рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

УМНОЕ ДЕЛАНИЕ или формирование личности в православии

УМНОЕ ДЕЛАНИЕ или формирование личности в православии - раздел Религия, Cвящ. Петр Здрилюк Умное Делание Или Формирован...

cвящ. Петр Здрилюк

УМНОЕ ДЕЛАНИЕ
или формирование личности в православии

Ставрополь, 1995

 

Вступление

ВИДЫ МОЛИТВЫ

ЭТАПЫ УМНОЙ МОЛИТВЫ

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА, КОТОРЫЕ СТАВИТ УМ

ОЧИЩЕНИЕ УМА

ШЕСТОДНЕВ День первый День второй День третий День четвертый Пятый день творения Шестой день творения

УМНОЕ ДЕЛАНИЕ ПО ЧЕТЫРЕМ ДНЯМ ТВОРЕНИЯ

ПОГРУЖЕНИЕ УМА В СЕРДЦЕ

ПОЗНАНИЕ НЕБА

ПРАВОСЛАВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОНЯТИЯМ КОНЦЕНТРАЦИИ И МЕДИТАЦИИ

ПРЕЛЬЩЕНИЕ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РОДА

УМНОЕ ДЕЛАНИЕ ПЯТОГО И ШЕСТОГО ДНЯ ТВОРЕНИЯ

Заключение Приложение О поклонах и молитве церковное законоположение

Вступление

(...) Прочитав название книги, можно подумать, что она предназначена лишь для монахов, богословов, преподавателей или учащихся семинарий и академий. Нет, не только для них.

Есть люди, живущие в миру, которые по Божьему призыву мечтают об аскетических подвигах и внутренней молитве, но не находят духовного руководства. Примером того, насколько актуальна эта тема, является увлечение многих людей практикой восточных вероучений. Именно для них, для тех, кто в свое время не получил духовного образования, но нуждается в полноте христианской жизни, и предлагается эта краткая книга как попытка осмысления глубин православной религии.

Здесь читатель найдет практические рекомендации для совершения христианского молитвенного подвига, описанного святыми отцами до 12 века (в период расцвета христианского аскетизма). Особенно книга будет полезна образованным людям, для которых, по их интеллектуальному развитию, более подходит не только внешнее, но и внутреннее богослужение. (...)

В христианском подвиге, кроме воспитания определенных добродетелей, особое место уделяется не просто добрым делам и молитве, а умной молитве. Иногда возникает спор: что важнее? Вот как решают этот вопрос святые отцы. Из жития аввы Агафона: "Брат спросил авву Агафона: скажи мне, что более – телесный труд или хранение сердца? Авва ответил ему: человек подобен дереву: телесный труд – листья, а хранение сердца – плод. Поелику же, по писанию, "всякое дерево, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо" (Мф. 3.10.), то очевидно, что мы должны все попечение иметь о плоде, то есть о хранении ума. Впрочем для нас потребно и лиственное прикрытие и благоукрашение, то есть телесный труд. Дивно, как сей святый порешил всех, не имеющих хранения ума и хвалящихся одною практикою добродетелей, сказав: всяко древо, не творящее плода, то есть хранения ума, и листвие только имеющее, то есть внешнюю исправную деятельность, посекается и в огнь вметается. Страшно твое, Отче, определение!" (Добротолюбие, т. 5, стр. 243)

 


Глава 1

ВИДЫ МОЛИТВЫ

 

Сегодняшний день дарит нам возможность читать не только светскую, но и духовную литературу. Последней настолько много, что охватить ее не в состоянии даже богослов. Эти книги переведенные, в основном, с древних языков и написанные в IV-IX веках, довольно сложны для восприятия, требуют специальной подготовки.

Некоторые полагают, что вся духовная литература писана исключительно для монахов. На самом же деле человек, живя даже в миру, имея жену, детей, в силу своих умных запросов очищает свою душу, приводит ее к Богу и, стало быть, тоже нуждается в духовной пище. В истории много примеров, когда подвижники православного благочестия были семейными людьми, имели детей и достигали чистой молитвы.

На фоне этого все попытки написать что-то новое – безумны и просто не этичны по отношению к читателю. Поэтому мы хотим предложить вам лишь один из ключей, с помощью которого можно подойти к изучению духовного наследия, духовных законов вообще. Особое внимание здесь будет обращено на роль ума в молитве. Сейчас, к сожалению, бытует мнение о вредности ума в молитве, о его ненужности. И хотя такое мнение родилось из необходимости борьбы за чистоту православия от вольнодумства, когда человек своим ограниченным умом пытается познать тайны Божьи, некоторых это привело вообще к отвержению ума как нашего руководителя в молитве. Рай – это умный мир. И жители рая – это умные силы: ангелы, архангелы. Как говорит святитель Дмитрий Ростовский: "войти в рай можно умной сердечной молитвой, равно как и потерять рай из-за неразумия" (с. 27 ч. 2).

Поэтому Господь и говорит, что никого нельзя называть учителями. Есть только один учитель – Бог. Все же мы братья, и учимся друг у друга. Но у каждого есть руководитель – его личный ум. С его помощью мы отличаем добро от зла, истину от лжи.

И каждый человек будет судим именно по тому какой он сделал выбор. Если бы искушения были нам принципиально вредны для спасения, то Господь бы нам их не попустил. Но поскольку весь мир полон искушений, соблазнов, ересей и ложных мнений, то в этом мы усматриваем промысел Божий для того, чтобы каждая душа сделала свой личный выбор.

Здесь, разумеется, речь идет о разуме правом, чистом, ведущем к Богу, а не о разуме мирском, неочищенном, служащем своим порокам и страстям.

Разум дан нам Господом. Даже в мирской жизни инженер, писатель, художник всегда пользуется разумом. Без него никакое вдохновение не принесет плодов. Насколько же необходим разум в познании себя, мира и Бога! Поэтому святые отцы называют умное делание – искусством искусств. Известно из жизни святых, что, когда грешник приносит искреннее покаяние и обещает всю свою волю, весь свой ум направить на очищение себя от страстей и грехов, то Бог прозевает ему жизнь, чтобы он мог подготовиться ко входу в рай, ведь именно для этого мы живем.

Прежде чем приступить к изложению основной мысли, растолкуем несколько богословских терминов, необходимых для верного понимания материала.

Человек имеет тело и душу. Душа не материальна, обладает умом и сердцем (не будем путать с телесным сердцем, которое "качает кровь"). Понятие об уме имеют все люди, так как мы им пользуемся постоянно.

Сердце – центр умной души. Его еще называют духом человека. И чтобы не было путаницы, сразу оговоримся: дух и сердце – это одно и то же. Если сравнить мысль с мелодией, то она, как и мелодия, существует только во времени. Если остановить время, то мелодия исчезнет, останется только одна нота. А вот музыкальный аккорд можно уподобить духу. Ибо аккорд не подвластен времени, он может звучать и секунду, и вечность. Точно так же и дух существует вне времени.

И наш дух, подобно аккорду, включает в себя множество составляющих: дух любви, дух терпения, дух милосердия или дух ненависти и т.д.

Рассмотрим взаимодействие между умом и сердцем. Ум постоянно задает вопросы и ищет ответы, сердце вечно знает. Святые отцы сравнивают душу с городом. Ум снаружи – это охрана, а сердце в середине – это сокровище. Ум охраняет сердце, а сердце одухотворяет ум. И если, скажем, кожа без царапин, то инфекция внутрь не попадет, можно брать в руки даже яд (целомудрие души). Если есть царапина – инфекция через нее попадает внутрь (нарушение целомудрия).

Задача ума – находить в окружающем мире хорошее, доброе и вносить его в свое сердце как некое сокровище. А то плохое, что занесено внутрь, выбрасывать, вычищать и, таким образом, формировать свой духовный внутренний мир.

Задача сердца – одухотворять ум. Ведь именно сердце придает ту или иную окраску нашим мыслям и поступкам. Скажем, опаздывает ученик на урок. Учитель гневается, наказывая его, а следующего опаздывающего встречает словами сочувствия: не случилось ли чего лома или по дороге? Откуда такая разительная перемена? Ведь с первым тоже могло что-то произойти. Все дело в сердце: одного оно любит, а другого – нет.

Мы, люди, в этой земной жизни не способны видеть мысли других людей. Их видят лишь ангелы и святые. А вот сердце наше не видит никто, только сам человек и Господь. Но Бог – сердцевед, видя и зная все, не нарушает нашей свободы. И тайна нашего сердца – великая тайна для всех. Проникнуть в свое сердце, подружиться с ним можно с помощью умной молитвы.

Молитва занимает одно из самых важных мест в жизни верующих. В наше время, к сожалению, для многих утеряно не только высокое значение молитвы, но забыты или даже не выучены ее слова. А ведь это – общение с Творцом! Давайте вспомним свое обращение к начальнику по работе с какой-нибудь ничтожной просьбой. Как мы волнуемся, переживаем, как мы сконцентрированы и необычайно живы! А теперь скажите, как мы можем быть механичны и бесчувственны, обращаясь к Богу? Существует три вида молитвы:

· внешняя молитва (псалмопение);

· умная молитва (делание умом);

· сердечная молитва (отключение логики).

Внешняя молитва (псалмопение) включает в себя внешнее церковное и келейное богослужение (псалмы, акафисты, каноны, поклоны, свечи). Церковь – столп и утверждение истины, хранительница всех духовных сокровищ. Сами же сокровища доступны для каждого, т.к. они зафиксированы в Священном Писании, наставлениях святых отцов и действующем, регулярно совершаемом православном богослужении.

Все церковные обряды, в которые включаются поклоны, зажигание свечей и прочие внешние действия, именно и являются свидетельством любви человека к Творцу. И, конечно, Богу нужно не само действие, а любовь, которая движет нами во время совершения обряда. Также как и родителей умиляет "подарок" их малолетних детей.

В этой телесной молитве важно, чтобы не возник фанатизм и не перерос в идолопоклонство, когда вещь становится дороже христианских заповедей. Вспомним, как Моисей уничтожил золотого тельца, и едва спас еврейский народ от гнева Божия, а затем по повелению Господню устроил в храме для поклонения золотых Херувимов на крышке ковчега. И, хотя Херувимы были сделаны из чистого золота и имели крылья и глаза и другие члены как у золотого тельца, но никто не назовет это идолопоклонством. Очень важно видеть четкую разницу между золотым Херувимом и золотым тельцом. Уяснить эту разницу необходимо каждому человеку, чтобы не скатиться в ту или другую крайность: идолопоклонства или иконоборчества. (Смотри Шестоднев, древо познания)

Само чтение молитв и псалмов вслух, про себя, а также слушание чтения или пения относится к внешнему прославлению Бога нашими телесными органами: глазами, устами, ушами, руками.

Настолько важна эта форма молитвы, насколько дела важнее обещаний. Мы можем очень многого хотеть и о многом мечтать, но конец всему – действие.

Если человек раскаялся в своих грехах, то это свидетельствует о его здравом уме, но когда он изменил свою жизнь, то сотворил плод, достойный покаяния.

До тех пор, пока мы в этом теле, мы славим Бога в наших телах. На какую бы духовную ступень не взошел христианин, он обязательно своим телом совершает Богу службу, вплоть до мученичества.

И вот, когда мы убедились, насколько вообще важны дела, будем говорить о делах, совершаемых умом.

Тело – псалмопение

Ум – умное делание

Душа – сердце – сердечная молитва

Первые признаки такой молитвы частично происходят иногда во время внешней молитвы, псалмопения, если мы произносим слова не механически, а… Сердечная молитва совершается чистым сердцем, когда логика уже исчерпала все… Из названных трех видов молитв первая достаточно полно рассматривается в Богослужении и в келейном правиле. Третья,…

Вода вверху I I вода вверху – вода внизу – вода вверху I I вода вверху

"И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом." "Создал Бог твердь." Так скульптор, создавая скульптуру, отделяет от… Но теперь нас волнует слово "твердь" Не будем создавать лишних проблем: положим, что здесь имеются ввиду…

Добротолюбие. т.1, стр.38 – Св.Антоний Великий

41. Молитесь – да дарует вам Бог благодать все ясно видеть и разуметь, чтоб вы верно могли различать, что добро и что зло. Написано у апостола Павла, что "совершенных есть твердая пища" (Евр. 5,14). Кто суть те, которые долгим и тщательным подвигом обучили чувства свои и намерения относительно добра и зла, сделались сынами царствия и приписаны к Божественному усыновлению. И Бог даровал им мудрость и рассуждение во всех делах их, чтоб не прельстил их, – ни человек, ни дьявол. Должно вам знать, что враг искушает верных видом добра, и многих успевает прельщать, от того, что у них нет рассуждения и мудрости. Посему блаженный Павел, когда узнал эти богатства разума, которые определены верным и которых великости нет предела, написал к Ефесянам: "да даст вам Бог духа премудрости и разума, просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, яко есть упование звания вашего и кое богатство славы достояния вашего и кое богатство славы достояния Его во святых (Еф. 1,17-18)".Это делал он по своей чрезмерной к ним любви, зная, что если они достигнут этого, то ни в чем не будет им никакого труда, и никакого не будут бояться они страха, радость же Господа будет утешать их день и ночь и труды их будут им сладки во всякое время. Многие из монахов и дев, живущих в киновиях, не достигают этой меры. И вы, если хотите достигнуть этой меры, в которой верх совершенства, отступите от всех, которые носят эти имена, т.е. монашества и девства, яснозрения же сего и рассуждения не имеют; ибо если вы вступите в общество с ними, то они не дадут вам преуспевать, а еще погасят жар ваш...

Добротолюбие т.2, стр.661 Св.Исаак Сирианин

54. Хочешь ли наслаждаться стихословием, во время службы своей, и постигнуть смысл произносимых тобою словес Духа? – отложи совершенно в сторону количество стихословий, не принимай в расчет знания меры в стихах, оставь обычное громогласие; но углубляйся умом твоим в изучение словес Духа, пока душа твоя не возбудится к высоким разумениям, и через то не подвигнется к славословию, или к полезной печали. – В рабском же делании (в вычитывании только положенного) нет мира уму; а смущение отнимает обыкновенно вкус у смысла и понятливости и расхищает мысли. Смущение прилично назвать колесницею диавола, потому что сатана имеет обычай, подобно ездоку, восседать на ум, брать с собой кучу страстей, с ними входить в несчастную душу и погружать ее в смущение.

Добротолюбие. т.3, стр.174 – Св. Максим Исповедник

81. Страх Божий двояк. Один рождается от угроз наказания, от которого порождаются в нас по порядку воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из коего любовь. Другой сопряжен с самою любовью, производя в душе благоговение, чтобы она от дерзновения любви не дошла до пренебрежения Бога.

82. Первый страх любовь совершенная "изгоняет вон (1 Иоан. 4,18)" из души, ее стяжавшей, и не боящейся уже муки; а второй, как сказано, она всегда имеет сопряженным с собою. Первому приличествуют следующие слова Писания: "страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15,27); и: "начало премудрости – страх Господень (Притч. 1,7)"; ко второму: "страх Господень чист пребывай в век века (Пс. 18,10)"; и: "несть лишения боящимся Его (Пс. 33,10)".

Добротолюбие. т.5, стр.12 – Преподобный Симеон Новый Богослов

25. Видящий чувственными очами знает, когда бывает день и когда ночь, а слепой не знает ни того ни другого. И духовно прозревший, и зрящий умными очами, если после того, как повидит истинный и незаходимый свет, по нерадению и беспечности, опять возвратится к прежнему ослеплению и лишится света, то, находясь в благочувствии, добре чувствует лишение сего света и того, от чего случилось с ним такое лишение, не ведает; но пребывающий от рождения слепым (духовно) ничего такого не знает ни по опыту, ни по действу, – разве слухом что услышит и узнает о том, чего никогда не видал, и станет рассказывать о том другим, хотя ни он, ни слышащие ничего верно не знают о тех вещах, о коих разговаривают.

50. Кто стяжал чистое сердце, тот победил страхование. А кто еще очищает его, тот иногда побеждает его, а иногда сам бывает побеждаем им. Кто же совсем не подвизается (о сей чистоте), тот или всеконечно низпал в состояние нечувствия и, как друг страстей и бесов, при тщеславии болезнуя еще и самомнением, "мнит себе быти что, ничтоже сый" (Гал. 6, 3), – или есть раб, преданный в руки страхования, и как младенчествующий умом, трепещет и боится страха там, где для боящихся Бога нет страха, ни страхования.

51. Боящийся Бога не боится устремления против него бесов, ни их немощных нападений, равно как угроз злых людей; но будучи весь как пламень некий и огнь палящий, когда даже проходит по скрытным и неосвещенным местам, обращает в бегство демонов, которые больше, чем он от них, бегут от него, чтоб не быть опаленными от исходящего из него пламеневидного луча божественного огня.

52. Кто проникнут страхом Божиим, тот не боится обращаться среди злых людей. Имея внутрь себя страх Божий и нося непобедимое оружие веры, он силен бывает на все и может делать даже то, что многим кажется трудным и невозможным. Он ходит среди их как гигант среди обезьянок, или лев рыкающий среди псов и лисиц, уповая на Господа, твердостью мудрования своего изумляет их, ужасает смыслы их, поражая их словом премудрости, как жезлом железным.

Правила Святых апостолов.

Правило 51. Аше кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяс и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещут на создание: или да исправится, или да будет извержен из священого чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин,

Правило 42. Шестого вселенского Константинопольского собора .

О именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаяся посреди мирских мужей и жен, и бесславят обет свой, определяем: аще восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелает сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили.

Правило 26. Василия Великого.

Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда, лучше есть разлучати, аще возможно. Аще же всемерно держатся сожития, то да приимут епитимию блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет.

О ПОКЛОНАХ И МОЛИТВЕ ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЕ

Типикон, стр.315

"Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех и молитве умыслиша святии отцы, и церкви устав предаша: но разум имуше во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем.

И не якоже нецыи не покаряющеся святых отец преданию, ниже ведуше сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим бесчинием аки чин наполняет преданных от отец поклонов: ниже молитвою умне и душевне к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя своя поклоны, тако и молитву святаго Ефрема, аки изумленный, спешит проговорити. Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых бесчестных поклонов, и от безумаго моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет, мятутся яки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго ниже хотят научитися: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти. Страшно, обаче реку, да не неведуще отеческаго утверждения имут под запрещения впадати, яже чтется в православную неделю святаго поста, соборное святаго седмаго вселенскаго собора сице: Вся, кроме церковнаго предания и учения и изображения святых, и приснопамятных отец, обновляемая или посем содеянная, анафема. В поклонех же и молитве будем подражательны глаголющему: ибо Бог дух есть, духом и истиною кланяющихся хощет. И божественный и верховный Апостол, иже искус ведый в молитве, глаголет сице: аще бо помолюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть. Что убо есть; помолюся духом, помолюся и умом. воспою духом, воспою и умом. и паки: хощу, рече, в церкви пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком. И святый Лествичник, воззвах, рече: поя всем сердцем моим, сиречь, телом и духом. божественный же Григорий Синаит глаголет: Начало умныя молитвы действо, сиречь, чистительная духа сила, и тайная ума священнодейства: конец же, изступление и восхищение ума к Богу. И святый Антиох рече: Молитва убо беседа ума к Богу: такого убо требует ума ум устроения, да возможет беседовати к Богу. И паки святый Лествичник: Молитва есть по тоя убо творению, ссуществие и соединение человеков к Богу: И паки тойже рече: Начало убо молитве прилози, единос.човне отгоними от начал самех. Среда же, еже во глаголемых единей быти мысли тоя же совершение восхищение к Богу. Темже мы вей, елико от святых писаний от многих малая сия слышавше вонмем, и не многословим в молитве, яко язычницы, к нимже Христос глаголет: мнят бо ся во многоглаголании своем услышани быти. И паки Лествичник рече: не мудрися в молитвы твоей глаголех: детская бо многажды немования проста и не хитра, отцу их иже на небесех угодиша. Не многословити начинай, яко да не ко взысканию словес разыдется ум, едино слово мытарево Бога умилостиви: един глагол верен разбойника спасе. Многословие убо в молитве многажды ум возмечта, и разлия: единословие же множицею ум собирати может, услаждаемь и поуверзаемь в слове молитвы, пребывай в нем, хранитель бо наш тогда есть моляйся с нами. Темже мы с. трудом, и множеством количества, яко несовершеннии молимся, второе бо первому ходатайственно: даяй бо, рече, молитву чисту без лености, молящемуся скверненне и болезненне. Ибо скверна молитве, и ино погубление и ино крадение, и другое порок. Скверна есть, еже Богови предстояти, и неподобною мыслию мечтатися. Погубление есть, в в попечения неполезная пленятися. Крадение есть, еже нечувственне мысли парити. Порок есть прилог яков-любо тогда нам приближающея. И се зде убо о святей священней и приснопамятней умней молитве конец творим."

 

 

+++

– Конец работы –

Используемые теги: УМНОЕ, ДЕЛАНИЕ, формирование, личности, православии0.082

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: УМНОЕ ДЕЛАНИЕ или формирование личности в православии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Формирование личности в среднем школьном возрасте
По мнению большинства лиц, внимательно изучавших маленьких детей, характер ребенка образуется между двумя и четырьмя годами, в это время родителям… Дефекты характера также складываются в раннем возрасте. Одни по незнанию и… Такие меры могут быть социальными, педагогическими, психоневрологическими, физического оздоровления или же могут…

Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры
Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует… На всем протяжении жизни ребенка он должен находиться в сфере внимания со… Объектом исследования данной курсовой работы является целостный педагогический процесс. Предметом исследования работы…

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с природой
Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания она приучает детей систематически думать и реально заботится о братьях… Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам знать,… Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами через рассказ воспитателя о разных делах и…

Проблема формирования личности
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю… Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само… Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального…

Социально-психологические механизмы формирования личности преступника
В первом случае в преступную деятельность одновременно вовлекается несколько иногда значительное число лиц, что вносит определенную специфику в… И это вполне закономерно. Любая преступная группа как одна из разновидностей… В таком коллективном субъекте преступления появляются новые, не свойственные отдельному преступному индивиду…

Православие и современность. Электронная библиотека Оккультизм в православии
Диакон Андрей Кураев...

Философские и психолого-педагогическиеосновы нравственно-эстетического направления формирования личности в рамках диалога культур
Современная цивилизация, взятая в ее простейшем понимании как всё совокупное многообразие стран и народов, переживает в настоящее время… Вне всякого сомнения, на данный момент, начало XXI века, проблемы молодежной… Во-первых, потому, что проблемы, связанные с молодёжной культурой, в условиях глобализации обострены до предела; их…

Формирование физически, психически и нравственно здоровой личности ребенка. Использование здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения
В детских садах много детей с ослабленным здоровьем. Требования к ним должны быть щадящими, индивидуальными.Появляются вопросы: знает ли воспитатель… Кроме того, важно знать и учитывать степень и особенности возрастного развития… Теоретическая интерпретация опыта В детском саду ребенок приобретает необходимые умения и навыки общения, учится…

Биологические факторы формирования личности
Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны индивидуальные их качества. Среди, более чем пяти миллиардов людей… Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются… Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие…

ЛЕКЦИЯ 5. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПЛАН ЛЕКЦИИ: Соотношение биологического и социального в процессе формирования личности
ПЛАН ЛЕКЦИИ... Соотношение биологического и социального в процессе формирования... Социализация и ее значение Агенты и средства социализации...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Формирование личности в младшем школьном возрасте Однако формирование личности ребенка практически идет разными путями в зависимости, во-первых, от того, с какой мерой готовности к школьному… Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу.… Урок они предпочитают перемене, хотят сократить каникулы, огорчаются, если им не дают заданий на дом. В этом отношении…
  • Методы формирования целевых антинаркотических установок наркозависимых личностей Все вышесказанное привело к высокой популярности метода кодирования не только среди врачей, но и среди больных алкоголизмом.Идеологическая парадигма… Поэтому этому методу часто приписывается то, чем он в действительности не… На наш взгляд, основными особенностями метода кодирования являются следующие : а) Метод основан на научно-медицинской…
  • ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА ПОСЛЕ СМЕРТИ В.И.ЛЕНИНА. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЖИМА ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ И.В.СТАЛИНА На сайте allrefs.net читайте: ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА ПОСЛЕ СМЕРТИ В.И.ЛЕНИНА. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЖИМА ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ И.В.СТАЛИНА.
  • Семейные отношения и формирование личности ребенка Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека. Поэтому от правильной постановки этого вопроса зависит многое, зависит судьба… Вопросу этому, ввиду его несомненной значительности, всегда уделялось и уделяется значительно внимания со стороны…
  • Формирование личности в коллективе Противники коллективистического вос¬питания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников… С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и… Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой…