рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА - раздел Социология, Сущность права. Проблемы теории и философии права Под Сущностью Права В Советской Литературе Понималась Воз­веденная В Закон Во...

Под сущностью права в советской литературе понималась воз­веденная в закон воля господствующего класса, содержание кото­рой определяется материальными условиями жизни данного клас­са. Это понимание, в основе которого лежала известная формули­ровка "Манифеста коммунистической партии"1, выражало одну из сторон содержания ряда правовых систем, но при последователь­ном развитии вело к выводу, что нет сущности права вообще, а есть лишь сущности исторических типов права различных обще­ственно-экономических формаций (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое право) со специфическими для каж­дой из них качествами, абстракциями и категориями2. При таком подходе вся история права оказывалась разобщенной по форма­циям, и становилось невозможным объяснить причины преемствен­ности в праве и в теории права. Неразрешимой становилась и про­блема сравнительного правоведения, поскольку без общего поня­тия "право" нельзя определить, что такое право разных эпох и что с чем, собственно, следует сравнивать.

Для преодоления этих затруднений и для углубленного пони­мания права вообще профессор Н. Г. Александров предлагал при­знать, что, кроме понятий, отражающих классовую сущность госу­дарственно-правовых явлений, имеются понятия описательные, отражающие их крайне важные, но все же внешние признаки (сущ­ность первого порядка), и смешанные общие понятия, сочетающие как описательные, так и социально-классовые признаки3. Однако различение двух сущностей (уже понятие "социальная сущность" содержит раздвоение, поскольку предполагает наличие еще какой-либо сущности, кроме социальной) всегда приводило к ряду зат­руднений (две и более сущностей одного предмета?), которые пы­тались преодолеть построением иерархии сущностей (первого, вто­рого, третьего порядков)4. Резонно отмечалось, однако, что в суж-


1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 443.

2 См.: Денисов Ю. А., Спиридонов Л. И. Абстрактное и конкретное в
советском правоведении. Л., 1987. Особ. с. 93—96, 98—99, 110—111 и след.

3 См.: Теория государства и права. М., 1968. С. 17—18.

4 См.: Явич Л. С. Сущность права. Л., 1985. С. 80—87.


2 Сущность права. Проблемы теории и философии права

дениях Гегеля и Маркса о восхождении от сущности первого по­рядка к сущности второго порядка и т. д. речь идет о бесконечном процессе углубления познания, а вовсе не о том, будто в каждое данное время и с точки зрения данной ступени развития познания у исследуемого объекта (в нашем случае — права) имеется несколь­ко сущностей1.

Уже логикой и философией XIV века сформулирован прин­цип "entia non sunt multiplianda praeter necessitatem" ("количество сущностей не следует умножать без необходимости"). Принцип про­стоты, получивший название "бритва Оккама", в свое время был направлен против свойственного ряду схоластов стремления бес­предельно множить количество так называемых "универсалий", т. е., по существу, нагромождать термины и понятия, принимае­мые за "реальность". В дальнейшем развитии философской мето­дологии этот принцип значительно облегчил соблюдение правил ло­гики (особенно законов "тождества" и "исключенного третьего").

При исследовании классовой сущности права речь идет обыч­но не столько о сущности, сколько о причинах возникновения пра­ва (оно возникло вместе с классовым делением общества) и о его содержании (право выражает преимущественно или исключитель­но волю и интересы политически господствующей части общества). Классовое содержание права допускает конкретизацию по частям класса, по периодам развития общества, по отраслям и институ­там, не переставая быть оценочной характеристикой права. Кате­гория же сущности должна включать такие качественные черты, без которых вообще нет того предмета, о сущности которого идет речь. Поэтому рядом с "классовой сущностью" (а вернее, содержа­нием) права в юридической науке всегда описывалось нечто вроде его предметной сущности ("описательные понятия", по терминоло­гии Н. Г. Александрова), раскрываемой посредством перечня важ­нейших качеств права.

Этот перечень содержится в большинстве определений права, сконструированных "по роду и виду": право — система норм (и/ или отношений), санкционированных или установленных государ­ством и охраняемых от нарушений с помощью мер государствен­ного принуждения. Подобные определения (их формулировки мно­гообразны) дают возможность отделить право (систему норм) от иных социальных явлений, а также указывают качества права, от­личающие его от других норм (норм морали, обычаев, нравов, ре­лигиозных норм, норм различных организаций и др.). Эти опреде­ления — немалое достижение общей теории права; но они имеют описательный характер и не раскрывают сущности права как за­кона бытия права, предопределяющего все его качества, цели, при­знаки, причины бытия и исторические судьбы.

См.: Сов. государство и право. 1983. № 10. С. 31.


Глава 1. Методологические проблемы определения сущности права

Определения "по роду и виду" (definitio fit per genus et differentiam) идеальны для описательных, классификационных наук. Современная логика признает, что это наиболее распространенные, но не единственно возможные определения. Кроме них существу­ют генетические определения, или определения понятия по при­чинному соотношению (воспроизведение закона бытия изучаемого предмета)1.

Виднейший представитель психологической теории права Л. И. Петражицкий писал: "Гениальный философ Кант смеялся над современною ему юриспруденцией по поводу того, что она еще не сумела определить, что такое право. "Юристы еще ищут опреде­ления для своего понятия права", замечает он иронически по это­му поводу"2. Приведенные слова Петражицкого получили широкое распространение в литературе по теории права3.

Однако рассуждения И. Канта далеки от иронии и насмешки над юристами. В книге "Критика чистого разума", где содержится суждение, процитированное Л. И. Петражицким, И. Кант доказы­вал трудность поиска определений в философских науках, к кото­рым он относил и науку о праве.

Если математические дефиниции создают само понятие, то философские — только объясняют его. "В философии, — писал И. Кант, — дефиниция со всей ее определенностью и ясностью должна скорее завершать труд, чем начинать его"4. Иллюстрацией данной мысли и является трудность поиска определения понятия права.

Методология этого поиска обстоятельно изложена И. Кантом в его книге "Метафизика нравов". Вот подлинные рассуждения И. Канта о правоведах, знающих законодательство с его внешней стороны, С точки зрения применения к конкретным жизненным си­туациям. Вопрос: "Что такое право?", — рассуждал И. Кант, — мо­жет так же смутить правоведа — если только он не хочет впасть в тавтологию или вместо общего решения сослаться на то, что ут­верждали когда-либо законы какой-нибудь страны, — как пресло­вутый вопрос: "Что есть истина?", обращенный к учителям логи­ки. "Что считается правом (quod sit juris), т. е., что говорят или го-

1 См.: Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1998.
С. 139 и след.; Гетманова А. Д. Логика. М., 1986. С. 36—38.

2 Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности.
Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908. С. И. Кистяковский в свое
время замечал, что цитированное изречение Канта Петражицкий взял,
по-видимому, из вторых рук и придал ему не свойственное ироническое
значение (Кистяковский Б. А. Указ. соч. С. 159, 230—231).

3 См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Учебное пособие (по
изданию 1910—1912 гг.). Т. 1. М., 1995. С. 280; Пашуканис Е. Б. Избранные
произведения по общей теории права и государства. М., 1980. С. 48; Спи­
ридонов Л. И.
Теория государства и права. М., 1995. С. 100.

4 Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 432.


4 Сущность права. Проблемы теории и философии права

ворили законы в том или ином месте в то или другое время, он еще может указать; но является ли то, чего они требуют, правом, и каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правое и неправое (justum et injustum), — это остается для него тайной, если он хоть на время не отвлечется от эмпири­ческих принципов и не поищет ответов на эти вопросы в одном лишь разуме (хотя бы упомянутые законы и служили ему для этого хо­рошим руководством), чтобы установить основу для возможного по­ложительного законодательства. Чисто эмпирическое учение о пра­ве, — заключает И. Кант, — это голова (подобно деревянной голо­ве в басне "Федра"), которая может быть красива, но, увы, не имеет мозга"1.

Как видно из изложенного, мысль И. Канта состояла в том, что для постижения сущности права недостаточно знать содержа­ние законодательства разных стран и народов, т. е. эмпирическую действительность. Сущность права не только не может быть по­стигнута методами практической юриспруденции, но и вообще не относится к кругу ее интересов, поскольку для практикующего юриста первостепенное значение имеют поиск юридических фак­тов и доказательств, относящихся к данном делу, правовая оценка обстоятельств казуса, определение, кто на что имеет право и к чему обязан, в каких пределах и размерах и т. п.

Сущность права не может быть постигнута ни практическим правоведением, ни даже общей теорией права, если последняя не выйдет за пределы юридических категорий. Дело в том, что опре­деление понятий, выражающих существенные свойства права (за­коны его бытия), входит в предмет и задачу не столько общей тео­рии права, сколько философии права.

Подлинная мысль И. Канта состояла в том, что сущность права может быть постигнута только философским разумом. В духе раци­онализма, вершиной развития которого стала немецкая классичес­кая философия конца XVIII века, И. Кант отвергал "неразумное" современное ему эмпирическое (т. е. существовавшее тогда сослов-но-феодальное) право, обосновывал революционные для того вре­мени принципы равенства и свободы как основы "разумного права".

И. Кант отметил ряд существенных качеств права: право ка­сается лишь внешних и притом практических отношений между людьми (а не помыслов, желаний); посредством права действия (по­ступки) одного лица совмещаются с действиями других лиц с точ­ки зрения всеобщего закона свободы; право — взаимное принуж­дение, охраняющее общую свободу2. Еще важнее, что И. Кант на-


Глава 1. Методологические проблемы определения сущности права 5

метил путь к познанию сущности права. Однако эта проблема не была решена им по ряду причин. Последующее развитие науки по­казало недостаточность рационализма как единственного и универ­сального метода изучения общественных явлений; теория и мето­ды социальной философии значительно пополнились достижения­ми социологии, психологии, исторических наук.

Не менее важно то обстоятельство, что учение И. Канта о праве идеологично. Во времена Канта право, основанное на принципах ра­венства и свободы, было еще только в стадии становления. Кант — философ свободы, провозвестник гражданского общества и право­вого государства, далеко опередивший свое время. В современной ему Германии, "Священной Римской империи германской нации", состоящей из множества феодальных государств, существовали княжеский абсолютизм, крепостное право, наследственные приви­легии дворянства. В Западной Европе лишь Англия к тому време­ни сумела освободиться от ряда пережитков сословно-феодально-го строя. Россия и США были великими рабовладельческими им­периями, общественно-политический строй которых еще долго влиял на другие страны.

Кант был современником Великой революции во Франции, положившей начало низвержению "старого режима". Идеологич-ность его учения о праве состояла в желании Канта основать пра­во на принципах, которые он считал идеальными, соответствую­щими законам разума. Кант видел в праве как социальном явле­нии то, что он хотел в нем видеть, и отвергал то, что противоречи­ло, по его мнению, законам разума. При таком подходе критерием истинности философского построения оказывался субъективный фактор, вера в то, что право, основанное на равенстве и свободе, и есть истинное право. Кант стремился рационалистически обосно­вать правовые принципы гражданского общества, основать свою философию права на идеях французской Декларации прав чело­века и гражданина 1789 года. Отвергая "эмпирическое" (т. е. со-словно-феодальное) право как неразумное, Кант по сути дела от­вергал вообще прошлую историю права, считая, что история чело­вечества — впереди: "Величайшая проблема для человеческого ро­да, разрешить которую вынуждает его природа, — подчеркивал Кант, — достижение всеобщего правового гражданского общества"1.

Идеологичность того же рода свойственна ряду современных теоретиков, видящих сущность права в свободе, равенстве, правах человека. О таком подходе к конструированию понятия и опреде­ления права справедливо писал Г. Ф. Шершеневич: "Определяя,


 


1 Кант Иммануил. Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. 2. М., 1965.
С. 139. Неточности перевода и опечатки исправлены по немецкому изда­
нию: Kant I. Metafisik der Sitten. Leipzig, 1983.

2 См.: Кант Иммануил. Указ. соч. С. 139—141 и след.


1 Кант Иммануил. Сочинения на немецком и русском языках. Т. I. М., 1994. С. 95 (цитируется статья: "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане").


Сущность права. Проблемы теории и философии права

например, право, как обеспечение свободы личности и равенства, можно начинать историю французского права только со времени первой революции, потому что весь старый режим был отрицани­ем данного определения. С точки зрения того же определения, от­вергающего за неразумными и безнравственными законами харак­тер права, следовало бы признать, что рабства, как правового ин­ститута, никогда не существовало"1.

Кант, указав путь к познанию права, потерпел неудачу на этом пути, поскольку размышлял не о реальном праве, а об идеальном будущем праве гражданского общества. К познанию сущности права, как отмечено, не привел и марксистский классовый подход к ее определению, так как при его последовательном проведении исто­рия права оказывается разобщенной по различным общественно-экономическим формациям, а само право выглядит как наслоение или чередование нескольких сущностей разных порядков.

От раскрытия сущности права равно далеки как те, кто счи­тают право ценностью, воплощением гуманизма и справедливости, так и те, кто видят в нем социальное зло, средство обмана и пора­бощения. Право должно рассматриваться прежде всего как факт истории, сущность которого постигается на том уровне абстрак­ции, где соединяются понятия и категории социологии, этики, пси­хологии, политологии и собственно истории, на современном этапе развития правоведения выходящей на первый план в качестве кри­терия всеобщности и истинности теоретического обобщения.

Приведенные выше суждения Канта существенно важны для правоведения по ряду причин. Бесценны выводы Канта о гетеро-номности правовых норм — право оценивает, ограничивает и регу­лирует только внешние действия людей; помыслы, мотивы дейст­вий — область автономии ("самозакония") личности, носителя нрав­ственного закона. Прогрессивны идеи правового государства, граж­данского общества, правовых принципов равенства и свободы и др.

Великие потрясения, порожденные революционными событи­ями и войнами конца XVIII — начала XIX в., законодательство революционной эпохи и превращение законов, кодексов и других нормативно-правовых актов в основной источник права стали сти­мулом возникновения различных направлений правовой науки, опи­равшихся не только на рационализм, но и на историзм, социологию, психологию, антропологию и др. Каждое из направлений правове­дения по-своему видело сущность права; как и указывал И. Кант, эта проблема ("что такое право?") должна решаться на философс­ком уровне.

Предмет и основные задачи философии права в свое время удачно определил Г. Ф. Шершеневич. "Философия права, — писал

Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 24.


Глава 1. Методологические проблемы определения сущности права 7

он, — дает понятие о сущности права не для данного историческо­го периода или для данной страны. Она ищет постоянное в сменя­ющемся... Философия права не должна подставлять под реальные понятия свои идеальные представления, выдавать за право то, что, по ее мнению, должно быть правом... Философия права не может быть построена на одних юридических науках... Без социологии и этики общей теории права никогда не удастся выяснить, что такое право или что такое государство... Место права в мировом поряд­ке — это есть отношение права к иным проявлениям обществен­ности, более всего к нравственности; значение права — это оценка социальной роли права в культурной жизни"1.

Важно отметить, что философия права качественно отлича­ется от общей теории права не только более высокой степенью аб­страктности философских понятий и категорий, но и выходом за границы юридической проблематики. Если теория права обобщает выводы отраслевых юридических наук в пределах своих основных категорий — нормы права и правоотношения, то философия пра­ва, привлекая для изучения права понятия и категории социоло­гии, психологии, политэкономии, культурологии и других наук, стре­мится обнаружить место права в обществе, в общественном созна­нии, в истории цивилизаций, в общей истории человечества. Со­временные исследователи справедливо отмечают, что теория пра­ва выступает как индуктивное знание, исходящее из достижений конкретных юридических наук, тогда как философия права фор­мируется в качестве дедуктивного знания о праве, выводимого из более общих знаний о мироздании2.

Философское знание о праве создается на том уровне наук, где изучается общество в целом. Это знание не может быть сведе­но ни к априорно заданному учению о базисе и надстройке, к обя­зательному набору цитат из сочинений или опубликованных конс­пектов классиков официальной идеологии3, ни к схоластически фор­мулированным "четырем чертам диалектического метода", "трем чертам философского материализма", "трем особенностям произ­водства" и "пяти основным типам производственных отношений"4.

Философия права начинается там, где право рассматривает­ся в его реальном бытии в обществе, в связи с общественным со­знанием, государством, человеком. Такая философия права воз­никла еще в Древнем мире. За много веков ее развития сложилось немало философско-правовых доктрин^, стремящихся постичь сущ-

1 Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 23, 27, 45.

2 См.: Тихонравов Ю. В. Основы философии права. М., 1997. С. 45.

3 См.: Керимов Д. А. Философские проблемы права. М., 1972.

4 См.: История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков).
Краткий курс. М., 1938. С. 99—127.

5 Ряд источников по философии права опубликован (в выдержках) в
кн.: Антология мировой правовой мысли в пяти томах. М., 1999.


Сущность права. Проблемы теории и философии права

ность права, его основные качества, объяснить социальную роль права и его значение для социализации человека и гуманизации общества.

С XIX века началось, как отмечено, бурное развитие общей теории права, умножение концепций, каждая из которых по-свое­му понимает право, выражая какую-то из его сторон. На философ­ском и общетеоретическом уровнях сложились различные понятия и определения права, каждое из которых имеет сторонников; пред­лагалось соединить эти понятия-определения, поскольку все они содержат зерна истины.

Интегративный подход к определению права свойствен неко­торым зарубежным теоретикам права. Склонность к интегратив-ному подходу в современной отечественной литературе проявляется двояко: одни авторы, говоря о праве, перечисляют несколько его определений, отзываясь о каждом из них с большей или меньшей симпатией или антипатией (предполагается, очевидно, что это — проявление плюрализма мнений о праве, окончательное суждение о котором предоставляется читателю); другие — вообще не обра­щаются к праву, ограничиваясь перечнем его различных опреде­лений.

При таком подходе описывается более история и современное состояние учений о праве (теории права), чем само право. За пе­речнем разных правопониманий, каждое из которых имеет свой, отличный от других угол зрения, предмет и метод, теряется право как объект исследования.

Не решает проблемы и предположение, что научное понятие права может быть выработано в результате изучения многих мне­ний о нем и преодоления "крайностей". Такое предположение выс­казывается и в отечественной, и в зарубежной литературе1.

При таком подходе всегда существует опасность спутать се­редину с крайностями; к тому же, даже если удалось ясно опреде­лить, где центр, а где фланги перечисленных теорий, временная

1 Профессор Университета права, экономики и общественных наук Экс-Марселя Жан-Луи Бержель пишет: "Поскольку различные школы мысли сами по себе питают свои собственные изыски и не могут, взя­тые по отдельности, сформулировать полное и удовлетворяющее всех оп­ределение права, такое определение может происходить только из не­которой конъюнкции соответствующих теорий, оценка которой будет за­висеть от того, какие конечные цели признаются за правом. Помимо край­них позиций существует промежуточный вариант, который основывается на поисках альтернативных целей и оказывает примиряющее воздействие на взаимоотношения между различными доктринами, одновременно очи­щая их от ненужной предвзятости" (Бержелъ Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 55). О создании интегрированной, единой юриспруденции, в которой сводятся воедино разные школы, см. также: Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 57.


Глава 1. Методологические проблемы определения сущности права 9

мода на крайнюю точку зрения может настолько перегрузить один из флангов обилием соответствующих идей, что центр (середина между крайностями) заметно сместится в сторону, диктуемую пре­ходящей модой1.

Методологический плюрализм и созданные на его основе раз­ные понятия-определения права имеют познавательное значение, но не ведут к постижению сути права.

"Говорят, — писал Гете, — что между двумя противополож­ными мнениями лежит истина. Никоим образом! Между ними ле­жит проблема".

При изучении проблем правовой науки, как и других проблем, надо отметить следующее. В последние десятилетия значительных успехов достигла эпистемология (наука о науке, знание о знании). К сожалению, переведенная и изданная много лет назад книга То­маса Куна2 почти не была замечена учеными-правоведами; однако в развивающейся эпистемологии обозначен ряд подходов к реше­нию проблем, волнующих юристов-теоретиков.

Говоря о различных правопониманиях, многие авторы часто упоминают, что в этих правопониманиях содержатся зерна истины. Но почему-то не замечается, что признание "зерен истины" явля­ется не комплиментом какой-либо теории, а откровенным заявле­нием, что "зерна истины" смешаны с "плевелами заблуждений".

Современная философия считает примитивным и устаревшим взгляд на познание как на "переход от незнания к познанию"3. В процессе критической переоценки упрощенного взгляда на позна­ние мира, природы и общества как на постижение непреложных истин и кумулятивный прирост новых знаний современная эписте­мология утверждает, что развитие знания состоит не только в пре­одолении незнания, но и в трудной борьбе знания против ложного знания, укоренившихся предрассудков, ошибок, заблуждений, про­тиворечие истине которых далеко не очевидно, а порой и практи­чески трудно доказуемо, потому что человечество не только сжи­лось с этими заблуждениями, но и успешно использует их в прак­тических целях (например, геоцентрическая Птолемеева система

1 Например, в последнее время стало модным критиковать право как
таковое: сторонники плюралистической демократии противопоставляют ему
"корпоративные нормы союзов"; синдикализм и дюгизм призывают вытес­
нять право "конвенциональными нормами", т. е. соглашениями классов и
синдикатов; современная теория естественного права ставит правосозна­
ние выше правовых норм; анархизм отвергает право как "прошлогоднюю"
волю господствующих классов, подавляющую народ, общество, личность
и не соответствующую современным условиям. Спрашивается: если увле­
чение правовым нигилизмом сменится правовым фетишизмом, изменит­
ся ли в связи с этим само понятие права?

2 См.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

3 Ленин В. И. Полк. собр. соч. Т. 26. С. 55.



 


 


Сущность права. Проблемы теории и философии права

мира). При этом в сфере познания природы и общества конкури­руют как истина и заблуждения между собой, так и одни заблуж­дения с другими заблуждениями. Например, в XVII—XVIII вв. в общественно-политической идеологии ряда стран Европы идее "бо-гоустановленности власти" феодальных монархов противостояла ре­волюционно-демократическая идея "общественного договора" о со­здании государства. В комплексе современных теоретических зна­ний о праве и государстве эти идеи заслуживают упоминания разве только в связи с критическим обзором различных устаревших идей о происхождении государства. Но в период борьбы против феода­лизма идея общественного договора как способ выражения сопри­частности человека и народа к власти противостояла идее богоус-тановленности власти феодальных монархов. Обе эти идеи далеки от истины и подвергались основательной и глубокой критике, од­нако на основе каждой из них, толкуемой как основной методо­логический принцип, строились обширные теоретические концеп­ции, притязающие на объяснение прошлого, истолкование настоя­щего и предвидение будущих судеб государства и права. Объясне­ние оказалось надуманным, истолкование — ошибочным, предви­дение — ложным; но в свое время эти идеи (каждая по-своему) объясняли ряд проблем, волновавших человечество, и были состав­ными элементами общественной науки1.

Каждая эпоха имела свои парадигмы, способы постановки про­блем и методы их решения, причем в процессе постижения мира сознание человечества не просто наполнялось и пополнялось зна­ниями, а остро переживало борьбу истины и заблуждения, полу­знания и псевдознания, науки и лженауки, объективного знания и веры в несуществующее и неосуществимое. Знание порой очень долго, в процессе трудной борьбы, преодоления инерции мышле­ния укоренялось в науке и получало общее признание. Не случай­но говорится: "Истина рождается как ересь и умирает как пред­рассудок".

Разнообразие правопониманий в отечественной литературе складывалось в процессе дискуссии о понятии права2 и резко уси­лилось после замены официально навязывавшегося идеологичес­кого монизма допустимым и желательным плюрализмом подходов к понятию права. Современный юрист с высшим образованием дол­жен иметь представление хотя бы об основных концепциях права.


Глава 1. Методологические проблемы определения сущности права 11

Но концепции разные, у каждой из них есть основания, обоснова­ния и притязания на истинность своего понятия права.

Попытки суммирования разнопредметных понятий, любое из которых противоречит другим понятиям-определениям, подверга­ются обоснованной критике.

"...Синтез разнопредметных знаний, — пишет современный автор, — возможен не иначе как путем их распредмечивания и при­ведения к общему знаменателю единых методологических основа­ний. Всякий иной способ есть или редукционизм, или эклектика. Распредмечивание есть возврат от предметной формы идеального содержания к форме метода, "породившего" данный предмет, а также к конструкции "самого объекта" (в отличие от предмета). Синтез знаний оборачивается синтезом методов при необходимос­ти реконструкции "самого объекта"1.

Распредмечивание как прямое обращение к объекту означа­ет, что разные правопонимания (содержащие зерна истины и пле­велы заблуждений) должны быть изучены, но не суммированы; они составная часть науки, содержат решение ряда проблем" или, по крайней мере, их постановку либо критику уязвимых сторон дру­гих правопониманий. Однако каждое из них имеет свой угол зре­ния, под которым изучается право, в силу чего своеобразие метода предопределяет специфику предмета (угол зрения = часть объек­та) и тем самым ограниченность (запрограммированная узость) взгляда на право. В результате распредмечивания ищется не се­редина, компромисс между чужими правопониманиями, а свое пра-вопонимание без стремления подстроиться под распространенные сегодня взгляды на сущность права, но и без опасений, что соб­ственное правопонимание может совпасть (полностью или частич­но) с чужим, кем-то уже высказанным представлением о сущнос­ти права. Речь идет о самостоятельном, свободном и от конфор­мизма, и от оригинальничания исследовании объекта, при котором другие точки зрения на тот же объект изучаются, но используют­ся не как доказательства (даже если они опираются на официаль­ный авторитет), а как ориентиры познания, обозначение проблем, удачные или неудачные попытки решения этих проблем и т. п.

Приведенные суждения — чуть ли не единственная в нашем современном правоведении конструктивная попытка уйти от ме-


 


1 Современная наука находит зерна истины и в этих идеях: государ­
ственная власть складывалась при (хотя бы) молчаливом согласии поддан­
ных ("договор"), а идейно-психологической основой этого согласия было
представление о сверхъестественности ("богоустановленности") государ­
ственной власти.

2 См.: Сов. государство и право. 1979. № 7, 8; 1981. № 11; 1983 № 10'
1984. № 11; 1985. № 7; 1991. № 12 и др.


1 Матюхин А. Государство в сфере права: институциональный под­ход. Алматы, 2000. С. 485. См. также: Щедровицкий Г. П. Заметки о поня­тиях "предмет" и "объект" // Философия. Наука. Методология. М., 1997. q 595—625; Марача В. Г. Исследование мышления в ММК и самооргани­зация методолога: семиотические и институциональные предпосылки // Кентавр. 1997. № 18. С. И и след.; Марача В. Г., Матюхин А. А. Правовая культура, сфера права, правовые институты // Научные труды "Ади-лет" [Алматы]. 1998. № 1.


Сущность права. Проблемы теории и философии права

ханического суммирования разных понятий права, вычисления "среднего" правопонимания либо приверженности к одному из них при декларативном отрицании или игнорировании зерен истины всех остальных.

Изложенная позиция конструктивна, но нуждается в уточне­ниях.

Распредмечивание разнопредметных знаний и реконструкция самого объекта означают прямое обращение к данному объекту, т. е. к праву во всех проявлениях его бытия, истории, связях и опос-редованиях. Практически это невозможно без определения своего предмета-метода исследования не только из-за безграничности объекта, но и исходя из целей исследования. Уже постановка цели (выявление сущности права) обусловливает ориентацию познания на наиболее общие свойства и отношения объекта исследования, а тем самым определяет рамки предмета в объекте (за этими рамка­ми остаются многие разнообразные стороны и отношения объекта).

Исходя из сложности и многообразия права, из его истории и современного бытия берется лишь та его часть, которая имела осо­бенное значение для социальной организации каких-либо цивили­заций. "Человеческая история свидетельствует, — пишет Сурия Пракаш Синха, — что в любой данный период с момента появле­ния культурных сообществ ок. 3500—2000 гг. до н. э. всегда одно­временно существовали четыре цивилизации в старом мире и три в Америке"1. "Вполне возможно выделить наиболее фундаменталь­ный принцип жизни каждой цивилизации и, следовательно, самый центральный принцип ее социальной организации. Можно сказать, что для западной цивилизации таким принципом является право, но этого нельзя сказать о других цивилизациях. Это объясняет, по­чему большинство (хотя и не все) теорий права появились на по­чве западной культуры, а не китайской, индийской, японской или африканской культур... Право и его институты играли централь­ную роль в специфической исторической действительности Запа­да, в то же время как в других обществах эта роль принадлежала другим принципам"2.

Изучение сущности права на материалах преимущественно европейской истории обозначает границы предмета познания зна­чительно уже безграничного в пространстве и времени его объекта. Еще более сужает границы предмета то, что из всех многообраз­ных сторон, свойств, связей и опосредовании права берутся лишь те, которые в процессе и в результате познания признаются глав­ными для определения его сущности: право и общество, право и

1 Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права. Краткий
курс. М., 1996. С. 85.

2 Там же. С. 10—11.


Глава 1. Методологические проблемы определения сущности права 13

государство, право и другие формы общественного сознания (не принимаются в расчет такие отношения, как право и природа, право и космос, демократия и право, право и демография, и др.).

Однако и этот подход не свободен от артефактов, так как ре­конструированный объект (право) сам становится "предметом", предопределяемым "методом" (углом зрения). Угол зрения при ис­следовании социальных проблем неизбежно включает "оценку" объекта с точки зрения ценностных ориентиров, идеалов исследо­вателей. Поэтому философия права идеологична.

Идеологичность философии права имеет разные степени и ва­рианты — от жесткой "партийности", т. е. ортодоксальности, пред­писанной государством, правящей партией, господствующей цер­ковью, до неспособности исследователя отрешиться от социальных симпатий и антипатий, от собственных представлений о хорошем, справедливом, эффективном (или, наоборот, плохом, несправедли­вом, безрезультативном) праве. Право всегда обращено в будущее и предписывает нечто как должное; поэтому идеалы (будущее) все­гда видятся в связи с правом как помощью или помехой в их дос­тижении.

Существование разнообразных правопониманий обусловлено сложностью объекта исследования (право), методом, углом зрения исследователя и нередко идеологическими установками. Это раз­нообразие, плюрализм мнений о праве, само может стать предпо­сылкой и причиной различных идейно-политических доктрин и акций. Многие конфликты современного мира — международные, внутригосударственные, социальные, национальные и другие, свя­заны с проблемами правовыми, их различным пониманием и тол­кованием1.

1 "Возможно, — пишет современный автор, — именно разница миро­воззренческих оснований послужила основной причиной разногласий НАТО, возглавляемого США, и России по поводу бомбардировок Югосла­вии в 1999 году... Американцы, в основе философии которых всегда доми­нировал методологический индивидуализм и эмпиризм, начали бомбарди­ровки под лозунгом защиты прав человека в Косово. Россия же настаива­ла на недопустимости агрессии, нарушающей международное право как право народов. И ни одна из сторон не смогла понять, какое место занима­ет право в мировоззрении другой стороны. Россия упрекала Америку в за­мене силы права на право силы, а Америка Россию — в потворстве дик­татору, который не признает иного языка, кроме силы" (Матюхин А. Указ. соч. С. 487—488).


Глава 2. Социальные основы и роль права



 


ГЛАВА ВТОРАЯ

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сущность права. Проблемы теории и философии права

ОГЛАВЛЕНИЕ... О Э Лейст Сущность права Проблемы теории и философии права М ИКД... ISBN...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА
Под сущностью права в советской литературе понималась воз­веденная в закон воля господствующего класса, содержание кото­рой определяется материальными условиями жизни данного клас­са. Это понимание

Социальные истоки права
Сущность права постигается философией права, изучением права в связи с местом человека среди других людей и их объеди­нений, с особенностями всего комплекса социальных отношений, т. е. отношений ме

Право и свобода
В процессе дискуссии в 70—80-х гг. о понятии права приня­тому в то время определению права как "возведенной в закон воли господствующего класса (или всего народа)" противопоставлялось пон

Право и порядок
Вопреки философам и ученым, считающим основной идеей права "солидарность", "свободу" или "волю господствующего клас­са", предлагается считать главной целью права поряд

И за общее благо
Идея "замиренной среды" (человеческого общения) находила и находит в праве специфическое воплощение. Давно замечено, что государство бессильно построить рай на земле; оно существ

СУЩНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРАВА
Сущностные качества права — это свойства, характерные для права любой страны и любой эпохи, те качества, без которых пра­ва не может быть, без которых оно не действует, не выполняет своей соци

Нормативность
Сущностным качеством права как формы организации обще­ства является нормативность. Всякая норма есть обобщение; этическая норма — правило должного (обращенное в будущее). Нормативный харак

Официальное установление и охрана государством
Сущностным качеством права является официальное установ­ление (санкционирование или создание) правовых норм государ­ством и охрана их государственным принуждением. Правовая норма существуе

Системность
Важным качеством права является системность, т. е. такая связь правовых норм, при которой одни нормы определяют усло­вия осуществления других правовых норм, нарушение которых, в свою очередь, должн

Формальная определенность
С нормативностью права связана его формальная определен­ность, т. е. точное обозначение обстоятельств, порождающих пра­вовые последствия, обозначение этих последствий, качеств, при­сущих участникам

К сущностным качествам права относится его обеспеченность процессуально урегулированной системой правосудия и правоох-раны.
Право по своей сути предполагает деятельность беспристраст­ного суда, арбитра, решающего споры и конфликты, определяю­щего, кто прав, а кто не прав, кому принадлежит спорная вещь, кто долже

Авторитетность
Сущностным качеством права является его авторитетность. Под авторитетностью права понимаются его общеизвестность и укорененность в сознании общества, общепризнанная обязатель­ность права,

Соотношение общества и права
Соотношение права и общества обычно рассматривается в свя­зи с проблемами происхождения права, его типологией и ролью в жизни и развитии общества. О происхождении права в последние годы из

Два этапа развития права и общества
По способам, какими право организует социально неоднород­ное общество, создавая "замиренную среду", история права и об­щества делится на две большие эпохи: сословное (или кастовое) общ

Право в сословно-кастовом обществе
К сословно-кастовым социально-правовым системам относят­ся системы Древнего мира, Средних веков и части Нового време­ни. По марксистской периодизации — это рабовладельческая и фе­одальная обществен

Право в гражданском обществе
Категория "гражданское общество", отличная от понятий го­сударства, семьи, племени, нации, религиозной и других общнос­тей, стала предметом изучения в XVIII—XIX вв. и обстоятельно разрабо

Взаимосвязь права и государства
Во всех трудах по правоведению справедливо отмечается, что право во многом зависит от государства. Право создается государством в том смысле, что норма стано­вится правовой с момента офици

Сущность государства
В советской литературе сущности государства и права рас­сматривались как единая классовая сущность, поскольку правом считалась возведенная в закон воля господствующего класса, а го­сударство называ

Противоречия права и государства
Возможности противоречий между правом и государством обусловлены тем, что они (право и государство) различны по сво­им сущностным качествам. 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч

Соотношение права и государства в гражданском обществе
В начале Нового времени становление гражданского общества сопровождалось существенным изменением права и государства. Важную роль в переходе от сословного общества к гражданскому играли сложившиеся

Право и мораль
В современной отечественной литературе отмечается, что мо­раль1, в отличие от права, содержится не (только) в официальных источниках, а в общественном мнении, и соблюдение моральных норм

Право и правосознание
Рядом с правом и моралью в общественном сознании находится обширная сфера социальных норм, оценок, понятий, эмоций, име­нуемая правосознанием. Об этой сфере написано много, но получа­ется как-то та

Три уровня знаний о праве
Под изучением права здесь понимается систематическое и це­ленаправленное приобретение и пополнение знаний о праве в про­цессе обучения и практической деятельности профессиональных юристов, преподав

Общая теория и философия права
Стремление постичь смысл права возникло в Древнем мире. Древнегреческие софисты (учители мудрости) видели в законах 1 Справедливо отмечалось, что логический уровень выводов теор

Актуальные проблемы правоведения
Главной задачей и заботой современной юридической науки в России является становление концептуального теоретического мыш­ления. Отказ от обязательной официальной идеологии резко рас­ширил возможнос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги