рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Спонтанность и необратимость познания

Спонтанность и необратимость познания - раздел Философия, СВОБОДА И ЗНАНИЕ Известное Положение Маркса, Что Человек Может Существовать По Меркам Любого В...

Известное положение Маркса, что человек может существовать по меркам любого вида, наличествующего в мире, означает, что для человека ни одна из внешних мер бытия не является его собственной. Напротив, человеческое существование является универсальной мерой бытия мира (вспомним протагоровское «человек есть мера всех вещей»). Свобода как человеческий способ существования оказывается универсальной мерой понимания необходимости существования мира. Такая трактовка протагоровского изречения не означает, что человек как мера предшествует миру, что эта мера может быть произвольно навязана этому миру. Речь идет о том, что человек-мера рождается в мире вещей и явлении как их универсальная мера — подобно возникновению золота как всеобщей меры стоимости в товарном мире. Возможно это в силу существования человеческой свободы в мире необходимости, так что человек в своем существовании не ограничен ни мерой камня, ни мерой воды, ни мерой растения или животного, ни мерой пчелы, ни мерой архитектора, ни мерой класса или нации и т. д. В свободе заключена человеческая способность не быть чем-то конкретно одним, но быть «всем сразу». Таким образом, возможность существования по меркам любого вида (природного или социального) означает возможность существования ни по одной из этих мер. Источником такой возможности является творчество, связанное с рождением универсальной меры, не совпадающей и не сводящейся к мерам вещей и явлениям. Такой универсальной мерой является не какой-то определенный вид человеческого бытия в мире (политик, архитектор, ремесленник и т. д.), а вид «неопределенный», каковым является человек знающий, т. е. человек вообще как универсальная мера. В этом смысле научное творчество, поскольку оно связано с производством знания, является сферой, в которой рождается этот человек вообще, человек как универсальная мера бытия мира. Творческий акт есть уход от образцов, стандартов, правил, норм, данных извне. Но уход от наличных мер есть рождение новых, имманентно присущих рождающемуся бытию человека. Новообразование становится новой мерой всего мира.

Как уже отмечалось, важнейшей чертой творческого акта является недистанцированность творимого от творящего. Известная из истории философии проблема соотношения творца и твари ставилась теологами средневековья в форме вопроса о том, что прежде: «идея» продукта творения или существование продукта, а потом уже его «идеи». Обсуждалось два варианта ответа. Первый исходит из признания существования плана, образца, «идеи», в соответствии с которой творится продукт, тварь. Так что сущность (духовного порядка) творимого предшествует его существованию. Это имеет место во всякой преднамеренной целесообразной продуктивной деятельности, например в сфере материального производства. Но если мы говорит о познавательном творчестве, то невозможно мыслить наличие предварительной «идеи» будущей идеи. Другой вариант ответа на поставленный вопрос состоит в признании существования продукта творения по отношению к его сущности, «идее». Творец создает продукт, не имея предварительной «идеи» продукта. Его «идея» появляется (или обнаруживается) лишь после того, как продукт создан. Так бывает, скажем, когда творцу становится ясно, что же он на самом деле сделал, создал. В процессе познания такие ситуации не редки. Появившееся новое знание не сразу может быть оценено как новое, не сразу может осознаваться смысл новой идеи. Появляются, например, новые тексты, приборы, методы. Они могут нести в себе неявное знание о мире. Предшествование существования знания его смыслу, «идее» часто имеет место в открытиях, которые называются случайными.

Временное дистанцирование «идеи» вещи и существования сотворенной вещи содержит в себе определенное понимание акта творения, главным моментом которого является признание неизменности творца в акте творения. Отказ от такого положения требует иного подхода к решению рассмотренной проблемы. Суть его в предположении о тождестве сущности и существования, о совпадении в научном творчестве содержания и существования возникшего нового знания. То есть способ, каким существует знание, совпадает с его содержанием. Если же мы говорим о субъекте знания как продукте творчества, то сказанное означает, что новый способ существования человека в мире в качестве субъекта знания составляет сущностный аспект этого нового бытия. Но поскольку способ его существования связан с отношением к миру, постольку способ существования человека совпадает с новым содержанием этого отношения и связан с «открытием» нового мира, в котором может существовать субъект знания. Здесь нельзя говорить о предшествовании существования человека его сущности. Идея совпадения сущности и существования в марксистской теории представлена в концепции историчности человека. Суть марксовой идеи о человеческом бытии как причины самого себя в том, что, «воздействуя... на внешнюю природу и изменяя се, он (человек. — И. Н.) в то же время изменяет свою собственную природу»[130]. Применительно к научному творчеству эта идея разрабатывалась в работах В. С. Библера[131]. Опираясь на них, я попытаюсь рассмотреть творчество, не ограничиваясь анализом деятельности сознания в диалоге логик и культур, но расширяя рассмотрение за счет онтологических аспектов субъектного бытия в творческом акте.

Когда в продукте творчества обнаруживается действие традиции, усвоенного навыка, опыта, воли, логики и т. п., то такой продукт оценивается внешними для него мерами бытия. Когда же продуктом деятельности берется сам субъект творчества как новое существование в бытии мира, то мерой такого уникального продукта является только он сам. Все внешние меры не адекватны ему. Но то, что возникшее новое существование человека как знающего существа является мерой самого себя, означает, что это существование никак не может быть определено в мире. Если нет адекватных мер (внешних), то нет и признаков существования новообразования в мире. Так как признаки присущи измеримому бытию, то у неизмеримого не обнаруживаются признаки бытия. Новообразование может, однако, мыслить себя и знать себя в форме «Я есть». То, что свершилось в мире как акт творения, есть пока лишь «мое» дело. Продукт творчества здесь еще не отчужден в форме внешнего результата, скажем в виде нового прибора. Свое новое Я человек не может еще созерцать, представлять, объектно мыслить. Моя новая мысль — это, так сказать, я сам. В этом смысле возникшее «мое» собственное бытие является для меня безусловным и абсолютным.

Безусловность и уникальность творческого акта связаны с необратимостью и невоспроизводимостью познания. Гипотетически можно допустить возможность повторения открытия и доказательства, например, теоремы Пифагора разными людьми независимо друг от друга. Тогда она могла бы называться теоремой Пифагора — Иванова — Петрова — Сидорова. Однако, если бы Иванов знал заранее о теореме Пифагора, то он уже никогда бы не смог быть открывателем этой теоремы. Такое открытие для науки было бы бессмысленным. Но мало того — и это хочу подчеркнуть — открытие тогда было бы невозможным. Нельзя изобрести изобретенное, сотворить сотворенное, родить рожденного, убить убитого. Сфера бытия знания принципиально отлична от сферы бытия мира и бытия в мире. Можно снова стать врачом, как и другие врачи, можно сделать такую же мебель, какую делают другие, но нельзя снова породить то знание, которое уже было известно. Знание — уникальный продукт, повторы его невозможны. Однажды сделанное открытие в науке становится абсолютным событием. Необратимость и невоспроизводимость творческого акта задает бытие времени познания. Познание не просто протекает во времени, но порождает свое время, которое содержательно наполнено человеческим творящимся бытием. Интересно отметить, что именно анализ творчества приводит к выводу о том, что в развитии как процессе осуществления (а не как уже-существования) «... время оказывается не только общим условием существования, — как пишет Н. Н. Трубников, — но и результатом человеческого осуществления жизни, где оно определяется уже не как чуждая, над человеком стоящая сила и власть, выраженная извечным круговращением светил, но как по-человечески определенная и человеческим содержанием наполненная форма человеческого бытия»[132]. Человек творит во времени мира, во времени космическом, биологическом, социальном. Творческие аспекты познания порождают новое временное измерение мира и человеческого бытия в мире. Это время познания, которое является формой существования знания как определенного осуществления человеческой свободы.

Необратимость познания в науке имеет не только ту сторону, что нельзя сделать уже известное открытие повторно, но и ту, что в науке совершаются такие открытия, которые состоялись, но не стали достоянием других людей в такой мере, чтобы остаться в науке. Классический пример — теорема Ферма. Суть доказательства, возможно, заключается в какой-то гениальной догадке Ферма, которая ушла вместе с ним. Не исключено, что доказательство Ферма утрачено навсегда.

Еще одним аспектом необратимости познания является утрата возможности каких-либо открытии, которая связана с определенной эпохой и личностью. Историческая необратимость обусловлена уже имеющимся современным знанием. Скажем, арсенал современной науки уже не позволяет делать такие открытия, которые могли бы быть сделаны, например, в семнадцатом веке.

Усвоенное наличное знание образует в науке некое поле сил, которые задают направления возможных поисков в научном познании. Существование истории познания есть творческое становление субъекта знания. Новые мысли с нами случаются. Эти события задают время познания как творческого процесса. Последний приобретает действительно направленный и необратимый характер, если знание в науке не может быть специально забыто, т. е. если нет таких средств, с помощью которых можно было бы «стереть» из памяти науки некоторые фундаментальные истины. В каком случае это имеет место? Очевидно, что такое «незабываемое» знание должно быть тождественно бытию сознания субъекта. Тогда уничтожимость знания станет невозможной. Подобно тому, как видящий не может не видеть, слышащий не может не слышать, субъект, бытие которого определено неким знанием, не может не знать. Здесь знание есть не предмет владения, а то, что составляет неотъемлемое условие существования самого субъекта. Это характерно для субъекта, который сам себя сотворил.

Геометрическая модель познания, которая была предложена мною ранее, позволяет наглядно изобразить необратимый характер познания. Рождение субъекта означает возникновение -нового измерения мира. С каждым новым фундаментальным знанием человек существует в «пространстве» с большим числом измерении, чем прежде. Таким образом, необратимость развития знания связана с увеличением размерности мира, в котором существует человек.

Если, как было сказано, познание есть спонтанный процесс, то как можно объяснить возможность возникновения нового знания? Для ответа на этот вопрос обратимся к анализу специфики человеческого бытия.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СВОБОДА И ЗНАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "СВОБОДА И ЗНАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Спонтанность и необратимость познания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кант о трансцендентальном субъекте
Всякое бытие мы мыслим как определенное. Мы говорим о существовании материального, наделяя его такими признаками, как объективность, протяженность, временность и т. д. Конкретные виды материального

Онтологический поворот» в интерпретации трансцендентального
В послекантовской философии идея априоризма претерпевает вырождение, так как философы стремились к тому, чтобы раскрыть природу априорного. Своеобразие современной западной философии связа

Спонтанность трансцендентального
Основное внимание Кант уделял анализу условий познания и организации сознания. Сама способность мыслить не является для него проблемой. Тем не менее в тексте работ Канта мы находим попытки онтологи

Трансцендентальное как свобода
Учение Канта о трансцендентальном субъекте содержит представление о том, что спонтанное существование есть свобода. Все то, что основано на свободе, по Канту, есть сфера практического. В кантовском

Небытие трансцендентального Я
Кант писал: «Я МЫСЛЮ выражает акт определения моего существования. Следовательно, этим самым мое существование уже дано. Однако, способ, каким я должен определить его, т.е. полагать в себе многообр

Абсолютная система отсчета в теории относительности
С возникновением специальной теории относительности А. Эйнштейна появилась возможность говорить об относительности существования таких свойств, которые в классическом естествознании рассматривались

Парадоксы относительности бытия субъекта в квантовой физике
Если мы обратимся к квантовым и квантово-релятивистским теориям, то нам откроются новые аспекты проблемы бытия субъекта. Одной из важнейших и загадочных проблем, с которой связаны глубокие методоло

Абсолютные эталоны в теории калибровочных полей
При анализе парадокса измерения («чему равна длина единицы длины?») речь шла о том, что для физических измерений и физических законов безразличен выбор масштаба меры длины. С этим обстоятельством с

Многомерный мир наблюдения
Рассмотренные выше примеры неустранимости абсолютов из физической теории подводят нас к мысли о необходимости осмысления способа существования субъекта опыта в объективном мире. В этой связи будет

Опыт и время в науках о природе
Анализируя ряд методологических и гносеологических проблем классического и современного естествознания, я стремился показать, что факт существования знания об объекте природы связан с условием, сог

Полисубъектность и объективность познания
В литературе уже обращалось внимание на тесную связь между воспроизводимостью опыта в классической науке и возможностью «вытеснения» субъекта познания из природы, из результатов познания, т. е. воз

Типы трансцендирования субъекта
Представление о «выталкивании» субъекта из мира может быть детализировано в классификации трансцендирования. В качестве основания классификации возьмем всеобщие формы бытия — пространство и время.

Творчество и знание
Основная идея данного параграфа состоит в том, что представление о творчестве необходимо включает в себя представление о возникновении субъекта знания. Обычно, когда рассматривается научное творчес

Проблематичность человеческого бытия
Здравый смысл относится к знанию как к тому, что может быть получено от кого-то или чего-то. Платон считал, что источником, хранящим истинное знание, является мир идей. Воспоминанием мы проясняем в

Экзистенциальный смысл познания
Концепция возникновения сознания и знания как экзистенциального события в мире требует более детальной проработки. В этом плане весьма интересна работа А. В. Ахутина «Открытие сознания». Саму работ

Мистика и творчество
Рассмотренные акты творческого мышления напоминают описания мистического опыта сознания. Это неслучайно. Традиция мистицизма связана с анализом духовных актов «высшего» порядка. Я солидарен с тем п

Абсолютность субъекта
Анализируя познание как творчество, мы сталкиваемся с необходимостью осмысления абсолютности небытия. При этом, однако, необходимо преодолеть ряд живучих предрассудков. Одним из таких пред

Символичность субъекта
Связанное с возникновением символа изменение сознания нельзя трактовать лишь как продукт деятельности самосознания. Новое «видение» действительности не является необходимым результатом, продуктом и

СМЫСЛ. КУЛЬТУРА. ЗНАНИЕ
В предыдущей главе было показано: условием возможности возникновения нового знания о мире является возникновение символического субъекта, существование которого не имеет признаков бытия в мире. Сим

Символичность предметных норм культуры
Эталон измерения является носителем информации о величине измеряемых им свойств вещей и явлений. С помощью эталона измеряемая величина представляется в форме другой, которую мы назовем экспонентом

Символ и понятие
Теперь мы можем дать интерпретацию образования символа как образования понятия величины. Поскольку символ есть выражение смысла реальных образцов-эталонов, то выражение этого небытийного смыслового

Культура и предрассудочные формы сознания
Полученный вывод о символической природе эталона имеет принципиальное значение для разрешения ряда логических парадоксов, связанных с чисто объективной интерпретацией измерительных процедур, не учи

Типы культуры в науке
Анализ генезиса эталонов как предметных норм показал их символическую функцию, признание которой необходимо для понимания роли предметных норм в отношениях человека к миру. Речь шла о предметных но

Семиозис эмпирического закона
Как уже отмечалось, предметные артефакты являются формами существования субъекта знания в мире. Подобные артефакты имеют знаковую природу. Их функционирование как знаков позволяет осмыслить логику

Законы науки и законы свободы
Предметные нормы двойственны, они соединяют в себе бытие природное и символическое. Анализ происхождения и функционирования норм показывает, что они являются связующим звеном между смыслом символа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги