рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мистика и творчество

Мистика и творчество - раздел Философия, СВОБОДА И ЗНАНИЕ Рассмотренные Акты Творческого Мышления Напоминают Описания Мистического Опыт...

Рассмотренные акты творческого мышления напоминают описания мистического опыта сознания. Это неслучайно. Традиция мистицизма связана с анализом духовных актов «высшего» порядка. Я солидарен с тем подходом к оценке и анализу мистического опыта, который связан с попыткой раскрыть рациональный смысл этого опыта. Я согласен, например, с мнением киевского философа А. К. Шевченко, что «этот феномен представляет собой совершенно самостоятельный вид «духовного делания», по структуре своего опыта существенно отличающийся как от классической мудрости, так и от религиозности»[157]. Заслуживает внимания попытка представить в обобщенной форме некоторые отличительные черты мистического опыта, что позволяет раскрыть рациональный смысл этого вида «духовного делания».

Первая заключается в том, что этот опыт связан с онтологией, характеризующейся отношением сакральное — профанное. Практической реализацией этой онтологии является повторение архетипического действия. Этот опыт позволяет достигать, например, в процессе медитации особого ритуального «знания-состояния», которое выступает «в качестве антитезы дискурсивно-доказательному интеллектуальному знанию»[158]. Особенностью такого рода знания-состояния является, согласно мистикам, то, что знание здесь выступает силой, могущей непосредственно воздействовать на реальность. Другой характерной чертой является то, что мистически достигаемое знание является безобъектным, безымянным, беспредикатным. Сосредоточенность не на внешних предметах, а на самопознании означает отсутствие знания «о». Онтологии бытия противопоставляется онтология небытия или «ничто». Это отмечается и А. К. Шевченко: «Отвергаются все субстанциональные предикаты Вещей, ...объявляются ложными все Имена, фиксирующие эту субъектно-предикатную определенность»[159]. Из этого следует третья особенность: идеал состояния недеяния. Еще одной особенностью является то, что автор называет «измененным состоянием сознания»[160]. Это состояние просветления П. Флоренский характеризовал как «восхищение» души, поскольку это состояние переживается как захваченность души некой силой[161]. Наконец, мистический опыт стремится оказаться «по ту сторону добра и зла». Традиционно этическая ориентация предполагает подведение действий человека под рационально оформленный императив. Императив не предусматривает всех возможностей поведения человека. Мистический опыт предполагает возможность выведения человека за пределы регламентации, обязанностей, стандартов поведения. Так что этика мистицизма направлена против этики самообуздания посредством внешних правил.

Тот опыт души, который традиционно называется мистическим, есть по сути опыт ее пробуждения, рождения заново. Подобный опыт оказывается необходимым в тех ситуациях, которые ранее были определены как проблематические относительно бытия человека в мире «добра и зла». Как считал известный немецкий мистик Мейстер Экхарт, в этом опыте творения, самосозидания души осуществляется Бог[162]. Па наш взгляд, мистика ценна тем, что стремится осмыслить своими, разумеется, средствами процесс творчества и опыта рождения субъекта знания. Творческое познание (в том числе и в науке) сродни мистическому опыту: его можно повторить, но готовых правил для этого нет; душа, сознание рождаются каждый раз заново.

Одним из немногих в существующей литературе описаний акта рождения души являются глубокие наблюдения П. Флоренского над своим опытом сознания. В этих воспоминаниях рождение предстает как способ разрешения трагического состояния сознания, связанного с переживанием проблематичности существования разумной личности. Эти воспоминания отражают практически все черты мистического опыта, которые были отмечены выше. Предваряющие акт «рождения» состояния П. Флоренский характеризует как «тайную неудовлетворенность», «необъяснимую и беспредметную тоску». «Между мною и мною, — писал П. Флоренский, — залегало чуждое мне, но непреодоленное, научное мировоззрение, миропонимание»[163]. События душевной жизни, непосредственно предшествовавшие акту «восхищения» души словом «Бог», он вспоминает так: «Мне была невыносима какая бы то ни было вещь в моей комнате, а в особенности — на столе, даже книга. Так вот... я спал глубоким сном, похожим на обморок... Сильным было мистическое переживание тьмы, небытия, заключенности. Я испытывал огромное страдание, которое подавляло меня, хотя тут не было каких-либо учитываемых причин сознавать свою гибель и свою смерть. Это было как самоощущение заживо погребенного, когда над ним лежат целые версты черной непроницаемой земли. ...Я ощущал также бессильными все свои интересы, занятия. Не то, чтобы появилось какое-либо сомнение в правильности или неправильности физики и всего прочего, даже в самой природе. Нет, все это просто осталось по ту сторону чего-то, мне необходимого, стало необсуждаемым, лишенным какого бы то ни было жизненного значения, тряпками, которых не станешь ни хвалить, ни порицать при агонии. ...Я ощутил бессилие всего, занимавшего меня до тех нор, в той, новой для меня, области мрака, куда я попал. Тут свои потребности, свои страдания. Очевидно, должны быть и свои средства, и свои радости. Непосредственным чувством я искал их, но не находил; бросался к выходам, но наталкивался на стены и путался в подземельях и проходах. Мною овладело безвыходное отчаяние, и я сознал окончательную невозможность выйти отсюда, окончательную отрезанность от мира видимого. (И вот наступает кульминация. — И. Н.). В это мгновение тончайший луч, который был не то незримым светом, не то—неслышанным звуком, принес имя — Бог. Это не было еще ни осияние, ни возрождение, а только весть о возможном свете. Но в этой вести давалась надежда и вместе с тем бурное и внезапное сознание, что — или гибель, или спасение этим именем и никаким другим. Я не знал, ни как может быть дано спасение, ни почему. Я не понимал, куда я попал и почему тут бессильно все земное. Но лицом к лицу предстал мне новый факт, столь же непонятный, как и бесспорный: есть область тьмы и гибели, и есть спасение в ней.

Этот факт открылся внезапно, как появляется на горах неожиданно грозная пропасть в прорыве моря тумана. Мне это было откровением, открытием, потрясением, ударом.

От внезапного этого удара я вдруг проснулся, как разбуженный внешней силой, и, сам не зная для чего, но, подводя итог всему пережитому, воскликнул на всю комнату: «Нет, нельзя жить без Бога!»

...Пережитое во сне было сильно, но слишком глубоко, в точном значении этого слова, и поэтому не имело себе никакой формулы. Когда же эта последняя сказалась, то естественно возникло чувство неожиданности, несмотря на внутреннее признание этой формулы, как выражающей пережитое»[164].

Описанный пример мистического опыта, традиционно называемого мистическим, характерен, как нам представляется, вообще процессу возникновения нового знания и — через него —субъекта знания, видящего мир иначе, чем до этого опыта. Негативная оценка мистического опыта, отрицающая его продуктивное значение, связана с тем, что он выводит человека из своего бытия в мире в некое неопределенное «ничто». Это небытие интерпретировалось апофатическим богословием как Бог. Да и могло ли быть иначе, когда цель богословских сочинений была заранее предопределена. Важнее, на мой взгляд, присмотреться к тому, как рассматривается Бог-небытие. Если, к примеру, взять сочинение Николая Кузанского «Об ученом незнании», то там Бог трактуется как единство творящего и творимого, причины и следствия. Искусство творения, сосредоточенного в уме Творца, не описывается чертами созданных им произведений. «В области видимого нет ничего, кроме цвета, — разъясняет эту мысль Николай Кузанский, — зрение не от области видимого; зрение не имеет цвета»[165]. Бог подобен этому зрению, которое само бесцветно. Бог непричастен к любым определениям нашего ума, почерпнутым из мира «сотворенного». Поэтому, согласно Николаю Кузанскому, Бог как небытие может быть постигнут только незнанием. Это небытие характеризуется единством, единственностью, неделимостью, бесконечностью и вечностью и выступает абсолютной и истинной мерой всех сотворенных вещей. С нерелигиозной точки зрения Бог может быть понят как одно из имен небытия. Тогда анализ мистического опыта ценен как исследование акта рождения творящего духа.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СВОБОДА И ЗНАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "СВОБОДА И ЗНАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мистика и творчество

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кант о трансцендентальном субъекте
Всякое бытие мы мыслим как определенное. Мы говорим о существовании материального, наделяя его такими признаками, как объективность, протяженность, временность и т. д. Конкретные виды материального

Онтологический поворот» в интерпретации трансцендентального
В послекантовской философии идея априоризма претерпевает вырождение, так как философы стремились к тому, чтобы раскрыть природу априорного. Своеобразие современной западной философии связа

Спонтанность трансцендентального
Основное внимание Кант уделял анализу условий познания и организации сознания. Сама способность мыслить не является для него проблемой. Тем не менее в тексте работ Канта мы находим попытки онтологи

Трансцендентальное как свобода
Учение Канта о трансцендентальном субъекте содержит представление о том, что спонтанное существование есть свобода. Все то, что основано на свободе, по Канту, есть сфера практического. В кантовском

Небытие трансцендентального Я
Кант писал: «Я МЫСЛЮ выражает акт определения моего существования. Следовательно, этим самым мое существование уже дано. Однако, способ, каким я должен определить его, т.е. полагать в себе многообр

Абсолютная система отсчета в теории относительности
С возникновением специальной теории относительности А. Эйнштейна появилась возможность говорить об относительности существования таких свойств, которые в классическом естествознании рассматривались

Парадоксы относительности бытия субъекта в квантовой физике
Если мы обратимся к квантовым и квантово-релятивистским теориям, то нам откроются новые аспекты проблемы бытия субъекта. Одной из важнейших и загадочных проблем, с которой связаны глубокие методоло

Абсолютные эталоны в теории калибровочных полей
При анализе парадокса измерения («чему равна длина единицы длины?») речь шла о том, что для физических измерений и физических законов безразличен выбор масштаба меры длины. С этим обстоятельством с

Многомерный мир наблюдения
Рассмотренные выше примеры неустранимости абсолютов из физической теории подводят нас к мысли о необходимости осмысления способа существования субъекта опыта в объективном мире. В этой связи будет

Опыт и время в науках о природе
Анализируя ряд методологических и гносеологических проблем классического и современного естествознания, я стремился показать, что факт существования знания об объекте природы связан с условием, сог

Полисубъектность и объективность познания
В литературе уже обращалось внимание на тесную связь между воспроизводимостью опыта в классической науке и возможностью «вытеснения» субъекта познания из природы, из результатов познания, т. е. воз

Типы трансцендирования субъекта
Представление о «выталкивании» субъекта из мира может быть детализировано в классификации трансцендирования. В качестве основания классификации возьмем всеобщие формы бытия — пространство и время.

Творчество и знание
Основная идея данного параграфа состоит в том, что представление о творчестве необходимо включает в себя представление о возникновении субъекта знания. Обычно, когда рассматривается научное творчес

Спонтанность и необратимость познания
Известное положение Маркса, что человек может существовать по меркам любого вида, наличествующего в мире, означает, что для человека ни одна из внешних мер бытия не является его собственной. Напрот

Проблематичность человеческого бытия
Здравый смысл относится к знанию как к тому, что может быть получено от кого-то или чего-то. Платон считал, что источником, хранящим истинное знание, является мир идей. Воспоминанием мы проясняем в

Экзистенциальный смысл познания
Концепция возникновения сознания и знания как экзистенциального события в мире требует более детальной проработки. В этом плане весьма интересна работа А. В. Ахутина «Открытие сознания». Саму работ

Абсолютность субъекта
Анализируя познание как творчество, мы сталкиваемся с необходимостью осмысления абсолютности небытия. При этом, однако, необходимо преодолеть ряд живучих предрассудков. Одним из таких пред

Символичность субъекта
Связанное с возникновением символа изменение сознания нельзя трактовать лишь как продукт деятельности самосознания. Новое «видение» действительности не является необходимым результатом, продуктом и

СМЫСЛ. КУЛЬТУРА. ЗНАНИЕ
В предыдущей главе было показано: условием возможности возникновения нового знания о мире является возникновение символического субъекта, существование которого не имеет признаков бытия в мире. Сим

Символичность предметных норм культуры
Эталон измерения является носителем информации о величине измеряемых им свойств вещей и явлений. С помощью эталона измеряемая величина представляется в форме другой, которую мы назовем экспонентом

Символ и понятие
Теперь мы можем дать интерпретацию образования символа как образования понятия величины. Поскольку символ есть выражение смысла реальных образцов-эталонов, то выражение этого небытийного смыслового

Культура и предрассудочные формы сознания
Полученный вывод о символической природе эталона имеет принципиальное значение для разрешения ряда логических парадоксов, связанных с чисто объективной интерпретацией измерительных процедур, не учи

Типы культуры в науке
Анализ генезиса эталонов как предметных норм показал их символическую функцию, признание которой необходимо для понимания роли предметных норм в отношениях человека к миру. Речь шла о предметных но

Семиозис эмпирического закона
Как уже отмечалось, предметные артефакты являются формами существования субъекта знания в мире. Подобные артефакты имеют знаковую природу. Их функционирование как знаков позволяет осмыслить логику

Законы науки и законы свободы
Предметные нормы двойственны, они соединяют в себе бытие природное и символическое. Анализ происхождения и функционирования норм показывает, что они являются связующим звеном между смыслом символа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги