рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Абсолютная система отсчета в теории относительности

Абсолютная система отсчета в теории относительности - раздел Философия, СВОБОДА И ЗНАНИЕ С Возникновением Специальной Теории Относительности А. Эйнштейна Появилась Во...

С возникновением специальной теории относительности А. Эйнштейна появилась возможность говорить об относительности существования таких свойств, которые в классическом естествознании рассматривались как «первичные». Локковская теория «первичных» и «вторичных» качеств обосновывала классическое представление о существовании вещей самих по себе. «Вторичные» качества относительны. Цвет, вкус, запах и т. п. относительны к наблюдателю. Такие же качества, как вес, форма, размер и др., относятся к «первичным». «Первичные» качества безотносительны. Отсюда, кстати, представление о том, что изменение «первичных качеств означает изменение самой вещи, и наоборот.

В теории относительности А. Эйнштейна относительными стали и «первичные» качества. Это касается фигуры и размера предмета. Понятие одновременности также стало относительным. Обращение к теории относительности связано для нас с интересом к тем ограничениям, которые накладывает теория относительности на возможности наблюдения и измерения. Прежде всею отметим, что ограничение касается возможности классического наблюдателя находиться одновременное в любом месте пространства. Наблюдатель в теории относительности оказывается жестко привязанным к системе отсчета. Без этой привязки описываемые теорией результаты наблюдений не могут быть адекватно и непротиворечиво интерпретированы.

В классической механике фундаментальной идеей является идея дальнодействия, связанная с представлением об абсолютности одновременности двух событий. Любые два события, происходящие одновременно в одной системе отсчета, будут одновременными и в любой другой системе отсчета. Это даст возможность связывать в сознании два события как происходящие одновременно независимо от того, кто и как их наблюдает, т. е. интерпретировать временную связь двух событий как объективную. Данная связь имеет нефизический характер. Действительно, если понимать эту связь как физический процесс, то мы должны предположить, что существует способ синхронизации часов, находящихся в разных точках пространства. Все часы в разных точках пространства должны идти как одни часы. Этого можно добиться, посылая информацию из одной точки пространства в другую. Информация может идти с какой угодно скоростью, так что гарантировать синхронизацию часов можно лишь при условии, что скорость информационного сигнала равна бесконечности. Другого универсального способа обмена информацией в классической физике нет. Но сигнал, распространяющийся с бесконечной скоростью, находится одновременно в любой точке своей траектории. Благодаря такому способу синхронизации все точки пространства уже соединены друг с другом протяженными линиями, так что владение информацией о событии в одной точке линии означает владение ею в любых других точках линии. В этом суть идеи дальнодействия. Мы не имеем никаких объективных оснований (даже в рамках классической механики) считать этот принцип физическим и отражающим природу. Однако этот принцип является условием возможности наблюдения и постановки осмысленного эксперимента в классической физике.

Теория относительности строилась Эйнштейном на идее близкодействия, содержавшейся в теории электромагнетизма Максвелла и отраженная в уравнениях, содержащих частные производные. Согласно этой идее никакая информация о физическом событии не может быть передана со скоростью, превышающей скорость света. В соответствии с этим принципом субъект ограничен в своих возможностях наблюдать и непротиворечиво мыслить два события, которые одновременны в одной системе отсчета и не одновременны в другой. Всякий начинающий изучать релятивистскую теорию испытывает огромные трудности в необходимости следовать указанному ограничению. Со временем сознание вырабатывает привычку не представлять себя (наблюдателя) как присутствующего одновременно во всех системах отсчета. Указанные трудности связаны с необходимостью мыслить события физического мира не только в пространстве, но и во времени. Принцип близкодействия накладывает ограничения на самосознание наблюдателя, так что субъект не должен мыслить себя как присутствующего повсюду в пространстве мира. Субъект сознательно локализует свое присутствие в пределах так называемого светового конуса, внутри которого расположены события прошлого и будущего, относительно которых информация может быть получена (пли сообщена) в настоящем (или из настоящего). Другие физические события, не содержащиеся в световом конусе, связанном с данной системой отсчета, не могут быть наблюдаемы. Эти ненаблюдаемые физические события могут быть доступны другому наблюдателю, связанному с другой системой отсчета. Здесь возникает проблема обмена информацией и возможности ее понимания. Необходим какой-то общий язык или средство, расшифровывающее информацию одного субъекта применительно к условиям наблюдения другого. Четырехмерное пространство-время, введенное Г. Минковским, представляет собой тот язык, с помощью которого осуществляется перевод информации с одних терминов наблюдения на другие. Необходимость коммуникации связана с признанием автономности каждого из субъектов наблюдения. Акт понимания требует примирения с этой автономностью «другого» и примирения с «его» видением физического события. Встать на точку зрения другого субъекта можно, лишь отказавшись от собственной частной позиции, от видения явлений из своей системы отсчета. Единство понимания «другого» и осознания своей собственной позиции как неустранимой и обязательной обеспечивается наличием у разных субъектов наблюдения одного универсального представления мира, которое и зафиксировано в теоретической модели пространства-времени Г. Минковского. Такой «образ» мира не может быть получен из данных наблюдения или их обобщения. Напротив, благодаря этому «априорному образу» получают смысл данные наблюдений «другого» субъекта для меня, моей системы отсчета. Существование в сознании каждого наблюдателя некоего универсального «априорного» представления о мире является условием осмысленности результатов наблюдений каждого из наблюдателей и возможности взаимопонимания между ними. В каждом из эмпирических субъектов существует как бы трансцендентальное Я, которое выступает условием возможности концептуального представления опыта и мира в контексте опыта. Отрицание такого Я ведет к субъективистским интерпретациям теории относительности[87]. Теория относительности показала новый вид относительности существования физических объектов, событий к эмпирическому субъекту, но в то же время она исходит из признания существования неэмпирического субъекта, который не привязан к какой-то системе отсчета, который не является каким-то наблюдаемым объектом в мире. В рассмотренном нами примере этот субъект выступает в форме математической модели. Его существование необходимо как условие объективного истолкования наблюдаемых физических явлений.

Таким образом, теория относительности, несмотря на свое название, не игнорирует абсолютное. Избавившись от некоторых абсолютов механики Галилея — Ньютона, теория Эйнштейна вводит другие абсолюты. К последним, например, относится то, что мы называем скоростью света. До-эйнштейновские представления об электромагнитном поле были основаны на концепции эфира как посредника взаимодействия зарядов и переносчика электромагнитного воздействия. Механистические представления об эфире противоречили, как известно, опытам Физо и Майкельсона — Морли. Эфир, как модель абсолютного пространства, являлся теоретическим представлением, необходимым в качестве логического основания в интерпретации опытов. Логическую функцию основания в теории Эйнштейна стало выполнять представление о поле. Электромагнитное поле не является механической инерциальной системой отсчета. Но по отношению к нему определяются характеристики механического движения тел. В частности, инерциальная система отсчета определяется тем, что в ней скорость света имеет в разных направлениях одну и ту же величину. Хотя электромагнитное поле не является абсолютной системой отсчета в ньютоновском смысле, но скорость распространения электромагнитного излучения не зависит от условий опыта и в этом плане обладает абсолютным характером, определяемым негативно. Эйнштейн писал: «...В предлагаемой теории не вводится наделенное особыми свойствами «абсолютно неподвижное пространство», а также ни одной точке пустого пространства, где происходят электромагнитные явления, не приписывается вектор скорости»[88]. Поэтому скорость света в действительности (или, по крайней мере, в смысле классической физики) не является скоростью. Однако через отношение к этой нескорости света определяются скорости движения механических тел. Данная абсолютная характеристика поля становится немыслимой в природе, если ей придают смысл эмпирически наблюдаемой скорости движения.

Первоначальный замысел Эйнштейна, что «призраки абсолютного движения и инерциальной системы координат могут быть исключены из физики[89]» на базе построения общей теории относительности, в полной мере не оправдался. Это связано с тем, что, как показано В. А. Фоком, нельзя утверждать вслед за Эйнштейном равноправность любых систем отсчета и невозможность отличить инерциальное и ускоренное движения[90]. Исследуя проблему относительности и абсолютности в теории относительности, А. М. Мостепаненко также показывает, что «...и общая, и специальная теория относительности содержит в себе и момент относительности, и момент абсолютности. Макроскопическая структура пространства-времени продолжает сохранять свойства абсолютности, и неудивительно, что не удается изжить из теории «призрак» абсолютного пространства и абсолютного движения»[91].

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СВОБОДА И ЗНАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "СВОБОДА И ЗНАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Абсолютная система отсчета в теории относительности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кант о трансцендентальном субъекте
Всякое бытие мы мыслим как определенное. Мы говорим о существовании материального, наделяя его такими признаками, как объективность, протяженность, временность и т. д. Конкретные виды материального

Онтологический поворот» в интерпретации трансцендентального
В послекантовской философии идея априоризма претерпевает вырождение, так как философы стремились к тому, чтобы раскрыть природу априорного. Своеобразие современной западной философии связа

Спонтанность трансцендентального
Основное внимание Кант уделял анализу условий познания и организации сознания. Сама способность мыслить не является для него проблемой. Тем не менее в тексте работ Канта мы находим попытки онтологи

Трансцендентальное как свобода
Учение Канта о трансцендентальном субъекте содержит представление о том, что спонтанное существование есть свобода. Все то, что основано на свободе, по Канту, есть сфера практического. В кантовском

Небытие трансцендентального Я
Кант писал: «Я МЫСЛЮ выражает акт определения моего существования. Следовательно, этим самым мое существование уже дано. Однако, способ, каким я должен определить его, т.е. полагать в себе многообр

Парадоксы относительности бытия субъекта в квантовой физике
Если мы обратимся к квантовым и квантово-релятивистским теориям, то нам откроются новые аспекты проблемы бытия субъекта. Одной из важнейших и загадочных проблем, с которой связаны глубокие методоло

Абсолютные эталоны в теории калибровочных полей
При анализе парадокса измерения («чему равна длина единицы длины?») речь шла о том, что для физических измерений и физических законов безразличен выбор масштаба меры длины. С этим обстоятельством с

Многомерный мир наблюдения
Рассмотренные выше примеры неустранимости абсолютов из физической теории подводят нас к мысли о необходимости осмысления способа существования субъекта опыта в объективном мире. В этой связи будет

Опыт и время в науках о природе
Анализируя ряд методологических и гносеологических проблем классического и современного естествознания, я стремился показать, что факт существования знания об объекте природы связан с условием, сог

Полисубъектность и объективность познания
В литературе уже обращалось внимание на тесную связь между воспроизводимостью опыта в классической науке и возможностью «вытеснения» субъекта познания из природы, из результатов познания, т. е. воз

Типы трансцендирования субъекта
Представление о «выталкивании» субъекта из мира может быть детализировано в классификации трансцендирования. В качестве основания классификации возьмем всеобщие формы бытия — пространство и время.

Творчество и знание
Основная идея данного параграфа состоит в том, что представление о творчестве необходимо включает в себя представление о возникновении субъекта знания. Обычно, когда рассматривается научное творчес

Спонтанность и необратимость познания
Известное положение Маркса, что человек может существовать по меркам любого вида, наличествующего в мире, означает, что для человека ни одна из внешних мер бытия не является его собственной. Напрот

Проблематичность человеческого бытия
Здравый смысл относится к знанию как к тому, что может быть получено от кого-то или чего-то. Платон считал, что источником, хранящим истинное знание, является мир идей. Воспоминанием мы проясняем в

Экзистенциальный смысл познания
Концепция возникновения сознания и знания как экзистенциального события в мире требует более детальной проработки. В этом плане весьма интересна работа А. В. Ахутина «Открытие сознания». Саму работ

Мистика и творчество
Рассмотренные акты творческого мышления напоминают описания мистического опыта сознания. Это неслучайно. Традиция мистицизма связана с анализом духовных актов «высшего» порядка. Я солидарен с тем п

Абсолютность субъекта
Анализируя познание как творчество, мы сталкиваемся с необходимостью осмысления абсолютности небытия. При этом, однако, необходимо преодолеть ряд живучих предрассудков. Одним из таких пред

Символичность субъекта
Связанное с возникновением символа изменение сознания нельзя трактовать лишь как продукт деятельности самосознания. Новое «видение» действительности не является необходимым результатом, продуктом и

СМЫСЛ. КУЛЬТУРА. ЗНАНИЕ
В предыдущей главе было показано: условием возможности возникновения нового знания о мире является возникновение символического субъекта, существование которого не имеет признаков бытия в мире. Сим

Символичность предметных норм культуры
Эталон измерения является носителем информации о величине измеряемых им свойств вещей и явлений. С помощью эталона измеряемая величина представляется в форме другой, которую мы назовем экспонентом

Символ и понятие
Теперь мы можем дать интерпретацию образования символа как образования понятия величины. Поскольку символ есть выражение смысла реальных образцов-эталонов, то выражение этого небытийного смыслового

Культура и предрассудочные формы сознания
Полученный вывод о символической природе эталона имеет принципиальное значение для разрешения ряда логических парадоксов, связанных с чисто объективной интерпретацией измерительных процедур, не учи

Типы культуры в науке
Анализ генезиса эталонов как предметных норм показал их символическую функцию, признание которой необходимо для понимания роли предметных норм в отношениях человека к миру. Речь шла о предметных но

Семиозис эмпирического закона
Как уже отмечалось, предметные артефакты являются формами существования субъекта знания в мире. Подобные артефакты имеют знаковую природу. Их функционирование как знаков позволяет осмыслить логику

Законы науки и законы свободы
Предметные нормы двойственны, они соединяют в себе бытие природное и символическое. Анализ происхождения и функционирования норм показывает, что они являются связующим звеном между смыслом символа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги