рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нормативность

Нормативность - раздел Социология, Сущность права. Проблемы теории и философии права Сущностным Качеством Права Как Формы Организации Обще­ства Является Нормативн...

Сущностным качеством права как формы организации обще­ства является нормативность.

Всякая норма есть обобщение; этическая норма — правило должного (обращенное в будущее). Нормативный характер права дает возможность выразить типичные для данного общества про­тиворечия и способы решения возможных споров и конфликтов. Как отмечено, право адресовано свободной воле участников обще­ственных отношений и имеет смысл лишь там, где у адресата нор­мы существует выбор вариантов поведения2.


1 См.: Четвернин В. А. Демократическое конституционное государ­ство: введение в теорию. С. 36 и след.


1 Речь не идет о воспроизведении отдельных формулировок, статей,
идей "чужих" конституций и законов, при разработке проектов "своих"
нормативно-правовых актов.

2 См.: Александров Н. Г. Сущность права. М., 1950. С. 35—36.



Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 3. Сущностные качества права



 


Право состоит из правил общего характера, которые не ис­черпываются исполнением, адресованы кругу лиц, определяемых родовыми признаками (авилум, мушкенум, кшатрии, вайшии, холо­пы, воины, подданные, иностранцы, судьи, родители, дети и т. п.), и подлежат применению при предусмотренных ими обстоятельствах (кража, дарение, договор, наступление срока или возраста и т. д.).

В отличие от распоряжения, адресованного точно обозначен­ным лицам и действующего до его исполнения (например, распо­ряжение о строительстве или сносе здания, о передаче точно оп­ределенного имущества, об уплате налога, о казни или помилова­нии), правовая норма не исчерпывается исполнением. Она обраще­на в будущее в том смысле, что рассчитана не просто на данный, наличный случай (отношение), а на вид, неопределенное число ус­тановленных в общей форме случаев и отношений (заключение до­говора, передача имущества, вступление в брак, рождение ребен­ка и т. п.) и реализуется каждый раз, когда возникают предусмот­ренные ею обстоятельства и ситуации. Норма рассчитана на регу­лирование не единичного, отдельного отношения, а вида обществен­ных отношений; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.

Правовая норма представляет собой абстрактную модель об­щественных отношений и поведения людей. Этим она отличается от распоряжений должностных лиц и решений государственных органов по конкретным делам1, индивидуальных распоряжений, до­говоров, регулирующих отношения между точно обозначенными субъектами права.

Всякая норма — результат обобщения типических и видовых качеств общественных отношений (сословные, кастовые отношения, родственные отношения, отношения обмена или купли-продажи, отношения власти и подчинения, отношения собственности или аренды и т. п.), участников этих отношений (лица, объединения лиц, государственные органы, должностные лица и т. п.), действий и со­бытий, влекущих правовые последствия (дарение, купля, кража, вступление в брак, назначение на должность, гибель имущества и т. п.), объектов права (виды имущества и т. п.).

1 Вопреки мнению Кельзена такие решения и распоряжения не яв­ляются "индивидуальными нормами" (см.: Чистое учение о праве Ганса Кельзена // Сборник переводов. Вып. 1, М., 1987. С. 27 и др.). Не только философия, но и деонтическая логика (логика норм) различают норматив­ное (общее, абстрактное) и конкретное (индивидуальное, единичное), пре­достерегая от их смешения. Решение по конкретному делу может стать нормой только в качестве прецедента, когда оно становится обязатель­ным образцом для решения в последующем аналогичных дел, для регу­лирования других отношений.

Критику идеи "индивидуальной (конкретной) нормы" см. в гл. 5.


Нормативность права осознана еще в Древнем мире. Римские юристы писали: "Следует устанавливать права... для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают нео­жиданно" (Помпоний). "Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае". "Ибо право должно быть главным образом приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко" (Цельс). "Законодатели обходят... то, что про­исходит лишь в одном или двух случаях" (Павел). "Права уста­навливаются не для отдельных лиц, а общим образом" (Ульпиан)1.

Нормативность права отличается от нормативности морали и других социальных норм тем, что большая часть правовых норм носит предоставительно-обязывающий характер. В период станов­ления права его источниками были договоры, определяющие вза­имные права и обязанности их участников, совершающих обмен, куплю-продажу, взаимные услуги, уплачивающих выкуп и т. п.

Результатом обобщения разнообразных договоров стали нор­мы права, определяющие содержание соответствующих правоот­ношений. Такие нормы права именуются предоставителъно-обя-зывающшпи, они реализуются через взаимосвязанные права и обя­занности участников общественных отношений.

Индивидуальные правоотношения были формой права в наи­более ранние и примитивные эпохи становления классового обще­ства. Норма права и правоотношение — основные категории об­щей теории права, в границах которых располагается практиче­ски весь ее понятийный аппарат, все содержание общей теории. Право и система правоотношений нередко отождествлялись в со­ветской теории права 20-х годов; почти все участники современ­ной дискуссии о понятии права, какого бы из пониманий они ни держались, неизменно подчеркивают связь права и правоотноше­ний.

Предоставительно-обязывающий характер составляет специ­фику именно правовых норм. Не случайно аппарат абсолютной де­онтической логики (относящейся к деятельности одного и только одного субъекта) оказался недостаточным для раскрытия содер­жания норм права, так как по законам абсолютной логики содер­жание норм сводится к повелениям и запретам. Без достаточно­го объяснения остались "разрешение" или "дозволение" и тем бо­лее "управомочивание", составляющие существенное качество пра­вового регулирования. Последнее полнее раскрывается относитель­ными логиками (логическими теориями взаимодействий, различ­ных условий приложения норм), при разработке которых вни­мание философов закономерно привлекла правовая концепция

1 Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 32. "Права" здесь означают "нор­мы права".


Сущность права. Проблемы теории и философии права

Л. И. Петражицкого1 с лежащим в ее основе представлением об "императивно-атрибутивном" характере правовых явлений.

Правовая норма, как и право в целом, рассчитана на регули­рование поведения людей посредством отношений, связь участни­ков которых состоит во взаимных правах (обеспеченная государ­ством возможность определенного поведения) и обязанностях (не­обходимость определенного поведения, нарушение которой влечет применение мер государственного принуждения). Когда в разви­тии общественных отношений создаются или возникают предус­мотренные нормой условия ее реализации, у участников этих от­ношений возникают конкретные права и обязанности, образующие правоотношение. Норма как модель правоотношения в общем виде определяет возможное поведение одной стороны будущего отно­шения и юридическую обязательность каких-либо действий или воздержания от действий другой стороны этого отношения.

Особое место в правовой системе занимают запретительные нормы, т. е. нормы, определяющие составы правонарушений и санк­ции за их совершение. Прообразом таких норм до возникновения права были "табу" первобытного общества. С помощью запрети­тельных норм осуществляются охрана правопорядка, предупреж­дение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества. Ими предусмотрены действия, которые право стремится не урегу­лировать, а предупредить и пресечь. Некоторые запреты относят­ся к точно определенному кругу лиц и обстоятельств, но многие запреты адресованы всем вменяемым лицам в любой ситуации (зап­реты убийства, насилия, клеветы, кражи и т. п.).

По логической структуре запреты родственны нормам мора­ли и исследуются с позиций абсолютной деонтологии. Запрет дей­ствует всегда, безотносительно к конкретной ситуации; поэтому правом определяются не условия его действия, а редкие изъятия из него (крайняя необходимость, необходимая оборона). В право­вом статусе гражданина запрету соответствует не праводееспособ-ность, а деликтоспособность (признанная законом способность не­сти ответственность за правонарушения, вменяемость). При нару­шении запретов охраняющие их санкции реализуются только че­рез правоотношения, но сам запрет действует вне правоотноше­ний; из него проистекает не обязанность, а "запрещенность".

В теории права и в ряде отраслевых наук давно идет спор о том, означает ли установление правового запрета возложение на всех граждан юридической обязанности не совершать деяний того самого рода и вида, который описан соответствующей нормой. Сво­еобразная попытка связать действие запретов с возникновением конкретных прав и обязанностей была предпринята Н. Г. Алексан-

1 См.: Ивин А. А. Логика норм. М., 1973. С. 53—54, 96 и след.


г


 

Глава 3. Сущностные качества права

дровым, разработавшим концепцию "эвентуальных правоотноше­ний", согласно которой обязанность воздержаться от совершения запрещенных действий (и соответствующее право компетентных органов пресечь такие действия) устанавливается лишь на случай возникновения той ситуации, при которой может быть нарушен запрет1. Эта концепция не нашла широкой поддержки; ее критики утверждали, что уголовный закон и другие запретительные нор­мы прямо возлагают на граждан и должностных лиц соответству­ющие обязанности2. Между тем именно представления о регули­рующей (через обязанность) роли уголовно-правовых запретов под­вергались справедливой критике. Еще в начале прошлого века со­циолог Эмиль Дюркгейм отмечал, что если гражданское право пред­писывает определенные обязанности и только затем указывает санкции, то "уголовное право, наоборот, указывает только санк­ции, но ничего не говорит об обязанностях, к которым они относят­ся. Оно, — писал Дюркгейм, — не повелевает уважать жизнь дру­гого, но обязывает наказать смертью убийцу"3. Известный совет­ский правовед М. С. Строгович возражал против предположения, что из статей Особенной части Уголовного кодекса проистекают конкретные обязанности граждан: "Иначе получилось бы, что люди, строжайшим образом соблюдающие законы, всю свою жизнь толь­ко и делают, что исполняют свои обязанности не совершать того, что запрещено уголовным законом, и что каждый их шаг есть вы­полнение ими обязанностей, возложенных на них нормами уголов­ного права"4.

Существенно важно и то, что для соблюдения (ненарушения) большинства запретов от многих людей не требуется никаких спе­циальных волевых усилий (заставить себя не украсть, не убить, не оклеветать, не создать банду, шайку, преступную организацию, не вымогать взятку и т. п.). Большая часть членов общества вооб­ще соблюдает многие запреты, даже не зная об их существовании. Хотя многие запреты адресованы всем и каждому, по существу они обращены к тем лицам, которые склонны к совершению про­тивоправных действий. Социальное назначение запретов в том и состоит, чтобы либо сдержать этих лиц угрозой наказания, либо, в случае нарушения запрета, подвергнуть наказанию или взыска­нию в пределах санкции нарушенной нормы.

1 См.: Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском
обществе. М., 1955. С. 89—90.

2 См.: Кечекъян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе.
М., 1958. С. 62 и след., 129 и след.

3 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социоло­
гии. М., 1991. С. 76.

4 Строгович М. С. Вопросы теории правоотношения // Сов. государ­
ство и право. 1964. № 6. С. 56—57.



Сущность права. Проблемы теории и философии права


г


Глава 3. Сущностные качества права



 


, С этим связаны особенности изложения запретов в памятни­ках права и в современном законодательстве.

Запрет обычно формулируется не как предписание ("запре­щено такое-то деяние"), а как описание запрещенного деяния и предписание применить за него определенное наказание. Особен­ности формулировок запретительных норм породили мнение, что эти нормы, особенно нормы уголовного права, адресованы не граж­данам или подданным, а суду и другим государственным органам, которые применяют эти нормы1.

Теоретики и философы права неоднократно отмечали нераз­рывную связь запретов (описание противоправного деяния) и со­ответствующих им санкций. В тексте законов и других источников права эта связь может быть выражена по-разному; но и запреты, и санкции адресованы всему обществу: судьям — как описание состава (уже совершенного) правонарушения, за которое предпи­сано назначить (определенное в законе) наказание, деликтоспособ-ным лицам — как предписание не нарушать запрет и предупреж­дение о грозящем наказании2.

Отмечая разнообразие форм выражения запретов в тексте за­конов, И. Бентам приводил следующие формулировки: "Ты не дол­жен воровать". "Пусть человек не ворует". "Кто ворует, тот будет наказан так и так". "Если кто-нибудь будет воровать, тот будет наказан так и так". "Воровство есть то, когда человек делает так и так; наказание за воровство бывает такое и такое". "Ведение та­ких-то и таких-то преступлений", именно "воровства", "принадле­жит судьям", так и так называемым, так и так назначаемым, и пр. "Это, — заключает Бентам, — только часть из того множества форм,

1 Гоббс, а за ним Бентам различали законы распределительные (ди­
стрибутивные) и карательные. Распределительные законы устанавливают
права подданных и адресованы всем подданным; карательные — судьям
и исполнителям приговоров (см.: Гоббс Томас. Сочинения в двух томах.
Т. 1. М, 1989. С. 416—417, 426—427; Т. 2. М., 1991. С. 221; Избранные со­
чинения Иеремии Бентама. Том первый. Введение в основания нравствен­
ности и законодательства. Основные начала Гражданского кодекса. Основ­
ные начала Уголовного кодекса. СПб., 1867. С. 307—310).

Мнение о том, что нормы уголовного права адресованы не гражда­нам или подданным, а суду, получило широкое распространение в юри­дической литературе (См.: Коркунов Н. М. Лекции по общей теории пра­ва. СПб., 1914. С. 65, 122 и др.; Тара-невский Ф. В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917. С. 64—69).

2 Непонимание этих связей и отношений порождало рассуждения,
что "уголовно-правовые нормы вообще не нарушаются и не могут быть
нарушены теми, к кому они применяются, так как нарушение этих норм
практически возможно только со стороны суда, который обязан их при­
менять" (см.: Томашевский Н. П. О структуре правовой нормы и класси­
фикации ее элементов // Вопросы общей теории советского права. М.,
1960. С. 218).


которыми может одинаково быть выражено повеление, запрещаю­щее воровство; и ясно, до какой степени в некоторых из них им­перативное качество затуманено и скрыто от обыкновенного пони­мания"1.

Способы изложения запретов в текстах нормативных актов зависят от национальных традиций и состояния общественного пра­восознания.

Давно замечено, что в текстах статей Особенной части Уго­ловного кодекса, описывающих составы преступлений, запреты не формулируются2. Для отечественного уголовного права традици-онны условные, как бы неправильные формулировки: "Преступ­ление (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо лож­ный донос и т. д.) наказывается...", хотя на самом деле наказыва­ется не преступление, а преступник (вор, убийца, взяточник, ху­лиган, мошенник, клеветник и т. п.). Резонно замечалось, что эти формулировки нуждаются в логическом преобразовании при при­менении уголовно-правовых норм3. Однако перефразировка таких норм ("преступление наказывается", "проступок влечет ответствен­ность") в запреты породила бы формулировки: "Запрещается раз­бой...", "Запрещается распространять заведомо ложные, позорящие другое лицо измышления...", "Запрещается дача (получение) взя­ток...", "Запрещается умышленная потрава посевов..." и т. п.

Не лучше звучали бы и формулировки о преступлении и на­казании как о чем-то близком, ожидаемом от всякого и каждого, потенциально готового к совершению преступления4. Такие фор­мулировки пришли бы в противоречие с общественным правосоз­нанием, на всех уровнях которого к преступным деяниям утверди­лось отчужденное отношение0. Именно этим прежде всего обуслов-

1 Избранные сочинения Иеремии Бентама. Том первый. С. 310.

2 В Уголовном кодексе Российской Федерации о запрете обществен­
но опасных деяний говорится в Общей части при определении понятия пре­
ступления: "Преступлением признается виновно совершенное общественно
опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказа­
ния" (ч. 1 ст. 14 УК РФ).

3 См.: Черданцев А. Ф. Вопросы толкования советского права. Сверд­
ловск, 1972. С. 35, 97—98 и др.

4 "Следует, наконец, решить вопрос о том, что наказывается нашим
законом: деяние или преступник. Предлагается... начинать диспозицию
словами: "наказывается всякий, кто совершит убийство, ...кражу, ...и
т. д." (Ковалев М. И. Новый УК РФ и проблемы законодательной техни­
ки // Современные тенденции развития уголовной политики и уголовно­
го законодательства. М., 1994. С. 26).

5 Словесные формулировки запретов в тексте нормативных актов
нужны там, где существует специальная необходимость ориентировать
общественное правосознание на недопустимость каких-либо деяний, еще
не изжитых на всех уровнях общественного сознания (запрещается: вы-

3 -6513



Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 3. Сущностные качества права



 


лена отчужденность формулировок уголовных и ряда других за­конов, по форме изложения ничего не запрещающих и говорящих о "наказании преступления", а не преступника, к которому долж­на быть применена санкция.

Запретительные нормы по существу сформулированы так, что адресованы не всем и не каждому, а только лицам, которые Либо совершают преступления, либо воздерживаются от этого именно вследствие страха перед уголовным наказанием. Закон как бы пре­достерегает именно этих лиц: оставьте помыслы о преступлении, оно наказывается!

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сущность права. Проблемы теории и философии права

ОГЛАВЛЕНИЕ... О Э Лейст Сущность права Проблемы теории и философии права М ИКД... ISBN...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нормативность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА
Под сущностью права в советской литературе понималась воз­веденная в закон воля господствующего класса, содержание кото­рой определяется материальными условиями жизни данного клас­са. Это понимание

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА
Под сущностью права в советской литературе понималась воз­веденная в закон воля господствующего класса, содержание кото­рой определяется материальными условиями жизни данного клас­са. Это понимание

Социальные истоки права
Сущность права постигается философией права, изучением права в связи с местом человека среди других людей и их объеди­нений, с особенностями всего комплекса социальных отношений, т. е. отношений ме

Право и свобода
В процессе дискуссии в 70—80-х гг. о понятии права приня­тому в то время определению права как "возведенной в закон воли господствующего класса (или всего народа)" противопоставлялось пон

Право и порядок
Вопреки философам и ученым, считающим основной идеей права "солидарность", "свободу" или "волю господствующего клас­са", предлагается считать главной целью права поряд

И за общее благо
Идея "замиренной среды" (человеческого общения) находила и находит в праве специфическое воплощение. Давно замечено, что государство бессильно построить рай на земле; оно существ

СУЩНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРАВА
Сущностные качества права — это свойства, характерные для права любой страны и любой эпохи, те качества, без которых пра­ва не может быть, без которых оно не действует, не выполняет своей соци

Официальное установление и охрана государством
Сущностным качеством права является официальное установ­ление (санкционирование или создание) правовых норм государ­ством и охрана их государственным принуждением. Правовая норма существуе

Системность
Важным качеством права является системность, т. е. такая связь правовых норм, при которой одни нормы определяют усло­вия осуществления других правовых норм, нарушение которых, в свою очередь, должн

Формальная определенность
С нормативностью права связана его формальная определен­ность, т. е. точное обозначение обстоятельств, порождающих пра­вовые последствия, обозначение этих последствий, качеств, при­сущих участникам

К сущностным качествам права относится его обеспеченность процессуально урегулированной системой правосудия и правоох-раны.
Право по своей сути предполагает деятельность беспристраст­ного суда, арбитра, решающего споры и конфликты, определяю­щего, кто прав, а кто не прав, кому принадлежит спорная вещь, кто долже

Авторитетность
Сущностным качеством права является его авторитетность. Под авторитетностью права понимаются его общеизвестность и укорененность в сознании общества, общепризнанная обязатель­ность права,

Соотношение общества и права
Соотношение права и общества обычно рассматривается в свя­зи с проблемами происхождения права, его типологией и ролью в жизни и развитии общества. О происхождении права в последние годы из

Два этапа развития права и общества
По способам, какими право организует социально неоднород­ное общество, создавая "замиренную среду", история права и об­щества делится на две большие эпохи: сословное (или кастовое) общ

Право в сословно-кастовом обществе
К сословно-кастовым социально-правовым системам относят­ся системы Древнего мира, Средних веков и части Нового време­ни. По марксистской периодизации — это рабовладельческая и фе­одальная обществен

Право в гражданском обществе
Категория "гражданское общество", отличная от понятий го­сударства, семьи, племени, нации, религиозной и других общнос­тей, стала предметом изучения в XVIII—XIX вв. и обстоятельно разрабо

Взаимосвязь права и государства
Во всех трудах по правоведению справедливо отмечается, что право во многом зависит от государства. Право создается государством в том смысле, что норма стано­вится правовой с момента офици

Сущность государства
В советской литературе сущности государства и права рас­сматривались как единая классовая сущность, поскольку правом считалась возведенная в закон воля господствующего класса, а го­сударство называ

Противоречия права и государства
Возможности противоречий между правом и государством обусловлены тем, что они (право и государство) различны по сво­им сущностным качествам. 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч

Соотношение права и государства в гражданском обществе
В начале Нового времени становление гражданского общества сопровождалось существенным изменением права и государства. Важную роль в переходе от сословного общества к гражданскому играли сложившиеся

Право и мораль
В современной отечественной литературе отмечается, что мо­раль1, в отличие от права, содержится не (только) в официальных источниках, а в общественном мнении, и соблюдение моральных норм

Право и правосознание
Рядом с правом и моралью в общественном сознании находится обширная сфера социальных норм, оценок, понятий, эмоций, име­нуемая правосознанием. Об этой сфере написано много, но получа­ется как-то та

Три уровня знаний о праве
Под изучением права здесь понимается систематическое и це­ленаправленное приобретение и пополнение знаний о праве в про­цессе обучения и практической деятельности профессиональных юристов, преподав

Общая теория и философия права
Стремление постичь смысл права возникло в Древнем мире. Древнегреческие софисты (учители мудрости) видели в законах 1 Справедливо отмечалось, что логический уровень выводов теор

Актуальные проблемы правоведения
Главной задачей и заботой современной юридической науки в России является становление концептуального теоретического мыш­ления. Отказ от обязательной официальной идеологии резко рас­ширил возможнос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги