рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Право и свобода

Право и свобода - раздел Социология, Сущность права. Проблемы теории и философии права В Процессе Дискуссии В 70—80-Х Гг. О Понятии Права Приня­тому В То Время Опре...

В процессе дискуссии в 70—80-х гг. о понятии права приня­тому в то время определению права как "возведенной в закон воли господствующего класса (или всего народа)" противопоставлялось понятие о праве как о воплощении свободы, равенства, справедли­вости1. Еще до того право иногда определялось как "мера свобо­ды". Эти теоретические позиции были порождены стремлением свя­зать общее понятие права с концепцией прав и свобод человека, получившей у нас признание и распространение примерно в те же годы.

Понятие права как воплощения свободы порождает ряд сомне­ний. Оно подходит для определения так называемого естественного права, содержащегося в общественном правосознании, оказыва­ющего влияние на оценку проектов законов, на выработку законо­дательных предположений и подготовку отмены и изменения ус­таревших законов. Однако для определения сущности действующего (позитивного) права такое определение не годится.

Во-первых, из такого правопонимания следует, что история действующего права начинается только с XVII—XVIII вв., когда были выдвинуты и воплощены в праве идеи всеобщего равенства и свободы, а все предыдущее право не должно считаться правом. Между тем философия права как часть социальной философии имеет своим объектом историю человечества в целом и потому в своих выводах, понятиях и категориях должна стремиться выра-

1 См.: Сов. государство и право. 1979. № 7 и 8; 1981. № Ц- 1983. № 10; 1984. № 11 и др.


зить нечто действительно общее, объективно присущее предмету исследования на всем протяжении его существования. Именно по­этому философия права способна предсказать возможности, дос­тоинства, а также опасности, недостатки права.

Во-вторых, если право — воплощение (бытие) свободы, то ло­гичен вывод — чем больше права, тем больше свободы. Однако ис­тории известны правовые системы, настолько дотошно определяв­шие все сферы жизни общества, что свободному усмотрению лю­дей места практически не оставалось. Тотальное регулирование всех общественных отношений и (главное!) пресечение новшеств идеа­лизировались некоторыми политико-правовыми доктринами.

Философ Древнего мира Платон, разочаровавшись в способ­ности людей разумно управлять государством, пришел к мысли, что править должны законы, детально регулирующие частную и общественную жизнь. "Законодателю, — рассуждал Платон в трак­тате "Политик", — следует позаботиться о браках, соединяющих людей, затем — о рождении детей и воспитании как мужчин, так и женщин, от ранних лет и до зрелых — вплоть до старости. Он должен заботиться о том, чтобы почет, как и лишение его, были справедливыми, наблюдать людей во всех их взаимоотношениях, интересоваться их скорбями и удовольствиями, а также всевозмож­ными вожделениями, своевременно выражая им порицание и по­хвалу посредством самих законов. Равным образом о гневе и стра­хе, о душевных потрясениях, происходящих от счастья или несча­стья, о том, как отвратить их, обо всех состояниях, которые быва­ют с людьми во время болезней, войны, бедности и при противопо­ложных обстоятельствах, — всему этому законодателю следует и поучать граждан и определять, что хорошо и что дурно в каждом отдельном случае. Потом законодателю необходимо оберегать дос­тояние граждан и их расходы и знать, в каком они положении...1" В том же духе в "Законах" рассуждается о регулировании чис­ленности населения, его занятий, ремесел, искусств, о военном деле и благоустройстве, о хороводах как о необходимом условии истин­ного законодательства и основе мусического воспитания2.

Идеи дотошной законодательной регламентации всех сторон личной жизни, хозяйственной, религиозной, политической деятель­ности граждан получили развитие в произведениях французских коммунистов XVIII—XIX вв. (Морелли, Бабёф, Марешаль, Кабе и др.). Известный критик марксизма К. Поппер даже усмотрел в по­литико-правовой концепции Платона обоснование' тоталитаризма3.

1 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С. 93—94.

2 См. там же. С. 117, 438 и след.

3 См.: Поппер Карл. Открытое общество и его враги. Т. I. Чары Пла­
тона. Том П. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М., 1992.


Сущность права. Проблемы теории и философии права

При всей спорности отдельных выводов Поппера очевидно, что из­быток правового регулирования несовместим со свободой и ведет к застою.

Ближе к истине определение права как "меры" (ограничения + допущения) свободы. Такое определение восходит к трудам Гоб-бса: "Законы придуманы не для прекращения человеческой дея­тельности, а для ее направления, подобно тому как природа созда­ла берега не для того, чтобы остановить течение реки, а чтобы на­правлять его. Мера этой свободы должна определяться благом граж­дан и государства"1.

Отсюда Гоббс делал вывод, что наибольшая свобода поддан­ных проистекает из умолчания закона: "Там, где суверен не пред­писал никаких правил, подданный свободен действовать или не дей­ствовать согласно своему собственному усмотрению. И такой сво­боды бывает в одних местах и в одни времена больше, в других местах и в другие времена — меньше соответственно тому, как это представляется наиболее целесообразным тем, которые обладают верховной властью"2.

Порицая законы ненужные и непонятные, Гоббс обосновывал принцип гражданского общества — "гражданам (подданным) раз­решено все, что не запрещено законом". Позже этот принцип по­лучил воплощение во французской Декларации прав человека и гражданина, в ряде законодательных актов, нашел широкое обо­снование в трудах Канта, Гумбольдта, Бентама и других либераль­ных мыслителей. Этот принцип выражает ряд аспектов действи­тельного соотношения свободы и права: свобода гражданина не толь­ко ограничивается (запретами), но и гарантируется правом в том отношении, что создает уверенность в безопасности (от противо­правных деяний других членов общества и от незаконного приме­нения принуждения государством к лицам, не нарушившим пра­вовых запретов). Поэтому с принципом "Гражданам разрешено все, что не запрещено законом" неразрывно связано правило: "Незна­ние официально опубликованного закона не освобождает от ответ­ственности за его нарушение".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сущность права. Проблемы теории и философии права

ОГЛАВЛЕНИЕ... О Э Лейст Сущность права Проблемы теории и философии права М ИКД... ISBN...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Право и свобода

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА
Под сущностью права в советской литературе понималась воз­веденная в закон воля господствующего класса, содержание кото­рой определяется материальными условиями жизни данного клас­са. Это понимание

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА
Под сущностью права в советской литературе понималась воз­веденная в закон воля господствующего класса, содержание кото­рой определяется материальными условиями жизни данного клас­са. Это понимание

Социальные истоки права
Сущность права постигается философией права, изучением права в связи с местом человека среди других людей и их объеди­нений, с особенностями всего комплекса социальных отношений, т. е. отношений ме

Право и порядок
Вопреки философам и ученым, считающим основной идеей права "солидарность", "свободу" или "волю господствующего клас­са", предлагается считать главной целью права поряд

И за общее благо
Идея "замиренной среды" (человеческого общения) находила и находит в праве специфическое воплощение. Давно замечено, что государство бессильно построить рай на земле; оно существ

СУЩНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРАВА
Сущностные качества права — это свойства, характерные для права любой страны и любой эпохи, те качества, без которых пра­ва не может быть, без которых оно не действует, не выполняет своей соци

Нормативность
Сущностным качеством права как формы организации обще­ства является нормативность. Всякая норма есть обобщение; этическая норма — правило должного (обращенное в будущее). Нормативный харак

Официальное установление и охрана государством
Сущностным качеством права является официальное установ­ление (санкционирование или создание) правовых норм государ­ством и охрана их государственным принуждением. Правовая норма существуе

Системность
Важным качеством права является системность, т. е. такая связь правовых норм, при которой одни нормы определяют усло­вия осуществления других правовых норм, нарушение которых, в свою очередь, должн

Формальная определенность
С нормативностью права связана его формальная определен­ность, т. е. точное обозначение обстоятельств, порождающих пра­вовые последствия, обозначение этих последствий, качеств, при­сущих участникам

К сущностным качествам права относится его обеспеченность процессуально урегулированной системой правосудия и правоох-раны.
Право по своей сути предполагает деятельность беспристраст­ного суда, арбитра, решающего споры и конфликты, определяю­щего, кто прав, а кто не прав, кому принадлежит спорная вещь, кто долже

Авторитетность
Сущностным качеством права является его авторитетность. Под авторитетностью права понимаются его общеизвестность и укорененность в сознании общества, общепризнанная обязатель­ность права,

Соотношение общества и права
Соотношение права и общества обычно рассматривается в свя­зи с проблемами происхождения права, его типологией и ролью в жизни и развитии общества. О происхождении права в последние годы из

Два этапа развития права и общества
По способам, какими право организует социально неоднород­ное общество, создавая "замиренную среду", история права и об­щества делится на две большие эпохи: сословное (или кастовое) общ

Право в сословно-кастовом обществе
К сословно-кастовым социально-правовым системам относят­ся системы Древнего мира, Средних веков и части Нового време­ни. По марксистской периодизации — это рабовладельческая и фе­одальная обществен

Право в гражданском обществе
Категория "гражданское общество", отличная от понятий го­сударства, семьи, племени, нации, религиозной и других общнос­тей, стала предметом изучения в XVIII—XIX вв. и обстоятельно разрабо

Взаимосвязь права и государства
Во всех трудах по правоведению справедливо отмечается, что право во многом зависит от государства. Право создается государством в том смысле, что норма стано­вится правовой с момента офици

Сущность государства
В советской литературе сущности государства и права рас­сматривались как единая классовая сущность, поскольку правом считалась возведенная в закон воля господствующего класса, а го­сударство называ

Противоречия права и государства
Возможности противоречий между правом и государством обусловлены тем, что они (право и государство) различны по сво­им сущностным качествам. 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч

Соотношение права и государства в гражданском обществе
В начале Нового времени становление гражданского общества сопровождалось существенным изменением права и государства. Важную роль в переходе от сословного общества к гражданскому играли сложившиеся

Право и мораль
В современной отечественной литературе отмечается, что мо­раль1, в отличие от права, содержится не (только) в официальных источниках, а в общественном мнении, и соблюдение моральных норм

Право и правосознание
Рядом с правом и моралью в общественном сознании находится обширная сфера социальных норм, оценок, понятий, эмоций, име­нуемая правосознанием. Об этой сфере написано много, но получа­ется как-то та

Три уровня знаний о праве
Под изучением права здесь понимается систематическое и це­ленаправленное приобретение и пополнение знаний о праве в про­цессе обучения и практической деятельности профессиональных юристов, преподав

Общая теория и философия права
Стремление постичь смысл права возникло в Древнем мире. Древнегреческие софисты (учители мудрости) видели в законах 1 Справедливо отмечалось, что логический уровень выводов теор

Актуальные проблемы правоведения
Главной задачей и заботой современной юридической науки в России является становление концептуального теоретического мыш­ления. Отказ от обязательной официальной идеологии резко рас­ширил возможнос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги