имп. Константин принял крещение только перед смертью). Субъективно это было движением против огосударствления Церкви за сохранение Её свободы. Но объективно оно разрушало африканскую (Карфагенскую) Церковь и стало главной причиной Её последующего исчезновения.

Новатианский и донатистский соблазн раскольничьей "чистоты" будет постоянно преследовать Церковь и отзовется на Западе ересями катаров и вальденсов (см. стр. 33), а на Востоке - движением богомилов и стригольников.

 

Период Вселенских Соборов (IV - VIII вв.)

Арианство было на Западе внешним явлением, принудительно вводимым восточными императорами. На варварскую периферию Западного мира арианство принёс

Вульфила (381 г.) - просветитель го'тов. Он род. ок. 311 г. в христианской семье, вывезенной готами из Малой Азии. До 30 лет был проповедником. В 341 г. принял в Константинополе арианское рукоположение и в качестве первого епископа готов заразил этой ересью германские народы. Составил готский алфавит и перевёл на него Библию.

Святитель Иларий Пиктавийский (366 .) - лидер Галльских епископов в период борьбы с арианством ("Афанасий Запада"). С 353 г. - епископа Пиктавии (Пуатье). На арианском Соборе в Милане (355 г.) осужден и сослан во Фригию, где написал трактат о Троице. Положил начало латинской тринитарной терминологии. По смерти арианскогй имп. Констанция восстановил на Парижском Соборе Никейское исповедание. Составил т.н. Галльскую Литургию. Видный экзегет и подвижник, учитель св, Мартина Турского. Память 14 января

Святитель Мартин Турский (397 г.) - ещё будучи солдатом вёл целомудренную и воздержанную христианскую жизнь. После отставки (372 г.) - ученик святителя Илария. С 379 г. - епископа Тура, строгий аскет, основатель Галльского монашества. Построенный им монастырь Мармутье стал центром христианизации Галлии. Здесь воспитывались будущие епископов, миссионеры и подвижники. Святитель Мартин - национальный святой Франции. Память 12 октября.

Святитель Амвросий Медиоланский (397 г.) - вначале знатный и блестяще образованный наместник Лигурии. В 374 г. неожиданно избран епископом Медиолана (Милана). Изучив труды Вел. Каппадокийцев, боролся с арианством, обращал германские народы. Видный литургист, гимнограф, проповедник и моралист ("Златоуст Запада"). Учитель Августина Блаженного. Память 7 декабря

Блаженный Августин (430 г.)- крупнейший богослов Зап Церкви, "Отец Католицизма" (в католической традиции: "учитель Церкви"). Получил риторическое образование, 10 лет провёл в секте манихеев. В 387 г. под влиянием святителя Амвросия Медиоланского принял крещение. С 391 г. - пресвитер, а с 395 г. - епископ Гиппона (Сев. Африка). Пишет свою знаменитую "Исповедь". В процессе борьбы с расколом донатистов и ересью Пелагия формирует свои доктрины первородного греха, благодати и предопределения. Под впечатлением падения Рима (410 г.) создаёт свой главный труд "О граде Божием" (426 г.) - христианскую историософию. Память 15 июня.

Пелагий († 420 г.) - еретик из Британии, прославился строгой и нравственной жизнью. Ок. 400 г. приехал в развращённый Рим, где начал учить, что любой человек может своими силами преодолеть зло и достичь святости. Отвергал необходимость благодати, наследственность первородного греха и т.д. Дважды осужден как еретик (416 и 418 гг.), после чего уехал на Восток и вскоре умер. Его ученики Целестий и Юлиан Экланский также сводили христианство к морализму.

Блаж. Иероним Стридонский (420 гг.) - монах-эрудит, знаток античной и христианской письменности. Ок. 370 г. путешествует по Востоку, изучая богословие и еврейский язык. С 381 по 384 г.- советник папы Дамасия. С 386 г. отшельничает близ Вифлиема, основывает у пещеры Рождества киновию (388 г.), переводит на латинский язык Библию (405 г.) и пишет ряд богословских трудов, из которых наиболее известен "О знаменитых мужах". Память 15 июня.

Святитель Лев I Великий (461 г.) - папа Римский с 440 г. Боролся с пелагианами на Западе и с монофизитами на Востоке. Настоял на созыве Халкидонского Собора (451 г.), который руководствовался его знаменитым христологическим посланием к святителю Флавиану. В 452 г. спас Рим от нашествия гуннов Аттилы. В 455 г. выкупил свою паству при разорении города вандалами. Значительно укрепил авторитет папской власти (в католич. традиции: "учитель Церкви"). Память 3 февраля.

Падение Рима. Конец Западной Римской империи (476 г.) Возвышение авторитета римских пап происходило на фоне упадка и деградации императорской власти. Всеми делами империи фактически распоряжались военачальники-варвары. В 476 г. один из них. генерал Одоакр, низложил последнего малолетнего императора Запада-РомулаАвгустула. Это событие считается границей между Античностью и наступающим Средневековьем. Главное содержание периода: формирование самостоятельных варварских государств на территории Зап. Европы и их последующая христианизация.

 

* * *

У франков строителем государства сталХлодвиг I Меровинг (481 -511 гг.).Победив вестготов и алеманнов, он ок. 496 г. первым из варварских королей принял крещение по католическому обряду. В отличие от своих соседей, которые все были арианами, он стал править, опираясь на католический епископат и получал санкцию Церкви на свою политику. Это привело франкское государство к значительному политическому могуществу и позволило ему впоследствии стать империей.

Преподобная Женевьева Парижская (ок. 500 г.) - из знатной галло-римской семьи. В 14 лет приняла монашество. В 451 г. своими молитвами избавила Париж от нашествия Аттилы. В 488 г. во время осады Парижа Хлодвигом, прошла через вражеский стан и привела в голодающий город 12 судов с хлебом. Париж всё же капитулировал перед франками, но Хлодвиг склонился перед святой. Вскоре преподобная Женевьева стала опорой его жены христианки Клотильды и содействовала обращению короля. Святая покровительница Парижа. Память 3 января:

 

* * *

Убриттов христианская Церковь достигает наибольшего расцвета к середине V в. В т.н. "временаКороля Артура" (настоящее имя Ненний Арториус, ок. 516 - 542 гг.) она становится независимой национальной Церковью. Но начавшееся в то же время англо-саксонское завоевание оттесняет Её в глубину острова (Там, в Сев. Уэльсе, последняя яркая страница Её истории связана с именем Давида епископа Меневийского († 588 г.). С той поры ведущая роль переходит к независимой Ирландской Церкви св. Патрика († 461г.), которая быстро прославилась своим культурным потенциалом.В VII - VIII вв. Ирландские миссии возьмут на себя главную роль в христианизации Зап. Европы.

 

* * *

Уанглов, переселившихся в Вост. Британию с материка, была языческая религия скандинавского типа. Крещение их относится к самому концу VI в. и связано с миссией бенедиктинского монахаАвгустина (604 .), посланного св. папой Григорием I. В 597 г. миссионеры обращают в христианство Этельберта (560 - 616 гг.) - правителя королевства Кент и учреждают там Кентерберийскую архиепископию. Другие католические епископов основывают епархии в Лондинии (Лондоне) и Эбораке (Йорке). Однако на эти древние (с III в.) кафедры претендует также загнанная на Зап. побережье местная старо-Британская Церковь. Обостряются отношения и с национальной Ирландской Церковью.

Кульминационной точкой этого соперничества становитсяСобор в Уитби (664 г.): на чём встретились члены Ирландской и Римской Церквей. После продолжительного диспута, на котором прелат Уилфред победил местного аскета Кутберта, преимущество перешло к Римской Церкви.

 

* * *

За век до этого в Испании, населённой вестготами, местные епископы пытаются облегчить их обращение из арианства в католическую веру через введение filiogue (Толедский Соб., 589 г.).Вскоре это частное мнение толедских епископов получит значительное распространение (на правах теологумена).

 

* * *

Из крупных церковных деятелей этого времени на схеме упомянуты:преподобный Бенедикт Нурсийский (543 г.) - "отец западного монашества". Род. в Нурсии (ок. Сполето), изучал риторику в Риме. Рано начал анахоретствовать в Субъяко. В 529 г. основал монастырь в Монте-Кассино, для которого написал оригинальный устав, ставший образцом для многих последующих уставов. Прославился чудотворениями и миссионерской деятельностью. Память 14 марта. Житие его описал папа Григорий Великий.

Святитель Григорий I Великий (604 г.) - знатного рода и великолепно образованный, он оставил государственный пост ради монашества и истратил всё своё состояние на устройство шести монастырей. Долго жил в Византии, где составил чин Литургии Преждеосвященных Даров. С 590 г. - папа Римский Провёл реформу богослужебного пения (т.н. Григорианский Антифонарий) и др. реформы, ещё более укрепившие авторитет папства. Активно занимался миссионерством (в т.ч. в Англии). За диалог о жизни италийских отцов прозван "Двоесловом". Память 12 марта.

Колумбан Младший (615 г.) - ученик просветителя Комгела ( 602 г.) из южноирландского монастыря Бангор. В 585 г. возглавил миссию 12-ти монахов в Меровингскую Галлию. В Бургундии основал монастыри Анегрей, Люксей и Фонтанель (для которых написал устав ок. 590 г.). Обличал королеву франков Брунгильду в безнравственности, за что был изгнан ею (610 г.). Скитался по Галлии, всюду основывая монастыри (последний - в Боббио, во владениях Лангобардского короля, где он умер).

Исидор Севильский (636 г.) - церковный писатель и учёный, один из "светочей средневековья", с 600 г. - архиепископ Севильский, где обращал евреев, председательствовал на Соборе, прославился как чудотворец и святой. Оставил огромное литературное наследство, в т.ч. "Всемирную хронику", "Этимологию" (в 20-ти кн.) и три кн. "Сентенций" (первое систематическое изложение догматики). В католической традиции - "учитель Церкви". Завершает период западной патристики, при переходе её в схоластику.

Ересьмонофелитства, затронувшая почти всю Восточную Церковь, была, тем не менее, осуждена в Риме наЛатеранском Соборе 650 г.под председательствомсв. папы Мартина, который по приказу имп. Ираклия был схвачен и привезён в Византию. где разделил судьбу преподобный Максима Исповедника. Умер в ссылке в 655 г. Память 14 апреля.

Это была последняя крупная восточная ересь, которая оказала влияние на Запад, т.к. в VII - VIII вв. обособление его значительно усиливается.

Беда Достопочтенный (735 г.)- англосаксонский богослов и историк, один из "светочей средневековья". С 17-ти лет бенедиктинский монах в монастыре Вирмот, затем - в монастыре Ярроу. С 702 г. - пресвитер. Переводчик и комментатор Библии, философ, грамматик. Главный труд: "Церковная история народа англов" (731 г.) - единственный источник по древней английской истории. В католической традиции - "учитель Церкви".

Бонифаций, апостол Германии-также воспитанник англо-саксонского монастыря (в Уэссексе). С 719 г. - миссионер среди самых диких германских племён. С 725 г. епископ Гессена и Тюрингии, основатель миссионерской школы, создатель мужских и женских монастырей. С 732 г. - архиепископ всей Германии, великий просветитель и строитель Франкской Церкви (Председатель общефранкского Соборв Лептине 745 г.). Мученически закончил жизнь 5 июня 754 г.

Средневековый период после Вселенских Соборов (VIII - XIII вв)

В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В711 г. арабы переплавились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись в глубь современной Франции. Страшная опасность, нависшая над Европой, объединила былых врагов под знаменами могучего франкского майордома Карла Мартелла († 741 г.). 17 октября 732г. в грандиозной двухдневнойбитвепод Пуатье арабские полчища были рассеяны (за эту битву Карл и получил своё прозвище "Мартелл", т.е. Молот). Это высоко подняло авторитет франкских правителей. Сын Карла Мартелла - Пипин III Короткий уже чувствовал себя королём. О настоящем короле из умирающей династии Меровингов (Хильдерике III) мало кто помнил.

В 751 г. Пипин с согласия папы был избран на престол и коронован Бонифацием (а Хильдерик III пострижен в монахи).28 июля 754 г. папа Стефан II, бежавший от воинственных лангобардов в аббатство Сен-Дени, совершилПомазание нового короля на царство. Этот обряд, заимствованный у Византийских императоров, означал соответствие избрания с волей Божией. Он впервые употреблялся на Западноевропейском континенте и сразу придал новой династии божественный статус. В благодарность за это Пипин разбил лангобардов, отнял у них Равеннский экзархат и преподнёс его "в дар Св.Петру". Так в755 г. папа Стефан II получил Папскую область, т.е. стал ещё и светским государем (офиц. до 1870 г.), что в условиях того времени сильно повышало его авторитет.

Сын Пипина Короткого -Карл Великий (768 - 814 гг.)ведёт бесконечные войны и распространяет своё государство почти на всю Зап. Европу. 25 декабря 800 г. папа Лев III коронует егоимператором. Таким образом отдалившаяся от Византии Римская Церковь надеется опереться на собственную империю. Но почти сразу же возникает конфликт. В809 г. Карл созывает в своей резиденцииАахенский Собор,от лица которого требует у папы Льва признания filiogue. Папа упорно не соглашается и даже выставляет в своём храме две серебряные доски с Константинопольской формулой догмата. Но это не производит никакого впечатления на Карла Великого.

Г. - Верденский раздел:внуки Карла разделили его огромную империю на три части (будущие Францию, Италию и Германию). При этом титул императоров удержали германские кайзеры. В Х в. при короляхОтгонах I, IIи III из Саксонской династии Германия чрезвычайно усиливается (т.н. "Оттоновский ренессанс")и возникает т.н. "Священная Римкая империя Германской нации".

Ускоренный рост государства приводит к ослаблению Церкви. Могущественные феодалы завладевали церковным имуществом и правом на инвеституру, а Церковь всё более обмирщалась и приходила в упадок. Х век - это время позорной деградации папства, время жестокой борьбы за Св.Престол и покорного угождения всесильным светским владыкам.

Так,папа Бенедикт VIII (1012 - 1024 гг.), свергнутый антипапой Григорием, снова получает тиару из рук Генриха II Германского и по его настоянию утверждает в Символе веры filiоgue (1014 г.). Следующий папа, Иоанн XIX, спасаясь от заговора тоже бежит к германскому королю,после чего образуется троепапство (Бенедикт IX, Сильвестр III, Иоанн XX). В среде клира процветает симония и противоестественные пороки. Ясно, что Церковь остро нуждается в обновлении. Это предчувствовал уже

Бенедикт Аньянский (821 г.) - монастырский реформатор из знатного рода. Вырос при дворе Пипина Короткого и Карла Великого. В 774 г. ушёл в монастырь, но не обнаружил там истинного подвижничества. Тогда основал собственный Аньянский монастырь, где возродил устав преподобный Бенедикта Нурсийского во всей его строгости и на этой базе начал реформу прочих монастырей ордена.

Столетие спустя начинается новый всплеск движения за реформу. Теперь она складывается на базе Бургундского монастыряКлюни (основан в 910 г.) и получает названиеКлюнийской (сер. Х - нач. XII в.). В XI в. возникает конгрегация 3000 клюнийских монастырей, которые уже не подчиняются светским феодалам, живут по строгому уставу и активно борются с симонией. Реформаторы объединяются вокруг таких фигур, как

Петр Дамиани (1072 г.)- отшельник, учитель монахов, впоследствии - аббат, с 1057 г. - кардинал. Иррационалист, противопоставлявший веру разуму: Бог не подчиняется даже закону противоречия, например, может делать бывшее не бывшим (трактат "О Божественном всемогуществе"). Сторонник симфонии Церкви и государства. В католичестве - учитель Церкви.

Гильдебранд († 1085 г.) -монашеский деятель из Клюни, борец за чистоту целибата. С 1054 г. - влиятельный диакон при нескольких папах. С 1073 г. -папа Григорий VII. Сторонник абсолютного "диктата папы". Дважды отлучал от Церкви непокорного Генриха IV Германского. Продолжил реформу самого института папства, которую началЛев IX (1049 - 1054 гг.).

Великая схизма 1054 г. иРазделение Церквей. Поводом послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 г.самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 г.) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.

Действительное разделение Церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.

В результате Клюнийского движения наступил бурный расцвет Католицизма (кон. XI - кон. XIII в.): происходит основание новых орденов, развитие богословия (но и ересей!). Соборы и крестовые походы следуют друг за другом. Этому всеобщему оживлению способствует окончание норманнской угрозы, которая несколько веков держала в страхе всю Европу. Но1066 г. - конец эпохи викингов, когда их потомки, нормандские рыцари, разбили англо-саксов под Гастингсом и утвердились в Англии.

Ансельм архиепископ Кентерберийский (1109 г.) -один из основоположников схоластического метода примирявшего веру и разум на основе понятийного аппарата античных философов (в особенности - Аристотеля). Составил онтологическое доказательство бытия Божьего: из понятия Бога, как Существа Совершенного, вывел реальность Его бытия (т.к. неполнота бытия -несовершенство). Сформулировал юридическую трактовку догмата об Искуплении. В Католицизме-учитель Церкви.

Пьер Абеляр (1142 г.)- магистр Парижской Соборной школы, выдающийся рационалист, "странствующий рыцарь диалектики", которой он лишь однажды изменил ради любви к прекрасной Элоизе. Окончательно отождествил теологию с философией. Был дважды (1121 и 1141 гг.) обвинен в несторианско-пелагианской ереси. Умер на покое в Клюнийском монастыре, оставив откровенные воспоминания "История моих бедствий".

Бернар Клервоский (1153 г.) - отпрыск знаменитого рыцарского рода, прошел суровую школу аскезы в монастыре Сито. В 1115 г.- основывает монастырь Клерво и становится строителем Цистерцианского ордена. Пламенный проповедник, церковный политик и выдающийся философ-мистик, он разработал учение о 12-ти ступенях смирения и 4-х степенях любви, с помощью которых душа возносится в сферу Божественной истины. Под его влиянием возникла

Сен-Викторская мистическая школапри монастыре св. Виктора, основанного на окраине Парижа Гильомом из Шампо в 1108 г., разрабатывала методику созерцания и боролась с рационализмом. Из философов-викторианцев известны: Гуго († 1141 г.), Ришар († 1173 г.) и Вальтер (XII в.) Сен-Викторские.

Шартрская школа, основанная епископа Фульбертом († 1028 г.), наоборот, развивала умеренный рационализм. В XII в. её возглавляли: Бернар Шартрский (до 1124 г.), затем - его ученик Жильбер де ла Поррэ (или Порретанус; † 1154 г.), затем - мл. брат Бернара - Тьерри († 1155 г.) - соратник и единомышленник Абеляра. Примыкали: Бернар Турский († 1167 г.) и Гильом из Конша († 1145 г.).

 

* * *

Из духовно-рыцарских орденов упомянуты только три:Картезианский орден основан каноником Бруно Кельнским († 1101г.), который в 1084 г. построил небольшой монастырь в долине Шартрез. Название этой долины в латинской форме (Сartasia) и дало наименование ордену. Официально был утвержден в 1176 г.

Цистерцианский орден основан РобертомМолезмским († 1110 г.), который в 1098 г. построил монастырь в болотистом местечке Сито (лат. Cistercium). При третьем аббате, Стефане Гардинге в Сито поступил Бернар Клервоский (см. выше). К середине XII в. орден становится культурным форпостом средневековой Европы.

Тевтонский орден был основан в 1198 г. группой германских крестоносцев при Иерусалимском госпитале Св. Марии (для оказания помощи германским паломникам). Довольно быстро перешёл на сторону Фридриха II (и вообще Штауфенов) в их борьбе с папством. В XIII в. был проводником немецкой экспансии в Прибалтике, но в 1410 г. потерпел поражение в битве при Грюнвальде.

Примечание. Не упомянуты: Тамплиеры (с 1118), Кармелиты (с 1156), Тринитарил (с 1198 г.), Госпитальеры (Иоанниты), Францисканцы, Доминиканцы, Августинцы и др. ордена.

* * *

I Латеранский Собор (1123 г.)созван был папой Калликстом II для утверждения Вормсского конкордата (1127 г.), с помощью которого был достигнут долгожданный компромисс в споре об инвеституре между римскими папами и германскими императорами.

II Латеранский Собор (1139 г.)созван папой Иннокентием II для осуждения Арнольда Брешианского и ересиарнольдистов (см.ниже).

III Латеранский Собор (1179 г.) созван папой Александром III для осуждения ересейкатаров, альбигойцеви вальденсов(см.ниже).

IV Латеранский Собор (1215 г.) созван папой Иннокентием III в разгар крестового похода против альбигойцев. Снова осудил бюргерские ереси и фактически учредил инквизицию (крупнейшим деятелем которой станет Торквемада). Принял строгие предписания, регулирующие монастырскую жизнь. Запретил создание новых орденов. Призвал Фрриха II Штауфена к новому крестовому походу.

I Лионский Собор (1245 г.)созван папой Иннокентием IV в Лионе, куда он бежал от Фридриха II Штауфена, осадившего Рим. На этом Соборе Фридрих II был торжественно отлучен от Церкви, после чего, под влиянием папы, Германским императором был избран Генрих Распетюрингенский (1246 - 1247 г.).

II Лионский Собор (1274 г.)был созван папой Григорием Х для укрепления церковной дисциплины. Он установил ныне существующий порядок избрания пап и окончательно сформулировал filiogue в качестве догмата Церкви. Важным деянием Собора была Лионская уния с Константинопольской Церковью (правда, выяснив, что Михаил VIII только имитирует "единение" в политических целях, папа уже в 1281 г. отлучил его "за лицемерие").

 

* * *

Ереси этого периода:

Арнольдисты - по имени Арнольда Брешианского († 1155 г.), ученика Абеляра, который был вожаком демократической оппозиции и вдохновителем Римской республики. Главная ересь его состояла в отрицании церковных владений и церковной иерархии. В этом он явился предшественником катаров и альбигойцев и отдаленно - протестантов.

Катары, альбигойцыивальденсы - родственные учения "чистых" или "совершенных", возникшие в конце XII века, но уходящие корнями в богомильское манихейство и павликианство. Отрицали всё земное как "дьявольское" и, соответственно - земную Церковь, с Её догматами, таинствами, иерархией и обрядностью. Проповедовали крайний аскетизм и бедность.

 

* * *

Крестовые походы:

I Крестовый поход ( 1096 - 1099 гг.) - объявлен папой Урбаном II, для того чтобы разрядить воинственную энергию феодалов. Но рыцарей опередило пешее ополчение под водительством Петра Пустынника, которое почти всё было перебито турками. Осенью 1096 г. в Константинополь прибыли вожди похода: Готфрид Бульонский - герцог Лотаринский (впоследствии первый король Иерусалимский), его брат Балдуин, Боэмунд Тарентский, Раймонд VIII граф Тулузский, Роберт Куртгез - герцог Нормандский и др. Весной 1097 г. рыцари двинулись из Константинополя в глубь Малой Азии, овладели Антиохией (сделав её столицей Антиохийского княжества) и в 1099 г. взяли приступом Иерусалим, освободив христианские святыни от власти турок.

II Крестовый поход ( 1147 - 1149 гг.) - объявлен Бернаром Клервосским, после того как перед лицом крестоносной угрозы разрозненные мусульманские княжества объединились и перешли в контрнаступление. Вожди похода Людовик VII Французский и Конрад III Германский не имели успеха и даже не дошли до Иерусалима.

III Крестовый поход (1189 - 1192 гг.)был наиболее значительным по числу участников, но тоже неудачным. Фридрих Барбаросса погиб в самом начале и германские рыцари вернулись обратно, Ричард I Львиное Сердце рассорился с Филиппом Августом и Леопольдом Австрийским, героически, но безуспешно осаждал Иерусалим и на обратном пути попал в плен к Леопольду, который выдал его враждебному Генриху VI Германскому.

IV Крестовый поход (1202 - 1204 гг.)был последним из крупных походов. Рыцари не имели денег, чтобы напасть на Иерусалим с моря, и согласились сначала завоевать для Венеции город Задар, а потом восстановить на Византийском престоле Исаака II Ангела, свергнутого своим братом. Сын Исаака Алексей примкнул к крестоносцам, обещая оплатить им дальнейший поход. В реальности, конечно, крестоносцы денег не получили и, возмущённые коварством византийцев, разграбили Константинополь. Византийская империя распалось на части и на её обломках была создана Латинская империя.

Остальные крестовые походы справедливо называются "малыми". Из поздних походов можно упомянутьVII и VIII, организованные Людовиком IX Святым. Оба были крайне неудачными. В VII походе Людовик попал в плен к египетскому султану. В VII походе значительная часть войска погибла от эпидемии вместе с самим Людовиком.

 

* * *

Франциск Ассизский (1226 г.) - один из крупнейших западных мистиков. Вначале - легкомысленный сын богатых родителей. В 1207 г. под влиянием внезапного духовного перелома покидает отчий дом для проповеди евангельской нищеты и любви. Папа Иннокентий III утвердил его братство "миноритов", вскоре преобразованное в орден. После участия в V Кр.п. (1219 - 1220 гг.), Франциск отошёл от руководства орденом и остаток жизни провёл в уединённых молитвах.

Фома Аквинат (1274 г.) - крупнейший католический философ-доминиканец, чьи труды представляют собой систематическое завершение западно-европейской схоластики. Фома, как и другие схоласты настаивает на возможности рациональной теологии, ибо Бог откровения есть, одновременно, творец разума и противоречить Сам Себе не может. Главные произведения: "Сумма против язычников" (1259 - 1264 гг.) и "Сумма теологии" (1265 - 1274 гг.). В католической традиции-учитель Церкви, "ангельский доктор".

Бонавентура (1274 г.) - крупнейший философ францисканской традиции, друг Фомы Аквината, последователь мистического направления. Развил учение о 6-ти степенях созерцания, высшей из которых является экстатическое зрение запредельных тайн Божиих. Главное произведение: "Путеводитель души к Богу". В католической традиции: учитель Церкви, "серафический доктор".

 

Период Возрождения и Нового времени (XIV - XX вв.)

XIV век открывается соперничеством королевского абсолютизма и Церкви. Французский король Филипп IV Красивый (1285 - 1314 гг.) низлагает неугодного ему папу Бонифация VIII (1294 - 1303 гг.) и в1307 г. ликвидирует орден тамплиеров,который стал тревожить его своим могуществом.

Эти события открывают новую страницу в истории папства - т.н. Авиньонское пленение пап (1309 - 1377 гг.). Престол их переносится в Авиньон в знак поражения, которое они потерпели, а сами папы становятся послушными орудиями французской политики. Так первый же "авиньонский папа" Климент V (1305 - 1314 гг.) в угоду Филиппу IV созывает

Вьеннский Собор (1311 - 1312 гг.),который санкционирует судебный произвол короля и (уже задним числом! ) упраздняет орден Тамплиеров, обвинив его руководство в колдовских и антихристианских обрядах. (для интересующихся рекомендуем прочитать книгу "Близ есть пре дверех" С.Нилус - примечание РПИИЦ)

 

* * *

Данте Алигьери (1321 г.) - первый и крупнейший представитель Дученто, поэт с сильным теологическим и философским уклоном. Противник папы Бонифация VIII и сторонник сильной императорской власти. В своей "Божественной комедии" населил Ад и Рай политическими друзьями и врагами, В его творчестве духовные прозрения средневековья сменяются мистическим фантазированием и субъективным произволом. Современником его является

Мейстер Экхарт (1327 г.) - монах-доминиканец, приор Эрфурта, родоначальник немецкой апофатической мистики, разработавший учение о единосущии Божественного Ничто и "безосновной основы" души. Пройдя все ступени отрешения от тварного, душа сливается с Безосновным и возвращается в Бога, которым была до своего создания. Этот субъективный мистицизм также весьма характерен для Проторенессанса.

 

* * *

Последним "авиньонским папой" был Григорий XI (1370 - 1378 гг.), который вынужден был переехать в Рим, чтобы удобнее вести войну с восставшей Флоренцией. В преемники ему избрали сразу двух пап: в Риме - Урбана VI (1378-1339 гг.), в Авиньоне - Климента VII (1378 - 1394 гг.), Так "Авиньонское пленение" переросло в"Великий раскол" папства (1378 - 1417 гг.). При этом даже Папская область распалась на ряд воюющих частей,

Екатерина Сиенская (1380 г.)- с 1362 г. в Доминиканском ордене. Была свидетельницей этих событий, но отнюдь не соблазнилась ими. Наоборот-она приезжала в Авиньон, пытаясь примирить папу Григория с Флоренцией, а во время раскола встала на сторону Урбана VI. Очень набожная и мистически одарённая, она продиктовала "Книгу Божественного учения" и в католической традиции считается учителем Церкви.

Бригитта Шведская (1373 г.) - дочь шведского магната, мать восьми детей, во вдовстве - цистерцианская монахиня. В 1346 г. основала орден Страстей Христа и Марии. Наряду с Екатериной Сиенской настаивала на возвращении папского престола из Авиньона в Рим. Св. покровительница Швеции. Книга "Откровений св. Бригитты" (издана в 1492 г.) - один из источников творчества М.Грюневальда.

Джон Уиклиф (1384 г.)- английский богослов, проф. Оксфордского университета, предтеча Европейской Реформации. Задолго до Лютера выступил против торговли индульгенциями, почитания святых и призывал к отделению Английской Церкви от Рима. В 1381 г. завершил перевод Библии на английский язык. Пользовался защитой короля, пока его учение не было подхвачено плебейской ересью лоллардов, которые выступили под знаменами Уота Тайлера. После подавления восстания оно было осуждено, но оказало влияние на Яна Гуса.

Ян Гус (1415 г.) - чешский теолог, с 1398 г. - профессор, с 1402 г. - ректор Пражского университета. Типичный идеолог Реформации, последователь Дж.Уиклифа: осуждал торговлю индульгенциями и требовал коренной реформы Церкви по образцу первохристианских общин. В 1414 г. был осужден Констанцким Собором.

Констанцкий Собор (1414 - 1418 гг.)положил конец "Великому расколу" папства. Он был созван по настоянию имп. Сигизмунда в Констанце (совр. Швейцария) и был самым представительным Соборсредневековья. Он низложил всех трёх существовавших тогда пап и избрал Мартина V. По делу о ересях было осуждено учение Дж. Уиклифа, Гуса и Иеронима Пражского. Все трое сожжены как еретики (Уиклиф - посмертно). Принято 5 декретов о реформе Церкви.

Базельско-Флорентийский Собор (1431 - 1449 гг.) продолжил развитие реформ, отстаивая соборное верховенство над папой. Папа Евгений IV (1431 -1447 гг.) не стерпел потери инициативы и объявил Собор, распущенным. Продолжение Соборон созвал во Флоренции, где в 1439 г. была подписана Флорентийская уния с православными. Однако главный сторонник унии русский митрополит Исидор по возвращении в Москву был низложен. Константинополь также отказался от унии через 11 лет по требованию православного народа.

Джироламо Савонарола (1498 г.) - монах-доминиканец, проповеди которого послужили толчком к свержению тирании Медичи во Флоренции. Иррационалист и мистик: стремился к религиозной непосредственности, к реставрации аскетических идеалов первохристианства. Отчасти предвосхищал взгляды Лютера. Был предан суду по обвинению в ереси и казнён.

 

* * *

Таким образом, пафос протестантизма зарождался уже в недрах Католической Церкви.

Реформация, подготовленная средневековыми ересями и бесконтрольным религиозным субъективизмом, началась в Германии в 1517 г., когда Лютер прибил к воротам Виттенбергского собора свои 95 тезисов против индульгенций. Папа Лев Х отлучил его от Церкви, но на имперском сейме в Вормсе (1521 г.) Лютер одержал моральную победу и был укрыт князьями в крепости Вартбург. Пока он занимался переводом Библии на народный язык, у руля реформ встали теологи-радикалы. Следствием этого была Крестьянская война 1524-25 гг., после подавления которой инициатива Реформации перешла от теологов к протестантским князьям. В результате войны 1546 - 1555 гг. они одержали победу над Карлом V и ввели в Германии Лютеранство. В это же время Реформация победила в Швейцарии, Голландии, Англии и др. странах Зап.Европы. В России реформационные настроения отразились вереси Жидовствующих.

 

* * *

Тридентский Собор (1545 - 1563 гг.)открывает эпоху Контрреформации.Созван для утверждения вероучит. истин, атакованных протестантами. Осудил протестантское учение об оправдании одной только верой и о Священном Писании как единственном источнике Откровения. Отверг Богослужение на национальных языках. Изложил т.н. "Тридентское исповедание веры" (1564 г.) - возврат к классическому средневековому католицизму.

Контрреформация: церковно-политическое движение XVI - XVII вв.. стремящееся восстановить духовную монополию Католической Церкви, дискредитировать идеи Реформации и ренессансной культуры. Вместе с тем это движение породило новое понимание святости как сочетания мистической созерцательности и активности. Примеры:

Орден Иезуитов - основан в Париже Игнатием Лойолой в 1534 г., утвержден Павлом III в 1542 г. Для ордена характерны: суровая дисциплина и высокая степень образованности. Члены его часто вели мирской образ жизни, осуществляя религиозный контроль за учебными заведениями и общественными институтами.

Тереза де Авила (1582 г.) - реформатор ордена кармелиток, мистическая религиозная писательница. В 1534 г. вступила в кармелитский монастырь "Воплощения" в Авиле. В 1565 г. - основала свой первый монастырь босоногих кармелиток. Преследовалась инквизицией. Оставила сочинения: "Книга о моей жизни", "Книга о жилищах или Внутренний Дворец". Св, покровительница Испании. В католической традиции-учитель Церкви.

Хуан де ла Крус (1591 г.) - сподвижник Терезы Авильской в осуществлении реформы. С 1563 г. - в кармелитском монастыре. Преследовался инквизицией, был в тюрьме, откуда бежал. Умер в ссылке. Главное сочинение: "Восхождение на гору Кармель". В католической традиции-учитель Церкви.

Франциск де Саль(† 1622 г.) - лидер Контрреформации в Швейцарии. С 1602 г. - епископ Женевский. Обращал кальвинистов в католицизм. Прославился как проповедник и религиозный писатель. Переписывался с Генрихом IV. Главное произведение: "Введение в набожную жизнь".

Папа Иннокентий XI (1676 - 1689 гг.)- выдающийся церковный деятель XVII в. Отстаивал традиционные католические ценности в борьбе с абсолютистскими притязаниями Людовика XIV. В 1682 г. отменил независимые от папства права национальной Французской Церкви. Впоследствии беатифицирован.

Папа Пий VI (1775 - 1799 гг.) - последний папа "старого режима". Его исключительный по длительности понтификат (24 года) завершился уже в условияхФранцузской революции, которая вызвала его активное противодействие. Однако в 1798 г. французы оккупировали Рим и изгнали папу.

Примечание. Таким образом Влияние Контрреформации ощущалось вплоть до начала Французской революции 1789-1794 гг.

Папа Пий IX (1846 - 1878 гг.) в 1854 г. провозгласил католический догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. В 1864 г. опубликовал т.н. "Силлабус" - перечень общественно-политических заблуждений, подрывающих учение Католической Церкви (социализм, атеизм, рационализм, требование свободы совести и т.д.). СозвалI Ватиканский Собор 1870 г.,провозгласивший догмат о папской непогрешимости в делах веры и морали. В том же году окончательно потерял Папскую область, ликвидированную революционным движением.

 

* * *

Папа Лев XIII (1878 - 1903 гг.) - основатель курса на сближение Церкви и современной цивилизации (с помощью томизма). Признал демократию и парламентаризм. Вэнциклике "Rerum novarum" ("О новых вещах",1891г.) осуждает капиталистическую эксплуатацию, но призывает рабочих не к борьбе, а к сотрудничеству с работодателями. Высказывается в пользу социальной справедливости, напоминая, что единственная цель правителей - это благо подданных.

II Ватиканский Собор (1962 - 1965 гг.) - созван папой Иоанном XXIII для осовременивания (т.н. аджорнаменто) Церкви. Создал новую концепцию церковной жизни - не власть над таинствами, но служение людям. По смерти Иоанна XXIII это направление Собора продолжил папа Павел VI. Особый акцент был сделан на экуменических отношениях и сближении с Православной Церковью: 7 декабря 1965 г. в Риме и Стамбуле (Константинополе) были разорваны грамоты взаимных проклятий между Западной и Восточной Церквами, после чего с кафедры Иоанна Златоуста предстоятели обеих Церквей прочли совместную декларацию о прекращении схизмы,

Примечание. Примирение Константинопольской и Римской Церквей оставляет, однако, полную свободу самоопределения в этом вопросе для остальных автокефальных Церквей Вселенского Православия.

 

 

www.e-puzzle.ru

 


[1][1] Copyright 1994,Санкт-Петербургская Высшая религиозно-философская школа. Copyright 1997, INTERNET "РОССИЙСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР". Источник: http://pravoslavie.org/biblicalstudies/

 

– Конец работы –

Используемые теги: Схематическая, История, Христианства0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Схематическая история христианства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

История бизнеса. В данном бизнес плане история бизнеса не представлена, так как предприятие только создаётся
Резюме В резюме изложены основные идеи бизнес плана для создания предприятия Здесь и способы место производства продукции и персонал и... История бизнеса В данном бизнес плане история бизнеса не представлена так... Характеристика продуктов В характеристике указано конкретное описание товара и способы его производства...

История природы и история человечества
Пр Фролова С.М М. 1989г. 2. Философия. Курс лекций. Учебное пособие.Пр Бычко К. 1993г. 3. Философские проблемы взаимодействия общества и природы.… Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том… У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию…

История природы и история человечества
Пр Фролова С.М М. 1989г. 2. Философия. Курс лекций. Учебное пособие.Пр Бычко К. 1993г. 3. Философские проблемы взаимодействия общества и природы.… Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том… У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию…

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ IX – XXI вв
Государственное образовательное учреждение...

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

История возникновения и расколы христианства в Зарубежной Европе
Христиа нство от греч пома занник месси я авраамическая мировая религия... Христианство самая крупная мировая религия как по численности приверженцев... История христианства в Европе начинается с Павлом Он был в Риме Италия и написал свое послание оттуда...

Краткая история СПО «Альтернатива». История студенческих отрядов Свердловской области. Компетенция и должностные обязанности вожатого
На сайте allrefs.net читайте: Личность вожатого...

История бизнеса. В данном бизнес плане история бизнеса не представлена, так как предприятие только создаётся
Резюме В резюме изложены основные идеи бизнес плана для создания предприятия Здесь и способы место производства продукции и персонал и... История бизнеса В данном бизнес плане история бизнеса не представлена так... Характеристика продуктов В характеристике указано конкретное описание товара и способы его производства...

История русского христианства
В его словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам. В своем исследовании я еще не раз буду обращаться к работам Н.М. Карамзина,… Тема христианизации представляет сейчас большой интерес ввиду того, что сейчас,на мой взгляд, проходит эпоха Второго…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам