Реферат Курсовая Конспект
Инновации в социокультурном сервисе и туризме - раздел Туризм, ...
|
Изотова Маргарита Александровна
Матюхина Юлия Алексеевна
Инновации в социокультурном сервисе и туризме
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов. 4
1. Что такое туризм, определения туризма. Основные документы.. 4
2. Функции туризма. 5
3. Виды туризма. 6
4. Состав системы туризма. 7
5. Цели туризма, направления его развития в XXI в. 7
6. Состояние туризма в России. Необходимость в новых формах туризма. 7
7. Основная цель создания центра культурной, научной, просветительской, туристической деятельности. 8
8. Основные задачи и направлениям деятельности центра. 9
Основные задачи центра. 9
Основные направления деятельности центра. 9
Культурно-просветительское направление. 9
Туристически-развлекательное направление. 20
9. Развитие историко-культурных центров в России. 24
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ «АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА» НА БАЗЕ МУЗЕЕФИКАЦИИ АЛЕКСЕЕВСКОГО ГОРОДИЩА.. 27
10. Конкурс на проектное предложение по созданию историко-культурного туристического центра на базе памятника (комплекса памятников) истории и культуры.. 36
11. Основные условия строительства на территории центра. 39
Глава 2. Театрализация и ролевые игры как пример новых форм работы в культурном туризме 40
1. Особенности развития культурного туризма в нашей стране. Понятие инноваций в туризме 40
2. Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма. 49
3. Конкретные примеры инновационных театрализованных представлений. 52
4. Сущность ролевых игр. 58
Варианты видов игровых форм.. 60
5. Ролевые игры и туризм.. 61
Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений. 69
1. Особенности экстремального туризма. 70
2. Сухопутный туризм.. 71
Трекинг. 71
Туризм на лыжах. 74
Горные лыжи. 75
Верховой туризм.. 76
Конный туризм.. 76
Туры на собаках. 77
Джипинг. 77
Приключенческие туры.. 79
Экзотик-туры.. 82
Спелеотуризм.. 83
3. Воздушный туризм, отдых и развлечения. 84
Планеризм.. 84
Баллонинг. 86
Парашютинг. 86
Кайтинг. 87
Авиационный туризм.. 89
4. Космотуризм.. 90
5. Водный туризм.. 91
Рафтинг. 91
Путешествия на гребных и парусных судах. 93
Экзотические плавсредства. 96
Туры на подводных лодках. 97
Катание по морским волнам.. 97
Рыболовные экстрим-туры.. 98
Дайвинг. 98
Глава 4. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых. 100
1. Из истории туризма. 101
2. Возрождение старых популярных маршрутов. 104
3. Перспективы развития регионов. 105
4. «Провинциальная красота России». 107
5. «Городские сюжеты». 109
6. Речные экскурсии. 110
7. Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов. 111
8. Новые направления в культурном туризме. 116
«Москва-сити». 117
Туристический Санкт-Петербург. 119
Комплексные городские экскурсии. 120
Археологические и палеонтологические экскурсии. 120
Религиозный туризм.. 123
Этнографические туры.. 123
Лечебный туризм.. 124
Деловой, или бизнес-туризм.. 126
Обучающий (или образовательный) туризм.. 127
Экологический туризм.. 128
Автотуризм.. 130
Агротуризм.. 131
Милитари-туры.. 132
Юмористический туризм.. 133
Хобби-туры.. 133
Музеи новых профилей. 133
9. Новинки туристических изданий. 135
Заключение. 136
Литература. 137
Введение
Культурный туризм получил широкое распространение во второй половине XX в., когда многие развитые страны перешли от индустриального к постиндустриальному обществу, одной из особенностей которого является значительное расширение доступа к культурным благам. Расширению культурного туризма в наше время способствуют развитие транспортных линий, межрегиональные и международные культурные контакты, становление и совершенствование индустрии туризма в нашей стране.
В предлагаемой книге рассматриваются различные инновации в социально-культурном сервисе и туризме.
Инновации в туризме – разносторонние организационно-управляющие нововведения, состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристических проектов, способность организации новых видов туристической деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение туристического спроса, включающее в себя современные технологии. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, на значительное улучшение туристического сервиса.
Инновационный процесс представляет собой поэтапное принятие нововведений в туризме.
Наиболее перспективным направлением представляется создание центров культурной, научной, просветительской, туристической деятельности на базе археологических, этнографических, архитектурных, природно-ландшафтных (а в оптимальном варианте комплексных) музеев под открытым небом. Богатый опыт создания таких объектов накоплен в зарубежных странах (Флево в Голландии, Лейр в Дании, Батсер-Хилл в Англии, Дюппель в ФРГ, Памунки в США). В последние годы музеефицированные комплексы начали создаваться и в России (Костенки в Воронежской, Аркаим в Челябинской областях и др.). Такие центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов регионов с практически неограниченными ресурсами и возможностями. На их базе может быть создана принципиально новая для многих регионов сфера отдыха и развлечений.
Принципиально новым направлением является включение в обслуживание туристов, отдыхающих, посетителей театрализации и ролевых игр. Сюда же входит воссоздание историко-культурных ситуаций разного времени. При этом зрители имеют возможность стать непосредственными участниками интерактивного процесса.
Это направление может быть связано с экстремальными развлечениями и видами деятельности, такими как разной степени сложности походы, экспедиции, эксперименты и др.
Кроме того, на современном этапе развития внутреннего туризма совершенно необходимо возвращаться к старым давно и несправедливо забытым, но интереснейшим маршрутам, разработанным еще в советское время.
В настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристических направлений: этнографическое, археологическое, флористическое; на туристический рынок выносятся предложения фототуров, милитари-туров, винных туров, религиозных и свадебных туров. Развиваются лечебный, образовательный, экологический и другие виды культурно-познавательного туризма, появляются новые музеи, в том числе частные, с возможностью внедрения индивидуальных программ.
На этом фоне внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом и природой.
Социально-культурный сервис и туризм призваны решать много задач: рекреационно-восстановительную, образовательно-воспитательную, просветительскую, задачу сохранения, изучения и использования природного и историко-культурного наследия. Они же являются постоянными, весомыми (а для некоторых регионов и основными) источниками дохода, решают проблему создания рабочих мест и т. д.
Поэтому внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом и природой.
Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов
Состав системы туризма
Туризм в настоящее время представляет собой целую систему, включающую в себя разнообразные элементы. К ним относятся: туристский продукт , т. е. совокупность туристских услуг и туров (или маршрутов, которые удовлетворяют основные потребности людей; субъект туризма – граждане России и зарубежных стран, общественные, государственные и частные предприятия и организации туризма и путешествий; участник туризма – т. е. гражданин, пользующийся продуктами и услугами, создаваемыми системой туризма; объект – вся сферы связанных с туризмом услуг (питание, проживание, транспорта, учреждения культуры, природные, культурно-исторические, спортивные, оздоровительные и прочие объекты); организатор – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обеспечивающие планирование и осуществление мероприятий, программ, создание и распространение турпродукта.
Цели туризма, направления его развития в XXI в
Туризм в XXI в. вступил в новую стадию развития. По мере того как он занимает все более заметное место в развитии мировой экономики, социально-культурной и других сферах, все значительнее становится его роль в общемировых процессах развития человечества. В соответствии с этим меняются его основные цели. В число основных целей современного туризма входят: новые модели развития, управления и хозяйствования; эффективное использование людских ресурсов; повышение роли человека и местных общин, региональных и территориальных органов и туристских организаций; преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей; организация новых форм проведения досуга; разработка новых моделей экономического управления; изучение концепций, касающихся гуманитарных и социальных отношений в туризме, экологических установок; осуществление программ технического сотрудничества и др.[1]
Основная цель создания центра культурной, научной, просветительской, туристической деятельности
Основными целями создания таких центров являются разработка и воплощение новой модели культурной деятельности в регионе путем создания интерактивной зоны общения по проблемам истории, культуры и искусства древних обществ и цивилизаций, их роли и места в мировом историческом процессе, а также их влияния на современный мир.
Однако деятельность таких центров не ограничивается только человеческой историей и культурой. Общение с природой, ее изучение, а также решение проблем взаимоотношения природы и человека, воспитание бережного отношения к окружающей среде также могут и должны входить в сферу деятельности такого центра. В целом можно сказать, что одной из основных целей таких учреждений должна быть экологизация жизни человека в самом широком смысле этого слова.
Бережное отношение к природе, любовь к ней, грамотное экологическое поведение человека стали необходимым условием для выживания человечества на нашей прекрасной планете. Приобщение к природе дает возможность приобщить человека к гуманности, здравому смыслу, красоте, гармонии с природой и с самим собой.
Слово «экология» происходит от греческих слов oikos – «дом» и logos – «понятие, учение». Экология в широком смысле этого слова – знание о среде обитания, в которой живет человек: от ближайшего окружения до масштабов Вселенной и знание о себе.
Вряд ли наша жизнь может быть здоровой и гармоничной без сохранения природного и культурного наследия. Очень важно знакомить человека с самого раннего детства с Домом, в котором он живет. Но сколько бы информации ни запоминали люди, при отсутствии тонкого чувствования и восприятия мира, без любви к этому миру во всех его проявлениях эти знания не станут созидательными.
Современные проблемы взаимоотношений человека с самим собой, себе подобными и с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Работа по созданию комплексных центровпредполагает активизацию и внедрение новых форм сотрудничества с государственными и общественными организациями, музеями, научно-исследовательскими центрами и частными лицами. Использование этих форм, а также новых технологий, в том числе и информационных, не толькообеспечит выход на принципиально новый уровень культурно-просветительской, образовательной, экспозиционно-выставочной, туристической деятельности, позволит создать рекреационную зону принципиально нового типа, будет способствовать расширению аудитории, но и сделает центр весьма перспективным ресурсным источником с практически неограниченными возможностями.
Основные задачи и направлениям деятельности центра
Основные задачи центра
1. Создание центра культуры, науки, образования, развития принципиально нового типа.
2. Предотвращение разрушения памятников природы, истории и культуры и сохранение их для потомков.
3. Осуществление роли генератора общественных инициатив в области охраны памятников природы, истории и культуры и среды обитания в целом.
4. Воспитание бережного отношения к своему не только недавнему, но и древнему прошлому и возрождение на этой основе в большой степени утраченного за последние годы чувства патриотизма, гордости за свою, в том числе и «малую», Родину.
5. Создание принципиально новой для региона сферы отдыха и развлечений.
Основные направления деятельности центра
Основными направлениями деятельности центра являются культурно-просветительское, научное, образовательно-воспитательное, спортивно-оздоровительное, туристско-развлекательное.
Гг. – организационный этап.
· Издание постановления о создании центра и основной составляющей центра – музея как государственного учреждения, имеющего статус юридического лица, разработка и принятие устава, а также других основополагающих документов, необходимых для его создания.
Археологический центр должен стать самостоятельной структурной единицей, подчиняющейся напрямую Министерству культуры, а также должен иметь прямое финансирование. Центр также должен выступать заказчиком при проведении любых работ, имеющих отношение к его деятельности (проектных, строительных, реставрационных и др.).
Реализация первого этапа
· Прием на работу штатных сотрудников.
· Отвод и передача на баланс центра территории памятника.
· Создание и утверждение проекта, включающего разработку элементов садово-парковой архитектуры, с учетом имеющихся на памятнике редких видов растений.
· Проведение раскопок разрушаемой прибрежной зоны и участков, отведенных под строительство зданий и сооружений. Консервация особо выдающихся раскопанных участков памятника.
Гг.
Строительство основного здания (модуля) музея и сопутствующих элементов инфраструктуры, в первую очередь подъездных путей, автостоянки, гаража, пешеходных дорожек, спуска к Волге, пляжа.
Реализация второго этапа
· Создание экспозиции основного здания музея.
· Сооружение моделей построек на открытой территории.
· Создание экспериментальных площадок по моделированию древних технологий и производств.
· Организация работы летнего кафе, пункта проката и услуг любителям водного туризма.
· Организация работы гостинично-ресторанного комплекса на базе пришвартованного и оборудованного для этого теплохода (на период с апреля по октябрь).
· Продолжение раскопок на участках, планируемых под дальнейшую застройку.
· Благоустройство территории, начало формирования паркового ансамбля.
Гг.
Строительство реставрационных мастерских и мастерских по выпуску сувенирной продукции на основе традиционных технологий.
Реконструкции древних жилищ, фортификационных сооружений (рва, вала и примыкающих к валу построек оборонного характера), других объектов древнего быта, исследованных на территории памятника (жилых помещений, культовых построек, могильника).
В перспективе могут быть смоделированы археологические памятники иных типов Нижнего Поволжья (курганы, юрты кочевников и др.).
3. Мастерские по экспериментальному воспроизведению древних производственных процессов (металлургия, гончарство, ткачество, кожевенное, косторезное и другие ремесла).
4. Торговые павильоны (или киоски) по продаже как продукции центра (сувениры, печатные издания, видеокассеты, CD-диски и др.), так и других товаров, связанных с обслуживанием посетителей, а также пункты оказания различных услуг.
5. Хозяйственные постройки ( гараж, автостоянка, санитарные зоны и др.).
6. Гостинично-ресторанный комплекс ( на базе пришвартованного и оборудованного для этих целей теплохода).
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕНТРА
Финансирование работ по созданию и функционированию центра должно быть комплексным.
1. Поступления из федерального, областного, городского и районного бюджетов.
2. Гранты как российских, так и зарубежных фондов.
3. Хоздоговоры на проведение охранных археологических разведок и раскопок, выполняемых центром.
4. Доходы от проведения сотрудниками центра историко-культурных (археологических) экспертиз зон хозяйственной деятельности, работы реставрационных мастерских.
5. Доходы от реализации продукции, выпускаемой центром.
6. Средства, полученные от посещения территории парка, туристического и экскурсионного обслуживания, доходы от кафе, автостоянки, проката инвентаря и т. д.
7. Частный капитал и поступления от заинтересованных лиц и организаций.
Количество различных центров в России медленно, но неуклонно растет. Очень радует тенденция к возрастанию их комплексности, т. е. включение в деятельность нескольких направлений.
Представляется, что будущее развитие социально-культурного сервиса и туризма именно за симбиозными центрами, сочетающими в своей деятельности научную, культурно-просветительскую, спортивно-оздоровительную и развлекательную функции. Звучит для российского уха не совсем привычно: академическая наука и развлечения? Музей и оздоровительные методики? Дети, пожилые люди и охрана памятников природы, истории и культуры? Но тем не менее... Современная жизнь подсказывает, что искусственный разрыв разных сфер жизнедеятельности человека не идет ему на пользу. Болезни «цивилизованного века» – синдром хронической усталости, вялость, депрессии, чувство одиночества – это последствия такого разрыва.
На наш взгляд, создание комплексного центра, включающего в себя максимально возможное количество направлений деятельности, наиболее перспективно. Несмотря на кажущуюся громоздкость, при правильной организации работы и координации деятельности создание такого учреждения, а вернее, такой организации позволит выйти на новый уровень развития индустрии туризма. Система организации составных частей центра (музеев, оздоровительных и просветительных секторов, гостиниц, баз отдыха, транспорта и т. д.) может быть самой разной в зависимости от конкретных условий региона, в котором он создается. Конечно, желательными условиями являются его доступность в географическом и транспортном отношении (например, его расположение в черте крупных населенных пунктов или в непосредственной близости от них). Это позволит привлекать самый широкий круг туристов и экскурсантов. В их круг могут входить жители данного населенного пункта и близлежащих пригородов, жители области или края, граждане других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Очень важным в работе центра представляется сочетание и развитие форм и методов работы с разными категориями населения: как возрастными (от младших школьников до любого возраста), так и социальными и имущественными.
Работа по разным направлениям позволит центру привлечь наибольшее количество туристов и экскурсантов. Его комплексность позволит создавать турпродукты (в том числе и принципиально новые), рассчитанные на самые разнообразные интересы, возможности и уровень доходов. Недорогой палаточный молодежный лагерь, двух-трех– или многодневное проживание в достаточно комфортабельных условиях стационарной гостиницы с посещением памятников природы, истории и культуры для людей среднего возраста или для отдыхающих с маленькими детьми, эксклюзив-туры для туристов с высоким уровнем дохода, экстрим-походы для желающих испытать свои возможности или совершить новые открытия, экспедиции и путешествия для любителей экзотики или острых ощущений и приключений – список можно продолжать бесконечно.
В последнее время все большое развитие получает такая форма организации туристской деятельности человека, как индивидуальный туризм. Представляется, что в комплексном центре намного проще работать в этом направлении. Располагая разнообразными турпродуктами и комплексами услуг, можно предлагать туристу на выбор разные «пакеты отдыха и развлечений».
Следует отметить, что такой центр является инновационным не только в сфере туризма, но и в социокультурном бизнесе. Наличие в городе, области или регионе учреждения нового типа позволит развиваться традиционным направлениям в сфере образования, культуры, спорта и создавать новые модели деятельности.
Начинать создание такого центра лучше всего с объявления конкурса на проектное предложение по его созданию.
Организаторами такого конкурса могут выступать федеральные, региональные, местные органы власти, общественные, культурные, научные, образовательные, коммерческие организации.
Круг участников конкурса должен быть максимально широким. В нем могут принять участие профессиональные специалисты (архитекторы, сотрудники научных и культурных учреждений, например институтов, музеев, органов охраны и использования памятников истории и культуры, экологи и др.) и творческие коллективы из числа учащихся старших классов общеобразовательных школ, профессионально-технических учреждений, студентов колледжей и высших учебных заведений, общественные объединения, а также отдельные граждане.
В рамках концептуального конкурса можно проводить также конкурсы отраслевые. Например, если в центре или при нем планируется создание этнографической деревни, музеефицированного комплекса памятников, работа мастерских народного творчества и тому подобное, можно и нужно проводить конкурсы проектов по этим направлениям. Основной целью любого конкурса, конечно, является поиск новых, оригинальных, наиболее рациональных и эффективных идей.
Однако, кроме этого, такие мероприятия имеют очень большое значение для социально-культурного развития региона, в котором проводится конкурс. Помимо активизации культурной и научной деятельности, проведение конкурсных мероприятий выполняет также рекламную функцию, пропагандируя создание центра науки, культуры и туризма. В процессе их подготовки и проведения мобилизуются, привлекаются и объединяются заинтересованные организации, коллективы и отдельные граждане. К ним относятся властные и коммерческие структуры, привлечение инвестиций которых (в виде финансов, административных ресурсов и т. п.) необходимо для создания и развития центра. Выгодные условия сотрудничества и четко продуманные перспективы могут привлечь не только местных, но и иностранных инвесторов.
Не менее важным является налаживание на разных основах контактов и сотрудничества с творческими, спортивными, образовательными, культурными учреждениями. К ним могут относиться мастерские и индивидуальные мастера, занимающиеся различными видами народного творчества, песенные, танцевальные и театральные коллективы, спортивные клубы и клубы по военно-патриотическому воспитанию и др. Как показывает мировой опыт – роль личности в истории чрезвычайно велика. Поэтому так важно привлекать и отдельных энтузиастов своего дела – краеведов, экскурсоводов, воспитателей и преподавателей, мастеров, фермеров и других заинтересованных лиц. Обязательными условиями успешного привлечения и сотрудничества людей, являются гибкость, динамичность, многообразие и многовариантность отношений.
Условия конкурса, которые должны содержать в себе его цели, задачи и сроки проведения, необходимо объявить заблаговременно. В программу проведения конкурса обязательно должны быть включены формы и объемы конкурсных материалов, а также концепция проекта конкурса.
В качестве одного из вариантов мы приводим примерную программу такого конкурса.
Конкурс на проектное предложение по созданию историко-культурного туристического центра на базе памятника (комплекса памятников) истории и культуры
Глава 2. Театрализация и ролевые игры как пример новых форм работы в культурном туризме
Чтобы человек потянулся к знанию, его нужно разбудить.
Платон
Конкретные примеры инновационных театрализованных представлений
Приведем несколько примеров театрализованных программ, разработанных в разных городах и регионах России.
Самыми распространенными театрализованными праздниками на территории нашей страны являются популярные до сих пор языческие праздники, совмещенные с праздниками православными. Так, празднование Масленицыпроходит практически во всех исторических музеях и воплощается в жизнь многими туристическими фирмами, работающими на внутренний туризм. Спрос на мероприятие «Прощание с зимой» в процессе театрализованного праздника Масленицы огромен. На этот праздник стремятся попасть не только разновозрастные школьные и студенческие группы, но и приезжающие в страну туристы. Празднование Масленицы – это использование событийных факторов для привлечения в низкий сезон туристов. В настоящее время старинный русский город Ярославль претендует на проведение главной в стране Масленицы: туроператоры города предлагают недельные туры с участием в театрализованных представлениях и экскурсиях.
Также популярны театрализованные русские праздники Рождество, праздник Троицы, Ивана Купалы, праздник урожая, осенние капустникии т. д. Эти праздники заменяют собой такие популярные у туристов, посещающих западные, а также южноамериканские страны, карнавалы. С удовольствием туристические группы участвуют и в праздновании театрализованного Нового года, Святок и многих других интересных дат.
Рождество в театрализованной форме отмечают практически все музеи России. И это понятно – происходит возврат к народным традициям, в том числе и при организации и проведении интерактивных экскурсий. Приведем примерный ход рождественских праздников на основе нескольких сценарных планов.
С самого начала дети – участники праздника попадают в игровую сказочную атмосферу. Их уже у входа в музей встречают костюмированные участники шоу. Это могут быть как одетая в русский народный костюм ведущая, так и какой-либо сказочный персонаж. Далее начинается театрализованное шоу, состоящее из нескольких частей – посещение импровизированной праздничной ярмарки, знакомство с жителями деревни мастеров и т. д. Обязательным для такого праздника является знакомство участников экскурсии с вертепом – Вифлеемской пещерой с младенцем. Конечно, кульминация рождественского шоу – пение колядок и участие в небольших представлениях, а также в рождественских гаданиях.
По подобным сценариям проводятся и праздники Масленицы во многих музеях России. Турфирмы на этот праздник проводят интерактивные экскурсии с выездом за город, с катанием на тройках с поеданием блинов, с играми вокруг Масленицы, со сжиганием ее соломенного чучела. При проведении таких мероприятий очень хорошо готовить игры и конкурсы, основываясь на особенностях местного материала.
Устюг предлагает театрализованную программу «Великий Устюг – родина Деда Мороза». А в летнее время, в период низкого туристического сезона, предлагается разработанный туроператорами совместно с творческими коллективами Праздник русского лаптя . В программе плетение лаптей, катание на лодке, имеющей форму лаптя, разные забавы, например игра в футбол в лаптях, ношение воды лаптем, поедание печенья в форме лаптей и т. д. Кроме того, во время этого праздника дети могут встретиться с Дедом Морозом под лозунгом «Праздник Деда Мороза круглый год!».
Сразу несколько театрализованных программ предлагает наше сердце туризма – Суздаль. В туристическом комплексе «Горячие ключи», состоящем из небольших домиков – коттеджей в русском стиле, проходят банные и рыболовные туры, тематические программы: «Новый год в русских традициях», «Раз в крещенский вечерок», «Широкая Масленица», «Ночь на Ивана Купалу» , фольклорный праздник «По первому снегу», «Дело разумей, а себя не жалей».
В последнее время большой популярностью в нашей стране стал пользоваться католический по своему происхождению праздник Всех влюбленных – День Святого Валентина . Во время его празднования, 14 февраля, многими туристическими фирмами страны, работающими на въездной туризм, проводятся театрализованные мероприятия с обязательными многочисленными сердечками в качестве подарков и сувениров. Один из лучших примеров проведения такого праздника – сочетание экскурсии по католическим соборам города (если они есть) или по западной архитектуре (это можно встретить гораздо чаще) с последующим веселым шуточным костюмированным представлением в каком-либо музее.
В разгар туристического потока, в летнее время, хорошо в обычные обзорные экскурсии включить, например, театрализованный праздник Ивана Купалыс обрядовыми традиционными славянскими песнями и играми на природе, с рассказом про русалок и вечерними хороводами вокруг костра.
Во многих старинных русских городах проводится событийный праздник «Макушка лета»с традиционными русскими обрядами.
Кроме календарных праздников, в последнее время появилось большое количество экскурсий, связанных с инсценировкой детских сказок (как русских, так и других стран и народов). Рассчитаны, разумеется, такие шоу на детей. В результате творческого и воспитательного процесса кристаллизуется основа для развития современного человека широких взглядов, умеющего оценить и относиться с уважением к культурам разных народов. Эти качества и лежат в основе эстетического воспитания гармоничной культурной личности.
Среди инновационных методов проведения экскурсий необходимо остановиться на многочисленных этнографических посиделках, проводимых в большом количестве различными музеями и туристическими фирмами. В уютной обстановке, чаще всего с чаепитием, участники такой театрализованной экскурсии погружаются с помощью музейных экспонатов, антуража, в обстановку старины. В последнее время возрос интерес пожилых иностранцев, имеющих свои корни в России, к составлению генеалогических древ своих семей. Эта часть туристов всегда с удовольствием принимает участие в подобных этнографических праздниках, которые, как им кажется, возвращают их в генетическое прошлое.
Такие формы событийного туризма способствуют сохранению этнокультурного наследия того или иного региона, знакомству с ним туристов из других областей и стран, а в перспективе – привлечению в регион все большего числа посетителей.
Примером театрализованных экскурсий, уже воплощенных в действие, может являться программа «Путешествие в прошлое» , разработанная сотрудниками Саратовской региональной организации «Нижневолжское археологическое общество» и членами клуба исторического фехтования «Покровская застава» из города Энгельса Саратовской области.
За годы работы были разработаны и воплощены в жизнь несколько различных проектов. Первый из них – «Половецкий стан », введенный в жизнь совместно с Энгельсским краеведческим музеем. «Половецкий стан», как становится понятно уже из названия, представляет собой как бы фрагмент из жизни средневековых кочевых племен, населявших нижневолжские степи в XI–XIII вв. Проект включает в себя «живые картинки», изображающие стан половецкого князя, проводы его на войну с русскими, а затем – встречу с русским князем и обмен пленными воинами. Фон событий – реконструкция подлинной кочевнической юрты, костер с вертелом и средневековой посудой около него, группа людей в половецких и русских средневековых костюмах. В проекте также задействованы лошади и собаки. Естественно, действия сопровождаются рассказом экскурсовода, поясняющего происходящее и вводящего участников экскурсии в ход событий.
Проект «Половецкий стан» успешно проводился на археологическом поселении в районе села Смеловка Энгельсского района, в степи на берегу Волги. Живописность места прибавляла реальности событиям, изображенным в проекте.
Вторым и самым популярным на сегодняшний день проектом в Саратовской области стала театрализованная экскурсия «Путешествие в прошлое ». Эта экскурсия рассчитана на все возрасты, каждый находит в ней что-то для себя. Проект является своеобразной «машиной времени», которая переносит участников необычного шоу из XXI века в век XIII. Проводится данная экскурсия или на территории археологического памятника, что предпочтительнее, или просто в живописном месте. Все участники шоу одеты в средневековые костюмы. Причем если у экскурсовода костюм стилизованный, то у актеров-каскадеров, проводящих театрализованную часть, костюмы представляют собой полную реконструкцию, воспроизведение старинных доспехов и оружия.
Начинается представление с приезда экскурсантов на место проведения мероприятия и встречи их гидом-ведущим. Затем следует живой интересный рассказ экскурсовода о том, какие племена населяли Нижнее Поволжье в эпоху Средневековья, чем они занимались и какой образ жизни вели. Иногда рассказ сопровождается показом реплик (макетов) археологических находок и фотографий. Далее в действие вступают главные участники – «хозяева» древнего поселения, на котором и будет все происходить. Дальнейший сценарий имеет различные варианты. В одном из вариантов, например, на группу экскурсантов совершают неожиданное нападение воинственные кочевники и даже захватывают одного или двух человек в плен, а затем русские воины вступают с нападающими в схватку и освобождают «пленников». В другом варианте той же экскурсии навстречу группе экскурсантов выходят средневековые русские витязи, предлагающие проводить участников похода дальше, так как, по их словам, «неспокойно вокруг, вороги пошаливают». После того как экскурсанты продолжают свое шествие уже под надежной защитой, им навстречу выходят явно воинственно настроенные кочевники. После небольшого интересного диалога – спора «кто здесь хозяин», начинается бой. По окончании боя участникам экскурсии объясняется, что они стали редкими свидетелями настоящей каскадерской работы не в кино, а в реальной, хоть и поставленной по сценарию, жизни.
Главное – это отличная работа фехтовальщиков, показывающих рукопашный бой, и умелое объяснение опытного экскурсовода. Экскурсанты втягиваются в представление и становятся его непосредственными участниками.
После окончания исторического шоу около костра все желающие могут сфотографироваться с рыцарями, померить доспехи, попробовать плов, приготовленный по средневековым рецептам, подержать в руках оружие и пострелять из лука.
Иногда проект «Путешествие в прошлое» становится одной из составных частей теплоходной экскурсии. В этом случае во время рассказа экскурсовода внимание участников привлекается к происходящим на ближайшем берегу событиям – столкновению двух враждующих племен или, например, похоронам погибших в последнем бою и тризне по ним. Такие вставки в привычный рассказ экскурсовода являются не просто туристическими инновациями, они вносят разнообразие в уже поднадоевшие формы общения с гостями – туристами и дают поистине неограниченные возможности для появления все новых и новых форм культурного туризма.
Кроме того, подобные театрализованные экскурсии доставляют не только радость и детям, и взрослым, но и значительно пополняют их знания по древней истории региона и всей страны в целом.
«Живые картинки», представляемые участниками «Покровской заставы», сопровождают также другие экскурсии, шоу и праздники (например, Масленица, Рождество, День города и т. д.). Часто экскурсию «Путешествие в прошлое» заказывают различные организации и для своих гостей, и для своих сотрудников.
Красиво и грамотно поставленные бои, реконструированные одежда, украшения, доспехи и оружие оставляют после себя неизгладимое впечатление.
Особо следует сказать о возможностях театрализации в экстремальном туризме. Экскурсантам предлагается на один или несколько дней стать непосредственными участниками похода, проводимого по всем правилам средневековой жизни. Во время такого мероприятия его участники живут в походных шатрах, готовят пищу на костре по средневековым рецептам, переносят все тяготы длительного пешего перехода. К тому же действие предполагает костюмы для всех желающих. Примерно в середине похода экскурсанты становятся зрителями и частично непосредственными участниками средневекового боя, т. е. создается полное впечатление жизни на природе в древние времена. По желанию (и по финансовым возможностям) во время похода устраиваются охота, рыбалка, конные прогулки и т. д. Подробнее об экстремальном туризме и его особенностях написано в третьей главе нашей книги.
Все вышеописанные театрализованные проекты уже внедрены в жизнь, но есть и новые сценарии и идеи, находящиеся в стадии творческих разработок. К одним из них относится проект «Средневековый майдан », когда участники экскурсии с помощью все той же условной «машины времени» попадают на площадь средневекового базара с его яркими одеждами, разнообразием товаров и самобытным колоритом.
Другой, еще находящийся в стадии разработки проект – «Города на Волге ставити » – посвящен строительству на Средней и Нижней Волге городов-крепостей князем Засекиным. Проект глобальный и требует только огромных творческих и капитальных затрат, однако он обещает быть зрелищным, живым и очень познавательным: стрельцы, струги, пушки, первые городские поселенцы будут являть собой просто потрясающую картину. Такой проект при условии грамотного его воплощения в жизнь с успехом может сопровождать городские и областные праздники.
Надо отметить, что все проекты основываются на местном материале, что делает их особо привлекательными при изучении истории родного края. Благодаря отлично поставленной всесторонней подготовке любого из вышеперечисленных проектов получается реконструкция не только отдельных предметов быта и старинных ремесел, но и целых эпох. Возможно восстановление достаточно значительного пласта жизни, о котором мало что известно, но который является составной частью нашей древней истории. Как сказал однажды в интервью одной из саратовских газет руководитель клуба «Покровская застава» Алексей Москаленко: «Наши проекты позволяют обратиться к богатейшему наследию, источнику патриотического воспитания молодежи, чтобы не превратиться в Иванов, не помнящих родства».
Но самое главное – все описанные выше проекты, с успехом внедренные на Саратовской земле, являются модельными, т. е. при творческом подходе могут прекрасно применяться в любом регионе России.
Еще одним примером блестящей реконструкции – театрализации является проект «Викинги в Ленинградской области» – одиниз первых в России объектов в жанре живой истории (поселение викингов).
Усадьба Свенгард, на базе которой реализуется проект, расположена в Ленинградской области, в 16 км от города Выборга, недалеко от российско-финляндской границы. Усадьба представляет собой реконструкцию поселения начала XI в. со смешанным этническим составом (славяне, скандинавы и финны). Это негосударственный и некоммерческий проект, реализуемый за счет частных инвестиций и работы волонтеров. В настоящее время в усадьбе построены два здания, идет строительство кузницы и «длинного дома». Усадьба работает круглый год, в ней постоянно проживают несколько человек. На территории усадьбы проводятся театрализованные экскурсии, основанные на местном этнографическом материале, народном искусстве и ремеслах. Хозяева усадьба не возражают против проведения на их территории исторических ролевых игр, охотно сотрудничают с экологами. В правилах усадьбы «Свенгард» записан один категорический запрет: «никакого загрязнения окружающей среды. Нет – мусору в его натуральном виде и разжиганию любых форм расовой, политической или религиозной розни».
В планах усадьбы – проведение постоянных военно-исторических фестивалей, различных культурно-массовых мероприятий с привлечением туристических групп.
Необычный театрализованный проект «Бурлаки на Волге» разработан в Угличе: туристам предлагается попробовать себя в образе бурлаков. Желающим после официальной оплаты за удовольствие выдаются льняные косоворотки, холщовые порты, лапти. После этого новоиспеченные бурлаки подписывают договор с купцом, создают бурлацкую артель из нескольких желающих. Специально для реализации проекта приобретена нефтеналивная баржа вместимостью 320 т. Эту баржу «бурлаки» после совместного обеда с медовухой тянут в самом настоящем смысле слова по маршруту около 3 км.
В Удмуртии (Ижевск) предлагается туристам большая театрализованная программа в историко-этнографическом музее Ильинкапод открытым небом. Во время экскурсии посетителям выносится по удмуртским традициям каравай хлеба с медом и маслом, участники мероприятия проживают в удмуртских деревнях, где знакомятся с особенностями местной кухни, бани, посещают заповедные родники, осматривают языческие идолы и древние храмы. Можно также познакомиться с традиционными изделиями удмуртских мастеров – валенками, плетеными из лозы предметами, узорным ткачеством, особой национальной вышивкой. Завершается театрализованный тур обязательным фольклорным праздником.
Театрализованный праздник «Троицкие гулянья»– один из инновационных этнографических проектов Тверской земли. Этот праздник проводится под Торжком, в музее деревянного зодчества под открытым небом. Гостей встречает Соловей-разбойник со своей свитой. Они берут в плен одного из экскурсантов и требуют за него выкуп. Во время гуляний демонстрируется русское традиционное боевое искусство, выступают фольклорные ансамбли, частушечники, собирающиеся со всей округи, проводятся выставки-продажи изделий народных промыслов.
В Тульской области одним из новых туристических продуктов является представление «Гладиатор»– театрализованное погружение в атмосферу Средневековья. Во время экскурсии можно примерить старинную рыцарскую экипировку, пострелять из лука, поучаствовать в богатырских забавах. Посетителям предлагается на выбор несколько различных театрализованных постановок: «Путешествие по Средневековью», «Становление государства Российского», «Тула средневековая». Проходят такие программы в историко-культурном комплексе «Княжеград».
Древний Муром предлагает окунуться в самую настоящую русскую сказку на праздничном театрализованном шоу «Илья Муромец». Кульминация мероприятия – шуточный бой с самим русским богатырем.
В Александровской слободе, как известно, долгое время жил царь Иоанн Грозный. Отсюда он направлял свои гневные послания в Москву против изменщиков бояр и князей, здесь зародилась страшная опричнина. На основе этих исторических событий Александровка предлагает театрализованную программу «Страшные тайны царского двора» – однодневный экскурсионный тур с интерактивным участием в царском приеме в Столовой палате и в царском «сватовстве» по всем правилам средневековой Руси.
В Ярославской области разработан и уже введен в туристические маршруты театрализованный проект «Хозяин рек Пошехонских». Он включает в себя празднование Дня водяного, посещение исторического музея с разными выставками, трапезу с Водяным, разные исторические и просто развлекательные шоу. Там же постоянно, начиная с мая проводится театрализованная программа «День рождения Бабы-яги». Туристы становятся участниками праздника русского пирога, могут испить родниковой воды, поучаствовать в интересной экскурсии по храмам. Кульминацией праздника становятся знакомство с Бабой-ягой и ее избушкой и представление «Лесной переполох». Местные мастера по производству изделий народных промыслов предоставляют традиционные вещи для продажи туристам.
Интересную анимационную программу предлагают смоленские туроператоры: «По местам подвига Ивана Сусанина». Участникам раздаются «старинная» одежда, обувь, и Иван Сусанин ведет их по лесам и болотам. Правда, окончание у этого туристического похода другое, чем в реальной истории, – счастливое. В конце все угощаются блюдами русской кухни, приготовленной по старинным рецептам.
И, конечно, нельзя не упомянуть об одном из самых известных в стране звездном театре военных действий – о театрализованном шоу «День Бородина», проводимое Международной военно-исторической ассоциацией Это шоу, представляющее собой настоящее сражение, происходит на Бородинском поле свыше 10-ти лет. Благодаря своему необыкновенному успеху проводится не один, а несколько раз в год. Ежегодно его посещают около 100 тыс. человек. 180 лет Бородинское поле и Можайск рассказывают миллионам туристов про величайшее сражение в истории человечества – голосом экскурсовода, экспонатами музеев, памятниками полкам. Ее участники все делают сами: от добывания сведений в архивах и музеях до реконструкции оружия, пошива одежды и проведения шоу. В последние годы мероприятие не ограничивается костюмированным глобальным спектаклем с интерактивным участием туристов; гостям предлагается отдохнуть и устроить пикник на берегу Можайского водохранилища, покататься на яхтах и даже посетить знаменитые Можайские православные святыни. Кроме того, сотрудники музея-заповедника «Бородинское поле» в последние годы с помощью меценатов создают базу данных с именами и послужными списками всех участников Бородинского сражения.
Существуют событийные проекты по произведениям русской литературы, и отнюдь не только по сказкам. Так, в Можайске реализовано театрализованное шоу «Путешествие по страницам романа „Война и мир“», включающее в себя костюмированный бал.
Кроме вышеназванных театрализованных проектов, существует еще огромное количество самых разных программ и предложений, находящихся в стадии разработки. Для воплощения их в жизнь необходимо более тесное сотрудничество между авторами таких проектов и туристическими организациями.
Так, например, все большую роль в развитии внутреннего туризма начинают играть самые возможные фестивали : народных промыслов, классической, бардовской или современной эстрадной музыки, аэрофестивали с демонстрацией достижений в воздухоплавании («Полеты не во сне, а наяву»), кинофестиваль российского кино «Окно в Европу» в Выборге; различные фестивали, посвященные местным особенностям национальных культур того или иного региона, фольклорные фестивали, этнографические фестивали, пляжные фестивали, экстрим-фестивали, фестиваль селедки в Якутии, фестиваль русского хлеба в старинных городах России, фестиваль русской сказки, подмосковные фестивали русского оружия «Суворовский бивуак» , «Стойкий оловянный солдатик» и «Одинцовские забавы» , международный фестиваль русского фольклорного танца «Марфин Брод» и молодежный православный фестиваль «Братья» под Можайском, забавный фестиваль Огурца в Суздале, фестиваль туризма «Полюс холода» в Якутии, включающий в себя автопробег, визит Санта-Клауса, этнографический и фольклорно-кулинарный праздник и т. д.
Кроме фестивалей, в российских регионах проводятся всевозможные «Дни» – от Дня города , проводимого по всей стране, до Дня летнего солнцестояния в Якутии с конкурсом юрт, горловым пением. Интересен День крещения Волги , который ежегодно проводится в Селигере, День овцы в Тутаеве, День купца в Рыбинске, День граффити в Ивантеевке, День полной луны в Тамбове, День русской каши, День Можайского моря и День воинской славы в Можайске и многие, многие другие.
Мероприятия театрализованного туризма стали одной из составляющих частей нового направления – корпоративного туризма , что, по сути, означает сопровождение корпоративных вечеринок. Театрализованные программы включаются в отдых различных фирм и организаций. Они становятся непременным атрибутом пикников на природе. Специально для корпоративных мероприятий разрабатываются такие театрализованные представления, как праздники двойников, «звездные» парады, индейские шоу и т. д.
Подобные массовые мероприятия, безусловно, выступают как средство привлечения и российских, и иностранных туристов в наши регионы.
Значение театрализации для развития культурного туризма и его новых форм еще и в том, что она создает зрительное восприятие истории, повышает эмоциональную оценку того или иного культурно-исторического памятника. При театрализованном шоу происходит взаимодействие информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, отражающееся в единстве формы и содержания театрализованного праздника.
В современном мире с его глобальной механизацией возвращение к старинным обычаям и обрядам того или иного народа является просто оазисом, местом, куда будут стремиться люди в силу своего обязательного желания познания нового, просто для того, чтобы «глотнуть струю чистого воздуха», стать участником праздника.
За театрализацией в туризме – огромное будущее, и будущее это начинается уже сегодня, теми проектами, о которых мы вам рассказали.
Варианты видов игровых форм
Помимо существования множества типов игр, есть также и используемые в них различные виды игровых форм. Так, в играх разного типа может использоваться одна и та же форма.
Игра по станциям
Для осуществления игры по станциям требуются несколько ведущих, а играющие делятся на несколько команд. Ведущие располагаются в разных концах помещения, образуя маршрут, по которому пойдут команды. На каждой станции ребятам предлагается задание, в зависимости от успешного его выполнения команда может набирать определенное количество баллов, могут изменяться ее маршрут или последующие задания. Если прохождение команд по станциям происходит в произвольном порядке (без определенного маршрута), число ведущих может быть на одного больше. Так или иначе в игре по станциям ребята движутся по достаточно жесткому пути от этапа к этапу. Ведущие этапов и координатор игры постоянно наблюдают за шагами всех игроков и готовы прийти на помощь, если ребята растерялись и не знают, что делать дальше. Проблема контроля и помощи решена здесь путем увеличения числа ведущих. Типичная игра по станциям – «Круг толерантности».
Цель: создание условий для формирования у детей терпимости между людьми (несмотря на индивидуальные различия по полу, возрасту, социальному положению, мировоззрению).
Ход игры
Возникает спор двух героев о толерантности. Спор разрешают все участники. Им предлагается пройти по кругу толерантности и посмотреть на проблему терпимости с разных сторон.
Станции
1. «Портрет »: разбивка на две команды. Командам вручаются портреты одних и тех же людей. Одной команде дается задание описать внешние признаки великого ученого (по портрету), другой – описать преступника. Итогом является анализ зависимости оценки личности от стереотипов, заданных обществом или имеющейся информации.
2. «Таблица стереотипов »: в предложенной таблице вписываются различные национальности, эти же национальности заданы на карточках, которые раздаются участникам. Дети должны высказать свою точку зрения о той национальности, которая им досталась. Ведущий выдвигает факты противоположной аргументации. Производится анализ существующих в обществе стереотипов по национальным признакам.
3. «Социальная лестница »: участники получают карточки, на которых написано их «игровое» социальное положение. При выполнении команд ведущего (пример команды : тот, кто родился в обеспеченной семье – два шага вперед, тот, у кого в карточке записано «сирота», – шаг назад) выстраивается своеобразная социальная лестница, демонстрирующая источники возникновения социального неравенства. Идет обсуждение причин возникновения социального неравенства общества.
4. «Гость с Востока ». Задается ситуация: в европейскую семью приезжает гость с Востока. Необходимо встретить его. Задача игроков – найти точки взаимопонимания двух культур. Обсуждается тема «Мир традиций».
Игры по ходам
Еще один вариант контроля за развитием сюжета – разделить его на отдельные ходы и предложить командам (или отдельным играющим) выполнять эти ходы по очереди (как в настольных играх). В подобных играх каждая команда по очереди предпринимает какие-то действия, а ведущие игры и остальные команды как-то на них реагируют. Таким образом, в любой момент игры часть ребят является активными деятелями, а часть – наблюдателями. В следующий момент они меняются местами.
Игровые дискуссии
Это обычные дискуссии, но ведущиеся от имени каких-то игровых персонажей в определенной игровой ситуации (примеры: игра «Суд»). Важно, чтобы организационная сторона дискуссии не противоречила ее смыслу. Игровой элемент вносит дополнительное оживление в процесс, но требует предварительной подготовки. Прежде чем вступать в прения, ребята должны разобраться с точкой зрения своих персонажей. Игровые дискуссии могут быть составной частью более сложных игр.
В заключение хочется отметить, что любой процесс работы с игрой состоит из двух одинаково важных частей – самой игры и ее обсуждения. Иначе теряется сам смысл использования подобных форм. Можно сказать, что обсуждение (или рефлексия) является такой же полноправной частью, как и сами игровые действия. Именно обсуждение позволяет проанализировать явление, которому была посвящена игра; без него игра может оказаться бессмысленной.
Предлагаемая схема содержит несколько видов обсуждения.
Эмоциональный вид обсуждения. Этот вид обсуждения можно использовать после игр, чья цель – заинтересовать детей проблемой, показать необходимость какого-то права, познакомить с разными точками зрения, чувствами в одной и той же ситуации. Так игры, направленные на обострение восприятия проблемы меньшинств в современном обществе, не могут быть проведены без последующего эмоционального обсуждения.
Смысловое обсуждение. Применяется в целях соотношения игровой и жизненной ситуации для того, чтобы дети в дальнейшем могли руководствоваться приобретенной в игре стратегией поведения, вступая в правовые отношения. Например, это игры, направленные на выяснение степени толерантности детей по отношению к представителям другой национальности.
Конструктивное обсуждение. Применяется в том случае, если участники готовы не только обсуждать итоги игры, но и моделировать самостоятельно подобные игры, а также улучшить эту игру.
Боевка
1. Оружие.
Все оружие проверяется мастерами. Главные требования – более или менее эстетичный вид и безопасность. Оружие может быть проверено на владельце.
Оружие не метается. Меч – деревянный, пластиковый (дюралевые мечи будут рассматриваться индивидуально; текстолит не допускается). Длина – разумная; вес – 1–1,5 кг.
Кинжал – то же самое, но соответственно меньшие размеры.
Нож – длина лезвия – не более 15 см. Применяется только в мирной обстановке как орудие кулуарного убийства или как атрибут жертвоприношения.
Топор, секира, молот – только рубящий удар. Обязателен смягчитель. Вес 1–2 кг.
Копье – только колющий удар. Копье должно быть копьем, а не кривой палкой с мотком тряпок на конце.
Булавы, шестоперы, дубины должны иметь эстетический вид.
Кистень – мягкий шар на веревке (а не на цепи). Длина рукояти – локоть, веревки – такая же (можно меньше).
Луки и самострелы – сила натяжения не более 15 кг. Стрелы обязательно со смягчителем. Стрела снимает 2 очка.
Катапульты, баллисты перемещают 4 человека. Снаряд (пакет с травой, мхом, поролоном) при попадании в дом разрушает стену, при попадании в человека убивает.
Камни – требования те же, что и к снарядам катапульты. Кидаются двумя руками, при попадании в любую часть тела снимают 1 очко. Отбиваются щитом. С собой можно носить не более 2 штук.
Большие камни изготавливаются из больших мешков. Сбрасываются со стен двумя людьми. Убивают наповал. Щитом не отбиваются.
2. Доспехи
Все доспехи должны соответствовать X–XI вв. Нет кирас и закрытых шлемов.
Щиты – любые. Разрешены толчки щитом в щит и ногой в щит.
Экономика
В игре имеют хождение игровые деньги – рубли и марки. Курс устанавливается торговцами и менялами.
Игрокам перед началом игры выдается некоторое количество денег. Далее в течение игры каждый зарабатывает себе на жизнь сам: крестьяне выращивают хлеб, охотники охотятся, рыбаки рыбу ловят, кузнецы куют, князь налоги собирает и т. д. Деньги в течение игры выдаваться не будут, их надо будет зарабатывать. Конечно, если кого-то убьют, то при выходе из Страны мертвых он получит какие-то подъемные (исключение: если игрок выходит чьим-то ребенком, обеспечить его должны родители).
Вливание денег в игру будет осуществляться и через мастерский кабак. Планируется, что он будет нейтральным. Кабак нельзя разрушить или сжечь, но контролировать его можно (и налоги снимать).
Медицина
Желающий быть лекарем должен дать заявку мастерам перед игрой. Он обязан тщательно продумать сценарий своей роли. Лечение ранений и болезней должно быть максимально приближено к реальности. Это означает, что раны надо перебинтовывать и обрабатывать сообразно традициям того времени (пеплом, землей, слюной, травами и т. д.). Болезни желательно лечить отварами и настоями. Процент выживания тяжелораненых 50 % (бросается монетка), то же и с тяжелыми болезнями (такими как чума, холера).
В игре могут использоваться яды и противоядия. Лимонная кислота – быстрый яд, мгновенная смерть. Большая концентрация соли – медленный яд, смерть наступает через 1 ч; можно излечить противоядием – сладким сиропом. Все яды и противоядия должны быть в жидком состоянии (концентрированный раствор) и храниться в бутылочках с соответствующей надписью.
Искусством составления ядов и противоядий владеют нойды, волхвы и лекари. Они могут научить этому любого желающего на договорной основе.
Обряды
Свадьбы, рождения, похороны должны быть соответствующим образом отыграны, иначе могут быть не признаны.
У язычников вообще ни одно мало-мальски серьезное действо не обходилось без соответствующего обряда / ритуала. Это справедливо как для славян, так и для карел и финнов.
Свадьбы производятся по взаимному согласию или без оного. После свадебного обряда жена, если она из другого поселения, отправляется жить к мужу. Чтобы родились дети, супруги должны провести 1 ч наедине.
Похороны. При похоронном обряде обязательно имитирование закапывания или сжигания тела. Для христиан обязательно отпевание, для карел и финнов – причитания.
Магия и магические обряды
Данный вопрос находится в стадии разработки. Все, что на данный момент можем сообщить, это то, что магия будет обрядовая и артефактная.
Животные
Волк ударом лапы снимает 1 очко
Лось ударом рогов (рогатина) снимает 1 хит.
Медведь ударом лапы снимает 2 хита.
У всех животных по 2 хита.
Белки не отыгрываются; имитируются шкурками, кои могут быть развешаны где угодно. Главная задача охотника – найти такую «белку». «Убивать» их можно только стрелами из лука (самострела). С ножом за белками охотиться, сами понимаете, неразумно.
Животных можно приручить, хотя успех не гарантируется.
С убитого животного можно снять шкуру (деньги или имитация шкуры) и мясо (тушенка).
Разное
Игрок, зашедший в воду по пояс (в одежде), считается утонувшим.
Игрок, закопавший клад, должен сделать карту. (Карты не шифрованные, всегда носят с собой.)
При пытках допрашиваемый отвечает на все вопросы честно.
Разрешается хождение в туалет не по игре (в белой повязке).
Если хочешь выпить, выпей, но веди себя прилично.
Наркотики в игре запрещены категорически. Замеченные в употреблении будут выдворяться с полигона.
Матом во время игры не ругаться!
Мастер всегда прав!!!
Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений
Сухопутный туризм
Верховой туризм
Верховые и вьючные животные являются, пожалуй, самым первым транспортным средством, которое использовали туристы и путешественники (не считая плотов и лодок).
Лошади, пони, мулы, ослы, собаки, олени, верблюды, буйволы, яки, слоны, ламы перевозят как самих туристов, так и грузы.
В отличие от многих других видов транспорта эти животные могут пройти там, где не проедет автомобиль или велосипед, а передвижение на них позволит увидеть то, что никогда не разглядеть с летательных аппаратов.
Воздушный туризм, отдых и развлечения
Человеческая фантазия безгранична – профессиональными конструкторами и энтузиастами придумано уже много способов перемещения по воздуху – на воздушных шарах, дирижаблях, планерах, дельтапланах, парашютах, парапланах, парамоторах, гидросамолетах, экранопланах, а также самолетах всевозможных назначений и моделей (от «кукурузника» до сверхзвукового истребителя) – и практически все они так или иначе используются в сфере туризма, отдыха и развлечений.
Экзотические плавсредства
Новым, очень интересным и оригинальным способом путешествий на воде является water-skyshoes. Оказывается, на лыжах можно перемещаться не только по снегу. Сравнительно недавно были изобретены «надувные ботинки» – своеобразный необычный вариант водных лыж. Прообразом для их создания послужили снегоступы. Несмотря на их довольно забавный вид, на таких надувных лыжах некоторым смельчакам удавалось проходить очень большие расстояния по воде, причем не только по рекам. Некоторые путешественники преодолевали свыше 5000 км по океанским волнам.
Из современных способов получения острых ощущений на воде можно отметить катание на аквабайках (гидроциклах или водных мотоциклах).
Глава 4. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых
Юмористический туризм
Юмористический туризм пока не получил должного развития, но уже имеет несколько туристических объектов в нашей стране. Самый известный туристический объект юмористического профиля находится в Калининграде, где с помощью одетого в старинный костюм барона Мюнхгаузена экскурсанты знакомятся с достопримечательностями города и края. Устроитель такой необычной экскурсии – клуб «Внучата Мюнхгаузена».
Несколько юмористических программ туристического направления в настоящее время разрабатывается с помощью театрализованных представлений. Но в целом это пока самое новое, находящееся в начальной стадии направление в отечественном туризме.
Заключение
В начале 1990-х гг. в нашей стране существовала система массового туризма и оздоровления. Она была хорошо разработана и приносила достаточно большой доход государству. В годы перестройки эта система, как и многие другие системы в обществе, была разрушена, и на какое-то время туризм в России пришел в упадок.
Сегодня туризм и в первую очередь его культурное направление в нашей стране – мощный фактор регионального развития. Россия с ее уникальным географическим положением, богатым историческим и культурным наследием просто создана для воссоздания старых проверенных туристических маршрутов и для эффектного и перспективного внедрения инновационных туристических проектов.
Инновации в туризме однозначно признаны во всем мире решающим фактором успеха в развитии социально-культурного направления туристического бизнеса.
В будущем специалисты прогнозируют такие изменения в этом бизнесе, которые предполагают наличие прибыли и финансового успеха только при условии внедрения новых современных маршрутов и разработок. В настоящее время возрастает роль туризма как экономического явления, так как он, во-первых, имеет индустриальную форму, во-вторых, выступает в виде услуг, в-третьих, создает новые рабочие места, в-четвертых, выступает пионером хозяйственного освоения новых районов, в-пятых, является проводником в жизнь развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения, в-шестых, быстро окупается и постоянно предлагает что-то кардинально новое.
Туризм в России выходит на качественно новый уровень развития. У нас даже появляются первые специальные подразделения ГУВД – туристическая полиция, призванная следить за безопасностью туристов в исторических местах.
По данным ВТО (Всероссийской туристической организации) в России ежегодно будет расти спрос на туристические услуги на 6,8 % (для сравнения – в среднем по миру на 3,9 %). Особенно быстрое развитие получит сектор бизнес-поездок (соответственно 4,7 % – в России и 3,1 % – в среднем по миру). Число клиентов, выбирающих познавательные туры по нашей стране, увеличится на 30 % ежегодно. Все больше поклонников привлекают к себе экстремальные направления в туризме.
Представляется, что будущее в туризме – за его комплексностью, гибкостью, разнообразием, индивидуальным подходом к потребителю туристических услуг и, естественно постоянным внедрением новых форм и методов работы.
Литература
1. Брокгауз Ф., Е. Эфрон. Энциклопедический словарь. М., 2000.
2. Вокруг света. Энциклопедия окружающего мира. М., 2003.
3. Воронин В. Тайна ледника Кичи-Муруджу // Наука и жизнь. 1995. № 9.
4. Горбунова М. Ю. Организационные основания культурного туризма // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. Саратов. 2004.
5. Зайцева Н. А. Менеджмент в социокультурном сервисе и туризме. М., 2003.
6. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма. М., 2003. 232 с.
7. Квартальнов В. А. Туризм. М., 2001.
8. Курилова В. И. Туризм. М., 1988.
9. Ковалев Г. Д. Основы инновационного менеджмента. М., 1999.
10. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1939. Т. 1.
11. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1990.
12. Кудрявцев А. А. Опыт исследования, мониторинга и музеефикации объектов культурного и природного наследия (По материалам татарского городища) // Мониторинг археологического наследия и Земельный кадастр. М, 2000. 232 с.
13. Лозовская Е. Сохраним горы в чистоте // Наука и жизнь. 2002. № 11.
14. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Избранные педагогические сочинения М., 1977. Т. 1.
15. Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М.: Мысль, 1988. 271 с. Ил.
16. Никулина М. Аркаим. Древнейшая история человечества // Наука и жизнь, 1995. № 1.
17. Отнюкова М. С. Культурный туризм и социальное конструирование достопримечательностей // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. Саратов, 2004.
18. Руденко Б. Верхом на драконе // Наука и жизнь. 2004. № 9.
19. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М... 1990.
20. Сергеева Т. К. Экологический туризм. М., 2004.
21. Транковский С. Воздушный змей Тугарин // Наука и жизнь, 1996. № 8.
22. Туризм как вид деятельности. М., 2001.
[1]Зорин И. В., Квартальнов В. К. Энциклопедия туризма. М., 2003. С. 89.
[2]Малинова Р. Малина Я. Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М.: Мысль, 1988. С. 242–244.
[3]Малинова Р. Малина Я. Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М.: Мысль, 1988. С. 246–247.
[4]Малинова Р. Малина Я. Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М.: Мысль, 1988. С. 254–257.
[5]Малинова Р. Малина Я. Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М.: Мысль, 1988. С. 244–246.
[6]Малинова Р. Малина Я. Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М.: Мысль, 1988. С. 243.
[7]Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М. 1939. Т. 1. С. 2.
[8]Малинова Р. Малина Я. Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М.: Мысль, 1988. С. 247–251.
[9]Малинова Р. Малина Я. Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М.: Мысль, 1988. С. 248–251.
[10]Никулина М. Аркаим Древнейшая история человечества // Наука и жизнь. 1995. С. 42—48
[11]Кудрявцев А. А. Опыт исследования, мониторинга и музеефикации объектов культурного и природного наследия (По материалам татарского городища) // Мониторинг археологического наследия и Земельный кадастр. М. 2000. С. 80–94.
[12]Сергеева Т. К. Экологический туризм. М.: 2004. С. 54.
[13]Квартальнов В. А. Туризм. М., 2001. С. 28.
[14]Горбунова М. Ю. Организационные основания культурного туризма // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. Саратов, 2004. С. 8.
[15]Отнюкова М. С. Культурный туризм и социальное конструирование достопримечательностей // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. Саратов, 2004. С. 27.
[16]Ковалев Г. Д. Основы инновационного менеджмента. М., 1999 С. 6
[17]Зайцева Н. А. Менеджмент в социокультурном сервисе и туризме. М., 2003. С. 281.
[18]Зайцева Н. А. Менеджмент в социокультурном сервисе и туризме. М., 2003. С. 184.
[19]Ковалев Г. Д. Основы инновационного менеджмента. М., 1999. С. 87.
[20]Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – С. 23.
[21]Брокгауз Ф., Эфрон Е... Энциклопедический словарь. М., 2000. С. 455.
[22]Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Т. 1. С. 60.
[23]Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.
[24]Воронин В. Тайна ледника Кичи-Муруджу / Наука и жизнь. 1995. № 9. С. 106–110.
[25]Транковский С. Воздушный змей Тугарин / Наука и жизнь. 1996. № 8. С. 98—102.
[26]Руденко Б. Верхом на драконе / Наука и жизнь. 2004. № 9. С. 74–75.
[27]Курилова В. И. Туризм. М., 1988. С. 1988.
[28]Курилова В. И. Туризм. М., 1988. С. 25.
[29]«Вокруг света». Энциклопедия окружающего мира. М., 2003.
[30]Сергеева Т. К. Экологический туризм. М., 2004. С. 26.
[31]Лозовская Е. Сохраним горы в чистоте // Наука и жизнь, 2002. № 11. С. 72.
– Конец работы –
Используемые теги: инновации, социокультурном, сервисе, туризме0.071
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Инновации в социокультурном сервисе и туризме
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов