Реферат Курсовая Конспект
Право и мораль - раздел Социология, Сущность права. Проблемы теории и философии права В Современной Отечественной Литературе Отмечается, Что Мораль1, В...
|
В современной отечественной литературе отмечается, что мораль1, в отличие от права, содержится не (только) в официальных источниках, а в общественном мнении, и соблюдение моральных норм обеспечивается не государственным принуждением, а совестью и общественным воздействием. Замечалось также, что право обязательно для всего общества, а в морали то, что для одного является нормой поведения, для другого оказывается лишь возможной, но не обязательной оценкой (взглядом). К тому же в области морали как нормы, так и взгляды для разных частей общества могут быть различны, даже противоположны.
Нормы морали содержатся в общественном мнении, и, в отличие от права, момент возникновения каждой из них определить практически невозможно, так как индивидуальные оценки различ-
1 Мораль (от латинского "морус" — нравы) и нравственность — одно и то же. Этика (от греческого "этос" — нравы, обычаи) — философская дисциплина, изучающая мораль (нравственность).
ных ситуаций с позиций морали, распространяясь и получая общественное признание, перерастают из "морального взгляда" в норму, в правило поведения значительного числа людей (или всего общества). В праве же четко различаются правовые нормы (официально признанные и санкционированные государством) и правовые взгляды, правосознание, предположения о том, каким должно или не должно быть право.
Правильно указывалось также, что ряд норм права (об ответственности за клевету, оскорбление личности, хулиганство и др.) невозможно применить без учета моральных критериев, а некоторые принципы и нормы морали воплощены в нормах права (семейного, например).
Общим для советской литературы был взгляд на мораль как на одно из орудий политики коммунистической партии ("нравственно то, что помогает строить коммунизм")1. Связь правовых и моральных норм при социализме доказывалась общностью их целей и политического содержания, руководящей ролью правящей партии, а также тем, что в основе правовых и моральных норм лежат "объективные нормы", заложенные в экономическом базисе общества, определяющем надстройку. В отличие от буржуазных ученых-юристов (например, Г. Еллинека), называвших право "минимумом морали", некоторые советские ученые утверждали, что при социализме многие правовые нормы являются "максимумом морали". Обоснование "морально-политического единства советского общества" сопровождалось критикой классовой морали буржуазии, причем подчеркивалось, что в эксплуататорском обществе мораль всегда носит сугубо классовый характер. В -связи с этим принципиально отвергалось существование общечеловеческих норм и принципов морали. Коль скоро право и мораль господствующего класса носят одинаковый классовый характер, они считались едиными и отождествлялись в их основных предписаниях2.
Вслед за рядом юристов позитивистского направления правоведы нередко изображали соотношение права и морали в виде двух пересекающихся окружностей с обширной общей сферой и небольшими несовпадающими частями (мораль, но не право, регулирует отношения дружбы и любви, право определяет формы сделок, безразличные с точки зрения морали).
Изложенные представления (особенно подчинение морали политике и отрицание общечеловеческих моральных норм) подвергались справедливой критике. Однако проблема соотношения пра-
1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 308—315.
2 См., например: Карева М. П. Право и нравственность в социалис
тическом обществе. М., 1951; Якуба Е. А. Право и нравственность как ре
гуляторы общественных отношений при социализме. Харьков, 1970; Алек
сеев Л. И. Единство правовых и моральных норм в социалистическом об
ществе. М., 1968.
Сущность права. Проблемы теории и философии права
Глава 6. Право, мораль, правосознание
ва и морали еще не нашла достаточно полного освещения в нашей литературе.
Большое сомнение вызывает представление о совпадении многих сфер правового и морального регулирования1. Право и мораль — совсем разные, между ними больше различий, чем сходства. О совпадении части права и морали ("пересекающиеся окружности") трудно говорить по той причине, что в содержании права слишком много такого, к чему мораль решительно безразлична. Невозможно найти моральное содержание, например, в правовых нормах, определяющих структуру и порядок деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, акционерных обществ и иных юридических лиц, формы заключения договоров, условия их действительности, порядок выполнения, сроки проведения экологических мероприятий, деятельность статистических или налоговых органов, различных инспекций, нормах, закрепляющих права профсоюзов, избирательную систему страны, регулирующих составление, утверждение и исполнение бюджета — почти все (или все) отрасли права содержат нормы, содержание которых никак не оценивается моралью. В самом деле: морально или не морально, что Федеральное Собрание состоит из двух палат, а для существенного изменения Конституции должно быть созвано Конституционное Собрание? Морально или не морально, что размер подоходного налога меняется, исходя из перспектив развития производства и других экономических соображений, или что право бесплатно получить высшее образование осуществляется на конкурсной основе? Даже нормы семейного права, которые чаще других приводятся как пример совпадения моральных и правовых оценок и отношений, далеко не всегда зависят от нравственных критериев; брачный возраст, например, нормативно устанавливается на основе медицинских наук; нормы о порядке (процедуре) расторжения брака — на основе изучения демографической перспективы, обобщения правовой практики, выводов статистики и психологии, а также с учетом правил деятельности судов и других правоприменительных учреждений.
Не слишком ли обширная сфера правоотношений находится вне моральных оценок, чтобы можно было говорить о пересечении или частичном совпадении права и морали- в нормативной системе общества? Ведь за пределами моральных оценок находится не какой-то узкий сегмент правоотношений, а почти вся сфера правового регулирования. Моральное сознание общества встревоживается лишь при совершении правонарушений.
1 Еще и сейчас некоторые авторы со ссылкой на устаревшие источники утверждают, что мораль имеет "вездесущий, всепроникающий характер" (см.: Абросимова О. К. Взаимодействие права и морали в современном российском обществе. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 5).
Равным образом право (в цивилизованном обществе) не вторгается в нравственное сознание общества и индивида, оставляя без юридических оценок почти все области моральных отношений. Там, где действительно необходима юридическая регламентация каких-либо нравственных отношений, мораль воздействует на право через правосознание. Так случилось, например, с изменением норм советского семейного права о "внебрачных детях"1.
Моральные нормы не тождественны правовым ни по содержанию, ни по логико-теоретической (гипотеза, диспозиция, санкция), ни по деонтологической структуре.
Главная разница между ними — в критериях оценки действий, поведения людей и их отношений. Праву свойственны оценки: "правомерно", "неправомерно", "имеет юридическое значение", "юридического значения не имеет", "порождает определенные права", "возлагает определенные обязанности", "допускается или находится под особой охраной государственных органов", "пресекается и наказывается с помощью мер государственного принуждения" и т. п.
Иные критерии оценок свойственны моральным нормам. Как отмечено, оценка, выраженная в общей форме, и является нормой; в морали, где нет ни законодателя, ни специального правосудия, это особенно заметно.
Самое трудное в этике (наука о морали) — найти основной, общий критерий оценок, определяющий содержание моральных принципов и норм как основы нравственного поведения. Таким критерием нередко называют "справедливость" или "добро и зло".
"Справедливость" считается основной и общей для морали и права категорией.
Однако сущность и содержание справедливости всеми понимаются по-разному. Интуитивно под справедливостью подразумевается уравнивание, согласование, соответствие, соразмерность2.
1 См.: Пергамент А. И. Правовое положение внебрачных детей дол
жно быть изменено // Сов. государство и право. 1956. № 3.
2 Например, в Курсе лекций по общей теории права различаются
справедливость воздающая (принцип древних правовых систем талиона),
уравнивающая (равенство граждан перед законом), распределительная
(учет всех обстоятельств личности при распределении материальных и
иных благ) (см.: Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород 1993.
С. 116).
Еще больше различных видов справедливости называет Ж.-Л. Бер-жель, который, после перечисления многих понятий справедливости, замечает, что существует много интерпретаций этого понятия и, в зависимости от конкретного случая, можно прибегнуть к любой из них (см.: Бержелъ Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 58 и след.). Обоснование различных понятий справедливости см.: Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
Сущность права. Проблемы теории и философии права
т
Глава 6. Право, мораль, правосознание
Но уже Аристотель, развивая мысли Платона о двух видах равенства — справедливости1, разделил справедливость на "уравнивающую" и "распределяющую", видя суть первой в том, что она воздает равным — равное ("арифметическая справедливость"), а неравным — неравное ("геометрическая справедливость"), заметив при этом, что сверх того справедливость "распадается на несколько видов в соответствии с тем, будет ли человек властвовать или подчиняться, подобно тому как различаются воздержность и мужество мужчины и женщины..."2
Но если видов справедливости и равенства много, то что вообще остается от идеи равенства и от справедливости как нормативного принципа? Сомнения вызывает именно нормативность понятия "справедливость"3. Не сводится ли оно практически к полуинтуитивной, эмоциональной оценке конкретных жизненных ситуаций и отношений4 по бланкетному правилу римских юристов "каждому свое"? Во всяком случае все современные теоретические исследования и определения справедливости идеологичны и каждое из них противоречит всем остальным. Единственно общее в них — определение справедливости как отсутствия (исправления, избежания) несправедливости. Получается, что понятие социальной (и индивидуальной) справедливости менее определенно, чем понятие "несправедливость" не только по той причине, что к справедливости всегда взывают обиженные, но и по той, что зло вообще воспринимается яснее и конкретнее, чем благо ("хорошо жили, пока не начались эпидемии, голод, война, пожары, разбои и грабежи").
1 Как писал Платон, есть два вида равенства, они хоть и одноимен-
ны, но на деле во многом чуть ли не противоположны между собой. Од
но — "равенство меры, веса, числа"; другое равенство выше: "Больше
му оно уделяет больше, меньшему — меньше, каждому даря то, что со
размерно его природе. Особенно большой почет воздает оно всегда лю
дям наиболее добродетельным; противоположное же — тем, кто мень
ше преуспел в добродетели и воспитанности. Каждому оно разумно да
рит надлежащее". Справедливость, заключает Платон, заключается в "ра
венстве, установленном в каждом отдельном случае для неравных соглас
но природе"(Ллатпон. Сочинения в трех томах. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С. 231—
232).
2 Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., 1984. С. 452; см.
также: С. 150 и след., 324 и след., 368, 462 и след.
3 По сообщению Л. В. Головко, категория "справедливость" (equite)
современной французской философией трактуется через призму внутрен
них ощущений человека, проявляемых в оценке отдельного конкретного
случая (см.: Государство и право. 2001. № 8. С. 90, прим. 10).
4 Даже авторы, стремящиеся разработать концепцию справедливос
ти, вынуждены заметить: "Нормативное определение справедливости не
возможно, она может выражаться через разные понятия и категории,
порой несовместимые" (Булгаков В. В. Концепция справедливости в пра
ве. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Белгород, 2002. С. 8).
Понятие "социальная справедливость", о котором много говорят философы, юристы, политики, моралисты, публицисты, оказалось столь многоликим и неопределенным, что стало риторической формой выражения взаимоисключающих идей и антагонистических интересов противостоящих классов, партий, социальных групп, индивидов и их объединений.
Это понятие может быть наполнено настолько противоположным содержанием, что в Федеральном законе "О политических партиях" специально оговорено: "Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни"1.
Основными категориями собственно морали называют "добро" и "зло". Между тем сами по себе эти категории в силу абстрактности безграничны и применимы к явлениям природы и общественной жизни, не подлежащим моральной оценке: землетрясение, хороший урожай, потоп, болезнь, здоровье, прекрасная погода, политический переворот, демографический взрыв и т. п. Бытующее предположение, что к сфере морали относится все, заслуживающее одобрения или порицания, лишает мораль всякой определенности.
Однако категории "добро" и "зло" сразу обретают реальность и определенность, будучи применены к человеку в его отношении к другим людям2. "Злой человек" и "добрый человек" — ясные и конкретные моральные оценки; разумеется, "доброта" — не обязательно щедрость, как и "злобность" — не только скупость.
Рассуждения древнегреческих философов об относительности оценок быстрого бега (в спортивном состязании — хорошо, с поля боя — плохо) свидетельствуют не об их моральном релятивизме, как нередко утверждается, а о неприменимости моральных оценок к физическим явлениям и процессам без учета мотивов действий людей, участвующих в этих процессах. Афористическое суждение — "человек есть мера всех вещей" дает ключ к пониманию сущности морали, основанной на противопоставлении эгоизма и альтруизма, мизантропии и филантропии. Из этого противопоставле-
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29.
Ст. 2950.
2 Достаточно известны результаты попыток построить нравственные
системы на ином (не человеческом) основании: этика как служение цер
ковной организации породила иезуитскую мораль; лозунг "нравственно то,
что помогает строить коммунизм" привел к принципиальному отрицанию
общечеловеческой морали, к подмене этики демагогией и примитивным
политиканством. Кроме того, дегуманизация общественных отношений ста
ла причиной распространения моральных оценок даже на технику, уста
релость которой именовалась "моральным износом".
Сущность права. Проблемы теории и философии права
Глава 6. Право, мораль, правосознание
ния вытекают все моральные нормы и оценки действий и поведения личности по отношению к другим людям: "честно", "нечестно", "похвально", "постыдно", "гуманно", "негуманно, жестоко, бесчеловечно", "искренне", "лицемерно" и т. д.
На гуманистическом основании строил этику (учение о морали) Аристотель, рассматривавший нравственные качества личности в ее общественном бытии. Считавший основой политики "дружбу" (компромисс, согласие), Аристотель относил к нравственным качествам "срединные состояния чувств"1. Таковы, в частности, мужество (среднее между дерзкой самоуверенностью и трусостью), щедрость (среднее между расточительством и скупостью, скряжничеством, крохоборством), скромность (среднее между бесстыдством и стеснительностью), благородство (среднее между кичливостью и приниженностью), правдивость (среднее между притворством и хвастовством), чувство собственного достоинства (среднее между своенравием и подхалимством).
Мораль настолько тесно связана с социальным бытием человека, что некоторые моральные нормы и оценки предопределяются природными качествами личностей.
Одни из этих качеств личности полезны обществу и заслуживают поддержки; таковы трудолюбие, радушие, доброжелательность, бескорыстие, дружелюбие и др.
Однако некоторые природные свойства, прирожденные задатки могут отрицательно влиять на социальное поведение личности. К ним относятся жадность и скупость. По оценкам современной социальной психологии, жадность является рефлексом, который легко и в большой степени гипертрофируется, трудно подавляется, оказывает большое отрицательное влияние на общество.
Из-за скупости и жадности богатых людей, особенно обладающих властью или поощряемых государством, произошли многие смуты, мятежи, перевороты и войны. Упрямое нежелание недальновидных богачей своевременно провести реформы, смягчающие всегда острые противоречия богатства и бедности, — основная причина революций и гражданских войн.
Почти так же социальной психологией характеризуется зависть; зависть легко и в большой степени гипертрофируется, трудно подавляется, оказывает среднее отрицательное влияние на общество. Зависть порождает агрессивную недоброжелательность; завистливый человек злораден и злопамятен, особенно если его невзгоды проистекают из осознанной им собственной ущербности. Стремление выместить свою несостоятельность на тех, кто преуспел в труде или каком-либо ремесле, — основной источник тайных доносов во времена беззаконий и репрессий. Как и жадность, зависть порождает социальную нестабильность; этим обус-
См.: Аристотель. Указ. соч. С. 317 и след.
ловлена отрицательная моральная оценка завистливых и жадных людей.
Названные и другие отрицательные моральные качества умножаются и возрастают у лиц, облеченных государственной, церковной или партийной властью, особенно если они не соответствуют своим должностям. Для государственной деятельности такие лица вредны и опасны; не случайно коммунист времен английской революции 1640—1649 гг. Дж. Уинстенли в проекте конституции будущего государства ("Закон свободы") предлагал не избирать на государственные должности антиобщественных людей, в том числе сварливых, чудовищно невежественных или очень болтливых людей, природные качества которых тягостны для окружающих1.
Положительные и отрицательные (с точки зрения морали) природные качества людей утверждаются, развиваются или подавляются в процессе воспитания личности в семье, общине, коллективе, школе, в обществе. Моральное воспитание и воздействие — это обуздание природного эгоизма, агрессивности и других отрицательных качеств, социализация личности, ее духовное включение в коллектив, общество, социальную группу.
Общим ориентиром и правилом морального воспитания является так называемое Золотое правило, древнейшее нормативное предписание, известное еще в Античной Греции, в Древней Индии и Китае: "(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".
Мораль — одно из духовных средств сплочения и солидарности общества или его части. Поэтому "сочувствие" относится к основным принципам и нормам морали. Так называемая общечеловеческая мораль зовет людей к единству на основе признания ценности и достоинства личности ("человек есть мера всех вещей"). Сосуществующие с ней в сознании общества нормы групповой, классовой, сословной морали зовут к тому же: к единению социальной группы, нередко противостоящей другим группам и потому вносящей противоречия в систему морали данного общества. Однако при всех противоречиях общественной моральной системы они (противоречия), кроме кризисных и революционных периодов общества2,
1 См.: Уинстенли Дж. Избранные памфлеты. М.—Л., 1950. С. 251—252.
2 Как отмечено в гл. 2, "замиренная среда" может создаваться и под
держиваться вооруженной силой, полицейским произволом, жестокими на
казаниями и террором. Мораль обществ, задавленных гнетом и принуж
дением, обычно зовет к смирению, уходу во внутренний мир, терпению
и надеждам на будущую справедливость и воздаяние. Однако если в об
ществе есть силы, предпочитающие вынужденному "замирению" борьбу
против угнетения, нравственность угнетенных классов или сословий зо
вет к сплочению этих сил в революционной борьбе за освобождение от
гнета. Роль революционной морали была особенно велика и заметна в пе
риод разрушения сословно-феодального строя.
Сущность права. Проблемы теории и философии права
Глава 6. Право, мораль, правосознание
не ведут к разрушению, разрыву общества на воюющие между собой классы, сословия, социальные группы. Мораль, как и право, способствует созданию "замиренной среды".
Во-первых, при всех классовых, сословных и других антагонизмах мораль строится на гуманистической основе в том смысле, что ряд ее норм адресован человеку вообще, выведен из природы человека. Самые лютые зверства во времена войн между государствами, религиозных войн, войн гражданских, межнациональных и других, совершенные в пылу страстей или по приказам преступных руководителей, рано или поздно получали отрицательную оценку если не современников, то потомков. Свойственный каждому человеку и человечеству в целом инстинкт самосохранения лежит в основе тех норм и принципов морали, которые именуются общечеловеческими, или элементарными. В этом отношении мораль, возможно, больше, чем право, нередко воплощающее волю и интересы меньшинства, а то и содержащее (при системе законов, как основных источников права) ошибки, служит духовному скреплению общества.
Во-вторых, интересы сословий и классов, порождающие разные, порой противоположные нормы морали, отражают различное положение этих классов и сословий в единой системе общественного разделения труда. Здесь противоречия неизбежны — но они не разрывают общество, если не разрушается система производства, основанная на совместном ведении хозяйства, на организации и порядке. В этом отношении мораль тоже дополняет и в чем-то порой превосходит право, давая моральное утешение тем, кто угнетен и социально обездолен.
Право и мораль служат одной цели — созданию и поддержанию "замиренной среды", обеспечению социального порядка. Но эта цель достигается ими по-разному.
В отличие от права мораль оценивает не только действия, поведение людей, но и саму личность. Разумеется, личность проявляется в действиях, но существуют такие понятия, как "моральный облик", "репутация", обусловленные постоянной, устойчивой линией поведения человека, порождающей определенные индивидуальные и социальные ожидания. Различаются люди моральные и аморальные, честные и бесчестные, жадные и добрые, скупые и щедрые, милосердные и жестокие, лживые и правдивые, совестливые и бессовестные, корыстные и бескорыстные, приветливые и замкнутые, склочные и дружелюбные, ленивые и трудолюбивые, скромные и тщеславные, принципиальные и беспринципные, порядочные и непорядочные, искренние и лицемерные, сердечные и бессердечные, надежные и ненадежные и т. д.
Можно предположить, что мораль складывалась одновременно с правом и в конкуренции с ним.
В первобытной общине, где личность не обособилась от коллектива, не было надобности ни в праве, ни в морали.
Категории "добро" и "зло" в первобытном обществе порой были не свободны от натурализма (тепло — холодно, съедобно — несъедобно, больно — приятно), а в социальном плане выражали отношение рода и племени к внешнему миру ("свои люди — чужие люди", "привычно — необычно", "опасно — безопасно"). Лишь с разделением людей своего племени и рода на вождей, жрецов, подвластных, бедных, богатых, равных и неравных, а еще и с появлением "чужих людей", "добро" и "зло" стали оцениваться в категориях "справедливость и несправедливость". Как понятие "кража" возникло ранее понятия "собственность", так и сетования о несправедливости стали порождением обид, зависти, обманутых социальных ожиданий, попрания вековых обычаев и традиций коллективного равенства. Еще и сейчас рассуждения о справедливости или несправедливости связаны либо с жалобами на нарушение равенства, ущемление существенных интересов, либо с попытками оправдать привилегии.
Одновременно с моралью складывалось право, оценивающее те же отношения с позиций охраны и воспроизводства развивающегося неравенства и индивидуализма. Неизбежная конкуренция правовых и моральных оценок (справедливое перераспределение, уравнение имущества стало кражей) вела к социальным конфликтам, выходом из которых было изменение, уточнение правовых норм либо насильственное подавление недовольства. Истории известно и то, и другое (периодические уравнения земельных наделов, прощение всех долгов и недоимок, смягчение чрезмерно суровых законов, подавление протестов вооруженной силой, установление диктаторских режимов и т. п.).
В конечном счете обязательность права стала строже обязательности морали по тем причинам, что право — одно, а разных представлений о справедливости много, причем право, в отличие от морали, признается официально и поддерживается государством.
На каком-то этапе развития общества между правом и моралью произошло своеобразное разделение труда. Предметом правового регулирования остались преимущественно действия и отношения, доказуемые в случае спора, в случае необходимости пресекаемые или наказуемые с помощью мер государственного принуждения. Предметом моральных оценок стали качества личности, выраженные в ее поведении и поступках. Этим обусловлена несовместимость или несопоставимость правовых и моральных оценок личности как таковой: нравственной личностью является человек, считающийся с интересами других людей, готовый помочь им, способный обуздать собственные эгоистические чувства; в праве человек существует как субъект права, общий и индивидуальный
Сущность права. Проблемы теории и философии права
статус которого определяется не присущими ему личными духовными качествами, а формально определенными правовыми предписаниями.
Правовая связь людей называется правоотношением; моральные связи людей — сочувствием, доброжелательством, благодеяниями, взаимопомощью, дружбой и солидарностью. Право определяет юридические факты и состояния, при наличии которых возникает (изменяется, прекращается) правоотношение. Мораль не имеет формальной определенности, свойственной праву, поскольку ситуации, в которых могут (и должны) проявиться моральные качества личности, настолько непредсказуемы и разнообразны, что заранее все их установить невозможно. Именно поэтому никогда не удавалось составить исчерпывающий свод моральных правил (моральный кодекс). Моральные нормы содержатся в общественном мнении и находят письменное выражение в художественных, философских, публицистических произведениях, в религиозных книгах, в программах партий, в газетах, учебниках, журналах и других средствах массовой информации.
Правовые нормы (в современном обществе) содержатся в письменных актах, которые подлежат систематизации, инкорпорации, кодификации. В текстах нормативных актов возможны неточности, ошибки, устаревшие нормы, противоречия, в связи с чем нередко порицается несовершенство правовых норм. Никто не порицает несовершенства норм морали, поскольку они создаются самим обществом и гибко приноровлены к оценке любых ситуаций. Право — нормы, которые реализуются или, по крайней мере, способны к реализации. Провозглашенное, но несоблюдаемое государством право порождает в обществе недоверие к праву вообще. Провозглашаемая, но не соблюдаемая мораль порождает недоверие не к морали, а к лицемерам, которые говорят одно, а делают другое.
Право ориентировано на общественные отношения, которые можно формально определить для охраны и воспроизводства (или пресечения). Общей целью права и его реализации является правопорядок. Общая цель морали — воспитание добропорядочной и добродетельной (делающей добро) личности. Все моральные нормы, вплоть до правил приличия, вытекают из этого идеала. Правовые нормы выражают государственную волю, направленную в конечном счете на поддержание общественного порядка. Моральные нормы выражают сложившиеся в том же обществе представления о положительных качествах личности в ее отношениях с другими людьми. Деяния, противоречащие праву, называются правонарушениями; люди, нарушающие моральные нормы, именуются порочными людьми.
Мотивом нравственного поведения является не исследование юридических фактов и их правовых последствий (как при намерении совершить поступок, имеющий юридическое значение), а ори-
Глава 6. Право, мораль, правосознание
ентация на некий идеал личности, стремящейся делать добро (или, по крайней мере, не вредить) людям, живущим в том же обществе. Иными словами, моральные нормы — это правила поведения добропорядочного человека, признающего права и интересы других людей, относящегося к ним с уважением и доброжелательно.
Социальная связь членов общества и нравственная необходимость согласовывать свое поведение с поведением других людей на основе уважения, доброжелательства и благодеяния выражена в первом категорическом императиве И. Канта: "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом... Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы"1.
Мораль воздействует на общественные отношения предписаниями, адресованными одному человеку (запрет, связывание). С нравственной точки зрения личность оценивается по степени выполнения этих предписаний: чего ждать от этого человека — нарушит ли он запрет, выполнит ли обязанность? Именно поэтому в системе моральных критериев оценки личности существуют еще и такие понятия, как "принципиальность", "порядочность", "беспринципность", "лицемерие", "моральная неустойчивость", "безволие", "подверженность дурным влияниям", и т. п. Эти критерии тоже характеризуют личность в аспекте нравственно-социальных ожиданий окружающих ее лиц и организаций. Невыполнение обещаний, неверность слову потому и осуждаются моралью, что свидетельствуют о непредсказуемости действий лживого и ненадежного человека, говорящего одно, а делающего другое.
В отличие от правовых норм все моральные нормы строятся по правилам абсолютной деонтической логики, т. е. сводятся к велению или запрету, адресованному отдельно взятому индивиду. Такие нормы, как отмечено (гл. 3), присущи и праву, воспринявшему ряд табу первобытного общества (запреты, выраженные в праве как составы правонарушений).
Особенность деонтической структуры морали (в ее отличии от права) давно замечена философами и правоведами.
Кант указывал, что учение о нравственности (морали) обычно (начиная с Цицерона) называется учением об обязанностях, а не учением также о правах; причину этого он видел в том, что моральный закон предписывает долг (обязанность), исходя из которого можно затем вывести понятия о правах2.
Это различие между правом и моралью подчеркивали многие правоведы. Н. М. Коркунов писал: "Из нравственных норм выво-
1 Кант Иммануил. Сочинения в шести томах. Т. 4 41 М 1965.
С. 260, 261.
2 См. там же. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 149.
Сущность права. Проблемы теории и философии права
т
Глава 6. Право, мораль, правосознание
дится только безусловный нравственный долг; из юридических — обусловленные друг другом право и обязанность"1.
В отличие от морали право регулирует поведение людей при помощи не только запретов и предписаний (обязанностей), но и посредством предоставительно-обязывающих норм, предусматривающих наделение участников правоотношения субъективными правами, которыми лицо может воспользоваться или не воспользоваться по своему усмотрению. Поскольку субъективное право обеспечивается соответствующими действиями обязанных лиц, получается, что поведение последних зависит не только от содержания нормы, но и от желания управомоченного воспользоваться или не воспользоваться своим правом. Именно поэтому аппарат абсолютной деонтической логики, достаточный для раскрытия содержания моральных норм, оказался недостаточным для изучения норм права, чем и обусловлена необходимость разработки логических теорий взаимодействия (см. гл. 3).
Названное различие между правом и моралью положил в основу своей теории права Л. И. Петражицкий, со свойственной ему последовательностью относивший к праву все вообще нормы-отношения, которые содержат притязание, право требовать ("императивно-атрибутивные эмоции"), тогда как морали ("императивные эмоции") такое свойство (право требовать) не присуще. При таком подходе к правовым было отнесено множество отношений, которые испокон веков считались только моральными отношениями, правилами этикета и др. Теория Л. И. Петражицкого вызвала много возражений, большая часть которых строилась на интуитивно-эмоциональных суждениях о существовании моральных прав и притязаний. Однако в том же интуитивно-эмоциональном восприятии рассуждения о "моральном праве" звучат не более чем утешение и соболезнование тому, у кого нет реального ("формального") права, кто может рассчитывать только на милость и благодеяние.
Можно предположить, что "моральное право" (право-притязание) когда-то соревновалось с юридическим правом и в этом соревновании потерпело поражение. На одну и ту же вещь не могут одновременно существовать у разных субъектов два разных права — одно юридическое, другое моральное. Моральное право, при его конкуренции с юридическим, будет либо запрещено (как самоуправство), либо преобразовано в юридическое право (преторская собственность: "Эта вещь остается твоей, но будет принадлежность тому, кто ее у тебя купил без выполнения формальных условий купли-продажи этой вещи").
1 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права // История русской правовой мысли. Биографии. Документы. Публикации. М., 1998. С. 116.
См. также: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Учебное пособие (по изданию 1910—1912 гг.). Т. 1. М., 1995. С. 153.
Современная этика (философия морали, нравственности) содержание моральных норм традиционно сводит к запретам и обязанностям. В научном аппарате этики понятие "моральное право, притязание" не нашло места. Этот термин нередко встречается в публицистической литературе, где, однако, способом осуществления чьих либо "моральных прав" всегда называется благотворительность или прямой политический акт власти.
Согласно теории морали оценка и необходимость морального поступка не зависят от чьей либо воли (своей или управомоченного лица), а проистекают из самой нормы. Поэтому основой морального поведения личности этика считает совесть, чувство долга, ответственности перед другими людьми, обществом, перед самим собой1; положительная или отрицательная оценка такого поведения другими людьми рассматривается лишь как дополнительное средство регулирования поведения. Нормы морали адресованы помыслам человека, ориентированы на его духовный мир, предписывают действия и поведение, соответствующие его убеждениям, санкционируются "голосом совести", который поначалу был тождествен велениям всеведущих богов (или Бога), сопряженным с посмертным или прижизненным воздаянием.
Утратив в соревновании с правом средства внешнего принуждения, мораль обрела могучую опору в религии, дававшей тем, кто сетовал на несправедливости, духовное утешение в виде упования на волю богов или Бога, надежды на божественное воздаяние добрым за добро и злым за зло, на помощь сверхчеловеческих сил в земной или (и) потусторонней жизни. Многие моральные нормы получали религиозную санкцию, становясь заповедями, велениями или запретами, исходящими от Бога.
С самого начала мораль складывалась в сфере религии и всегда была пристанищем обиженных и угнетенных. Социальная функция морали — не только сплочение социальных групп и общества в целом, но и духовное утешение тех, кто потерпел неудачу в жизни. Не случайно аскетизм, умение довольствоваться малым, бескорыстие считались и еще считаются положительными моральными качествами; многие века предполагалось, что носители таких качеств
1 Просветители и гуманисты XVI—XVIII вв. в числе моральных обязанностей называли обязанности по отношению к самому себе (основа самосохранения и совершенствования личности).
Либеральный мыслитель И. Бентам, ссылаясь на теорию утилитаризма, обстоятельно доказывал, что право не должно касаться этих обязанностей.
В советской этике существование таких обязанностей не замечалось, поскольку одним из политических лозунгов-призывов была "самоотверженность" личности в борьбе за общее благо. К тому же материальная и духовная ущербность государственно-социалистического образа жизни создавала ряд препятствий для всестороннего развития личности.
Сущность права. Проблемы теории и философии права
Глава 6. Право, мораль, правосознание
заслуживают посмертного воздаяния, награды в потустороннем мире. Голос совести — главная санкция моральных норм; поначалу (многие века) считалось, что "совесть" — прямой контакт человека со всеведущим Богом (богами)1, а "угрызения совести" — божье наказание за несоблюдение заповедей. Бессовестный человек — человек безнравственный и порочный, способный на злодеяния, за которые неизбежно посмертное или прижизненное воздаяние — наказание от Бога (богов).
Многие века мораль была настолько тесно связана с религией, что развитие философии и науки в Новое время, распространение деизма и атеизма поставили перед видными деятелями Просвещения вопрос: может ли атеист быть нравственным человеком? Сверх того, атеист как аморальный человек считался потенциальным преступником, уверенным, что умело совершенное и нераскрытое злодеяние останется безнаказанным. Поэтому большинство философов-просветителей, в том числе самых вольнодумных, высказывались за "гражданскую религию", согласно которой важнейшие обязанности человека перед обществом и другими людьми подкреплялась бы верой во всезнающего, всевидящего, карающего и награждающего Бога. В период французской революции якобинцы даже пытались учредить гражданскую религию специальным декретом.
Доводам сторонников гражданской религии их оппоненты в XVIII веке противопоставляли задачу, которую сейчас назвали бы социально-психологическим тестом. Представьте себе, говорили они, что на стене перед вами находится кнопка, нажав которую, вы убьете совершенно не известного вам человека, живущего не то в Китае, не то в Перу; в результате его смерти (о причине которой никто, кроме вас, не знает) вы получите в наследство громадное состояние. Нажмете ли вы эту кнопку?
Поскольку большинство просветителей скептически относились к идее посмертного воздаяния (гражданская религия ими предлагалась для непросвещенного народа), каждому приходилось решать вопрос: действенна ли мораль, опирающаяся только на совесть человека как на его личное духовное качество, не подкрепленное страхом перед карающим Богом?
В результате дискуссии воцарилось мнение, что за тысячелетия существования мораль стала частью духовного и социального бытия человечества, привычным и необходимым регулятором действий и поведения людей. Это мнение нашло подтверждение в ближайшем развитии истории.
1 Пережитки времен единства ряда моральных и религиозных категорий обнаруживаются в современных конституциях светских государств, называющих "свободой совести" право избирать любую религию или быть атеистом.
Несмотря на распространение атеизма и общее падение религиозности, XIX век не стал веком безнравственности. Напротив, резкое и быстрое ухудшение положения больших масс населения в связи с развитием капитализма привело к широкому развитию филантропии (человеколюбия) и милосердия, к распространению моральной (не только религиозной!) критики буржуазного общества за его эгоистичность, индивидуализм и антигуманность.
С конца XVIII — начала XIX в. к проблемам этики обращается ряд видных правоведов (И. Бентам, Дж. Остин и др.). Проблема связи и соотношения права и морали занимает прочное место в развивающейся общей теории права. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, новое право гражданского общества нуждалось в идейном обосновании. Такого обоснования не могли дать ни религия, ни традиции разрушенного феодально-сословного общества. В XIX веке потеряла былой авторитет и классическая теория естественного права, носившая революционно-критический характер; ее историческая роль была исчерпана низвержением сословного строя.
Во-вторых (связано с первым), на первый план выходили такие проблемы, как становление нового правопорядка, законности, правового государства. Теоретический поиск правоведов устремлялся на изыскание конкретных связей исторически новых правовых явлений с духовной жизнью общества, на обнаружение в общественной психологии и идеологии основ для практических решений политико-правовых задач. Так, основанная на утилитаризме этика Бентама давала возможность определить соотношение запретов и велений в праве, а тем самым охранительных и позитивных функций современного государства.
В-третьих, наконец, развитие антропологии, социальной психологии, социологии и исторических наук открывало дорогу для новых решений ряда проблем соотношения права и морали, непостижимых с точки зрения теологии или априорного рационализма.
В XIX—XX вв. предметом обсуждений и дискуссий философов, правоведов, социологов и специалистов по этике стала поставленная еще в Древнем мире проблема источника моральных качеств и чувств. Одни полагали (вслед за Т. Гоббсом), что человек по природе зол и моральные качества прививаются ему государством; другие считали моральные чувства и качества врожденными качествами людей (П. А. Кропоткин утверждал, что эти качества подавляются и уродуются государством, а полное развитие могут получить лишь при анархо-коммунизме); третьи доказывали, что моральные качества личности достигаются воспитанием и примером (И. Кант). К концу XIX — началу XX в. сложились все возможные точки зрения по этой проблеме; тогда же социологи (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль) разработали социально-аппробативную теорию
Сущность права. Проблемы теории и философии права
Глава 6. Право, мораль, правосознание
морали, согласно которой моральные понятия и категории выражают санкции общества, одобряющего одни поступки и порицающего другие.
Важным достижением И. Канта, И. Бентама, многих философов и правоведов XIX века является обоснование различий между правом и моралью. Классическая теория естественного права XVII—XVIII вв. нередко отождествляла или смешивала моральные и правовые категории, оценки, требования1. Для глубокого исследования морали и права как самостоятельных социальных явлений необходимо обособление одного от другого. Именно на основе этого обособления стали возможны исследования связей между правом и моралью.
Ряду правоведов и философов конца XIX — начала XX в. принадлежит определение "право — минимум морали". В это определение вкладывалось разное содержание.
Широкую известность получило рассуждение Г. Еллинека о безжалостном кредиторе, отбирающем у должника его последнее достояние, выколачивая долг: "Он действовал бы более нравственно, если бы отпустил его должнику. При взгляде на право, как низшую ступень нравственности, устраняются все конфликты, которые возникают, если право и мораль представить двумя самостоятельными силами"2. Ошибка Еллинека состоит в том, что мораль, вопреки его рассуждению, не поддается количественным измерениям. При заключении юридического договора по закону можно торговаться о цене, о праве на долю имущества или в доходах, о процентах по долгу или вкладу, о плате за пользование жилищем и приборами, о сроках и времени пользования ими и т. п. В морали нет количественных измерений, она не поддается ни дозировке, ни процентированию. Личность оценивается целиком. "Полуморальный" человек — это законченный негодяй.
Право — не "минимум морали" и по той причине, что регулирует обширный круг отношений (процессуальных, административных, производственных, организационных и др.), вообще не подлежащих моральной оценке.
Кроме того, само существование права означает, что мораль бессильна урегулировать ряд отношений между людьми; они потому и пишут договоры, заверяют их в нотариальных конторах, оговаривают пени, штрафы, неустойки за невыполнение обязательств, что не верят в честность своих контрагентов; право с его формальной определенностью, доказуемостью и способностью к принудительному осуществлению является не (только) "минимумом нрав-
1 Право и мораль смешивали еще римские юристы II—III вв. (см.:
Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 23, 25).
2 Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и на
казания. М., 1910. С. 61—62.
ственности", а ее "суррогатом", несовершенной, однако необходимой формой отношений между людьми.
Постоянной причиной противоречий права и морали в любом обществе, где они существуют, является формальная определенность права, не всегда дающая возможность распространить его действие на ситуации, настоятельно требующие правового регулирования, но не предусмотренные правом, либо наоборот, допускающая применение права к жизненным отношениям и ситуациям, где мораль считает такое применение несправедливым. Иными словами, противоречия возникают в силу того, что право по-разному оценивает ситуации, одинаковые с точки зрения морали, или, наоборот, уравнивает жизненные обстоятельства и ситуации, весьма различные с моральной точки зрения. Не случайно древние говорили: "Чрезмерно точное осуществление права порождает наивысшую несправедливость".
Содержание некоторых правовых норм откровенно и грубо противоречит даже тем моральным предписаниям и запретам, которые содержатся в религиозных заповедях. Правом разрешено и предписано убийство, запрещенное в Библии. Прелюбодеяния или непочтительное отношение к родителям, осужденные Библией, правом не запрещены и не влекут юридической ответственности. Право уделяет большое внимание правосудию, хотя в Новом завете предписано не судиться, а решать дело миром. Нормами государственного, а также процессуального права установлены обязательность и формы присяги (президента, других должностных лиц, а также свидетелей в уголовных и гражданских процессах), хотя Новым заветом клятва запрещена.
Право допускает и узаконяет денежное возмещение морального вреда1. Право предписывает считать невиновным заведомого преступника, пока он не осужден.
Но если презумпция невиновности имеет исторические и рациональные основания и обоснования как способ защиты обвиняемого от вполне возможного незаконного и необоснованного осужде-
1 "Вознаграждение за нравственный вред есть само нравственный вред, — писал Г. Ф. Шершеневич. — Оно не только не восстанавливает нарушенного равновесия, но само его усиливает. Нравственный вред допускает только нравственное удовлетворение: приговор общественного мнения, приговор государственного или третейского суда. Законодательство, устанавливающее принцип денежной вознаградимости нравственного вреда, вызывает безнравственные мотивы в представлении своих граждан. Нужно проникнуться глубоким презрением к личности человека, чтобы внушать ему, что деньги способны дать удовлетворение всяким нравственным страданиям. Переложение морального вреда на деньги есть результат буржуазного духа, который оценивает все на деньги, который считает все продажным" (Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Учебное пособие (по изданию 1910—1912 гг.). Т. 2. М., 1995. С. 263).
М
Сущность права. Проблемы теории и философии права
;:ия, то нельзя объяснить недавно возникшее, откуда-то заимствованное обыкновение судебной практики помещать подсудимого в зале суда в специальную клетку1. Это явно противоречит нормам Международных пактов о правах человека и конституционным нормам о достоинстве личности и о презумпции невиновности. Что касается конституционных принципов состязательности процесса и равенства сторон, то они были бы (хотя бы внешне) соблюдены в том случае, если в точно такую же клетку, как подсудимый, в процессе слушания и решения дела был бы помещен государственный обвинитель.
Из сказанного, однако, не следует, что мораль всегда хороша, а право нередко бывает плохим. Лицемерия не чужды моральные системы многих стран и веков. В Древнем мире, начиная с философии стоиков (а может быть, до нее), признавалось духовное, моральное, природное равенство всех людей, свободных и рабов. Идея этического равенства людей, независимо от их социального положения, свойственна также христианству. Но отсюда не делался вывод о правовом равенстве рабов и свободных, феодалов и крепостных. Общечеловеческая норма природного равенства людей была существенно ограничена и деформирована в господствующей морали сословно-кастового общества, считавшего естественными рабство и крепостничество.
К сторонникам взглядов Г. Еллинека на право как на "минимум морали" нередко относят русского философа В. С. Соловьева, который писал: "Право есть низший предел или определенный минимум нравственности"2. Однако теория В. Соловьева существенно отличается от взглядов Еллинека уже тем, что не стремится нравственно оправдать содержание каждого предписания действующего права во всех его, порой негуманных, проявлениях. "... Право в своем элементе принуждения к минимальному добру, — рассуждал В. Соловьев, — хотя и различается от нравственности в собственном смысле, но и в этом своем принудительном характере, отвечая требованиям той же нравственности, ни в каком случае не должно ей противоречить"3.
Вслед за А. Шопенгауэром, определявшим право как часть нравственности, как минимум добра, В. Соловьев писал: "Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла... Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий в зле мир обра-
1 Напомним, что Эйхман, Чикатило и некоторые другие убийцы в
ходе открытых и гласных судебных процессов помещались за решетку или
за пуленепробиваемое стекло в интересах их (подсудимых) безопасности.
2 Соловьев В. С. Нравственность и право // История философии права.
СПб., 1998. С. 453.
3 Там же. С. 461.
Глава 6. Право, мораль, правосознание 185
тился в Царство Божие, а только в том, чтобы он — до времени — не превратился в ад"1.
Суждения В. С. Соловьева получили широкое отражение в отечественной литературе того времени. С одной стороны, они противопоставлялись учению Л. Н. Толстого, отрицавшего нравственный характер права; с другой стороны, Б. Н. Чичерин замечал, что соединение Соловьевым правовых и нравственных начал открывает дорогу принудительному насаждению последних. Вторжение власти в область человеколюбия, свободы совести и других начал способно привести, по мнению Чичерина, к иезуетизму, инквизиции и к коммунизму — "идеологии принудительного братства, противоречащей достоинству человека и приводящей к его полному порабощению"2. В самом деле: если какая-то часть морали (хотя бы "минимальная") совпадает с правом и поддерживается принуждением, то кто и каким образом устанавливает границы, верхний предел этого "минимума" (тем более, что мораль не поддается количественным измерениям)? Б. Н. Чичерин справедливо замечал опасность теоретической позиции, открывающей верховной власти (государства, партии, церкви) дорогу тотального принуждения во имя нравственности, общего блага, насаждения Царства Божьего.
Дискуссии о соотношении права и нравственности XIX— XX вв. не выходили далеко за пределы сформулированного еще до А. Шопенгауэра сопоставления: право требует никому не вредить (neminem laede), нравственность, сверх того — всем, сколько можешь, помогать (omnes, quantum potes, juva). Оба требования содержатся в Золотом правиле.
Немецкими философами XVII—XVIII вв. было замечено, что Золотое правило в его положительной форме (делай другим то, что хочешь, чтобы тебе делали) соответствует принципам морали, зовущей к человеколюбию и благодеяниям, а в форме отрицательной (не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе) выражает сущность права, обеспечивающего безопасность.
В этих смыслах на Золотое правило ссылались и сторонники упорядочения и совершенствования правовой системы3, и, наобо-
1 Соловьев В. С. Указ. соч. С. 454, 458.
2 Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб, 1998.
С. 223—223; История философии права. СПб, 1998. С. 444—446; Поля
ков А. В. Либеральный консерватизм Б. Н. Чичерина // Правоведение. 1993.
№ 5. С. 83.
3 Правило "не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было
сделано по отношению к тебе" английский философ Т. Гоббс считал осно
вой естественного права, из которого вытекают все человеческие зако
ны (см.: Гоббс Томас. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1991. С. 122).
Российский государственный деятель и либеральный мыслитель М. М. Сперанский писал: "Все постановления, коими государство управляется, составляют неразрывную связь последствий, из одного начала ис-
7 — 6513
Сущность права. Проблемы теории и философии права
Глава 6. Право, мораль, правосознание
рот, принципиальные противники права, призывавшие заменить его системой моральных норм1.
Однако в современной научной литературе по этике Золотое правило (в обоих его вариантах) упоминается преимущественно только как категория массового обыденного морального, правового или религиозного сознания. Суть дела в том, что это правило содержит субъективный, всеми понимаемый по-разному элемент: "желание" ("хотение"). Не станет ли то, что я считаю благодеянием (потому что оно мне нравится), "медвежьей услугой" другому лицу, если то, что я для него делаю, не соответствует и даже противоречит его желаниям? Не оборачивается ли такое нежелательное добро злом для того, кому оно оказывается? Эту опасность четко осознавал И. Кант, утверждавший, что никто не может принудить другого быть счастливым так, как он представляет себе благополучие других людей (см. гл. 2).
Именно уважение к разнообразию характеров, стремлений, желаний различных людей2 предопределило так называемый формализм категорических императивов Канта, в которых, тем не менее, воплощены идея всеобщей связи человека с другими людьми (первый категорический императив) и идея высокого достоинства личности (второй категорический императив). "Поступай так, — писал Кант, — чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству"3.
Не менее важно и то, что Золотое правило способно обусловить поведение человека его сиюминутными желаниями. Поступок, сообразный предполагаемому желанию других, может быть остановлен мысленной уверткой-оговоркой: "Сейчас я не хочу так делать, наверное и они не хотят, чтобы я так поступил". Уязвимость Золотого правила состоит в том, что по своей формулировке оно ставит моральное поведение в зависимость от субъективных предположений о желаниях других людей и от собственных меняющихся желаний.
текающих. Начало сие весьма просто: не делай другому того, чего не желаешь себе" (Сперанский М. М. Проекты и записки. М., 1961. С. 175).
1 Идеолог анархо-коммунизма П. А. Кропоткин утверждал, что ос
новным началом анархизма, т. е. равенства, является правило: "Поступай
в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы и другие поступали с
тобой в аналогичных случаях". См.: Кропоткин П. Нравственные начала
анархизма. М., б/г. С. 32, 34—35, 57.
2 В работе "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском пла
не" Кант писал: "Из столь кривого дерева, из какого сделан человек, не
может быть вытесано ничего совершенно прямого. Природа избрала для
нас лишь [путь] приближения к этой идее" (Кант Иммануил. Сочинения
на немецком и русском языках. Т. I. М., 1994. С. 99).
3 Кант Иммануил. Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. I. M., 1966.
С. 270.
Заслуга Канта — в обосновании того, что человек должен поступать нравственно независимо от собственных страстей и сиюминутных желаний. В этом суть нравственного долга как мотива поведения, обусловливающего необходимость морального поступка. Кант признает, что нравственный долг состоит в том, чтобы совершать добродеяния; но добро он определяет через нравственный долг.
Сложность соотношения категорий добра (добродеяния) и нравственного долга породила разнообразные направления этики и обусловила ее деление на деонтологию (наука о должном) и аксиологию (учение о ценностях, о добре и зле). Деонтология изучает нравственные предписания, обязанности, моральные нормы, заповеди, соотношение между должным и фактически существующим. Основные проблемы аксиологии — источник понятий добра и зла, идеалов, представлений о справедливости и счастье, понятие достоинства личности, нравственные оценки ее поступков и общественных институтов. Аксиологии в значительно большей мере, чем деонтологии, присущи идеологические, психологические, религиозные мотивы, поскольку она ориентирована на сопоставление общественных отношений и явлений с идеалами, социальными, природными и иными целями.
Деонтологической этике соответствует в правоведении учение о правовой норме и ее структуре, о системности права, о соотношении абстрактного и конкретного в правовых нормах и отношениях, об отраслевом делении права, о формальной определенности правовых норм, о соподчиненности различных источников права по их юридической силе и др. Эти проблемы изучаются преимущественно тем направлением правоведения, которое именуется нормативно-позитивным.
Предпринимались попытки аксиологического подхода к праву. Поскольку проблемы права и морали сближаются там, где речь идет о соотношении и духовных связях личности и общества, о направлении индивидуальной и общественной деятельности к каким-либо целям, идеалам, благим свершениям, ставился вопрос о "ценности права".
В советской литературе внимание к проблеме социальной ценности права было привлечено С. С. Алексеевым1. В процессе обсуждения его книги вскоре было замечено, что, рассматривая право как средство осуществления государственных функций и политики правящей партии, автор практически отождествил понятия "ценность" и "полезность". Резонно отмечалось, что содержание книги не изменилось бы, если в названии и тексте слова "ценность права" были бы заменены словами "роль", "функции", "эффектив-
См.: Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971.
7»
188 Сущность права. Проблемы теории и философии права
ность правовых норм", тем более, что право рассматривалось как "орудие государства", "одно из орудий государственной власти".
При таком подходе исследование "ценности права" успешно вытеснялось изучением эффективности правовых норм1. Попытки отдельных авторов отстоять и развить ту же идею "ценности" (тождественной полезности) вызвали еще большие нарекания2. Не привела к заметному успеху и попытка сконструировать промежуточное понятие "инструментальная ценность" правовых норм. Не случайно научной общественностью была сочувственно встречена аннотированная в ИНИОН статья болгарского ученого В. Вылкано-ва3, отметившего ряд отрицательных черт права и связанных с правом побочных явлений. Право как система норм имеет тенденцию к нарастающему расширению, поскольку каждая правовая норма, решая одни вопросы, порождает другие вопросы, для решения которых требуются новые правовые нормы. Чрезмерное расширение сферы действия права и связанного с ним государственного принуждения ведет к обесценению последнего (слишком частая и повсеместная угроза теряет силу) и к тому, что "гипертрофированное право" оказывается не в состоянии реализоваться (непостижимость чрезмерно обширной правовой информации ведет к тому, что следуют не нормам права, а собственным представлениям о добре и зле). Как и всякий внешний регулятор, право порождает отчужденное к нему отношение, конформизм, снижает чувство личной ответственности, унифицирует людей. Оно противопоставляет людей как истцов и ответчиков, управомоченных и обязанных. Культивируя государственное принуждение, право культивирует принуждение вообще. Существование права — "декларация бессилия морали", гласное и официальное признание того, что мораль не способна урегулировать отношения между людьми. В заключение автор отмечает, что право является средством регулирования общественных отношений, имеющим исключительно высокую социальную полезность и безусловно необходимым на нынешнем этапе развития общества. Задача законодателя и всего общества состоит в том, чтобы, не забывая о некоторых отрицательных сторонах правового регулирования, искать условия его оптимальной действенности4.
1 См.: Никитинский В. И. Эффективность норм трудового права. М.,
1971; Кудрявцев В. Н., Никитинский В. И., Самощенко И. С., Глазы-
рин В. В. Эффективность правовых норм. М., 1980.
2 Так, ценность права обосновывалась, в частности, тем, что каж
дая правовая норма является оценкой, а некоторые нормы, сверх того,
содержат оценочные понятия (см.: Рабинович П. М. Социалистическое пра
во как ценность. Львов, 1985. С. 17, 27 и след.).
3 См.: Вълканов В. Някои противоречия в правото // Философска
мисъл. София, 1980. Кн. 3, год 29. С. 46—56.
4 См.: Там же. С. 56.
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов