рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Соотношение общества и права

Соотношение общества и права - раздел Социология, Сущность права. Проблемы теории и философии права Соотношение Права И Общества Обычно Рассматривается В Свя­зи С Проблемами Про...

Соотношение права и общества обычно рассматривается в свя­зи с проблемами происхождения права, его типологией и ролью в жизни и развитии общества.

О происхождении права в последние годы издано немало со­держательных работ, по-новому и по-разному показывающих со­циальные причины возникновения права1.

Много дискуссий, далеких от завершения, посвящено типиза­ции правовых систем в историческом аспекте2. Продолжается кри­тика формационного подхода к истории права, основанного на клас­совых оценках и экономическом детерминизме. Как отмечено, при формационном подходе сущность права смешивается с его содер­жанием и потому вместо права описываются классы общества, в котором оно существует. К тому же право функционально отожде­ствляется с одноименным типом государства, что существенно ме­шает изучению того и другого. Наконец, распространенная типи­зация правовых систем почему-то не включает право, свойствен­ное "азиатскому способу производства"3, причисляя его то к фео­дальному, то к рабовладельческому, неспособна объяснить суще­ствование института рабства при феодализме (Российская империя до 1861 г.) и даже при капитализме (США до Гражданской войны 1861—1865 гг.) и не показывает причин, по которым большая часть стран и народов мира миновала некоторые общественно-экономи­ческие формации.

Альтернативу формационному подходу многие исследователи видят в цивилизационном подходе к истории, складывающейся из сгустков активности культуры — цивилизаций, каждая из кото­рых имеет свою историю. Типизация правовых систем по цивили-

1 См.: Рулан Норбер. Юридическая антропология. М., 1999; Кашани-
на Т. В.
Происхождение государства и права. Современные трактовки и
новые подходы. М., 1999; Мальцев Г, В. Пять лекций о происхождении и
ранних формах права и государства. М., 2000.

2 Типизации современного права посвящен ряд работ по сравнитель­
ному правоведению (см.: Давид Рвне. Основные правовые системы совре­
менности. М., 1988 и др.).

3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.


зационному принципу вряд ли перспективна, во-первых, потому, что история права не совпадает с историей цивилизаций (оно иг­рало немалую роль в "межцивилизационные" периоды), во-вторых, потому, что в социокультурной среде ряда цивилизаций праву при­надлежало нетождественное значение. Может быть, достоинство ци-вилизационного подхода ограничивается тем, что, давая идейную основу для конкретного описания права разных цивилизаций, этот подход препятствует абстрактно-теоретическому распространению качеств одной цивилизации (особенно западноевропейской) на дру­гие, которым эти качества не присущи1.

В исторической науке продолжаются дискуссии о достоинствах и недостатках цивилизационного и формационного подходов к ис­тории общества2. Для правоведения эти дискуссии и их результа­ты важны, но не имеют того определяющего значения, которое им нередко придается. Дело в том, что ни цивилизационный, ни фор-мационный подходы не способны раскрыть существенные связи пра­ва и общества, так как если с точки зрения формационного подхо­да право является только отражением экономики общества, пре­ломленным через волю господствующего класса, то цивилизацион­ный подход видит в праве лишь неопределенную часть культуры общества данного периода развития.

Для выявления реальных связей права и общества наиболее перспективен социокультурный подход к истории и современнос-

1 О разнообразии цивилизаций см. гл. 1. Проблемы "европоцентриз­
ма" и его оценки остаются предметом острых дискуссий. Одни историки
порицают европоцентризм: "Стремление ориентироваться на европейский
тип развития как на "нормальный" и нормативный породило в России по
меньшей мере три века назад равнение на догоняющий тип развития...
Россия пока еще не нашла, не успела своим социальным опытом — в ус­
ловиях конфликта между государством и обществом, перманентного дав­
ления первого на второе — наработать предназначенный именно для нее
механизм эффективной модернизации" (Журавлев В. В. История разруша­
ющая или история созидающая? // Новая и новейшая история. 2000.
№ 5. С. 75—76). Противоположно суждение других историков: "Несколь­
ко лет назад прозвучал призыв преодолеть мнимый "европоцентризм" в
трактовке истории. Но, как часто случается в российской практике, в ре­
зультате вместе с водой выплеснули из ванны и ребенка. В конце кон­
цов, в эпоху новой истории, независимо от точки ее отсчета, будь то вре­
мя Возрождения, Нидерландской революции конца XVI в. или Английс­
кой революции XVII в., именно Европа являлась основным очагом миро­
вого развития, колыбелью передовых идей, локомотивом экономическо­
го прогресса. Все это, однако, упускается из виду. И невольно возника­
ет тревожное ощущение недооценки драгоценного исторического опыта,
накопленного европейской ветвью человечества" (Виноградов В. Н., Исла­
мов Т. М.
О состоянии изучения Новой истории // Новая и Новейшая ис­
тория. 2000. № 4. С. 87).

2 См., например: Новая и Новейшая история. 2000. № 5. С. 70—75, 78—
79, 147.



Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 4. Право и общество



 


ти. Этот подход основан на системном рассмотрении и анализе со­циума, т. е. общественных отношений, учреждений, организаций, деятельности, движений и культуры как ценностно-смысловой сфе­ры общественной жизни. При социокультурном подходе обществен­ное бытие ("социальная материя") и общественное сознание ("со­циальное мышление", "духовный мир") берутся в единстве, без априорных предположений о том, что из них "главнее".

Право — социокультурное явление (институция), укорененное в обе сферы общественной жизни. К сфере культуры относятся осоз­нание права, его авторитетность, официальное провозглашение пра­вовых норм, согласованность и точность их формулировок, право­сознание, связи права с моралью, религией, идеологией общества и т. п. Органической частью социума является реализация права в правоотношениях, в правопорядке, в правовых учреждениях и их практической деятельности.

Неразрывная связь социальной и культурной сфер права еще не решает вопроса о степени влияния права на социальную струк­туру и динамику общества. Любая институция (идея, укорененная в обществе, получившая воплощение в общественных отношениях и учреждениях) носит социокультурный характер, однако далеко не все они заметно влияют на общественную жизнь. Это влияние определяется содержанием основной идеи, положенной в основу институции, степенью ее воплощения в духовный мир общества и в социальные отношения.

То обстоятельство, что определение содержания правовых норм зависит от воли законодателя, всегда порождало иллюзии, что он способен определять общественное и государственное устройство; вера во всесилие "разумного закона" была особенно распростра­нена в период Просвещения (XVIII в.). Крушение одной за другой четырех конституций Франции в период революции стало не толь­ко доводом реакционеров и консерваторов против революционных преобразований, но и предметом размышлений философов и пра­воведов о роли права в жизни общества. Наиболее значительным результатом этих размышлений стали выводы "исторической шко­лы юристов" (Гуго, Савиньи, Пухта) о спонтанном развитии пра­ва, которое, подобно языку, нравам, правилам игр, дополняется от случая к случаю и находит свое воплощение в обычаях. Юристы исторической школы утверждали, что история права всецело пре­допределена историей общества, нации, народа. Еще дальше в этом отношении шли Маркс и Энгельс. "Как политическое, так и граж­данское законодательство всего только выражает, протоколирует требования экономических отношений, — уверял Маркс. — Право есть лишь официальное признание факта"1. "Не надо забывать, —

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 4. С. 112, 115.


L


писали Маркс и Энгельс, — что право точно так же не имеет сво­ей собственной истории, как и религия"1.

Представления об экономической обусловленности права как части юридической надстройки над экономическим базисом господ­ствовали в отечественной науке и имели сторонников в зарубеж­ной. Авторитет экономического детерминизма, подтвержденный рядом исторических фактов, относящихся к разным эпохам исто­рии, породил взгляды на право как только на нечто второстепен­ное, несамостоятельное, подчиненное другим факторам явление общественной жизни. Даже ученые, не являющиеся ортодоксаль­ными приверженцами марксизма, порой с трудом преодолевают эти взгляды на право.

"Первая задача социальной теории права сегодня, когда про­шло уже почти полтора столетия после Карла Маркса и почти сто­летие после Макса Вебера, состоит в том, чтобы отойти от чрез­мерно упрощенных концепций причинности права, — пишет Г. Бер-ман. — Что бы там ни говорили философы о материализме и иде­ализме, с исторической точки зрения тот факт, что Гегель оши­бался, думая, что сознание определяет бытие, вовсе не означает, что прав был Маркс, утверждая, что бытие определяет сознание. В истории, в реальной жизни ни одно из них не "определяет" дру­гое, они обычно идут вместе. Ну а если это не так, то решающую роль играет по очереди то одно, то другое. В своем определении и исследовании права социальная теория права должна делать упор на взаимодействие духа и материи, идей и опыта"2.

Связь права и общества состоит в том, что действующее пра­во — часть бытия и сознания общества, а не нечто внешнее по от­ношению к нему. Право — такой же элемент образа жизни обще­ства, как ведение хозяйства, разделение труда, сезонные работы, создание семей и смена поколений, формы общественного созна­ния, способы объяснения явлений природы и общественной жиз­ни, господствующие верования, и др. Право и общество связаны органически: далеко не всякое право общество признает своим; ряд норм и институтов права, эффективных в одних обществах, не при­живаются в других, даже если они провозглашаются общеобяза­тельными и опираются на принуждение. В то же время ряд обще­ственных отношений и учреждений не способен существовать без правового оформления; даже ортодоксальный марксизм признает, что отношения собственности, лежащие в основе экономического ба­зиса общества, в классово-антагонистическом обществе обязатель­но закрепляются законами.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 3. С. 64.

2 Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирова­
ния. М., 1998. С. 57.



Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 4. Право и общество



 


При таком подходе возможен взгляд на право не через при­зму формационного или цивилизационного подходов, когда право рассматривается лишь как порождение способа производства (ра­бовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое пра­во) или исторической эпохи (право Древнего мира, право Средних веков, Нового и Новейшего времени), а исходя из основных осо­бенностей самого права, свойственных разным эпохам историчес­кого развития общества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сущность права. Проблемы теории и философии права

ОГЛАВЛЕНИЕ... О Э Лейст Сущность права Проблемы теории и философии права М ИКД... ISBN...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Соотношение общества и права

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА
Под сущностью права в советской литературе понималась воз­веденная в закон воля господствующего класса, содержание кото­рой определяется материальными условиями жизни данного клас­са. Это понимание

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА
Под сущностью права в советской литературе понималась воз­веденная в закон воля господствующего класса, содержание кото­рой определяется материальными условиями жизни данного клас­са. Это понимание

Социальные истоки права
Сущность права постигается философией права, изучением права в связи с местом человека среди других людей и их объеди­нений, с особенностями всего комплекса социальных отношений, т. е. отношений ме

Право и свобода
В процессе дискуссии в 70—80-х гг. о понятии права приня­тому в то время определению права как "возведенной в закон воли господствующего класса (или всего народа)" противопоставлялось пон

Право и порядок
Вопреки философам и ученым, считающим основной идеей права "солидарность", "свободу" или "волю господствующего клас­са", предлагается считать главной целью права поряд

И за общее благо
Идея "замиренной среды" (человеческого общения) находила и находит в праве специфическое воплощение. Давно замечено, что государство бессильно построить рай на земле; оно существ

СУЩНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРАВА
Сущностные качества права — это свойства, характерные для права любой страны и любой эпохи, те качества, без которых пра­ва не может быть, без которых оно не действует, не выполняет своей соци

Нормативность
Сущностным качеством права как формы организации обще­ства является нормативность. Всякая норма есть обобщение; этическая норма — правило должного (обращенное в будущее). Нормативный харак

Официальное установление и охрана государством
Сущностным качеством права является официальное установ­ление (санкционирование или создание) правовых норм государ­ством и охрана их государственным принуждением. Правовая норма существуе

Системность
Важным качеством права является системность, т. е. такая связь правовых норм, при которой одни нормы определяют усло­вия осуществления других правовых норм, нарушение которых, в свою очередь, должн

Формальная определенность
С нормативностью права связана его формальная определен­ность, т. е. точное обозначение обстоятельств, порождающих пра­вовые последствия, обозначение этих последствий, качеств, при­сущих участникам

К сущностным качествам права относится его обеспеченность процессуально урегулированной системой правосудия и правоох-раны.
Право по своей сути предполагает деятельность беспристраст­ного суда, арбитра, решающего споры и конфликты, определяю­щего, кто прав, а кто не прав, кому принадлежит спорная вещь, кто долже

Авторитетность
Сущностным качеством права является его авторитетность. Под авторитетностью права понимаются его общеизвестность и укорененность в сознании общества, общепризнанная обязатель­ность права,

Два этапа развития права и общества
По способам, какими право организует социально неоднород­ное общество, создавая "замиренную среду", история права и об­щества делится на две большие эпохи: сословное (или кастовое) общ

Право в сословно-кастовом обществе
К сословно-кастовым социально-правовым системам относят­ся системы Древнего мира, Средних веков и части Нового време­ни. По марксистской периодизации — это рабовладельческая и фе­одальная обществен

Право в гражданском обществе
Категория "гражданское общество", отличная от понятий го­сударства, семьи, племени, нации, религиозной и других общнос­тей, стала предметом изучения в XVIII—XIX вв. и обстоятельно разрабо

Взаимосвязь права и государства
Во всех трудах по правоведению справедливо отмечается, что право во многом зависит от государства. Право создается государством в том смысле, что норма стано­вится правовой с момента офици

Сущность государства
В советской литературе сущности государства и права рас­сматривались как единая классовая сущность, поскольку правом считалась возведенная в закон воля господствующего класса, а го­сударство называ

Противоречия права и государства
Возможности противоречий между правом и государством обусловлены тем, что они (право и государство) различны по сво­им сущностным качествам. 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч

Соотношение права и государства в гражданском обществе
В начале Нового времени становление гражданского общества сопровождалось существенным изменением права и государства. Важную роль в переходе от сословного общества к гражданскому играли сложившиеся

Право и мораль
В современной отечественной литературе отмечается, что мо­раль1, в отличие от права, содержится не (только) в официальных источниках, а в общественном мнении, и соблюдение моральных норм

Право и правосознание
Рядом с правом и моралью в общественном сознании находится обширная сфера социальных норм, оценок, понятий, эмоций, име­нуемая правосознанием. Об этой сфере написано много, но получа­ется как-то та

Три уровня знаний о праве
Под изучением права здесь понимается систематическое и це­ленаправленное приобретение и пополнение знаний о праве в про­цессе обучения и практической деятельности профессиональных юристов, преподав

Общая теория и философия права
Стремление постичь смысл права возникло в Древнем мире. Древнегреческие софисты (учители мудрости) видели в законах 1 Справедливо отмечалось, что логический уровень выводов теор

Актуальные проблемы правоведения
Главной задачей и заботой современной юридической науки в России является становление концептуального теоретического мыш­ления. Отказ от обязательной официальной идеологии резко рас­ширил возможнос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги