рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Символичность предметных норм культуры

Символичность предметных норм культуры - раздел Философия, СВОБОДА И ЗНАНИЕ Эталон Измерения Является Носителем Информации О Величине Измеряемых Им Свойс...

Эталон измерения является носителем информации о величине измеряемых им свойств вещей и явлений. С помощью эталона измеряемая величина представляется в форме другой, которую мы назовем экспонентом[188]. Экспонент, или эталонная форма, играет роль знака, указывающего на величину измеряемого свойства. Эталоны выступают как элементы культуры науки, ибо с их помощью воспроизводятся способности получать информацию о количественных сторонах действительности. Но в то же время эталоны содержат в себе возможность образования понятия об измеряемой величине. Чтобы это показать, рассмотрим сначала образование символической функции эталона.

При терминологическом различении знака и символа я исхожу из следующего. Под знаком мы обычно понимаем реальный предмет, который замещает собой другой предмет, выражая определенное существование последнего и указывая нам на него. Знак обозначает нечто такое, чем сам знак не является. Символ — это тоже знак, но не всякий знак есть символ. Символ есть знак знака, когда знак обозначает самого себя. Такое понимание символа мы встречаем, например, у Маркса. Он говорил, что золото превращается в символ, когда оно становится знаком самого себя, т. е. знаком себя как всеобщей формы выражения стоимости и универсальной меры. Такое понимание знака и символа оправдано в нашем контексте тем, что эталон-знак как эквивалентная форма может не быть символом до тех пор, пока эталон не выражает свои собственные функции как меры и масштаба.

Проследим процесс превращения эталона в символическое существование. Когда эталон выступает как форма представления величины класса эквивалентных объектов, то каждой величине соответствует своя конкретная предметная экспонентная форма. Затем, когда формируется единица или масштаб измерения, то из множества всеобщих эквивалентов выделяется один-единственный, экспонентная форма которого становится универсальной формой представления различных величин одного и того же свойства. Единичная предметная форма эталона становится знаком, посредством которого может быть выражено множество количественных значений данного свойства Р. Здесь уже эталон имеет значение прежде всего как знак, его же природное бытие становится несущественным. Поэтому эталон может принять в принципе любую предметную форму существования. Золото как мера и масштаб измерения стоимости вообще может исчезнуть из сферы обращения товаров и храниться где-нибудь в подвалах банков. При этом функционально золото существует в товарном мире в виде своих символических выражений: монет и бумажных денег. Но то же самое может происходить с эталонами измерения физических величин. Из истории известны примеры того, что эталоны длины и веса уносились в храмы и, таким образом, прекращали свое существование в качестве реальных измерителей[189]. Функциональное бытие эталона реализуется его предметными воплощениями-образцами, материал которых может быть совершенно произвольным. Эталон метра, хранящийся во Франции, имеет чисто символическое бытие. То, что природное бытие эталона утрачивает для людей свою значимость, означает, что это бытие превращается лишь в знак функционального бытия эталона. То есть эталон становится знаком, который обозначает знаково-функциональное бытие эталона. Эталон становится символомкак знаком самого себя.

Рассмотрим структуру значений эталона. Значением эталона как «первого» знака является то, что он обозначает, т. е. измеряемая величина. Значением его как «второго» знака является бытие «первого» знака, т. е. значением является определенный способ представления измеряемых величин. Следуя Г. Фреге, способ представления обозначаемого есть смысл или смысловое значение знака[190]. Поэтому значением символа является смысл эталона как знака. Символическое бытие эталона — это его смысловое бытие. Хранящийся во Франции метр хотя и не используется людьми в качестве повседневного средства измерения, но присутствует в измерительной деятельности в виде смысла тех реальных его копий, образцов, которые служат средствами получения информации о количественных сторонах действительности. Этот метр есть символ, в котором воплощено смысловое существование реальных мер.

Таким образом, если говорить о том, что же обозначает символ в бытии природы, то этим обозначаемым является смысловое существование природы, которое для самой природы оказывается невозможным. Символическое бытие эталона — это его несуществование как физического тела, участвующего в природных отношениях и взаимодействиях. Символическое существование в этом плане есть существование «там», где нет природы. Эталон исключен из природы, он не обладает уже ни одним физическим предикатом бытия в мире природы, т. е. в природном бытии нигде такого предмета может не быть.

Раскроем рациональный смысл сказанного. Если эталон является сугубо физическим предметом, обладающим свойством Р, как и измеряемые им предметы, то по отношению к нему — эталону — законен вопрос: какова величина Р самого эталона? В этом случае, как мы помним, возникает парадокс измерения. Никакой утвердительный ответ на этот вопрос не обоснован. Утверждая, что единица, например, длины равна единице (по соглашению), мы понимаем, что это не ответ, ибознать действительную длину «единицы длины» нельзя. Сам факт конвенции совершенно не случаен. Конвенция потому и существует, что мы не можем знать, не можем обладать знанием «о» собственной величине эталона. Ведь если бы мы ее знали, то эталон перестал бы быть подлинно эталоном. Поэтому то, что мы называем «единицей» эталона, — это на самом деле не физическая величина, а лишь количественный символ незнаемой величины. Считая же — вопреки сказанному — длину «единицы длины» равной единице как физической величине, мы допускаем, что эталон есть знак, выражающий сам собственную величину, что — как было показано ранее — неверно. Эквивалентная форма эталона ничего не может сказать о своей собственной величине. Но если все же мы настаиваем (по принципу «а почему бы и нет?») на том, что единица — это собственная его величина, то это значит, что эталон есть знак самого себя, а раз так, то он уже не есть физическая реальность, так что о его величине вообще нет смысла говорить. Предмет, который является знаком самого себя, говорит о том, чем он как реальный предмет уже не является, ибо знак замещает собой обозначаемое, а обозначаемое не может быть обозначающим. Поэтому суждение, что эталон равен единице, означает не то, что его, например, длина протянута на величину, равную единице, а означает лишь то, что его длина равна одному. Единица, или одно, есть выражение единственности, цельности, неделимости, есть простое утверждение существования эталона. «Эталон есть» — это утверждение особого существования, не имеющего признаков бытия в мире природы (сравним с суждением: «Я есть»). На основании сказанного можно прийти к выводу, что эталон-символ в качестве своего собственного знака обозначает смысл, т. е. то, что в самой природе не существует как форма бытия природы. Поэтому эталон как символ подобен «вещи в себе». Во-первых, потому, что не существует знания «о» собственном бытии эталона. Во-вторых, подобно вещи в себе мы мыслим эталон как то в мире природы, что определяет измеряемые количества реальных предметов природы. Об этом мы говорили, когда рассматривали абсолютные физические величины как условия существования калибровочной инвариантности физических законов. Мы теперь видим, что такое представление оправдано самой природой эталона. Ни один из реальных физических объектов не может быть носителем таких абсолютных величин. Таковыми являются только эталоны, но и то лишь как символические существования, которые не являются природными предметами, но являются субъектными существованиями.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СВОБОДА И ЗНАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "СВОБОДА И ЗНАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Символичность предметных норм культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кант о трансцендентальном субъекте
Всякое бытие мы мыслим как определенное. Мы говорим о существовании материального, наделяя его такими признаками, как объективность, протяженность, временность и т. д. Конкретные виды материального

Онтологический поворот» в интерпретации трансцендентального
В послекантовской философии идея априоризма претерпевает вырождение, так как философы стремились к тому, чтобы раскрыть природу априорного. Своеобразие современной западной философии связа

Спонтанность трансцендентального
Основное внимание Кант уделял анализу условий познания и организации сознания. Сама способность мыслить не является для него проблемой. Тем не менее в тексте работ Канта мы находим попытки онтологи

Трансцендентальное как свобода
Учение Канта о трансцендентальном субъекте содержит представление о том, что спонтанное существование есть свобода. Все то, что основано на свободе, по Канту, есть сфера практического. В кантовском

Небытие трансцендентального Я
Кант писал: «Я МЫСЛЮ выражает акт определения моего существования. Следовательно, этим самым мое существование уже дано. Однако, способ, каким я должен определить его, т.е. полагать в себе многообр

Абсолютная система отсчета в теории относительности
С возникновением специальной теории относительности А. Эйнштейна появилась возможность говорить об относительности существования таких свойств, которые в классическом естествознании рассматривались

Парадоксы относительности бытия субъекта в квантовой физике
Если мы обратимся к квантовым и квантово-релятивистским теориям, то нам откроются новые аспекты проблемы бытия субъекта. Одной из важнейших и загадочных проблем, с которой связаны глубокие методоло

Абсолютные эталоны в теории калибровочных полей
При анализе парадокса измерения («чему равна длина единицы длины?») речь шла о том, что для физических измерений и физических законов безразличен выбор масштаба меры длины. С этим обстоятельством с

Многомерный мир наблюдения
Рассмотренные выше примеры неустранимости абсолютов из физической теории подводят нас к мысли о необходимости осмысления способа существования субъекта опыта в объективном мире. В этой связи будет

Опыт и время в науках о природе
Анализируя ряд методологических и гносеологических проблем классического и современного естествознания, я стремился показать, что факт существования знания об объекте природы связан с условием, сог

Полисубъектность и объективность познания
В литературе уже обращалось внимание на тесную связь между воспроизводимостью опыта в классической науке и возможностью «вытеснения» субъекта познания из природы, из результатов познания, т. е. воз

Типы трансцендирования субъекта
Представление о «выталкивании» субъекта из мира может быть детализировано в классификации трансцендирования. В качестве основания классификации возьмем всеобщие формы бытия — пространство и время.

Творчество и знание
Основная идея данного параграфа состоит в том, что представление о творчестве необходимо включает в себя представление о возникновении субъекта знания. Обычно, когда рассматривается научное творчес

Спонтанность и необратимость познания
Известное положение Маркса, что человек может существовать по меркам любого вида, наличествующего в мире, означает, что для человека ни одна из внешних мер бытия не является его собственной. Напрот

Проблематичность человеческого бытия
Здравый смысл относится к знанию как к тому, что может быть получено от кого-то или чего-то. Платон считал, что источником, хранящим истинное знание, является мир идей. Воспоминанием мы проясняем в

Экзистенциальный смысл познания
Концепция возникновения сознания и знания как экзистенциального события в мире требует более детальной проработки. В этом плане весьма интересна работа А. В. Ахутина «Открытие сознания». Саму работ

Мистика и творчество
Рассмотренные акты творческого мышления напоминают описания мистического опыта сознания. Это неслучайно. Традиция мистицизма связана с анализом духовных актов «высшего» порядка. Я солидарен с тем п

Абсолютность субъекта
Анализируя познание как творчество, мы сталкиваемся с необходимостью осмысления абсолютности небытия. При этом, однако, необходимо преодолеть ряд живучих предрассудков. Одним из таких пред

Символичность субъекта
Связанное с возникновением символа изменение сознания нельзя трактовать лишь как продукт деятельности самосознания. Новое «видение» действительности не является необходимым результатом, продуктом и

СМЫСЛ. КУЛЬТУРА. ЗНАНИЕ
В предыдущей главе было показано: условием возможности возникновения нового знания о мире является возникновение символического субъекта, существование которого не имеет признаков бытия в мире. Сим

Символ и понятие
Теперь мы можем дать интерпретацию образования символа как образования понятия величины. Поскольку символ есть выражение смысла реальных образцов-эталонов, то выражение этого небытийного смыслового

Культура и предрассудочные формы сознания
Полученный вывод о символической природе эталона имеет принципиальное значение для разрешения ряда логических парадоксов, связанных с чисто объективной интерпретацией измерительных процедур, не учи

Типы культуры в науке
Анализ генезиса эталонов как предметных норм показал их символическую функцию, признание которой необходимо для понимания роли предметных норм в отношениях человека к миру. Речь шла о предметных но

Семиозис эмпирического закона
Как уже отмечалось, предметные артефакты являются формами существования субъекта знания в мире. Подобные артефакты имеют знаковую природу. Их функционирование как знаков позволяет осмыслить логику

Законы науки и законы свободы
Предметные нормы двойственны, они соединяют в себе бытие природное и символическое. Анализ происхождения и функционирования норм показывает, что они являются связующим звеном между смыслом символа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги